Кто хочет стать миллионером? Портрет российского студента, желающего стать предпринимателем

Винокурова Н.А.1, Комарова К.А.1, Светлов Н.М.1
1 Центральный экономико-математический институт РАН, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 2 (Февраль 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48122552
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматриваются личностные качества студенческой молодёжи, проявляющей интерес к созданию собственного дела. Данные об отношении к предпринимательству и взглядах молодых людей на их будущую трудовую деятельность получены с помощью анкетирования, проведенного среди студентов городов - центров регионального развития. В результате выявлено противоречие между имеющимися предпринимательскими наклонностями этой группы молодёжи и их неготовностью к предпринимательству, обусловленной отсутствием склонности рисковать, терпеливо переносить длительные финансовые трудности, много и напряжённо работать. Подтверждено преобладание личных интересов при выборе места работы у этой группы российских студентов: занятость воспринимается главным образом как источник доходов. Студенты вузов, осуществляющих подготовку «управленцев», определены как потенциальный источник предпринимательских кадров. Выявлена значимость перераспределения рисков между государством и бизнесом для нивелирования отрицательно-го влияния «безрискового» поведения молодых людей на их склонность к предпринимательству.

Ключевые слова: молодежь, студенты, предпринимательство, собственное дело, инновационное предпринимательство, личные интересы, источники доходов

JEL-классификация: L26, M21, O31



��������

�������� ������, ����������� ���������������� �������� � ���������� �������� ��������� ��� (����� � ������� �����������, ����� � ���), � ���������� ���� ������������ ����������� � ������� ������� ����� (94% ����� �������������� ����� ������� �� ���������� ����� ���������� ������ � 18�24 ����) [13] ��������� ���������� ������������� ����� � �������������������. ��� �� ����� ����������� ������ ������� �������� ����� ���������������� � 30% [19], ������� ������� ���������� ����� ����������� �����������, ����������� ������� ������� ������� � ������ ��� ��������������� (71%) [1], � ������� ������ ������������� ��� �� ��������� 36 ������� [21].

������ ������: ������, �������� �� ������� �������� � �������������������, �� ��� ������� ���� �������� �� ���������� ������������ ���������� � �� ����������� ������������� ���������� �����������?

����������� ������ [34] (Schoof, 2006) ��������� ������������� ��������, ������������ �������� �� ������������ ������������������� ��������� �������� � �� ���������� �������������������� ����������:

� ���������� ���������-���������� ��������� �������� � �������;

� ������ ��������������� ������� � ������� �������������������;

� ���������� �������������� � ������� ������ � ��������� ������� �������;

� ����������� �� ������� ����������-�������� ���� � ���������� ���������� ��������������;

� ������������� ��������������� ��������� �������.

� ���������� ������� ��� ������� ����� ���������. ��������, ����� �.�. ����� � �������� ������� ���������������� ������������ ���������� � �������� ������������ ���� � �� ���������� ������� ����������������� ������� �������������������� �����������. �� ��� ������, ��� ����������� ���� ���� ������������������� ������������ �������������������� ������� ��������� �������� ������������� ������� �������� ������������������� [18] (Rubin, 2016).

��� ���� �������� � ���������� ����������� �������� �������� ��������� � ���������� ������� �� ������� �������� ������������ ����� � ������. ��� ������� ����� ������������ ����������� �� ���������� � �������������������: ����������� ���������� �������������� ����� � �������������� ����� �������� ��������� [2] (Varshavskiy, Vinokurova, Kochetkova, 2020) ������ ������������ �����������, ���������������, �����, �������� � ��������� � �������� ������������� ���� ��������������� ��������. ����� ����� ����� ��������� ���������� ����� �������� ��������� � �������������������: ����� 30% ������������ ������ �� ������ ������ ������� ����������� [17].

