Оценка экономических условий интеграции Луганской народной республики в экономическое пространство России в системе экономической безопасности
Кислая Т.Н.1
1 Луганский государственный университет имени Владимира Даля
Скачать PDF | Загрузок: 2
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 7 (Июль 2024)
Цитировать:
Кислая Т.Н. Оценка экономических условий интеграции Луганской народной республики в экономическое пространство России в системе экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2024. – Том 7. – № 7. – С. 1831-1860. – doi: 10.18334/ecsec.7.7.121423.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68592687
Аннотация:
В статье рассмотрены подходы к повышению эффективности интеграции новых территорий в состав Российской Федерации на примере ЛНР. Определена целесообразность трансформации региональной системы управления экономикой в направлении интегрирования ее в систему обеспечения экономической безопасности региона. Проанализированы современные применяемые системы оценочных показателей уровня экономической безопасности региона. Оценка социально-экономической ситуации ЛНР существенно затруднена недостаточным количество статистической информации и несоответствием форм статистической отчетности ЛНР. Обоснована целесообразность применения для новых территорий в качестве пороговых значений экономической безопасности среднероссийских показателей. Проведен сравнительный анализ сравнимых показателей по ЛНР, Белгородской и Воронежской областей. Дополнительно дана оценка состояния социально-экономического состояния ЛНР за исследуемый период. В республике за 2017-2021 гг. в целом отмечено существенное отставание от сравниваемых показателей и выявлена наметившаяся положительную динамика за последние отчетные периоды по отдельным показателям. Выявлены проблемы и намечены направления их решения. Сделан вывод о недостаточных темпах восстановления экономического потенциала республики и особенно промышленного. В связи с чем предлагается оплату труда в промышленности установить выше среднего показателя по экономике; для более быстрого наращивания экономического потенциала республики интенсивно развивать аграрную сферу; особое внимание следует уделять эффективности вложенных средств в экологию; постоянно осуществлять мониторинг уровня региональной экономической безопасности для чего необходимо в кротчайшие сроки завершить преобразования статистической отчетности в республике.
Ключевые слова: экономическая безопасность, социально-экономические показатели, регион, система, управление экономикой
JEL-классификация: O10, O18, R10, P25
Введение. Луганская народной республика (ЛНР) наряду с другими территориями с октября 2022 г. изменила статус став субъектом Российской Федерации. С целью интеграции в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы России, а также в систему органов государственной власти установлен переходный период до 1.01.2026 г. [1]. Правительством РФ в декабре 2023 г. была утверждена государственная программа восстановления и социально-экономического развития новых территорий [3]. Основной целью Программы определено преодоление социально-экономического отставания новых субъектов, а также достижение к 2030 году уровня среднероссийских показателей качества жизни граждан и уровня социально-экономического развития.
Актуальность исследования определяется необходимостью поиска подходов к более эффективному осуществлению процесса интеграции новых территорий в РФ на примере ЛНР. Важным условием данной интеграции выступает обеспечение экономической безопасности регионов. Обеспечение экономической безопасности в управлении экономикой региона в современных условиях занимает особое место. Функционирование системы экономической безопасности региона, в свою очередь, осуществляется на основе оценки достигнутого уровня социально-экономического развития и выявлении экономически опасных тенденций, что помогает определить наиболее перспективные направления развития региона.
Отечественная методика оценки уровня экономической безопасности региона (ЭБР) достаточно разработана, но отмечается большое разнообразие подходов и отсутствие единой точки зрения. В разработку теории и методологии обеспечения экономической безопасности большой вклад внесли отечественные и зарубежные исследователи: В.К. Сенчагов [19; 20; 24], С.Ю. Глазьев [7], Е.А. Олейников [16], А.И. Татаркин, В. Черешнев [25], И.Я. Богданов [5], Е.В. Каранина [13], B. Buzan, O. Waever, J.D. Wilde [27; 28], Andruseac G. [26], E. Nizami [29], K. Ahmed [30], S. Mohamed [31] и другие.
Целью данной статьи является оценка социально-экономических условий интеграции ЛНР в экономическое пространство России в системе экономической безопасности.
Задачами исследования являются: адаптация существующих методик оценки социально-экономического состояния региона в системе экономической безопасности к условиям ЛНР; разработка первостепенных рекомендаций по повышению эффективности интеграционных процессов для исследуемого региона.
Научной новизной обладает проведенный комплексный анализ уровня социально-экономического развития особого региона в системе экономической безопасности на примере ЛНР.
Практической значимостью исследования. Результаты проведённого исследования могут использоваться региональными органами государственной власти, научными и образовательными организациями при анализе социально-экономического состояния новых регионов РФ, а также использовать как основу для дальнейших исследований по рассматриваемой тематике.
Основная часть. Отечественная методика оценки уровня ЭБ региона достаточно разработана и аналитики используют различные подходы. На уровне региона, как части государства, параметры оценок региональной экономической безопасности корреспондируют с оценками экономической безопасности в целом по стране, но совокупность учитываемых факторов не идентична [8]. В Стратегии экономической безопасности России на период до 2030 г. [2] содержатся 40 показателей оценки состояния экономической безопасности, которые успешно используются как базовые для оценки ЭБР.
Академик В.К. Сенчагов с соавторами выделили десять групп основных показателей ЭБР: «… макроэкономическое развития; промышленная безопасность; продовольственная безопасность; энергетическая безопасность; бюджетно-финансовая безопасность; кадровая безопасность; инновационное развитие; социальное развитие; экологическое развитие; внешнеэкономическое развитие» [24, c. 26-27].
Большой пласт исследований таких авторов, как О. Ангелова, Т. Подольская [4], М. Буянова, И. Аверина, А. Кулакова [6], С. Казанцев, Е. Митяков [11; 12], В. Карпов, А. Кораблева [22], Е. Кучина, Н. Улякина [14], А. Ладынин [15], А. Рощупкина, Т. Сидорина [18], Г. Федоров [23] и других посвящен оценке ЭБР на примере отдельных регионов.
Г. Федоров, например, рассматривая обозначенные проблемы на примере Калининградской области, главными показателями определяет динамику ВРП и «… объем производства ведущих видов экономической деятельности …», а пороговыми значениями выбирает средние показатели по РФ. Для оценки использованы 20 общих, 15 частных и 37 специальных индикаторов характерных для регионов России [23, с. 44-45].
А. Рощупкина и Т. Сидорина провели оценку состояния экономической безопасности Краснодарского края и Ростовской области с помощью групп показателей, каждая из которых соответствует отдельной составляющей ЭБР по сферам: «… экономическая; финансовая; производственная и социальная» [18, c. 3].
