Перспективы развития внутреннего туризма в современных условиях

Русина А.Н.1, Карпычева О.В.1, Якимова Е.А.1, Лихман Д.А.1
1 Сибирский федеральный университет, Россия, Красноярск

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 10 (Октябрь 2021)

Цитировать:
Русина А.Н., Карпычева О.В., Якимова Е.А., Лихман Д.А. Перспективы развития внутреннего туризма в современных условиях // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 10. – С. 2343-2356. – doi: 10.18334/epp.11.10.113741.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47213918
Цитирований: 39 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Туризм является одним из важнейших направлений в развитии экономики как для страны в целом, так и для отдельных ее регионов. Однако, в отличие от ряда зарубежных стран, направление внутреннего туризма слабо развито в нашей стране, что по большей части, связано с низким уровнем развития инфраструктуры туризма, несоответствием цены и качества туристских услуг, низким уровнем сервиса, недостатком квалифицированного персонала в отрасли. В данном исследовании авторами был проведен анализ современного состояния туристской отрасли. Проанализированы основные показатели развития мировой и российской отрасли туризма, отражено влияние распространения короновирусной инфекции. Проведено сравнение развитости туризма России в сравнении с мировым туристическим рынком. А также были проанализированы наиболее популярные и востребованные туристские тренды на путешествия, в том числе определены перспективы развития внутреннего регионального туризма.

Ключевые слова: внутренний туризм, направления туризма, культурный туризм, социально ответственный туризм, туристский потенциал

Финансирование:
Исследование выполнено при поддержке краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в рамках реализации проекта: «Разработка информационно-аналитической системы мониторинга состояния и оценки потенциала развития туристской отрасли Красноярского края для подготовки стратегических управленческих решений», код заявки №2021021007411

JEL-классификация: Z31, Z32, Z39

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Туристская отрасль многими странами рассматривается как одна из движущих сил экономического роста. Россия не является исключением. Решение вопросов развития внутреннего туризма, адаптации к значительному воздействию внешних факторов, достижения конкурентоспособности не только на национальном, но и международном рынке формирует тенденции развития отрасли на долгосрочную перспективу.

Согласно стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года [5], основной курс отрасли направлен на развитие внутреннего и въездного туризма в Россию за счет формирования конкурентоспособного туристического продукта, развития инфраструктуры, обеспечения качественных и доступных туристских услуг на территории РФ, ориентируясь на лучший отечественный и международный опыт развития туристских кластеров и привлечение потенциальных клиентов к местам притяжения.

При рассмотрении вопроса актуальных, востребованных направлений и видов туризма авторы руководствовались работами Лебедевой С.А. [15] (Lebedeva, 2020), Плотниковой В.С. и Глушанок Т.М. [16] (Plotnikova, Glushanok, 2020), классификацией UNWTO (2018) [7], Мошнягина Е.В. [1] (Moshnyagina, 2013), Фахрана А., Зафран Р. [6] (Fakhrana Alisa, Zafran Ridho, 2020); Дагман С. [19] (Dagman, 2019), Тесленко В.В., Романова Е.В. [22] (Teslenko, Romanova, 2019), Суржиков В.И., Шевченко В.К. [23] (Surzhikov, Shevchenko, 2019), Гришаева А.С. [24] (Grishaeva, 2021), Козлов В.В., Немков П.Н. [25] (Kozlov, Nemkov, 2020).

Источником данных также являются материалы официальных сайтов, таких как UNWTO, Федеральное агентство по туризму РФ, Федеральная служба государственной статистики.

Таким образом, целью исследования является разработка рекомендаций по развитию внутреннего туризма на основе мировых и российских трендов.

Задачи исследования:

- провести анализ тенденций развития туризма в мире, в том числе в условиях пандемии;

- провести анализ российских тенденций развития туризма на фоне влияния коронавирусных ограничений;

- выделить современные тренды и концептуальные направления развития туризма;

- разработать рекомендаций по развитию внутреннего туризма.

В качестве результатов работы авторами предложены рекомендации по развитию востребованных направлений туризма в Красноярском крае в соответствии с современными мировыми и российскими трендами.

Основная часть

Туризм является одной из ведущих отраслей мировой экономики [20] (Kuznetsova, Kosmin, Kuzmenko, Kuznetsov, Kuznetsova, Samokhvalova, 2019). По данным Всемирной туристской организации (UNWTO), в 2016 году доходы от международного туризма составили около 1,220 миллиарда долларов [9], в 2019 году – 1478 млрд дол. США. Годовой оборот туризма в мире составляет около 4,7 триллиона долларов США [7].

