Многофункциональность транспортного обслуживания в сфере туризма: инновационно ориентированный подход

Минин Е.В.1
1 Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 1 (Январь 2025)

Цитировать:
Минин Е.В. Многофункциональность транспортного обслуживания в сфере туризма: инновационно ориентированный подход // Экономика, предпринимательство и право. – 2025. – Том 15. – № 1. – doi: 10.18334/epp.15.1.121838.

Аннотация:
В статье рассмотрены проблемные вопросы инновационного развития транспортной транспортного обслуживания. Актуализация данной темы связана с одним из критичных аспектов, необходимостью создания эффективной, доступной и инновационной транспортной инфраструктуры в туристских регионах, что подразумевает интеграцию различных видов транспорта, включая современные цифровые технологии в области транспортного обслуживания. Когда транспортные системы эффективны, они представляют экономические и социальные возможности и выгоды, которые приводят к положительному мультипликативному эффекту, например, к такому как инвестиции. Когда транспортные системы не действенны, они могут иметь экономические издержки такие как снижение качество жизни и потеря туристской привлекательности. В данной работе представлен обзор новых критериев инновационного обеспечения транспортной доступности туристских регионов, на которые следует обратить внимание из-за негативных воздействий туризма на развитие транспортной доступности. Представленный в статье новый подход внесет необходимые изменения и трансформирует транспортное обслуживание в сфере туризма. Исследования по тематике данной работы могут быть полезны для руководителей органов управления транспортной инфраструктурой, руководителям развития туристических кластеров и зон рекреации, транспортным организациям при проектировании оптимизации процессов обслуживания, а также исследователям, занимающимся туристским потенциалом территорий, инновационным развитием.

Ключевые слова: сфера туризма, транспортное обслуживание, трансформация транспортного обслуживания, инновации, инновационного ориентированный подход

JEL-классификация: Z31, Z32, L83? О31, О32, О33



Введение.

Инновации – это главная сила, которая движет общество и экономику вперед и является ключом к созданию эволюции современного туризма. Например, пандемия COVID-19 оказала серьезное влияние на жизнь людей, мировую экономику и развитие туризма, тем самым предъявив новые требования к глобальным инновациям в данной сфере.

Питер Друкер в своей книге «Бизнес и инновации» представил семь источников инновационных возможностей: неожиданные события; несоответствие или несовпадение между реальностью и ее отражением в наших мнениях и оценках; потребности производсвтенного процесса; изменения в отраслевой и рыночной структурах; демографические сдвиги; изменение восприятия и новые знания [1].

За последние годы эти семь условий успели проявиться: стремительная цифровизация туристистского бизнеса вызванная пандемией, рост числа туристов, вызванный восстановлением «свободного» путешествия между странами, расширение границ в сфере туристских услуг, преобразование технологий и знаний в данной области, растущие возможности отрасли.

Все факторы создают основу для развития, которая является более широкомасштабной и обеспечивает переход к современной индустрии услуг, ориентированной на будущее. Инновационный подход в транспортном обслуживании станет необходимым этапом для раскрытия своего потенциала как модернизированная отрасль экономики. Это также создает движущую силу для глобального развития сферы туризма.

Актуальность темы статьи определяется следующим:

- Транспортное обслуживание играет ключевую роль в формировании впечатления о туристском продукте и влияет на развитие туризма;

- Транспортное обслуживание является важной составляющей туристско-рекреационного потенциала региона и способствует экономическому развитию территорий;

- Инновации в транспортном обслуживании необходимо для привлечения туристов, удовлетворения новых потребностей, сохранения туристских и природных ресурсов и устойчивого развития территорий;

- В условиях пандемии COVID-19 и геополитических ограничений поиск новых инновационных возможностей для развития внутреннего туризма приобретает особую актуальность.

В ходе сбора информации были проанализированы научные работы авторов, которые посвятили свои исследования транспортному обслуживанию и его будущему развитию.

Авторы Ванус Рехам и Прядко И.А. в своей работе «Транспортный комплекс как составляющая туристической инфраструктуры страны» исследовали роли транспортного комплекса в качестве важной составляющей туристской инфраструктуры. Авторы вывели направления развития транспортной инфраструктуры туризма [2, с. 11-16]

Исследования в области многофункциональности транспортного обслуживания или инновационных подходах в транспортном обслуживании посвятили такие авторы Лапидус Б.М., Лапидус Л.В. [3, с. 45-64], Гуц А.В. [4, с. 208-219].

