Региональные особенности развития хозяйственного механизма предпринимательской деятельности в условиях цифровой трансформации экономики Донецкой и Луганской Народных Республик
Ангелина И.А.1, Ткачук П.Ю.2
1 Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского, Донецкая народная республика, Донецк
2 Луганский национальный университет имени Владимира Даля, Луганская народная республика, Луганск
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Информатизация в цифровой экономике (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 2, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2021)
Цитировать:
Ангелина И.А., Ткачук П.Ю. Региональные особенности развития хозяйственного механизма предпринимательской деятельности в условиях цифровой трансформации экономики Донецкой и Луганской Народных Республик // Информатизация в цифровой экономике. – 2021. – Том 2. – № 4. – С. 155-166. – doi: 10.18334/ide.2.4.113902.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49375407
Аннотация:
В статье рассмотрены теоретико-методологические основы формирования хозяйственного механизма предпринимательской деятельности, проведен анализ, основанный на экспертном оценивании факторов развития хозяйственного механизма предпринимательской деятельности Донецкой, Луганской Народных Республик и Российской Федерации, выделены основные направления цифрового развития предпринимательства Республик, определены факторы положительного и отрицательного влияния на развитие хозяйственного механизма предпринимательской деятельности ДНР и ЛНР.
Ключевые слова: хозяйственный механизм, предпринимательская деятельность, цифровизация, Донецкая и Луганская Народные Республики
JEL-классификация: L26
Введение. Развитие экономики происходит в границах определенной экономической системы, основными элементами которой являются производительные силы, производственные отношения и хозяйственный механизм. Между производительными силами и производственными отношениями существует постоянная связь, которую отражает закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил. В этом единстве наиболее активным элементом являются производительные силы, так как в их составе человек способен с помощью развития науки и научно-технической революции (НТР), новых технологий совершать прорыв в развитии производственных отношений, тем самым значительно уводить вперед производительные силы от уровня постоянно действующих производственных отношений. В этой ситуации необходимо использовать способы совершенствования производственных отношений, их необходимо подтягивать к уровню ушедших вперед производительных сил. Этот закон действует через хозяйственный механизм, который, по нашему мнению, является элементом экономической системы. Именно при помощи разрешения противоречий хозяйственного механизма и происходит прогресс развития общества.
Глубокое и всестороннее рассмотрение различных аспектов теории и практики функционирования хозяйственного механизма и действия экономических законов содержится в трудах ведущих ученых-экономистов, таких как Абалкин Л.И., Амбросов В.Я., Аристов В.Г., Брюховецкая Н.Ю., Валентинов В.Л., Гоббс Т., Гуменюк В.Я., Демьяненко М.Я., Завадский И.С., Крисальный А.В., Кронрод Я., Майерсон Р., Малик М.И., Маскин Э., Могильный А.Н., Можаева В.М., Мочерный С.В., Оноприенко В.И., Осипов Ю.М., Пасхавер Б.И., Ткаченко В.Г., Чухно А.А. и д.р.
Вместе с тем возникает потребность в проведении дальнейших исследований концептуальных проблем формирования хозяйственного механизма предпринимательской деятельности и определения его региональных особенностей развития. Эта необходимость и сформировала цель научных исследований статьи.
Основная часть. Многочисленные исследования ученых показывают, что понятия «хозяйственный механизм» и «экономический механизм» можно отнести к сложным экономическим дефинициям процесса управления, которые соответствуют действию объективных экономических законов.
В работах разных ученых наблюдается некоторое расхождение в определении и содержательном наполнении этих понятий, а также в перечне их составляющих. Так, понятие «хозяйственный механизм» определяется как система основных форм, методов и рычагов использования экономических законов. В истории экономических наук существовали разные взгляды на понятие «хозяйственный механизм», но все эти взгляды имеют ряд недостатков: отсутствие системного подхода при определении экономического содержания хозяйственного механизма, теоретико-методологическая нечеткость при выяснении последних его элементов, оторванность определений от реалий практики и значения предпринимательства в экономическом развитии общества, отсутствие четкой характеристики хозяйственного механизма и его эволюции в диалектике экономической системы.
