Стратегический вектор развития стран ЕАЭС и Центральной Азии в рамках приоритетов обеспечения экономической безопасности

Зиядуллаев Н.С, Бахриддинова Х.А., Омарова З.К.

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 1 (Январь-март 2023)

Цитировать:
Зиядуллаев Н.С, Бахриддинова Х.А., Омарова З.К. Стратегический вектор развития стран ЕАЭС и Центральной Азии в рамках приоритетов обеспечения экономической безопасности // Экономика Центральной Азии. – 2023. – Том 7. – № 1. – doi: 10.18334/asia.7.1.116969.



1. ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях глобальной геополитической и экономической турбулентности развитие интеграции на евразийском пространстве приобретает особую значимость. На этом пути Россия добилась существенного успеха в стратегировании интеграционных процессов на евразийском пространстве и сплочении своих ближайших соседей в рамках ЕАЭС: выработана обновленная концепция евразийской интеграции, начата поэтапная реализация концепции интеграции с наиболее подготовленными партнерами из числа стран СНГ.

Экономическая интеграция на постсоветском пространстве началась практически сразу после распада СССР. Причиной этому во многом послужила неготовность бывших союзных республик к глобальным вызовам и угрозам, связанная с сильной взаимозависимостью экономик государств, ранее являвшимися частью Советского Союза. Взаимозависимость во многом была обусловлена тем, что экономика СССР представляла собой единый народнохозяйственный комплекс со множеством межотраслевых и межтерриториальных связей. Поэтому новая веха в истории отношений постсоветских государств должна была стать отражением понимания новых тенденций развития мировой экономики, а также усвоения прежних упущений.

Интеграция бывших советских республик имела свои особенности по большей части связанные с общим историческим и культурным прошлым. Поэтому важно было учитывать не только современные реалии мирохозяйственных отношений, но и опыт прошлых лет. Принимая всё это к сведению, бывшие союзные республики начали выстраивать общий путь торгово-экономического развития, разрабатывая при этом новую стратегию межгосударственного сотрудничества. Необходимо было также искать действенные механизмы и рычаги, которые бы поспособствовали полноценному функционированию новой системы отношений.

Основными критериями формирования ЕАЭС являются добровольность интеграции, принцип равенства, экономический прагматизм, невмешательство во внутренние дела друг друга, уважение суверенитета и неприкосновенность государственных границ. ТС и ЕАЭС открыты для участия в нем других государств, которые разделяют цели этого объединения и готовы принять на себя требуемые обязательства. Несмотря на имеющиеся различия, движущим мотивом формирования ЕАЭС является извлечение наибольших выгод в об­ласти экономическо-технологического сотрудничества и международной торговли в рамках приоритетов обеспечения экономической безопасности по мере углубления международных связей, возможности перехода от индивидуальных интересов к групповым с целью совместного противостояния внешним экономико-политическим угрозам и внутренним диспропорциям.

Уже сегодня ЕАЭС стремится к наибольшей конвергенции независимых государств, являющихся членами Союза. Однако есть некоторые проблемы реализации этой цели. Среди этих проблем можно отметить неодинаковые хозяйственные условия ведения экономической деятельности в странах-членах Союза; отсутствие полноценной системы наднациональных механизмов регулирования экономических отношений, которая бы отвечала современным условиям; недостаточное количество финансовых ресурсов для реализации совместных проектов, экономические проблемы каждого из государств. Можно выделить и более «глобальные» проблемы: недостаточная диверсификация экономических связей с третьими странами, вялотекущий характер развития межблокового сотрудничества и интеграции, слабое встраивание в глобальные цепочки создания стоимости и в глобальную сетевую экономическую систему [19].

Государства-члены ЕАЭС ещё не достигли всех намеченных целей интеграционного сотрудничества. Имеется ещё достаточно барьеров во взаимной торговле, всё ещё не устранены препятствия в развитии межгосударственных отношений, отсутствует полноценная система координации взаимодействий в рамках Союза. И поэтому, принимая во внимание весь опыт предыдущих отношений, учитывая недочёты и проблемы, с которыми пришлось столкнуться, государства ЕАЭС должны стремиться к развитию ещё более прочных взаимовыгодных отношений, соответствующих тенденциям и вызовам глобальной экономики.

Проблема интеграции стран, включенных в евразийское экономическое пространство, носит комплексный характер и должна решаться на системном уровне с учетом особенностей ключевых подсистем страновых экономик и, конечно, хозяйственной практики, а также особенностей их взаимодействия в каждой отдельной стране. Решение этой задачи на должном уровне требует времени и консолидации усилий ученых, политиков, управленцев и специалистов народного хозяйства.

