Современные тенденции в подготовке студентов российских вузов к предпринимательской деятельности
Петров А.М.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 1 (Январь-март 2024)
Цитировать:
Петров А.М. Современные тенденции в подготовке студентов российских вузов к предпринимательской деятельности // Лидерство и менеджмент. – 2024. – Том 11. – № 1. – С. 101-120. – doi: 10.18334/lim.11.1.120505.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63891762
Аннотация:
В исследовательской работе представлен авторский взгляд на современные тенденции в подготовке студентов российских вузов к предпринимательской деятельности. В настоящее время внутри университетов России идет постепенная трансформация организационных, образовательных, научно-исследовательских и иных процессов. Даннаятрансформация, в частности,призвана обеспечить активное развитие в стране молодежного предпринимательства, в том числе технологического предпринимательства. Это обусловлено современными геополитическими процессами, национальными целями развития страны, которые, в том числе, заложены в национальном проекте «Наука и университеты». За счет собственных инициативи ресурсов, тесного взаимодействия с индустриальными партнерами, а также за счет участия в крупных государственных программах и проектах (к примеру, программа стратегическогоакадемическоголидерства«Приоритет-2030», федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства») вузы формируют практико-ориентированную среду подготовки студентов к созданию и развитию собственного бизнеса. В ряде научных публикаций рассматривается не только значимость обучения студентов предпринимательству, но и раскрываются отдельные организационные, образовательные вопросы подготовки студентов к осуществлению предпринимательской деятельности. В данной работе автор за счет анализа, систематизации практического опыта ряда ведущих российских вузов и проводимых органами государственной власти России мероприятий в области развития студенческого предпринимательства представляет основные тенденции по подготовке молодежик открытию и развитиюсобственного бизнеса. Автор работы отмечает важность развития в вузах комплексной системы сопровождения (обучение, наставничество, помощь в подготовке обоснованных бизнес-проектов для инвесторов и грантодателей, помощь в запуске стартапов и поиске партнеров и т.п.) молодежи, которая проявляет интерес к предпринимательству
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская деятельность, студенты, обучение предпринимательству, вуз
JEL-классификация: L26, M11, M21
Введение
Актуальность исследовательской работы. Предпринимательская деятельность имеет огромное значение для социально-экономического развития государства. Это не только производство и/или продажа различных товаров и оказание многообразных услуг населению, но и обеспечение рабочими местами многих людей, пополнение за счет налоговых и иных обязательных отчислений бюджетов и различных специальных социально значимых фондов страны. В настоящее время для России в новых геополитических условиях важно обеспечить устойчивость экономики, экономическую безопасность, а также реализацию мероприятий, которые направлены на рост экономики и благосостояния граждан. Одним из условий для этого достижения является активное и масштабное развитие молодежного предпринимательства, в том числе, технологического – важнейшее условие, которое должно способствовать модернизации российской экономической системы в целом в условиях новых международных взаимоотношений, а также отстаиванию страной своих национальных интересов. Достичь такого развития молодежного предпринимательства в стране возможно за счет комплексной работы российских вузов по подготовке студентов к предпринимательской деятельности, причем в тесном взаимодействии с государством и бизнесом. Поэтому важно раскрыть современные тенденции в подготовке вузами студентов к данному виду деятельности, а также определить возможные пути развития данного процесса для насыщения российской экономики успешными студенческими высокотехнологичными стартапами.
Проблема. В условиях санкционного давления и экономических вызовов России требуется в ближайшие годы создать новые производства во многих отраслях и секторах хозяйственного комплекса страны. Данные производства должны решить не только задачу по обеспечению надёжного импортозамещения, но и задачу по обеспечению создания уникальных отечественных технологий и техники. Решение данных задач возложено, в том числе, на молодежное технологическое предпринимательство. Предпринимательская деятельность, которая всегда востребована во многих отраслях и профессиональных областях, в новых условиях развития российской экономики приобрела еще большее значение. [6, с.110] (Deryabina G., Mozhzhukhin D., Pamukhin Yu., Potapova O. F., 2022, p. 110). Однако, до сих пор отсутствует единый подход к реализации идей образовательного предпринимательства в высших учебных заведениях, отсутствует единая программа в области обучения предпринимательству [1] (Alekseenko E.V., Geshko O.A., Romanova A.N., 2022). При этом требуется обеспечить достаточный уровень подготовки молодежи для осуществления ими предпринимательской деятельности, в том числе в высокотехнологических отраслях экономики. Для понимания ситуации с данной подготовкой молодежи важно определиться с современными ее тенденциями, которые к настоящему времени сложились в вузах (являются многофункциональными площадками для взращивания предпринимателей и создания инвестиционно-привлекательных стартапов, в том числе технологического характера).
Цель исследования. Установить современные тенденции в подготовке студентов российских вузов к ведению предпринимательской деятельности, а также дополнительно предложить возможные направления по развитию предпринимательской подготовки обучающихся российских высших учебных заведений.