Вопросы теоретического определения хозяйственного механизма встречаются в трудах многих ученых, однако приведем сначала энциклопедическое. «Хозяйственный механизм – это система основных форм, методов и рычагов использования экономических законов, разрешения противоречий общественного способа производства, реализации собственности, а также всестороннего развития человека и согласование его интересов с интересами коллектива, класса, общества. Он формируется при взаимодействии отдельных звеньев, сторон, таких элементов экономической системы, как производительные силы, технико-экономические и организационно-экономические и производственные отношения (или отношения экономической собственности)» [1, с. 570] (Zubarev, Shamardin, 2012, р. 570). В экономической энциклопедии отмечено, что хозяйственный механизм – это совокупность организационных структур, конкретных форм и методов управления, а также правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкурентных условиях экономические законы, процесс воспроизводства [2] (Varlamova, Vasileva, Neganova et al., 2007).
Несколько иначе трактует определение хозяйственного механизма академик Л.И. Абалкин, поскольку считает, что хозяйственный механизм – это сложное и многоплановое понятие, которое отображает как внутренние процессы функционирования экономики, так и ее взаимодействие с производительными силами и надстройкой общества. Посредством хозяйственного механизма взаимодействуют производительные силы и производственные отношения, а усовершенствование хозяйственного механизма обеспечивает соответствие конкретных форм производственных отношений постоянно растущему уровню производительных сил [3, с. 6] (Abalkin, 1980, р. 6).
Вместе с изложенными тезисами необходимо подчеркнуть, что на современном этапе развития экономических отношений возникла необходимость переосмысления содержательной части этой дефиниции вследствие изменений, происходящих как в производительных силах, так и в производственных отношениях общества. Успешные попытки систематического определения сущности хозяйственного механизма предприняты в работах Николаевой Е.Е. и Бабаева Б.Д., которые понимают хозяйственный механизм как «систему диалектических взаимодействий – стихийных и сознательно регулируемых, действующих как совокупность инструментов и проектов, обеспечивающих движение субъектов и объектов, происходящее частично в порядке саморазвития, частично под влиянием внешних факторов». Развивая концепцию хозяйственного механизма о том, что результатом его действия выступает общая тенденция разрешения основных экономических противоречий, можно сделать вывод, что в конечном итоге хозяйственный механизм уравновешивает экономическую систему, тем самым адаптируя ее к новым условиям.
В избранном контексте исследования понимание хозяйственного механизма весьма многогранно и может быть отражено в различных плоскостях. Таким образом, упомянутые ученые рассматривают хозяйственный механизм в воспроизводственном аспекте как диалектическое взаимодействие четырех стадий воспроизводства: производство, распределение, обмен, потребление. В пределах пофазового воспроизводственного исследования расширяются подходы в понимании хозяйственного механизма, основанные прежде на выявлении его рыночного содержания и определения рыночного механизма как единства распределительно-обменных отношений, поскольку этот подход в недостаточной степени улавливает процессы полурыночности и ограниченной планомерности процессов, характерных для современности (глобальная цифровизация, долгосрочные инфраструктурные проекты, Индустрия 4.0 и 5.0 и др.).
Резюмируя рассмотрение хозяйственного механизма, необходимо синтезировать теоретические тезисы в определение хозяйственного механизма предпринимательства. По нашему мнению, хозяйственный механизм предпринимательства – это совокупность основных форм, методов и рычагов управления предпринимательского воспроизводства, происходящих как в порядке саморазвития, так и под влиянием внешних факторов, а также использования экономических законов, разрешения противоречий экономической системы, реализации многообразия отношений форм собственности и согласования важнейших социально-экономических интересов предпринимательства и общества в целом. Модель хозяйственного механизма предпринимательства представлена на рисунке 1.
В итоге хотелось бы подчеркнуть, что хозяйственный механизм предпринимательства – это сложное, многоплановое понятие, которое:
1. Отражает внутренние процессы функционирования предпринимательства в экономической системе и в обществе в целом.
2. Отражает взаимодействие экономики с производительными силами и надстройкой.
