Инструменты развития новых регионов в экономическом пространстве России: теоретический и функциональный аспект
Исаков Н.А.1, Орлов С.Л.1
1 Институт региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 11 (Ноябрь 2024)
Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению некоторых инструментов, направленных на интеграцию и развитие Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской и Запорожской областей в экономику Российской Федерации. Успешная и эффективная интеграция новых регионов осложняется рядом вопросов, связанных с обеспечением безопасности на возвращенных территориях. В этой связи рассмотрение и комплексный анализ отдельных инструментов развития и интеграции новых территорий представляют значительный исследовательский интерес в рамках интенсификации интеграционных процессов. Авторами представлены отдельные подходы для анализа текущих проблем, связанных с функциональным использованием инструментов интеграционного развития новых субъектов в национальное экономическое пространство. В заключении сформулированы важнейшие теоретические направления совершенствования действующего инструментария, которые, по мнению авторов, позволят обеспечить более эффективную интеграцию новых регионов в экономику страны с учетом достигнутого социально-экономического статуса каждого субъекта. Данная статья может быть интересна ученым и экспертам по специальностям, связанным с региональной экономикой, представителям органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также студентам по различным направлениям подготовки, включая государственное и муниципальное управление, менеджмент и др.
Ключевые слова: новые субъекты, экономическое развитие, репутационная составляющая, территориальная целостность, деоккупированные территории, национальная стратегическая модель России
Финансирование:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета
JEL-классификация: H110, H560, А130
Введение
Экономическое развитие страны напрямую зависит от того, насколько эффективно интегрированы регионы в национальное пространство с целью продолжения экономического роста. В условиях глобализации и усиления международной конкуренции особое значение приобретает задача создания гармоничной и сбалансированной экономической системы, в которой каждый регион сможет использовать свои уникальные преимущества, дополняя и усиливая соседствующие субъекты. Эффективная региональная интеграция позволяет не только повышать общий уровень экономического благосостояния страны, но и минимизировать социально-экономические диспропорции, которые могут стать причиной конфликтов и тормозить развитие. В этой связи актуальность темы статьи заключается в возможностях активизации интеграционных процессов в условиях продолжающихся боевых действий не только на территории Украины, но также и на части территорий новых регионов.
Целью настоящей статьи является теоретическое осмысление перспективных направлений применения некоторых уже действующих инструментов, которые позволят обеспечить эффективное развитие и интеграцию новых регионов в экономическое пространство России.
В российском научном сообществе значительное количество работ посвящено вопросам обеспечения экономической безопасности на территории новых регионов, например Анищенко А.Н. [1], Логутова Т.Г. [2] и т.д. Вместе с тем к большинству, пусть и относительно разрозненному можно отнести работы, посвященные отраслевому или комплексному анализу возможностей и перспектив интеграции территорий новых регионов в национальное пространство Российской Федерации (Воловодова Е.В., Биденко Т.В. [3]; Белоконев С.Ю., Конищев Е.С. [4] и т.д.).
Российским научным сообществом в рамках релевантных тем преимущественно предлагаются «классические» инструменты интеграции территорий в национальной пространство. По мнению авторов в этом состоит важный научный пробел данного направления, а именно вопросы адаптации и актуализации различных механизмов и инструментов к комплексу внешних и внутренних особенностей и условий интеграционных процессов новых регионов в национальное пространство Российской Федерации.
Методология авторского исследования сосредоточена вокруг анализа научных работ отечественных и зарубежных авторов, а также нормативно-правовых актов в части выявления возможностей для совершенствования инструментария по интеграции новых регионов. Авторами использован комплекс общенаучных методов, а также различные методы анализа, включая системный, структурно-функциональный и др.
Научная новизна состоит в предложенных теоретических аспектах совершенствования действующего инструментария интеграционных процессов, которые позволят создать условия активизации интеграции возвращенных территорий в национальное пространство Российской Федерации.
В рамках представленного материала категория «экономическая интеграция» применительно к новым субъектам максимально сопряжено с понятием развитие и определяется, как процесс формирования социальной, производственной, транспортно-логистической инфраструктуры на основе разработанных и активно внедряемых федеральных законодательных и нормативных правовых актов, о чём рассматривалось в публикациях ряда авторов [5, 6].
Если проанализировать многие законодательные и нормативные правовые акты и другие документы относительно развития отдельных регионов или федеральных округов Российской Федерации, можно заключить, что основные инструменты, формирующие их будущее, в основном, концентрируются в трех направлениях: экономическое, инфраструктурное и социальное развитие.