К наиболее значимым подсистемам региональной экономической системы М. Буянова и соавторы относят: «… население; природно-ресурсную, предпринимательскую, социальную подсистемы и управленческий блок». Для оценки ЭБР авторами был предложен «интегральный показатель экономической безопасности» (IIESS) [6].
Е. Кучиной и Н. Улякиной использовался ресурсный и целевой подходы к выбору показателей оценки уровня ЭБ Челябинской области. В качестве ресурсных элементов экономической безопасности выбраны показатели, характеризующие параметры социально-экономического состояния региона (ВРП на душу населения, объем инвестиций в основной капитал, уровень инновационной активности и др.). Оценка с точки зрения целевого подхода проводилась на основе индикаторов, характеризующих: «… степень ущерба; величину дефицита консолидированного регионального бюджета к ВРП; долю населения с величиной дохода ниже прожиточного минимума и др.» [14, c. 88].
Уральской научной школой во главе с академиком А.И. Татаркиным разработан методический инструментарий по диагностике «… сфер жизнедеятельности» регионов РФ. Авторами предложена система пороговых значений индикаторов и выделены «… нормальное, предкризисное и кризисное состояние» ЭБР [25, с. 27].
С.Ю. Глазьев и В.В. Локосов в своей работе отмечают, что «Предельно критическим следует считать такое значение показателя, выход за границы которого свидетельствует о возникновении угрозы функционированию экономики и жизнедеятельности общества, вследствие нарушения нормального течения отражаемых этим показателем процессов» [7, с. 24]. Пороговые значения показателей устанавливаются авторами на основе логических умозаключений и сравнительной оценки по разным регионам.
Экономика ЛНР сложилась в условиях военных действий и поддержки России. Сформировать полноценную систему показателей в соответствии с изученными подходами и установить пороговые значения показателей ЭБ для республики непростая задача. Например, показатель «Валовая региональная продукция» в статистике ЛНР отсутствовал весь период существования республики.
Оценим уровень экономической безопасности ЛНР в сравнении со среднероссийскими показателями, а также показателями Белгородской и Воронежской областей. Отчетный период также выберем 01.01.2017- 01.01.2021 гг., так как по ЛНР нет статистической информации за 2022-2023 гг. и позже существенно изменились условия жизнедеятельности региона и произошла кардинальная трансформация форм статистической отчетности ЛНР. Отдельные показатели на 01.01.2022 г. взяты из последнего статистического бюллетеня за 2021 г. Результаты сравнительного анализа представлены в таблице 1.
Объем реализованной промышленной продукции (обрабатывающее пр-во) в расчете на 1000 чел. характеризует развитие наиболее важной для ЛНР отрасли. Уровень показателя по ЛНР значительно ниже сравниваемых уровней. Удельная стоимость реализации с/х продукции ниже среднероссийского уровня 49,29 млн. руб. Уровень рентабельности промышленных товаров при этом значительно ниже всех сравниваемых уровней.
Таблица 1. Сравнительный анализ условий экономической безопасности Белгородской, Воронежской обл. и ЛНР за 2017, 2021 гг.
Показатели
|
В среднем по рег. РФ
|
Белгород-
ская обл. |
Воронеж-
ская обл. |
ЛНР
|
Белгород-
ская обл. |
Воронеж-
ская обл. |
ЛНР
|
Изменение, 2021 г., (-, +)
| ||
ЛНР
/ Белгород-ская обл.
|
ЛНР / Воронеж- ская обл.
|
ЛНР / в
среднем по рег. РФ
| ||||||||
2021г.
|
2017г.
|
2021г.
|
2021г.
| |||||||
Объем реал. промышленной продукции на 1000 чел. нас. млн. руб.
|
432,67
|
405,866
|
192,123
|
29,222
|
665,727
|
315,841
|
56,9
|
-608,221
|
-258,941
|
-375,77
|
Стоимость реал. с/х продукции на 1000 чел. нас., млн. руб.
|
52,971
|
146,173
|
83,111
|
2,216
|
223,016
|
139,636
|
3,681
|
-219,335
|
-135,955
|
-49,29
|
Уровень
рентабельности промышленной товаров (обрабатывающее производство), %
|
16,2
|
9,3
|
8,4
|
12,0
|
8,6
|
13,9
|
-2
|
-10,6
|
-15,9
|
-18,2
|
Уровень рентабельности товаров
сельского хозяйства, %
|
30,6
|
6,95
|
13,7
|
9,7
|
51,56
|
42,95
|
17,9
|
-33,7
|
-25,05
|
-12,7
|
Оборот оптовой торговли на 100 тыс. чел. нас., млрд. руб.
|
7562,5
|
4355,3
|
4487,1
|
206,4
|
5521,1
|
5982,2
|
361,9
|
-5159,2
|
-5620,3
|
-7200,6
|
Оборот
розничной торговли
на 100 тыс. чел. населения млрд. руб.
|
2711,7
|
2034,8
|
2214,3
|
101,8
|
2599,4
|
2978,1
|
254,9
|
-2344,5
|
-2723,2
|
-2456,8
|
Инвестиции в основной капитал без малого предпринима-тельства в расчете на 1000 чел.
населения,
млн. руб.
|
157,6
|
89,8
|
126,1
|
1,4
|
107,8
|
124,5
|
4,5
|
-103,3
|
-120,0
|
-153,1
|
Доля
капитальных инвестиций в профессиональную, научную и техническую
деятельность, %
|
0,051
|
0,008
|
0,009
|
0,012
|
0,006
|
0,015
|
0,1
|
0,094
|
0,085
|
0,049
|
Доля
капитальных инвестиций в образование, %
|
0,027
|
0,035
|
0,026
|
0,02
|
0,053
|
0,38
|
0,3
|
0,247
|
-0,08
|
0,273
|
Предприятия,
которые получили убыток, %
|
29,2
|
27,8
|
26,4
|
39,1
|
20,2
|
22,6
|
32,9
|
12,7
|
10,3
|
3,7
|
Степень
износа основных средств (на к. г.), %
|
53
|
47,6
|
40,4
|
52,1*
|
54,5
|
44,2
|
56,9
|
2,4
|
12,7
|
3,9
|
Число
родившихся на 1000 чел. насел., чел.
|
9,6
|
11,5
|
9,7
|
4,9
|
8,0
|
8,1
|
3.5
|
-4,6
|
-4,7
|
-6,1
|
Миграционный прирост (убыль),
на 1 тыс. чел. нас.