Автор Юдин Д.С. рассмотрел вопрос цифровой трансформации транспортной отрасли со стороны развития рынка информационных технологий и выделил перспективные направления развития для стимулирования внутреннего туризма [5, c. 114-117].

Кошелева Т.Н. свои исследования посвятила описанию механизма цифрового развития транспортных структур и предприятий сфер транспортного обслуживания [6, c. 141-154].

Во всех изученных исследованиях нет ориентации на современного туриста и его потребностях. Современный турист – это человек, которому важен комфорт, удобство и персонализированный подход. Он стремится получить максимум впечатления от своего путешествия, которое начинается с транспорта. Для современного туриста важно, чтобы транспортное обслуживание было: многофункциональным, инновационным, экологически чистым, безопасным, доступным, удобным, интегрированным, ориентированным на клиента и технологически продвинутым.

В статье представлен обновленный взгляд на спрос мобильности туриста. Мобильность туриста с каждым годом становится все более гибкой с точки зрения сегментации потребностей, вида транспорта, времени в пути, все эти факторы и заставляют делать транспортное обслуживание многофункциональным и совершенствованным. Новый взгляд на транспортное обслуживание, включающий инновации завтрашнего дня, подчеркнет роль транспорта в сфере туризма и адаптацию транспортного обслуживания к новым потребностям туристов.

Основная часть

Инновации играют важную роль в развитии любой отрасли, и транспортное обслуживание не является исключением. Благодаря новым технологиям и разработкам в транспортной сфере туристы имеют больше возможностей для быстрого и удобного перемещения между местами отдыха. Это способствует увеличению потока туристов и развитию туристического бизнеса в регионах.

Транспортное обслуживание идет по пути основанного на инновациях для ориентации на будущий рынок пользователей. Отметим шесть критериев инновационного обеспечения транспортной доступности туристских регионов (рис. 1).

Рисунок 1 – Критерии инновационного обеспечения транспортной доступности туристских регионов

Источник: составлено автором.

Одним из способов повышения транспортной доступности через инновации является использование новых видов транспорта. Например, внедрение автобусов без водителя и электрических транспортных средств способствует более эффективной перевозке туристов по региону. Такие инновационные подходы сокращают время в пути и повышают уровень комфорта во время перемещения, что привлекает больше посетителей. Добавим сюда экологически чистые виды транспорта. Современные инновации в области возобновляемых источников энергии позволяют создавать и использовать более экологичные виды транспорта, такие как электрические автомобили и гибридные самолеты. Это способствует уменьшению негативного воздействия на окружающую среду и снижает уровень загрязнения в туристских регионах.

Следующим критерием является использование информационных и цифровых технологий. Цифровые технологии давно стали основным атрибутом продвижения туристских регионов страны. Примером тому является разработка мобильных приложений, предоставляющих информацию о расписаниях и тарифах транспорта в регионе, что позволяет туристам быстро и удобно планировать свои поездки. Также информационные системы могут использоваться для оптимизации работы общественного транспорта, улучшения координации и синхронизации различных видов транспорта. Навигация по туристским объектам, чат-боты, искусственный интеллект при планировании путешествия – все это показывает, что цифровизация в транспортном обслуживании туристской отрасли развивается колоссальными темпами [7, c. 49-57].

Транспортное обслуживание туристов является одним из самых сложных технических систем, в которую входят элементы инфраструктуры, видов транспорта, управления расписанием. Текущие тенденции показывают, что из года в год каждая из сфер обслуживания туристского бизнеса становится объектом активной цифровизации [8, c. 41-45]. В жизнь современного общества все больше входят информационные технологии, принося с собой и положительные, и отрицательные моменты. Цифровизация стремительно проникает и в сферу цифровой инфраструктуры транспортного обслуживания туристов [9, c. 18-22].

Еще одним критерием научно технических инноваций в транспортном обслуживании туристов является развитие инфраструктуры.

Стремительное развитие и строительство современных автомобильных дорог, высокоскоростных железных дорог, гражданской авиации позволило туристам путешествовать дальше и быстрее и подтолкнуло к переходу от точечной к маршрутной планировки пути. Инфраструктура должна быть адаптирована к потребностям туристов, включать в себя удобство, комфорт и безопасность перемещения.

Важнейшей частью в транспортном обслуживании туристов в России является экономика. За счет внедрения инновационных моделей обслуживания и сокращения времени ожидания увеличивается экономическая привлекательности туризма. Применение бесшовной модели приводит к снижению потерь и увеличению финансовой эффективности, что положительно влияет на экономику регионов и на внутренний валовый продукт страны в целом.

