Интеграция университетов в мировое образовательное пространство: мировые рейтинги конкурентоспособности

Воробьева Е.С.1, Краковецкая И.В.2,3, Герман М.В.2, Асланова Д.Х.4, Мурадова Н.У.4, Краковецкий В.Е.2
1 Северский технологический институт – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ
2 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Россия, Томск
3 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Россия, Новосибирск
4 Самаркандский институт экономики и сервиса, Россия, Самарканд

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 9 (Сентябрь 2023)

Цитировать:
Воробьева Е.С., Краковецкая И.В., Герман М.В., Асланова Д.Х., Мурадова Н.У., Краковецкий В.Е. Интеграция университетов в мировое образовательное пространство: мировые рейтинги конкурентоспособности // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 9. – С. 3395-3418. – doi: 10.18334/ce.17.9.119172.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54742063

Аннотация:
Статья продолжает цикл научных работ, посвященных исследованию подходов к оценке конкурентоспособности высших учебных заведений в контексте их интеграции в мировое образовательное пространство. Исследуются теоретические подходы российских и зарубежных ученых к формированию международной конкурентоспособности университетов в контексте их продвижения в мировых рейтингах. Проведен сравнительный анализ конкурентных позиций университетов – мировых лидеров в мировых рейтингах QS World University Ranking, Times Higher Education World University Ranking, Academic Ranking of World Universities, Round University Rankihg, MosIUR (The Three University Missions). Представлены результаты, достигнутые высшими учебными заведениями России и Узбекистана в мировых рейтингах конкурентоспособности университетов. Обосновывается необходимость присутствия национальных университетов в мировых рейтинговых системах, являющихся важным источником информации для широкого круга стейкхолдеров, что крайне актуально для реализации задачи экспорта образовательных услуг. Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, методы обработки, интерпретации и визуализации данных и графического отображения результатов. Результаты исследования могут быть интересны представителям органов государственной власти и управления, руководителям, сотрудникам и студентам высших учебных заведений, а также всем читателям, интересующимся проблематикой международной конкурентоспособности университетов.

Ключевые слова: университеты, мировые рейтинги, конкурентоспособность, экспорт образовательных услуг

JEL-классификация: I23, I25, I26



Введение

Для достижения устойчивого экономического роста национальной экономики необходимым условием является формирование конкурентоспособной системы высшего образования, ядром которой являются университеты мирового класса, являющиеся центром притяжения талантливых исследователей, преподавателей и студентов со всего мира.

Актуальность данного исследования определена возрастающей конкуренцией на мировом рынке услуг высшего образования. Сегодня рейтинги являются эффективным механизмом формирования репутации университетов на мировой арене, а также инструментом конкурентной борьбы за все виды ресурсов, включая борьбу за таланты. Кроме этого, современные рейтинговые системы, обладая значительной информационной базой результатов оценки деятельности университетов, являются важнейшим инструментом влияния на самые разные группы заинтересованных сторон, что особо актуально для реализации задачи экспорта образовательных услуг. Именно поэтому

Целью исследования является выявление динамики конкурентных позиций университетов в ведущих мировых рейтингах для определения эффективных механизмов и лучших практик формирования и развития международной конкурентоспособности, актуальных для высших учебных заведений России и Узбекистана.

Гипотеза исследования основана на том, что анализ текущего состояния и динамики конкурентных позиций высших учебных заведений в мировых рейтингах позволит выявить лидеров и их лучшие практики, целесообразные для внедрения в национальных университетах, что будет способствовать повышению международной конкурентоспособности систем высшего образования России и Узбекистана.

Исследованию формирования глобальной конкурентоспособности университетов в контексте их продвижения в мировых рейтинговых системах посвящены научные труды М.А. Валюховой, Н.Р. Мамедовой, С.В. Бровчика [1]; М.А. Лоскутовой [2] И.Б. Стукаловой [3], Ю.Н. Эбзеевой [4] и многих других ученых.

В научной работе использовались общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, методы обработки, интерпретации и визуализации данных и графического отображения результатов. Теоретическую базу исследования составили научные работы отечественных и зарубежных ученых в области конкурентоспособности образовательных систем и интеграции высших учебных заведений в мировое образовательное пространство. Информационную базу исследования составили законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность высших учебных заведений, информационно-аналитические материалы международных и региональных рейтингов университетов.