��������� �.�. [22] (hepurenko, 2014) �������� ������������� ������� �������� ����������, �������� ��� ������������� ���������� ������������� ���������������� � ������: ����������� ������� ������� ��������� ���� ����������� � ������� �������, � ����� ������ ������� ��� ��� ����������. ��� �������� �� ������ ���������� ������, �� � ������ ����������, � ����� ������������ ��������, ������������ ����������� �������������� ���������������.

��� ������������ ������ ����������� ������������������� � ���������� ���������� ����������� ������������� ���, ���������� ������ ��������, ��������, �����������, ������������ � ���������� ��������, ��������� ������� ������������� ���������� ����������� �������� ���������, ������������ ������� � ���������� � ������������������� ������������, � ����� �� ������� �� ���������� � �������������������.

� ������� ���������� ������������� �� ������������������� ����������� ������ �������� �� ���������� ������������. ��������, ������������, ����������� � ���, �������� ������������� ������� ���������� ���� ���������, ���������� � ������������� � �������� ������ ���������� �� ���������� � ������������������� [27] (Brenneret al., 1991). �� ������� �������� ����� �������� ������������� � ������ �� ����� � ������� ��������� ��� ������ �������������� ������� �� ������������������� ����������� [30] (Kolvereid, 1996). ��� ������ ������ ������������� ���������� ����� � �������� ������������ ���� (��������������, �������������, ��������� ������ ������ � �.�.), ������������� ��� ������� ������� ������, ��� ��������� ���������� ������������������� ������������ [31] (Luthjeetal, 2003).

���� ������������� ����������� ����������� ������������ ��� ��������� ������������ ���� ������������� ����������������, �� ����� �������� �� ������ ������������������ � ������ �����������: ������������ �������� �������� ����� ��� �������� �������� ����� ������������ ������������ �������� ������, ��� ���������� ���������� �� ������ ����� � ������� �������� � ���������������� �������� [4] (Vinokurova, Grebennikov, 2018).

��� ���������� �������� � ����� ���������� �������� ������ ������ ����� � �����������: ���������� ������������� � ������������ �������������� ��� ��������� ����������� ��� ������� �������� [5] (Vinokurova, Gudovich, 2019); ������������ ������������� �������� [32] (Osviannikov, Lakeeva, 2019). ��� ���� ����������� ���������� ������ ������� �������������������� ����������� ����������, ��� �������� �� ������� �������� ����������� ������������� [6] (Vinokurova, Svetlov, 2020), �� ���� ��������� ��� ��������� ������ ���������� ������ ���������� ��������� ���������� ���������������� � ��������������� ������.

��������������� ��������� ������ �� ��������� ���� ��� ������������ ��������� ��������� ������� ����������� ������ [33] (Saeed et al., 2015). ����� �������� ������� � ����� � ������������� �������������, ������� ������� ��������� ����� ������������ (���� �������� �������� ������������) [35] (Walter et al., 2013). ������ ���� ������ ��������� ��������: ������� � ����� ������� �������� �����������-����������������, ������������ ���������� �������� ��������� ������� �������, ����� ������������ ������������ ���������� � ������������������� [29] (Falck et al., 2012).

�������� �� ��������, ��� ������������ ��������� � ������������������� ��� � ��������� ���������, ������������� ������������������� ���������, ������ �����, ����� ����������� �� ����� ����� � ������������ [25] (Shirokova, Bogatyreva, Belyaeva, 2015), ����� ������� ��������� � ������������������� ������������ ��������� �������������, � ����� ���� �������� �������� ��������, ����������������� � ������������������� ������� [7] (Vitkovskaya, 2005). ��� �������� ���������� ������������ ������������� � ����������� ������ ������� �����, ���������� ������� � �������, �� �� ���������-��������������� ���������������, � ����� �� �� ��������� � ������������������� � �����.