Вклад туризма в мировой ВВП по данным на 2019 год составляет 10,4%, или 9,2 трлн долл. США. Число рабочих мест – 10,0% от общего числа рабочих мест в мире. 4,4% инвестиций в основной капитал приходится на сферу туризма [2].

Значительным сдерживающим фактором для отрасли туризма за последние годы стало влияние последствий коронавирусной инфекции. Туристическая отрасль официально признана в наибольшей степени пострадавшей от воздействия и последствий коронавируса [3, 17, 21] (Brovko, Solod, 2020).

За 2020 год вклад туризма в мировой ВВП сократился почти в 2 раза, составив 5,5%, или 4,7 трлн долл. США. Число рабочих мест сократилось на 1,1% (8,9% от общего числа в мире), инвестиции сократились с 986,2 до 693,2 млрд долл. США, составив 3,2% от общего объема мировых инвестиций [2] (рис. 1).

Рисунок 1. Основные показатели развития туристской отрасли в мире, 2019–2020 гг.

Источник: составлено авторами на основе статистического бюллетеня Росстата к всемирному дню туризма [2].

Россия обладает высоким туристским потенциалом. Однако в сравнении с мировым туристическим рынком занимает незначительное положение. В рейтинге конкурентоспособности индустрии туризма и путешествий Россия находится лишь на 39-м месте из 140 стран, по данным на 2019 г. [4]. Согласно рейтингу стран мира, по показателю общего вклада сферы путешествий и туризма в ВВП страны Россия занимает 15-е место.

Вклад туризма в экономику России, по данным на 2019 год, составляет 3,9% в ВВП, на 2020 год данных по России в официальных источниках еще нет. Средняя численность работников по отрасли туризма составляет 3,6% от средней численности работников по всем видам экономической деятельности, по данным на 2019 год, в 2020 году этот показатель снизился до 3,4%. 2,4% инвестиций в основной капитал приходится на сферу туризма. В 2020 году по сравнению с 2019-м инвестиции в сферу туризма снизились на 16,1 млрд руб., составив 2,2% от общего объема инвестиций по всем видам деятельности [2]. Динамика основных показателей отрасли туризма в РФ за 2019–2020 гг. представлена на рисунке 2. Необходимо отметить, что по сравнению с мировыми показателя влияния коронавирусной инфекции на отрасль туризма потери России невелики.

Рисунок 2. Основные показатели развития туристской отрасли в РФ, 2019–2020 гг.

Источник: составлено авторами на основе статистического бюллетеня Росстата к всемирному дню туризма [2].

Динамика внутреннего туризма за период 2010–2019 гг. положительная как в отношении иностранных туристов, так и в отношении российских (рис. 3). За исследуемый период численность российских туристов увеличилась в 2,5 раза, численность иностранных туристов – в 2,3 раза. В связи с ограничениями в 2020 году численность иностранных туристов сократилась на 93,4% по отношению к 2019 году, составив всего 336 тыс. чел. [28]. Численность российских туристов сократилась на 5,6% по отношению к 2019 г., составив 4127 тыс. чел. [28]

Рисунок 3. Динамика внутреннего туризма, тыс. чел., 2010–2020 гг.

Источник: составлено авторами на основе данных государственной статистики [28].

На рисунке 4 представлена динамика числа турпакетов для российских и иностранных туристов за период 2010–2020 гг. По числу турпакетов, реализованных гражданам России по внутренним направлениям в период с 2010 по 2019 г., наблюдается положительная тенденция за исключением 2012 г. С 2010 по 2014 г. средний прирост составил 3% годовых. Резкие скачки показателя наблюдались в 2015 и 2019 гг. на 25% и 22% соответственно по сравнению с предыдущим годом. В 2020 году наблюдается незначительное снижение числа турпакетов российским туристам по внутренним направлениям – на 0,8%. Статистика по числу турпакетов, реализованных гражданам России для путешествий в другие страны, значительно просела в период 2014–2016 гг., средний уровень снижения показателя составил 38% в год. В 2020 году по сравнению с предыдущим годом в условиях пандемии показатель снизился в 2,9 раз. Динамика числа турпакетов, реализованных гражданам других стран, по территории России достаточно стабильна, в 2020 году произошло значительное снижение показателя в 17 раз, составив всего 18 000 турпакетов.

Рисунок 4. Динамика числа турпакетов, тыс. ед., 2010–2020 гг.

Источник: составлено авторами на основе данных государственной статистики [28].