Задачи исследования: рассмотреть и конкретизировать позиции различных авторов на вопрос роли молодежного предпринимательства для страны, а также на вопрос подготовки студентов к предпринимательской деятельности; раскрыть на основе открытых интернет-источников работу вузов в вопросе подготовки студентов к осуществлению предпринимательской деятельности; определить на основе открытых интернет-источников и научных публикаций текущие возможности вузов в сфере подготовки обучающихся к предпринимательской деятельности, а также установить сложившиеся тренды в подготовке студентов вузов к осуществлению данного вида деятельности; сформулировать рекомендации для дальнейшего развития условий для эффективной подготовки студентов российских вузов к ведению предпринимательской деятельности.
Научная новизна. В ходе исследования в работе представлен ряд возможностей вузов по осуществлению предпринимательской подготовки обучающихся высших учебных заведений, а также дан авторский взгляд на современные тенденции в подготовке студентов российских вузов к предпринимательской деятельности.
В ходе проведения исследования были использованы такие методы, как обобщение, анализ, синтез, классификация и группировка.
В целях проведения исследования были использованы различные источники: научные публикации, информация с официальных сайтов российских вузов, материалы официального сайта Минобрануки России, результаты рейтингового исследования ОПП (образовательных программ по предпринимательству) агентства Группы «Интерфакс».
Роль молодежного предпринимательства, подготовка студентов вузов к предпринимательской деятельности: позиции экспертов
Развитие молодежного предпринимательства, в особенности высокотехнологического, рассматривается сегодня в качестве одного из важнейших условий для перехода российской экономики к несырьевой концепции развития, обеспечения конкурентоспособности страны. При этом в вузах для этого должна развиваться соответствующая предпринимательская экосистема. Одним из ключевых факторов при формировании благоприятной среды создания предпринимательской экосистемы в вузе может стать создание особых структур – центров проектной деятельности [20, с. 593] (Yurova O.V., Medveditskova A.S., Berezin A.S., Minaeva O.A., 2023, p. 593).
Следует также обратить внимание на то, что молодежь следует рассматривать как ключевой ресурс развития экономики страны, а молодежное предпринимательство, в свою очередь, следует рассматривать в качестве важного фактора по обеспечению модернизации российской экономики. Поэтому важно и на уровне органов государственной власти, и на уровне вузов, и на уровне экспертного сообщества заниматься вопросам разработки и внедрения передовых образовательных практик для развития молодежного предпринимательства в Российской Федерации [16, с. 24, 28] (Semenova Y.A., 2020, p 24, 28). Так, к примеру, использование игровых методов обучения позволяют эффективно не только формировать, но и закреплять предпринимательские компетенции у студентов [5, с. 1145] (Vysotskaya G.V., Ermashkevich N.S., Panyavina M.L., Ryazanova N.V., 2022, p. 1145). Имеется предложение и по использованию технологии форсайт-сессии в учебном процессе высших образовательных учреждениях, что должно обеспечить создание единого подхода по отношению к пониманию реализации процесса обучения предпринимательству, а также всего образа предпринимательской образования и его ключевых компонентов в будущем [2, с. 110] (Alekseeva E.V., Pogorelova A.YU., Potapova O.N., 2023, p. 110).
Обеспечение в вузах процесса подготовки студентов к предпринимательской деятельности, особенно к технологической предпринимательской деятельности, требует наличия в стране эффективной модели развития технологического предпринимательства в системе высшего образования, которая в свою очередь ставит задачу обеспечить развитие предпринимательских компетенций и соответствующего потенциала у всех участников преобразований: сотрудников вузов (профессорско-преподавательский состав, научные сотрудники, административно-управленческий персонал), студентов, индустриальных партнеров вузов, операторов государственной политики в сфере высшего образования и др. [18, с. 104] (Stupin R.S., 2022. p. 104).
Следует обратить внимание и на то, что сегодня на российские вузы возложена важная задача – подготовить эффективных предпринимателей, в особенности технологических, которые должны стать в основе обеспечения технологического суверенитета страны. Практика стимулирования предпринимательства среди молодежи в разных странах подтверждают роль университетов как активного компонента предпринимательской экосистемы. При этом целенаправленное обучение предпринимательству положительно влияет на стремление студентов заниматься предпринимательской деятельностью (не только после выпуска из вузов, но и уже в ходе самого обучения в учебном заведении), как и направленность государственной политики развивать предпринимательское образование и направлять значительные ресурсы в подготовку предпринимателей [4, с. 7, 11] (Butyrina YU.S., Gerasimov K.B, 2021, p. 7, 11). Государству важно стимулировать развитие предпринимательства, в том числе развития в вузах подготовки студентов к предпринимательской деятельности. При этом для более эффективного обучения студентов предпринимательству в университетах должны реализовываться не только соответствующие образовательные программы подготовки, специальные курсы, но и активно привлекаться к их проведению практики из бизнес-среды, задействоваться структуры (университетские бизнес-инкубаторы, стартап-студии и т.п.) и иные компоненты вузовской экосистемы предпринимательства. Инициативы студентов должны поощряться и обеспечиваться необходимыми ресурсами [12, с. 163] (Nusratullin I., Melixetyan S., Bakaev A., 2021, p. 163).
