Развитие промышленного туризма региона через добровольчество (на примере Нижегородской области)

Дубик Е.А.1, Усов Н.В.2
1 Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Россия, Нижний Новгород
2 Московский международный университет, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 8 (Август 2023)

Цитировать:
Дубик Е.А., Усов Н.В. Развитие промышленного туризма региона через добровольчество (на примере Нижегородской области) // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 8. – С. 2927-2938. – doi: 10.18334/epp.13.8.118896.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54604810

Аннотация:
Настоящая статья посвящена исследованию особенности организации промышленного туризма и практическое внедрение доступного промтуризма на территории Нижегородской области для массовой аудитории: жителям и гостям. В достижении поставленной цели и задач исследования авторский коллектив разработал проект «Промышленный Нижний», сочетающий в себе традиционные культурные ценности, мощный исторический и современный промышленный потенциал региона и представленный к изучению на доступных и социальных условиях жителям и гостям региона. Проект «Промышленный Нижний» реализует волонтерский отряд «ПромЭкскурсовод» Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева и развивает не только доступный индустриальный туризм в городе и регионе, но и привлекает дополнительный туристический поток, создает бренд территории, популяризирует имидж нижегородских товаров и повышает их конкурентоспособность на рынке страны и мира.

Ключевые слова: промышленный туризм, индустриальная инфраструктура, проект, промышленные музеи, промышленные объекты, волонтерская деятельность

JEL-классификация: Z31, Z32, L83

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Нижегородская область – один из самых развитых с XVIII в. и высоко диверсифицированных регионов страны, имеет многоукладную индустриальную инфраструктуру, ориентированную на металлургию, металлообработку, химическую, автомобильную, атомную, текстильную, швейную отрасль, изготовление строительных материалов, электроэнергетику, стеклоделательное производство [13].

Целый ряд нижегородских предприятий находятся в списке известных гигантов отечественной индустрии на мировом уровне:

· Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) – производитель легковых и грузовых автомобилей, бронетранспортёров. В годы Великой Отечественной войны (ВОВ) изготавливал военные автомобили повышенной проходимости ГАЗ-64, ГАЗ-67, БА-64, танки Т-70 и Т-80, самоходные установки, миномёты, снаряды для ракетной установки «Катюша»;

· авиастроительный завод Сокол – военная и гражданская летательная аппаратура. В годы ВОВ был выпущен каждый третий истребитель. Сегодня специализируется на выпуске истребителей семейства «МиГ»;

· завод Красное Сормово – старейшее и крупнейшее судостроительное предприятие, но за годы работы стал производителем универсалом. Первые российские достижения связаны с этим заводом: построена мартеновская печь, запущена установка непрерывной разливки стали, разработана подводная лодка «Комсомолец», изготовлены первые суда на подводных крыльях, в годы ВОВ в сжатый срок выпускается легендарный танк Т-34 и др.;

· завод Красный Якорь – якорные цепи для судостроительных, судоремонтных машиностроительных предприятий, горнодобывающей отрасли, рыбодобывающих, лесозаготовительных и сельскохозяйственных компаний. Первое место в стране по производству цепей в дореволюционное время;

· завод имени Г. И. Петровского – единственный отечественный производитель бортовых самописцев;

· Борский стекольный завод – выпускает автомобильные и полированные стёкла;

· Павловский автобусный завод (ПАЗ) – использует на 100 процентов свои проектные мощности по изготовлению автобусов;

· Выксунский металлургический завод (ВМЗ) – старейший центр российской металлургии, производитель трубной продукции и цельнокатаных железнодорожных колес;

· Заволжский моторный завод (ЗМЗ) – выпускает автомобильные бензиновые и дизельные двигатели и др. [13]

Исторические и многознаменательные темпы развития промышленного комплекса области достойны перспективного контекста в туризме. Однако в Нижегородской области и России промышленный туризм не имеет массового распространения среди внутреннего и внешнего туристического потока: на его долю приходиться 1% от общего российского рынка туристических услуг. [13]

В практической деятельности промтуризм в России зародился ещё в начале 1930-х гг., где разрабатывались маршруты производственных экскурсий по горной, химической, шёлковой, шерстяной, хлопчатобумажной и металлопромышленности, выпускались рекламные листовки для привлечения обмена опытом работников предприятий.

