Сельский туризм в РФ: тенденции и перспективы развития

Волков С.К.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 6 (17), Декабрь 2012

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18303671
Цитирований: 157 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Туризм оказывает значительный эффект на экономическое и социальное развитие сельской территории, поэтому развитие индустрии туризма становится приоритетной экономической задачей муниципальных образований. В настоящей работе проведен SWOT-анализ, определяющий потенциал индустрии туризма Российской Федерации в сегменте агротуризма. Выявлены основные проблемы отрасли и намечены пути их решения.

Ключевые слова: стратегия развития, агротуризм, конкурентоспособность территории, сельское предпринимательство



В соответствии с концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации «Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика», одним из основных условий перехода российской экономики к социально ориентированному типу хозяйствования является создание условий для повышения качества жизни населения, в том числе за счёт развития инфраструктуры индустрии туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности национальных туристских услуг [5].

Российская Федерация обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. На её территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные события. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов и комплексов, пользующихся большой популярностью у российских и иностранных туристов. Наличие разнообразных туристско-рекреационных ресурсов страны позволяет развивать практически все виды туризма, в том числе рекреационный (пляжный), культурно-познавательный, деловой, активный, оздоровительный и экологический туризм, а также морские и речные круизы, сельский туризм и др.

Проведённый анализ реализованных и потенциальных возможностей российской туристской индустрии позволяет сделать вывод о том, что имеющийся значительный туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере. В 2011 г. Российскую Федерацию посетили 22,7 млн. иностранных граждан [7], из которых только 18% прибыли с туристскими целями, тогда как согласно прогнозу Всемирной туристской организации, являющейся специализированным учреждением ООН, Россия при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры способна принимать в год до 40 млн. иностранных туристов.

В России существует большой потенциал для развития различных видов туризма. Однако, к большому сожалению, развитие идет весьма медленно и не системно. Одним из приоритетных, на взгляд автора, видов туризма, на который необходимо сделать ставку в процессе развития данной индустрии и привлечения дополнительного числа туристов (в том числе и иностранных), является сельский туризм (агротуризм). Для России это направление может стать одним из важных источников получения доходов для сельских территорий и рыночной нишей для многих сельских предпринимателей.

Сельский туризм является относительно новым и перспективным направлением, позволяющим горожанам приобщиться к традиционному укладу жизни сельских жителей. Суть данного вида туризма заключается в отдыхе в сельской местности, где всё организационное обеспечение проживания туристов (в том числе питание, досуг, обслуживание и др.) берёт на себя принимающая семья. Сельский туризм представляет возможности отдыха для тех, кто по каким-либо причинам иные виды туризма позволить себе не может. Его привлекательными чертами являются чистый воздух, домашняя атмосфера, нетронутая природа, натуральные продукты, тишина и неторопливый быт. По оценкам специалистов, потенциальный ежегодный спрос на указанный вид туризма составляет около 600 тыс. человек [6].

В мировой практике в сельской местности, наряду с развитием сельскохозяйственной деятельности, источником дополнительных доходов становятся сферы неаграрной занятости населения, в частности сельский туризм. Начиная с 1972 г. агротуризм выделен в отдельную отрасль экономики. В странах Западной Европы сельский туризм характеризуется устойчивым развитием с начала 1960-х гг. В настоящее время это явление повсеместное, хотя региональные модели функционирования данного вида дестинаций существенно различаются [3].

Сегодня сельский туризм развивается весьма быстрыми темпами и в некоторых странах привлекает значительную часть иностранных туристов. В качестве примеров можно назвать Италию, Ирландию, Францию, Швейцарию, Скандинавские страны, Испанию — эти страны являются признанными лидерами по сельскому туризму в Европе, прибыль от которого составляет сотни миллионов долларов [1].