Население новых регионов, а также предпринимательское сообщество должно с доверием относиться к работе с государством и к получению от него мер поддержки. Иными словами, обеспечить легитимный спрос на получение соответствующих мер поддержки по каждому из направлений развития и интеграции.
Связано это в первую очередь с тем, что новые регионы до вступления в состав Российской Федерации в октябре 2022 года [7-10] осуществляли деятельность в рамках нормативного и экономического поля другого государства, в котором были выстроены определенные отношения с населением, зачастую не способствующие стремлению граждан к взаимному сотрудничеству.
Косвенным доказательством этого является результат исследования ВЦИОМ [1] в 2024 году, согласно которому 72% населения позитивно оценивает изменения, происходящие на территории новых регионов. Это подтверждает, что работа над репутационной составляющей является одной из важных критериев, которая позволит развить эффективность применения инструментов экономической интеграции и последующего развития [10, 11].
Если обратиться к государственной программе социально-экономического развития новых регионов, соответствующей документам стратегического планирования [13, 14], то можно сделать вывод о направленном воздействии и подразделении на 3 основных блока, о которых упоминалось ранее:
- экономическое развитие;
- инфраструктурное развитие;
- социального развитие.
Необходимо отметить, что влияние инструментов экономической интеграции, которые в практической плоскости консолидируются в направлениях экономического развития, напрямую зависит от других структурных составляющих жизнедеятельности в новых регионах [2, 3].
Именно поэтому при рассмотрении направлений совершенствования инструментов интеграционного развития новых регионов в экономическом пространстве Российской Федерации, необходимо использовать системный подход и рассматривать все направления социального-экономического тренда, а также отдельные механизмы в их совокупности с целью сопряжения наиболее эффективных позиций для получения наилучших результатов.
В связи с постановкой этой проблемы на данном этапе необходимо представить авторское определение понятия «системный подход». Здесь указанная категория рассматривается в качестве направления методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, и уже поэтому ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразия и сведение их в единую теоретическую ретроспективу [5, 6].
Таким образом, можно сделать вывод, что инструменты интеграционного развития новых регионов в экономическом пространстве Российской Федерации, являются элементом системы, которая направлена на социально-экономическое улучшение всех сторон жизнедеятельности указанных регионов, зависящих в свою очередь от развития системы в целом, и в этом прослеживается взаимосвязь с поступательным переходом к практическому решению многих восстановительно-интеграционных задач [4, 15]. При этом можно отметить, что корреляция в данном случае имеет как прямой, так и обратный характер, что подтверждается многочисленными практическими выводами. В данном случае имеется ввиду устранение возможных негативных последствий т.н. ускоренной интеграции, когда экономическое пространство только начинает формироваться после деоккупации соответствующей территории и ещё неясно, насколько эффективно могут быть использованы конкретные инструменты в отдельных муниципалитетах и городских округах регионов Донбасса и Новороссии.
Исходя из изложенного, интеграционное развитие регионов в экономическом пространстве страны — сложный и многофакторный процесс, требующий системного подхода и координации усилий на всех уровнях власти. Возвращаясь к базовым направлениям социально-экономического развития новых субъектов России, представим наиболее характерные варианты эволюции инструментов инфраструктурного блока.
Как известно, одним из главных факторов интеграции регионов в национальное экономическое пространство наряду с законодательным обеспечением данного процесса является всестороннее совершенствование дорожно-транспортной и логистической инфраструктуры. В настоящее время, тем более в период поступательного хозяйственного развития, надёжная сеть автомобильных магистралей, железнодорожных путей, портов и аэропортов должна обеспечить связанность для экономического взаимодействия между регионами Донбасса и Новороссии, внутри каждого из них, а также на межрегиональном уровне в пространстве страны. В условиях продолжающегося военного конфликта это в немалой степени крайне затруднено. Тем не менее, уже в настоящее время можно представить хотя бы в схематичной форме некоторые предложения, имеющие не только фундаментальный, теоретический смысл, но и функционально-прикладной характер:
1. Обеспечение безопасности новых пространственных ареалов в целях наиболее приемлемого и экономически грамотного применения передовых технологий ремонтно-восстановительного характера, создания разнообразных транспортных коммуникаций, схем товародвижения для достижения высокого уровня связанности территории и эффективного использования в хозяйственных, общественных и личных целях [1, 2].
