Оценка качества системы формирования управленческих решений предприятий

Ангелина И.А.1, Кожухова Е.С.1
1 Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 12 (Декабрь 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47943144
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье проведена оценка качества системы формирования управленческих решений на предприятиях пищевой промышленности, сферы сервиса и торговли Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. Данная методика, в отличии от существующих, основана на параметризации качества элементов системы формирования управленческих решений. В работе были установлены основные параметры качества системы формирования управленческих решений в разрезе ее элементов и проведена оценка на основании выделенных критериев качества. Предложенная методика позволит оценить качество принятия управленческих решений на предприятиях, а также определить конкретные действия для выполнения корректирующих действий на стадиях предварительно, текущего и оперативного контроля. Все это позволит повысить эффективность деятельности предприятия без дополнительного вложения ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и других). Рассматриваемая тема будет интересна специалистам в области управления, поскольку именно от правильной организации проведения оценки зависит эффективность процесса управления в целом и как следствие, его результата – принятие качественного управленческого решения.

Ключевые слова: управленческие решения, управление, контроль, оценка эффективности

JEL-классификация: L59, O25



Введение. Разработка и принятие управленческих решений занимают центральное место в процессе управления. В условиях нестабильной внешней и внутренней среды практическое решение проблем эффективного функционирования предприятий в долгосрочной перспективе в большей степени зависит от степени качества принятых управленческих решений. А качество, в свою очередь, завит от эффективности процесса принятия управленческих решений на каждом этапе обоснования, принятия и реализации управленческих решений [10, 13] (Salikhov, 2015; Khayrullina, Blazhenkova, 2018). Так, в результате даже небольших ошибок, допущенных в управленческом решении, возрастает вероятность финансовых потерь или недополучения прибыли, что подтверждает актуальность темы исследования.

Теоретические и методологические основы оценки качества системы формирования управленческих решений представлены в работах зарубежных и отечественных авторов, таких как: А.А. Арский [1, 2] (Arskiy, 2020; Arskiy, 2018), А.Н. Асаул, В.П. Грахов, О.С. Коваль, Е.И. Рыбнов [3] (Asaul et al., 2014), К.З. Билятдинов, А.Б. Дородницкий [4] (Bilyatdinov, Dorodnitskiy, 2016), О.С. Звягинцева, Д.С. Кенина, Л.И., Черникова, А.П. Исаенко [5] (Zvyagintseva, Kenina, Chernikova, Isaenko, 2018), В.К. Русаков [6] (Rusakov, 2012), М.А. Рындач [7] (Ryndach, 2017), Т. Саати [8] (Saati, 1993), Ф.Н. Салихов [9, 10] (Salikhov, 2012; Salikhov, 2015), Л.А. Сологубова, О.В. Трунькина, Ф.Н. Байбекова, А.А. Кулаков [11] (Sologubova et al., 2018), А.В. Тебекин, П.А. Тебекин [12] (Tebekin, Tebekin, 2016), А.Р. Хайруллина, Н.М. Блаженкова [13] (Khayrullina, Blazhenkova, 2018). Так, несмотря на большое количество работ, проблемы оценки качества системы формирования управленческих решений на предприятиях в настоящее время остаются открытыми и недостаточно изученными.

Целью работы является разработка методики оценки качества системы формирования управленческих решений на основе выделенных параметров.

Научная новизна заключается в усовершенствовании методического подхода к оценке качества системы формирования управленческих решений, который отличается от существующих методов параметризацией его элементов, учитывающих их значимость для предприятий.

Для достижения поставленной цели были использованы общенаучные и специальные методы: анализа, синтеза, дедукции и индукции – для определения особенностей сущности системы формирования управленческих решений; опроса, анкетирования, метода анализа иерархий – для проведения оценки качества системы формирования управленческих решений; графический метод – для наглядного отражения полученных результатов исследования.

Гипотеза данного исследования состоит в том, что именно от правильной организации проведения оценки системы формирования управленческих решений зависит эффективность процесса управления в целом и, как следствие, его результата – принятие качественного управленческого решения.