Дальнейшее развитие промышленного туризма было связано с принятием закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» в 1958 г., где было четко прописано, что «Советская средняя школа призвана готовить … людей … способных к систематическому физическому труду … быть полезной обществу, активно участвовать в производстве ценностей, необходимых для общества» [8], что способствовало уделению большого внимания трудовому воспитанию и знакомило обучающихся с основными производствами через экскурсии на фабрики/заводы/промышленные предприятия, железные дороги и народно-художественные промыслы.

С 90-х гг. в соответствии с нормативно правовыми актами образовательных учреждений было прекращено финансирование профориентации обучающихся; в советское время были только доступны экскурсии на кондитерские фабрики. В конце XX в. в российской промышленности была глубокая неопределенность, где интерес не только к промтуризму, но и в целом к производству на всех уровнях оказался близким к нулю.

Сегодня согласно «Стратегии развития туризма в России до 2035 г.» развитие промышленного туризма входит в федеральную повестку как часть общей задачи развития туриндустрии и инвестиционной привлекательности страны. В 2016 г. веден национальный стандарт Российской Федерации «Туристские услуги. Промышленный туризм. Предоставление услуг». В 2017 г. был учреждён Совет по развитию промышленного туризма в Российской Федерации, задачами которого является объединить турбизнес, промышленные предприятия и власти для стимулирования развития межрегиональных маршрутов промышленного туризма, формирование единой карты промышленного туризма в России. [14]

Нижегородская область не перешла в активную фазу по развитию промышленного туризма. Сегодня только несколько предприятий открывают свои двери на коммерческой основе для туриста: Сормовская кондитерская фабрика, Выксунский металлургический завод, фабрика мороженого «Колибри», фабрика «Хохломская роспись», фабрика стеклянных елочных украшений «Ариель».

Сфера туристических услуг в промышленности является достаточно новой, и, соответственно, недостаточно проработанной в научной и практической деятельности. Промтуризм требует дальнейшего научно-практического внимания.

Изучению данного вопроса посвящены научные работы ряда отечественных исследователей, таких как Боброва В.В. [3, с. 494–496], Гарнов А.П. [4, с. 60–63], Ермакова Ж.А. [7, с. 167–173], Клейменова Е.О. [9, с. 256–259], Корабейников И.Н. [10, с. 71–73], Манаков А.Г. [11, с. 155–240], Никулина Ю.Н. [14, с. 94–150], Чулакова А.О. [15, с. 14–17], Шестакова Е.В. 16, с. 15–26].

Целью настоящего исследования является изучение особенностей организации промышленного туризма и практического внедрения доступного промтуризма на территории Нижегородской области для массовой аудитории: жителям и гостям.

В процессе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Обобщить накопленный опыт предприятий в сфере организации индустриального туризма.

2. Разработать, внедрить и эффективно реализовывать на постоянно действующей основе доступный проект в сфере промышленного туризма в регионе и масштабировать его по всей стране.

3. Создать команду для эффективного ведения промтуризма на территории Нижегородской области.

На основе анализа российского опыты в развитии промышленного туризма на территории новизна авторского взгляда на проблему состоит в необходимости внедрения системного механизма на добровольческо-командной работе.

В достижении поставленной цели и задач исследования авторский коллектив разработал проект «Промышленный Нижний» для Нижегородского региона, сочетающий в себе традиционные культурные ценности, мощный исторический и современный промышленный потенциал региона и представленный к изучению на доступных и социальных условиях жителям и гостям региона. Четыре года реализует проект студенческо-преподавательский волонтерский отряд «ПромЭкскурсовод» Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева (НГТУ) г. Нижнего Новгорода.

В процессе работы научной деятельности в развитии промышленного туризма авторы используют разные методы: наблюдения, анализа, обобщения, статистики, синтеза.