Благодаря росту ВВП увеличивается уровень жизни населения, это способствует большему развитию туризма. Создание и внедрение новых инноваций, способствует развитию мобильности туристов. Заинтересованность у населения в путешествиях становиться все больше. Это стимулирует развитие транспортной отрасли, создание новых туристических маршрутов. Инвесторы вкладывают больше финансов, а туристические компании расширяют свою деятельность, предлагая новые туристические услуги. Все эти факторы создают наилучшую атмосферу для развития транспортного обслуживания.

Стабильное экономическое положение в стране и высокий уровень ВВП положительно влияет на динамику развития транспортного обслуживания в туристских регионах страны, следовательно, это является одним из критериев инновационного обеспечения транспортной доступности туристских регионов.

Процесс оценки критериев инновационного обеспечения транспортной доступности туристических регионов является важным этапом в развитии и повышении привлекательности данных регионов для туристов.

Критерии оценки должны основываться на текущих трендах в сфере инноваций и транспортных технологий. Необходимо учесть специфические потребности и требования современных туристов. Уровень доступности транспортной инфраструктуры в регионах способствует созданию новых видов транспорта, развитию и улучшению уже существующего транспорта (автобусы, метро, трамваи), благодаря чему может значительно повыситься популярность туристического региона для туристов. Уже существующие инновационные решения в этой сфере можно усовершенствовать, разработать новые, добавить к смарт-картам систему автоматической оплаты проезда и управления транспортом.

Также доступность и инновационность системы информации и коммуникации является важной оценкой и критерием. Создание инновационных платформ для туристов может улучшить их опыт путешествия. Критерии оценки включают наличие различных онлайн-инструментов и приложений, таких как системы бронирования и планирования маршрутов, а также наличие бесплатных Wi-Fi зон и доступа к высокоскоростному интернету.

Использование инновационных принципов в транспортном обеспечении позволит улучшить качество услуг, ускорить их и снизить стоимость, а также стимулировать экономический рост благодаря динамичности, постоянным изменениям и совершенствованию.

Мультимодальные транспортные системы – это координация использования разных видов транспорта для перемещений. Туристы могут совмещать поездки на автобусе, тролейбусе, поезде, выбирая более удобный маршрут в зависимости от своего желания, потребности и возможностей.

В 2020 году в Париже в рамках Международного транспортного форума был рассмотрен отчет по интеграции общественного транспорта в мобильность как услугу Mobility as a Service (далее – МааS). MaaS – это модель предоставленная широкому спектру услуг пассажирских перевозок через единый цифровой интерфейс для клиентов. MaaS объединяет виды общественного транспорта и коммерческие транспортные услуги, прокаты, каршеринг, такси, в единое мультимодальное мобильное приложение с интегрированными системами продажи билетов и оплаты для всех видов транспорта и поставщиков сопутствующих услуг. Такое приложение улучшить доступность и обеспечит более устойчивую мобильность [10].

В России также приоритетное внимание уделяется улучшению туристического транспорта и инфраструктуры. Благодаря развитию мультимодальных маршрутов по нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства» добраться до места назначения можно с минимальным количеством пересадок. Мультимодальные перевозки позволяют не только повысить интенсивность использования транспортных средств, но и сократить время поездки пассажира. Основная задача организации мультимодальных перевозок – максимально удовлетворить спрос населения на транспортные услуги при наиболее эффективном использовании подвижного состава [11].

Бесшовная модель – это логически выстроенная система транспортного обслуживания, сформированная путем оптимизации достижения и связности всех составляющих процессов, для минимальной потери времени и непрерывности движения туриста до пункта назначения (определение предложено автором).

В рамки бесшовной модели транспортного обслуживания туристов входит система, где все компоненты и этапы находятся в тесной взаимосвязи и интегрированы друг с другом. Туристы могут получить все необходимые услуги в одном месте, а главное – иметь гарантированное и плавное перемещение с комфортом, сэкономив время и усилия на организацию поездки [12].

В сфере туризма организация бесшовной модели предлагает построение процессов подбора и сочетания элементов транспортного обслуживания в пространстве и времени с целью достижения эффективного конечного результата – качественного обеспечения и технологического сопровождения перемещения туристов.