Основная цель оценки качества системы формирования управленческих решений на предприятиях заключается в установлении соответствия фактического состояния системы определенным критериям качества, а также оценке обоснованности разработки и эффективности реализации управленческих решений изнутри самого предприятия. Все это позволит предоставить субъектам принимающим управленческие решения недостающие знания в процессе выполнения ими своих профессиональных обязанностей, а также позволит определить конкретные действия для выполнения рекомендаций, представленных системой оценки формирования управленческих решений на стадиях предварительного, текущего и оперативного контроля.

Для формирования логической структуры параметров качества системы формирования управленческих решений необходимо выделить параметры в разрезе каждого из элементов системы. В свою очередь, критерии представляют собой совокупность признаков, характеризующих состояние каждого параметра отдельно. Все это позволит составить комплексную систему критериев для определения качества процесса разработки и принятия управленческих решений. Так, для оценки качества процесса и принятия управленческих решений нами были выделены основные параметры качества системы формирования управленческих решений в разрезе ее элементов и проведена оценка на основании выделенных критериев качества. Параметризация качества элементов системы формирования управленческих решений представлена на рисунке 1.

Для оценки качества системы формирования управленческих решений предлагается использовать два подхода: основанный на личностный суждениях и на основе математического подхода [3, 7] (Asaul et al., 2014; Ryndach, 2017). Так, оценка системы формирования управленческих решений в предпринимательских структурах проводилась на основании опроса сотрудников предприятия, а именно: руководителей и их заместителей, топ-менеджеров и ведущих специалистов на основе специально составленной анкеты [5, 7, 9] (Zvyagintseva, Kenina, Chernikova, Isaenko, 2018; Ryndach, 2017; Salikhov, 2012).

Рисунок 1. Параметризация качества элементов системы формирования управленческих решений

Источник: авторская разработка.

Экспертами выступили 30 руководителей и их заместителей, 70 топ-менеджеров и 60 ведущих специалистов предприятий Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в количестве 160 человек:

1) малые предприятия: ООО «Омега», Гостиница «Шафран», ЧП «Водолей»;

2) средние предприятия: ООО «Омега плюс», Отель «Шахтер Плаза», ПАО «Луганский завод горного машиностроения»;

3) крупные предприятия: ООО «Артемида», ЧАО «Амвросиевский хлебозавод», ПАО «Луганский мясокомбинат», ООО «Галактика».

Предложенная анкета оценки качества принятия управленческих решений включает в себя 3 варианта ответа, а именно: «да», «иногда» и «нет», где каждому из критериев был присвоен соответствующий балл. После чего определяется общее количество набранных баллов из 50 возможных и формируется вывод о качестве принятых управленческих решений на предприятии.

Согласно полученным результатам уровня качества принятых управленческих решений среди исследуемых предприятий Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, высокий уровень не наблюдается.

Следовательно, можно утверждать, что для успешного функционирования предприятий в условиях высокой конкурентной борьбы необходимо разрабатывать на предприятии эффективную систему формирования управленческих решений.

Таким образом, полученные результаты анкетного опроса свидетельствуют о том, что опыт и интуиция управляющего персонала не могут обеспечить принятие оптимальных управленческих решений. Так как в современных условиях предприятия функционируют в зонах повышенных производственных, финансовых, коммерческих и социальных рисков.

Основной причиной принятия некачественных решений на разных уровнях управления отечественных предприятий является использование неактуальных научных методик принятия решений [2, 6, 11] (Arskiy, 2018; Rusakov, 2012; Sologubova et al., 2018).

Следовательно, главный принцип предложенной методики заключается в рассмотрении исследуемой системы, состоящей из множества элементов, рациональное расположение которых с учетом необходимых связей между ними позволяет повысить эффективность системы без дополнительного вложения ресурсов.

Оценку системы формирования управленческих решений в предпринимательских структурах предлагается проводить также с применением метода анализа иерархий (МАИ), предложенного известным американским ученым в области исследования операций Т. Саати, который является одним из эффективных методов организации и проведения экспертного опроса [8, c. 320] (Saati, 1993, р. 320).

Сравнение альтернативных значений с применением МАИ начинается с построения полной доминантной иерархии, которая бы достоверно отображала проблему оценки показателей.

На первом уровне иерархии находятся показатели, которые исследуются, соответственно, на втором и третьем уровне находятся критерии и параметры, которые отражают содержание показателей, которые исследуются.

