Инструменты интеграции новых регионов в национальное пространство Российской Федерации
Исаков Н.А.1, Неткачев К.И.1
1 Институт региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 17
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 18, Номер 8 (Август 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=69154053
Аннотация:
Статья посвящена исследованию проблем интеграции Донецкой Народной Республики (ДНР), Луганской Народной Республики (ЛНР), Херсонской и Запорожской областей в национальное пространство Российской Федерации. Целью статьи является выявление перспективных и эффективных инструментов интеграции новых регионов в условиях продолжающихся боевых действий. В целях формирования теоретико-методологической основы последующего исследования проведен анализ основных подходов к трактованию термина «интеграция», а также инструментов интеграции территорий. Авторами представлены результаты анализа текущего состояния интеграционных процессов и социально-экономической обстановки в новых регионах. На базе теоретических положений и результатов анализа текущего состояния интеграционных процессов и социально-экономической обстановки авторами представлены возможности и угрозы в контексте стимулирования интеграционных процессов. В заключении резюмированы основные положения, представленные в статье, касающиеся потенциала процессов интеграции новых регионов в национальное пространство Российской Федерации и активизации их социально-экономического развития с учетом продолжающихся боевых действий
Ключевые слова: регион, интеграция, национальное пространство, социально-экономическое развитие, общественная безопасность, специальная военная операция
Финансирование:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета
JEL-классификация: F52, H56, H12
Введение
В 2022 году произошло по истине историческое событие - включение Донецкой Народной Республики (ДНР), Луганской Народной Республики (ЛНР), Херсонской и Запорожской областей в состав Российской Федерации (далее новые регионы) [1,2,3,4]. Это предопределило задачи законодательной, исполнительной и судебной власти – обеспечить интеграцию новых субъектов Российской Федерации в экономическое, социальное и законодательное пространство Российской Федерации.
В рамках исполнения указанной задачи утверждены документы стратегического планирования, такие как: программа социально-экономического развития новых регионов [5] и государственная программа Российской Федерации «Восстановление и социально-экономическое развитие Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области [6]. Кроме того, перед Правительством Российской Федерации стоит важная задача - достижение указанными субъектами Российской Федерации к 2030 году уровня среднероссийских показателей качества жизни граждан Российской Федерации и общероссийского уровня социально-экономического развития [1]. Для достижения этих целей необходимо определить инструменты, которые позволят обеспечить качественную и эффективную интеграцию новых субъектов Российской Федерации в экономическое, социальное и законодательное пространство Российской Федерации.
Процессы интеграции новых регионов в национальное пространство Российской Федерации характеризуются рядом особенностей, ключевым из которых является проведение боевых действий как на части территории этих регионов, так и на прилегающих территориях. Это обуславливает актуальность темы исследования, поскольку реализация интеграционных мероприятий в условиях продолжающихся боевых действий формирует комплекс политических и социально-экономических рисков, которые должны учитываться при разработке стратегического подхода к интеграции новых регионов в национальное пространство. Актуальность темы также связана с тем, что в мировой практике интеграция территорий преимущественно осуществлялась либо в мирное время, либо в условиях «затухания» и/или дипломатического разрешения вооруженных конфликтов. Результаты анализа отечественной и зарубежной литературы позволяют говорить о крайне ограниченном современном опыте интеграции территорий в условиях активной фазы вооруженного конфликта. Цель исследования — сформировать рекомендации по реализации процесса интеграции новых регионов в национальное пространство Российской Федерации в условиях активной фазы Специальной военной операции (СВО). Так, научная новизна авторского исследования заключается в анализе возможностей и угроз стимулирования интеграционных процессов новых регионов в национальное пространство Российской Федерации в условиях продолжающихся боевых действий.
Авторская гипотеза состоит в том, что в условиях активной фазы вооруженного конфликта результативность многих механизмов интеграции территорий снижается без их адаптации к конкретным условиям. Методология авторского исследования основана на системном подходе и включает методы анализа отечественных и зарубежных научных работ, а также фактографического анализа других источников информации, содержащих актуальные данные о социально-экономическом развитии новых регионов.