Сегодня также отстаивается идея по созданию в стране образовательных программ, в которых управленческие дисциплины были бы ориентированы на обучение предпринимателей как представителей особой профессии, идея по изменению подходов, в том числе, к изучению менеджерского цикла учебных курсов будущими предпринимателями [14, с. 96] (Rubin YU.B., Alekseeva E.V., Lednev M.V., Mozhzhukhin D.P., Pogorelova A.YU., Potapova O.N., Puzynya T.A., 2021, p. 96). В стране требуется создание единой системы предпринимательского образования. Её основой должна стать утвержденная для вузов образовательная программа подготовки предпринимателей, в которых само предпринимательство трактуется как особый вид профессиональной деятельности, отличающийся от других видов деятельности составом выполняемых выпускниками профессиональных функций. Таким образом, важно признать предпринимательство как самостоятельное направление российского высшего образования [15, с. 118] (Rubin YU.B., Mozhzhukhin D.P., 2022, p. 118).
Кроме того, необходимо обратить внимание и на то, что обеспечение широких перспектив и возможностей для устойчивого развития России связывают именно с развитием технологического предпринимательства. При этом, технологическое предпринимательство требует соответствующих кадровых ресурсов, квалифицированных инновационных специалистов, которые бы обладали необходимыми практическими знаниями и компетенциями. Обучение в области технологического предпринимательства должно быть ориентировано на установление многоуровневой системы профессиональной подготовки, которая требует от вузов новаторских подходов к образовательному процессу [7, с. 807] (Kazaryan A.A, 2023, p. 807) и использованию их научно-исследовательского потенциала.
Сегодня также отмечается важность более активного привлечения молодёжи к процессу открытия и ведения ими бизнеса, в том числе высокотехнологичного. Для активного вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность достаточно важно чтобы процесс выстраивания обучения предпринимательству студентов был не только на профильных направлениях подготовки, но также и на непрофильных направлениях, что требует в том числе соответствующих образовательных курсов, тренингов и модуля практики по запуску собственного стартапа [6, с.108, 110] (Deryabina G., Mozhzhukhin D., Pamukhin Yu., Potapova O., 2022, p. 108, 110) с привлечением специалистов и структур вузовской и вне вузовской инфраструктуры по содействию предпринимательству.
Обучение предпринимательской деятельности: образовательные программы по предпринимательству
Сегодня в вузах реализуются, а также открываются новые образовательные программы, которые направлены на обучение молодежи предпринимательской деятельности. При этом такие образовательные программы находятся в сфере внимания экспертного сообщества. Так, к примеру, агентство «Группа «Интерфакс»» реализует проект по проведению в российских вузах оценки образовательных программ по предпринимательству (ОПП) и составлению соответствующего рейтинга высших учебных заведений России. Топ-5 российских вузов этого рейтинга (табл. 1) представлены тремя вузами из Центрального федерального округа – г. Москва, еще два вуза расположены в регионах Сибирского федерального округа. Кроме того, одно учебное заведение (из представленных в данном топе университетов) является частным вузом – Университет «Синергия». Оценка вузов в рейтинге ОПП проводится в основном на основе анализа результатов анкетирования как руководителей данных образовательных программ, так и на анализе данных анкетирования научно-педагогических работников, студентов и выпускников вузов. В ходе оценки образовательных программ по предпринимательству собираются сведения, которые отражают, в частности, наличие в вузах собственных учебно-методических разработок для развития у обучающихся предпринимательских компетенций, факт создания студентами собственного бизнеса, управления его развитием и др.
Таблица 1
Топ-5 вузов в рейтинге университетов, реализующих образовательные программы по предпринимательству
Рэнк
|
Университет
|
Регион, федеральный округ
|
Сайт
|
Общая численность студентов, которая
обучается по программам магистратуры, бакалавриата, специалитета, тыс.
|
1
|
Университет «Синергия»
|
г. Москва,
ЦФО |
https://synergy.ru/
|
43,2
|
2
|
Новосибирский
национальный исследовательский государственный университет (НГУ)
|
Новосибирская область,
СФО |
http://www.nsu.ru
|
7,5
|
3
|
Сибирский
федеральный университет (СФУ)
|
Красноярский край,
СФО |
http://www.sfu-kras.ru
|
25,2
|
4
|
Российский
экономический университет имени Г.В. Плеханова (РЭУ им. Г.В. Плеханова)
|
г. Москва,
ЦФО |
http://www.rea.ru/
|
18,6
|
5
|
Финансовый
университет при Правительстве РФ (ФУ)
|
г. Москва,
ЦФО |
http://www.fa.ru
|
24,3
|
Оценка специалистами «Интерфакс» информации по ОПП вузов, которые они анализировали для составления рейтинга, показала, что университетами активно развивается инфраструктура обучения предпринимательству, к образовательному процессу привлекаются компетентные преподаватели, в том числе с опытом ведения предпринимательской деятельности, которые дают логично и доходчиво практико-ориентированный учебный материал.
Следует также отметим, что российскими вузами реализуются образовательные программы по предпринимательству на разных уровнях подготовки обучающихся, в том числе многие программы имеют в своём название слово «предпринимательство» (табл. 2), которые дают студентам компетенции для возможного, в том числе, открытия и ведения собственного бизнеса.
