Стратегический вектор развития стран ЕАЭС и Центральной Азии в рамках приоритетов обеспечения экономической безопасности
Зиядуллаев Н.С1, , Бахриддинова Х.А.2, Омарова З.К.3
1 Институт проблем рынка РАН, Россия, Москва
2 Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства
3 Центральный экономико-математический институт РАН, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 12
Статья в журнале
Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 1 (Январь-март 2023)
Цитировать:
Зиядуллаев Н.С, Бахриддинова Х.А., Омарова З.К. Стратегический вектор развития стран ЕАЭС и Центральной Азии в рамках приоритетов обеспечения экономической безопасности // Экономика Центральной Азии. – 2023. – Том 7. – № 1. – С. 9-24. – doi: 10.18334/asia.7.1.116969.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52133378
Аннотация:
Актуальность проведенного исследования обусловлена важностью комплексного изучения ряда важных аспектов стратегического развития стран ЕАЭС и Центральной Азии. В статье анализируются экономические инструменты сотрудничества и международной торговли в рамках приоритетов обеспечения экономической безопасности; механизмы совместного противостояния внешним экономико-политическим угрозам и внутренним диспропорциям. Рассматриваются актуальные проблемы экономической интеграции стран, включенных в евразийское экономическое пространство с учетом существенных различий в уровне экономического развития государств-участников интеграционного блока; анализируются геополитические и экономико-географические особенности стран Центральной Азии. Метод/методология проведения работы. В статье проведен анализ методологических подходов к исследованию характеристик и особенностей взаимодействия ключевых подсистем и хозяйственной практики экономик стран ЕАЭС и Центральной Азии. Результаты. На основе анализа результатов социально-экономических преобразований в странах ЕАЭС и Центральной Азии сформулированы выводы об усилении действий экономических механизмов и углублении намерений в рамках интеграционной стратегии по сглаживанию отрицательных последствий пандемии COVID-19, их смягчению для национальных экономик и активизации вхождения в мировую систему хозяйствования, важности укрепления сотрудничества в самых различных отраслях и сферах деятельности в целях поддержки устойчивого экономического восстановления
Ключевые слова: стратегическое развитие, интеграционные механизмы, ЕАЭС, государства Центральной Азии, СНГ, геополитическая и экономическая турбулентность, экономическая безопасность, союз дружественных государств, национальные интересы, экономическо-технологическое сотрудничество
1. ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях глобальной геополитической и экономической турбулентности развитие интеграции на евразийском пространстве приобретает особую значимость. На этом пути Россия добилась существенного успеха в стратегировании интеграционных процессов на евразийском пространстве и сплочении своих ближайших соседей в рамках ЕАЭС: выработана обновленная концепция евразийской интеграции, начата поэтапная реализация концепции интеграции с наиболее подготовленными партнерами из числа стран СНГ.
Экономическая интеграция на постсоветском пространстве началась практически сразу после распада СССР. Причиной этому во многом стала неготовность бывших союзных республик к глобальным вызовам и угрозам, связанная с сильной взаимозависимостью экономик государств, ранее являвшихся частью Советского Союза. Взаимозависимость во многом была обусловлена тем, что экономика СССР представляла собой единый народнохозяйственный комплекс со множеством межотраслевых и межтерриториальных связей. Поэтому новая веха в истории отношений постсоветских государств должна была стать отражением понимания новых тенденций развития мировой экономики, а также усвоения прежних упущений.
Интеграция бывших советских республик имела свои особенности, по большей части связанные с общим историческим и культурным прошлым. Поэтому важно было учитывать не только современные реалии мирохозяйственных отношений, но и опыт прошлых лет. Принимая все это к сведению, бывшие союзные республики начали выстраивать общий путь торгово-экономического развития, разрабатывая при этом новую стратегию межгосударственного сотрудничества. Необходимо было также искать действенные механизмы и рычаги, которые бы поспособствовали полноценному функционированию новой системы отношений.
