Стратегический механизм устойчивого развития сельского туризма в регионах
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 11 (Ноябрь 2024)
Цитировать:
Тараканова О. В. Стратегический механизм устойчивого развития сельского туризма в регионах // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 11. – doi: 10.18334/epp.14.11.122125.
Сегодня в период санкционного давления на Россию, экономика внутреннего туризма стартовала новыми темпами. Это объясняется переориентацией потребительского спроса россиян на услуги внутреннего туризма. Путешественники открывают для себя не менее интересные регионы родного края, с богатым природным и культурным потенциалом. Развитию внутреннего туризма способствует комплексная господдержка, которая направлена на развитие инфраструктуры, охрану природных ресурсов и повышению качества предоставляемых туристских услуг, создавая уникальный туристский продукт для потенциальных потребителей.
Для национальной экономики России развитие внутреннего туризма является необходимым и обязательным условием социально-экономического развития регионов. Это обеспечивает формирование механизма для интенсификации и устойчивого развития производственной и социальной сферы и, соответственно, повышению качества жизни населения регионов.
Изучение экономических проблем в сфере туризма не является относительно новым направлением. Первые работы связаны с именами Гатри, Геракиса и Грея, сосредоточившие внимание на проблеме туристического спроса. Экономические аспекты туризма исследовались и раньше, особенно в немецкоязычных странах. Еще в 1942 г. Хунцикер, хотя и экономист по образованию, вместе с Крафтом (Hunziker and Krapf, 1942) отверг преимущественно экономический взгляд на туризм [8]. В своей работе они понимали туризм больше, как культурное явление, связанное с проблемами социологии, психологии, географии, медицины, технологий, а также экономики. Упомянутые шестидесятые и семидесятые годы прошлого века можно охарактеризовать как период уточнения и развития количественных методов в исследованиях туризма. Экономика туризма не является исключением, как раз наоборот. Позитивистский подход к исследованиям по-прежнему преобладает в экономике туризма сегодня, особенно в случае моделирования и прогнозирования спроса.
С другой стороны, слишком большой упор в экономике туризма на позитивистскую или постпозитивистскую эпистемологию подвергается критике. Например, некоторые авторы отмечают, что количественные исследования стали «ортодоксальными» для экономики туризма, что защищает ее от целостного и междисциплинарного подхода к решению проблем туризма [10]. В то же время они указывают, что этот альтернативный подход может лучше понять общую сложность феномена туризма. Поэтому экономисты должны искать новые, различные механизмы, которые приведут к развитию теории, которая лучше отвечает требованиям туристской индустрии и ее политики. Однако указанные тенденции развития еще не утвердились в новой парадигме.
Сегодня, по оценкам Федеральной службы государственной статистики численность туристского и гостиничного бизнеса в России увеличилась на 38%. Спрос на зарубежные туры существенно снизился и основные направления путешествий сосредоточились на внутренним туризме. В 2023 году КСР было размещено туристов на 16 миллионов больше по сравнению с 2022 годом [7].
В результате ограничений на авиапутешествия в южные регионы России, развиваются новые направления и маршруты внутреннего туризма. Туристский спрос перемещается с юга России в северные регионы: особой популярностью в последнее время пользуются туры на Русский Север, Карелию, Сибирь и Арктику для отдыха. Увеличиваются потребности к речному круизному и отдыху в «дикой природе», вдали от гаджетов и интернета природой [4]. Также увеличивается спрос на авторские фольклорные туры, помогающие сохранить культурные традиции и ремесла малых народов России. Например, активно развивается туризм на территории Северо-Западного экономического района, где проживают ветви Уральской семьи: вепсы, водь, ижора, финны-ингерманландцы, сето и др. Туристский поток вырос, в данном регионе, в 2023 году в 1,5 раза по сравнению в 2022 годом [7].
Растущим потребностям путешественников соответствует и концепция сельского туризма, деятельность которого направлена на масштабную диверсификацию социально-экономического развития сельских территорий. Сфера сельского туризма ориентирована на сохранение природных ресурсов, культурных традиций, развитие сельской инфраструктуры.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью создания стратегического организационно-экономического механизма устойчивого развития сельского туризма в регионе.