Трактование понятия «интеграция», основные виды и инструменты
Дефиниция понятия «интеграция» имеет разные варианты и требует дополнительного анализа в рамках разных научных подходов (таблица 1).
Таблица 1 – Сравнения определений понятия «интеграция»
Научные
подходы
|
Определение
|
Неолиберальный
подход
|
Единое
пространство в масштабе нескольких стран со свободными рыночными условиями [7]
(Tarasov, Podkina, 2017)
|
Функционализм
|
Постепенный,
технократический процесс, в ходе которого создаются новые властные структуры,
которые шаг за шагом будут обрастать все большими законодательными
полномочиями [7] (Tarasov, Podkina, 2017)
|
Федерализм
|
Процесс,
подразумевающий неразрывность политической и экономической интеграции [8]
(Pursiainen, 2004)
|
Неофункционализм
|
Процесс предпосылки
реализации которого определяются, как наличие общих экономических интересов,
сходство экономических систем, взаимозависимость, политический плюрализм,
подобие элитных кругов [8] (Pursiainen, 2004)
|
Дирижизм
|
Создание
наиболее желательной структуры мировой экономики, снятие искусственных
барьеров в ее функционировании и введение необходимых элементов координации и
унификации» [9] (Kolodina, 2002)
|
Таким образом, обобщив, понятие «экономическая интеграция» можно определить, как процесс создания экономической, рыночной, политической, нормативной и иной инфраструктуры с целью достижения общих (международных или межрегиональных) экономических интересов.
В основном интеграция разделяется на 2 типа – международная и межрегиональная. При этом важно рассмотреть оба типа интеграции в контексте новых регионов, так как только таким образом будет возможность отобрать и адаптировать лучшие практики социально-экономической интеграции.
Международная интеграция представлена следующими инструментами (таблица 2).
Таблица 2 – Инструменты международной интеграции
Инструменты
интеграции
|
Описание инструмента
интеграции
|
Зона свободной
торговли (ЗСТ)
|
Преференциальный
режим, который предполагает создание зоны, в рамках которой таможенные
пошлины и ограничения не действуют.
|
Таможенный
союз
(ТС)
|
Следующий этап
развития свободной торговли, предполагающий снятие таможенных ограничений и
пошлин между странами-участниками таможенного союза. В том числе в рамках
таможенного союза предусматриваются действия стран-участников, направленные
на укрепление проектного протекционизма от других стран.
|
Общий рынок
(ОР)
|
Включает в
себя все параметры таможенного союза, а также снимает ограничения и пошлины
не только в части конечных продуктов, участвующих в торговом процессе, но и
снимает такие ограничения с ресурсов и средств производства товаров между
странами-участниками.
|
Экономический
союз (ЭС)
|
Следующий к
развитию межстрановой интеграции – в дополнение к предыдущим этапам также
осуществляется унификация фискальной монетарной политики.
|
Экономический
и валютный союз (ЭВС)
|
Последний
уровень интеграции ЭС при котором унифицируется макроэкономика
регионов-участников союза и создаются единые органы управления им.
|
Так, можно говорить о том, что любой вид международной интеграции основывается на следующих основных принципах: внедрение преференциальных режимов между участниками интеграционных цепочек, снижение уровня политики протекционизма, развитие глубинных интеграционных процессов [10] (Gubin, 2022):
· Внедрение преференциальных режимов между участниками интеграционных цепочек: включение новых режимов взаимодействия между участниками интеграционных группировок: введение тарифных квот, специальных защитных мер, экспортные кредиты, регулирование экспортной политики [11] (Golovnin, Zakharov and Ushkalova, 2016).
· Снижение уровня политики протекционизма: унификация технических стандартов, правил маркировки, регулирование импорта.
· Развитие глубинных интеграционных процессов: унификация монетарной, налоговой политики.
