Анализ направлений развития внутреннего туризма в России

Ковальчук А.П.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2014)

Цитировать:
Ковальчук А.П. Анализ направлений развития внутреннего туризма в России // Экономика, предпринимательство и право. – 2014. – Том 4. – № 3. – С. 24-29. – doi: 10.18334/epp.4.3.409.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=24399974
Цитирований: 18 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы развития внутреннего туризма в России. В целях организации эффективной системы управления туристической отраслью предлагаются различные формы организации взаимодействия государственных структур и предприятий отрасли посредством реализации комплексных целевых программ, а также механизмов государственно-частного партнерства и кластерной концепции.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, кластерный подход, туристско-рекреационный потенциал России, причины отставаний российской туриндустрии, целевые программы развития туризма, новые концепции управления туриндустрией, бизнес-идеи



Россия страна богатейшей истории и культуры. Испокон веков здесь сосуществовали религиозные и культурные традиции населяющих ее многочисленных народов. Архитектурный ансамбль Московского Кремля, дворцы Санкт-Петербурга, древние города Золотого кольца знают во всем мире. Но, к сожалению, для многих иностранцев наша страна ограничивается этими тремя достояниями, хотя России могут быть представлены следующие виды туризма: рекреационный туризм, лечебно-оздоровительный туризм, событийный туризм, экологический туризм, горнолыжный туризм, круизный туризм.

Туристско-рекреационный потенциал России огромен. Он занимает пятое место в мире по уникальным природным объектам и девятое по объектам историко-культурного наследия. По оценке Всемирной туристской организации Россия может принимать до 40 миллионов туристов, в то время как сейчас нашу страну посещают чуть более двух миллионов иностранных туристов. Таким образом, вклад туризма в национальную российскую экономику незначителен и составляет около 2% доходной части бюджета и менее одного процента ВВП. В то время как удельный вес туристской сферы в структуре национальной экономики большинства развитых стран намного выше и составляет 10-25% доходной части бюджета [1].

Среди причин отставания российской туриндустрии от развитых стран можно выделить следующие.

Во-первых, высокие цены на туры. По мнению экспертов в данной области, у нас очень дорогой продукт, он как минимум в два раза дороже недельного тура в страны Восточной Европы или в Израиль. За эти же деньги европейцы могут слетать в Китай, хотя перелет туда из Европы значительно дольше. На конкурентоспособности наших туристических продуктов сказывается и высокая стоимость транспортных перевозок, и дефицит гостиниц туристического класса. А там, где дефицит гостиниц, диктатура цен. В отелях, которые строятся в России и позиционируются как трехзвездочные, например, в городах Санкт-Петербург, Москва сутки проживания без питания обходятся около $170 [2]. Средняя стоимость проживания в высококлассном отеле цепи Holiday Inn в Москве превышает отметку в $200 (1 сут.). Для сравнения: стоимость проживания в гостинице подобного класса в США составит 60 долл. В Европе эта цифра составляет 89 долл. Поскольку 70% клиентов российских гостиниц Holiday Inn иностранцы, возникает психологическая проблема: люди приезжают, платят за ту же услугу в два раза больше денег, а получают сервис на более низком уровне [3].

Во-вторых, большинство экспертов сходятся во мнении, что основной проблемой для европейцев является российская виза. Так, у европейских туристов есть выбор: поехать на выходные в Париж, Берлин, Черногорию или Лондон, или потратить время и деньги на получение российской визы для путешествия, которое может быть короче, чем само ожидание визы.

Третьей проблемой является так называемая регистрация. Иностранным туристам приходится проходить регистрацию в каждом новом посещаемом ими городе. И это может отбить желание туристов не только присоединяться к турам по Золотому Кольцу, но и посещать такие регионы, как Сибирь или Дальний Восток.

Но не только иностранцы не хотят ехать в Россию, самих россиян уже не всегда радует отдых на черноморском побережье, лечение в санаториях или поездки с целью ознакомления с природными и историко-культурными достопримечательностями, а основной причиной является цена. Кроме того, российскому населению свойственна низкая мобильность в период летнего времени, когда большой процент населения (30-45%) проводят отпуск дома или на даче, не выезжая даже в соседний регион с туристическими и рекреационными целями [4]. Другая часть россиян предпочитает отечественным курортам зарубежные. Как показывает статистика, российские туристы ежегодно расходуют за рубежом около 35 млрд долларов – больше 1 трлн рублей [5]. Значительная часть этих средств могла бы быть потрачена на развитие отрасли внутри страны.

