Интеграция Демократической Республики Конго в систему международных отношений

Сидорова Г.М.1
1 Московский государственный лингвистический университет

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2017)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=32337788
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Предметом исследования является интеграция Демократической Республики Конго в систему международных отношений в условиях вооруженных конфликтов. Рассматриваются вопросы активизации конголезской дипломатии, основные цели и задачи внешней политики в постконфликтный период. В статье делается акцент на проблеме восстановления дипломатических связей с рядом стран мирового сообщества в контексте политического, экономического и делового взаимодействия. Методы эмпирической политологии позволили выявить взаимосвязь между стабильностью в центральноафриканском регионе и развитием внешнеполитических отношений. Автор приходит к выводу о том, что в условиях новых угроз международной безопасности нельзя игнорировать нерешенные проблемы этой центральноафриканской страны, поскольку африканские страны, с их мощным потенциалом в различных сферах, играют все большую роль в мировых политических и экономических процессах.

Ключевые слова: экономическая интеграция, демократия, Африка, вооруженный конфликт, Демократическая Республика Конго, внешняя политика, международная безопасность

JEL-классификация: F52, F15, F54, N47



Введение

После войны 1998-2003 гг. правительство Демократической Республики Конго (ДРК) начало претворять в жизнь новый курс страны, акцентирующий особое внимание на развитии дипломатических отношений с целью более глубокой интеграции в систему международного сотрудничества. Реабилитировать имидж страны и восстановить доверие на международной арене в такой обстановке было непросто. У государства был большой внешний долг (примерно 14 млрд долл.), страна не пользовалась надлежащим авторитетом в Африканском Союзе, также не была значимым участником иных международных организаций. В течение 2003-2005 гг. (переходный период ДРК) руководство страны направляло существенные ресурсы на восстановление экономики и институтов гражданского демократического общества. Главной проблемой по-прежнему оставалась нестабильная обстановка в восточных провинциях страны, где продолжались вооруженные столкновения между различными по генезису и убеждениям военными группировками.

В 2006 г. впервые в истории ДРК были проведены всеобщие демократические выборы во всех регионах страны по неформальному, как в предыдущие периоды, принципу. Новое правительство республики во главе с легитимным президентом Ж. Кабилой (ранее, в 2001 г., он также был назначен главой государства Переходным парламентом) начало курс на прекращение политико-дипломатической изоляции страны с целью повышения авторитета ДРК как на международной арене, так и в роли актора интеграционных процессов в Африке. Важной целью для нового руководства также стало оперативное обеспечение безопасности и стабильности в районе Великих Озер. Внешняя политика республики стала одним из ключевых векторов работы конголезского руководства. 6 декабря 2006 г. Ж. Кабила заявил об особой важности смены представительской отжившей дипломатии «на новую дипломатию развития» [1]. Ввиду комплекса проблем экономического развития данного периода времени страна особо нуждалась в существенной и активной материальной поддержке от мирового сообщества.