Такие подходы к международной интеграции применяются по всему миру – Латиноамериканские страны (ЛАСТ), Центральноамериканские (ЦАОР), Европейские страны (ЕЭС) и т.д.
· При этом международный подход к интеграции имеет ряд особенностей:
· Высокий уровень зависимости экономик союзных стран;
· Рост дифференциации стран союза под воздействием рыночных механизмов;
· Нестабильная миграционная политика;
· Исчезновение национальных традиций в силу интеграционных процессов;
· Ухудшение положения тех, сфер экономик стран, которые не входят в интеграцию.
Если говорить о межрегиональной интеграции, то необходимо отметить, что такой опыт присутствует во многих странах мира, например: Китай, Германия, Южная Корея, Вьетнам и так далее.
Все страны, которые на практике реализовывали интеграцию между своими регионами, обладали одним схожим отличием – необходимость (например, запрос общества) и наличие предпосылок перехода на новый этап экономического развития страны.
Обобщив общемировой опыт межрегиональной интеграции можно выделить следующие основные инструменты такой интеграции:
1. Создание (развитие) транспортной инфраструктуры в регионах и между ними. Данный этап является очень важным, так как именно увеличение транспортной доступности увеличивает привлекательность региона для ведения и развития экономической деятельности. Кроме того, при расширении возможностей логистики региона снижаются и транспортные расходы участников рынка. По мимо этого, при наличии туристического потенциала у региона, он также будет увеличиваться при расширении возможностей транспортной инфраструктуры.
2. Создание (развитие) промышленной инфраструктуры интегрируемых регионов. Развитие промышленного сектора, является одним из основных источников увеличения валового внутреннего продукта для большинства субъектов Российской Федерации. Здесь основным инструментом является предоставление государственной (федеральной и региональной) поддержки, льгот предпринимателям, желающим создавать и (или) развивать промышленные площадки, предприятия и т.д. [12] (Klimanov, Kazakova and Yagovkina, 2021). В контексте Российской Федерации основным федеральным органом исполнительной власти, отвечающим за предоставление мер поддержки промышленных предприятий в секторах экономики, является Минпроторг России.
3. Развитие приоритетных отраслей экономики регионов (сельское хозяйство, туризм, информационные технологии и т.д.) [13-14] (Skibin, 2022; Borodin, Gagarina, 2020). Исходя из социально-экономического и исторического (в контексте репутации) положения региона необходимо развивать приоритетные области экономки региона: для некоторых это туризм и гостиничное дело, для других же это сельское хозяйство. Здесь задача – с наименьшими усилиями и затратами получить прирост экономики в таких отраслях. После этого, когда потенциал развития таких секторов будет исчерпан, можно менять стратегию и развивать уже отстающие отрасли.
4. Привлечение как внутренних, так и внешних (иностранных) инвестиций. Увеличение бюджетного мультипликатора (количество частных средств, привлеченных за одну вложенную бюджетную денежную единицу) является важным фактором интеграции и развития экономики региона. Здесь важно не создавать дополнительных барьеров для потенциальных инвесторов и не создавать избыточной административной нагрузки. Кроме того, необходимо предоставление дополнительных льгот для таких инвесторов в любом виде на первом этапе (снижение региональных налогов, субсидирование расходов и т.д.).
5. Создание преференциальных режимов на отдельных территориях интегрируемых регионов [15] (Gontar, 2020). В продолжение предыдущего пункта важно отметить, что использование преференциальных режимов, таких как особые экономические зоны, территории опережающего развития, создают дополнительные стимулы для ведения хозяйственной деятельности инвесторами. Например, в рамках особых экономических зон предоставляются таможенные, налоговые льготы, льготы на страховые взносы при условии определенного уровня инвестирования частных средств в рамках такой зоны. В этом случае выгоду получает как регион, так и инвесторы.