Так, с помощью метода анализа иерархий проведем оценку системы формирования управленческих решений на примере ООО «Галактика». Так как управленческие решения представляют собой особый класс решений, принятие которых принадлежит исключительно руководителям и их заместителям, дальнейший анализ будет проводиться на основании результатов анкетирования данной группы экспертов.

В таблице 1 представлены результаты попарных сравнений критериев элемента «объект» (параметр 1.1 «Планирование и организации управленческих решений»), рассмотренного на рисунке 1. Так, к критериям параметра 1.1. «Планирование и организация управленческих решений» относятся: 1.1.1 «Совместимость управленческих решений с другими целями», 1.1.2 «Достижение целей в установленные сроки», 1.1.3 «Оценка разработанных и принятых управленческих решений» и 1.1.4 «Ключевые показатели успеха».

Таблица 1

Матрица попарных сравнений критериев определяющих качество планирования и организации управленческих решений

Критерии
элемента «объект»
1.1.1.
1.1.2.
1.1.3.
1.1.4.
Локальный приоритет
1.1.1.
1
1/5
4
1/3
0,21
1.1.2.
5
1
3
4
0,48
1.1.3.
1/4
1/3
1
2
0,13
1.1.4.
3
1/4
1/2
1
0,17
Источник: составлено авторами.

Таким образом, в представленной матрице попарных сравнений критериев, которые определяют качество планирования и организации управленческих решений, наиболее важным для системы формирования управленческих решений в предпринимательских структурах является достижение целей в установленные сроки (0,48). Самый низкий приоритет принадлежит критерию «Оценка разработанных и принятых управленческих решений» со значением 0,13. Аналогично были заполнены остальные ячейки других матриц данного уровня.

Следующим этапом оценки качества процесса и принятия управленческих решений является сравнение вариантов реализации элементов по каждому критерию согласно шкале относительной важности. Согласно разработанной анкете, респондент может оценить критерий по трем вариантам ответа.

Так, в таблице 2 представлена матрица попарных сравнений значений названых критериев.

Таблица 2

Матрица попарных сравнений значений критериев

Вариант ответа
Нет
Иногда
Да
Локальный приоритет
Нет
1
1/5
1/9
0,07
Иногда
5
1
1/4
0,36
Да
9
1/4
1
0,58
Источник: составлено авторами.

Следовательно, вариант «нет» оценивается локальным приоритетом 0,07; вариант «иногда» – 0,36; вариант «да» – 0,58. Для оценки качества принятых управленческих решений в предпринимательских структурах необходимо провести анализ относительной важности параметров и критериев.

Матрица попарных сравнений параметров 1.1 «Планирование и организация управленческих решений», 1.2 «Обеспечение условий для принятия решений» и 1.3 «Мониторинг системы управления», определяющих «объект», представлена в таблице 3.

Таблица 3

Матрица попарных сравнений критериев определяющих «объект»

Группы параметров
1.1.
1.2.
1.3.
Локальный приоритет
1.1.
1
2
1/3
0,25
1.2.
1/2
1
4
0,42
1.3.
3
1/4
1
0,32
Источник: составлено авторами.

Следовательно, на основании матрицы попарных сравнений критериев, определяющих объект формирования управленческих решений, можно сделать вывод о том, что наиболее приоритетным является критерий 1.2 «Обеспечение условий для принятия решений», который составил 0,42.

В свою очередь, критерии 1.1 «Планирование и организация управленческих решений и 1.3 «Мониторинг системы управления» имеют значения 0,25 и 0,32 соответственно.

Аналогичным способом были рассчитаны матрицы попарных сравнений критериев, определяющих «субъект», «процесс», и «результат процесса», что позволило определить наиболее приоритетные критерии в каждой группе параметров. Результаты представлены в таблицах 4–6.

К параметрам, которые определяют элемент «субъект», относятся: 2.1 «Профессиональная компетенция работников», 2.2 «Организационная структура предприятия», 2.3 «Профессиональная этика», 2.4 «Управление процессами» и 2.5 «Распределение прав и обязанностей».

Таблица 4

Матрица попарных сравнений критериев определяющих «субъект»

Группы параметров
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
Локальный приоритет
2.1.
1
4
1/5
1/5
3
0,15
2.2.
1/4
1
9
7
5
0,40
2.3.
5
1/9
1
1/4
1/3
0,12
2.4.
5
1/7
4
1
4
0,25
2.5.
1/3
1/5
3
1/4
1
0,08
Источник: составлено авторами.

