Инструменты развития новых регионов в экономическом пространстве России: теоретический и функциональный аспект

Исаков Н.А., Орлов С.Л.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 11 (Ноябрь 2024)

Цитировать:
Исаков Н.А., Орлов С.Л. Инструменты развития новых регионов в экономическом пространстве России: теоретический и функциональный аспект // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 11. – doi: 10.18334/epp.14.11.122102.



Введение

Экономическое развитие страны напрямую зависит от того, насколько эффективно интегрированы регионы в национальное пространство с целью продолжения экономического роста. В условиях глобализации и усиления международной конкуренции особое значение приобретает задача создания гармоничной и сбалансированной экономической системы, в которой каждый регион сможет использовать свои уникальные преимущества, дополняя и усиливая соседствующие субъекты. Эффективная региональная интеграция позволяет не только повышать общий уровень экономического благосостояния страны, но и минимизировать социально-экономические диспропорции, которые могут стать причиной конфликтов и тормозить развитие. В этой связи актуальность темы статьи заключается в возможностях активизации интеграционных процессов в условиях продолжающихся боевых действий не только на территории Украины, но также и на части территорий новых регионов.

Целью настоящей статьи является теоретическое осмысление перспективных направлений применения некоторых уже действующих инструментов, которые позволят обеспечить эффективное развитие и интеграцию новых регионов в экономическое пространство России.

В российском научном сообществе значительное количество работ посвящено вопросам обеспечения экономической безопасности на территории новых регионов, например Анищенко А.Н. [1], Логутова Т.Г. [2] и т.д. Вместе с тем к большинству, пусть и относительно разрозненному можно отнести работы, посвященные отраслевому или комплексному анализу возможностей и перспектив интеграции территорий новых регионов в национальное пространство Российской Федерации (Воловодова Е.В., Биденко Т.В. [3]; Белоконев С.Ю., Конищев Е.С. [4] и т.д.).

Российским научным сообществом в рамках релевантных тем преимущественно предлагаются «классические» инструменты интеграции территорий в национальной пространство. По мнению авторов в этом состоит важный научный пробел данного направления, а именно вопросы адаптации и актуализации различных механизмов и инструментов к комплексу внешних и внутренних особенностей и условий интеграционных процессов новых регионов в национальное пространство Российской Федерации.

Методология авторского исследования сосредоточена вокруг анализа научных работ отечественных и зарубежных авторов, а также нормативно-правовых актов в части выявления возможностей для совершенствования инструментария по интеграции новых регионов. Авторами использован комплекс общенаучных методов, а также различные методы анализа, включая системный, структурно-функциональный и др.

Научная новизна состоит в предложенных теоретических аспектах совершенствования действующего инструментария интеграционных процессов, которые позволят создать условия активизации интеграции возвращенных территорий в национальное пространство Российской Федерации.

В рамках представленного материала категория «экономическая интеграция» применительно к новым субъектам максимально сопряжено с понятием развитие и определяется, как процесс формирования социальной, производственной, транспортно-логистической инфраструктуры на основе разработанных и активно внедряемых федеральных законодательных и нормативных правовых актов, о чём рассматривалось в публикациях ряда авторов [5, 6].

Если проанализировать многие законодательные и нормативные правовые акты и другие документы относительно развития отдельных регионов или федеральных округов Российской Федерации, можно заключить, что основные инструменты, формирующие их будущее, в основном, концентрируются в трех направлениях: экономическое, инфраструктурное и социальное развитие.

Население новых регионов, а также предпринимательское сообщество должно с доверием относиться к работе с государством и к получению от него мер поддержки. Иными словами, обеспечить легитимный спрос на получение соответствующих мер поддержки по каждому из направлений развития и интеграции.

Связано это в первую очередь с тем, что новые регионы до вступления в состав Российской Федерации в октябре 2022 года [7-10] осуществляли деятельность в рамках нормативного и экономического поля другого государства, в котором были выстроены определенные отношения с населением, зачастую не способствующие стремлению граждан к взаимному сотрудничеству.

Косвенным доказательством этого является результат исследования ВЦИОМ [1] в 2024 году, согласно которому 72% населения позитивно оценивает изменения, происходящие на территории новых регионов. Это подтверждает, что работа над репутационной составляющей является одной из важных критериев, которая позволит развить эффективность применения инструментов экономической интеграции и последующего развития [10, 11].