Исторически сельский туризм в Европе стал интенсивно развиваться в 1950-1960-х гг. как реакция на стремительный отток сельских жителей в города. В этой связи, в аграрном секторе стал наблюдаться процесс резкого снижения количества занятых, а как следствие ухудшения уровня жизни. Агротуризм был призван сформировать альтернативный вид трудовой занятости и предпринимательства в сельской местности и стать источником заработка сельских домохозяйств.

В ряде государств агротуризм является одним из ведущих направлений туротрасли, что находит отражение в национальных концепциях развития туризма. Так, сельский туризм Франции представлен Национальной организацией домов отдыха и зеленого туризма (Мaison des Gites de Franse et du Tourisme Vert). Эта организация предоставляет отдых, сертифицированный по высоким национальным стандартам сервиса. Ежегодно страну посещают 7 млн. туристов, которые предпочитают отдых в сёлах. Во Франции разработана и реализуется программа детского отдыха в сельской местности во время школьных каникул. Дети в возрасте от 3 до 13 лет размещаются в семьях, знакомятся с сельским подворьем (ягнятами, поросятами, кроликами), занимаются активными играми на природе со своими сельскими ровесниками, ходят в походы. Они имеют также возможность изучать народные танцы, художественные промыслы, фольклор края, иностранные языки. Качество отдыха контролируется и сертифицируется DDАSS — Министерством охраны здоровья и социального обеспечения и Министерством молодёжи и спорта [2].

Серьёзную конкуренцию Франции на рынке агротуристических услуг Западной Европы составляет Испания, где количество иностранных туристов, пользующихся этими услугами (ежегодно около 1,2 млн чел.), превышает внутренние агротуристические потоки. В Испании более 5000 вариантов отдыха в сельской местности. Одновременно в стране могут разместиться почти 27000 агротуристов. Примерная стоимость проживания в агротуристическом секторе составляет 25–120 долл. США с человека за ночлег [2].

В Польше действует специальная образовательная программа «Зелёные школы», предполагающая обязательное двухнедельное пребывание городских детей в деревне, в специализированных агротуристических хозяйствах. Такой отдых даёт ребятам возможность не только отдохнуть, но и познакомиться с сельским образом жизни, пройти специальное обучение. В хозяйствах разрабатывают специальные обучающие курсы. Один из них — «От зёрнышка до буханки» — предполагает участие детей в производстве хлеба (помол зерна на ветряной мельнице, замешивание теста и выпечка хлеба) [2].

Международная практика развития агротуризма свидетельствует о высокой социально-экономической значимости данного вида сельского предпринимательства для обеспечения конкурентоспособности сельских территорий в процессе создания добавленной стоимости туристского продукта. Развитие сельского предпринимательства способствует снижению социальной напряженности в сельских местностях путём создания дополнительных рабочих мест.

Следует отметить, что в последние годы данный вид туризма стал активно развиваться и в России, а именно Алтайском крае, Калининградской, Ленинградской и Псковской областях, Краснодарском крае, республике Башкортостан. Специалисты турбизнеса не устают предсказывать небывалый размах развития сельского туризма, для которого в России есть огромные ресурсы.

Развитие сельского туризма между Москвой и Санкт-Петербургом чрезвычайно перспективно. Наличие большого числа покинутых и разрушенных деревень говорит о большой инвестиционной привлекательности региона, ведь эти земли так и остались поселковыми и в них значительно проще разместить этнографические деревни — гостевые комплексы.

В Ярославской области, есть целые деревни, в которых все желающие могут получить мастер-класс по различным народным промыслам. В Псковской области большой популярностью пользуется деревня, где есть огромная баня вместимостью 30 человек. Иностранные туристические группы заезжают сюда по дороге из Питера в Москву. По своей популярности этот туристический объект может конкурировать с национальными музеями [4].

Жители Углича активно создают различные частные музеи — кукол, водки, чайников — список предметов показа весьма разнообразен и количество таких музеев в городе уже более 30. Наверняка, подобную возможность имеет каждое село. Главное — позиционировать своё дело как туристический объект и проводить активное продвижение, привлекая потенциальных партнеров и клиентов. Доход будет зависеть от усилий и фантазии, ведь туризм — это продажа новых впечатлений и положительных эмоций [4].