В матрице попарных сравнений критериев, определяющих «субъект» формирования управленческих решений, наибольший приоритет у критерия 2.2 «Организационная структура предприятия» со значением 0,40.

К параметрам, которые определяют элемент «процесс», относятся: 3.1 «Обеспечение процесса разработки и принятия управленческих решений соответствующими методиками», 3.2 «Информационное обеспечение процесса принятия управленческих решений» и 3.3 «Учет и управление затратами».

Таблица 5

Матрица попарных сравнений критериев, определяющих «процесс»

Группы параметров
3.1.
3.2.
3.3.
Локальный приоритет
3.1.
1
1/5
1/4
0,09
3.2.
5
1
3
0,57
3.3.
4
1/3
1
0,34
Источник: составлено авторами.

Проведенная оценка критериев, которые определяют «процесс» формирования управленческих решений, свидетельствует о значительном преобладании критерия 3.2 «Информационное обеспечение процесса принятия управленческих решений» (0,57) над критериями 3.1 «Обеспечение процесса разработки и принятия управленческих решений соответствующими методиками» и 3.3 «Учет и управление затратами», соответственно, значение которых 0,09 и 0,34.

К параметрам, которые определяют элемент «результат процесса», относятся: 4.1 «Управление рисками и внутренний контроль процессов управленческой деятельности» и 4.2 «Управленческая отчетность и ее анализ».

Таблица 6

Матрица попарных сравнений критериев определяющих «результат процесса»

Группы параметров
4.1.
4.2.
Локальный приоритет
4.1.
1
4
0,8
4.2.
1/4
1
0,2
Источник: составлено авторами.

Согласно таблице 6, группа параметров 4.1, отражающая «Управление рисками и внутренний контроль процессов управленческой деятельности» со значением локального приоритета 0,8, имеет значительное преимущество важности над критерием 4.2 «Управленческая отчетность и ее анализ», значение которого составляет 0,2 соответственно.

Далее проведем анализ относительной важности элементов «объект», «субъект», «процесс» и «результат процесса» системы формирования управленческих решений аналогичным способом (табл. 7).

Таблица 7

Матрица попарных сравнений элементов системы формирования управленческих решений

Элементы
1.
2.
3.
4.
Локальный приоритет
1.
1
1/5
4
1/8
0,15
2.
5
1
1/2
1/3
0,20
3.
1/4
2
1
7
0,30
4.
8
3
1/7
1
0,35
Источник: составлено авторами.

Таким образом, на основании данных попарных сравнений и расчета локальных приоритетов элементов системы формирования управленческих решений было определено то, что наиболее приоритетными являются элементы «процесс» (значение которого составило 0,30) и «результат процесса» со значением 0,35. В свою очередь, следует отметить локальный приоритет элемента «субъект», который составил 0,20.

На основании данных таблиц 1 и 2 был рассчитан интегральный приоритет по параметру 1.1 «Планирование и организация управленческих решений», который составил 0,34 (табл. 8).

Таблица 8

Расчет интегрального приоритета по параметру 1.1 «Планирование и организация управленческих решений»

Критерии
1.1.1.
1.1.2.
1.1.3.
1.1.4.
Интегральный приоритет
Локальные приоритеты критериев
0,21
0,48
0,13
0,17
Локальные приоритеты альтернативных значений
0,58
0,36
0,36
0,36
0,34
Источник: составлено авторами.

Значения интегральных приоритетов по другим параметрам были рассчитаны аналогичным способом.

Расчеты интегрального приоритета по элементам «объект», «субъект», «процесс» и «результат процесса» представлены в таблицах 9–12.

Таблица 9

Расчет интегрального приоритета по элементу «объект»

Параметры
1.1.
1.2.
1.3.
Интегральный приоритет
Локальные приоритеты параметров
0,25
0,42
0,32
Интегральные приоритеты параметров
0,34
0,34
0,25
0,31
Источник: составлено авторами.

Таблица 10

Расчет интегрального приоритета по элементу «субъект»

Параметры
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
Интегральный приоритет
Локальные приоритеты параметров
0,15
0,4
0,12
0,25
0,08
Интегральные приоритеты параметров
0,29
0,40
0,41
0,40
0,38
0,38
Источник: составлено авторами.