Основными критериями формирования ЕАЭС являются добровольность интеграции, принцип равенства, экономический прагматизм, невмешательство во внутренние дела друг друга, уважение суверенитета и неприкосновенность государственных границ. ТС и ЕАЭС открыты для участия в нем других государств, которые разделяют цели этого объединения и готовы принять на себя требуемые обязательства. Несмотря на имеющиеся различия, движущим мотивом формирования ЕАЭС является извлечение наибольших выгод в области экономическо-технологического сотрудничества и международной торговли в рамках приоритетов обеспечения экономической безопасности по мере углубления международных связей, возможности перехода от индивидуальных интересов к групповым с целью совместного противостояния внешним экономико-политическим угрозам и внутренним диспропорциям.
Уже сегодня ЕАЭС стремится к наибольшей конвергенции независимых государств, являющихся членами Союза. Однако есть некоторые проблемы реализации этой цели. Среди этих проблем можно отметить неодинаковые хозяйственные условия ведения экономической деятельности в странах – членах Союза; отсутствие полноценной системы наднациональных механизмов регулирования экономических отношений, которая бы отвечала современным условиям; недостаточное количество финансовых ресурсов для реализации совместных проектов, экономические проблемы каждого из государств. Можно выделить и более «глобальные» проблемы: недостаточная диверсификация экономических связей с третьими странами, вялотекущий характер развития межблокового сотрудничества и интеграции, слабое встраивание в глобальные цепочки создания стоимости и в глобальную сетевую экономическую систему [19].
Государства – члены ЕАЭС еще не достигли всех намеченных целей интеграционного сотрудничества. Имеется еще достаточно барьеров во взаимной торговле, все еще не устранены препятствия в развитии межгосударственных отношений, отсутствует полноценная система координации взаимодействий в рамках Союза. И поэтому, принимая во внимание весь опыт предыдущих отношений, учитывая недочеты и проблемы, с которыми пришлось столкнуться, государства ЕАЭС должны стремиться к развитию еще более прочных взаимовыгодных отношений, соответствующих тенденциям и вызовам глобальной экономики.
Проблема интеграции стран, включенных в евразийское экономическое пространство, носит комплексный характер и должна решаться на системном уровне с учетом особенностей ключевых подсистем страновых экономик и, конечно, хозяйственной практики, а также особенностей их взаимодействия в каждой отдельной стране. Решение этой задачи на должном уровне требует времени и консолидации усилий ученых, политиков, управленцев и специалистов народного хозяйства.
Тема евразийской экономической интеграции относится к числу ключевых направлений в сфере интеллектуального поиска путей развития мировой экономики. Евразийская интеграция представляет собой один из вариантов развития группы внутриматериковых стран, удаленных от главных международных рынков капитала. В ЕАЭС преобладают национальные интересы каждой страны, необязательна унификация институтов управления государствами, которая предполагает изъятия из таможенных установлений и сохранение большого числа нетарифных ограничений для взаимной торговли, а также разный уровень членства и взаимодействия с ВТО. Действующая модель интеграции, по существу, представляет собой баланс между объективной необходимостью интеграции и объективными же ограничениями для нее. ЕАЭС является наивысшей формой интеграции государств – участников СНГ, добавляющей устойчивости в конструкцию Содружества. В основе документа лежит договорно-правовая база ТС и ЕЭП. Нормы были оптимизированы и приведены в соответствие с правилами ВТО.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Сейчас ЕАЭС – мощный, притягательный центр экономического развития, крупный региональный рынок, который объединяет более 185 млн человек. На него приходится 1/5 мировых запасов газа и почти 15% нефти. Суммарный ВВП составляет почти два трлн долл. Объем внешней торговли государств – членов ЕАЭС с третьими странами за 2020 г. составил 623 млрд долл., в том числе экспорт товаров – 365 млрд, импорт – 258 млрд долл. По сравнению с 2019 г. он снизился на 15,4% – на 113 млрд долл. [15]. Однако с 2021 г., несмотря на пандемию коронавируса, наблюдается положительная динамика основных социально-экономических показателей. ЕАЭС позиционирует себя как ядро континентальной интеграции. Идет более тесное взаимодействие ЕАЭС с государствами – наблюдателями в этой организации – Узбекистаном, Молдовой и Кубой, а также с другими странами СНГ. Уже сейчас свыше 25 стран мира заинтересованы в создании ЗСТ с ЕАЭС. Среди них Вьетнам, Египет, Израиль, Иран, Монголия, Сербия, Сингапур, Сирия, Таиланд, Тунис, Турция, Чили и др. Выражали желание сотрудничать с ЕАЭС такие крупные игроки, как Китай и Индия, что является ответом на протекающие в мире интеграционные процессы. В случае благоприятной внешнеполитической обстановки могут возобновиться переговоры с Новой Зеландией, странами EFTA (Швейцария, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн). ЕАЭС в перспективе может трансформироваться в более широкое торгово-экономическое объединение и стать крупным субъектом мировой экономики.