� �������������� ������, ��� � � ������ [3] (Vinokurova, Komarova, Svetlov, 2021), ����������� �� ������������������� ���������, � ���������� � ������������������� (��� ������������������� �����������), �� ���� ���������� ������������ ���� ����� ��������� � ��������� � ������� ��� ����� � �������� ��� ����������� �������� ���� ���������� ��������, ��������� � ������������������� �������������.

���� � ������ ������������

���� ������������ � ������� �������������� ����������� ��������� ����������� ��������, ��������� � �������������������, ��� ���������� � ������������������� ������������ � �������� �� ���. ������ ������������������������ ���� ������� ������.

����������� � ������� ������������

������ �������� �� ���������� ���������������� ������ ���������, ������������ � 2018/2019 ������� ���� � ���� ������� ��: ������, �����, ���������, ������, ������, ��������. ���������� ������ �� ����������� ������� ������� � ������������� ��� ������� �� �������������� ���� ��������������: ���������, ������������ ��������� ����� � ��������� (������� ���������� � ������), � 44,1% �� ������ ����� ������������; � ���������, ����������� ����������� ������, � 20,2%. ������ �� ���� �� ����������� ���� ������� ����, ��������� ���������� � �������������-���������������� ���������� (12,4%), ������ ������������ ����� (5,8%) � ������ ������������ ����� (2,3%). ������ ����� � ������� ������������ ���������, ��������� � ���������/���������������� (0,8%) � ����������/�������� (0,4%).

������� ����� ������������ � ����� ������� ��������� �������� ������������ (78,4%), ���� ������ ����� � �������� ������������ (16,4%), 5,2% � �������� ������������. ������� ������� ���������� � �������� 20 ���: 41,6% ������������ ��������� � ���������� ���������� �� 17 �� 19 ���, 52,5% � �� 20 �� 22 ���, 4,5% � �� 23 �� 25 ���, 1,4% � ������ 25 ���. ��������� ������ ��������� ����������� � ��������� �����������: 69,5% ������� � 30,5% ������.

������ ������ ������ ���������� ������������ ������� ���� � ����� �� ������� ����� � ����������� �� �������� ����� ��������� ����� ��������� ����: ����� ����� ������������ ������� ������� ����������� ������ �������� 47,3% ���������� (39,6% ������ ������������ ������ �� �����, 13,2% � �������� � ������ ������ ���������). ��������, ���������� ������� � ������������������� ������������, �������� � ������ ��� (�������� � �������������������); ��������, �������� ������������ ������ ������ ��������� (������ �� �����, ��������), ���������� � ������ ��� � �� �������� � �������������������. ������� ��������, ���������������� �� ������� ���������������, ��������� �� ������ ������� ������ ���. ��������� � ����������� � ������� � ������ �������, �������������, ����������� ���������� ������������ ����� ��������� ������������ � ������ [3] (Vinokurova, Komarova, Svetlov, 2021).

�������� ����������� �������������, ����������� ��������� ���, � ����� ��������, ������� ������������ ������������������� ���� ����� ���������, ��� ����� ���� ��� ������������������� ������������: � 79,9% ��� ���� ��������� �������������� ��� ���� �� ��������������� ������������� � ����������� �������� �������, ����� ��� ���� �������� ��������� ����������� ������ � 48,7% (���. 1). ������ ����� ���������, ��� ���� ����� �������� ���������, �������������� ������� ���� ��� �������, ����� ������������������� ���� �� ������ ���� ������������ �������������������, ���� �������� �������������, ������������������ �������� ������������ ����. ��� ���, ��� � ��� �� ����� ���������� � ���������������� �������������������, � ������ �������� ����� ������������� ���������� ����: ���� 13,2% � 7,7% ������������ ������ ����� �������������� ������ �� ���������� �������� ������������, ��� 22,1% � 18,4% � ��������������� ������������. ����� ��� �������� ���������������� ������������������� � ������, ������������� �������� � ������ �������������� ������ [15] (Parshin, Kruglov, 2014).