Таблица 2
Примеры образовательных программ по предпринимательству (бакалавриат и/или магистратура) российских вузов
Университет
|
Примеры образовательных программ
по предпринимательству
|
Университет
«Синергия»
|
38.03.02
Менеджмент (ОП бакалавриата «Предпринимательство»)
38.04.02 Менеджмент (ОП магистратуры: «Технологическое предпринимательство») |
НГУ
|
38.04.02
Менеджмент (ОП магистратуры «Инновационное предпринимательство и менеджмент»)
|
РЭУ им. Г.В.
Плеханова
|
38.03.02.
Менеджмент (ОП бакалавриата «Менеджмент в инновационном и социальном
предпринимательстве»)
38.03.02. Менеджмент (ОП бакалавриата «Предпринимательство и управление бизнесом») 38.04.02 Менеджмент (ОП магистратуры «Цифровой менеджмент и предпринимательство») |
ФУ
|
38.03.02
Менеджмент (ОП бакалавриата «Бизнес и предпринимательство/Business &
Entrepreneurship»)
38.04.02 Менеджмент (ОП магистратуры «Управление инновациями и предпринимательство») |
Предпринимательская экосистема вузов: примеры направлений деятельности ее отдельных компонентов
Наряду с образовательными программами в российских вузах формируется предпринимательская экосистема, которая, в частности, выражается в обширных возможностях для студентов «прокачивать» свои предпринимательские компетенции, бизнес-идеи, а также осуществлять поиск единомышленников, формировать команду для будущего стартапа и многое другое. Отметим несколько примеров составляющих такой экосистемы.
В качестве примера можно отметить университетский бизнес-инкубатор, где студенты развивают предпринимательские навыки, получают различную поддержку для разработки своих бизнес-проектов, а также для создания и развития своих стартапов. К примеру, в СФУ действует бизнес-инкубатор «Цифра» [22], который нацелен на генерацию идей для формулирования концепции будущего бизнеса, на «упаковку» предпринимательских проектов, которые призваны обеспечить развитие цифровой экономики и создание высоких технологий для запуска молодежью своего бизнеса.
В РЭУ им. Г.В. Плеханова создан «Бизнес-инкубатор 2.0» [23] управления цифровой трансформации университета, который представляет собой площадку, в том числе для студентов, аспирантов, выпускников, творческих коллективов, для тестирования идей, создания и развития ими собственного бизнеса.
Еще одним примером составляющих предпринимательской экосистемы можно отнести систематическое проведение деловых программ: преакселератора (помогают оформить идею в четкий и понятный проект, который затем можно подать на грант и/или представить инвесторам) и акселератора (обеспечивают развитие проекта от идеи до первых продаж). Так, к примеру, в СФУ реализуется акселерационная программа «Health.Food.Tech»/»Здоровье.Питание.Технологии» [21], которая представляет собой краткосрочную интенсивную деловую программу по развитию технологических и предпринимательских компетенций у ее участников. Участниками данной программы являются университетские команды, студенты высших учебных заведений. В ходе реализации данной программы осуществляется поиск и генерация идей для фуднет и хелснет индустрий.
В РЭУ им. Г.В. Плеханова, проводимые, в том числе, при поддержке государства, акселерационные программы HIVE (платформа поддержки научно-технологического предпринимательства) призваны дать уникальные практические знания их участникам и способствовать развитию их идей в проработанный по ключевым финансовым, организационным и технологическим аспектам бизнес-проект [29].
Государственная политика поддержки подготовки студентов российских вузов к предпринимательской деятельности
В настоящее время внутри университетов России идет постепенная трансформация организационных, образовательных, научно-исследовательских и иных процессов. Данная трансформация, в частности, призвана обеспечить активное развитие в стране молодежного предпринимательства, в том числе технологического предпринимательства. Это обусловлено современными геополитическими процессами, национальными целями развития страны, которые, в том числе, заложены в национальном проекте «Наука и университеты». За счет собственных инициатив и ресурсов, тесного взаимодействия с индустриальными партнерами, а также за счет участия в крупных государственных программах и проектах (к примеру, программа стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства») вузы формируют практико-ориентированную среду подготовки студентов к созданию и развитию собственного бизнеса.
Сегодня различная поддержка развития студенческого предпринимательства активно осуществляется на всех уровнях государственной власти. Так, к примеру, раскрытие потенциала молодежи для их привлечения в бизнес-среду предусмотрено стратегическим федеральным проектом «Платформа университетского технологического предпринимательства» (рис. 1), который реализует Минобрнауки России [33].
Рисунок 1. Основные мероприятия по реализации федерального проекта (ФП) «Платформа университетского технологического предпринимательства»
Источник: интернет-платформа федерального проекта [25]
Федеральный проект вносит все больший вклад в процесс развития университетского технологического предпринимательства в стране (табл. 3)
Таблица 3
Примеры полученных результатов реализации федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства»
с 2022 года (по состоянию на осень 2023 г.)