|
30
|
18
|
43
|
-3,8
|
42
|
44
|
12
|
-30
|
-32
|
-18
|
Доля занятых в промыш-сти
(обрабатывающее пр-во), %
|
14,1
|
20,1
|
13,1
|
9,8
|
18,0
|
14,1
|
13,7
|
-4,3
|
-0,4
|
-0,4
|
Доля
штатных
работников, занятых в с/х, %
|
6,3
|
12,3
|
13,3
|
1,75
|
12,5
|
11,4
|
1,3
|
-11,2
|
-10,1
|
-5
|
Доля штатных работников, занятых в
образовании, %
|
7,5
|
9,5
|
7,3
|
19,6
|
9,1
|
7,0
|
20,5
|
11,4
|
13,5
|
13
|
Ожидаемая
продолжительность жизни, лет
|
75,72
|
73,67
|
73,03
|
-
|
75,51
|
75,23
|
75,34
|
-0,17
|
-0,11
|
-0,38
|
Среднемесячная
ном. з/п работников, руб.
|
57244
|
29065,6
|
28007
|
8480
|
41774,7
|
40830
|
20380
|
-21394,7
|
-20450
|
-36864
|
Среднемесячная ном. з/п в промыш-сти
(обр-е пр-во), руб.
|
57765
|
28949
|
28377.6
|
10213
|
44037,2
|
41301
|
20353
|
-23684,2
|
-20948
|
-37412
|
Среднемесячная
номинальная з/п в образовании, руб.
|
54780
|
29065,6
|
22346
|
6845
|
36756,3
|
33413
|
21421
|
-15335,3
|
-11992
|
-33359
|
Реальные
денежные доходы населения в % к пред. году
|
103,8
|
98,9
|
95,9
|
106,1
|
100,7
|
100,2
|
115,1
|
14,4
|
14,9
|
11,3
|
Индекс
потребительских цен
|
108,4
|
101,5
|
101,5
|
99,5
|
109,1
|
109,3
|
116,2
|
7,1
|
6,9
|
7,8
|
в т.ч. на продукты питания
|
110,6
|
100,7
|
100,1
|
99,7
|
112,5
|
112,3
|
118,6
|
6,1
|
6,3
|
8
|
Числен-ть пенсионеров на 1000 чел. пост. населения,
чел.
|
294,0
|
328,7
|
319,9
|
290
|
328,7
|
319,8
|
288
|
-40,7
|
-31,8
|
-6
|
Выбросы загрязняющих веществ в
атмосферный воздух, стационарные источники, тыс. т, на 100 кв. км.
|
10,1
|
4,3
|
1,5
|
8,6
|
5,8
|
2,1
|
9,7
|
3,9
|
7,6
|
-0,4
|
Расходы на охрану окруж. среды
на 1 тыс. чел.,
млн. руб.
|
8,5
|
5,2
|
2,4
|
0,55
|
8,9
|
2,9
|
2,06
|
-6,84
|
-0,84
|
-6,44
|
Источник: составлено
автором по материалам [9; 17].
|
За весь исследуемый период по всем исследуемым регионам отмечается положительная динамика развития основных отраслей. Экономическая ситуация в Белгородской области лучше.
Торговый оборот ЛНР на порядок меньше сравниваемых регионов, удельный показатель характеризует значительно более низкую экономическую активностью в регионе, что также является отрицательным условием обеспечения экономической безопасности. Более развита торговая деятельность в Воронежской области.
Инвестиции дополнительно характеризуют качество экономических трансформаций в регионе. Инвестиции в основной капитал без субъектов малого предпринимательства в расчете на 1000 чел. населения в среднем по РФ в 2021 году составили 157,6 млн. руб. Наивысшие показатели среди исследуемых регионов достигнуты в 2021 г. в Воронежской области (124,5 млн. руб.). При этом следует отметить, что доля капитальных инвестиций в науку и образование в Воронежской области достигла наивысших показателей (0,015% и 0,38% соответственно).
По ЛНР инвестиции в основной капитал составили всего 4,5 млн. руб. или 2,9% от среднероссийского уровня, а показатели инвестиций в науку (0,1%) и особенно в образование (0,3%) превышают даже среднероссийский показатель.
Эффективность функционирования экономической системы региона характеризует показатель «предприятия, которые получили убыток». Наилучший показатель за 2021 г. по Белгородской области (20,2%). По ЛНР убыточных предприятий за 2021 год учтено 32,9%, что выше среднероссийского уровня на 3,7%, но ниже уровня 2017 года на 6,2%. Данная ситуация характеризуется как экономически опасная.
В среднем по РФ и по всем регионам состояние основных средств можно оценить, как критическое, так как для качественного и более динамичного развития экономики и тем более технологического прорыва нужны значительные инвестиции [12]. Несколько лучше ситуация в Воронежской области, в 2021 году показатель составил 44,2%.
Демографическая ситуация характеризуется более низкими показателями рождаемости по всем исследуемым регионам в сравнении со средним показателем по РФ (9,6 чел. на 1000 чел. населения). Отмечается общая тенденция снижения показателя рождаемости за весь исследуемый период. Значение данного показателя по ЛНР в 2021 г. более чем в 2 раза меньше, чем по сравниваемым регионам. Данную ситуацию можно охарактеризовать как экономически опасную.
Миграционный прирост по всем исследуемым регионам увеличился за период 2017-2021 гг. Динамика данного показателя по ЛНР выше практически в 5 раз. Для ЛНР данный показатель складывается в том числе за счет возвращения ранее выехавших граждан, которые увеличивают кадровый потенциал региона. Экономически опасным в миграционном приросте для ЛНР является значительная доля в числе мигрантов нетрудоспособного населения.
Доля штатных работников, занятых в промышленности (обрабатывающее пр-во) по ЛНР в 2021 г. составила 13,7%, что выше 2017 г. и свидетельствует о развитии важнейшей для региона отрасли. Доля занятых в сельском хозяйстве в ЛНР уменьшилась в 2021 г. по сравнению с 2017 г. на 0,45%, что можно отнести к угрозам ЭБР, так как в современных условиях недостаточности промышленного потенциала региона развитие сельского хозяйства должно быть более интенсивным. Доля штатных работников, занятых в образовании за весь отчетный период в ЛНР наибольшая, что характеризует неэффективную структуру экономики данного региона, так как показывает недостаточные темпы развития реальной экономики.
По ЛНР доля частных предприятий в 2021 г. составила 36,6%, что меньше 2017 г. на 11,6% и что можно отнести к факторам экономической опасности20.
Отмечается общая тенденция увеличения показателя «ожидаемая продолжительность жизни» и практически выравнивание его уровня к 2021 году. Фактором экономической опасности выступает отставание показателя по исследуемым регионам по сравнению со средним показателем по РФ (75,72 лет).
По ЛНР также отмечается значительное отставание среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций более чем в 2 раза от уровня сравниваемых регионов. Следует отметить, что «отрыв» показателя несколько сократился к 2021 году. Экономически опасным для республики является значительная доля бюджетных организаций и самая высокая оплата труда в системе государственного управления, а наименьшая в здравоохранении.