Организация бесшовной модели оптимизации транспортного обслуживания включает подготовку новых и модернизацию существующих процессов, совершенствование процессов обслуживания, текущее регулирование и контроль работы всех звеньев. Такая организация процессов позволит выполнять их все, но при этом потребитель не будет испытывать прерывания в обслуживании. Модель охватывает все стадии оказания услуг, начиная с места проживания пассажиров и расширяя до зон конечного пункта следования пассажиров, носит системный характер, подчиняя все частные задачи главной – максимальному удовлетворению потребностей туристов при перемещении.

Основными элементами бесшовного обслуживания являются правильно выстроенные процессы на всех объектах движения, которые делятся на основные и вспомогательные. К основным относятся такие процессы, прямым результатом которых является предоставление бесшовного обслуживания потоков туристов, а к вспомогательным – те, в ходе которых создаются элементы обслуживания (планирование, алгоритмы, протоколы), а также выполняются работы, обеспечивающие нормальное течение основных процессов.

Основной функцией данной модели является объединение транспортных объектов и тех элементов транспортного обслуживания, которые позволят проанализировать и усовершенствовать непрерывное движение потоков туристов в зоны отдыха.

Большое значение имеют степень развития транспортной сети и готовность организации бесшовной оптимизационной модели обслуживания потоков туристов между муниципальным, региональным и федеральным уровнями (рис. 2 – 4).

Рисунок 2 – Модель обслуживания потоков туристов на муниципальном уровне.

Источник: составлено автором

Рисунок 3 – Модель обслуживания потоков туристов на региональном уровне.

Источник: составлено автором

Рисунок 4 – Модель обслуживания потоков туристов на федеральном уровне.

Источник: составлено автором

Модель объединяет процессы, влияющие на обслуживание туриста и работу центра, управляющего данными, поступающих от транспортных объектов. Логика функционирования такой модели включает работу центров управления, которые принимают и обрабатывают показатели по четырем основным видам транспорта, используемых туристами, анализируют существующую логистику и формируют готовый план маршрута, которым может пользоваться турист каждый раз, когда едет в другой город или регион.

Результатом качественного управления процессами и их распределением будет сокращение времени и средств пассажиров, приобретающих транспортные услуги. Это достигается синхронной организацией и согласованием процессов по выбранным параметрам, когда туристу будет предложен оптимальный вариант поездки с учетом разных видов задействованного транспорта вариант поездки. То есть турист будет знать, что перемещение от места проживания до места отдыха займет наименьшее время, потому что спроектированный вариант предлагает комплекс транспортного обслуживания: выйдя из дома в определенное время, он может воспользоваться автобусным сообщением, которое по существующему расписанию доставит его до автостанции, где прибудет нужный автобус и отвезет пассажира до железнодорожного вокзала, а оттуда электропоезд довезет пассажира в до аэропорта ко времени регистрации на воздушное судно и т.д.

Основные требования, предъявляемые к организации бесшовной модели оптимизации транспортного обслуживания, – это достижение непрерывности процессов и пропорциональности всех звеньев, тем самым можно достичь непрерывного потока пассажиров с полным анализом его потребностей и предпочтений. Непрерывность процесса движения туриста через хотя бы два объекта движения включает использование модели с минимальными потерями времени, безостановочное продвижение через все стадии бесшовного транспортного обслуживания. Пропорциональность процесса беспрерывного обслуживания туристов подразумевает взаимное соответствие пропускной способности смежных видов движения – транспортных средств, позволяющее полностью использовать их производственные мощности.

Для внедрения предложенной бесшовной модели в текущую транспортную систему необходимо:

– улучшить управляемость субъектов туристического транспортного комплекса через горизонтально-вертикальную интеграцию;

– создать орган управления, который будет отвечать за бесшовное обслуживание туристического транспортного комплекса;

– разработать нормативные акты для регулирования функционирования бесшовного обслуживания туристического транспортного комплекса.

Создание «единой межрегиональной системы управления транспортом доставки туристов к/от мест отдыха позволит <…> выйти на новый уровень в развитии транспорта как ключевого фактора в развитии туризма и экономики страны» [13]. Успех развития бесшовного транспортного обслуживания будет зависеть от того, насколько транспортные организации смогут удовлетворить выбранным пользователями критериям качества. Важными факторами будут сокращение времени поездки, высокий уровень безопасности, готовность технических систем, постоянная информированность и комфорт пассажиров.

Исследование, посвященное бесшовной модели, было представлено авторами Б.М. Лапидус и Л.В. Лапидус [3, с. 45-64].

Бесшовная модель должна представлять собой такую модель транспортного обслуживания, при которой туристу переход из транспорта к транспорту будет незаметен.