6. Создание условий для увеличения количества рабочих мест на территориях интегрируемых регионов [16] (Kovtun, 2020). Меры для увеличения количества рабочих мест на территории интегрируемых регионов позволят не только увеличить объем получаемых налоговых доходов, но и увеличить приток населения в указанных регионы, что благотворно будет влиять на развитие социальной сферы. Такие меры могут быть прямые, например налоговые или иные льготы для работодателей, а также косвенные – создание инфраструктуры для комфортной жизни работающих на территории региона граждан.
7. Развитие социальной и образовательной сфер. Для удержания населения и улучшения качества жизни граждан на территории интегрируемых регионов создается и развивается вся необходимая социальная инфраструктура для всех групп населения (дети, работоспособное население, граждане пенсионного возраста) [17-18] (Burmistrov, Samygin, 2023; Gaponova, Smeltsova and Chilipenok, 2020). Это в том числе влияет на создание положительного имиджа субъекта.
Таким образом существует многообразие инструментов как на международном, так и на межрегиональном уровнях. Их эффективная комбинация и использование в целях интеграции воссоединенных регионов в социально-экономическую систему Российской Федерации – главная задача федерального и регионального правительства.
Текущее состояние процессов интеграции новых регионов в национальной пространство Российской Федерации
С момента вхождения новых регионов в состав Российской Федерации в 2022 году ведется активная работа по восстановлению и стимулированию развития социально-экономического потенциала Донецкой Народной Республики (ДНР), Луганской Народной Республики (ЛНР), Херсонской и Запорожской областей. По оценкам Минэкономразвития к 2030 году валовый региональный продукт этих территорий превысит 3 трлн. рублей [2]. Среди основных отраслей экономики выделяют металлургию, добывающую промышленность и сельское хозяйство. В течение последних лет идет строительство и восстановление жилья, объектов инженерной и социальной инфраструктуры.
По итогам 2023 года на территории ДНР были завершены работы на 3544 объектах, включая 67 медицинских, 272 образовательных и более 2 тыс. жилищного строительства [3]. В ЛНР завершены восстановительные работы на 656 объектах, включая 55 объектов социальной сферы. Херсонская область при поддержке федерального центра и других субъектов РФ восстановила 38 социальных объектов. Также в области отмечается активное развитие таких секторов экономики как строительство и пищевая промышленность. В Запорожской области восстановлено около 100 объектов социальной инфраструктуры.
В период активного ведения боевых действий на территории Украины основное внимание безусловно уделяется восстановлению важных объектов инфраструктуры и жилищно-коммунального комплекса [19] (Skibin, 2023). Белоконев С.Ю. и Конищев Е.С. в своей работе выделяют 2 сценария восстановления экономики и активизации интеграционных процессов новых регионов: инерционный и прогрессивный [20] (Belokonev, Konischev, 2022). Инерционный сценарий подразумевает затягивание боевых действий, что как следствие будет выражаться продолжающимся разрушением объектов инфраструктуры и основных фондов предприятий. Прогрессивный — наращивание объемов поддержки от федерального центра и других субъектов РФ на реализацию проектов социально-экономического развития. По состоянию на 2022 год авторы отмечали близость реальной обстановки к инерционному сценарию, в настоящее время характер и масштаб деятельности федеральных и региональных органов власти по восстановлению и развитию возвращенных территорий позволяет говорить, если не о достижении прогрессивного сценария, то, как минимум, о приближении к нему. Однако с Белоконевым С.Ю. и Конищевым Е.С. можно согласиться в том, что комплексная и устойчивая интеграция новых регионов в национальное пространство Российской Федерации возможна после достижения целей Специальной военной операции (СВО) и завершения активных боевых действий как на еще не освобожденной части территорий новых регионов, так и на приграничной территории Российской Федерации в целом.
Другой существенной проблемой в процессах интеграции новых регионов является обеспеченность кадрами. В статье Бунтовской Л.Л., Бунтовского С.Ю. и Толстыкиной Л.В. отмечается, что в республиканском Центре занятости ДНР на начало мая 2023 года было более 20 тыс. открытых вакансий, из которых около 18 тыс. предполагали постоянное трудоустройство [21] (Buntovskaya, Buntovsky, Tolstykina, 2023). При этом для поиска работы в Центре было зарегистрировано около 3 тыс. человек. Проблемы с трудовыми ресурсами также рассматриваются в работе Половян А.В., Бражниковой Л.Н. и Мызниковой М.А. [22] (Polovyan, Brazhnikova, Myznikova, 2024).