Оплата труда в образовании по всем регионам ниже среднего уровня по РФ (54780 руб.), что отрицательно характеризует уровень развития социальной сферы. По ЛНР данный показатель составил 21421 руб., что ниже среднероссийского уровня на 33359 руб.
Динамика реальных денежных доходов населения за весь отчетный период в республике увеличивается и за 2021 год составляет 115,1%, что влияет на повышение качества жизни населения. При этом индекс потребительских цен по всем регионам за весь исследуемый период выше и особенно на продукты питания. Можно говорить об экономически опасном положении по всем регионам. Наихудшая ситуация по ценам на продукты питания по ЛНР за 2021 г. (118,6).
Численность пенсионеров в расчете на 1000 чел. постоянного населения для исследуемых регионов характеризует экономическую опасность, так как обуславливает необходимость опережающего развития экономики. По ЛНР данный показатель незначительно ниже.
Экологическую ситуацию за весь исследуемый период в ЛНР в сравнении с рассматриваемыми регионами можно оценить, как удовлетворительную. Экономически опасным для республики может быть реализация ожидаемого существенного индустриального развития региона в составе РФ без достаточного учета экологических факторов.
На рисунке 1 графически представлен сравнительный анализ исследуемых регионов и среднероссийского уровня за 2021 г.
В целом следует отметить значительное отставание ЛНР по основным показателям социально-экономического развития в сравнении с выбранными уровням. Отличие показателей ЛНР от среднероссийского уровня как первоначального уровня экономической безопасности на современном интеграционном этапе определяет необходимость существенных изменений в экономической системе республики. Первостепенным является восстановление экономического потенциала республики и в первую очередь, промышленного.
Рисунок 1. Сравнительный анализ факторов экономической опасности Белгородской, Воронежской областей и ЛНР за 2021 год
Источник: составлено автором по материалам [9; 17].
Согласимся с М. Сюповой и Н. Бондаренко в том, что «мониторинг частных показателей экономической безопасности позволяет выявлять наиболее неустойчивые ее элементы, требующие неотложных управленческих воздействий». Авторы выделяют следующие сферы экономической безопасности: производственную, научно-техническую, инвестиционную, социальную и демографическую [21, с. 67-69].
Рассмотрим основные показатели эффективности экономики региона, которые представлены в таблице 2.
Анализ табл. 2 показывает, что по ЛНР за период 2017-2021 гг. увеличение реализованной промышленной продукции на душу населения составило (+48,7%), что свидетельствует о развитии базовой отрасли экономики региона. Дополнительно можно отметить, что динамика показателя была неустойчивой и темпы роста недостаточны.
Таблица 2. Основные показатели эффективности экономики ЛНР за 2017-2021 гг.
Показатели
|
2017г
|
2018г
|
2019г
|
2020г
|
2021г
|
Изменение,
(-+)
|
Изменение, %
| |||
2021г-
2020г
|
2021г-
2017г
|
2021г-
2020г
|
2021г-
2017г
| |||||||
Объем
реализованной промышленной продукции в расчете на душу населения, тыс. руб.
|
29,2
|
63,3
|
76,2
|
53,6
|
56,9
|
3,3
|
27,7
|
5,8
|
48,7
| |
Выручка
от реализации с/х продукции в расчете на душу населения, руб.
|
2194
|
2485
|
3103
|
3555
|
4082
|
527
|
1888
|
14,8
|
86,1
| |
Источник: составлено автором по материалам [9].
|
Динамика структуры реализованной промышленной продукции ЛНР за 2017- 2021 годы представлена в таблице 3.
Таблица 3. Структура реализованной промышленной продукции ЛНР за 2017-2021 гг.
Показатели
|
2017г
|
2018г
|
2019г
|
2020г
|
2021г
|
Изменение, (+,-)
| |
2021г-2020г
|
2021г- 2017г
| ||||||
Объем
реализованной промышленной продукции (товаров, услуг), всего, в т.ч.:
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
-
|
-
|
Перерабатывающая
промышленность, в т.ч.:
|
33,73
|
56,1
|
69,21
|
61,14
|
50,0
|
-11,14
|
16,27
|
металлургическое
производство, производство готовых металлических изделий, кроме машин и
оборудования
|
4,81
|
38,86
|
50,11
|
33,07
|
34,1
|
1,03
|
29,29
|
производство
пищевых продуктов, напитков и табачных изделий
|
17,37
|
9,61
|
10,38
|
17,52
|
37,2
|
19,68
|
19,83
|
машиностроение,
кроме ремонта и монтажа машин и оборудования
|
7,12
|
4,75
|
5,38
|
5,84
|
13,9
|
8,06
|
6,78
|
текстильное
производство
|
1,12
|
0,58
|
0,67
|
1,19
|
3,4
|
2,21
|
2,28
|
изготовление
изделий из древесины, производство бумаги и полиграфическая деятельность
|
0,39
|
0,22
|
0,22
|
0,45
|
0,9
|
0,45
|
0,51
|
производство
химических веществ и химической продукции
|
0,41
|
0,38
|
0,58
|
0,44
|
0,89
|
0,45
|
0,48
|
производство
основных фармацевтических продуктов и препаратов
|
0,18
|
0,11
|
0,12
|
0,23
|
0,46
|
0,23
|
0,28
|
производство
резиновых и пластмассовых изделий
|
1,35
|
0,79
|
0,76
|
1,24
|
3,54
|
2,3
|
2,19
|
Поставка
электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха
|
34,58
|
21,96
|
16,65
|
17,64
|
21,9
|
4,26
|
-12,68
|
Добывающая
промышленность и разработка карьеров, в т. ч.
|
29,29
|
20,75
|
13,02
|
18,97
|
25,2
|
6,23
|
-4,09
|
добыча
каменного угля
|
99,3
|
99,5
|
99,4
|
99,4
|
99,1
|
-0,3
|
-0,2
|
Водоснабжение;
канализация, обращение с отходами
|
2,4
|
1,19
|
1,12
|
2,24
|
2,9
|
0,66
|
0,5
|
Источник: составлено автором по материалам [9].
|
Анализ структуры реализованной промышленной продукции дополнительно характеризует качественные изменения в экономике региона. В сравнении с 2017 годом доля перерабатывающей промышленности к 2021 году увеличилась на 16,27%, что обусловлено преимущественно ростом доли металлургического производства (+29,29%) и доли пищевой промышленности (+19,83%), но за 2020-2021 гг. отмечается снижение доли перерабатывающей промышленности на 11,14%. Следует отметить, что снижение доли перерабатывающей промышленности как основной формирует условие экономической опасности, так как снижается экономический потенциал региона. По остальным подотраслям произошли незначительные изменения.
Изменение структуры реализованной промышленной продукции проиллюстрировано на рисунке 2.