Агротуризм в Росси может и должен стать привлекательным видом предпринимательской деятельности на территории сельской местности. Актуальность этого вида деятельности проявляется в его воздействии как на экономику, так и на решение социально-культурных проблем села.

Мультипликативно сельский туризм, особенно в условиях реализации целевых программ развития, оказывает позитивное влияние на сохранение и развитие сельских территорий, рациональное использование их ресурсного потенциала, стимулирует развитие личных подсобных хозяйств, расширяя спрос на экологически чистые, натуральные продукты питания, а также обустройство сельских территорий, сельское строительство, народные промыслы, культуру и самобытность, т.е. в целом на решение социально-экономических проблем сельских территорий, прежде всего проблем занятости населения сельской местности [2, c. 287]. Всё это в конечном итоге влияет на уровень конкурентоспособности сельских территорий, проявляющейся в повышении уровня благосостояния жителей.

Для увеличения доли малого и среднего предпринимательства в структуре сельского туризма, а как следствие для комплексного развития сельских территорий, необходимо предпринять комплекс мер для привлечения инвестиций в укрепление туристской инфраструктуры села. Необходимо создание системы стратегического планирования развития туризма в сельской местности. Речь идёт не только о разработке федеральной целевой программы по развитию сельского туризма, а прежде всего о необходимости разработки и реализации программ социально-экономического развития муниципальных образований всех уровней — от сельского поселения до района и городского округа. Для создания комплексной стратегии развития сельского туризма на территории РФ, с чётким индикативным механизмом реализации, необходимо достоверно определить уровень состояния и перспективы развития данного сегмента туристского рынка. Для этой цели, в рамках данного исследования, был проведен SWOT-анализ сегмента сельского туризма в РФ.

На основе проведенной оценки состояния данного сегмента российского туристского рынка были определены возможности и ограничения, преимущества и недостатки при формировании стратегии развития сельского туризма (табл. 1).

Таблица 1

SWOT-анализ сельского туризма РФ

Преимущества (сильные стороны)
Недостатки (слабые стороны)
Высокий сельскохозяйственный потенциал страны Высокий природно-рекреационный потенциал Наличие культурных и исторических памятников не только федерального, но и мирового значения Наличие общественных и коммерческих организаций, которые могут содействовать развитию туризма в сельской местности Многоотраслевая направленность крестьянских и личных подсобных хозяйств Низкий уровень развития туристской инфраструктуры в сельской местности Слабая система продвижения турпродуктов на внутреннем и международном туристских рынках Отсутствие узнаваемости и привлекательности образа сельских регионов (отсутствие узнаваемого бренда) Отсутствие отраслевой статистики, обеспечивающей информационную и управленческую поддержку развития индустрии туризма Низкий уровень подготовки туристских кадров Незначительный объём инвестиций Несовершенство законодательства, связанное с вопросами выделения земельных участков для туристско-рекреационных нужд Отсутствие специальных программ поддержки для жителей сельской местности, желающих начать предпринимательскую деятельность в сфере туризма
Возможности
Угрозы
Рост доходов местного населения и регионов в целом Создание дополнительных рабочих мест Развитие малого предпринимательства на селе Оживление объектов социальной инфраструктуры села Привлечение иностранных туристов Растущая конкуренция среди туристских рынков стран ближнего и дальнего зарубежья Несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей туристскую отрасль Снижение спроса платежеспособного населения вследствие сокращения доходности основных отраслей экономики Риск снижения туристского потока при ухудшении криминогенной обстановки в стране Социально-экономическая и политическая дестабилизация в стране Ухудшение экологической обстановки Потеря туристского рынка из-за низкого уровня туристского сервиса на селе
Источник: авторский

Представленный SWOT-анализ показал, что, безусловно, Российская Федерация обладает богатым природно-рекреационным ресурсом для развития сельского туризма. Однако очевидно, что существуют комплексные проблемы в сфере развития данного вида туризма, которые носят острый и системный характер. Существующих проблем намного больше, чем предпосылок для поступательного развития данного направления туристского рынка РФ. Для их решения необходимы новый подход и программно-целевой метод, позволяющий повысить конкурентоспособность сельских территорий, удовлетворить растущий спрос на качественные туристские услуги и обеспечить условия для устойчивого развития туризма на селе.