������� 1. ������������� ������������ �� ������ �� ������: ����� �� � ��� ����� � ��������� ����� �����-�� ���� ��� ������������������� ������������?�, % � ����������� ����� �� �������������� ����� ���������

��������: ���������� �������� �� ������ �������������.

� ������� �� ���������� ��������� � ������������� ����������������, ������� � ����� ������ ��������� ����������, � ����� � ����������� ����������� � ������� ������� � ��������� ������� [24] (Shirokova et al., 2016, 2019), ���������� �������� ��� ���, ��� � ���, ��� �������, �� ������� ����������� �������� ������ � ������ ������� � ����� ������� � ������������ � �������������� ����� ������������, ����� ��� ��������� � ��������� �������: ����� �������� � ������������������� ������� ����� � ���������� ������ ������ 26,7% ������������ (���� �������� ��������� ��� ���������� 21,2%), � ������������ ������������ ������� � ����������� � ����� 40% (����� ��������� ��� � 42,8% � 30,4% ��������������). ����� ������� ����� ������������� � ����������� ��� ����������� �� ���: �� ������ ����������������� ����������������� ������ ��������� ��������� Gallup �� ���� �������������������� ���������� � ������������ [28] (Calderon, 2011), ������������ � 2011 ���� � �������� 1721 �����������, ����������� ������������ ��������� ��������, ��� ��� �� ������ ���������, ���� ���� ������� �������� (91%), � ��� ��� ������� �� �������� �� ���� � ����� ����� (85%). ���� ��� ���������� ��������� ������������������� ������������ � ��� ���� ���� �����, ���� �������� ��� ������ �� ������, �� ���� ������� ���������������� ������������� ��������������� �� ������������������� ���� ������ ����, �������, ��� �������, �� ������������ ������ � ��������������� ��� ����������� ����������.

������, �������������� �� ������� 2, ������� � ���, ��� � ��������� �� ������ ������������, ��������������� �������� �� �����, ���������� �������� ��� ����������� ������� ���������� � ������ �� ������� �������, �� ��́����� � � ������ �� ����������� � � ������������ �������� �����. ������ � ��� ���������� ��������� ������ �������� ����������� ���� �������� �������� ���� ������������ ��� � ��� � ���� ��������� ���� ���������� �� ������������, ���������� � ������������ ������� ������ (���. 2). ��������, � ������� ������ �� ���, ������������ � ����������� ������� �� ��������, ��������� �� ����� ������������������� ������������.

����������� ��� ��������, ��� ����������� �� �������������� ��� ����� ���������, ������ � �������� ��������������� ��������� � ��������� ����� ������� ��� �������� ����������� (����� ������ ��� ���������� ������� ��, ��� ���������� ��� �������������������� ����, ������������������ 78,1% ����������, ����� ��� � 77,1%; 82,7% ������������, �������� ������� ������� � ���������, ����� ������ � ������������). ������ ����������� �� ��� ��������, ��� �������� ��������� ��������� ����� �������������� �������� ��� ������������ �������. ��� ���������: ������������ GEM ������� ������������� ��������� � ���, ��� �� ������ ������ ��� ������� ������������������� ������������: �� ��� ������, ������ 35% ���� ������������� ���������� ���������������� �������� � �� ������������� (������ 65% � ���) [16].

������� 2. ������������� ��������� �� ������ �� ������: ����� �� �����-���� �������� �������� ���� ����, ��� �� ���� �� ������ ��� ����� �������?�, % � ����������� ����� �� �������������� ����� ���������

��������: ���������� �������� �� ������ �������������.