Рисунок 2. Изменение структуры реализованной продукции перерабатывающей промышленности ЛНР за 2017-2021 гг.
Источник: составлено автором по материалам [9].
Увеличение доли поставки электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха в 2021 году характеризует увеличение энергетического потенциала региона, который целесообразно использовать в первую очередь в промышленности. Отметим также увеличение доли продукции машиностроения, кроме ремонта и монтажа машин и оборудования в 2020-2021 гг. до 13,9% характеризует позитивную тенденцию в экономике ЛНР. Однако доля машиностроения для исследуемого региона запредельно низкая и является угрозой ЭБР. За 2020-2021 гг. наиболее значительный прирост отмечается по пищевой подотрасли на 19,68% до 37,2%.
Экономическая ситуация в республике на 01.01.2022 г. несколько изменилась (рис. 3).
Рисунок 3. Структура перерабатывающей промышленности ЛНР, 2022 гг., %
Источник: составлено автором по материалам [9].
Основу перерабатывающей промышленности республики на начало 2022 г. составляли: металлургическое производство, производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (64,9%), производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий (22,53%), машиностроение, кроме ремонта и монтажа машин и оборудования (6,61%).
Рассмотрим капитальные инвестиции в ЛНР за 2017-2021 гг. (рис. 4).
В 2021 г. общий объем капитальных инвестиций в республике составил более 6,2 млрд. рос. руб., что более чем в 3 раза выше, чем в 2017 г., а по сравнению с 2020 г. прирост составил 43,1%, что свидетельствует об улучшении инвестиционного климата в ЛНР.
Рисунок 4. Динамика объемов капитальных инвестиций ЛНР, 2017-2021 гг.
Источник: составлено автором по материалам [9].
Наибольший объем инвестиций в материальные активы, а именно в машины, оборудование и инвентарь, инженерные сооружения, на их долю в общем приходится более 70% всех капитальных инвестиций. В целом данная ситуация оценивается положительно, так как формируется потенциал устойчивого развития экономики региона. Условием экономической опасности может выступать низкий уровень эффективности использования инвестиционного капитала.
Структура предприятий и организаций ЛНР по видам экономической деятельности на 01.01.2022 г. представлена на рисунке 5.
Распределение субъектов хозяйствования по видам экономической деятельности является важной характеристикой экономики региона с позиции потенциала социально-экономического развития. Отметим, что существенную долю занимают организации сферы образования (18,3%) и оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспорта и мотоциклов (14%). При этом, около 70 % малого бизнеса в республике занято в сфере торговли. В свою очередь, предприятия производственной сферы составляют 16% (сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность), что характеризует отрицательные условия обеспечения экономической безопасности как угроза недостаточных поступлений в бюджет республики.
Рисунок 5. Структура предприятий и организаций ЛНР по видам экономической деятельности, 2022 г., в %
Источник: составлено автором по материалам [9].
Рассмотрим показатели, характеризующие трудовой ресурс ЛНР. Доля лиц трудоспособного возраста на 01.01.2022 г. в сравнении с 01.01.2021 г. уменьшилась на 9,4% или на 73122 чел. [25]. Это негативный фактор для обеспечения экономической безопасности региона, поскольку для развития экономики необходим опережающий прирост трудовых ресурсов.
В таблице 4 представлены основные показатели рынка труда ЛНР.
Таблица 4. Основные показатели рынка труда ЛНР за 2017-2022 гг.
Показатели
|
2017г
|
2018г
|
2019г
|
2020г
|
2021г
|
2022г
|
Изменение, (-,+)
|
Изменение, %
| ||
2022г-2021г
|
2022г-2017г
|
2022г-2021г
|
2022г-2017г
| |||||||
Среднесписочная
чис-ть штатных работни-ков по видам экономической деятельности,
тыс. чел., в т.ч.:
|
203,3
|
220,5
|
216,9
|
207,7
|
199,2
|
223,1
|
23,9
|
19,8
|
11,9
|
9,7
|
промышленность
|
74,4
|
90,3
|
86,3
|
77,8
|
64,5
|
60,3
|
-4,2
|
-14,1
|
-6,5
|
-18,9
|
сельское
хозяйство, лесное хозяйство и рыбное хозяйство
|
3,12
|
3,22
|
3,28
|
2,72
|
2,65
|
8,4
|
5,75
|
5,28
|
216,9
|
169,2
|
оптовая
и розничная торговля
|
11,8
|
12,2
|
12,8
|
13,5
|
13,4
|
13,8
|
0,4
|
2,0
|
2,9
|
16,9
|
профессиональная, научная и техническая деятельность
|
2,01
|
3,20
|
3,17
|
1,56
|
4,34
|
3,92
|
-0,42
|
1,91
|
-9,7
|
95,02
|
государ-е
управление и оборона, обязательное социальное страхование
|
14,4
|
14,6
|
15
|
15,2
|
15,4
|
17,0
|
1,6
|
2,6
|
10,4
|
18,1
|
образование
|
39,9
|
39,5
|
39,3
|
39,7
|
39,6
|
48,8
|
9,2
|
8,9
|
23,2
|
22,3
|
здравоохранение
и предоставление социальной помощи
|
31,0
|
30,2
|
29,4
|
29,7
|
29,9
|
36,7
|
6,8
|
5,7
|
22,7
|
18,4
|
Среднемесячная
номи-нальная заработная плата штатных работников, руб., в т.ч.
|
8480
|
9927
|
11949
|
15610
|
20380
|
38073
|
17693
|
29593
|
86,8
|
348,9
|
промышленность
|
10213
|
12284
|
14081
|
16849
|
20353
|
43655
|
23302
|
33442
|
114,5
|
327,4
|
оптовая
и розничная торговля
|
5767
|
6801
|
7820
|
10641
|
14440
|
28613
|
14173
|
22846
|
98,2
|
396,2
|
профессиональная, научная и техническая деятельность
|
9698
|
10147
|
12714
|
17324
|
19197
|
36622
|
17425
|
26924
|
90,8
|
277,6
|
госуд-е
управление и оборона, обязательное социальное страхование
|
12366
|
13178
|
15487
|
23128
|
28170
|
64576
|
36406
|
52210
|
129,2
|
422,2
|
образование
|
6845
|
7565
|
10104
|
14601
|
21421
|
34252
|
12831
|
27407
|
59,9
|
400,4
|
здравоохранение
и предоставление социальной помощи
|
7398
|
7643
|
10368
|
14985
|
22336
|
35469
|
13133
|
28071
|
58,8
|
379,4
|
Источник: составлено автором по
материалам [9].
|
Из таблицы 4 видно, что среднесписочная численность штатных работников в ЛНР с 2018 г. по 2021 г. уменьшалась. В целом по промышленности за 2021-2022 гг. сокращение составило 6,5%, а за весь исследуемый период – 18,9%. Уменьшение работающих в добывающей промышленности и разработке карьеров за 2018-2021гг. составило более чем в два раза. За весь период исследования количество работающих по профессиональной, научной и технической деятельности увеличилось почти вдвое, но за 2021-2022 гг. отмечается сокращение на 9,7%. Эту ситуацию в регионе можно также оценить, как экономически опасную, так как она отражает снижение трудового потенциала республики. С учетом исторически сложившейся особенности региона как промышленного эта тенденция особенно угрожает экономической безопасности. Снижение научно-исследовательского потенциала также представляет опасность для дальнейшего технологического развития экономики региона.