Для разработки этой модели необходимо учесть время в пути от точки А до точки Б, учесть доход респондентов, обеспечить минимальные временные затраты и комфорт передвижения с учетом средней заработной платы туристов.

где TRAVEL – путешествие; T – доход респондентов; R – стоимость туристкой поездки; A – виды задействованного транспорта; V – удобство расписания; Е – безопасность и комфорт передвижения; L – время затраченного ожидания на туристическую поездку.

T – доход респондентов (учитывается доход туриста для планирования путешествия с учетом затраченных финансов на транспортное передвижение и проживание).

R – стоимость туристической поездки, включая транспорт, проживание, питание, отдых, личные потребности. Стоимость туристической поездки может сильно варьироваться в зависимости от различных факторов, таких как выбранный тур, транспорт, размещение, длительность поездки, питание, дополнительные экскурсии и развлечения, страховка и другие расходы. В общем, в стоимость туристической поездки обычно включено следующее: 1. Стоимость авиабилетов или ж/д билетов, если поездка включает перемещение на дальние расстояния. 2. Проживание в отеле или гостинице. 3. Питание (зависит от условий тура – все включено, полупансион и т. д.). 4. Трансферы и транспортные расходы на месте (например, аренда автомобиля, такси). 5. Экскурсии и развлечения. 6. Медицинская страховка.

А – виды задействованного транспорта. Все виды задействованного транспорта на туристическую поездку, включая авиатранспорт, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, морской транспорт, электротранспорт.

V – удобство расписания. Прибытие на конечный пункт, время отправления на начальном транспортном звене и общее время поездки включены в приемлемые частоты предлагаемой услуги бесшовной транспортной системы

A – безопасность и комфорт передвижения. Учитывается полный комплект удобств и безопасности передвижения туристов во время путешествия с расчетом в зависимости от пожеланий туриста при бронировании туристической поездки.

L – время, затраченное на ожидания в туристической поездке. Учитывается полное затраченное время поездки от пункта отбытия до пункта прибытия.

При приобретении традиционной бесшовной транспортной услуги пассажир будет оценивать время в пути как сумму затраченного времени на: выбор маршрута и покупку билета на каждый вид транспорта; переход от/к квартиры до/от вокзала/станции/остановки/, ожидание посадки в каждое транспортное средство, переход на другие виды транспорта, нахождение в каждом транспортном средстве.

(1)

где

x – количество транспорта, задействованного в бесшовную транспортную систему;

– запланированное время, маршрут и приобретение билетов для различных видов транспорта;

(движение) – время, использованное на переходы от места жительства/места нахождения/ до остановки/вокзала/автовокзала/аэро­порта/пор­та/ав­то­сто­янки;

– затраченное количество времени на посадку в любой из используемых видов транспорта;

– затраченный период времени на переход с одного вида транспорта на другой;

x-1 – сумма переходов;

– общее время нахождения в каждом транспортном средстве.

Для обеспечения туриста полным комплектом удобств и более точного расчета времени в пути необходима эффективно функционирующая транспортная бесшовная система обслуживания.

Туристу обязаны предоставить возможность выбора комфортного маршрута бесшовной транспортной системы совместно с пересадками, единого билета между видами транспорта и необходимого комфорта. Следовательно, турист будет затрачивать один раз время на выбор маршрута и приобретение билета с соответствующими переходами от пункта А до пункта Б.

Попробуем практическое применение модели на примере туристского региона России, Республике Крым. Примером нашего исследования возьмем семью из 3х человек (2 взрослых, 1 ребенок). Место проживания г. Москва, следовательно, точка А, пункт назначения, точка Б, Республика Крым, г. Алушта (табл. 1,2,3)