Восстановление экономики и социальной сферы - главные задачи правительства - зависели от оперативности содействия как традиционных партнеров ДРК - субрегиональных, региональных и международных организаций, так и от новых акторов на африканском континенте, прежде всего речь идет о Китайской Народной Республике [13]. Объявленная Ж. Кабилой политика «открытых дверей» создала благоприятную конъюнктуру для развития партнерства Москвы и Киншасы. Взаимодействие между Россией и ДРК в политико-дипломатической области обрело устойчивый и позитивный характер. Это было особенно важно для Республики в условиях «реальной маргинализации Африки, окончательного ее закрепления на периферии мировой системы» [2] (Korendyasov, 2010). Конголезская дипломатия прилагала особые усилия с целью увеличения притока в страну разнообразных иностранных инвестиций и кредитов [13]. Было организовано содействие процессу ликвидации внешней задолженности, созданы программы для повышения жизненного уровня населения, что привело к определенной стабилизации экономических показателей. Постепенно экономика страны начала выходить из стагнации. Конголезские делегации стали активными участниками практически всех международных организаций (в первую очередь, по линии ООН), а также в региональных совещаниях по африканской проблематике. Киншаса получила статус принимающей стороны для проведения ряда международных форумов. Одно из ключевых мероприятий - Международная встреча по разоружению, демобилизации, интеграции и развитию Африки, которая прошла в столице в 2006 г. Ж. Кабила в этом же году был избран председателем Экономического сообщества государств Центральной Африки - перспективной субрегиональной организации. Эта стратегия руководства принесла стране в короткие сроки признание в международном пространстве, а также доказала дееспособность властей ДРК, и страна обрела возможность влиять на ключевые экономические, социальные и политические комплексные интеграционные процессы в регионе. Ж. Кабила начал активно развивать отношения с соседями первого порядка для развития двусторонних отношений и обеспечения стабильности в субрегионе. В Найроби 14-15 декабря 2006 г. ДРК качественно продемонстрировала, в частности на международной арене, свой внешнеполитический потенциал в рамках проводимого Второго саммита Конференции по миру, безопасности, демократии и развитии. В течение мероприятия конголезское руководство вело твердый курс по ряду ключевых вопросов для республики, одним из которых, в частности, являлась ратификация Пакта о безопасности, стабильности и развитии в районе Великих озер (РВО). Документ был подписан 15 декабря 2006 г.

В качестве легитимного президента Ж. Кабила впервые выступил в 2007 г. на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Он изложил свои программы вывода ДРК из кризиса. Лидер страны призвал мировое сообщество оказать оперативное комплексное содействие Киншасе в этом процессе. За время визита он также посетил, помимо США, с короткими визитами ЮАР, Республику Конго, Гану, Бельгию и Анголу. Новые законно избранные государственные власти ДРК предприняли важные шаги для вывода страны из политико-дипломатической изоляции. Внедрили оперативно комплекс мер, направленный на повышение авторитета Киншасы в субрегионах Африки и на международной арене, уделяя особое внимание вектору интеграционных процессов на континенте. Другой важной проблемой властей является обеспечение качественной безопасности и стабильности в РВО. Конголезские делегации высшего или высокого уровня участвовали во всех ключевых международных и региональных мероприятиях по проблемам Африки в начале ХХI века. В 2008 г. республика готовилась к Международной конференции по миру, безопасности, демократии и развитию в РВО.

В октябре 2010 г. ДРК впервые в посткризисный период участвовала в саммите Франкофонии (Монтре, Швейцария), где она была избрана местом проведения следующего, XIV саммита Организации. Там также был подписан ряд актов в системе международных соглашений и конвенций, в частности в сфере разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения. Также ратифицированы были все международные конвенции по борьбе с международным терроризмом. Подводя итоги 50-летнего пути независимости в июне 2010 г., лидер страны высоко оценил достижения Республики. Учитывая сохранявшуюся напряженность отношений с соседними странами, в первую очередь с Руандой, а также продолжавшиеся боевые действия в ряде регионов восточных провинциях, сторонние наблюдатели дали свои более сдержанные оценки. Российский исследователь А.Ю. Урнов назвал, к примеру, оценки главы ДРК «сверхоптимистичными» [3] (Urnov, 2011).

В 2011 г., в ходе 11-й Дипломатической конференции (совещания послов) МИД ДРК, в которой приняли участие президент Ж. Кабила, министр иностранных дел Т. Тамбе Муамба, руководители конголезских дипломатических представительств в различных зарубежных организациях, была создана концепция новой внешней политики страны [4]. Ее сущность также заключалась в укреплении позиций ДРК как на международной, так и на субрегиональной арене, для того чтобы республика смогла занять соответствующую геополитическую нишу в рамках складывающейся конъюнктуры международных отношений в Африке и в мире. В рамках реализации новой концепции внешней политики усилилась роль главы государства, который выступил на 66-й сессии ГА ООН в 2011 г.