За период 2018-2021 гг. стабильная ситуация отмечалась по таким отраслям как: оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов; образование; здравоохранение и предоставление социальной помощи. За 2021-2022 гг. по этим отраслям отмечается прирост числа работающих. Наибольший прирост (более 20%) произошел по образованию и здравоохранению, а в торговле положительная динамика незначительная. В сельском хозяйстве отмечается нестабильная ситуация до 2021 г., а в 2022 г. число работающих увеличилось более чем в 2 раза, что отражает экономический подъем отрасли. В сфере государственного управления отмечается стабильный рост числа работающих. В целом доля бюджетной сферы составляет более 50%, что характеризуется отрицательно как деструктивный фактор.
Уровень среднемесячной номинальной заработной платы в республике стабильно увеличивается. Информации об уровне инфляции в официальной статистике отсутствует, но индекс потребительских цен по ЛНР за 2021 год составил 116,2%. Данная экономическая ситуация оценивается негативно, так как благосостояние работающих увеличивается недостаточно.
Конфликт экономического и социального развития создает определенные опасные условия и необходимо формирование предпосылок для экономического оздоровления республики и стабильного развития человеческого капитала. Стабильное экономическое развитие региона невозможно без развития социальной сферы. Система социальной защиты населения республики представлена 59 учреждениями.
Система социальной защиты населения ЛНР функционирует достаточно эффективно, но в связи с продолжением военного конфликта в обществе существует запрос как на увеличение объема оказываемых услуг, так и на квалифицированный персонал с учетом специфики и особенно для категории участники СВО и члены их семей.
Показатели системы здравоохранения в ЛНР представлены в таблице 5.
Система здравоохранения ЛНР включает 107 государственных учреждений, из них: 91 медицинское учреждение, 13 учреждений госсанэпиднадзора, ГУП фармацевтического профиля, медицинский университет и Министерство здравоохранения ЛНР. Медицинскую помощь населению оказывают в 70 лечебных амбулаторно-поликлинических и 61 лечебном учреждениях с общим коечным фондом 11,4 тыс. коек, что составляет – 78,5 коек на 10 тыс. населения.
Таблица 5. Показатели системы здравоохранения ЛНР за 2017-2021 гг.
Показатели
|
2017г
|
2018г
|
2019г
|
2020г
|
2021г
|
Изменение, (-,+)
|
Изменение, %
| ||
2021г-2020г
|
2021г-2017г
|
2021г-2020г
|
2021г-2017г
| ||||||
Численность
врачей всех специальностей, тыс. чел
|
4,1
|
4,1
|
4,1
|
3,9
|
3,8
|
0,1
|
0,3
|
2,6
|
7,3
|
Численность
среднего медицинского персонала, тыс. чел
|
10,7
|
10,2
|
10,1
|
10,0
|
10,0
|
0
|
0,7
|
0
|
6,5
|
Число
лечебных учреждений
|
60
|
61
|
61
|
61
|
61
|
0
|
1
|
0
|
1,67
|
Число
больничных коек, тыс.
|
12,8
|
13
|
11,5
|
11,4
|
11,4
|
0
|
1,4
|
0
|
10,9
|
Число лечебных
амбулаторно-поликлинических учреждений
|
69
|
70
|
70
|
70
|
70
|
0
|
1
|
0
|
1,5
|
Плановая
мощность амбулатор-
но-поликлинических учреждений, тыс. посещений в смену |
30,0
|
30,2
|
30,2
|
30,2
|
30,2
|
0
|
0,2
|
0
|
0,7
|
Заболеваемость
(число впервые в жизни зарегистрированных случаев заболеваемости), на 100
тыс. постоянного населения,
|
45558
|
46264
|
43748
|
41337
|
46840
|
5503
|
1282
|
13,3
|
2,8
|
в
т.ч.
болезни органов дыхания |
19261
|
19281
|
18290
|
18777
|
23871
|
5094
|
4610
|
27,1
|
23,9
|
болезни
системы кровообращения
|
3245
|
3,138
|
3161
|
2798
|
2625
|
-173
|
-620
|
-6,2
|
-19,1
|
болезни
кожи и подкожной клетчатки
|
3235
|
3333
|
3115
|
2780
|
2674
|
-106
|
-561
|
-3,8
|
-17,3
|
Источник: составлено автором по материалам [9].
|
Плановая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений составляет 30,2 тыс. посещений в смену. Численность врачей за 2020-2021 гг. незначительно снижается (2,6%) что также характеризуется отрицательно.
Первичная заболеваемость населения является важнейшим показателем здоровья населения, критерием оценки качества услуг здравоохранения и эффективности профилактической работы, объективным индикатором медико-социального благополучия. Наибольшие показатели заболеваемости отмечены по болезни органов дыхания (более 50%), при этом отмечается положительная динамика. За последний период прирост составил 27,1%, что оценивается отрицательно. Следующими значительными позициями являются болезни системы кровообращения, кожи и подкожной клетчатки. Удельный вес этих заболеваний примерно по 6% и уровень заболеваемости снижается примерно одинаковыми темпами. В целом заболеваемость в расчете на 100 тыс. постоянного населения в 2021 г. составила 46,8 тыс. случаев, что больше предыдущего года на 13,3%, а в сравнении с 2017 г. увеличение составило 2,8%, что оценивается отрицательно, так как снижается качество жизни населения, а это в свою очередь относится к угрозам экономической безопасности.
Показатели системы образования ЛНР представлены в таблице 6.
Таблица 6. Показатели системы образования ЛНР за 2017-2021 гг.