Основная часть

В рамках проекта с помощью smart-волонтеров отряда «ПромЭкскурсовод» любой турист Нижегородской области может посетить серию уникальных, бесплатных и безопасных экскурсий по системе «без турникетов» на инженерно-промышленные и культурно-исторические объекты (цеха, учебные и научные центры, музеи крупнейших предприятий региона), зачастую закрытые в обычное время для посторонних глаз.

Для реализации проекта волонтеры отряда подготавливают уникальные экскурсионные программы/маршруты на промышленные объекты города и региона, апробируют и проводят экскурсии на постоянной действующей основе, повышают интерес широкой аудитории к проекту: привлекают внешних туристов в город и активизируют туризм среди жителей города и региона.

Добровольная команда – волонтерский отряд «ПромЭкскурсовод» – в рамках реализации проекта предлагает расширенное количество туристических объектов для познания в области промышленности:

· музеи промышленных предприятий и/или производства г. Нижнего Новгорода: Горьковский автобусный завод, авиастроительный завод Сокол, судостроительный завод Красное Сормово, телевизионный-РЛС завод NITEL, Нижегородский химико-фармацевтический завод и др.;

· технические учебные центры города (музеи и/или учебные лаборатории): Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Центр опережающей профессиональной подготовки Нижегородской области, Волжский государственный университет водного транспорта, Нижегородский губернский колледж и др.;

· инженерная инфраструктура города: Нижегородский водоканал, музей связи, музей аэропорта, музей трамваев, музей истории развития железной дороги, музей метрополитена, кол-центр компании МТС, канатная дорога, инженерное закулисье театров города и др.;

· пешеходные авторские экскурсионные программы от волонтеров-преподавателей и волонтеров-студентов НГТУ по:

- Нижегородскому Кремлю – «Нижегородский Кремль как кольцо обороны города. Военная техника Нижегородского Кремля»;

- улице Верхне-Волжская набережная – «Военные тайны: от «мертвой петли» до бункера Сталина;

- улице Рождественская – «Рождественская – музей под открытым небом»;

- улице Большая Покровская – «Инженерно-архитектурное пространство театров»;

- улице Стрелка – «Нижегородская Стрелка: путь от всемирно известной Ярмарки к главному грузовому порту СССР на Волге»;

· промышленные автобусные экскурсии по городам и поселкам Нижегородской области с гид-сопровождением во время движения по маршруту.

Сегодня в базе проекта «Промышленный Нижний» имеется 16 разнообразных маршрутов и охвачены следующие территории региона:

- Балахнинский район (объекты – Бумажный комбинат «Волга», предприятие «Балахнинское стекло» и «Полимертех»);

- Борский район («Борский трубный завод», предприятие «Автостекло» и «Посуда»);

- город Городец («Фабрика городецкой росписи», «Городецкий судоремонтный завод», «Пряничная Артель Суворовых»);

- Кстовский район (предприятие «Сибурнефтихим» и «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез»);

- город Кулебаки (Кулебакский металлургический завод «Русполимет»);

- город Навашино (предприятие «Окская судоверфь»);

- город Арзамасс («Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина», «Арзамасский машиностроительный завод», предприятие «Рикор Электроникс» и Арзамасский хлеб);

- город Семенов (фабрика «Хохломская роспись»);

- Вачский район (предприятие «Слесарно-монтажный инструмент», «Торговый Дом им. Кондратова» и «Казаковская филигрань»);

- Чкаловский район (предприятие «Чкаловская судоверфь», «Гипюр» и Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева;

- Павловский район («Павловский автомобильный завод», «Медполимер ЛТД» (производство шприцев и игл однократного применения), ножевая студия Ворсменского мастера);

- город Богородск («Богородская обувная фабрика» и кожевенное предприятие «Караван-СК»);

· комплексные интерактивные мероприятия (в помещении): лекция по теме «Военная техника Нижнего», виртуальная экскурсия «Военная техника Нижегородского Кремля» и игры на знания промышленно-исторических фактов Нижнего, детский творческий конкурс рисунка на понравившуюся военную технику.