Таблица 1 – Туристическая поездка с использованием пяти видов транспорта

Доход респондентов
122 800 руб.
Стоимость туристической
поездки
Такси: 2 561 руб.
Самолет: 16 595 руб.
Электричка: 798 руб.
Поезд: 12 155 руб.
Троллейбус: 345 руб.
Такси: 360 руб.
ИТОГО стоимость поездки до курортного города в одну сторону - 32 814 руб.
Виды задействованного транспорта
Такси, самолет, электричка, поезд, троллейбус
Выбранный маршрут
Такси: 4:00 – 4:50 (50 мин.)
Промежуток: 1 ч. 30мин.
Самолет: 6:20- 9:55 (3 ч.35 мин.)
Промежуток: 1 ч.
Электричка: 10:55 – 11:05 (10 мин.)
Промежуток: 3ч. 35 мин.
Поезд: 14:30 – 8:50 (16 ч. 46 мин.)
Промежуток: 30 мин.
Троллейбус: 9:20 – 10:35 (1 ч. 15 мин.)
Промежуток: 2 мин.
Такси: 10:37 – 10:53 (16 мин.)
Общее время поездки на каждом транспортом средстве
Такси от места жительства до терминала вылета – 50 мин.
Самолет Москва – Сочи (Адлер) – 3 ч. 35 мин.
Электричка Аэропорт Сочи (Адлер) – Ж/д вокзал Адлер– 10 мин.
Поезд Сочи – Симферополь – 16 ч. 46 мин.
Троллейбус Симферополь – Алушта – 1 ч. 15 мин.
Такси Троллейбусная остановка (Алушта) – пункт назначения (Гостиница) – 16 мин.
ИТОГО = 22 ч. 52 мин.
Запланированное время, маршрут и приобретение билетов для различных видов транспорта;
Время на выбор маршрута – 1 ч.
Время на приобретение билетов – 36 мин.
ИТОГО – 1 ч. 36 мин.
Время, использованное на переходы от места жительства/места нахождения/ до остановки/вокзала/автовокзала/аэро­порта/пор­та/ав­то­сто­янки;
Место жительства – остановка такси – 2 мин.
Остановка такси – терминал аэропорта (Москва) – 3 мин.
Терминал аэропорта Сочи (Адлер) – ж/д пути аэропорта Сочи (Адлер) – 7 мин.
Ж/д пути – ж/д вокзал – 3 мин.
Ж/д вокзал Симферополя – остановка троллейбусов, Симферополь – 7 мин.
ИТОГО: 22 мин.
Затраченное количество времени на посадку в любой из используемых видов транспорта;
Такси – 2 мин.
Самолет – 20 мин.
Электричка – 2 мин.
Поезд – 7 мин.
Троллейбус – 1 мин.
Такси – 2 мин.
ИТОГО: 34 мин.
Затраченный период времени на переход с одного вида транспорта на другой;
Такси – Самолет – 1 ч. 5 мин.
Самолет – Электричка – 49 мин.
Электричка – Поезд – 3 ч. 25 мин.
Поезд – Троллейбус – 22 мин.
Троллейбус – Такси – 5 мин.
ИТОГО: 5 ч. 41 мин.
Сумма переходов
10
Общее время нахождения в каждом транспортном средстве

22 ч. 52 мин.
Источник: составлено автором.

– 1 ч. 36 мин. + 22 мин. + 34 мин. + 5 ч. 41 мин. + 22 ч. 52 мин. = 31 ч. 5 мин.

Из составленных и рассчитанных данных семейное путешествие начинается с 1 суток 7 часов и 5 минут в пути и при этом составляет 10 переходов между 5 ви-дами транспорта. Сумма поездки в одну сторону составляет 32 841 руб. за 3х, что составляет 27% от доходной части семьи.

Рассмотрим вариант используя минимальное количество общественного транспорта до курортного города и проведем сравнение полученных данных.

Таблица 2 – Туристическая поездка с использованием трех видов транспорта

Доход респондентов
122 800 руб.
Стоимость туристической
поездки
Такси: 2 561 руб.
Поезд: 39 525 руб.
Троллейбус: 345 руб.
Такси: 360 руб.
ИТОГО стоимость поездки до курортного города в одну сторону – 42 791 руб.
Виды задействованного транспорта
Такси поезд, троллейбус
Выбранный маршрут
Такси: 7:10 – 8:00 (50 мин.)
Промежуток: 40мин.
Поезд: 8:40 – 12:25 (27 ч. 25 мин.)
Промежуток: 25 мин.
Троллейбус: 12:50 – 13:05 (1 ч. 15 мин.)
Промежуток: 2 мин.
Такси: 13:07 – 13:23 (16 мин.)
Общее время поездки на каждом транспортом средстве
Такси от места жительства до ж/д вокзала – 50 мин.
Поезд Москва – Симферополь – 27 ч. 25 мин.
Троллейбус Симферополь – Алушта – 1 ч. 15 мин.
Такси Троллейбусная остановка (Алушта) – пункт назначения (Гостиница) – 16 мин.
ИТОГО = 29 ч. 46 мин.
Запланированное время, маршрут и приобретение билетов для различных видов транспорта;
Время на выбор маршрута – 20 ч.
Время на приобретение билетов – 16 мин.
ИТОГО – 36 мин.
Время, использованное на переходы от места жительства/места нахождения/ до остановки/вокзала/автовокзала/аэро­порта/пор­та/ав­то­сто­янки;
Место жительства – остановка такси – 2 мин.
Остановка такси – ж/д вокзал – 4 мин.
Ж/д вокзал Симферополя – остановка троллейбусов, Симферополь – 7 мин.
ИТОГО: 13 мин.
Затраченное количество времени на посадку в любой из используемых видов транспорта;
Такси – 2 мин.
Поезд – 7 мин.
Троллейбус – 1 мин.
Такси – 2 мин.
ИТОГО: 12 мин.
Затраченный период времени на переход с одного вида транспорта на другой;
Такси – Поезд – 29 мин.
Поезд – Троллейбус – 17 мин.
Троллейбус – Такси – 2 мин.
ИТОГО: 48 мин.
Сумма переходов
3
Общее время нахождения в каждом транспортном средстве