Знаковым событием для ДРК стал XIV саммит Международной организации Франкофонии (МОФ), проходивший 12-14 октября 2012 г. в Киншасе под лозунгом «Франкофония, экономика и окружающая среда перед лицом мирового правления». В его работе приняли участие 75 делегаций, в том числе 56 из стран-участниц, среди них 15 глав государств и правительств [5]. (Попутно отметим, что в Африке более десятка стран используют французский в качестве официального языка).

К саммиту конголезцы тщательно готовились и рассматривали его как важное политическое мероприятие, способное укрепить имидж страны на международной арене. Тем не менее, предпраздничное настроение и патриотический подъем конголезцев были омрачены некоторыми нежелательными для них моментами. Дело в том, что главный потенциальный гость мероприятия Франция упорно хранила молчание относительно своего участия на высшем уровне во встрече в Киншасе по причине якобы неоднозначности оценок итогов прошедшего всеобщего голосования в ДРК (грубые нарушения, отсутствие прозрачности, фальсификация результатов и т.д.). По этой же причине воздержался от поездки в ДРК премьер-министр Бельгии Элио Ди Рупо. Он весьма уклончиво сослался на занятость, обусловленную проведением форума соцпартии у себя в стране. В связи с этим бельгийскую делегацию на саммите возглавил министр иностранных дел Дидье Рейндерс. Конголезцы не стали заострять внимание на этой ситуации, отметив, что с пониманием относятся к «графику загруженности» руководителей зарубежных стран.

Возможность отсутствия ключевых игроков на МОФ в Киншасе поставила организаторов форума перед вопросом о целесообразности его проведения в ДРК. Кроме того, эту идею активно муссировала конголезская оппозиция, в т.ч. Союз за демократию и социальный прогресс (СДСП) с его лидером Этьеном Чисекеди. Он неоднократно обращался к западному общественному мнению с просьбой перенести встречу в другую страну, мотивируя отсутствием в ДРК демократии, массовыми нарушениями свободы слова, а также прав человека. По его мнению, саммит в Киншасе стал бы своего рода признанием международным сообществом легитимности избрания Ж. Кабилы главой государства, оспариваемой оппозицией.

Некоторая разрядка в этом вопросе наступила после заявления президента Франции Франсуа Олланда, официально объявившего о согласии участвовать в саммите МОФ в Киншасе. Руководством ДРК решение главы французского государства было воспринято как важный дипломатический успех. В столице полагали, что удачное проведение мероприятия такого уровня позволит ДРК преодолеть возникшую в послевыборный период изоляцию и занять достойное место в глобальном пространстве. Ввиду этого очень важно было провести первое мероприятие Франкофонии в Центральной Африке за всю ее историю без каких-либо проблем. Оппозиция различной окраски выразила разочарование позицией Франции, подчеркивая, что Париж «изменил своим же принципам, предпочтя другие интересы, а не те ценности, о которых говорится в хартии МОФ». Несмотря на громкие декларации, она тем не менее дала понять, что ожидает от Франции поддержки своей линии на развитие политических свобод, укрепление демократии, соблюдение прав человека в ДРК. Отвечая на критику противников проведения саммита в Киншасе, французы обставили свое участие рядом условий. Париж подчеркнул, что конголезское руководство обещало-де принять до начала саммита скорректированный закон о Национальной независимой избирательной комиссии и сформировать Национальную комиссию по правам человека и что конголезцы должны продемонстрировать свое стремление к развитию демократии и созданию правового государства. Со своей стороны Киншаса, подтверждая свою приверженность демократическим реформам, заявила, что намерена решать поставленные вопросы «в плановом порядке», в рамках национальных преобразовательных процессов, а не под нажимом французов, и что ДРК вовсе не приурочивает их реализацию к предстоящему форуму.

В итоге состоявшийся саммит получил высокую оценку экспертов. По итогам обсуждений на форуме была принята Киншасская декларация. В целом это сбалансированный документ, отражающий изменения на пространстве Франкофонии и в мире. В нем обозначена позиция МОФ по целому ряду актуальных проблем.