Несмотря на положительную тенденцию числа турпакетов и численности туристов внутренних направлений, в числовом выражении этот показатель низкий в сравнении с численностью населения РФ. Учитывая влияние коронавирусных ограничений и повлекшее его значительное снижение иностранных туристов, вопрос развития внутреннего туризма является актуальным. Такие сдерживающие внешние факторы, как нестабильная политическая обстановка в ряде стран, запрет на въезд/выезд российских туристов на некоторые популярные зарубежные курорты, коронавирусные ограничения, необходимо рассматривать как дополнительную возможность для развития внутреннего туризма, что позволит, во-первых, сократить потери от международного туризма, во-вторых, повысить интерес к внутренним направлениям, в том числе внутри регионов. Таким образом, в среднесрочной перспективе национальная туристическая отрасль может расширить собственный рынок за счет привлечения туристов, ранее ориентированных на зарубежные рынки. И за ближайшие 2–3 года создать такие условия развития отрасли внутреннего туризма, чтобы переориентировать данную тенденцию и на долгосрочную перспективу, учитывая имеющийся высокий туристский потенциал РФ.

Однако переориентация потребителя на внутренний рынок требует разработки и совершенствования конкурентоспособного туристического продукта, развития инфраструктуры, обеспечения качественных и доступных туристских услуг на территории страны, а также необходимо учитывать последние тренды развития отрасли, более интересные и востребованные направления туризма для привлечения внимания и повышения интереса к своей дестинации.

В рамках исследования авторами были проанализированы наиболее популярные и востребованные туристские тренды на путешествия. На основе анализа литературы наиболее часто выделяют следующие виды туризма: религиозный; спортивный; событийный; гастрономический; культурно-познавательный; лечебно-оздоровительный; экстремальный туризм [15] (Lebedeva, 2020), [16] (Plotnikova, Glushanok, 2020), [1] (Moshnyagina, 2013); устойчивый, социально ответственный, культурный, экологический туризм [6] (Fakhrana Alisa, Zafran Ridho, 2020); [19] (Dagman, 2019), классификацией UNWTO (2018) [7].

Тесленко В.В., Романова Е.В. в своем исследовании делают акцент на экологическом туризме как наиболее популярном и «единственном направлении в индустрии туризма, заинтересованном в сохранении своего главного ресурса – естественной природной среды» [22] (Teslenko, Romanova, 2019). Проблемы экологического туризма рассматриваются во многих исследованиях. Зворыкина Т.И., Войт М.Н., Дрейзис Ю.И. рассматривают экологический туризм как фактор устойчивого развития территорий [26, 27] (Zvorykina, Voyt, 2020; Dreyzis, 2020). Суржиков В.И., Шевченко В.К. [23] (Surzhikov, Shevchenko, 2019), Гришаева А.С. [24] (Grishaeva, 2021), Козлов В.В., Немков П.Н. [25] (Kozlov, Nemkov, 2020) рассматривают проблему развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях.

Бардасова Э.В. [18] (Bardasova, 2021) предлагает делать акцент на развитии новых туристических продуктов (глэмпингов) на базе индивидуального и экотуризма.

Одной из выделяемых концепций развития туризма является устойчивый туризм. Устойчивый туризм – это то, что «удовлетворяет потребности настоящего, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [10], а не просто маркетинговый ход или веяние моды.

Еще одним направлением является социально ответственный туризм, пропагандирующий «этические ценности в туризме, ответственное потребление, способствует социальному и экономическому развитию региона, а также воспитывает уважительное отношение к культурно-историческому наследию, окружающей среде и традициям» [11, 12] (Potapova, Sukhodulov, 2019).

Угроза уничтожения культурного наследия в условиях влияния глобальных вызовов, стремление к поиску своих корней, интерес к истории самобытных культур привели к диверсификации направления культурного туризма, разделяя его на следующие виды:

- идентичностный туризм;

- наследный туризм;

- примиренческий туризм;

- межкультурный туризм;

- коммуникативный туризм;

- жизнеознакомительный туризм.

В последнее время, в основном в связи с воздействием коронавирусных ограничений, выделяют следующие тренды в туризме:

1. Ориентация на внутренние направления.

2. Запрос туристов на безопасный отдых в кругу только близких людей (семья, родственники, друзья), чтобы исключить лишние контакты.

3. Прослеживается тенденция к индивидуализации туризма, стремление туриста к уединению с собой и своими мыслями, все больший отказ от массовых групповых туров и поездок, приоритет в пользу индивидуальных туров, руководство исключительно своими предпочтениями.

4. Ярким трендом туризма является технологизация и цифровизация. Это касается систем бронирования (туров, билетов, проживания и пр.), конструирования своего тура, заказа услуг, системы оплаты, элементов виртуализации (онлайн-экскурсия, виртуальные путешествия и пр.).