Сравнивая слабые стороны сегмента сельского туризма и возможности, имеющиеся на российском рынке туристических услуг, можно сделать следующие выводы: существующая система управления, законодательная база, маркетинговая система продвижения сельского турпродукта, кадровый, инвестиционный потенциал и инфраструктура туристической отрасли на селе не позволяют в полной мере реализовать возможности, имеющиеся у России для развития агоротуризма. При существующем положении дел будет сложно рассчитывать на активное развитие сельского туризма, что естественным образом отразиться как на уровне развития тур отрасли, так и на уровне конкурентоспособности сельских территорий.

Для реализации имеющихся возможностей РФ в сегменте сельского туризма нужно создать необходимые условия для развития индустрии туризма, а именно:

  • создание законодательной базы регулирования рынка сельского туризма;
  • формирование образа России как территории, привлекательной для внутреннего и въездного сельского туризма;
  • обеспечение целевого финансирования и господдержки малых предпринимателей, заинтересованных в развитии сельского туризма;
  • поддержка охраны памятников природы, культуры и истории в рамках областных целевых программ;
  • развитие туристской инфраструктуры в муниципальных образованиях;
  • стимулирование развития малого бизнеса для оказания сопутствующих туризму сервисных услуг;
  • разработка учебных программ для подготовки кадров для сельского туризма и сопутствующих отраслей;
  • поддержка продвижения региональных сельских туристских продуктов на внутреннем и международном туристских рынках;
  • проведение дифференцированной политики на внутреннем туристском рынке в отношении социальных групп;
  • стимулирование инвестиций в развитие внутреннего сельского туризма.
  • Наша страна обладает колоссальными ресурсами для развития сельского туризма. При правильном подходе к организации и продвижению сельского турпродукта, Россия может рассчитывать на значительные социально-экономические дивиденды. Сельский туризм может стать самоорганизующейся системой, способной решать основные социально-экономические проблемы села. В целом, развитый сегмент сельского туризма положительно отразится на конкурентоспособности сельских территорий и будет способствовать:

  • обеспечению занятости сельского населения (в первую очередь для молодежи);
  • повышению уровня доходов сельского населения;
  • развитию социальной и инженерной инфраструктуры сельской территории;
  • диверсификации сельской экономики;
  • способствовать возрождению русской деревни;
  • сбыту продукции личных подсобных хозяйств;
  • остановке миграции сельского населения в города;
  • снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду (в прибрежных районах, путём переключения туристских потоков с прибрежных на сельские районы).

  • Источники:

    1. Горчаков Я.В. Агротуризм в Европе и США: опыт фермеров // Вестник овощевода. ‒ 2009. ‒ № 3. – С. 39.
    2. Кундиус В.А., Чермянина В.В. Проблемы и перспективы агротуризма в регионе // Известия Алтайского государственного университета. ‒ 2011. ‒ № 2. – С. 289.
    3. Мозгунов Н.А. Сельский туризм как фактор развития территории (на примере Орловской области) // Региональные исследования. ‒ 2010. ‒ № 2. – С. 69.
    4. Сельский туризм [Электронный ресурс]. – [2012]. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140272/
    5. «Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика» [Электронный ресурс]. – [2012]. – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/Docs/2011 /2011d153-doklad.pdf
    6. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма В Российской Федерации (2011-2018 годы)» [Электронный ресурс]. – [2012]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/pril/60/73/76/ 644_fcp.pdf
    7. Tourism highlights, 2012 edition. – Madrid: UNWTO, 2012. – Р. 7.

    Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:53:27