3. Посредством совершенствования хозяйственного механизма обеспечивается соответствие системы предпринимательских отношений непрерывному росту и уровню производительных сил.
4. Через хозяйственный механизм и его совершенствование осуществляется воздействие экономической политики государства на развитие предпринимательства;
5. Через хозяйственный механизм осуществляется экономическая реализация многообразия форм собственности предпринимателей на средства производства.
6. Через хозяйственный механизм происходит действие экономических законов развития предпринимательства [4] (Tkachenko, Mozhaeva et al., 2013).
Рисунок 1. Модель хозяйственного механизма предпринимательства
Источник: [5] (Tkachuk, 2019).
В свете сказанного отметим, что хозяйственный механизм предпринимательства Донецкой и Луганской Народных Республик существенно деформирован начиная с 2014 г. Экономическая изоляция республик, полное отсутствие интеграции с другими регионами наложили серьезные деформации элементов хозяйственного механизма предпринимательства, по этой причине и механизм действия экономических законов развития предпринимательства также искривлен. Структурная организация хозяйственного механизма экономических отношений и непосредственно предпринимательства ДНР и ЛНР выделилась в результате военно-политического конфликта из единого экономического пространства прежде существовавшего Донецкого экономического района, основными отраслями специализации которого были: угольная, черная металлургия, машиностроение, химическая, нефтехимическая промышленность, при этом они имеют межрегиональное и международное значение. Разрыв экономических связей и политика экономической блокады со стороны Украины вызвали спазм экономических отношений и остановку большей части предприятий, которые образуют бюджет республик. По мнению специалистов, отток капитала из региона составил около трети довоенного уровня. Результатом этого стало формирование социально-экономического пространства без необходимого набора элементов экономических систем и, как следствие, «ручное» управление экономическими системами.
Необходимо отметить, что современное геополитическое и геоэкономическое положение ДНР и ЛНР обуславливает необходимость создания единого экономического пространства и определения интегрированного хозяйственного механизма предпринимательства Донецкой и Луганской Народных Республик. С этой целью в сентябре 2021 года на уровне высшего руководства республик в двустороннем порядке был ратифицирован «Договор в форме обмена письмами о создании единой таможенной территории и развитии экономической интеграции» [6, 7]. В соответствии со статьей 10 ратифицированного Договора формирование единого экономического пространства происходит поэтапно. Продолжительность этапов, совокупность мероприятий в каждом из этапов и их реализация определяются дорожными картами, утвержденными сопредседателями межправительственного комитета по синхронизации законодательства Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. Первый этап имеет целью объединение Сторон в единую таможенную территорию и гармонизацию таможенного законодательства ДНР и ЛНР. Второй этап предполагает формирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда, проведение единой налоговой, валютно-финансовой, торговой политики и создание единой инфраструктуры.
В соответствии с указанными интеграционными процессами научная перспектива исследований должна рассматривать хозяйственный механизм предпринимательства в единстве, учитывая региональные особенности в условиях цифровой трансформации экономики ДНР и ЛНР.
Одной из главных региональных особенностей функционирования хозяйственного механизма предпринимательства является деформированное действие экономических законов в рамках экономики Донецкой и Луганской Народных Республик. На это существенное влияние оказывает социально-экономическая изолированность со стороны Украины и разрыв большинства экономических связей, что формирует технико-технологический разрыв и усиливающееся отставание от стран стратегического пространства. Необходимо также отметить тот факт, что институциональная среда предпринимательства находится в стадии формирования, и еще не действуют полноценно финансово-кредитный, инновационно-инвестиционный механизмы развития предпринимательства. Такая ситуация на фоне угроз информационной безопасности оказывает сдерживающее воздействие на процессы цифровизации и развитие информационного пространства предпринимательства.
С определенной степенью уверенности можно утверждать, что в экономическом пространстве Донбасса происходят определенные цифровые трансформационные процессы предпринимательских структур. Однако большинство предприятий не меняют свой традиционный уклад бизнеса, а лишь используют цифровые технологии в своей деятельности. При определении доминант развития предпринимательства необходимо говорить о перспективных направлениях и процедурах цифровизации, которые имеют определяющее значение в экономическом развитии предпринимательства Донецкой и Луганской Народных Республик.