Научная новизна исследования состоит в определении тенденций формирования и развития международной конкурентоспособности университетов в контексте их конкуренции в мировых рейтингах, предложении способа выявления лучших практик лидеров мирового рынка услуг высшего образования, опыт которых может быть использован национальными высшими учебными заведениями, разработке практических рекомендаций по взаимодействию высшей школы России и Узбекистана.

Рейтинги как инструмент оценки международной конкурентоспособности университетов

Рейтинговый подход к выявлению лидеров в академической среде начал применяться в 1970-80 гг. XX века. После публикации в 2003 году Шанхайского рейтинга университетов мира (Academic Ranking of World Universities, ARWU) начался настоящий бум рейтингов оценки конкурентоспособности учреждений высшего образования и с каждым годом количество рейтингов растет.

Процесс оценки деятельности вузов на основе рейтингового подхода вызывает активную дискуссию в академической среде. Рейтинги критикуют за необъективность и неоднозначность при выборе индикаторов и показателей оценки, за высокий уровень субъективности экспертов, за подверженность влиянию геополитики и др. [5], [6],

Тем не менее, несмотря на активную критику, в настоящее время популярность разного рода рейтингов для оценки конкурентоспособности университетов продолжает расти во многом благодаря тому, что рейтинговый подход дает возможность оценить уровень концентрации человеческого капитала, научно-исследовательского и образовательного потенциала в высших учебных заведениях на мировом, региональном и национальном уровнях.

М.А. Акоев, М.В. Валеева, Е.Б. Яблоков отмечают, что: «…рейтинги позволяют оценить способность университетов создавать научное знание, востребованное на мировом уровне, внедрять инновации на рынок (осуществлять трансфер нового знания и технологий в реальный сектор экономики и отрасли социальной сферы)» [7]. Авторы отмечают, что глобальные рейтинги конкурентоспособности при разработке индикаторов и показателей, ориентируются на модель исследовательского университета, что позволяет исследовать вклад ведущих мировых университетов, являющихся центрами концентрации человеческого капитала, в формирование нового знания.

М.А.Танина, В.В. Бондаренко, А.А.Юдина и др. отмечают позитивное влияние рейтингов на экспорт образовательных услуг российской высшей школы. На основе результатов корреляционно-регрессионного анализа авторы приводят вывод авторов о зависимости численности иностранных студентов, проходящих обучение в России, от количества российских вузов, присутствующих в мировых рейтингах конкурентоспособности университетов [8].

А.В. Берестов, А.И. Гусева, В.М. Калашник и др. исследуют процесс формирования глобальной конкурентоспособности российских университетов в контексте их участия в инициативе академического превосходства «Проект 5-100». Продвижение университетов в мировых рейтингах конкурентоспособности обеспечивается во многом благодаря активной научно-исследовательской деятельности: проведению прорывных исследований, публикационной активности и цитируемости, коммерциализации технологий, интернационализации всех направлений деятельности и др. Лидирующие позиции университета в мировых рейтингах значительно повышают его узнаваемость и привлекательность в глазах потенциальных абитуриентов и сотрудников из разных стран мира [9].

Анализ эволюции систем и методологии мировых рейтингов и их специфики представлена в исследованиях А.И. Вялкова, С.А. Мартынчик [10], Полихиной Н.А. и Тростянской [11].

Современные рейтинговые системы позволяют оценивать уровень конкурентоспособности высших учебных заведений, учитывая специфику их региональных и национальных особенностей, используя широкий спектр индикаторов и показателей, что позволяет достаточно оперативно предоставлять информацию для различных целевых групп. Следует отметить, что в настоящее время рейтинги продолжают оставаться основным инструментом оценки конкурентоспособности высших учебных заведений на мировом рынке услуг высшего образования. Высокие конкурентные позиции вуза в рейтингах являются подтверждением его результатов в различных направлениях деятельности, что значительно повышает его имидж и привлекательность для самых разных групп стейкхолдеров.

Лидеры мировых институциональных рейтингов конкурентоспособности университетов

Говоря о достижении высокого уровня конкурентоспособности университетов, представляется целесообразным выделить лидеров на мировом рынке образовательных услуг, демонстрирующих высокий уровень устойчивости лидерских конкурентных позиций.

Анализ результатов исследования, представленных в таблице 1, позволяет выделить университеты, входящие в TOP-10 мировых рейтингов конкурентоспособности университетов. Для анализа выбраны престижные институциональные рейтинги Великобритании, Китая и России.