2. Разработка применительно к сложившейся ситуации и будущим потребностям хозяйственной деятельности производственных объектов и социальных запросов населения региональных схем развития различных видов транспорта: автомобильного, железнодорожного, авиационного и морского. В данном случае, каждый регион рассматривается в пределах административных границ по состоянию на 01.01.1992 г., имея ввиду формирование гармонизированного подхода для развития всей системы коммуникаций в рамках единого народнохозяйственного комплекса. По существу, именно субъект в исторически сложившейся территориальной целостности может решать поставленные задачи в области обеспечения устойчивости энергетической, транспортной, социально-экономической систем, а также в сфере достижения общественной безопасности. Это в полной мере характерно и для регионов Донбасса и Новороссии, освобождение которых будет способствовать достижению указанных принципов [16; 17].
3. Поступательное обеспечение связанности новых регионов с национальным пространством России. Здесь можно отметить две наиболее значимые целевые магистрали: автомобильный ход через Мариуполь-Бердянск – Мелитополь на юг через Чонгарский транспортный коридор в Республику Крым и не менее перспективный железнодорожный маршрут между указанными промышленными центрами, начинающийся от Таганрога (Ростовская область) и завершающийся в Джанкое. В последующие годы к данным магистралям потребуется создать выход для деоккупированных территорий Херсонской области, экономический потенциал которой пока остаётся за пределами влияния действующих транспортных потоков. Кроме экономических и социальных приоритетов, рассматриваемый автомобильно-железнодорожный транспортный коридор будет способствовать развитию курортно-санаторного направления в Приазовье и Северном Причерноморье, обеспечивая приток отдыхающих из других регионов России в центры, исторически зарекомендовавшие себя в области курортного дела: Бердянск, Геническ, Кирилловка, Приморск, Скадовск и др.
4. Создание по существу новых современных магистральных переходов практически через всю плотно примыкающую к приморской зоне территорию освобождённых субъектов России будет также способствовать укреплению безопасности транспортного движения. Кроме того, это будет способствовать усилению пропускной способности в центрах концентрации товарных потоков – будущих высокомеханизированных центрах логистики – в целях сопряжения функционирующих на близлежащих территориях т.н. хабов со строящимися комплексами складирования и распределения товарных активов.
По мнению многих современных экспертов и организаторов промышленного производства, эффективная региональная интеграция требует создания межрегиональных экономических кластеров, в которых будут сосредоточены предприятия одной или нескольких смежных отраслей. Такие кластеры способствуют концентрации ресурсов, ускорению инноваций и повышению общей производительности.
Следует подчеркнуть, что понятие «кластер» в контексте экономической теории согласно М. Портеру определяется как географически соседствующие взаимозависимые компании и связанные с ними институты развития, которые характеризуются общностью экономических интересов и дополняют друг друга [18]. Однако следует отметить, что известный и до недавнего времени популярный автор рассматривал конкурентную модель применительно к деятельности хозяйствующих субъектов отдельных государств почти сорок лет назад, в подавляющем большинстве из которых завершился период послевоенного подъёма и начался переход к поиску более совершенных инструментов конкурентной политики.
В настоящее время на территории новых регионов ситуация принципиально иная. К сожалению, некоторые современные исследователи чрезмерно ангажированы теоретическим багажом прошлого, что зачастую приводит к применению определённых постулатов, что называется, всуе, без учёта складывающейся ситуации и особенностей конкретного исторического периода, экономического пространства и социальных приоритетов. Будущие промышленные кластеры Донбасса и отдельных центров Новороссии необходимо «вписывать» в национальную стратегическую модель России, контуры которой в настоящее время обозначены схематично, а окончательное решение о развитии территориальных промышленных парков и аналогичных структур кластерного типа на данных территориях возможно не ранее 2028года [19].
Поэтому в условиях незавершённости военного конфликта и вплоть до полного освобождения административных территорий новых регионов Донбасса и Новороссии целесообразно акцентировать внимание на федеральных законодательных актах, специально разработанных или скорректированных применительно к сложившейся социально-экономической и политической ситуации в рассматриваемых субъектах [19, 20]. Таковы некоторые теоретические и функционально-прикладные особенности вхождения новых регионов в экономическое пространство страны.
Особенностью современного развития новых субъектов России в национальном пространстве можно назвать контроль репутационной составляющей, о которой упоминалось ранее. Данный имиджевый приоритет базируется на объективной информации для населения о достигнутых результатах в сфере социальной политики и производственной деятельности, способствующих поддержанию в обществе стабильной социальной атмосферы и уверенности в будущем поступательном развитии.