Возможности и угрозы стимулирования интеграционных процессов новых регионов в национальное пространство Российской Федерации
Синтезируя результаты анализа основных инструментов осуществления интеграционных процессов на международном и межрегиональном уровнях с результатами анализа текущего состояния интеграционных процессов в новых регионах можно утверждать, что большинство практик успешно реализуются в российской интеграционной политики. Однако, по мнению авторов, одним из наиболее острых вопросов в рамках данного научного направления является достаточность «классических» инструментов в условиях продолжающегося вооруженного конфликта.
Несмотря на продвижение Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ) в зоне Специальной военной операции, для приграничных территорий и территорий новых регионов сохраняются значительные угрозы и риски, ограничивающие возможности как оперативного восстановления ключевых объектов, так и устойчивого социально-экономического развития соответствующих территорий. Авторы вынуждены констатировать, что вышеупомянутые угрозы и риски выходят за рамки экономических процессов и преимущественно лежат в области состояния вооруженного конфликта (возможности Вооруженных сил Украины (ВСУ), националистических формирований и контингента наемников наносить удары западным оружием вглубь территории РФ и т.д.).
В этой связи рассмотренные выше инструменты интеграции новых регионов в национальной пространство Российской Федерации неизбежно должны сопровождаться гибкими механизмами антикризисного управления и применением элементов риск-ориентированного подхода, в силу крайне высокой рискогенности. Такие инструменты могут включать более тесное взаимодействие и координацию между гражданскими федеральными и региональными органами исполнительной власти и Министерством обороны Российской Федерации, модернизацию предприятий с учетом требований безопасности и близости к зоне ведения боевых действий, создание и использование промышленных средств противовоздушной обороны (ПВО) и радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и т.д. Минимизация основных проблем и нивелирование ключевых рисков в области безопасности, позволит стабилизировать социально-экономическую обстановку и создать условия для активизации и углубления интеграционных процессов.
Заключение
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют говорить о том, что в рамках процессов интеграции новых регионов в национальное пространство Российской Федерации используются основные инструменты мировой практики. Текущее состояние процессов интеграции характеризуется масштабной консолидацией социально-экономических ресурсов страны на восстановление и развитие новых регионов. Однако, необходимо отметить, что большинство применяемых инструментов рассчитаны на их реализацию в условиях «мирного времени». Продолжающийся характер СВО ставит на одно из первых мест вопросы, связанные с обеспечением безопасности на этих территориях, как одного из ключевых факторов активизации их развития. Несмотря на то, что данная сфера преимущественно находится в зоне ответственности Министерства обороны Российской Федерации и других силовых ведомств и служб, гражданский сектор может внести свой вклад. В этой связи авторами акцентировано внимание на необходимости широкого применения инструментов антикризисного управления и интеграции элементов риск-ориентированного подхода в рамках реализации политики социально-экономического развития новых регионов и их интеграции в национальное пространство Российской Федерации. С учетом рассмотренной в статье проблематики региональным органам исполнительной власти и бизнес-сообществу может быть рекомендовано дополнить «классические» инструменты развития элементами гибкого управления и реагирования на риски в обеспечении безопасности ключевых объектов региона. В свою очередь дальнейшие исследования по релевантным темам могут включать более комплексную систематизацию возможных мер и инструментов по оптимизации процессов развития и интеграции территорий, а также рассматривать вопросы, связанны с результативностью отдельных инструментов и/или их групп.