Таблица 1 – Лидеры мировых институциональных рейтингов конкурентоспособности университетов - 2023

Университет
(год основания)
Страна
Конкурентная позиция в мировых рейтингах
ARWU
THE
QS
RUR
MosIUR
Гарвардский университет (1636 г.)
США
1
2
5
2
1
Стэнфордский Университет (1891г.)
США
2
3
3
4
6
Массачусетский технологический институт (1865 г.)
США
3
5
1
3
2
Кембриджский университет (1209 г.)
Великобритания
4
3
2
-
3
Калифорнийский университет, Беркли (1891 г.)
США
5
8
-
-
-
Университет Принстон (1746 г.)
США
6
7
-
-
-
Оксфордский университет (1096 г.)
Великобритания
7
1
4
-
4
Колумбийский университет (1754 г.)
США
8
-
-
7
7
Калифорнийский технологический институт (1891 г.)
США
9
6
6
1
-
Чикагский университет (1890 г.)
США
10
-
10
9
9
Составлено авторами по: Мировой рейтинг университетов. «QS World University Ranking» [Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2022 (дата обращения 01.08.2023); Глобальный рейтинг университетов «Times Higher Education World University Ranking» [Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2022/world-ranking (дата обращения 03.08.2023); Академический рейтинг университетов мира «Academic Ranking of World Universities» [Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL: https://www.shanghairanking.com/rankings/arwu/2022 (дата обращения 04.08.2023); Глобальный рейтинг высших учебных заведений «Round University Ranking» [Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL: https://roundranking.com/ (дата обращения 04.08.2023 ); Московский международный рейтинг вузов «The Three University Missions» [Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL: https://mosiur.org/ranking/ (дата обращения 06.08.2023)

Сегодня на вершине мировых рейтингов конкурентоспособности университетов находятся высшие учебные заведения США и Великобритании, имеющие богатую многовековую историю и традиции. Достижение и удержание лидерских конкурентных позиций, в ведущих мировых рейтингах, базирующихся на широком спектре критериев оценивания, свидетельствует о достижении высоких результатов этих университетов в различных направлениях деятельности, что обеспечивает высокий уровень качества образования, передовые научные исследования, трансфер технологий, а также высокий уровень концентрации талантов.

Долгое время считалось, что результат университетов США и Великобритании в TOP-100 мировых институциональных рейтингов будет неизменным, что свидетельствует об устойчивых конкурентных преимуществах западной модели образования.

Однако в последние годы отмечается тенденция расширения присутствия в TOP-100 институциональных рейтингов конкурентоспособности университетов высших учебных заведений из стран Юго-Восточной Азии. При этом наблюдается процесс вытеснения из TOP-100 вузов США, Великобритании и ряда европейских государств, что свидетельствует об ослаблении конкурентных позиций этих стран.

Так, например, в TOP-100 рейтинга QS World University Ranking - 2023 входят шесть китайских университетов (без учета университетов Гонконга). Флагманы высшей школы КНР уверенно приближаются к десятке лидеров рейтинга: Пекинский университет – 12 место, университет Цинхуа – 14 место. Демонстрируют рост конкурентных позиций также Фуданьский университет – 34-е место, Университет Чжэцзян – 42-е место, Шанхайский университет Цзяо Тонг – 46-е место, Китайский университет науки и технологий – 94-е место.

В TOP-100 рейтинга ARWU входят десять вузов из КНР, при этом университет Цинхуа занимает в рейтинге 22-е место. В TOP-100 рейтинга THE -2023 входят семь китайских вузов: университет Цинхуа – 16-е место. Пекинский университет – 17-е место.

Такие впечатляющие результаты свидетельствует об эффективности долгосрочных государственных инициатив и программ поддержки высшей школы КНР, являющихся сегодня предметом комплексного изучения кейсов ведущих китайских университетов учеными и экспертами из многих стран мира.

В исследовании В.М. Московкина, М. Сизьюнго, З.А. Ридха представлены результаты компаративного анализа страновой университетской конкурентоспособности, демонстрирующие высокую результативность стран Ближнего Востока: Ирана, Израиля и Саудовской Аравии [12].

Несомненно, изучение передового опыта университетов из стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока крайне актуально для российской высшей школы.