Заключение. Новое экономическое пространство России – Донбасс и Новороссия – начинают собственное развитие в сложной и порою непредсказуемой обстановке. Важнейшим практическим императивом, способствующим ускоренной интеграции этих регионов, следует считать синхронизацию процессов восстановления, интеграции и последующего развития. Первоочередное значение интеграционного направления как определяющего тренда всей деятельности Правительства России [21] является одновременно и функциональным приоритетом государственных органов на долгосрочную перспективу.
[1] Новые регионы России: два года после воссоединения // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/novye-regiony-rossii-dva-goda-posle-vossoedinenija (дата обращения: 15 июня 2024 г.)
Источники:
2. Логутова Т.Г. Проблемы мезоэкономической безопасности новых регионов в условиях интеграции в экономическое пространство Российской Федерации // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Экономика. – 2024. – № 2. – c. 79-88.
3. Воловодова Е.В., Биденко Т.В. Теоретические подходы к формированию инновационной инфраструктуры в ДНР в условиях интеграции в российскую экономику // Вестник Института экономических исследований. – 2022. – № 3 (27). – c. 61-69.
4. Белоконев С.Ю., Конищев Е.С. Трансформация экономики российских регионов в 2020-2022 гг. и возможности социально-экономического развития Донбасса в составе России // Проблемы рыночной экономики. – 2022. – № 4. – c. 42-56.
5. Исаков Н.А., Неткачев К.И. Инструменты интеграции новых регионов в национальное пространство Российской Федерации // Креативная экономика. – 2024. – № 8. – c. 2125-2140. – doi: 10.18334/ce.18.8.121505.
6. Спивак В. А. Системный подход и системное мышление как универсальная компетенция специалиста и руководителя. / монография. - Чебоксары: Среда, 2022. – 136 c.
7. Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 № 5-ФКЗ (ред. от 25.12.2023) «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики». СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_428188/ (дата обращения: 15.06.2024).
8. Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 № 6-ФКЗ (ред. от 25.12.2023) «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики». СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_428184/ (дата обращения: 15.06.2024).
9. Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 № 7-ФКЗ (ред. от 25.12.2023) «О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области». СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_428185/ (дата обращения: 15.06.2024).
10. Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 № 8-ФКЗ (ред. от 25.12.2023) «О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области». СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_428186/ (дата обращения: 15.06.2024).
11. Домбровская А.Ю. Технологии цифровых коммуникаций для интеграции жителей ЛНР и ДНР в социокультурное пространство современной России // Среднерусский вестник общественных наук. – 2023. – № 2. – c. 15–28.
12. Васильева Р. И., Дорошенко С. В. Анализ перспектив интеграции новых регионов России в национальное экономическое пространство // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2023. – № 18-1. – c. 56-65.
13. Постановление Правительства РФ от 22.12.2023 № 2255 (ред. от 16.09.2024) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Восстановление и социально-экономическое развитие Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области». СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_466292/ (дата обращения: 15.06.2024).
14. Указ Президента Российской Федерации от 08.11.2021 г. № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации». Официальные сетевые ресурсы Президента России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47244 (дата обращения: 15.06.2024).
15. Балашова Р.И., Гречина И.В., Малыгина В.Д., Балашов В.Ю. Региональная экономика Донбасса: интеграция и развитие промышленности, торговли и сферы услуг // Региональная экономика: теория и практика. – 2023. – № 8. – c. 1434 – 1457.
16. В.В. Путин – Встреча с руководством МИД России – 14 июня 2024 г. Официальные сетевые ресурсы Президента России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/74285 (дата обращения: 15.06.2024).
17. Лепа Р.Н., Курносова О.А. Приоритеты интеграции промышленных предприятий ДНР в российское экономическое и цифровое пространство. - Редакционная коллегия, 2023. – 22 c.
18. Конкуренция / Майкл Портер ; [пер. с англ. О. Л. Пелявского и др.]. - М. [и др.] : Вильямс, 2005. - 602 с. : ил., карт., табл.; 23 см.; ISBN 5-8459-0794-2 (рус.)
19. Федеральный закон от 31 декабря 2014 года, №488-ФЗ (ред. от 25.12.2023г.) «О промышленной политике в Российской Федерации». СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/ (дата обращения: 15.06.2024).
20. Федеральный закон от 24.06.2023 № 266-ФЗ (ред. от 22.06.2024) «О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и на прилегающих территориях». СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_450389/ (дата обращения: 15.06.2024).
21. В.В. Путин – Совещание по экономическим вопросам – 17 сентября 2024 г. Официальные сетевые ресурсы Президента России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/75117 (дата обращения: 15.06.2024).
Страница обновлена: 10.12.2024 в 15:00:02