Если обратиться к государственной программе социально-экономического развития новых регионов, соответствующей документам стратегического планирования [13, 14], то можно сделать вывод о направленном воздействии и подразделении на 3 основных блока, о которых упоминалось ранее:

- экономическое развитие;

- инфраструктурное развитие;

- социального развитие.

Необходимо отметить, что влияние инструментов экономической интеграции, которые в практической плоскости консолидируются в направлениях экономического развития, напрямую зависит от других структурных составляющих жизнедеятельности в новых регионах [2, 3].

Именно поэтому при рассмотрении направлений совершенствования инструментов интеграционного развития новых регионов в экономическом пространстве Российской Федерации, необходимо использовать системный подход и рассматривать все направления социального-экономического тренда, а также отдельные механизмы в их совокупности с целью сопряжения наиболее эффективных позиций для получения наилучших результатов.

В связи с постановкой этой проблемы на данном этапе необходимо представить авторское определение понятия «системный подход». Здесь указанная категория рассматривается в качестве направления методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, и уже поэтому ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразия и сведение их в единую теоретическую ретроспективу [5, 6].

Таким образом, можно сделать вывод, что инструменты интеграционного развития новых регионов в экономическом пространстве Российской Федерации, являются элементом системы, которая направлена на социально-экономическое улучшение всех сторон жизнедеятельности указанных регионов, зависящих в свою очередь от развития системы в целом, и в этом прослеживается взаимосвязь с поступательным переходом к практическому решению многих восстановительно-интеграционных задач [4, 15]. При этом можно отметить, что корреляция в данном случае имеет как прямой, так и обратный характер, что подтверждается многочисленными практическими выводами. В данном случае имеется ввиду устранение возможных негативных последствий т.н. ускоренной интеграции, когда экономическое пространство только начинает формироваться после деоккупации соответствующей территории и ещё неясно, насколько эффективно могут быть использованы конкретные инструменты в отдельных муниципалитетах и городских округах регионов Донбасса и Новороссии.

Исходя из изложенного, интеграционное развитие регионов в экономическом пространстве страны — сложный и многофакторный процесс, требующий системного подхода и координации усилий на всех уровнях власти. Возвращаясь к базовым направлениям социально-экономического развития новых субъектов России, представим наиболее характерные варианты эволюции инструментов инфраструктурного блока.

Как известно, одним из главных факторов интеграции регионов в национальное экономическое пространство наряду с законодательным обеспечением данного процесса является всестороннее совершенствование дорожно-транспортной и логистической инфраструктуры. В настоящее время, тем более в период поступательного хозяйственного развития, надёжная сеть автомобильных магистралей, железнодорожных путей, портов и аэропортов должна обеспечить связанность для экономического взаимодействия между регионами Донбасса и Новороссии, внутри каждого из них, а также на межрегиональном уровне в пространстве страны. В условиях продолжающегося военного конфликта это в немалой степени крайне затруднено. Тем не менее, уже в настоящее время можно представить хотя бы в схематичной форме некоторые предложения, имеющие не только фундаментальный, теоретический смысл, но и функционально-прикладной характер:

1. Обеспечение безопасности новых пространственных ареалов в целях наиболее приемлемого и экономически грамотного применения передовых технологий ремонтно-восстановительного характера, создания разнообразных транспортных коммуникаций, схем товародвижения для достижения высокого уровня связанности территории и эффективного использования в хозяйственных, общественных и личных целях [1, 2].

2. Разработка применительно к сложившейся ситуации и будущим потребностям хозяйственной деятельности производственных объектов и социальных запросов населения региональных схем развития различных видов транспорта: автомобильного, железнодорожного, авиационного и морского. В данном случае, каждый регион рассматривается в пределах административных границ по состоянию на 01.01.1992 г., имея ввиду формирование гармонизированного подхода для развития всей системы коммуникаций в рамках единого народнохозяйственного комплекса. По существу, именно субъект в исторически сложившейся территориальной целостности может решать поставленные задачи в области обеспечения устойчивости энергетической, транспортной, социально-экономической систем, а также в сфере достижения общественной безопасности. Это в полной мере характерно и для регионов Донбасса и Новороссии, освобождение которых будет способствовать достижению указанных принципов [16; 17].