������ [23] (Shirokova et al., 2019) ���� ��������� ��������, ��� ������������������� ����������� ����������� ���������� ������������������� ������������, ��������� ���� ���������, ���������� ������� � ������ �����-���� ����� �������������������� �����������, ��������� ���� ����� ���������� � ����������� ���������������� � � ��������� �� ��, ��� ����� �������� � �������� ��������-������������ �����: �������������� �������� ���������� ����������� ��� ��������� ������ �� ������� ����� ��������� �����, ��� ��������� ����������� ����� ������������������� ���������. �� ������ ������ �������������, �������� ������� ����� ������ ��������� ����������� ������, �������� ��� ������������ ������� ������� (77%), ������ �������� ��������� ��������� (��� �������� ������ ������ 16,6%). ����������, ��� ������ ����� ������ �������������� ����������� ���������� ���������������, ������ ��������� ������-����������� � ���������������� ��������������, ��� ���� �������� ������������ ����������� ������� � ������ �����������, �� ��������������, �� �� ������, ������������������� ���������� ����� �������� [14] (Pankov, 2019).

������������� ������� ������������� ����������� ����� � ������������ ��������� � ������������� ����������� �������������������: 42,7% ���������� ��������� ��� ������ �� ����� � ��������� � ����� ���� ����������� �������������������, 8,3% �������, ��� ������� ��������� ���, 29,5% � ������������ � �������; ��������������� ����� ���������, �������� ������������ ������ ������ ���������, �������� �� ��� �� ������ (����. 1). ��� ���� ����� ������������ ��������� (�� ������������ ����� ����������� ��������� Gallup) 64% ��������, ��� � �� ������� ��������� ���� ������-��������.

������� 1

������������� ��������� ��� �� ������ �� ������:�������������� �� � ����� ���� ���������� �������������������?�, % � ����������� ����� �� �������������� ����� ���������


��, ���������� ����������� ���� �� �������
��, � ���� ��� ���� ������������ ������-��������
��, ���������� �������� ������ ������������ ������-��������
��, ���� ������ ����� ���������
������ �� ���� � ����� ������������
������ (�), ��� � ���� ��� ������� ���� ��������� �������������������
����������� � �������
�� �����, %
5,9
1,7
9,3
7,2
45,9
8,6
24,1
�������� ����������� ����, %
7,5
2,6
6,02
7,2
42,7
8,3
29,5
�������, %
6,2
1,5
9,2
6,2
38,5
10,8
30,8
����������������, %
8,3
0
12,5
8,3
31,3
10,4
29,2
��������: ���������� �������� �� ������ �������������.

���������� �������� ��� �������� ����� ������� � ����������� ���������� (58,1% ������������ ��� ������ �� �������� ������ ������ 41,6% ����� ������������ ���; ���������� ���������� � ������ ������������ � ������� ����������� � 32,3%, � ��������� � �������� ���������� ��� �������� ������ � 44,1%). ��� ������� ����� ������ �������� ������ � ������� ����������� � ���� � 60% ������������ �������� ������ ��� (�������� �������� �� ����� � �������� ������������ ������ ����� ������ � 47 � 52% ��������������). � ������ [26] (Belmietal, 2016) ��������, ��� ����������� ����������� ���������� �������� ������ �������������, ������ ������������������ ��������, ���������� �� �� ���������������� ������������ ��� ��������� ���������� �������. � ����� � ���� �������������� ���������, ��� ������ ���������� �������� ��� � ������� ��������� ���� �� ������� ����������� ����������, � ����� �� � �������� ������ ������������ �������.

���������� ��� ������� ���� ���������� �����������������, �� ���������� ����������� ��� �������� � ������� ������: 52% ������������ ������ ������������ ������, ��������� � ��������; ����� ��� ������������ �������� ������ ������ 43% ������������.

������� 3. ������������� ��������� �� ������ �� ������: ��� ��� �� ������������� ������� ��������� �� ����� �����?�, % � ����������� ����� �� �������������� ����� ���������

��������: ���������� �������� �� ������ �������������.