Вследствие установившихся тенденций в национальной экономике России потребители туристской индустрии проявляют активный интерес к активному отдыху в экологически чистых регионах. Разработка структурированного организационно-экономического механизма развития сельского туризма в регионе способствует максимизировать существующий потенциал туристского бизнеса, повышая интерес путешественников к уникальным
Целью исследования является анализ и разработка рекомендаций применения социально-экономического механизма устойчивого развития сельского туризма в регионе.
Суть похода устойчивого развития заключается в том, что развитие должно быть направлено на удовлетворение потребностей людей, в реальном времени с учетом обеспечения возможности будущим поколениям также удовлетворять свои потребности. Теоретическое положение концепции устойчивого развития было озвучено в 1987 году в Докладе ООН, подготовленном Комиссией Брундтланд, в котором говорилось, что «потребностям нынешнего поколения, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности» [9]. То есть, данная концепция подчеркивает значимость сбалансирования экономических, социальных и экологических принципов для модернизации существующих процессов и достижения гармоничного и долгосрочного прогресса. Указанные принципы находят отражение в туристской индустрии, которые ориентированы не только на достижение положительных эффектов, но и обеспечение конструктивных предпосылок туристской деятельности.
Под устойчивым развитием туризма можно понимать перспективное направление деятельности, ориентированное на трансформацию туристских процессов, учитывающего интересы всех ее участников, включая и местное население.
Достижение экономических перспектив регионов реализуется на основе рационального использования природных ресурсов, бережного отношения к экологическим аспектам, развитию социально-культурных особенностей края и составляют сущность понятия устойчивый туризм.
Принципы устойчивого развития эффективно реализуются в сфере услуг сельского туризма, на основе сбалансированного взаимодействия между экономическими, экологическими и социальными аспектами. Что плодотворно сказывается на сохранении экологических и природных ресурсов, а также преобразования социально-культурных факторов и улучшения качества жизни местных сообществ, на основе привлечения большего количества гостей и как следствие, создание новых рабочих мест. Данный факт подчеркивает рост потребительского спроса на услуги сельского туризма в российских регионах, так по данным Росстата спрос на сельские туры увеличился в первом полугодии 2024 года на 40% по сравнению с тем же периодом 2023 года [7].
Для успешной реализации своей концепции и увеличения конкурентоспособности предприятия в сфере сельского туризма в регионе целесообразно кооперировать отдельные виды туризма для достижения синергетического эффекта. Например, согласно исследованиям, путешественники чаще всего ездят в гастрономические и винные туры с дегустациями местных продуктов (32% бронирований), популярны этнографические маршруты и культурные мероприятия (23% бронирований), а также фермы с животными и детскими программами [5].
Согласно исследованиям, самостоятельные путешественники отдают предпочтения турам на один-два дня, если в их распоряжении предоставлен отдых с возможностью комфортного ночлега, знакомство с традиционными особенностями и запланированными активностями региона.
В настоящее время потребительский спрос ориентирован на краткосрочное пребывание туров, исключая ночлег на ферме. То есть, приобретая целевой маршрут по регионам России, который включает заезд в сельскую усадьбу для посещения контактного зоопарка домашних животных, дегустации местных продуктов, посещения мастер-классов, осуществления тематических туров или других рекреаций по интересам [5].
Здесь речь идет не только о необходимости разработки и развитии ассортиментной политики туристских услуг, освоении новых маршрутов, позволяющих увлечь потребителя, но и освоения новых рынков. Например, некоторые предприятия сельского туризма позиционируют себя как семейный клуб, соответственно их целевая аудитория преимущественно, семьи с детьми. Но есть и другие группы потребителей, которые могли бы воспользоваться данным видом услуг и на потребности, которых так же следует ориентироваться.
Многие предприятия сельского туризма имеют ограниченные знания в области маркетинговых коммуникаций, так как являются специалистами в других сферах деятельности. В результате большая часть потребителей не информированы о разработанных и предлагаемых маршрутах, достопримечательностях, услугах, а некоторые группы потребителей недооценивают потенциал отдыха на селе.
Доля сельского туризма в России, по данным агентства «Интерфакс», составляет не более 1,5%. Данный показатель демонстрирует этап становления сельского туризма в регионах, рамках которого можно выделить некоторые пробелы организации на макроуровне [6].