Последующие годы характеризовались новой динамикой конголезской дипломатии. ДРК баллотировалась в качестве непостоянного члена Совета Безопасности на 2012-2014 гг. с тем, чтобы получить поддержку своей инициативы в АС, власти ДРК погасили задолженность этой организации и вернули себе право голоса, которого страна была лишена в 2009 г. ДРК добилась нормализации отношений со странами-соседями, в первую очередь начался конструктивный диалог с Угандой, Руандой и Бурунди (в их столицах вновь были открыты соответствующие дипломатические миссии). Это способствовало в существенной мере реальной стабилизации обстановки в субрегионах Африки. ДРК председательствовала в Сообществе развития юга Африки, в Экономическом сообществе стран Центральной Африки, Афросоюзе, Экономическом союзе района Великих озер. Также началась активная работа в рамках принятия решений по результатам Международной конференции РВО.

Позиции ДРК по основным ключевым мировым проблемам, включая очаги международной напряженности, а также реформу ООН, отражали солидарную концепцию всего Афросоюза. Киншаса выступала за сохранение принципа коллективного участия ООН и ее центральной роли в урегулировании военных конфликтов; за расширение СБ ООН и предоставление в нем африканским странам двух мест на правах постоянных членов, отметив при этом, что в силу своего потенциала могла бы претендовать на одно из них; проявляла заинтересованность в деятельности Комиссии по миростроительству и Совета ООН по правам человека как важнейших инструментов по стабилизации обстановки в государствах и для их конструктивного взаимодействия в правозащитной сфере. Киншаса высказывается за преодоление межпалестинских противоречий и урегулирование арабо-израильского конфликта на основе соответствующих резолюций СБ ООН и «дорожной карты».

Конголезская сторона по проблемам комплексной реформы ООН выступает за сохранение центральной роли организации как главной площадки для коллективного решения многочисленных вызовов складывающейся архитектуры международных отношений 2000-2020 гг. Как и прежде, ДРК выступает за определенное расширение СБ ООН с целью получить в нем места для африканских государств как постоянных членов. При этом республика разделяет позицию Российской Федерации о том, что для расширения СБ ООН важно осуществлять комплекс мер для максимально широкого согласия среди государств - членов этой организации. ДРК полагает, что в одиночку противостоять новым вызовам и угрозам не в состоянии ни одна страна Африки. Необходимость противодействовать вызовам коллективными усилиями под эгидой ООН – один из важнейших пунктов, который много раз подчеркивали официальные власти страны.

В соответствии с резолюцией 1373 СБ ООН, в республике ведет деятельность Национальный комитет по координации борьбы с международным терроризмом. В международном терроризме власти ДРК видят одну из важнейших угроз Африки. Население страны, в частности молодежь, в условиях массовой бедности и безграмотности - легкая добыча для пополнения рядов террористов. Сторонники радикального ислама предпринимают разнообразные попытки распространить свои идеи не только в мусульманских регионах разных мазхабов, но и в христианских странах южнее Сахары через серии фондов, включая ДРК. Эксерты выражают опасения, ввиду реальной возможной смычки джихадистов с незаконными вооруженными формированиями, действующими в восточных регионах страны. В этой связи конголезцы призывают консолидировать международные усилия для противодействия террористической угрозе, к налаживанию международного сотрудничества для усиления антитеррористического потенциала развивающихся стран.

Однако стоит отметить, что «индикатором» внешней политики ДРК остается ее внутренняя политика. Начиная с 2014 г., в центре внимания конголезских политиков находились президентские выборы. Именно тогда появились предпосылки, способные создать условия для политического кризиса в стране. Так, возглавляемая президентом Народная партия за восстановление и демократию (НПВД) начала активно через центральные СМИ тиражировать сюжет, что для блага конголезского народа и имиджа страны во внешней политике Ж. Кабиле логично остаться во главе государства для выполнения всех программ и обещаний на третий срок подряд [6] (Dyabin, 2016). Такая идея заметно повлияла на активность комплекса мер конголезской дипломатии. Несмотря на предусмотренные Конституцией ДРК в ноябре 2016 г. выборы, руководство ДР Конго затягивало все этапы электорального процесса с целью продления срока полномочий президента. Политическая элита до этого уже не раз демонстрировала разными формами намерение сохранить статус-кво. Рассматривался даже путь изменения Конституции.