Ведущей страной ЕАЭС является Российская Федерация. Как правопреемница СССР и самое крупное государство СНГ, имеющее общие границы с большинством стран Содружества, Россия постоянно инициирует различные формы и механизмы политической, экономической, культурной и оборонной интеграции и стремится создать вокруг себя союз дружественных государств. Фактически Россия, через которую строится все сотрудничество, удерживает страны Содружества в пространстве взаимодействия и остается консолидирующим ядром интеграции всех постсоветских государств. Поэтому призывы к равноправию отношений могут относиться только к политическим аспектам, что же касается экономического взаимодействия, то не может быть единого подхода к разномасштабным потенциалам. Отсюда необходимым остается согласование интересов без ущерба для каждой страны, в том числе и России. Реальным инструментом для достижения этой цели является углубление взаимодействия со странами СНГ, и прежде всего с ЕАЭС. Именно это взаимодействие даст возможность России восстановить свое влияние на постсоветском пространстве и мировой арене.
Основополагающими принципами концепции новой реинтеграции стран ЕАЭС и других участников Содружества являются:
ü обеспечение духовного, правового, информационного и культурного единства народов при максимальном сохранении суверенитета, политической независимости и национальной самобытности каждого государства;
ü добровольность интеграции и полное равноправие стран – участниц союзов;
ü экономический прагматизм, опора на собственный потенциал и внутренние национальные ресурсы, исключение иждивенчества в экономической и социальной сферах;
ü модернизация, кооперация, повышение конкурентоспособности национальных экономик, взаимная выгода, включая создание совместных финансово-промышленных групп, транснациональных экономических объединений;
ü формирование общего рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов;
ü объединение национальных ресурсов для реализации совместных экономических и научно-технических программ, непосильных для отдельно взятых стран;
ü безвизовый режим, беспрепятственное движение рабочей силы и капитала;
ü выработка гарантий взаимной поддержки соотечественников;
ü гибкость формирования наднациональных структур, исключающих давление на страны союза или доминирующую роль одной из них;
ü объективная обусловленность, согласованная направленность, правовая совместимость проводимых в каждой стране рыночных реформ;
ü готовность стран СНГ и ЕАЭС к уступке части суверенитета в коллективных интересах в области принятия решений по экономическим вопросам.
Конечно, ЕАЭС не означает воссоздание Советского Союза, ибо формируется не на плановой, а на рыночной основе и имеет мало общего с советской системой управления национальным хозяйством. Речь идет о формировании единого экономического пространства, однотипных механизмов регулирования экономики, основанных на рыночных принципах, а также о применении гармонизированных правовых норм, облегчении ведения бизнеса, свободном движении товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Одним словом, преследуется цель восстановления тех экономических выгод, которые были потеряны после исчезновения СССР. Но и сейчас на ЕАЭС приходится 52% объема внешней торговли Беларуси, 43% Кыргызстана, 29% Армении, 23% Казахстана, что свидетельствует о заинтересованности указанных стран в едином рынке ЕАЭС (табл. 1).
Таблица 1
Характеристика стран – членов ЕАЭС 2019 г., 2020 г.