Мероприятие
|
Количество,
ед.
|
Человек
приняло участие
|
Тренинги предпринимательских компетенций
|
904
|
70330
|
Предпринимательские
точки кипения
|
60
|
160209
|
Акселерационные
программы
|
302
|
91193
|
Победители
конкурса «Студенческий стартап»*
|
2500
|
-
|
Университетские
стартап-студии
|
22
|
-
|
Источник: интернет-платформа федерального проекта [25]
В целях более конструктивной реализации в вузах политики по поддержке предпринимательской деятельности студентов от Минобрнауки России в высшие учебные заведения были направлены документы, в которых были представлены концептуальные положения по формированию и развитию в вузах экосистемы молодежного предпринимательства (документ от 28.03.2022 № МН-11/542), а также документ от 29.09.2022 № МН-11/3030 с методическими рекомендациями по формированию экосистемы, призванная обеспечить в вузах рост практики подготовки и защиты студентами выпускных квалификационных работ в формате «Стартап как диплом».
В 2023 г. в Концепции были определены возможности для ее дополнения в части создания вокругвузовской и межуниверситетской экосистемы молодежного предпринимательства. При этом владельцами процесса вокругвузовской экосистемы было определено установить сами университеты, а межуниверситетской экосистемы — Минобрнауки России [24]. Кроме того, в 2023 году Министерством экономического развития России и Министерством науки и высшего образования России проводилась работа по организации совместного запуска информационной программы, которая должна обеспечить рост вовлеченности студентов в предпринимательскую деятельность. В рамках программы на информационных стендах в кампусах вузов будут размещаться плакаты, на которых будут изображены молодые предприниматели, успешно ведущие свой бизнес, а также QR-коды со ссылкой на сайт «Мой бизнес» с доступными мерами по поддержке молодых бизнесменов в различных отраслях [28].
Современные возможности вузов по подготовки и повышению интереса студентов к предпринимательской деятельности
У вузов имеются различные организационные, учебно-методические и иные возможности [10, 11, 17, 19] (Krasikova T.Yu., Kireenko A.P., 2022; Lazareva N.V., 2022; Sorokin P.S., Chernenko S.E., Vyatskaya Y.A., 2023; Trifonova N.V., Proshkina A.S., 2022), применяя которые они могут повысить интерес студентов к предпринимательской деятельности, обучить их основам открытия и ведения бизнеса и многое другое.
В качестве таких возможностей вузов можно, к примеру, отметить:
- сетевые возможности вузов (привлечения деловых партнёров учебных заведений): проведение с деловыми партнерами семинаров, сессий, образовательных проектов и т.п., где приглашенные на них студенты могут пообщаться с единомышленниками из бизнес-среды и получить ценные знания от успешных предпринимателей;
- материально-технические и информационно-цифровые возможности вузов: предоставление студентам доступа к таким ресурсам, как библиотеки различных баз данных, к оборудованию исследовательских, технологических центров, лабораторий и др. структурам учебного заведения, предлагая обучающимся вуза инструменты и средства, которые необходимы им для: разработки и тестирования своих бизнес-идей; создания и тестирования прототипов продуктов или услуг, что является важным шагом для последующей их коммерциализации;
- возможности структур инфраструктуры (инкубаторы, центры предпринимательства, студенческие акселераторы, стартап-студии и аналогичные структуры учебного заведения) вуза: создание подобных физических пространств помогает студентам развивать предпринимательские компетенции, свои бизнес-идеи и превращать их в жизнеспособный бизнес, формировать команды с разными необходимыми компетенциями, создавать стартапы, привлекать финансовые ресурс для реализации бизнес-проектов и т.п.;
- возможности организации в вузах института наставничества: запуск программ наставничества позволяет объединить опытных предпринимателей, профессионалов в той или иной отрасли (с одной стороны) и студентов (с другой стороны), предоставляя последним ценные практические советы и рекомендации, что в том числе может способствовать совершенствованию бизнес-идей у обучающихся;
- возможности по проведению вузами конкурсных мероприятий предпринимательской направленности: высшие учебные заведения сами или во взаимодействии с партнерами организуют хакатоны, кейс-чемпионаты, конкурсы бизнес-планов/проектов среди обучающихся, поощряя студентов разрабатывать и представлять свои предпринимательские идеи, а также предоставляя им возможности для обратной связи и признания их бизнес-идей (награждение дипломами победителей, денежными призами, подарками от партнеров вуза, получение предложений от партнеров вуза в оказании им помощи для дальнейшего развития представленных бизнес-проектов и их вывода на рынок и др.);
- возможности финансовой поддержки: через партнерские соглашения, наличия сети деловых контактов с финансовыми институтами или собственные специальные программы поддержки, собственные фонды вузы могут помочь студентам получить финансовые средства (финансовая поддержка имеет одно из решающих значений для обеспечения первоначальных расходов и апробации бизнес-модели молодыми предпринимателями), необходимые им для запуска их бизнеса.
- возможности постоянного и активного информирования студентов о роли и поддержке молодежного предпринимательства, а также их ознакомления о перспективах (к примеру, за счет информирования об истории успеха предпринимателей – студентов и выпускников университета) выбора предпринимательской деятельности в качестве вектора профессионального развития.