Самой большой проблемой для въездного туризма остается отсутствие единой комплексной программы развития. Региональный туризм варится в своей каше, пытаясь выжить на имеющиеся выделенные бюджеты, а центр работает по уже накатанной программе городского туризма. Многие структуры находится под руководством разных ведомств. Вот, например, все городские музеи подчиняются Министерству культуры, а не Агентству по туризму. И такое происходит повсеместно. Нет единой сферы влияния, нет полномочий, чтобы консолидировать усилия и структурировать работу. В результате у руководителей нет рычагов для комплексного взаимодействия на отрасль. Именно поэтому региональные центры и рады бы принимать туристов, но не имеют для этого возможностей. Вечная проблема отсутствия размещения, хороших профессиональных услуг, заасфальтированных дорог, нормального освещения на улицах. И даже в тех российских регионах, где уже более-менее налажена основная жилая и сервисные части, не чувствуется поддержки из центра.

С 2011 года начала действовать Федеральная целевая программа развития внутреннего и въездного туризма регионов, рассчитанная до 2018 года. Регионы пока не успели почувствовать ее действие, но, как обещают, результаты должны уже появиться к 2014 году, когда закончится первый этап реализации плана. Общий объем финансирования - порядка 332 млрд рублей. Ожидаемыми конечными результатами реализации Программы являются: создание в различных субъектах Российской Федерации сети конкурентоспособных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров, которые станут точками развития регионов и межрегиональных связей, активизировав вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса (рост инвестиций в основной капитал средств размещения), удовлетворение потребностей различных категорий граждан Российской Федерации в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям [6].

Кластерный подход развития туризма начал активно реализовываться в развитых странах еще в 70-е годы. Под кластером понимается сконцентрированная по географическому признаку группа взаимосвязанных предприятий, специализированных поставщиков услуг, а также связанных с их деятельностью некоммерческих организаций. Согласно определению М. Портера, основоположника кластерной теории, кластер – это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщиков, производителей и др.) и связанных с ними организаций (органов государственного управления, образовательных учреждений, инфраструктурных компаний), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга [7].

Особенность кластерного подхода состоит в том, что на основе данных исследований о принципах организации производственного взаимодействия и ресурсного потенциала региона разрабатываются и реализуются отраслевые концепции управления. При этом основной целью таких концепций является обеспечение обмена информации, сотрудничества между всеми предприятиями отрасли в рамках конкретной туристско-рекреационной зоны для повышения экономической эффективности. Преимущества распространяются по всем направлениям связей. Так, предприятия, объединенные в кластеры, способны существенно ускорить темпы своего развития, обмениваясь бизнес-идеями, стимулируя различные подходы к НИОКР и взаимно обеспечивая необходимые средства для внедрения новых концепций своего развития.

Одним из классических примеров образования кластеров является некоммерческое предприятие «Ассоциация малых гостиниц г. Санкт-Петербурга», включающее в себя 50 предприятий и администрацию города. Количественный рост предприятий туриндустрии, необходимость поддержки и развития малого бизнеса, отсутствие законодательного регулирования, необходимость взаимодействия с городскими властями вызвали уже в 2000 г. первые попытки создания общественного объединения. В 2003 году по инициативе Комитета по внешним связям и Комитета по туризму и развитию курортов Администрации Санкт-Петербурга при поддержке Еврокомиссии, Фонда развития малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге реализован проект по созданию первой партнерской сети малых гостиниц [8]. Участники проекта, которыми стали отобранные на конкурсной основе руководители малых гостиниц Санкт-Петербурга, пришли к решению об объективной необходимости создания партнерской сети с целью развития малого гостиничного бизнеса в Санкт-Петербурге. Изначально речь шла о подготовке менеджеров малых гостиничных предприятий, изучении и анализе ситуации на рынке малых гостиниц Санкт-Петербурга и разработка концепции сети малых гостиниц.