Страны
|
Год
|
Население, млн человек
|
ВВП, млрд долл.
|
ВВП на душу населения, тыс. долл.
|
Инфляция, %
|
Уровень безработицы, %
|
Экспорт (млн долл.)
|
Импорт (млн долл.)
|
Сальдо (млн долл.)
|
Россия
|
2019
|
146,75
|
1690
|
28,45
|
3
|
4,6
|
424,5*
|
244,3*
|
180,2*
|
2020
|
146,81
|
1470
|
27,9
|
4,9
|
5,8
|
336,4*
|
231,4*
|
105*
| |
Беларусь
|
2019
|
9,48
|
64,4
|
19,98
|
4,7
|
4,2
|
32955
|
39477
|
-6522
|
2020
|
9,41
|
60,2
|
20,19
|
7,3
|
4,1
|
29041
|
32619
|
-3578
| |
Казахстан
|
2019
|
18,63
|
181,7
|
9,75
|
5,4
|
4,8
|
58066
|
39709
|
18357
|
2020
|
18,87
|
164,8
|
8,73
|
7,5
|
5,5
|
46949
|
38081
|
8868
| |
Армения
|
2019
|
2,97
|
13,7
|
14,18
|
1,4
|
18,9
|
2649
|
5538
|
-2889
|
2020
|
2,97
|
12,3
|
13,26
|
1,2
|
24,2
|
2545
|
4559
|
-2014
| |
Киргизия
|
2019
|
6,39
|
8,4
|
1,32
|
3,1
|
5,5
|
1986
|
4989
|
-3003
|
2020
|
6,52
|
7,5
|
1,15
|
7,5
|
6/0
|
1964
|
3684
|
-1720
|
Источник: International monetary Fund DataMapper, April 2021; Main economic indicators of the countries of the CIS, Статкомитет СНГ, 2021.
Общий макроэкономический эффект от ЕАЭС в следующем: стабильное и устойчивое увеличение ВВП, выравнивание уровня экономического развития стран-участниц; устранение барьеров для четырех свобод – движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы; снижение цены на товары благодаря снятию взаимных торговых ограничений, уменьшению издержек перевозки необходимого сырья и экспорта своего готового товара; увеличение конкурентоспособности общего рынка ЕАЭС благодаря вхождению на рынок новых игроков из общего пространства; увеличение уровня заработной платы на основе уменьшения издержек и повышения производительности труда; наращивание производства благодаря увеличению спроса на товары; повышение окупаемости новых технологий и товаров благодаря увеличенному объему рынка; увеличение благосостояния народов стран ЕАЭС при росте занятости населения.
Нельзя не учитывать существенные различия в размерах и уровне экономического развития государств – участников ЕАЭС и неоспоримость резкого экономического превосходства России над Беларусью, Казахстаном, Арменией и Кыргызстаном. Территория и численность населения России намного больше, чем других участников союза. Экономика стран-участниц разительно отличается по размерам: на Россию приходится более 85% совокупного ВВП. Россия – основной торговый партнер для всех стран. Все это прямо пропорционально влияет на успех интеграционного проекта, и именно она будет нести на себе основную тяжесть интеграции, что будет выражаться в постоянных уступках и финансовой помощи своим партнерам.
Вместе с тем складывающаяся ситуация в связи с новыми (2021 г.) санкциями Запада против России требует пересмотра модели интеграционного сотрудничества с тем, чтобы появились реальные возможности для более тесного взаимодействия, роста внутреннего производства и диверсификации экономик стран ЕАЭС. Для достижения более существенных торговых эффектов потребуются дальнейшее углубление интеграции и налаживание горизонтальных производственных связей. Назрела необходимость выработки механизмов и инструментария их перераспределения, изменения институциональной структуры и полномочий ЕЭК, а не ситуационных решений. Глобальная пандемия коронавируса не должна ослабить экономические механизмы и намерения в рамках интеграционной стратегии ЕАЭС по сглаживанию отрицательных последствий, их смягчению для национальных экономик и активизации вхождения в мировую систему хозяйствования. Так, в целях поддержки устойчивого экономического восстановления после пандемии COVID-19 страны ЕАЭС и Центральной Азии укрепляют сотрудничество в самых различных отраслях и сферах деятельности.