Подготовка студентов российских вузов к предпринимательской деятельности: современные тенденции
В ходе изучения информации на сайтах вузов, приведенных в рейтинговом исследовании [30] и публикаций [1, 3, 8, 9, 13, 17, 18] (Alekseenko E.V., Geshko O.A., Romanova A.N., 2022; Borovskikh S.V., Svetnik N.V., 2023; Kireenko A.P., Krasikova T.Yu., 2023; Konstantinova L.V., Shubenkova E.V., Vorozhikhin V.V., Petrov A.M., Titova E.S., Troska Z.A., Iskandaryan R.A., Mayakov D.M., Nikonova O.D., 2023; Osipova O.S., Burova E.A., Sakharova N.V., 2023; Sorokin, P.S., Chernenko, S.E., Vyatskaya, Y.A., 2023; Stupin R.S., 2022) можно предположить, что к современным тенденциям подготовки студентов российских вузов к предпринимательской деятельности относится в том числе:
- сопровождение обучения студентов по основным образовательным программам дополнительными информационно-образовательными и иными вспомогательными услугами от вузовской предпринимательской экосистемы (тренинги, коворкинги, акселерационные программы и т.п.), позволяющие им подготавливать и защищать выпускные квалификационные работы (ВКР) в форме стартапов, а также презентовать свои бизнес-проекты на различных площадках, в том числе для поиска инвесторов, получения грантов;
- открытие новых образовательных программ для студентов разного уровня подготовки и разработка новых методов обучения, которые бы способствовали практическому обучению предпринимательству;
- формирование у студентов профессиональных предпринимательских компетенций не только в рамках специальных образовательных программ (ОП), но и формирование у обучающихся предпринимательских компетенций в рамках освоения отдельных тематических дисциплин, которые встроены в другие ОП вуза;
- привлечение студентов к подготовке и реализации проектов для реального сектора экономики, в ходе которых они работают над реальными задачами, в том числе, по совершенствованию бизнес-процессов, развивая при этом практические навыки, которые требуются при запуске бизнеса;
- привлечение студентов в ходе их обучения в вузе к проведению исследований функционирования и развития бизнеса в различных секторах экономики, позволяющие им понять ключевые особенности бизнес-процессов, проблемы и стратегии развития бизнеса, получить более углубленное представление о различных бизнес-моделях и их возможностях применения в различных отраслях и сферах услуг;
- активное привлечение в вузы успешных предпринимателей, представителей институтов поддержки бизнеса в качестве приглашенных преподавателей, наставников, консультантов по подготовке ВКР («Стартап как диплом») или докладчиков на мастер-классы, тренинги по бизнесу;
- использование вузами онлайн-обучения/платформ с онлайн-курсами, на которых размещаются специальные проработанные курсы, ориентированные на дополнительную подготовку студентов по ключевым практическим вопросам введения бизнеса;
- применение в ходе обучения студентов цифровых технологий, в том числе технологий виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR) для возможности моделирования бизнес-сценарий, ситуаций/процессов на рынках и поведения субъектов экономики;
- внедрение в ОП курсов по рассмотрению новых технологий, таких как, к примеру, искусственный интеллект, блокчейн, новые «зеленые» технологии, а также по рассмотрению современных глобальных и национальных тенденций в сфере науки и техники, ESG принципов и их реализации в бизнесе и т.п.;
- реализация сетевых программ подготовки студентов, в том числе призванные подготовить молодежь к осуществлению технологической предпринимательской деятельности;
- открытие в вузах магистерских программ с участием бизнеса, что обеспечивает рост интереса к предпринимательству, значительное практико-ориентированное содержание учебных материалов и более углубленное изучение специфики функционирования тех или иных отраслей экономики и рынков товаров (услуг);
- реализация вузами стратегических и иных проектов, которые призваны обеспечить за счет развития вузовской экосистемы подготовку студентов для увеличения числа студенческих стартапов и вовлечение студентов в решение технологических задач развития экономики страны (обеспечивается за счет участия вузов в федеральном проекте «Платформа университетского технологического предпринимательства», Программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», федеральном проекте «Передовые инженерные школы» и др.);
- смещение фокусировки при подготовке студентов к предпринимательской деятельности на технологическое предпринимательство (однако, внимания вузов по-прежнему остается также подготовка кадров и для социально ориентированной хозяйственной деятельности, т.е. обучение студентов тому, как создавать предприятия, которые решают социальные и экологические задачи для общества).
Выводы
Сегодня российскими вузами при поддержке государства и индустриальных партнеров проводится масштабная работа по подготовке студентов предпринимательской деятельности.
Однако, для обеспечения дальнейшего развития подготовки студентов к предпринимательской деятельности в вузах требуется: внедрять в учебный процесс сквозные образовательные модули (к примеру, дизайн-мышление, технологический менеджмент); расширять связи с организациями инновационной экосистемы; создавать центры консультационной поддержки молодых предпринимателей, чья работа должна быть направлена на содействие созданию студенческих технологических стартапов; проводить системную работу по организации участия студенческих проектных команд в конкурсах и соревнованиях в сфере оценки их бизнес-проектов и предпринимательских компетенций; продвигать успешные студенческие проекты, в том числе для привлечения инвесторов и потенциальных партнеров.