Показатели
|
2017г
|
2018г
|
2019г
|
2020г
|
2021г
|
Изменение, (-,+)
|
Изменение, %
| |||
2021г-2020г
|
2021г-2017г
|
2021г-2020г
|
2021г-2017г
| |||||||
Дошкольные
образовательные учреждения, ед.
|
323
|
323
|
317
|
322
|
322
|
0
|
-1
|
0
|
-0,31
| |
Численность
детей в образова-тельных учреждениях в расчете на 100 мест, чел.
|
100
|
97
|
93
|
87
|
78
|
-9
|
-22
|
-9,3
|
-22,0
| |
Общеобразовательные
учреждения, ед.
|
331
|
331
|
331
|
330
|
330
|
0
|
-1
|
0
|
-0,3
| |
Численность
обучавшихся в общеобразовательных учреждениях, чел.
|
87732
|
88543
|
89590
|
90098
|
89274
|
-824
|
1542
|
-0,9
|
1,8
| |
Образовательные
учреждения среднего профессионального образования, ед.
|
50
|
50
|
50
|
48
|
46
|
-2
|
-4
|
-4,2
|
-8,0
| |
Образовательные
учреждения высшего образования, ед.
|
7
|
7
|
7
|
7
|
7
|
0
|
0
|
0
|
0
| |
Чис-ть
студентов учреждений высшего образования, чел.
|
39592
|
41067
|
42900
|
38631
|
36824
|
-1807
|
-2768
|
-4,7
|
-7,0
| |
Источник: составлено автором по материалам [9].
| ||||||||||
Показатели системы образования ЛНР являются частью качественной оценки социально-экономического развития и экономической безопасности региона. Образование гармонизирует экономику и социальную сферу республики. В 2021 году система дошкольного образования включала 322 учреждения, из которых 260 детских садов, 62 дошкольных отделений при учебно-воспитательных комплексах, что на 1 учреждение меньше показателя 2017 года. На территории республики организована работа 134 образовательных учреждений дополнительного образования детей и взрослых, в т. ч. 48 в сфере культуры и 36 учреждений, осуществляющих учебно-спортивную работу. Высшее образование в республике предоставляют 7 образовательных учреждений высшего образования, которые ведут подготовку бакалавров, специалистов, магистров, а также аспирантов и докторантов. В 2021 году образовательными учреждениями среднего профессионального образования и высшего образования было подготовлено и выпущено 2973 магистра, 992 специалиста, 4016 бакалавр и 2566 младших специалистов.
На начало 2021/2022 учебного года в образовательных организациях среднего профессионального образования и высшего образования работало 4039 педагогических и научно-педагогических работников, из них с ученой степенью 1250 человек, в том числе 205 докторов и 1045 кандидатов наук, а также с ученым званием 1044 человека, в том числе 179 профессоров и 865 доцентов.
В целом наблюдается негативная динамика развития системы образования ЛНР. При незначительном росте числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях (1,8%) количество обучающихся в средних и высших учебных заведениях снижается. Недостаточные темпы развития системы образования выступают условием экономической опасности региона, усиливая «кадровый голод» в республике.
Важной составляющей устойчивого развития экономики региона и качества жизни населения выступает экологическая ситуация. Рассмотрим показатели загрязнения биосферы и инвестиции на охрану окружающей природной среды ЛНР. За весь исследуемый период объем выбросов колеблется, а за 2020-2021 гг. увеличился на 20,2%, что связано с ростом экономической активности в регионе.
По передвижным источникам динамика увеличения показателя почти н порядок выше. Отметим, что в 2 раза за весь период увеличился объем выброса диоксида углерода, но за 2020-2021 гг. сокращение составило 24,4%. В основном это загрязнение происходит в результате сжигания ископаемого топлива, и показатель коррелирует с объемами производства металлургической подотрасли республики. Рост выбросов также вызван ростом количества автотранспорта на дорогах ЛНР [25].
Объемы отходов и бытового мусора в 2021 г. в сравнении с 2017 г. выросли на 6,1%, а утилизировано более чем в 3 раза. Эти изменения характеризуют также развитие деятельности на региональном уровне в экологической сфере, система внедрения природоохранных мероприятий в ЛНР совершенствуется в ответ на рост экономической нагрузки на природную среду. На протяжении 2017-2021 гг. отмечается рост текущих затрат на охрану окружающей природной среды на 260%. Капитальные инвестиции за 2017-2020 гг. также увеличились в 2,9 раза [25].
Таким образом, за исследуемый период в ходе социально-экономических трансформаций в ЛНР разрушенная индустриальная экономика региона развивалась недостаточными темпами, продолжался отток ценных кадров, ощущался острый дефицит инвестиционных ресурсов в отрасли реальной экономики. Существенным препятствием для развития малого и среднего бизнеса в ЛНР являлась ограниченность предпринимателей в доступе к кредитным ресурсам и отсутствие рынка кредитных ресурсов в республике. Существующие проблемы и диспропорции в экономике республики существенно уменьшали эффективность использования традиционных методов управления экономическим развитием, что в свою очередь, актуализирует необходимость обеспечения экономической безопасности исследуемого региона.
Заключение
Регионы РФ сегодня не реализую единый подход к обеспечению экономической безопасности, а региональная экономическая безопасность не играет роли интегрирующего ядра в системе управления. В особых условиях, в которых оказались новые территории появляются новые закономерности развития экономики и формирования принципов новой экономической политики, стратегии и механизмов управления, все более актуальным становится необходимость интеграции в систему регионального управления экономикой системы обеспечения экономической безопасности.
Основными проблемами интеграции экономики ЛНР в экономическое пространство РФ можно выделить следующие:
– существенная деформация экономической системы, низкие темпы развития основных отраслей;
– использование устаревших технологий управления экономикой;
– неполное восстановление объектов инфраструктуры, систем жизнеобеспечения и жилищного фонда территории.
Объективной необходимостью является саморазвитие социально- экономических системы современного региона. К системным проблемам управления экономикой и соответственно предпосылкой актуализации обеспечения экономической безопасности региона можно отнести конфликт между устаревшими методами управления и новыми вызовами, что существенно сдерживает дальнейшее развитие. Следствием является недостаточные темпы развития экономики исследуемого региона. Экономические диспропорции усиливают дифференциацию населения по уровню жизни, а определенный уровень социальной стабильности в ЛНР, как и в других новых территориях достигнут только за счет всесторонней поддержки РФ.
В республике отмечается низкая культура ведения предпринимательства, непонимание социальной ответственности бизнеса, отсутствие инновационной активности предпринимателей, что в значительной степени создает единую неблагоприятную среду для развития прежде всего малого и среднего бизнеса. Необходимо качественное развитие экономики и переход экономики отечественных регионов на инновационный путь развития
В первую очередь необходимо формирование организационно-экономического механизма обеспечения экономической безопасности региона, одним из основных элементов которого является формирование системы критериальных показателей. Для ЛНР на данном этапе развития в качестве пороговых значений целесообразно применять средние показатели по регионам РФ. Адекватная оценка уровня экономической безопасности будет способствовать обеспечению действенности мероприятий по социально-экономическому развитию региона и в итоге – развитию государства.
Расширенный анализ показателей экономической безопасности ЛНР дал возможность выявить первостепенные направления развития экономики региона.