Тема евразийской экономической интеграции относится к числу ключевых направлений в сфере интеллектуального поиска путей развития мировой экономики. Евразийская интеграция представляет собой один из вариантов развития группы внутриматериковых стран, удаленных от главных международных рынков капитала. В ЕАЭС преобладают национальные интересы каждой страны, необязательна унификация институтов управления государствами, которая предполагает изъятия из таможенных установлений и сохранение большого числа нетарифных ограничений для взаимной торговли, а также разный уровень членства и взаимодействия с ВТО. Действующая модель интеграции, по существу, представляет собой баланс между объективной необходимостью интеграции и объективными же ограничениями для нее. ЕАЭС является наивысшей формой интеграции государств-участников СНГ, добавляющий устойчивости в конструкцию Содружества. В основе документа лежит договорно-правовая база ТС и ЕЭП. Нормы были оптимизированы и приведены в соответствие с правилами ВТО.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Сейчас ЕАЭС – мощный, притягательный центр экономического развития, крупный региональный рынок, который объединяет более 185 млн. человек. На него приходится 1/5 мировых запасов газа и почти 15 % нефти. Суммарный ВВП составляет почти два трлн долл. Объем внешней торговли государств-членов ЕАЭС с третьими странами за 2020 г. составил 623 млрд долл., в том числе экспорт товаров – 365 млрд, импорт – 258 млрд долл. По сравнению с 2019 г. он снизился на 15,4 % – на 113 млрд долл. [15]. Однако с 2021 г., несмотря на пандемию коронавируса, наблюдается положительная динамика основных социально-экономических показателей. ЕАЭС позиционирует себя как ядро континентальной интеграции. Идёт более тесное взаимодействие ЕАЭС с государствами-наблюдателями в этой организации – Узбекистаном, Молдовой и Кубой, а также с другими странами СНГ. Уже сейчас свыше 25 стран мира заинтересованы в создании ЗСТ с ЕАЭС. Среди них Вьетнам, Египет, Израиль, Иран, Монголия, Сербия, Сингапур, Сирия, Таиланд, Тунис, Турция, Чили и др. Выражали желание сотрудничать с ЕАЭС такие крупные игроки как Китай и Индия, что является ответом на протекающие в мире интеграционные процессы. В случае благоприятной внешнеполитической обстановки могут возобновиться переговоры с Новой Зеландией, странами EFTA (Швейцария, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн). ЕАЭС в перспективе может трансформироваться в более широкое торгово-экономическое объединение и стать крупным субъектом мировой экономики.

Ведущей страной ЕАЭС является Российская Федерация. Как правопреемница СССР и самое крупное государство СНГ, имеющая общие границы с большинством стран Содружества, Россия постоянно инициирует различные формы и механизмы политической, экономической, культурной и оборонной интеграции и стремится создать вокруг себя союз дружественных государств. Фактически Россия, через которую строится все сотрудничество, удерживает страны Содружества в пространстве взаимодействия и остается консолидирующим ядром интеграции всех постсоветских государств. Поэтому призывы к равноправию отношений могут относиться только к политическим аспектам, что же касается экономического взаимодействия, то не может быть единого подхода к разномасштабным потенциалам. Отсюда необходимым остается согласование интересов без ущерба для каждой страны, в том числе и России. Реальным инструментом для достижения этой цели является углубление взаимодействия со странами СНГ и, прежде всего, с ЕАЭС. Именно это взаимодействие даст возможность России восстановить свое влияние на постсоветском пространстве и мировой арене.

Основополагающими принципами концепции новой реинтеграции стран ЕАЭС и других участников Содружества являются:

ü обеспечение духовного, правового, информационного и культурного единства народов при максимальном сохранении суверенитета, политической независимости и национальной самобытности каждого государства;

ü добровольность интеграции и полное равноправие стран-участниц союзов;

ü экономический прагматизм, опора на собственный потенциал и внутренние национальные ресурсы, исключение иждивенчества в экономической и социальной сферах;

ü модернизация, кооперация, повышение конкурентоспособности национальных экономик, взаимная выгода, включая создание совместных финансово-промышленных групп, транснациональных экономических объединений;

ü формирование общего рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов;

ü объединение национальных ресурсов для реализации совместных экономических и научно-технических программ, непосильных для отдельно взятых стран;

ü безвизовый режим, беспрепятственное движение рабочей силы и капитала;

ü выработка гарантий взаимной поддержки соотечественников;

ü гибкость формирования наднациональных структур, исключающих давление на страны союза или доминирующую роль одной из них;

ü объективная обусловленность, согласованная направленность, правовая совместимость проводимых в каждой стране рыночных реформ;

ü готовность стран СНГ и ЕАЭС к уступке части суверенитета в коллективных интересах в области принятий решений по экономическим вопросам.