В марте 2014 г. Клод Машала призвал к пересмотру Конституции. Цель послания - переизбрание действующего лидера на новый срок. Реакция Запада последовала незамедлительно. Уже в течение рабочего визита в Киншасу 3-4 мая 2014 г. госсекретарь США Дж. Керри настойчиво отговаривал лидера страны немедленно отказаться от таких авантюрных планов по пересмотру Конституции и участия в выборах, заявив о том, что Ж. Кабила «может принести пользу своей стране» [7]. Второй и последний президентский срок истек 20 декабря 2016 г. Во многом под давлением США и ЕС власти Республики были вынуждены пойти на подписание 31 декабря 2016 г. Всеобъемлющего политического соглашения с представителями оппозиции, согласно которому лидер страны остается во главе государства на годичный переходный период до декабря 2017 г. Своеобразный компромисс дал период до срока новых всеобщих президентских выборов.

К официальному сроку проведения выборов политический градус напряжения сторонников партий в стране возрастал. В сентябре - октябре 2016 г. был организован «национальный диалог» с участием представителей власти и представителей оппозиции. В результате этого форума было подписано Политическое соглашение, согласно которому выборы были перенесены на 2017 г. Ж. Кабила, хотя и сохранил свою власть вплоть до проведения выборов, но новым премьер-министром стал уже не сторонник, а представитель умеренной оппозиции С. %.

Радикальная оппозиция, которая пользуется широкой поддержкой у населения, не была приглашена к участию в национальном диалоге. Их заявление было о категорическом неприятии его решений. Лидеры призвали своих сторонников к бессрочным акциям гражданского неповиновения после 19 декабря 2016 г. Первыми проявлениями таких мер стали масштабные столкновения в 19-20 сентября 2016 г. в столице. По данным ООН, в результате боев с представителями власти погибло 53 оппозиционера [8]. Существовала угроза развития событий в стране по худшему сценарию уже во всех провинциях страны. Пресса вспоминала происходившие ранее события 1997-2003 гг. ДРК тогда стала эпицентром вооруженного конфликта в Центральной Африке – Большой Африканской войны.

8 декабря 2016 г. в Киншасе для поиска оптимального решения в экстренном порядке был организован т.н. «диалог последнего шанса» под эгидой весьма влиятельной католической Национальной епископской конференции ДРК между подписавшими и не подписавшими Политическое соглашение оппозиционерами. Эти изначально «пробуксовывающие» переговоры несколько раз прерывали, они не дали никаких реальных результатов. На «альтернативных полях» наметилась позитивная динамика. Аналитики полагают, что если будут договоренности между радикальным и умеренным крыльями оппозиции, то это поможет найти единственный оптимальный выход для бескровного разрешения накопившихся противоречий, ввиду недостаточно развитой системы решений «клапанов парового котла». По некоторым данным, в новом Политическом соглашении содержится и решение о переносе выборов на конец 2017 г. с возможным назначением на должность премьер-министра представителя из среды радикальной оппозиции страны. Не исключено, что Ж. Кабилу обяжут не принимать участия в предстоящих выборах.

19-22 декабря 2016 г. в Киншасе и в других крупных городах республики прошли новые столкновения оппозиционеров с правоохранительными органами. Жертвами, по данным конголезской полиции, стали 31 человек.