Для более детальной характеристики хозяйственного механизма предпринимательства ДНР и ЛНР, а также сопоставления с условиями развития предпринимательского сектора Российской Федерации нами был проведен анализ, основанный на экспертном оценивании факторов развития хозяйственного механизма предпринимательской деятельности ДНР, ЛНР и РФ.
Необходимость такого исследования объясняется недостаточным количеством данных о специфических факторах, формирующих условия развития хозяйственного механизма предпринимательства на межгосударственном уровне.
Руководствуясь методикой, использованной аналитиками проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor, GEM), нами была разработана анкета, состоящая из 8 вопросов, а также использован Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2020/2021». Круг исследования включал минимум 72 респондента, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Донецкой и Луганской Народных Республик. Эксперты были тщательно отобраны из числа руководства ведущих предприятий предпринимательского сектора ДНР и ЛНР. Критерии отбора предприятий определены исходя из области экспертизы, что должно отвечать минимум одному условию развития предпринимательства.
В ходе исследования был проведен анализ полученной информации из 72 разосланных электронных анкет (36 анкет – ДНР, 36 – ЛНР). На рисунке 2 представлены средние значения экспертных оценок факторов развития хозяйственного механизма предпринимательской деятельности ДНР, ЛНР и РФ в 2020 году. Оценка экспертами этих факторов по десятибалльной шкале в 2020 году была ниже пяти, что свидетельствует об их сдерживающем воздействии на образование нового бизнеса и развитие существующих компаний. По мнению российских экспертов, только два фактора положительно влияют на становление и ведение бизнеса, это динамика рынков (средний балл – 5,7) и состояние инфраструктуры бизнеса (средний балл – 6,4). Представители ДНР и ЛНР отрицательно оценивают действие всех указанных факторов на развитие предпринимательства. По мнению экспертов, наиболее сдерживающее влияние на развитие предпринимательской деятельности и хозяйственного механизма оказывает внедрение разработок (средний балл ДНР – 1,41; ЛНР – 0,94), доступ к финансированию (ДНР – 1,21; ЛНР – 1,18), а также государственные программы (ДНР – 1,41; ЛНР – 1,06).
Рисунок 2. Усредненные значения экспертных оценок факторов развития хозяйственного механизма предпринимательской деятельности ДНР, ЛНР и РФ в 2020 году
Источник: собственные исследования, Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2020/2021» [8] (Verkhovskaya, Bogatyreva , Dorokhina , Laskovaya , Shmeleva , 2021).
В ходе исследования установлено, что наивысшие оценки среди экспертов получил фактор влияния инфраструктуры бизнеса, однако различные элементы, составляющие это условие, распределены неравномерно.
С некоторой степенью уверенности можно утверждать, что в экономическом пространстве Донбасса происходят определенные цифровые трансформационные процессы хозяйственного механизма осуществления предпринимательской деятельности. Однако большинство предприятий не меняют свой традиционный уклад бизнеса, а лишь используют цифровые технологии в своей деятельности. При определении региональных особенностей цифрового развития предпринимательства необходимо говорить о перспективных направлениях и процедурах цифровизации, которые имеют определяющее значение в экономическом развитии предпринимательства Донецкой и Луганской Народных Республик. Основываясь на изучении развития процессов цифровизации в Российской Федерации, выделим основные направления цифрового развития предпринимательства ДНР и ЛНР:
1. Создание единого информационного пространства на основе развития цифровых коммуникационных технологий с учетом потребностей и обеспечения безопасности хранения и использования информации.
2. Развитие собственной информационной инфраструктуры и создание механизмов эффективного взаимодействия науки, бизнеса и государства, результатом действия которых будет повышение уровня технического и технологического обеспечения процессов цифровизации.
3. Обеспечение внутренней и внешней безопасности, защиты республиканских интересов в области цифровизации экономики и социальной сферы.
4. Информационно-коммуникационная интеграция со странами – стратегическими партнерами.