Конечно, ЕАЭС не означает воссоздания Советского Союза, ибо формируется не на плановой, а на рыночной основе и имеет мало общего с советской системой управления национальным хозяйством. Речь идет о формировании единого экономического пространства, однотипных механизмов регулирования экономики, основанных на рыночных принципах, а также о применении гармонизированных правовых норм, облегчении ведения бизнеса, свободном движении товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Одним словом, преследуется цель восстановления тех экономических выгод, которые были потеряны после исчезновения СССР. Но и сейчас на ЕАЭС приходится 52 % объема внешней торговли Беларуси, 43 % Кыргызстана, 29 % Армении, 23 % Казахстана, что свидетельствует о заинтересованности указанных стран в едином рынке ЕАЭС (табл.1).

Таблица 1

Характеристика стран-членов ЕАЭС 2019 г., 2020 г.

Страны
Год
Население, млн. человек
ВВП, млрд долл.
ВВП на душу населения, тыс. долл.
Инфляция, %
Уровень безработицы, %
Экспорт (млн долл.)
Импорт (млн долл.)
Сальдо (млн долл.)
Россия
2019
146,75
1690
28,45
3
4,6
424,5*
244,3*
180,2*
2020
146,81
1470
27,9
4,9
5,8
336,4*
231,4*
105*
Беларусь
2019
9,48
64,4
19,98
4,7
4,2
32955
39477
-6522
2020
9,41
60,2
20,19
7,3
4,1
29041
32619
-3578
Казахстан
2019
18,63
181,7
9,75
5,4
4,8
58066
39709
18357
2020
18,87
164,8
8,73
7,5
5,5
46949
38081
8868
Армения
2019
2,97
13,7
14,18
1,4
18,9
2649
5538
-2889
2020
2,97
12,3
13,26
1,2
24,2
2545
4559
-2014
Киргизия
2019
6,39
8,4
1,32
3,1
5,5
1986
4989
-3003
2020
6,52
7,5
1,15
7,5
6/0
1964
3684
-1720
* млрд долл.

Источник: International monetary Fund DataMapper, April 2021; Main economic indicators of the countries of the CIS, Статкомитет СНГ, 2021.

Общий макроэкономический эффект от ЕАЭС в следующем: стабильное и устойчивое увеличение ВВП, выравнивание уровня экономического развития стран-участниц; устранение барьеров для четырех свобод – движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; снижение цены на товары благодаря снятию взаимных торговых ограничений, уменьшению издержек перевозки необходимого сырья и экспорта своего готового товара; увеличение конкурентоспособности общего рынка ЕАЭС благодаря вхождению на рынок новых игроков из общего пространства; увеличение уровня заработной платы на основе уменьшения издержек и повышения производительности труда; наращивание производства благодаря увеличению спроса на товары; повышение окупаемости новых технологий и товаров благодаря увеличенному объёму рынка; увеличение благосостояния народов стран ЕАЭС при росте занятости населения.

Нельзя не учитывать существенные различия в размерах и уровне экономического развития государств-участников ЕАЭС и неоспоримость резкого экономического превосходства России над Беларусью, Казахстаном, Арменией и Кыргызстаном. Территория и численность населения России намного больше, чем других участников союза. Экономика стран-участниц разительно отличается по размерам: на Россию приходится более 85 % совокупного ВВП. Россия – основной торговый партнер для всех стран. Всё это прямо пропорционально влияет на успех интеграционного проекта и именно она будет нести на себе основную тяжесть интеграции, что будет выражаться в постоянных уступках и финансовой помощи своим партнерам.

Вместе с тем, складывающаяся ситуация в связи с новыми 2021 г. санкциями Запада против России требует пересмотра модели интеграционного сотрудничества, с тем чтобы появились реальные возможности для более тесного взаимодействия, роста внутреннего производства и диверсификации экономик стран ЕАЭС. Для достижения более существенных торговых эффектов потребуются дальнейшее углубление интеграции и налаживание горизонтальных производственных связей. Назрела необходимость выработки механизмов и инструментария их перераспределения, изменения институциональной структуры и полномочий ЕЭК, а не ситуационных решений. Глобальная пандемия коронавируса не должна ослабить экономические механизмы и намерения в рамках интеграционной стратегии ЕАЭС по сглаживанию отрицательных последствий, их смягчению для национальных экономик и активизации вхождения в мировую систему хозяйствования. Так, в целях поддержки устойчивого экономического восстановления после пандемии COVID-19 страны ЕАЭС и Центральной Азии укрепляют сотрудничество в самых различных отраслях и сферах деятельности.