Помимо вопроса о президентских выборах другой «болевой» точкой для ДРК остается Миссия ООН по стабилизации в ДРК (МООНСДРК). МООНСДРК все больше раздражают конголезские власти на уровне страны и субъектов. По их мнению, Миссия так и не смогла за долгое время дислокации в их стране с 1997 г., как и в других регионах Африки, оперативно и качественно повлиять на стабильность. Не смогла она и способствовать борьбе с незаконными вооруженными формированиями в регионах республики. Свое требование о сокращении до минимума Миссии Ж. Кабила публично повторил 15 декабря 2015 г. в ходе ежегодного обращения к нации [9] (Ilyshev, 2016). Он хотел вывести из страны все подразделения «голубых касок», т.к. их деятельность он считал слабой по эффективности. а вот Бригаду оперативного вмешательства, состоящую из военных подразделений африканских стран, он охарактеризовал как единственное работающее подразделение.

После выступления министра иностранных дел ДРК Р. Чибанды на заседании СБ ООН 19 марта 2015 г. ясно обозначился «кризис доверия». Он также возложил на Миссию всю полноту ответственности за ее решение приостановить поддержку ВС ДРК в их борьбе с боевиками. Одновременно конголезский министр попытался убедить членов СБ ООН поддержать массовое сокращение МООНСДРК и внести соответствующий пункт в текст новой резолюции о продлении мандата Миссии. В основу проекта документа было заложено сокращение лишь 2 тыс. миротворцев. На сегодняшний день МООНСДРК – это самая крупная и затратная ооновская миссия. По резолюции СБ ООН 2348 (2017) от 31 марта 2017 г., военный персонал Миссии составлял 16250 человек, гражданский – 4145, помимо этого в ДРК находились военные наблюдатели и полицейские. Бюджет с 1 июля 2016 г. по 30 июня 2017 г. составил 1,31 млрд долл. США [10].

К 2017 г. стало заметно охлаждение отношений лидера страны с США и ЕС. Прежде всего, это было связано с мощным прессингом западных стран через СМИ и сокращение экономического сотрудничества с ДРК в связи с несостоявшимися в конституционные сроки президентскими выборами. Вопреки требованиям оппозиции, Ж. Кабила по-прежнему оставался на своем посту. ДРК обвиняют - часто без доказательств - по известному шаблону в фундаментальных нарушениях принципов демократии и прав человека. Несмотря на это, попытка международного сообщества качественно вывести Киншасу из тупиковой ситуации на новый уровень экономической интеграции не увенчалась существенным успехом. В начале 2017 г. Генеральный секретарь ООН Антонио Гутерриш пытался дозвониться до ее лидера, однако инициатива была проигнорирована. Ж. Кабила не отреагировал, а журналисты назвали попытку высокопоставленного чиновника ООН связаться с лидером африканской страны «звонком в пустоту» [11]. Это наглядно иллюстрирует специфику настроя конголезских властей к мировому сообществу.

Если в начале своего президентства лидер Республики стремился к налаживанию отношений с Западом, то сейчас создается ясное впечатление, что власти страны желают отмежеваться от своих традиционных партнеров – Бельгии (бывшей метрополии), Франции, Великобритании и США. Это активно идет на всех уровнях, включая дипломатический, экономический, политический и в другие. Со своей стороны, западные партнеры все чаще урезают конголезцам условия предоставления финансовой и гуманитарной помощи. В то же время Киншаса, будучи не в состоянии отказаться от финансовой помощи Запада, размер которой превышает четверть ежегодного госбюджета ДРК, сохраняет ряд проектов западного вектора внешней политики. Власти делают также ставку и на политическую поддержку со стороны Китая, реализующего в ДРК многомиллионные контракты [12, 13] (Deych, 2008). Активно также развивается альтернативное взаимодействие с Индией, Бразилией, Японией, Турцией, Марокко и ЮАР.

Власти ДРК также видят в российском векторе значительный потенциал в развитии отношений. Киншаса, согласно СМИ, все более интересуется актуальными вопросами мировой повестки дня и весьма восприимчива к аргументациям российской стороны, что позволяет рассматривать ДРК как перспективного партнера по внешнеполитическому взаимодействию. Визит в Россию в марте 2017 г. заместителя премьер-министра, министра иностранных дел Л. Ше Окитунду ярко показывает актуальность развития двусторонних экономических отношений. В ходе переговоров в МИД России была подтверждена близость позиций двух стран в рамках развития многополярности и равноправия государств по основам современного мироустройства, а также недопустимости попыток стран Запада доминировать на мировой арене. В своем приветственном слове С.В. Лавров особо подчеркнул, что отношения двух стран являются традиционно дружественными, а также заинтересованность РФ в их комплексном развитии [12] (Deych, 2008).