29 ч. 46 мин.
Источник: составлено автором.

– 36 мин. + 13 мин. + 12 мин. + 48 мин. + 29 ч. 46 мин. = 31 ч. 35 мин.

Второй вариант получился дольше и дороже, но отметим, что РЖД позволяет выбрать более дешевый билет, но более продолжительный по времени. В данном исследовании мы ориентируемся на временной промежуток и хотим доставить туристов за более короткое время к месту заслуженного отдыха. Продолжительность поездки составила 1 сутки 7 часов и 35 минут, при этом маршрут состоит из 4 переходов между 3 видами транспорта. Сумма поездки в одну сторону составляет 42 790 руб. за 3х, что составляет 35% от доходной части семьи.

Рассмотрим следующий вариант путешествия по выбранному маршруту, но уже используя набирающий обороты вид транспорта, а именно личное авто. Важным фактором. Лежащим в основе тенденции автотуризма, является повышение уровня жизни населения, сегодня не редкость встретить семью с автопарком из двух автомобилей. Максимальная мобильность может стать реальностью, по крайней мере, мобильность, связанная с наличием автомобиля. Несмотря на то что исследование направлено на изучение транспортного обслуживания в общественном транспорте нельзя исключать фактический рост автотуристов. Анализ такого показателя в туризме так же необходимо изучать и строить инновационное обслуживание с учетом выявленных данных.

Таблица 3 – Туристическая поездка с использованием одного видов транспорта

Доход респондентов
122 800 руб.
Стоимость туристической
поездки
Авто: 9 636 руб.
ИТОГО стоимость поездки до курортного города в одну сторону – 9 636 руб.
Виды задействованного транспорта
Такси поезд, троллейбус
Общее время поездки на каждом транспортом средстве
Авто: 21 ч.
ИТОГО = 21 ч.
Запланированное время, маршрут и приобретение билетов для различных видов транспорта;
0 ч. 0 мин.
Время, использованное на переходы от места жительства/места нахождения/ до остановки/вокзала/автовокзала/аэро­порта/пор­та/ав­то­сто­янки;

0 ч. 0 мин.
Затраченное количество времени на посадку в любой из используемых видов транспорта;
0 ч. 0 мин.
Затраченный период времени на переход с одного вида транспорта на другой;
0 ч. 0 мин.
Сумма переходов
0
Общее время нахождения в каждом транспортном средстве

21 ч.
Источник: составлено автором.

= 21 ч.

Безусловно последний вариант путешествия является самым быстрым 21 ч., но попробуем включить промежуток отдыха от дороги на 10 ч. и новые данные почти не отстают от предыдущих – 1 сутки 7 ч. В случае добавления времени отдыха правильным будет добавить стоимость отдыха, например, 5000 руб. за стандартный номер в придорожной гостинице. Выведем сводную таблицу с полученными данными по трем маршрутам (табл. 4).

Таблица 4 – Результаты туристической поездки


5 видов транспорт
3 вида транспорта
1 вид транспорта

31 ч. 5 мин.
31 ч. 35 мин.
31 ч.
Стоимость поездки на транспорте
32 814 руб.
42 791 руб.
14 636 руб.
Источник: составлено автором.

Данные говорят нам о том, что, казалось бы, самый долгий маршрут, с множеством переходов и переездах на разных видах транспорта является самым выгодным по часам и стоимости. Цель бесшовной модели транспортного обслуживания, соединить транспортное обслуживание на различных видах транспорта и уменьшить время на переход между ними, не потеряв качество, комфорт и безопасность. Транспортное обслуживание не может развиваться без ориентации на текущий спрос туристской сферы и внедрения инноваций. Из-за интенсивного использования транспортный сектор является важным компонентом экономики и распространенным инструментом, используемым для развития. Это особенно актуально в условиях глобальной экономики, где экономические возможности больше связаны с мобильностью людей. Экономический рост все больше связан с развитием транспорта, а именно с его инфраструктурой и обслуживанием, а также с опытом менеджеров и управленцев. Таким образом, если раньше транспорт является инфраструктурно-ориентированным видом деятельности, сейчас его возможности расширились и транспорт не просто отвечает за логистику, это больше чем управление транспортом, сейчас это управление населением.