Туристические экскурсионные программы проекта реализуются по разным трекам:

· по направлениям: промышленно-историческое – посещение заводских музеев и промышленное – экскурсии на действующие предприятия, могут быть интегрированы друг с другом;

· на разные географически территориальные площадки: г. Н.Новгород или города/районные центры/села области;

· по нескольким видам туризма одновременно, в зависимости от особенностей туристов: познавательный (экскурсионный), деловой, экологический (например, посещение мусорсортировочного завода «МАГ Групп»), ностальгический (посещение прошлых мест работы), научный и образовательный (получение практических и учебных знаний), шопинг (покупка изделий народных промыслов: семеновская и городецкая роспись, городецкий пряник, ножи и топоры Ворсменских мастеров);

· по возрастным, языковым особенностям туристических групп. Целевая аудитория проекта расширенная. Для иностранцев экскурсии проходят на международном языке общения – английском;

· по укомплектованным группам с разным возрастом, уровнем образования, общественным положением, но на основе изучения социально-психологических особенностей каждого туриста;

· по денежным, автотранспортным возможностям туристов. Туристическое обслуживание автомобильных перевозок осуществляется по направлениям:

- регулярные пассажирские перевозки – рейсовые автобусы по городу и области;

- на личном автотранспорте туристов;

- нерегулярные пассажирские перевозки – транспорт стейкхолдеров проекта.

Коллаборация разных стейкхолдеров в проекте очень развита, и это широкий круг лиц участников:

· команда проекта – добровольные студенты и преподаватели НГТУ – волонтерский отряд «ПромЭкскурсовод». В Российской Федерации поощряется создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности (ст. 39 Конституции РФ). Согласно федеральному закону от 24.11.96 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» социальный туризм провозглашается приоритетным направлением в туристской деятельности [1].

Все волонтеры отряда проходят обучение на базе НГТУ – краткосрочные курсы повышения квалификации по образовательной программе «Основы добровольческой деятельности и промышленного туризма» в объеме 72 ч., и онлайн – в Университете социальных наук «Университет.добро.рф» по программе «Волонтерство в сфере культуры».

Волонтеры сами определяют свою роль по интересам в деятельности проекта, а именно:

- проектировщик (разработчик экскурсионных маршрутов);

- ассистент (помощник на экскурсионных маршрутах);

- экскурсовод/гид на туристических маршрутах;

- организатор экскурсионных программ и маршрутов (работа с партнерами: заказчиками услуг, промышленными, административными, учебными, культурными предприятиями);

- медиаволонтер (освещение мероприятий в СМИ и социальных сетях, журналисты, фотографы, видеомейкеры);

- рекламный разработчик (разработка афиш, буклетов и прочих информационных и рекламных материалов);

- гид-переводчик (проведение экскурсии на иностранном языке для гостей региона);

- специалист с работами biq data (работа с большим массивом данных о туристах и партнерах);

- научный исследователь (ведение научно-практических работ в сфере истории, культуры и промышленности региона и страны);

- посол (презентация проекта (добрых дел) на разных площадках (конкурс, форум, конференция, семинар), на разных территориях страны и мира, на разных уровнях управления (муниципальный, городской, региональный, российский, международный).

Волонтеры отряда интегрируют разные добровольческие роли в настоящей практике проекта, что способствует развитию их гибких навыков – softskills: культурной коммуникации, cамоорганизации и саморазвитиея, умении оперативно и системно решать проблемы, дружно работать в единой команде, навыки критического мышление и др.;

· потребители экскурсионных программ – это туристы: жители и гости региона без возрастных и расовых ограничений. В целях изучения потребительской удовлетворенности от туристической-экскурсионной услуги волонтерского отряда «ПромЭкскурсовод», было проведено анкетирование в 2021 г., количество опрошенных составило 3467 чел. Результаты анкетирования респондентов по некоторым вопросам представлены в табл.