Достижения российских вузов в мировых институциональных рейтингах конкурентоспособности университетов

В продолжение цикла научных работ, посвященных исследованию конкурентоспособности университетов на мировом рынке услуг высшего образования, авторами данной статьи приводятся результаты исследования динамики конкурентных позиций российских вузов в период 2013-2023 гг. в ведущих мировых институциональных рейтингах [13], [14], [15].

В исследуемом периоде была отмечена тенденция расширения присутствия российских вузов в ведущих мировых рейтингах, таких как QS World University Ranking, Times Higher Education World University Ranking, Academic Ranking of World Universities, Round University Rankihg, MosIUR (The Three University Missions). Значительное количество российских университетов демонстрируют рост конкурентных позиций в институциональных мировых рейтингах конкурентоспособности университетов.

Рейтинг QS (QS World University Ranking)

Самый высокий рост конкурентных позиций российских университетов отмечается с 2013 года в рейтинге QS World University Ranking. Лидером среди российских вузов является высокий МГУ, демонстрирующий в 2023 году рост конкурентных позиций, поднявшись с 78-го на 75 место. Несмотря на то, что сегодня только один российский университет входит в TOP-100 рейтинга QS, ряд российских вузов значительно приблизились к сотне лидеров (рис.1).

Составлено авторами по: Мировой рейтинг университетов. «QS World University Ranking» [Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2022 (дата обращения 01.08.2023)

Рисунок 1 – Динамика конкурентных ведущих российских вузов в рейтинге QS World University Ranking (2013-2023 гг.)

Из вузов – участников Проекта 5-100 рост конкурентных позиций продемонстрировали ТГУ – 264 место; МФТИ – 267 место; РУДН – 295 место; НИЯУ МИФИ – 308 место; КФУ–322 место; УрФУ – 335 место; ИТМО – 359 место; СПбПУ – 382 место; ДВФУ – 434 место; НИТУ МИСиС – 467 место; БалФУ им. Канта – 601-650 место.

Особо стоит отметить МГТУ им. Баумана, демонстрирующего в исследуемом периоде впечатляющие результаты. В 2023 году этот университет также улучшил конкурентные позиции, поднявшись с 281-го на 230-е место, показав лучший результат среди российских вузов после МГУ.

Также повысили конкурентные позиции такие вузы, как: МГИМО – 345 место; АлтГУ – 521-530 место; РЭУ им. Плеханова – 651-700 место; СПГУ – 651-700 место.

Не смогли удержать конкурентные позиции в 2023 году пятнадцать российских университетов: СпбГУ; НГУ; НИУ ВШЭ; ТПУ и др.; шестнадцать российских вузов сохранили конкурентные позиции.

Всего в рейтинге QS World University Ranking-2023 присутствуют 49 российских вузов (из 1422 вузов мира). Следует отметить, что согласно политике Агентства Quacquarelli Symonds (Великобритания) ограничен прием для участия в рейтинге новых вузов из России и Беларуси, были заблокированы профили вузов. Также существует риск того, что и с присутствующими в рейтинге университетами будет приостановлено сотрудничество. И в таких условиях большинство российских университетов, присутствующих в рейтинге, смогли повысить или сохранить конкурентные позиции.

Рейтинг THE (Times Higher Education World University Ranking)

В рейтинге THE наиболее высокий результат в 2023 году среди российских вузов демонстрирует МГУ –163 место. В ТОР-250 рейтинга входит НИЯУ МФТИ. Рост конкурентных позиций в 2023 году демонстрирует МГТУ им. Баумана –501-600 место (рис.2).

Сохранили конкурентные позиции НИЯУ МФТИ, СПбПУ, ТГУ, ДФУ, НИТУ МИСиС, Сеченовский университет, НГУ, КФУ, РУДН. Теряют позиции в рейтинге НИУ ВШЭ, СПбГУ, ИТМО, ТПУ.

Составлено авторами по: Глобальный рейтинг университетов «Times Higher Education World University Ranking» [Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2022/world-ranking (дата обращения 03.08.2023).

Рисунок 2 – Динамика конкурентных позиций ведущих российских вузов в рейтинге Times Higher Education World University Ranking (2012-2023 гг.)

Как и в рейтинге QS, в рейтинге Times Higher Education World University Ranking с февраля 2022 года были заблокированы профили вузов из России и Беларуси. Всего в рейтинге QS World University Ranking-2023 присутствуют 77 российских вуза из 1799 вузов мира.