На наш взгляд, осуществление мероприятий по указанным направлениям развития должно оказать положительное влияние на развитие хозяйственного механизма предпринимательской деятельности ДНР и ЛНР:
1. Экономия ресурсов и экономия времени за счет использования цифрового информационного пространства развития предпринимательства.
2. Повышение качества кадрового обеспечения за счет автоматизации процесса поиска и оценки потенциальных работников, формирования систем онлайн-обучения и повышения квалификации, организации виртуальной базы знаний и полученного опыта.
3. Повышение доступности новых технологий, передового опыта выполнения работ требующих специальных знаний и подготовки, а также увеличение скорости обмена информацией.
4. Обеспечение базовой информационной безопасности через использование облачных технологий. Получение возможности скоростной проверки достоверности предоставляемой информации в базах открытого доступа (черные списки, базы подтверждения дипломов о образовании и т.д.).
Однако вместе с тем цифровое развитие хозяйственного механизма предпринимательской деятельности может оказать и отрицательное влияние на развитие предпринимательства ДНР и ЛНР:
1. Получение возможных финансовых потерь вследствие обострения цифровой конкуренции, а также снижение определенных конкурентных позиций при расширении поля цифрового присутствия.
2. Повышение рисков разглашения финансовой и коммерческой информации.
3. Создание фейковой репутации и применение информационных методов недобросовестной конкуренции в открытом доступе (формирование отрицательных отзывов, рейтингов и т.д.).
4. Потеря тактических преимуществ из-за высокой скорости распространения технологий и информации среди конкурентов. Потребность в постоянном отборе, проверке и анализе информации на достоверность при увеличении объемов информации.
Заключение. В заключение проведенного исследования региональных особенностей развития хозяйственного механизма осуществления предпринимательской деятельности необходимо отметить, что интеграционные процессы и формирование единого экономического пространства ДНР и ЛНР в условиях цифровизации приводит к качественно новым изменениям предпринимательской деятельности. Отметим, что трансформационным процессам хозяйственного механизма Донбасского экономического региона предстоит преодолеть более длинный путь преобразований за более короткое время для того, чтобы сохранить конкурентные позиции в стратегическом партнерском пространстве и не перейти в разряд аутсайдеров.
Источники:
2. Варламова Т.П., васильева Н.А., Неганова Л.М. и др. Большая экономическая энциклопедия. / самое полное современное издание: более 7000 экономических терминов и понятий. Монография. - М.: Эксмо, 2007. – 814 c.
3. Абалкин Л.И. Что такое хозяйственный механизм. - М.: Мысль, 1980. – 79 c.
4. Ткаченко В.Г., Можаева В.М. и др. Хозяйственный механизм и его роль в регулировании аграрных отношений. / Учебно-методическое пособие по курсу политической экономии для студентов и аспирантов и преподавателей экономического факультета. - Луганск: ЛНАУ, 2013. – 68 c.
5. Ткачук П.Ю. Экономическая теория: политэкономический аспект. / Часть 1: учебное пособие. - Луганск: Книта, 2019. – 227 c.
6. Закон ДНР «О ратификации договора в форме обмена письмами о создании единой таможенной территории и развитии экономической интеграции» № 323-IIНС от 22.09.2021. Dnrsovet.su. [Электронный ресурс]. URL: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony (дата обращения: 15.10.2020).
7. Закон ЛНР «О ратификации договора в форме обмена письмами о создании единой таможенной территории и развитии экономической интеграции» № 313-III от 22.09.2021. Glava-lnr.info. [Электронный ресурс]. URL: https://glava-lnr.info/sites/default/files/documents/pdf/zakon-o-ratifikacii-dogovora-v-forme-obmena-pismami-o-sozdanii-edinoy-tamozhennoy-territorii-i-razvitii-ekonomicheskoy-integracii.pdf (дата обращения: 15.10.2020).
8. Верховская О.Р., Богатырева К. А., Дорохина М. В., Ласковая А. К., Шмелева Э. В. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2020/2021». - СПб: СПбГУ, 2021. – 98 c.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:46:37