Выводы

Инновационно ориентированного подход в транспортном обслуживании является несомненным ориентиром на который стоит полагаться, так как внедрение новых технологий в транспортную сферу стимулирует повышение пассажиропотока за счет повышения уровня комфорта и безопасности для туристов, улучшает экологическую ситуацию в регионах, обеспечивает эффективное использование туристической инфраструктуры и повышает уровень экономики страны. Но для улучшения и более активного влияния необходимо разрабатывать комплексные подходы с учетом особенности каждого региона.

Многофункциональность транспортного обслуживания позволяет организовать эффективную систему перевозок под названием бесшовная модель транспортного обслуживания. Такая модель с помощью организации и слаженного взаимодействия процессов планирования способствует максимальному удобству и эффективности в управлении туристскими потоками.


Источники:

1. Друкер Питер Ф. Бизнес и инновации. / 978-5-8459-1195-7. - Москва [и др.]: Вильямс, 2007. – 423 c.
2. Ванус Р., Прядко И.А. Транспортный комплекс как составляющая туристской инфраструктуры страны // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 1. – c. 11-16. – doi: 10.17513/vaael.3204.
3. Лапидус Б.М., Лапидус Л.В. Гладкая бесшовная транспортная система - инновационная модель будущего: природа, сущность, детерминанты качества // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2017. – № 2. – c. 45-64.
4. Гуц А.В. Модели организации комбинированных (смешанных) пассажирских перевозок // Мир транспорта. – 2020. – № 6(91). – c. 208-219. – doi: 10.30932/1992-3252-2020-18-6-208-219.
5. Юдин Д.С. К вопросу о цифровой трансформации транспортной отрасли и развитии рынка информационных технологий // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2022. – № 6(138). – c. 114-117.
6. Кошелева Т.Н. Управление формированием модели устойчивого цифрового развития транспортных структур и предприятий сферы транспортного обслуживания с учетом особенностей цифровой инфраструктуры // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 1. – c. 141-154. – doi: 10.18334/epp.13.1.117054.
7. Кошелева Т.Н., Самотуга В.Н. Направления формирования бизнес- модели транспортных инфраструктурных систем сервисного обслуживания в цифровом пространстве // Трансформация бизнеса и общественных институтов в условиях цифровизации экономики: Сборник научных трудов V Национальной (российской) научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2023. – c. 49-57.
8. Кошелева Т.Н., Отверченко Л.Ф. Направления цифрового развития в сфере сервисного обслуживания на транспорте в формате введения экономических санкций. / В книге: Основные процессы сервиса в условиях неустойчивости мировой экономики. - Санкт-Петербург: ООО «НИЦ АРТ», 2023. – 41-45 c.
9. Галанина Ю.А., Найденков В.И. Новые возможности для ведения бизнеса в условиях цифровой экономики // Наука и общество. – 2018. – № 2(31). – c. 18-22.
10. Integrating Public Transport into Mobility as a Service: Summary and Conclusions, ITF Roundtable Reports. / No. 184. - Paris: OECD Publishing, 2021.
11. Малахова Т.А., Кукушкина Я.В. Перспективы развития мультимодальных перевозок в дальнем пассажирском сообщении // Транспортные системы и технологии. – 2019. – № 4. – c. 16-24. – doi: 10.17816/transsyst20195416-24.
12. Цёхла C.Ю., Минин Е.В. Создание модели оптимизации транспортного обслуживания в сфере туризма: бесшовная организация процессов // Сервис в России и за рубежом. – 2023. – № 6(108). – c. 176-187. – doi: 10.5281/zenodo.10445286.
13. Информационный ресурс о планах развития страны на ближайшее будущее и мерах по улучшению качества жизни людей. Национальныепроекты.рф. [Электронный ресурс]. URL: https://национальныепроекты.рф/news/v-otpusk-po-edinomu-biletu-chto-nuzhno-znat-o-multimodalnykh-marshrutakh (дата обращения: 12.09.2024).

Страница обновлена: 20.11.2024 в 16:27:11