Кроме того, важно, чтобы во всех российских вузах проводилась и дальше активная работа по созданию благоприятной предпринимательской среды для создания студентами стартапов, в том числе технологического характера, и по систематическому проведению для обучающихся массовых образовательных и иных мероприятий по предпринимательству, которые бы учитывали специфику подготовки в конкретном вузе.
Заключение
Сегодня для России чрезвычайно важно обеспечить в каждом вузе создание и развитие комплексной системы сопровождения (обучение, наставничество, помощь в подготовке обоснованных бизнес-проектов для инвесторов и грантодателей, помощь в запуске стартапов и поиске партнеров и т.п.) молодежи, которая проявляет интерес к предпринимательству.
Проведенное исследование указывает на необходимость:
· активного привлечения экспертов (действующих предпринимателей, инвесторов и т.п.) в образовательную среду вузов (для проведения занятий, тренингов и т.п.), что обеспечит студентов ценной практической информацией от тех, кто имеет опыт работы в данной области;
· продвижения предпринимательской культуры в вузах, т.е. требуется активно освещать важность и роль предпринимательства и предпринимателей для страны, региона, освещать примеры успешных студентов-предпринимателей, информировать об университетской и вневузовской системах поддержки начинающих предпринимателей;
· разработки новых курсов и дисциплин (и/или совершенствование уже имеющихся учебных материалов по читаемым дисциплинам) по ОП вуза, которые бы усиливали практический опыт у студентов в разработке бизнес-идей, их воплощении в стартапы, в том числе технологического характера;
· развития деятельности бизнес-инкубаторов, стартап-студий, акселераторов и т.п. на территории кампусов вузов для обеспечения студентов ресурсами, наставничеством, деловыми связями, комфортным пространством для работы обучающихся над своими идеями и для создания стартапов;
· развития вузами сетевого взаимодействия (с предприятиями, учебными заведениями и т.п.) при обучении студентов предпринимательству, в т.ч. технологическому, а также при реализации инструментов создания и поддержки студенческих стартапов;
· продолжения государственной поддержки системы подготовки студентов вузов предпринимательской деятельности, в том числе за счет: развития системы высшего образования в целом, принятия федеральных государственных образовательных стандартов в сфере обучения предпринимательству, которые бы отвечали на современные глобальные и национальные вызовы; совершенствования механизмов для дальнейшего развития системы подготовки и защиты студентами ВКР в виде стартапов, а также дальнейшего развития cneltyxtcrb [ стартапов в растущий и прибыльный бизнес.
Источники:
2. Алексеева Е.В., Погорелова А.Ю., Потапова О.Н. Обучение предпринимательству с использованием технологии форсайт-сессии // Современная конкуренция. – 2023. – № 2(92). – c. 109–123. – doi: 10.37791/2687-0657-2023-17-2-109-123.
3. Боровских С.В., Светник Н.В. Развитие студенческого предпринимательства в спортивном вузе // Финансовая экономика. – 2023. – № 3. – c. 99–103.
4. Бутырина Ю.С., Герасимов К.Б. Влияние человеческого капитала на обучение предпринимательству в образовательных организациях // Основы экономики, управления и права. – 2021. – № 2(27). – c. 7–12. – doi: 10.51608/23058641_2021_2_7.
5. Высоцкая Г.В., Ермашкевич Н.С., Панявина М.Л., Рязанова Н.В. Об опыте обучения предпринимательству и оценки предпринимательских компетенций на основе игровых методов // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 4. – c. 1129-1148. – doi: 10.18334/lim.9.4.116431.
6. Дерябина Г.Г., Можжухин Д.П., Памухин Ю.Г., Потапова О.Н. Особенности обучения предпринимательству на непрофильных направлениях в бакалавриате // Современнаяконкуренция. – 2022. – № 1(85). – c. 108–125. – doi: 10.37791/2687-0649-2022-16-1-108-125.
7. Казарян А.А. Классические и инновационные подходы к организации обучения технологическому предпринимательству // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 11(160). – c. 807–810. – doi: 10.34925/EIP.2023.160.11.152.
8. Киреенко А.П., Красикова Т.Ю. Развитие инфраструктуры поддержки студенческого предпринимательства на примере университетов - участников программы «ПРИОРИТЕТ-2030» // Экономика образования. – 2023. – № 2(135). – c. 36–53.
9. Константинова Л.В., Шубенкова Е.В., Ворожихин В.В., Петров А.М., Титова Е.С., Троска З.А., Искандарян Р.А., Маяков Д.М., Никонова О.Д. Развитие предпринимательского образования в вузах // Результаты мониторинга информации о тенденциях развития высшего образования в мире и в России. – Выпуск 12. Москва, 2023. – c. 120.
10. Красикова Т.Ю., Киреенко А.П. Мотивация студенческого предпринимательства и роль университетской инфраструктуры // Инновационное развитие экономики. – 2022. – № 5(71). – c. 277–291. – doi: 10.51832/2223798420225277.
11. Лазарева Н.В. Экосистема студенческого предпринимательства // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2022. – № 1-3 (81). – c. 96–98.