5. Тренд на позднее бронирование. В условиях неопределенности, в связи с возможностью введения дополнительных ограничений, закрытия границ и пр. факторов, туристы стали бронировать туры как можно ближе к дате путешествия.

6. Переориентация интереса туристов от больших гостиничных объектов размещения в сторону небольших отелей и уединенных коттеджей.

Несмотря на развитие сферы туризма в России в последние годы, влияние пандемии оказало негативное влияние как на индустрию туризма в целом, так и на смежные с ней отрасли. Основной задачей в условиях постпандемии является повышение интереса населения к внутреннему туризму за счет запуска новых направлений, создания качественных и разнообразных туристических продуктов, повышения доступности и качества предоставляемых услуг.

.

Заключение

В рамках данного исследования была затронута актуальность развития внутреннего туризма в связи с низкими показателя численности российских и иностранных туристов по внутренним направлениям и числа реализованных турпакетов. Учитывая тенденции развития отрасли туризма в мире и в Российской Федерации, выявленные тренды в предпочтениях потребителей, в том числе в условиях пандемии, авторами были сформулированы следующие рекомендации по развитию внутреннего и въездного туризма в регионах РФ:

- учитывая природные и культурные богатства России (по оценке UNWTO, Россия находится на 5-м месте в мире по природному и культурному потенциалу [7]), необходимо делать акцент в продвижении на уникальную природную составляющую и богатый культурный и исторический потенциал страны;

- актуальным является развитие концепции экологического и социально ответственного туризма, что позволит сохранить природное достояние;

- развитие экологического туризма на особо охраняемых природных территориях. Важность развития данного направления «подтверждена на законодательном уровне и закрепляется необходимостью создания благоприятных условий для туризма и рекреации» [23] (Surzhikov, Shevchenko, 2019);

- продвижение промышленного туризма путем создания туров на предприятия страны в поддержку зеленой экономики и позиционирования промышленных предприятий как открытых, конкурентоспособных, выпускающих качественную продукцию; повышения интереса к рабочим профессиям и сокращения оттока молодежи из регионов;

- регионы России имеют высокий потенциал в развитии сельского туризма. Развитие данного направления позволит сохранить развитие народных промыслов и фольклора, обеспечит рабочие места и самозанятость населения, будет стимулировать производство местной продукции, вовлечение сельских территорий в экономику регионов;

- востребованным направлением как для российских, так и зарубежных туристов является посещение коренных немногочисленных народов Севера (Тюрки, Кеты, Нганасане, Ханты и Мансийцы), знакомство с их культурой, традициями, обычаями и бытом.

Таким образом, в рамках данного исследования авторами были проанализированы основные показатели развития туризма на мировом и российском уровне, в том числе в условиях пандемии. На основе анализа перспективных направлений развития туризма были предложены рекомендации по развитию внутреннего туризма.

В дальнейших исследованиях данной темы планируется разработка методики оценки туристского потенциала региона с учетом перспективных направлений туризма и апробация методики на примере Красноярского края с целью формирования управленческих решений в сфере развития туристской отрасли территорий.


Источники:

1. Мошнягина Е.В. Основные тенденции развития туризма в современном мире // Вестник РМАТ. – 2013. – № 3. – c. 20-34.
2. Статистический бюллетень Росстата к всемирному дню туризма – 2021. Clck.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/YLmRa (дата обращения: 11.10.2021).
3. Пандемия как возможность: Эксперты ВШЭ оценивают потенциал внутреннего туризма в России. Новости исследований и экспертизы в Университете НИУ ВШЭ. Ниу вшэ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/en/news/research/433402363.html (дата обращения: 15.10.2021).
4. The Travel & Tourism Reports 2019. Рейтинг Всемирного экономического форума (WEF). [Электронный ресурс]. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_TTCR_2019.pdf (дата обращения: 10.10.2021).
5. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года №2129-р). Tourism.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://tourism.gov.ru/contents/documenty/strategii/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2035-goda (дата обращения: 01.10.2021).
6. Fakhrana Alisa, Zafran Ridho Sustainable Cultural Tourism Development: A Strategic ForRevenue Generation in Local Communities // Journal of Economic and Tropical Life Science. – 2020. – № 2. – p. 47-56.
7. World tourism barometer. Tourlib.ne. [Электронный ресурс]. URL: https://tourlib.net/wto/UNWTO_Barometer_2021_01.pdf (дата обращения: 25.09.2021).
8. Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. Отраслевые сюжеты. Hse.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/435321586.pdf.
9. Развитие туризма в России на современном этапе. Traveldon.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://traveldon.ru/stati-o-turizme-i-puteshestviyah/razvitie-turizma-v-rossii (дата обращения: 17.10.2021).
10. О проекте Указа Президента Республики Казахстан «О Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2006-2024 годы». Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2006 года N 981. Adilet.zan.kz. [Электронный ресурс]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P060000981_#2 (дата обращения: 15.10.2021).
11. Потапова Е.В., Суходулов Я.А. Гармонизация рекреационных возможностей и растущего туристического потока на байкальской природной территории // Известия Байкальского государственного университета. – 2019. – № 1. – c. 7-17. – doi: 10.17150/2500-2759.2019.29(1).7-17 .
12. Социально-ответственный туризм: путешествия по России. Официальный сайт Агентства социальной Информации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.asi.org.ru/news/2016/12/02/sotsialnootvet (дата обращения: 15.10.2021).
13. Наследие туризма. HiSoUR история культуры. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hisour.com/ru/heritage-tourism-39035 (дата обращения: 20.10.2021).
14. Статистические показатели, характеризующие туристскую отрасль РФ. Федеральное агентство по туризму. [Электронный ресурс]. URL: https://tourism.gov.ru/upload/iblock/5e0/Статистические%20показатели,%20характеризующие%20туристскую%20отрасль.pdf (дата обращения: 10.10.2021).
15. Лебедева С.А. Оценка популярности видов туризма среди российских потребителей // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 7. – c. 2105-2116. – doi: 10.18334/epp.10.7.110690.
16. Плотникова В.С., Глушанок Т.М. Современное состояние и прогнозирование основных тенденций развития туризма в Республике Карелия // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 3. – c. 831-844. – doi: 10.18334/epp.10.3.100652.
17. Кузнецова О.П., Косьмин А.Д., Кузьменко А.А., Кузнецов В.В., Кузнецова С.В., Самохвалова О.М. Туризм как драйвер социально-экономического и социокультурного развития страны // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 215-2178. – doi: 10.18334/eo.9.3.40705.
18. Бардасова Э.В. Экономика туризма и гостеприимства Республики Татарстан в период постпандемии: вызовы и драйверы роста // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 7. – c. 1715-1726. – doi: 10.18334/epp.11.7.112335.
19. Дагман С. Концептуальные подходы к устойчивому туризму на основе использования интегральных методов маркетинга // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 3115-3128. – doi: 10.18334/eo.9.4.41297.
20. Кузнецова О.П., Косьмин А.Д., Кузьменко А.А., Кузнецов В.В., Кузнецова С.В., Самохвалова О.М. Туризм как драйвер социально-экономического и социокультурного развития страны // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 2165-2178. – doi: 10.18334/eo.9.3.40705.
21. Бровко С.Б., Солод Т.В. Специфика реагирования индустрии туризма на глобальные экономические риски // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1025-1038. – doi: 10.18334/eo.10.4.111142.
22. Тесленко В.В., Романова Е.В. Трансформация гостиничных услуг под новые виды туризма на примере эко-отелей и экологического туризма // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2019. – № 4(15). – c. 414-419.
23. Суржиков В.И., Шевченко В.К. Подход к развитию экологического туризма на особо охраняемых природных территориях на основе системного анализа. Территория новых возможностей // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2019. – № 3. – c. 50-62. – doi: 10.24866/VVSU/2073-3984/2019-3/050-062 .
24. Гришаева А.С. Проблемы развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях на примере брянской области. / В сборнике: Обмен научными знаниями: актуальные вопросы и перспективные направления развития. - Казань: ООО «СитИвент», 2021. – 33-35 c.
25. Козлов В.В., Немков П.Н. Организационно-экономические аспекты развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях // Теоретические и прикладные вопросы охотоведения и экологии: Сборник трудов Международной научно-практической конференции. Ктров, 2020. – c. 26-31.
26. Зворыкина Т.И., Войт М.Н. Cтратегическая инициатива по обеспечению устойчивого развития региона на основе туризма // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. – 2020. – № 1. – c. 51-55. – doi: 10.25586/RNU.V9276.20.01.P.051 .
27. Дрейзис Ю.И. Управление процессами воздействия туризма на социально-экономическую экосистему территорий // Естественно-гуманитарные исследования. – 2020. – № 32(6). – c. 145-152. – doi: 10.24412/2309-4788-2020-10705 .
28. Единая межведомственная информационно-статистическая система. [Электронный ресурс]. URL: https://fedstat.ru (дата обращения: 22.10.2021).

Страница обновлена: 15.04.2024 в 17:12:43