Центральная Азия географически и геополитически является центром Евразии с большой территорией, рекреационным потенциалом, совокупным ВВП более 300 млрд долл. и населением 75 млн человек. Особенности региона определяются двумя важнейшими факторами. Первый – природные условия (климат, земельно-водные ресурсы, богатые запасы полезных ископаемых), благоприятствующие развитию хлопководства, овощеводства, виноградарства, а также горнодобывающей промышленности и энергетики. На страны Центральной Азии приходится половина орошаемых земель СНГ. Это самые продуктивные земли, дающие в несколько раз больший доход, чем в других регионах. Смежные территории имеют одинаковые природные условия и общую хозяйственную специализацию. Так, в среднем течении реки Сырдарьи имеются административные единицы Узбекистана, Таджикистана и Казахстана; в низовьях реки Амударьи – Узбекистана и Туркмении; в Ферганской долине – Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Здесь складываются межгосударственные территориально-производственные комплексы.

Вторая особенность – Центральная Азия географически находится глубоко внутри материка, вдали от морских путей и центров мировой торговли. При этом если Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан и Туркменистан непосредственно граничат со странами, имеющими прямой выход к морю, то Узбекистан сугубо внутриконтинентальное государство, не имеющий выхода к морю. Все ННГ ЦА характеризуются удаленностью от основных международных рынков, слабым развитием обрабатывающей промышленности и сферы услуг, острым дефицитом собственных финансовых ресурсов и рядом других факторов, которые создавали значительный риск попадания в «ловушку бедности».

Третья специфика региона – высокая рождаемость и трудообеспеченность. Здесь темпы прироста населения значительно выше, чем в среднем по СНГ, сказывается естественный прирост населения (в 2—3 раза больше, чем во многих европейских районах). В результате естественного прироста население региона ежегодно увеличивается примерно на 700 тыс. человек. В перспективе ожидается сохранение опережающих темпов роста населения и трудовых ресурсов, что является предпосылкой освоения сырьевых и энергетических ресурсов, быстрого развития экономики, в том числе трудоемких отраслей хозяйства. Во всех странах региона проживает большое число русскоязычного населения, отсутствует визовый режим и языковый барьер. В докладе Всемирного банка Groundswell (Девятый вал) говорится, что климатические изменение становятся все более мощной движущей силой миграции. Так, в ближайшие годы может появиться до 2,4 млн "климатических" мигрантов в Ферганской долине, Ташкентском и Душанбинском регионах и городах северного Казахстана. Это связано с ожидаемым увеличением доступности воды и урожайности сельскохозяйственных культур в этих частях ЦА. [17].

Центральная Азия, прежде всего, – крупный агропромышленный хлопковый комплекс. Уникальные природные условия и наличие трудовых ресурсов позволяют производить более 20 % общемирового сбора хлопка, шелковичных коконов и шкурок каракуля, значительное количество фруктов, винограда, бахчевых, овощей, кенафа, мяса и зерна. Здесь значительны энергетические ресурсы. Она занимает третье место в СНГ по гидроэнергетическому потенциалу (после Восточной Сибири и Дальнего Востока). По уровню производства электроэнергии страны Центральной Азии обогнали наиболее развитые государства зарубежного Востока и многие восточноевропейские страны.

Сегодня накоплен богатый 30-летний опыт трансформации национальных экономик и настало время для разработки новой концепции экономического взаимодействия и сотрудничества. Являясь перспективным инвестиционно ёмким регионом, ЦА оказывает определяющее влияние на развитие многих стран и целых регионов. Общая социально-экономическая характеристика стран ЦА в динамике представлена в табл. 2.