12. Нусратуллин И.В., Меликсетян С.Н., Бакаев А.Р. Обучение предпринимательству в университете: обзор иностранной литературы // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2021. – № 3(159). – c. 163–166. – doi: 10.34773/EU.2021.3.30.
13. Осипова О.С., Бурова Е.А., Сахарова Н.В. Социально ориентированные стартапы как перспективное направление студенческого инновационного предпринимательства // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2023. – № 11. – c. 78–87. – doi: 10.20339/AM.11-23.078.
14. Рубин Ю.Б., Алексеева Е.В., Леднев М.В., Можжухин Д.П., Погорелова А.Ю., Потапова О.Н., Пузыня Т.А. Внутренняя контекстная зависимость учебных курсов по предпринимательству в бакалавриате // Современная конкуренция. – 2021. – № 2(82). – c. 88–100. – doi: 10.37791/2687-0657-2021-15-2-88-100.
15. Рубин Ю.Б., Можжухин Д.П. Высшее предпринимательское образование: ориентиры становления и смягчения ограничений // Высшее образование в России. – 2022. – № 11. – c. 106–121. – doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-11-106-121.
16. Семенова Ю.А. Анализ развития предпринимательства в образовательных учреждениях // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2020. – № 4(75). – c. 24–28.
17. Сорокин П.С., Черненко С.Е., Вятская Ю.А. Инфраструктура поддержки студенческих предпринимательских инициатив в вузах: российский ландшафт. / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2023. – 90 c.
18. Ступин Р.С. Развитие предпринимательской среды университета и вовлечение студентов в технологическое предпринимательство // Инноватика и предпринимательство: теория и практика: Сборник материалов кафедры менеджмента инноваций Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Москва, 2022. – c. 99–105.
19. Трифонова Н.В., Прошкина А.С. Факторы развития технологического предпринимательства: роль университетов // Инновации. – 2022. – № 1(279). – c. 94–98. – doi: 10.26310/2071-3010.2022.279.1.012.
20. Юрова О.В., Медведицкова А.С., Березин А.С., Минаева О.А. Центры проектной деятельности как элемент экосистемы предпринимательства в университетах // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 2. – c. 579-596. – doi: 10.18334/lim.10.2.117691.
21. Акселерационная программа «Health.Food.Tech». [Электронный ресурс]. URL: https://www.healthfoodtech.ru/ (дата обращения: 10.12.2023).
22. Бизнес-инкубатор Сибирского федерального университета «Цифра». [Электронный ресурс]. URL: https://mrc.sfu-kras.ru/business-incubator/ (дата обращения: 10.12.2023).
23. Бизнес-инкубатор 2.0 РЭУ им. Г.В. Плеханова. [Электронный ресурс]. URL: https://hive.rea.ru/biznes-inkubator (дата обращения: 10.12.2023).
24. В вузах готовы развивать молодежное предпринимательство. Новости Минобрнауки России. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/molodezhnaya-politika/71799/ (дата обращения: 01.12.2023).
25. Портал «Платформа университетского технологического предпринимательства». [Электронный ресурс]. URL: https://univertechpred.ru/# (дата обращения: 10.12.2023).
26. Мониторинг деятельности образовательный организаций высшего образования (Мониторинг 2023). [Электронный ресурс]. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo (дата обращения: 02.12.2023).
27. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет: перечень образовательных программ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nsu.ru/n/sveden/education/ (дата обращения: 08.12.2023).
28. Онлайн-путеводитель по миру бизнеса: новая информационная программа поможет студентам начать свое дело. Новости Минобрнауки России. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/molodezhnaya-politika/74407/ (дата обращения: 01.12.2023).
29. Платформа научно-технологического предпринимательства HIVE. РЭУ им. Г.В. Плеханова. [Электронный ресурс]. URL: https://hive.rea.ru/ (дата обращения: 01.12.2023).
30. Рейтинговое исследование университетов 2023. Обучение предпринимательству. Группа «Интерфакс». [Электронный ресурс]. URL: https://academia.interfax.ru/attachment/117/%D0%9E%D0%9F%D0%9F%202023.pdf?g_download=1 (дата обращения: 05.12.2023).
31. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова: перечень образовательных программ. [Электронный ресурс]. URL: https://рэу.рф/Sveden/education (дата обращения: 08.12.2023).
32. Университет «Синергия»: перечень образовательных программ. [Электронный ресурс]. URL: https://synergy.ru/about/official/obrazovanie/ (дата обращения: 08.12.2023).
33. Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства»: общие сведения. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/platform_utp/ (дата обращения: 01.12.2023).
34. Финансовый университет при Правительстве РФ перечень образовательных программ (магистратура). [Электронный ресурс]. URL: http://www.fa.ru/org/div/umoop/Pages/mag.aspx (дата обращения: 07.12.2023).
35. Финансовый университет при Правительстве РФ перечень образовательных программ (бакалавриат). [Электронный ресурс]. URL: http://www.fa.ru/org/div/umoop/Pages/bak.aspx (дата обращения: 07.12.2023).
Страница обновлена: 24.07.2024 в 13:14:56