Например, после принятия определения «сельского туризма» возникли проблемы с размещением гостей и организацией питания [1].
Кроме того, согласно поправкам к новому закону, от 19 июля 2024 года, предусмотрено, что регионы вправе самостоятельно решать, смогут ли на своих земельных угодиях фермеры строить гостевые дома, в которых смогут размещаться гости. По сути, строительство таких домов может быть расценено как нецелевое использование сельхозугодий, что по-прежнему, для некоторых предпринимателей, затрудняет развитие деятельности в области сельского туризма [2].
Отсутствие унифицированной методики учёта объектов сельского туризма затрудняет анализ фактического объёма рынка, разработку и применение необходимых механизмов, которые бы смогли обеспечить развитие сельского туризма, а также способствовали формированию необходимой для работы инфраструктуры. Так, в соответствии с Земельным кодексом РФ, земли сельскохозяйственного назначения должны использоваться исключительно в целях, связанных с сельскохозяйственным производством. В статье 78 Земельного кодекса РФ, земли сельскохозяйственного назначения должны быть использованы исключительно для сельскохозяйственного производства и иной деятельности, непосредственно связанной с ней. Вместе с тем, та же статья предусматривает возможность использования этих земель для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводства, огородничества, дачного строительства, а также для иных целей, если это не противоречит федеральным законам и законодательством субъектов Российской Федерации. Изменения в законодательстве на 2024 год не содержат поправок относительно туристской деятельности [3].
Таким образом, без надлежащей поддержки и развития инфраструктуры, существенно затрудняет успешную деятельность предприятий сельского туризма, что в свою очередь создает проблемы с привлечением и удержанием туристов.
Насущной проблемой устойчивого развития сельского туризма в регионах является и отток сельских жителей в города. Причинами миграции сельского населения являются:
1. Низкий уровень доходов в сельской местности по сравнению с городом.
2. Отсутствие рабочих мест, обеспечивающих карьерные возможности, особенно для молодого поколения, который стремится и к более высоким зарплатам.
3. Недостаточное количество социально-значимых учреждений, что затрудняет социальную привлекательность в сельской местности.
4. Ограниченная возможность досуговой деятельности местного населения, повышение профессионального уровня.
Зачастую отсутствие доступа к современным технологиям, медиа и другим аспектам современной жизни.
Снижение численности сельского население приводит, как правило, к снижению привлекательности деревень, что отрицательно сказывается на общем состоянии сельских поселений, а это значит потеря аутентичности и снижение интереса у туристов.
Препятствием, для устойчивого развития сельского туризма является, наряду с другими проблемами и нехватка компетентных специалистов, в области туриндустрии. В основе этой проблемы лежат следующие аспекты:
1. Выпускники образовательных организаций по туризму как правило остаются в городах и редко возвращаются в сельскую местность после окончания обучения.
2. Сельские жители, которые имеют глубокие знания о своей культуре и традициях своего края, зачастую не могут ориентироваться в сфере туризма и гостеприимства, им сложно ориентироваться в маркетинговых методах продвижения услуг.
В целях устойчивого развития сельского туризма важным фактором является устранение препятствий для развития персонала в регионах, способного компетентно осуществлять туристскую деятельность, тем самым привлекая туристов и развивая свой бизнес.
Для решения указанных проблем, по нашему мнению, целесообразно внедрение стратегического механизма устойчивого развития сельского туризма, который включает эффективные меры, направленные на формирование сбалансированного развития экономического роста, охраны окружающей среды и достижения социального благополучия в сельских регионах, рисунок 1.
Примечание: Составлено автором
Рисунок 1 - Стратегический механизм устойчивого развития сельского туризма
Цель экономической составляющей направлена на достижение благоприятных условий, способствующих успешному развитию предприятий сельского туризма. Это означает, что на федеральном и региональном уровнях необходимо оказывать комплексное содействие. Регуляторная поддержка предполагает оптимизацию процесса регистрации и лицензирования бизнеса.