Центральная Азия географически и геополитически является центром Евразии с большой территорией, рекреационным потенциалом, совокупным ВВП более 300 млрд долл. и населением 75 млн человек. Особенности региона определяются двумя важнейшими факторами. Первый – природные условия (климат, земельно-водные ресурсы, богатые запасы полезных ископаемых), благоприятствующие развитию хлопководства, овощеводства, виноградарства, а также горнодобывающей промышленности и энергетики. На страны Центральной Азии приходится половина орошаемых земель СНГ. Это самые продуктивные земли, дающие в несколько раз больший доход, чем в других регионах. Смежные территории имеют одинаковые природные условия и общую хозяйственную специализацию. Так, в среднем течении реки Сырдарьи имеются административные единицы Узбекистана, Таджикистана и Казахстана; в низовьях реки Амударьи – Узбекистана и Туркмении; в Ферганской долине – Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Здесь складываются межгосударственные территориально-производственные комплексы.
Вторая особенность – Центральная Азия географически находится глубоко внутри материка, вдали от морских путей и центров мировой торговли. При этом если Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан и Туркменистан непосредственно граничат со странами, имеющими прямой выход к морю, то Узбекистан – сугубо внутриконтинентальное государство, не имеющее выхода к морю. Все ННГ ЦА характеризуются удаленностью от основных международных рынков, слабым развитием обрабатывающей промышленности и сферы услуг, острым дефицитом собственных финансовых ресурсов и рядом других факторов, которые создавали значительный риск попадания в «ловушку бедности».
Третья специфика региона – высокая рождаемость и трудообеспеченность. Здесь темпы прироста населения значительно выше, чем в среднем по СНГ, сказывается естественный прирост населения (в 2–3 раза больше, чем во многих европейских районах). В результате естественного прироста населения региона ежегодно увеличивается примерно на 700 тыс. человек. В перспективе ожидается сохранение опережающих темпов роста населения и трудовых ресурсов, что является предпосылкой освоения сырьевых и энергетических ресурсов, быстрого развития экономики, в том числе трудоемких отраслей хозяйства. Во всех странах региона проживает большое число русскоязычного населения, отсутствует визовый режим и языковый барьер. В докладе Всемирного банка Groundswell (Девятый вал) говорится, что климатические изменения становятся все более мощной движущей силой миграции. Так, в ближайшие годы может появиться до 2,4 млн «климатических» мигрантов в Ферганской долине, Ташкентском и Душанбинском регионах и городах северного Казахстана. Это связано с ожидаемым увеличением доступности воды и урожайности сельскохозяйственных культур в этих частях ЦА [17].
Центральная Азия, прежде всего – крупный агропромышленный хлопковый комплекс. Уникальные природные условия и наличие трудовых ресурсов позволяют производить более 20% общемирового сбора хлопка, шелковичных коконов и шкурок каракуля, значительное количество фруктов, винограда, бахчевых, овощей, кенафа, мяса и зерна. Здесь значительны энергетические ресурсы. Она занимает третье место в СНГ по гидроэнергетическому потенциалу (после Восточной Сибири и Дальнего Востока). По уровню производства электроэнергии страны Центральной Азии обогнали наиболее развитые государства зарубежного Востока и многие восточноевропейские страны.
Сегодня накоплен богатый 30-летний опыт трансформации национальных экономик и настало время для разработки новой концепции экономического взаимодействия и сотрудничества. Являясь перспективным инвестиционно емким регионом, ЦА оказывает определяющее влияние на развитие многих стран и целых регионов. Общая социально-экономическая характеристика стран ЦА в динамике представлена в таблице 2.