Таблица 11

Расчет интегрального приоритета по элементу «процесс»

Параметры
3.1.
3.2.
3.3.
Интегральный приоритет
Локальные приоритеты параметров
0,09
0,57
0,34
Интегральные приоритеты параметров
0,42
0,70
0,44
0,58
Источник: составлено авторами.

Таблица 12

Расчет интегрального приоритета по элементу «результат процесса»

Параметры
4.1.
4.2.
Интегральный приоритет
Локальные приоритеты параметров
0,8
0,2
Интегральные приоритеты параметров
0,42
0,48
0,43
Источник: составлено авторами.

Завершающим этапом оценки качества принятия управленческих решений исследуемого предприятия является расчет глобального приоритета, который определяется как сумма произведений локальных и интегральных приоритетов элементов.

Результаты представлены в таблице 13.

Таблица 13

Расчет глобального приоритета

Элементы
1
2
3
4
Глобальный приоритет
Локальные приоритеты элементов
0,15
0,2
0,3
0,35
Интегральные приоритеты элементов
0,31
0,38
0,58
0,43
0,45
Источник: составлено авторами.

Таким образом, по результатам применения метода иерархий были получены числовые значения вектора глобальных приоритетов элементов системы, которые позволяют повысить объективность оценок экспертов в процессе подготовки управленческих решений.

Так, было определено, что на предприятии ООО «Галактика» оценка качества разработки и принятия управленческих решений составляет 45% (средний уровень).

Однако согласно анкетному опросу, оценка составляет 52%. Все это свидетельствуют о средней степени устойчивости системы формирования управленческих решений исследуемого предприятия в быстро меняющейся внутренней и внешней среде.

Характеристика качества принятия управленческих решений на предприятиях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики приставлена в таблице 14.

Таблица 14

Характеристика качества принятия управленческих решений на предприятиях ДНР и ЛНР

Субъект предпринимательской деятельности
Уровень качества процесса разработки и принятия управленческих решений, %
руководители и их заместители
топ-менеджеры
ведущие специалисты
анкетный опрос
МАИ
анкетный опрос
МАИ
анкетный опрос
МАИ
малый бизнес
Гостиница «Шафран»
66
достаточный
61
достаточный
63
достаточный
55
средний
66
достаточный
60
достаточный
ООО «Омега»
53
средний
48
средний
52
средний
47
средний
54
средний
47
средний
ЧП «Водолей»
64
достаточный
62
достаточный
56
средний
53
средний
60
достаточный
56
средний
средний бизнес
Отель «Шахтер Плаза»
62
достаточный
59
средний
54
средний
50
средний
61
достаточный
55
средний
ООО «Омега плюс»
72
достаточный
67
достаточный
66
достаточный
60
достаточный
68
достаточный
62
достаточный
ПАО «Луганский завод горного машиностроения»
54
средний
47
средний
54
средний
49
средний
49
средний
43
средний
крупный бизнес
ООО «Артемида»
50
средний
46
средний
51
средний
44
средний
44
средний
40
средний
ЧАО «Амвросиевский хлебозавод»
56
средний
50
средний
48
средний
42
средний
50
средний
44
средний
ООО «Галактика»
52
средний
45
средний
48
средний
45
средний
44
средний
41
средний
ПАО «Луганский мясокомбинат»
54
средний
51
средний
44
средний
40
средний
49
средний
46
средний
Источник: составлено авторами.

Характеристика качества процесса принятия управленческих решений руководителями и их заместителями, топ-менеджерами и ведущими специалистами на предприятиях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики представлена на рисунках 2–4.

Рисунок 2. Характеристика качества принятия управленческих решений руководителями и их заместителями на предприятиях ДНР и ЛНР

Источник: составлено авторами.

Рисунок 3. Характеристика качества принятия управленческих решений топ-менеджерами на предприятиях ДНР и ЛНР

Источник: составлено авторами.

Рисунок 4. Характеристика качества принятия управленческих решений ведущими специалистами на предприятиях ДНР и ЛНР

Источник: составлено авторами.