���� ����� 35% �������� � ������������������� ������ ��������� ����� �� �����, ������ ��� ����� �������� �������� �� ����� � �� �������� ����������� ����� ���� 23,1% � 21,8% ������������ �������������� (���. 3). �������� ����������� ���������� ������������, ����� ��������� ������������ ���������� ��������. ��-������, ������������ ������ ���� ������ �������� ��� ���������� ���������������� �������, �������������� ����� � � ������������������� ������������. ���������� ����������� ��������� �������� ��������� ����� ���������� ��������, �� ��������� � ������ ���������� ���������. ����� ��������� ����������� � ���� � ������������������. ��������� ���� ������ ��������� ��������������� ������, ������ ������� ����� ������, ����������� ��������� ����� ������ [10] (Korshunov, 2016).

����������

������ ����������� � ������������������� � �������� ����������� ������������ ���� ����� ��������� � ��������� � ������� ��� ����� � �������� ��� ����������� �������� ���� ���������� ��������, ��������� � ������������������� �������������, ��� ������� �������� � ������ [3] (Vinokurova, Komarova, Svetlov, 2021). ����� � ������� ���������� ���� ����� ������������� ������� �������������� ��������������� [24, 23, 22, 16] (Shirokova et al., 2016; Shirokova et al., 2019). ������� ���������� ������ ������������� ����������� ������ ������������ � ��������������� �������� ��������, �� ������� ����������� ��������� ��������� � ���������� � ������������������� � ���������� ��������������� ��� �������� ������� ����� �� ��������� �������� � ������������������� � ��������� ������������� ����������������. ���, � ���������, �������� � ���������� ���������� ������� � ������ ��������� ������� ��������� � �������������������� �������������, � ������� ������������������� ��������� �� �����������, � ��� ������.

�������� ��� � ����������� ���������� � ���������� ������ � ������ ������ ������ �����������: ��� � 2004 ���� ������� ������� ������ � ������ � � ����������� ��������� ������� �� ������ ����� � ���� ��������� ����� ����������� � ������������� ���������������� (16,7% � 13% �� ������������ � ������ ������ ��������������), � �� ����� ��� ����� ��������������������� ����� ��������� �������� ���������� ������������������ 7,3% ���������� [20] (Tikhonova, Chepurenko, 2004). ��������, ��� � ������� �� ������� ��� � ����� ���������� ��������� ������������ �������� ��������� ��� �������: ��-������, �������� � ��������� ������� � ������ ��������� ������, �������������� �� ������������; ��-������, ��������� �� ������� ����������� ������ � ����� � �����������, ��������� �������������� �����, ��� ���������� ��������� ������� ����������������: �������� � ������ ����� �������������� ������, ���������� �������������� ������������ ��������� � ������������������� �������������, ���������� ������-������������ � �.�.

� ����� ���� ������������ �������� �������������� �������� ������� ����������� � ������ � ���� ��������, �������� ������� ��� ������� ������������������� ������������ �������� �������� ���. �� ������� ����, ��� ���� ������� � ������������� �����. � 2012 ����, �� ����������� ������ 255 ��������� ��� ���, �������������� � ���������� ������� �� ���������������������� ����� ����������, �� ���� �� �����, �� ����������� �������� � �������, � ����� �� ����������� ����������������, ����� �������� ������������ ��� ��������� ������ 38,4% ����������, ����� ��������� �� ����� ����������� ������� ����������� � 53,7%, ����� ���������, ���������� ������ ������ �����������, � 49% [11] (Krasavin, 2012). �� ������ ������ ������������, ������������ ���������� � ������� ����������� ������� ����������� ������ ����� ������ 16,6% ������������ ���. ����� ������� ����� �� 18 �� 24 ���, �� ������ �����, 25% �������� ������ �����������, ������ ��� ��� �������, � 18% � ���� ��������� ����������� ������� [9]. ����������� � ������������ ������� ����� ������������ ��� ��������� � ��� ������������, ������������ � ������������, ��������� � �������� ����������� ������, ���������� ���������������� ����������� ����� ��� �������� ������������ � ����� �� ������ ���� ���������� ��������������� (��� ����� �������������� ������������ ������ ������������� � �������������� �������� ������, ����������� ���������������, ������ 77% ���) � ������ ���������� ���� ������� � ������� ���������� ����������� ������� ����������� ��� �������� [12] (Krasnova, Peftiev, 2019), ���, ��������������, ����� � ���������� ������������ ��������� �� ������ �������������� �������� � �����, � ����� �� ������������ � ������������� ������������������� ���������.