1. Развитие промышленности для ЛНР является первостепенной стратегической задачей. Оплата труда в промышленности должна быть выше средних по экономике, что является фактором повышения экономической безопасности региона.
2. Так как восстановление промышленности региона требует значительных инвестиций и времени актуально большими темпами развивать аграрный сектор, что обеспечит снижение зависимости от импорта сельскохозяйственных ресурсов и продовольствия, а также сформирует необходимый экономический потенциал региона.
3. Особое внимание следует уделять эффективности вложенных средств, выделенных на экологию. Ухудшение экологической ситуации является угрозой экономической безопасности ЛНР.
4. Для контроля уровня экономической безопасности региона с целью разработки превентивных мер по прогнозируемым угрозам необходимо по выбранной системе показателей постоянно осуществлять мониторинг уровня региональной экономической безопасности. В связи с этим необходимо в кротчайшие сроки завершить преобразования статистической отчетности в республике.
Направлением дальнейшего исследования предполагается оценка уровня качества жизни населения региона в современных условиях.
Источники:
2. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/?ysclid=lyouup8eqm827557933 (дата обращения: 04.04.2024).
3. Постановление правительства Российской Федерации от 22 декабря 2023 г. № 2255 «Об утверждении государственной программы «Восстановление и социально-экономическое развитие Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области». Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/rugovclassifier/908/ (дата обращения: 24.03.2024).
4. Ангелова О.Ю., Подольская Т.О. Интегральный подход к исследованию межрегиональной дифференциации в РФ на основе уровней социально-экономического развития и развитости системы среднего образования // Регион: Экономика и Социология. – 2021. – № 3(111). – c. 154-183. – doi: 10.15372/REG20210307.
5. Богданов И.Я. Бедность как образ жизни в современной России. / Монография. - М.: Норма, 2015. – 224 c.
6. Буянова М.Э., Аверина И.С., Кулакова А.С. Экономическая безопасность региона: оценка и механизмы обеспечения // Региональная экономика. Юг России. – 2019. – № 3. – c. 83-93. – doi: 10.15688/re.volsu.2019.3.9.
7. Глазьев С.Ю., Локосов В.В. Оценка предельно критических значений показателей состояния российского общества и их использование в управлении социально-экономическим развитием // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2012. – № 4(22). – c. 22-41.
8. Городецкий А.Е., Караваева И.В., Коломиец А.Г., Сазонова Е.С., Казанцев С.В., Быковская Ю.В., Лев М.Ю., Колпакова И.А., Абдулов Р.Э., Шафранская А.М., Степанова Т.Д. Экономическая безопасность России: теоретическое обоснование и методы регулирования. / Монография. - М.: Институт экономики РАН, 2023. – 361 c.
9. Государственный комитет статистики ЛНР. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gkslnr.su (дата обращения: 21.04.2024).
10. Казанцев С.В. Жизнеспособность субъектов Российской Федерации // Регион: Экономика и Социология. – 2021. – № 2(110). – c. 3-24. – doi: 10.15372/REG20210201.
11. Казанцев С.В., Митяков Е.С. Оценка значимости факторов динамики жизнеспособности субъектов Российской Федерации // Экономическая безопасность. – 2022. – № 1. – c. 155-174. – doi: 10.18334/ecsec.5.1.114267.
12. Караваева И.В., Лев М.Ю. Экономическая безопасность: технологический суверенитет в системе экономической безопасности в современной России // Экономическая безопасность. – 2023. – № 3. – c. 905-924. – doi: 10.18334/ecsec.6.3.118475.
13. Каранина Е.В., Загарских В.В. Экономическая безопасность государства, региона и предприятия: формирование и обеспечение с учетом факторов рисков. / Монография. - Киров: ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2016. – 387 c.
14. Кучина Е.В., Улякина Н.А. Оценка и механизм обеспечения экономической безопасности региона // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2021. – № 3. – c. 86-97. – doi: 10.14529/em210309.
15. Митяков Е.С., Ладынин А.И. Методический инструментарий интегральной оценки социально-экономических систем на примере анализа динамики индикаторов научно-технической безопасности регионов России // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 473-490. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114409.
16. Олейников Е.А. Экономическая и национальная безопасность. / Учебник для вузов. - Москва: Экзамен, 2011. – 766 c.
17. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/regional_statistics (дата обращения: 21.04.2024).
18. Рощупкина А.А., Сидорина Т.В. Система региональных показателей экономической безопасности // Вестник евразийской науки. – 2019. – № 3. – c. 25.
19. Сенчагов В.К., Максимов Ю.М., Митяков С.Н., Митякова О.И. Инновационные преобразования как императив экономической безопасности региона: система индикаторов // Инновации. – 2011. – № 5(151). – c. 56-61.
20. Сенчагов В.К., Иванов Е.А. Структура механизма современного мониторинга экономической безопасности России. - М.: Институт экономики РАН, 2016. – 71 c.
21. Сюпова М.С., Бондаренко Н.А. Система индикаторов экономической безопасности региона // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2019. – № 4(55). – c. 67-80.
22. Карпов В.В., Кораблёва А.А., Лагздин А.Ю., Логинов К.К., Симанчев Р.Ю., Хасанов Р.Х. Теория и практика оценки экономической безопасности (на примере регионов Сибирского федерального округа). - Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2017. – 146 c.
23. Федоров Г.М. Оценка уровня экономической безопасности эксклавного региона России – Калининградской области // Балтийский регион. – 2020. – № 3. – c. 40-54. – doi: 10.5922/2079-8555-2020-3-3.
24. Сенчагов В.К., Митяков С.Н., Митяков Е.С., Романова Н.А. Экономическая безопасность регионов России. - Нижний Новгород: Растр-НН, 2012. – 254 c.
25. Экономическая безопасность России: уроки кризиса и перспективы роста. / Коллективная монография. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012. – 1312 c.
26. Economic Security – New Approaches in the Context of Globalization // CES Working Papers. – 2015. – № 2. – p. 232-240.
27. Buzan B., Waever O., Wilde J.D. Security: A New Framework for Analysis. - London: Lynne Rienner Publishers, 1998.
28. Buzan B., Waever O. Regions and Powers: The Structure of International Security. - Cambridge: Cambridge University Press, 2003. – 588 p.
29. Esra Nizami Certain Aspects of Economic Security of Modern Russia. Researchgate.net. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/3276281 57_Certain_Aspects_of_Economic_Security_of_Modern_Russia (дата обращения: 21.04.2024).
30. Khalid Ahmed Economic Security. Wallstreetmojo.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wallstreetmojo.com/economic-security/ (дата обращения: 21.04.2024).
31. Sakhri Mohamed Economic Security. Politics-dz.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.politics-dz.com/en/economic-security/ (дата обращения: 09.03.2024).
Страница обновлена: 20.08.2024 в 11:07:37