Рейтинг ARWU (Academic Ranking of World Universities)

В авторитетном Шанхайском рейтинге ARWU, разработанном в КНР, использующем при оценке конкурентоспособности университетов только количественные показатели, самого высокого результата среди российских университетов достиг МГУ. В 2019 он занимал в рейтинге 87-е место. Однако с 2021 года МГУ вышел из сотни лидеров и в настоящее время занимает 101-150 место (рис.3).

Составлено авторами по: Академический рейтинг университетов мира «Academic Ranking of World Universities» [Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL: https://www.shanghairanking.com/rankings/arwu/2022 (дата обращения 04.08.2023)

Рисунок 3– Динамика конкурентных позиций ведущих российских вузов в рейтинге ARWU (2012-2022 гг.)

В 2022 году демонстрируют устойчивость конкурентных позиций в рейтинге Academic Ranking of World Universities СпбГУ, МФТИ, НИУ ВШЭ, Сеченовский университет, ТГУ, УрФУ, НИЯУ МИФИ. В 2022 году вошел в рейтинг Сколковский институт науки и технологий.

В рейтинге ARWU ежегодно производится оценка 2500 вузов, публикуются результаты лучших 1000 университетов мира. В 2022 году в TOP-1000 рейтинга вошли десять российских вузов.

Рейтинг RUR (Round University Rankihg)

Рейтинг конкурентоспособности университетов мира Round University Ranking, разработанный российской компанией «Рейтинговое агентство RUR Rankings», опирается на международные данные, предоставленные международной компанией Thomson Reuters.

В 2022 году в TOP-100 рейтинга RUR вошли пять российских вузов: МГУ – 70-е место, НИЯУ МИФИ – 96-е место, МФТИ– 97-е место, ТГУ – 100-е место (рис.4).

Составлено авторами по: Глобальный рейтинг высших учебных заведений «Round University Ranking» [Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL: https://roundranking.com/ (дата обращения 04.08.2023 )

Рисунок 4– Динамика конкурентных позиций ведущих российских вузов в глобальном рейтинге RUR (2010-2022 гг.)

Рост конкурентных позиций в рейтинге RUR в 2022 году демонстрируют ТПУ – 238-е место, КФУ – 250-е место, МГТУ им. Баумана – 270-е место, НИТУ МИСиС – 270-е место, ИТМО – 294-е место, РУДН – 361-е место, Сеченовский университет – 370-е место, СПбПУ– 377-е место и др.

Потеря конкурентных позиций в 2022 году была отмечена у СПбСГУ, МАИ, ИТМО, ЛЭТИ, СФУ, ДВФУ и др. Самым сложным направлением для российских университетов является научно-исследовательская деятельность.

Присутствие российских вузов в рейтинге RUR с каждым годом расширяется. Всего в рейтинг Round University Rankihg-2022 вошли 122 российских вуза из 1024 вузов мира.

Рейтинг MosIUR (The Three University Missions)

Московский международный рейтинг вузов MosIUR «Три миссии университетов»

Рейтинг «Три миссии университета признан основным (образовательным) российским рейтингом.

В 2022 году в TOP-100 рейтинга MosIUR вошли три российских университета: МГУ – 18-е место, СПбГУ –35-е место, НИЯУ МИФИ – 44-е место (рис.5).

Составлено авторами по: Московский международный рейтинг вузов «The Three University Missions» [Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL: https://mosiur.org/ranking/ (дата обращения 06.08.2023)

Рисунок 5– Динамика конкурентных позиций ведущих российских вузов в рейтинге университетов мира MosIUR «Три миссии университета» (2017-2022 гг.)

Рост конкурентных позиций в рейтинге MosIUR «Три миссии университетов» в 2022 году демонстрируют ТГУ – 196-е место, УрФУ – 237-е место, ИТМО – 252-е место, МГТУ им. Баумана – 262-е место, РУДН – 285-е место, НИТУ МИСиС – 297-е место и др.

Не смогли удержать конкурентные позиции в рейтинге НИУ ВШЭ, НГУ, НИЯУ МИФИ, СпбПУ, ТПУ, Сеченовский университет, МГИМО, КФУ, ЛЭТИ, ДВФУ и др.

По представленности университетов в рейтинге Россия занимает 3-е место. В 2022 году в рейтинг MosIUR «Три миссии университетов» вошли 146 российских вуза из 1800 вузов мира.