Таблица 2

Основные макроэкономические показатели стран Центральной Азии

Показатель
Год
Узбекистан
Казахстан
Кыргызстан
Таджикистан
Туркменистан
Территория,
тыс. кв. км

448,9
2724,9
200,0
141,4
488,1
Численность населения, млн. чел.
1990
20,5
16,3
4,4
5,3
3,7
2000
24,7
14,9
4,9
6,2
4,5
2010
28,6
16,3
5,4
7,5
5,1
2019
33,6
18,5
6,5
9,3
5,9
2020
34,2
18,7
6,6
9,5
5,9
Размер
ВВП млрд долл.
1990
13,4
26,9
2,7
2,6
3,2
2000
13,8
18,3
1,4
0,9
2,9
2010
46,7
148,0
4,8
5,6
22,6
2019
57,9
181,7
8,5
8,1
,,
2020
57,7
159,8
7,7
8,0
50,68
ВВП
на душу населения, долл.
1990
651,4
1647,5
609,2
497,6
865,8
2000
558,2
1229,0
279,6
138,4
643,2
2010
1634,3
9070,5
880,0
749,6
4439,2
2019
1724,9
9812,5
1309,5
870,8
7902,4
2020
1686,7
8528,4
1178,4
838,6
8611,3
Источник: составлено по данным World Bank; IMF World economic Outlook, 2021

Анализ темпов роста ВВП стран Центральной Азии показал долгосрочный положительный тренд, несмотря на неопределенность на мировых товарных и финансовых рынках. В 2019 г. и 2020 г. оборот внутреннего рынка центральноазиатских государств составил 168,2 и 145,5 млрд долл. соответственно [18]. Спад в 2020 г. можно объяснить пандемией COVID-19 и влиянием негативных глобальных процессов, а также снижением мировых цен на нефть, газ, хлопок, металлы, другое сырье, являющееся основной экспортной продукцией ЦА; девальвацией национальных валют вслед за обесценением российского рубля; ростом инфляции и удорожанием кредитных денег.

Геополитические и экономико-географические особенности стран Центральной Азии обусловили и породили глубокие противоречия в самом регионе. Так, богатые природные ресурсы оказались в замкнутом транспортном пространстве с ограниченными выходами на мировые рынки и сравнительно слабо развитой сетью коммуникаций, особенно внешних (многочисленные альтернативные нефте- и газопроводы существуют пока лишь на стадии проектов). К этому следует добавить стремление новых государств к экономической самостоятельности и экономико-транспортную привязанность к России; искусственный характер границ между государствами; значительные людские ресурсы и кадровый дефицит, особенно усилившийся в результате миграции русскоязычного населения; громадные водные ресурсы в горных районах и острейший дефицит воды в других местностях; перенаселение и дефицит жизненного пространства в Ферганской долине (до 500 человек на 1 км2) при наличии огромных пустынных территорий. Эти трудности и противоречия в значительной степени усиливались низкой конкурентоспособностью региона, серьезными провалами в начале суверенного развития, значительной безработицей, бесконечными спорами о водо- и землепользовании между странами и т.п. На недемаркированных участках границ возникали не утихающие пограничные споры и конфликты.

3. ВЫВОДЫ

Достигнутые за последние годы договоренности между Узбекистаном Казахстаном, Кыргызстаном, Туркменистаном и Таджикистаном имеют историческое значение и ещё больше скрепят узы дружбы между соседними государствами. Опыт 5 последних лет показал миру пример, когда при невероятном количестве нерешенных вопросов удаётся консолидировать все страны Центральной Азии, не ущемляя ни одну сторону, искать и находить компромиссы. Удалось решить неразрешимые ранее региональные споры по поводу приграничных районов, водопользования, транспортных и логистических коммуникаций, энергетики и межрегиональной торговли. Укрепление межгосударственных отношений сегодня способствует становлению Центральной Азии в качестве стабильного, открытого и динамично развивающегося региона, надёжного и предсказуемого международного партнёра, а также ёмкого и привлекательного рынка.

В центре этих изменений находится новый Узбекистан, который запустил динамизм вновь обретенного стремления к сотрудничеству и стал проводить предсказуемую многовекторную, последовательную внешнюю политику, демонстрируя готовность к диалогу, укреплению взаимного доверия и сотрудничеству со всеми странами, отказавшись от рискованных попыток поиграть на противоречиях великих держав. Руководство Узбекистана, объявившее, что отношения в рамках стран Центральной Азии являются главным приоритетом внешней политики государства, пытается донести до соседей по региону, что экономическое процветание – основа всего. С тех пор наблюдается все возрастающая роль Узбекистана в решении ключевых проблем региональной безопасности и обеспечении мира и стабильности на всем евразийском пространстве. Это придает Центральной Азии ещё больший геополитический вес на международных площадках, объединяя усилия всех государств в налаживании трансконтинентальных транзитных маршрутов и взаимной координации проектов по выходу на крупные центры международной торговли.


Страница обновлена: 21.12.2022 в 09:53:36