���������� ���������� � ��������� ��������� � ���������� ��������� ��� �� �������� �� ������������: ��� ������ �������������� ����� ���� ������������ �������� ����� ������. �������������� ��� ���������� �� �� ������ ���� ���������������� ����� ����� �� ������ ��������� ������ ������, ��� ������� ���� � ������ ������ ���������, ������ ������������ ������ � �������������� � ������� ���������, ����������������� ���� �� ����� [8] (Voronina, 2014). ������� ��������� ����������� ��������������� �� ��������� � ������� ���������, ��� ����� �� ������������ ���������� ������������������� ������������: ������ ������ ������������� ���������� ���� (���) �������, ��� ��������� �� 25 ��� � �������� ���������������. � ����� �������, ������� ���� ��������� � ������ ����� ���������� ������������, �� � ������ � �� ������ � ����� ������������� ���������� ��� ������������ ��������. ������� � �������� ������ ���������� �������������������� ���������� ������� ����� ����� ������������� �������� �����������, ������������ �� ���� ��� ���������� ������ ����� ������������ � ����������������, ��� ��� ��������� � ������� � ������������� �������������������� ����������. � ���������, � ��������� � ����� �������� ���� �������� ��������������� �������� ��������� ������� � ��������� ���������, � ����� ���������� � ������������ ����������� �������, � ������ ������� ������� �������������� ����������������.

��� ����, ��� ��������� ��������, �������� ���������� ������� ��������� �� ����� ����� �� ������ (32,1% ��������� ��� ������ 22,4% � 20% ������������ �� �����, �������� ������������ ������� ������ � ��������). ���������� ���� ������ ����� ���� ������� ��� �������� ������������ ����, ���� ��� ������� � ��������, � ������� ������� ��������� ���������� ������.

��������� ����������� ����� �������������, ����� ���������������� �������� ������� (�������� ������ �� ����, � �� ��� �����: 42,4% ������ 33,4% ����� ���), ������� �������� ������� ����� (���������� ����������� ���������� ������ ������� ��� ����� ����� � 40,7% ������ 37,4% ����� ���) ���������� ������ ������������ �������� ���������� �������� ��������� � ������� ������, � ����� �� ����� ����������� ����������� �������������������.

����������

�����, ����������� ����� �������� �������� ������������� ���� ���������� ������� ������� �������, �������, ��� ����������, �������� � �������������������, � ��� ���� ����� �������, ������� ��� ����� ���� �� ������� ������������� � ���, � ����� ����������� �� ����� ��������� � �������� ����� ������������������� ������������. ����������� ����� ���������� � � ������� ���������, �������� ������������ ������ ������ ���������, � ��� ��������� ������������ ����������� �� ����������� �������� � ������ ����������� ����������������, ��������������� �� ������������� �������������������, ��������������� ��� ������������ ������-������. ������������� ������������������� ������� ������� �����, �� � ��������� � ������������� �������������������� � ������� ���� ������������ �������������� �������� � ���������������� ���������.