[1] Итоги 2023 года в новых регионах // Сетевое аналитическое СМИ «РЕПОСТ». URL: https://repost.press/news/itogi-2023-goda-v-novyh-regionah (дата обращения 26.6.2024)
[2] Росстат начал собирать статистику в четырех новых регионах // Сетевое издание Ведомости (Vedomosti). URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2023/02/08/962092-rosstat-nachal-sobirat-statistiku-v-novih-regionah (дата обращения 26.6.2024)
[3] Итоги 2023 года в новых регионах // Сетевое аналитическое СМИ «РЕПОСТ». URL: https://repost.press/news/itogi-2023-goda-v-novyh-regionah (дата обращения 26.6.2024)
Источники:
2. Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 № 6-ФКЗ (ред. от 25.12.2023) «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики»
3. Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 № 7-ФКЗ (ред. от 25.12.2023) «О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области»
4. Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 № 8-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области»
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2023 г. № 1019-р «Об утверждении программы социально-экономического развития Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области»
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2023 г. № 2255 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Восстановление и социально-экономическое развитие Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области»
7. Тарасов А.Г., Подкина К.Ю. Теоретико-методологические подходы к анализу международной экономической интеграции // Журнал экономической теории. – 2017. – № 3. – c. 161-165.
8. Пурсиайнен К. Теории интеграции и рамки отношений ЕС-РФ. - Москва, 2004.
9. Колодина Е.А. Имплицитная целевая функция экономической интеграции // Известия Байкальского государственного университета. – 2002. – № 3. – c. 18-22.
10. Губин А.М. Концептуальные основы экономической интеграции в условиях глобализации и устойчивого развития региональной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 10. – c. 2601-2622.
11. Головнин М.Ю., Захаров А.В., Ушкалова Д.И. Экономическая интеграция: уроки для постсоветского пространства // Мировая экономика и международные отношения. – 2016. – № 4. – c. 61-69.
12. Климанов В.В., Казакова С.М., Яговкина В.А. Инструменты межрегионального взаимодействия в системе государственного управления // Регионология. – 2021. – № 2 (115). – c. 250-282.
13. Скибин С.А. Межрегиональная интеграция как эффективный способ государственного управления экономикой региона // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – c. 267-273.
14. Бородин В.А., Гагарина Г.Ю. Экономическая интеграция регионов как механизм выравнивания и роста их потенциалов // Федерализм. – 2020. – № 2. – c. 76-91.
15. Гонтарь Н.В. Специальные инструменты развития регионов России как ресурс межрегиональной интеграции // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. – 2020. – № 3. – c. 42-52.
16. Ковтун Р.В. Современные подходы к определению экономической интеграции // Московский экономический журнал. – 2020. – № 11. – c. 207-219.
17. Бурмистров В.С., Самыгин С.И. Роль общественных волонтерских объединений и благотворительных фондов в процессах интеграции России и Донбасса // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2023. – № 1. – c. 22-26.
18. Гапонова О.С., Смельцова С.В., Чилипенок Ю.Ю. Интеграция организаций высшего образования для решения задач социально-экономического развития регионов // Экономика региона. – 2020. – № 4. – c. 1147-1161.
19. Скибин С.А. Особенности формирования механизма интегративного взаимодействия Ростовской области и новых регионов Российской Федерации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2023. – № 2 (320). – c. 50-55.
20. Белоконев С.Ю., Конищев Е.С. Трансформация экономики российских регионов в 2020-2022 гг. и возможности социально-экономического развития Донбасса в составе России // Проблемы рыночной экономики. – 2022. – № 4. – c. 42-56.
21. Бунтовская Л.Л., Бунтовский С.Ю., Толстыкина Л.В. Cоциально-экономическое развитие Донецкой Народной Республики как нового субъекта Российской Федерации // Донецкие чтения 2023: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы VIII Международной научной конференции. Донецк, 2023
Издательство: Донецкий государственный университет. Донецк, 2023. – c. 14-16.
22. Половян А.В., Бражникова Л.Н., Мызникова М.А. Региональная промышленная политика как ключевой элемент стратегии социально-экономического развития ДНР // Вестник Института экономических исследований. – 2024. – № 1 (33). – c. 22-40.
Страница обновлена: 27.11.2024 в 15:58:16