Таблица

Анкетные данные потребителей туристических услуг

Вопрос
Показатели ответов
(в % от всех респондентов)
Оцените, пожалуйста, экскурсию, в которой Вы участвовали, по шестибалльной шкале, где
6 – очень интересно, 1 – не интересно
2753 чел. (79,4%) – 6 баллов
707 чел. (20,4%) – 5 баллов
6 чел. (0,2%) – 4 балла
1 чел. (0,03%) – 3 балла
Сегодня Вы узнали что-то новое для себя?
ДА – НЕТ (обведите нужное)
3463 чел. (99,9%) – ДА
3 чел. (0,09%) – НЕТ
1 чел. (0,03%) – воздержались (не обвели)
Согласились бы Вы принять участие в аналогичных экскурсиях на промышленные предприятия, организованные отрядом?
ДА – НЕТ (обведите нужное)
3466 чел. (99,9%) – ДА

1 чел. (0,03%) – воздержались (не обвели)
· заказчики – это образовательные учреждения, общественные организации и движения, объединения людей инвалидов, физические лица и др. Информация по теме/содержании экскурсии поступает от заказчика, что является основой выбора объекта показа и рассказа;

· подрядчики – руководители, специалисты и экскурсоводы предприятий/организаций и музеев/театров. Вместе со специалистами/экскурсоводами предприятий туристы узнают, например, как выпускаются автомобили на легендарном автомобильном заводе России – ГАЗ; как мечта о свободных полетах под стальными крыльями становится реальностью на заводе «Сокол»; как рождаются корабли, бороздящие просторы рек и морей нашей огромной страны на заводе «Красное Сормово»; как обеспечиваются все нижегородские дома чистой водой на предприятии «Водоканал»; как черное золото становится пригодным к использованию в обычном автомобиле на предприятии «Сибур», и многое-многое другое.

· партнеры маркетинга. Для успешного функционирования туристического проекта в регионе и стране является важным выстраивание системы интегрированных маркетинговых коммуникаций, представляющую собой процесс взаимодействия проекта с разными субъектами отношений посредством различных каналов связи

Проект «Промышленный Нижний» волонтерского отряда «ПромЭкскурсовод» находится на стадии роста жизненного цикла туристического продукта [12] и имеет конкурентные преимущества перед туристическими компаниями региона, предоставляя туристам экскурсионные услуги:

· доступно. Экскурсии на промышленные предприятия и музеи в формате «без турникетов» как оффлайн, так онлайн (в неблагополучной эпидемиологической обстановке);

· бесплатно. Проведение экскурсий на безвозмездной основе волонтерами отряда и приглашенными специалистами предприятий и музеев;

· безопасно. Использование необходимых средств индивидуальной защиты согласно технике безопасности жизнедеятельности производственного предприятия. При ухудшении эпидемиологической обстановки во время экскурсий обязательно ношение медицинских масок, перчаток, обработка рук и поверхностей антисептиками, соблюдение дистанции и этики;

· экологично. Популяризация экологической жизни в регионе: демонстрация способов экологической заботы о природе на экскурсиях на специализированные промышленные предприятия (мусоросортировочный завод МАГ Групп, Нижегородский водоканал), сбор отходов у туристов во время экскурсий волонтерами для последующей сортировки мусора и сдачи в экопункты;

· инклюзивно. Для всех категорий туристов, без ограничений, на равных условиях, согласно созданной доступной среды партнеров.

Заключение

В Нижегородской области Приволжского федерального округа на базе НГТУ студенческо-преподавательским волонтерским отрядом «ПромЭкскурсовод» эффективно реализуется проект «Промышленный Нижний» в области промышленного туризма. Деятельность отряда направлена на разработку и реализацию для широкой аудитории (дошкольникам, школьникам, студентам, жителям и гостям города) туристическо-экскурсионных программ, освещающих историю и современные тенденции развития промышленных предприятий и районов Нижнего Новгорода и области.

Проект «Промышленный Нижний» волонтерского отряда «ПромЭкскурсовод» развивает не только доступный индустриальный туризм в городе и регионе, но и привлекает дополнительный туристический поток, создает бренд территории, популяризирует имидж нижегородских товаров и повышает их конкурентоспособность на рынке страны и мира. Кроме того, проект формирует успешные добровольческие практики, которые впоследствии могут быть тиражированы в других регионах страны.