Впоследствии это некоммерческое партнерство занялось поддержкой и защитой интересов малых гостиниц г. Санкт-Петербурга. Целью Ассоциации стало совместное продвижение на рынке услуг малых гостиниц Петербурга. В настоящее время НП Ассоциация малых гостиниц Петербурга объединяет 65 предприятий и организаций гостиничного, ресторанного, туристического бизнеса различных организационно-правовых форм: малые отели, рестораны, кафе, бары, клубы, туристические и транспортные компании [9]. Основными задачами Ассоциации является внесение законодательных инициатив для урегулирования деятельности отрасли, создание комфортных условий для гостей города, установление корректных и взаимовыгодных отношений с клиентами и партнерами, а также содействие раскрытию личных и профессиональных качеств сотрудников с целью обмена передовым опытом между членами партнерской сети.

Главное отличие данного туристического кластера от всевозможных прочих (производственных, агропромышленных, сервисных и др.) – в его территориальной организации. Так, НП Ассоциация малых гостиниц Петербурга объединяет предприятия региона, превращая их из конкурирующих во взаимодействующие элементы системы. При этом важным условием является реализация механизма управления региональной туриндустрией по принципу государственно-частного партнерства, в котором представлены как местная администрация, общественные организации, так и частные компании.

Существует ряд объективных факторов, способствующих объединению российских турфирм. Дело, в том, что на мировом рынке российские турфирмы вынуждены сотрудничать с партнерами, которые значительно превосходят их по экономическим возможностям и эффективности менеджмента. Данное явление обусловлено тем, что процессы накопления управленческого опыта в сфере туризма, централизации капитала и укрупнения туристических компаний в развитых странах начался гораздо раньше, чем в России.

Эффективная работа кластерного подхода развития туризма поможет не только значительно пополнить бюджеты территорий, но и образовать новую сферу занятости населения, стимулировать вовлечение в оборот дополнительных капиталов. Кроме того, функционирование кластера позволит усовершенствовать инфраструктуру территорий, расширить спектр предлагаемых услуг и повысить конкурентоспособность туристических предприятий.

Формирование туристских кластеров в России будет способствовать переключению интереса туристов с заграничных поездок на внутренний туризм: в те места, где сохранились историческая среда, национальный колорит, экзотика и русское гостеприимство в сочетании с необходимой инфраструктурой и высоким качеством обслуживания.

В мире есть территории, которые уже зарекомендовали себя как успешно функционирующие туристские кластеры: побережья Средиземного и Адриатического морей, Карибского бассейна; Объединенные Арабские Эмираты; горнолыжная индустрия Альпийского региона; развлекательная индустрия в Лас-Вегасе и Голливуде.

В России кластерный подход к организации туризма только начинает развиваться. Примерами территорий, которые обладают ресурсами и возможностями для формирования и развития туристских кластеров, являются: культурно-исторические центры Центральной части России (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Золотое кольцо России), рекреационные зоны на побережьях Черного моря (курорты Краснодарского края) и озеро Байкал; а также территория регионов Западной Сибири (Новосибирская, Кемеровская, Томская области, Алтайский край, республика Алтай).


Источники:

1.Рубаник А. Н. Технологии въездного туризма. –2-е изд., исп. / А.Н. Рубаник, Д.С.Ушаков. –Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ»; Феникс, 2010, с.384.
2.http://www.booking.com/city/ru/.
3.Ковальчук А.П. Анализ направлений развитиягостиничных предприятий в современных условиях в России // Экономика, предпринимательство и право.–2012. –No 4 (15). –c. 57.
4.Матюнин В.М.Актуальные вопросы развития туризма в России и регионах// Российское предпринимательство. –2013.–No 9 (231). –c. 129.
5.http://www.president-club.ru/meeting/news/news_101.html.
6.http://thi-group.ru/2013-03-12-18-01-57/programma-razvitie-vnutrennego-i-v-ezdnogo-turizma-v-rf.
7.Портер М.Э. Конкуренция. –М.: Изд. дом «Вильямс», 2005. –с. 638.http://www.paradeofhotels.ru/news/news_280.html.9.http://inn.spb.ru

Страница обновлена: 28.07.2024 в 14:42:25