Таблица 2
Основные макроэкономические показатели стран Центральной Азии
Показатель
|
Год
|
Узбекистан
|
Казахстан
|
Кыргызстан
|
Таджикистан
|
Туркменистан
|
Территория,
тыс. кв. км |
|
448,9
|
2724,9
|
200,0
|
141,4
|
488,1
|
Численность населения, млн чел.
|
1990
|
20,5
|
16,3
|
4,4
|
5,3
|
3,7
|
2000
|
24,7
|
14,9
|
4,9
|
6,2
|
4,5
| |
2010
|
28,6
|
16,3
|
5,4
|
7,5
|
5,1
| |
2019
|
33,6
|
18,5
|
6,5
|
9,3
|
5,9
| |
2020
|
34,2
|
18,7
|
6,6
|
9,5
|
5,9
| |
Размер
ВВП млрд долл. |
1990
|
13,4
|
26,9
|
2,7
|
2,6
|
3,2
|
2000
|
13,8
|
18,3
|
1,4
|
0,9
|
2,9
| |
2010
|
46,7
|
148,0
|
4,8
|
5,6
|
22,6
| |
2019
|
57,9
|
181,7
|
8,5
|
8,1
|
,,
| |
2020
|
57,7
|
159,8
|
7,7
|
8,0
|
50,68
| |
ВВП
на душу населения, долл. |
1990
|
651,4
|
1647,5
|
609,2
|
497,6
|
865,8
|
2000
|
558,2
|
1229,0
|
279,6
|
138,4
|
643,2
| |
2010
|
1634,3
|
9070,5
|
880,0
|
749,6
|
4439,2
| |
2019
|
1724,9
|
9812,5
|
1309,5
|
870,8
|
7902,4
| |
2020
|
1686,7
|
8528,4
|
1178,4
|
838,6
|
8611,3
|
Анализ темпов роста ВВП стран Центральной Азии показал долгосрочный положительный тренд, несмотря на неопределенность на мировых товарных и финансовых рынках. В 2019 г. и 2020 г. оборот внутреннего рынка центральноазиатских государств составил 168,2 и 145,5 млрд долл. соответственно [18]. Спад в 2020 г. можно объяснить пандемией COVID-19 и влиянием негативных глобальных процессов, а также снижением мировых цен на нефть, газ, хлопок, металлы, другое сырье, являющееся основной экспортной продукцией ЦА; девальвацией национальных валют вслед за обесценением российского рубля; ростом инфляции и удорожанием кредитных денег.
Геополитические и экономико-географические особенности стран Центральной Азии обусловили и породили глубокие противоречия в самом регионе. Так, богатые природные ресурсы оказались в замкнутом транспортном пространстве с ограниченными выходами на мировые рынки и сравнительно слабо развитой сетью коммуникаций, особенно внешних (многочисленные альтернативные нефте- и газопроводы существуют пока лишь на стадии проектов). К этому следует добавить стремление новых государств к экономической самостоятельности и экономико-транспортную привязанность к России; искусственный характер границ между государствами; значительные людские ресурсы и кадровый дефицит, особенно усилившийся в результате миграции русскоязычного населения; громадные водные ресурсы в горных районах и острейший дефицит воды в других местностях; перенаселение и дефицит жизненного пространства в Ферганской долине (до 500 человек на 1 км2) при наличии огромных пустынных территорий. Эти трудности и противоречия в значительной степени усиливались низкой конкурентоспособностью региона, серьезными провалами в начале суверенного развития, значительной безработицей, бесконечными спорами о водо- и землепользовании между странами и т.п. На недемаркированных участках границ возникали неутихающие пограничные споры и конфликты.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Достигнутые за последние годы договоренности между Узбекистаном Казахстаном, Кыргызстаном, Туркменистаном и Таджикистаном имеют историческое значение и еще больше скрепят узы дружбы между соседними государствами. Опыт 5 последних лет показал миру пример, когда при невероятном количестве нерешенных вопросов удается консолидировать все страны Центральной Азии, не ущемляя ни одну сторону, искать и находить компромиссы. Удалось решить неразрешимые ранее региональные споры по поводу приграничных районов, водопользования, транспортных и логистических коммуникаций, энергетики и межрегиональной торговли. Укрепление межгосударственных отношений сегодня способствует становлению Центральной Азии в качестве стабильного, открытого и динамично развивающегося региона, надежного и предсказуемого международного партнера, а также емкого и привлекательного рынка.