Интеграция университетов Узбекистана в мировое образовательное пространство

В последнее десятилетие рейтинги учебных заведений стали ключевым индикатором, определяющим уровень конкурентоспособности национальной системы высшего образования на мировом рынке образовательных услуг. На мировой рынок высшего образования выходят новые игроки, расширяется присутствие в сотне лидеров рейтингов конкурентоспособности азиатских университетов.

Динамично развивающиеся страны Центральной Азии активно включились в процесс формирования в национальных системах высшего образования университетов мирового уровня.

Е.Ф. Троицкий, С.М. Юн демонстрируют в своем исследовании масштабность государственных реформ в системе образования Республики Узбекистан, в том числе рассматриваются стратегии интернационализации высшего образования [16]. Н.М. Ибрагимова, Д.Х.Вахабова исследуют процесс трансформации национальных систем трансформации с целью создания международных и региональных образовательных хабов [17]. Проблемы повышения конкурентоспособности вузов Узбекистана посредством их интеграции в международное образовательное пространство отражены в исследованиях У.Д. Пардаевой [18]; Р.М. Медетовой, И.И. Капалыгиной [19].

В период реформирования и модернизации системы высшего образования Республики Узбекистан была сформирована нормативно-правовая база. В частности, в 2012 году с целью повышения уровня и качества научной и педагогической деятельности вузов Узбекистана, достижения ими высоких, соответствующих международным критериям и стандартам, показателей, повышения качества преподавания в процессе подготовки высококвалифицированных кадров, расширения международного сотрудничества в стране была внедрена система рейтинговой оценки высших учебных заведений [20].

С 2016 года под руководством Ш.М. Мирзиёева начался новый период системной реформы высшего образования, был принят ряд законодательных и нормативно-правовых актов. В частности, согласно Указам Президента Республики Узбекистан № 4210 от 25 февраля 2019 года [21] и № 5687от 7 марта 2019 года [22] был взят курс на продвижение ведущих национальных вузов в мировых рейтингах конкурентоспособности университетов.

Вхождение флагманских университетов страны Национального университета Узбекистана и Самаркандского государственного университета в TOP-500 и не менее десяти национальных университетов в TOP-1000 ведущих мировых рейтингов конкурентоспособности университетов является одной из ведущих задач, обозначенных в «Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 г» [23].

Указ Президента Республики Узбекистан № 6003, от 2 июня 2020 года определяет порядок внедрения нового механизма системной работы с международными рейтингами и индексами в государственных органах и организациях [24].

Результаты анализа конкурентных позиций узбекских вузов в ведущих мировых рейтингах продемонстрировали результат реализации государственной политики повышения конкурентоспособности высшей школы Республики Узбекистан на мировом рынке образовательных услуг.

В мировой рейтинг QS University Ranking: EECA Emerging Europe& Central Asia в 2022 году вошли четыре узбекских вуза: НИУ Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства – 211-220 место, Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека – 251-300 место, Ташкентский государственный технический университет имени Ислама Каримова – 351-400 место, Самаркандский государственный университет – 401-450 место.

В мировой рейтинг QS Asia University Rankings 2023 вошли 8 вузов Республики Узбекистан. В TOP-500 входят НИУ Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства – 301-350 место, Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека – 351-400 место. Также в рейтинге присутствуют Ташкентский финансовый институт – 551-600 место, Ташкентский государственный технический университет имени Ислама Каримова – 551-600, Самаркандский государственный университет – 601-650 место, Ташкентский государственный аграрный университет – 38 место 601-650 место, Каракалпакский государственный университет – 701-750 место, Ташкентский государственный педагогический университет– 41 место /701-750.

Так, в 2023 году в TOP-500 мирового рейтинга QS World University Rankings by Subject вошли Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека – направления «Естественные науки» и «Искусство и гуманитарные науки», а также Национальный исследовательский университет «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства» – направления «Инженерия и технологии» и «Естественные науки».

Наиболее широкое присутствие узбекских вузов отмечено в рейтинге THE University Impact Rankings, производящего оценку вклада высших учебных заведений в достижение Целей устойчивого развития (ЦУР ООН). Так, в 2020 году в рейтинг входил только один узбекский вуз, а в 2023 году количество вузов Республики Узбекистан увеличилось до сорока семи. Наиболее высокие конкурентные позиции у Ташкентского государственного университета узбекского языка и литературы имени Алишера Навои – 601-800 место, Ташкентского государственного аграрного университета – 801-1000 место, Ташкентского государственного юридического университета – 801-1000 место.