Проект позволяет позиционировать имидж Нижнего Новгорода как промышленного региона и гордо носящего звание «Города трудовой доблести».

Благодарности

Авторы статьи благодарят за поддержку развития проекта «Промышленный Нижний» волонтерского отряда ПромЭкскурсовод НГТУ им. Р.Е. Алексеева и укрепление партнерских связей Нижегородскую Службу Добровольцев, Региональное сообщество общественного движения «Волонтеры культуры» АВЦ в Нижегородской области, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области», Общероссийскую общественную организацию «Всероссийское общество инвалидов», Нижегородский центр развития туризма, МАУ «Управление по туризму города Нижний Новгород», Нижегородскую областную организацию имени Александра Невского, Нижегородскую региональную благотворительную общественную организацию «Забота», Нижегородскую ассоциацию промышленников и предпринимателей, Департамент по социальной политике администрации г. Н.Новгорода, а так же персонально: С.М. Дмитриева, Л.Н. Басову, Т.Ю. Полянскую, А.М. Анущенко, Д.Д. Шаманина, С.Д. Художину, С.А. Дубик, С.М. Дмитриева, А.И. Зуева, О.В. Дектереву.


Источники:

1. Белановский Ю.М. Корпоративное и социальное волонтерство. Опыт брендов и мнения экспертов. - М.: Омега-Л, 2017. – 320 c.
2. Биржаков М. Б. Введение в туризм. / Учебник. – Издание 8-е, переработанное и дополненное. - СПб.: «Издательский дом Герда», 2006. – 512 c.
3. Боброва В.В. Евразийская интеграция снизу: торговля и инвестиции // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 8-2 (61-2). – c. 494-496.
4. Гарнов А.П. Актуальность системного формирования промышленного туризма // Вестник РЭУ. – 2012. – № 2. – c. 60-63.
5. Докашенко, Л. В. Полянина С. С. Промышленный туризм как эффективный инструмент развития экономики региона. / Формирование рыночного хозяйства: теория и практика: сборник научных статей, выпуск 14. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. – 93-97 c.
6. Емельянов Б. В. Экскурсоведение. / Учебник. – 5-е изд. - М.: Советский спорт, 2004. – 216 c.
7. Ермакова Ж.А. Инновационные кластеры как приоритет промышленной политики региона // Российское предпринимательство. – 2012. – № 22. – c. 167-173.
8. Закон от 24.12.1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». [Электронный ресурс]. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5337.htm (дата обращения: 13.01.2022).
9. Клейменова Е.О., Чулакова А.О. Диверсификация экономики моногородов за счет развития промышленного туризма. / Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. - Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. – 256-259 c.
10. Корабейников И.Н., Джумагазина М.Б. Некоторые особенности формирования туристко-рекреационного кластера на региональном уровне // Казанская наука. – 2014. – № 2. – c. 71-73.
11. Манаков А.Г. Туристские регионы мира. География культурного наследия. / монография. - Псков: ПГПУ, 2011. – 320 c.
12. Менеджмент туризма: Основы менеджмента. / Учебник. - М. : Финансы и статистика, 2003. – 352 c.
13. Нижегородская книга рекордов и достижений. / Авт.-сост. О.И. Наумова, Т.В. Кучерова; Науч. ред. Т.П. Виноградова. – 2-е изд., испр. и доп. - Н.Новгород: Кварц, 2010.
14. Никулина Ю.Н. Промышленный туризм в системе взаимодействия вузов и предприятий: содержание и перспективы развития. / монография / Ю.Н. Никулина, Г.В. Струзберг. - Москва: Издательство «Перо», 2015. – 188 c.
15. Чумаков В. Сборочный цех впечатлений. Вокруг света. Ноябрь, 2007. №11 (2806). [Электронный ресурс]. URL: http://www.vok rugsveta.ru/vs/article/6115/ (дата обращения: 15.01.2022).
16. Шестакова Е.В. Обоснование эталонной системы показателей оценки развития промышленных предприятий // Научное обозрение: теория и практика. – 2015. – № 3. – c. 15-26.

Страница обновлена: 14.03.2024 в 15:32:14