Финансовая поддержка направлена на получение льготного кредитования и грантов, субсидий на начальный капитал и помощь в развитии инфраструктуры, программ поддержки инновационного предпринимательства. Образовательная и консультационная помощь предполагает проведение консультаций, тренингов и семинаров для предпринимателей. Улучшение инфраструктуры предполагает модернизацию транспортных и коммуникационных сетей, гостевых домов и объектов питания в сельских регионах, предоставление интернет-технологий. Маркетинговая поддержка предполагает реализацию стратегий продвижения и продаж услуг сельского туризма в том числе и организацию интернет-платформ для бронирования и продвижения услуг. Важным направлением продвижения является и проведение тематических выставок и ярмарок, реализация рекламных кампаний.
Эти мероприятия помогут развивать сельский туризм, увеличивать туристские потоки и повышать экономической развитие региона.
Важным элементом устойчивого развития сельского туризма в регионах является экологическая составляющая, деятельность которой направлена на сохранение окружающей среды и природных ресурсов и может быть реализована на следующих уровнях:
1. Сохранение природного и культурного наследия. Если говорить о природном наследии, то оно обеспечивает поддержку и сохранение экологического баланса и обеспечения жизни будущих поколений. Целью культурного наследия является сохранение памятников культуры и архитектуры, национальных традиций и обычаев. Сохранение природного и культурного наследия является важным элементом для обеспечения устойчивого развития сельского туризма в регионах.
2. Применение принципов устойчивого природопользования предполагают реализацию способов возобновляемого использования ресурсов в сельском хозяйстве, например, сохранение плодородия почв и биоразнообразия, а также применение инновационных технологий, направленных на сокращение отходов, экономия природных ресурсов и реализацию функции просвещения местных сообществ, привлекая их к принятию решений на данном уровне.
3. Минимизация негативного влияния на окружающую среду, то есть снижение или исключение негативного воздействия человека на природные и экологические факторы по средством оптимизации производственных процессов и внедрение методологии экологического и природного потребления.
Интегрированная реализация указанных процессов способствует реализации устойчивой модели развития, направленной на сбалансированный рост сельского туризма на основе бережного отношения к природе и культуре.
Социальная составляющая устойчивого развития способствует улучшению качества условий жизни людей, приобщении их к тем активным факторам, которые способствуют обеспечению успешной деятельности и жизненных условий. Одним из ключевых аспектов социальной составляющей является улучшение качества жизни местного населения, то есть обеспечение доступа в сфере образования, здравоохранения, доступности жилья и пр. Данные услуги помогают улучшить благосостояние общества, при этом важным аспектом является получение равного доступа к возможностям и необходимым ресурсам. Внедрение программ социальной защиты, забота о наличие безопасной общественной инфраструктуры способствует устойчивому развитию сельского туризма.
Создание рабочих мест и увеличение занятости являются важным аспектом повышения уровня жизни и способствует развитию сельского туризма, а также обучение и профессиональную подготовку специалистов в сфере туризма.
Повышение уровня доходов способствует улучшению условий жизни местных жителей и в свою очередь, влияют на достижение экономической устойчивости региона.
Вовлечение местных сообществ в процесс принятия решений позволяет понимать их нужды и потребности. Здесь целесообразна организация консультационных комитетов, общественных слушаний и регулярных встреч с представителями власти.
Этот подход стимулирует формирование коллективизма и сплоченности местного населения, а также повышает доверие между сельскими жителями и властями.
Стратегический механизм устойчивого развития сельского туризма в регионах направлен на обеспечение долгосрочной перспективы развития и роста этой сферы деятельности, учитывая интересы всех вовлечённых в реализацию успешной деятельности сельского туризма сторон, это: местные жители, бизнес и государственный сектор. Данный подход основывается на принципах сохранения и поддержки природного и культурного наследия, использование методов устойчивого природопользования и сокращение негативного воздействия на окружающую среду. Стратегический механизм предусматривает создание благоприятных экономических условий для развития сельского туризма, содержащий финансовую поддержку, развитие инфраструктурных объектов и помощь в образовательной сфере деятельности, адресованная предпринимателям. Стратегический механизм подчеркивает важность маркетинговых стратегий и продвижения региональных брендов по средствам рекламных кампаний, направленных на увеличение туристских потоков и укрепление экономического механизмов сельских регионов.
Таким образом, реализация предложенного механизма направлена на содействие в достижении сбалансированного развития региональной экономики, социального прогресса и экологической стабильности, что обеспечит устойчивое будущее для сельских регионов.
Страница обновлена: 15.11.2024 в 11:05:34