Таким образом, на основании полученных результатов к предприятиям со средним уровнем качества процесса разработки и принятия управленческих решений относятся: ООО «Омега», ПАО «Луганский завод горного машиностроения», ООО «Артемида», ЧАО «Амвросиевский хлебозавод», ООО «Галактика», ПАО «Луганский мясокомбинат».

К предприятиям с достаточным уровнем качества процесса разработки и принятия управленческих решений относятся: Гостиница «Шафран», ЧП «Водолей», Отель «Шахтер Плаза», ООО «Омега плюс». Следовательно, большинство исследуемых предприятий по разным отраслям и масштабам бизнеса имеют средний уровень качества принятия управленческих решений, что свидетельствует о необходимости совершенствования процесса управления на предприятиях пищевой промышленности, сервиса и торговли Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.

Заключение. Следовательно, в современных условиях ведения бизнеса отечественным предприятиям необходимо быстро реагировать на все изменения во внешней и внутренней среде с целью дальнейшего устойчивого функционирования на рынке в долгосрочной перспективе. Так, было определено, что именно от правильной организации процесса оценки качества системы формирования управленческих решений зависит эффективность процесса управления в целом и, как следствие, принятие качественного управленческого решения [1, 4] (Arskiy, 2020; Bilyatdinov, Dorodnitskiy, 2016).

Таким образом, проведенное исследование оценки качества системы формирования управленческих решений на предприятиях пищевой промышленности, сферы сервиса и торговли Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики позволило определить у большинства предприятий среднюю степень устойчивости системы формирования управленческих решений. Следовательно, предприятиям необходимо больше внимания уделять управленческим процессам. Так, проведение оценки качества системы формирования управленческих решений позволит обеспечить рост согласованности в работе различных подсистем управления, уменьшить количество ошибочных решений, устранить излишние управленческие операции и избежать конфликтных ситуаций в процессе достижения целей предприятия, что подтверждает гипотезу исследования. В связи с этим приложенная параметризация оценки системы формирования управленческих решений выступает основой для дальнейших исследований в сфере экономики предпринимательства, а именно: разработки концепции принятия управленческих решений в предпринимательских структурах.


Источники:

1. Арский А.А. Оценка качества управленческих решений логистических систем // Вестник Московского финансово-юридического университета. – 2020. – № 3. – c. 78-82.
2. Арский А.А. Оценка эффективности управленческих решений в антикризисном управлении предприятия агропромышленного комплекса // Маркетинг и логистика. – 2018. – № 2(16). – c. 6-11.
3. Асаул А.Н. и др. Теория и практика разработки принятия и реализации управленческих решений в предпринимательстве. / Монография. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2014. – 304 c.
4. Билятдинов К.З., Дородницкий А.Б. Оценка качества управленческих решений на основе количественных показателей // Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2016. – № 5-2. – c. 155-157.
5. Звягинцева О.С., Кенина Д.С., Черникова Л.И., Исаенко А.П. Совершенствование процесса принятия управленческих решений в организации // Российский экономический интернет-журнал. – 2018. – № 2. – c. 30.
6. Русаков В.К. Качество управленческих решений: проблемы определения и подходы к его оценке // Труды Академии управления МВД России. – 2012. – № 2(22). – c. 46-50.
7. Рындач М.А. Условия обеспечения качества и эффективности управленческих решений туристского предприятия // Таврический научный обозреватель. – 2017. – № 1(18). – c. 41-46.
8. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. / Пер. с англ. - М.: Радио и связь, 1993. – 320 c.
9. Салихов Ф.Н. Критерии и методики оценки качества управленческих решений на предприятиях сферы услуг // Всероссийский журнал научных публикаций. – 2012. – № 1(11). – c. 35-38.
10. Салихов Ф.Н. О методах оценки качества управленческих решений // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2015. – № 19. – c. 23-26.
11. Сологубова Л.А. и др. Принятие решений с помощью метода анализа иерархий // Инновации в науке. – 2018. – № 4(80). – c. 11-14.
12. Тебекин А.В., Тебекин П.А. Общенаучные методы в системе классификации методов принятия управленческих решений в менеджменте // Маркетинг и логистика. – 2016. – № 6(8). – c. 91-106.
13. Хайруллина А.Р., Блаженкова Н.М. Оценка эффективности управленческих решений в предпринимательстве // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: экономика. – 2018. – № 2(24). – c. 96-102.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:04:26