Китайская Народная Республика также наращивает свое влияние в стране не только по основным, но и по альтернативным векторам внешней политики [13]. Интересы Китая здесь все чаще находят поддержку у Киншасы в рамках развития международных отношений [13], что также позволяет решать ряд внутренних задач, стоящих перед ДРК [13].

Заключение

В перспективе, по всей видимости, какие-либо новые контуры внешней политики ДРК проявятся при решении главного вопроса, которым озадачены сегодня конголезские политики, – проведения президентских выборов, т.е. демократической смены власти в стране в соответствии с Основным законом. В случае углубления институционального кризиса и, как неизбежности, эскалации насилия в стране, конголезская дипломатия не сможет активизироваться в ожидании перемен к лучшему.


Источники:

Discours d’investiture de Kabila. Le Potentiel. [Электронный ресурс]. URL: https://groups.google.com/forum/#!topic/gotseidanke/K1nVcQYc6G0.
Корендясов Е.Н. Россия и Африка: проблемы экономического сотрудничества. / Африка и мир в XXI веке. - М.: Институт Африки РАН, 2010. – 13 с.
Урнов Ю.А Африка и ООН: на исходе первого десятилетия XXI века. - М.: Институт Африки РАН, 2011. – 115 с.
Nkunda Lukusa S La promotion de la diplomatie congolaise et des droits de l'Homme. Memoireonline. [Электронный ресурс]. URL: http://www.memoireonline.com/11/13/7957/La-promotion-de-la-diplomatie-congolaise-et-des-droits-de-l-Homme.html.
M'Putu Eduard-Veritas. Kinshasa hôte de la Francophonie // La République. Kinshasa. 03.10.2012. P. 5-6
6. Дябин А.Ю. Демократическая Республика Конго 2016 год: есть ли выход из тупика? // Международная жизнь. – 2016. – № 6. – С. 23-32.
Les Etats-Unis appellant au respect de la constitution en RDC. Radio Okapi. Elections. [Электронный ресурс]. URL: http://rediookapi.net/actualite/2014/05/05 elections-les-etets-unis-appellent-au-respect-de-la-constitution-en-rdc/.
L’ONU dénonce la violence des forces de l'ordre les 19 et 20 septembre. Rdc. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rfi.fr/afrique/20160928-rdc-onu-denonce-violence-forces-ordre-19-20-septembre.
9. Илышев О. Бригада оперативного вмешательства. МООНСДРК: опыт «наступательного» миротворчества // Международная жизнь. – 2016. – № 5. – С. 128-142.
Mission de l’organization des Nations Unis pour la stabilisation en RD Congo. Monusco. [Электронный ресурс]. URL: https://monusco.unmissions.org/faits-et-chiffres.
2 fevrier 2017. Le Monde. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lemonde.fr/afrique/article/2017/02/21/joseph-kabila-ou-l-equilibrisme-diplomatique_5083081_3212.html.
Дейч Т.Л. Африка в стратегии Китая. - М.: Институт Африки РАН, 2008. – 326 с.
Вступительное слово Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе переговоров с заместителем Премьер-министра, Министром иностранных дел и региональной интеграции Демократической Республики Конго Леонара Ше Окитунду. Mid.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/ru/press_service/minister_speeches/-/asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/content/id/2700471.
14. Захарьев Я.О. Интересы Китая в альтернативных линейках ресурсов Африки на примере Демократической Республики Конго во втором десятилетии ХХI в // Научное обозрение: теория и практика. – 2017. – № 7. – С. 6-8.

Страница обновлена: 21.11.2024 в 00:34:34