3. Поступательное обеспечение связанности новых регионов с национальным пространством России. Здесь можно отметить две наиболее значимые целевые магистрали: автомобильный ход через Мариуполь-Бердянск – Мелитополь на юг через Чонгарский транспортный коридор в Республику Крым и не менее перспективный железнодорожный маршрут между указанными промышленными центрами, начинающийся от Таганрога (Ростовская область) и завершающийся в Джанкое. В последующие годы к данным магистралям потребуется создать выход для деоккупированных территорий Херсонской области, экономический потенциал которой пока остаётся за пределами влияния действующих транспортных потоков. Кроме экономических и социальных приоритетов, рассматриваемый автомобильно-железнодорожный транспортный коридор будет способствовать развитию курортно-санаторного направления в Приазовье и Северном Причерноморье, обеспечивая приток отдыхающих из других регионов России в центры, исторически зарекомендовавшие себя в области курортного дела: Бердянск, Геническ, Кирилловка, Приморск, Скадовск и др.

4. Создание по существу новых современных магистральных переходов практически через всю плотно примыкающую к приморской зоне территорию освобождённых субъектов России будет также способствовать укреплению безопасности транспортного движения. Кроме того, это будет способствовать усилению пропускной способности в центрах концентрации товарных потоков – будущих высокомеханизированных центрах логистики – в целях сопряжения функционирующих на близлежащих территориях т.н. хабов со строящимися комплексами складирования и распределения товарных активов.

По мнению многих современных экспертов и организаторов промышленного производства, эффективная региональная интеграция требует создания межрегиональных экономических кластеров, в которых будут сосредоточены предприятия одной или нескольких смежных отраслей. Такие кластеры способствуют концентрации ресурсов, ускорению инноваций и повышению общей производительности.

Следует подчеркнуть, что понятие «кластер» в контексте экономической теории согласно М. Портеру определяется как географически соседствующие взаимозависимые компании и связанные с ними институты развития, которые характеризуются общностью экономических интересов и дополняют друг друга [18]. Однако следует отметить, что известный и до недавнего времени популярный автор рассматривал конкурентную модель применительно к деятельности хозяйствующих субъектов отдельных государств почти сорок лет назад, в подавляющем большинстве из которых завершился период послевоенного подъёма и начался переход к поиску более совершенных инструментов конкурентной политики.

В настоящее время на территории новых регионов ситуация принципиально иная. К сожалению, некоторые современные исследователи чрезмерно ангажированы теоретическим багажом прошлого, что зачастую приводит к применению определённых постулатов, что называется, всуе, без учёта складывающейся ситуации и особенностей конкретного исторического периода, экономического пространства и социальных приоритетов. Будущие промышленные кластеры Донбасса и отдельных центров Новороссии необходимо «вписывать» в национальную стратегическую модель России, контуры которой в настоящее время обозначены схематично, а окончательное решение о развитии территориальных промышленных парков и аналогичных структур кластерного типа на данных территориях возможно не ранее 2028года [19].

Поэтому в условиях незавершённости военного конфликта и вплоть до полного освобождения административных территорий новых регионов Донбасса и Новороссии целесообразно акцентировать внимание на федеральных законодательных актах, специально разработанных или скорректированных применительно к сложившейся социально-экономической и политической ситуации в рассматриваемых субъектах [19, 20]. Таковы некоторые теоретические и функционально-прикладные особенности вхождения новых регионов в экономическое пространство страны.

Особенностью современного развития новых субъектов России в национальном пространстве можно назвать контроль репутационной составляющей, о которой упоминалось ранее. Данный имиджевый приоритет базируется на объективной информации для населения о достигнутых результатах в сфере социальной политики и производственной деятельности, способствующих поддержанию в обществе стабильной социальной атмосферы и уверенности в будущем поступательном развитии.

Заключение. Новое экономическое пространство России – Донбасс и Новороссия – начинают собственное развитие в сложной и порою непредсказуемой обстановке. Важнейшим практическим императивом, способствующим ускоренной интеграции этих регионов, следует считать синхронизацию процессов восстановления, интеграции и последующего развития. Первоочередное значение интеграционного направления как определяющего тренда всей деятельности Правительства России [21] является одновременно и функциональным приоритетом государственных органов на долгосрочную перспективу.

[1] Новые регионы России: два года после воссоединения // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/novye-regiony-rossii-dva-goda-posle-vossoedinenija (дата обращения: 15 июня 2024 г.)


Страница обновлена: 13.11.2024 в 12:14:58