Также высшие учебные заведения Республики Узбекистан входят в ведущие мировые рейтинги Webometrics Ranking of World Universities и SCImago Institutions Rankings - Higher Education.

Выводы

Высокий уровень конкуренции в сфере образования и рост неравенства научно-образовательного потенциала разных стран мира приводит к условному разделению государств на «мировые центры академической жизни» и «академические периферии», на экспортеров и импортеров услуг в сфере высшего образования. Мировые рейтинги в силу влияния на широкий круг стейкхолдеров являются инструментом повышения международной конкурентоспособности университетов и национальных систем высшего образования.

Анализ конкурентных позиций университетов России в ведущих мировых рейтинговых системах демонстрирует факт того, что в рейтингах RUR (Round University Rankihg) и MosIUR «Три миссии университета» отмечается наибольшая концентрация российских вузов. Несомненным лидером среди российских вузов является флагманский университет России – МГУ им. М.В. Ломоносова. Многие участники Проекта 5-100 демонстрируют рост конкурентных позиций в мировых рейтингах конкурентоспособности университетов. Наиболее высоких результатов достигли МФТИ, НГУ, ТГУ, НИЯУ МИФИ. Особый интерес заслуживает кейс российского университета МГТУ им. Баумана, демонстрирующего впечатляющий рост конкурентных позиций в мировых рейтингах конкурентоспособности.

Республика Узбекистан, опираясь на лучшие мировые практики, формирует сегодня новую модель высшей школы: открытую, интегрированную в мировое образовательное пространство, стремясь сохранить при этом свою уникальную национальную специфику. Продвижение узбекских вузов в мировых рейтингах подтверждают факт того, что национальная система высшего образования имеет потенциал, позволяющий формировать у университетов Узбекистана компетенции международного уровня.

В современных условиях взаимодействие университетов России и Узбекистана создает новые возможности для повышения конкурентоспособности национальных систем высшего образования. Для России узбекские абитуриенты являются важным сегментом рынка в контексте экспорта образовательных услуг. За последние пять лет численность иностранных студентов из Республики Узбекистан, обучающихся в российских вузах увеличилась в 2 раза. Перспективным представляется взаимодействие в направлении мобильности студентов и академического персонала, реализации совместных международных исследовательских проектов и др.

Для Республики Узбекистан интересен опыт развития российских национальных научно-технических школ, коммерциализации результатов научных исследований, реализации международных образовательных программ, продвижения университетов России в мировых рейтингах конкурентоспособности.

Учитывая все вышесказанное, можно утверждать, что сотрудничество между Узбекистаном и Россией будет способствовать наиболее полной реализации их научно-образовательного потенциала для повышения конкурентоспособности национальных систем высшего образования на мировом рынке услуг высшего образования.


Источники:

1. Валюхова М.А., Мамедова Н.Р., Бровчак С.В. Рейтинг как ключевой фактор развития университета в рамках национального проекта «Образование» // Креативная экономика. – 2021. – № 6. – c. 2529-2550. – doi: 10.18334/ce.15.6.112110.
2. Лоскутова М.А. Обеспечение конкурентоспособности пула российских вузов на мировом рынке образовательных услуг при занятии топовых мест в рейтингах международных университетов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2020. – № 3(123). – c. 148-151.
3. Стукалова И.Б. Конкурентоспособность российских университетов и академические рейтинги // Современное образование. – 2019. – № 2. – c. 1-7. – doi: 10.25136/2409-8736.2019.2.29724.
4. Эбзеева Ю.Н. Рейтинг как инструмент формирования программы стратегического развития вуза // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университет. – 2022. – № 1. – c. 74-81.
5. Сапожников Г.П. Рейтинги учебных заведений: современное состояние и тенденции изменений // Высшее образование сегодня. – 2019. – № 6. – c. 26-30. – doi: 10.25586/RNU.HET.19.06.P.26.
6. Тарадина Л.Д. Международные рейтинги университетов: влияют ли они на развитие университетов и стоит ли им доверять? // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2014. – № 2(33). – c. -17. – doi: 10.15382/sturIV201433.9-17.
7. Акоев М.А., Валеева М.В., Яблоков Е.Б. Концентрация человеческого капитала в исследовательских университетах как основа конкурентоспособности образовательных систем и ее отражение в глобальных рейтингах университетов // Управление наукой: теория и практика. – 2021. – № 2. – c. 137-160.
8. Танина М.А., Бондаренко В.В., Юдина В.А., Лескина О.Н. Отечественные практики повышения международной конкурентоспособности российских высших учебных заведений в условиях глобальных вызовов и угроз // Вестник университета. – 2021. – № 6. – c. 61-69. – doi: 10.26425/1816-4277-2021-6-61-69.
9. Берестов А.В., Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В., Садчиков С.М. Вклад в Проект «5-100» национальных исследовательских и федеральных университетов // Высшее образование в России. – 2020. – № 10. – c. 30-45. – doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-30-45.
10. Вялков А.И., Мартынчик С.А., Глухова Е.А., Орлова Н.А. Эволюция систем и методологии международных рейтингов университетов // Социальные аспекты здоровья населения. – 2015. – № 1(41). – c. 1-16.
11. Полихина Н.А., Тростянская Н.Б. Рейтинги университетов: тенденции развития, методология, изменения. - М.: ФГАНУ «Социоцентр», 2018. – 189 c.
12. Московкин В.М, Сизьунго М., Ридха З.А. Количественный сравнительный анализ страновой университетской конкурентоспособности на примере стран Ближнего Востока // Оригинальные исследования. – 2021. – № 1. – c. 152-178.
13. Воробьева Е.С., Краковецкая И.В. Рейтинговая оценка конкурентоспособности зарубежных и отечественных высших учебных заведений // Научная периодика: проблемы и решения. – 2016. – № 1. – c. 27-40. – doi: 10.18334/nppir.6.1.35041.
14. Воробьева Е.С., Краковецкая И.В. Продвижение российских университетов в мировые рейтинги конкурентоспособности: цель близка? // Креативная экономика. – 2017. – № 5. – c. 521-552. – doi: 10.18334/ce.11.5.37857.
15. Воробьева Е.С., Краковецкая И.В. Нюренбергер Л.Б. Конкурентные позиции российских университетов на мировом рынке образования: подведение первых итогов и новые горизонты инициативы академического превосходства России // Креативная экономика. – 2020. – № 3. – c. 287-312. – doi: 10.18334/ce.14.3.100668.
16. Троицкий Е.Ф., Юн С.М. Узбекистан: новый этап интернационализации высшего образования // Высшее образование в России. – 2021. – № 10. – c. 157-168. – doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-157-168.
17. Ибрагимова Н.М., Вахабова Д.Х. Факторы и условия формирования образовательного хаба по реализации международных образовательных программ в Узбекистане // Высшее образование в России. – 2022. – № 3. – c. 152-168. – doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-3-152-168.
18. Пардаева У.Д. Узбекистан на пути интеграции в сфере высшего образования в мировой социум в условиях глобализации // Вопросы науки. – 2020. – № 16(100). – c. 53-64.
19. Медетова Р.М., Капалыгина И.И. Ключевые позиции, определяющие рейтинг вузов // Просвещение и познание. – 2022. – № 7(14). – c. 44-56.
20. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №371 «О внедрении системы рейтинговой оценки высших учебных заведений» от 29 декабря 2012 года в Республике Узбекистан. Lex.uz. [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/docs/2111002#2111046 (дата обращения: 25.04.2023).
21. Указ Президента Республики Узбекистан “О мерах по повышению позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах” № 4210, от 25 февраля 2019 года. Edu.uz. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.uz/ru/pages/xalqaro_reyting_va_indekslar (дата обращения: 07.05.2023).
22. Указ Президента Республики Узбекистан «О систематизации мер по улучшению позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах» № 5687от 7 марта 2019 года. Edu.uz. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.uz/ru/pages/xalqaro_reyting_va_indekslar (дата обращения: 07.05.2023).
23. Указ Президента Республики Узбекистан №УП-5847 от 8 октября 2019 года «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года». Lex.uz. [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/ru/docs/4545887 (дата обращения: 07.05.2023).
24. Указ Президента Республики Узбекистан «Об улучшении позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах, а также внедрении нового механизма системной работы с ними в государственных органах и организация» № 6003, от 2 июня 2020 года. Edu.uz. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.uz/ru/pages/xalqaro_reyting_va_indekslar (дата обращения: 07.05.2023).

Страница обновлена: 01.04.2024 в 18:03:40