В центре этих изменений находится новый Узбекистан, который запустил динамизм вновь обретенного стремления к сотрудничеству и стал проводить предсказуемую многовекторную, последовательную внешнюю политику, демонстрируя готовность к диалогу, укреплению взаимного доверия и сотрудничеству со всеми странами, отказавшись от рискованных попыток поиграть на противоречиях великих держав. Руководство Узбекистана, объявившее, что отношения в рамках стран Центральной Азии являются главным приоритетом внешней политики государства, пытается донести до соседей по региону, что экономическое процветание – основа всего. С тех пор наблюдается все возрастающая роль Узбекистана в решении ключевых проблем региональной безопасности и обеспечении мира и стабильности на всем евразийском пространстве. Это придает Центральной Азии еще больший геополитический вес на международных площадках, объединяя усилия всех государств в налаживании трансконтинентальных транзитных маршрутов и взаимной координации проектов по выходу на крупные центры международной торговли.
Источники:
2. Глазьев С.Ю., Клоцвог Ф.Н. Перспективы экономического развития СНГ при интеграционном и инерционном сценариях взаимодействия стран-участниц // Российский экономический журнал. – 2008. – № 7-8. – c. 24-34.
3. Зоидов К.Х., Урунов А.А., Омарова З.К., Усманов Д.И. Регулирование пространственного развития и активизация процессов экономической интеграции: методологические аспекты оценки уровня качества единого экономического пространства // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2020. – № 5(115). – c. 5-20. – doi: 10.26726/1812-7096-2020-04-5-20.
4. Зоидов К.Х., Омарова З.К., Петросянц Д.В. Формирование механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях евразийской интеграции и глобализации в рамках ВТО // Международная экономическая интеграция с участием Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 2015. – c. 125-131.
5. Зиядуллаев Н.С., Зиядуллаев С.Н., Симонова Ю.С. Государства Центральной Азии в условиях кризисной цикличности: Ретроспектива и новая модель роста // Выход экономики России из кризисной цикличности: ретроспектива и новая модель роста: Материалы междунар. научно-практич. конф. М., 2019. – c. 86-97.
6. Зиядуллаев Н.С., Зиядуллаев У.С. Национальные приоритеты Республики Узбекистан в условиях интеграции в мирохозяйственные связи // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2018. – № 9(366). – c. 1734-1744. – doi: 10.24891/ni.14.9.1731.
7. Зиядуллаев Н.С. Центральная Азия в условиях глобализации: современные тенденции и перспективы // Центральная Азия и Кавказ. – 2006. – № 12.
8. Зиядуллаев Н.С., Омарова З.К., Зиядуллаева Л.Н. Формирование эффективных механизмов внутреннего развития в системе обеспечения экономической безопасности государства // Цифровая экономика: создание информационного общества, формирование и усиление роли России на мировой арене: Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 2020. – c. 15-18.
9. Лясников Н.В., Усманов Д.И., Магарамов М.Ш., Омарова З.К. Особенности развития транзитивных экономик в эпоху цифровизации (на сравнительном примере ЕАЭС и БРИКС) // Проблемы рыночной экономики. – 2019. – № 1. – c. 93-100. – doi: 10.33051/2500-2325-2019-1-93-100.
10. Омарова З.К. Интеграция финансового и промышленного капиталов как фактор эффективного регионального развития // Региональная экономика: теория и практика. – 2008. – № 29. – c. 46-50.
11. Ожигина В.В. Проектирование евразийской интеграции: внутреннее и внешнее измерение // Oikonomos: Journal of Social Market Economy. – 2019. – № 1(13). – c. 67.
12. Цветков В.А., Зоидов К.Х., Омарова З.К. Совершенствование механизмов регулирования пространственного развития как важнейший вектор нового качества экономического роста территории // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2012. – № 4(34). – c. 11-25.
13. Цветков В.А., Зиядуллаев Н.С., Зоидов К.Х., Медков А.А. Транзитная экономика: теория, методология, практика. - М.: Экономическое образование, 2019. – 494 c.
14. Хасбулатов Р.И., Хасбулатов О.Р., Мигалева Т.Е. и др. Экономика и политика постсоциалистических государств: опыт трансформации. / Монография. Тома 1,2. - М.: Издательство ВЕЧЕ, 2017.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 16:38:35