�������� � ������������������� ������� ������ � ����, ������ ������������ ������ � ����������, ��������� ������� ������� � ����������� �������� ������ �����. �� ����� ������� ���� ����� �� ��������� ����������� ������ � ����������� ������, �� �� ������� ��������� ������ �������� ��� ������ ���� ������� ������� ��-�� ��������� ���������� ����������, ������ ������������ ������������ ������������ � ������������ ��������. � ���� ��� �������� ������� �� ���������� ��������� � ������������� ����������������: ��� ��� ����������� ������ � ���� ���� �����, ���� �������� ����� ���������, ������� �������, ���������� ���� � �������������. ��� ���������� �������� � ������������������� ������� ����� ����������� ������ ���� ����� ������ ���������� �������������� ����� ������� �������, ��� ����������� ��������� ������ ������� � ������, ������ ����������, ������� ������������� � �.�. (�� ������ ����� ������������ ���), ���� �������������� ��� �����, ������������� ������������������ ����� ��������������� ����������� � ����� �������� �����.

�������� �� ���������� ������� ������� ����������� ���� � ��������� �������, �������� ������ �������� ���������������, ���������� �������, ���������� �������������������� �������������, �� ������ � ����������� ����� � �������. �� ����� ����� ������-���������, ������ �����, ����������� �����, �������� ���������� ������, ����������� ��� ������������������� ������������, � ��������� �� �����������. � �������, ��������, �� ��������� �� ���, �������������� �������� ����� ������ � ������������, ���������� �������, �������� � �������������������, �� ������� ����������� ���������� ������, ����������� ���������������, � ��������� �� ���������� �� ��� ����.

�������, �������� � �������������������, ���� ����� ������ ��������� �� ����������� ���������. ����� ������������, ��� �������� �������������, ������������������ �� ���������� �������������� ������, ��� ��� ������ ������������� ���������� ���� ���������� � ������, ��������� ������ ��������� ������ � �������������� �� ��������, ����� ����� ����� � ������� ���������� ������������������� ������. ��� ����� ��������� ���������������� �������� � ������ ��������� �������������� ������������������� ������������ � ������ ��������������� ��������� ������������� ��� ��������� ����������� ������.

������������ ���������� ��������, ��� � ���� ���������, ������������ ��������� ������ ����������� ��� ����������� ��������������� �������� ������������ ���������� ������ ����� ������������ � ����������������. ��� ������ ���� ���������� �� �������� ������������� ��������� ������������, ����������� ��������������� ����������� ���������: ������������ ���� ��������� ��� � ��������� ���������, ��������� ������ �� ����������� ������� � ���� ������� � ����.


Источники:

1. Бизнес в России: взгляд изнутри. Вциом. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/biznes-v-rossii-vzglyad-iznutri.
2. Варшавский А.Е., Винокурова Н.А., Кочеткова Е.В. Представления ученых о том, какие профессии являются наиболее подходящими для их детей и внуков // Народонаселение. – 2020. – № 1. – c. 119-134. – doi: 10.19181/population.2020.23.1.10 .
3. Винокурова Н.А., Комарова К.А., Светлов Н.М. Семья как фактор склонности к предпринимательству // Креативная экономика. – 2021. – № 12. – doi: 10.18334/ce.15.12.113986.
4. Винокурова Н.А., Гребенников В.Г. Качество жизни как приоритет в ценностных ориентациях студентов (по материалам социологического обследования) // Вестник ЦЭМИ. – 2018. – № 3. – c. 6.
5. Винокурова Н.А., Гудович И.С. Приоритеты студенчества в отношении качества жизни // Анализ и моделирование экономических и социальных процессов: Математика. Компьютер. Образование. – 2019. – № 7. – c. 108-115. – doi: 10.20537/mce2019econ10 .
6. Винокурова Н.А., Светлов Н.М. Об особенностях восприятия предпринимательства студентами вузов // Экономическая наука современной России. – 2020. – № 1(88). – c. 127-142. – doi: 10.33293/1609-1442-2020-1(88)-127-142 .
7. Витковская О.И. Социально-психологический портрет предпринимателя // Сибирский психологический журнал. – 2005. – № 21. – c. 23-26.
8. Воронина Ю. Остались без шампанского. Российская Бизнес-газета. - 2014. - 10(939)
9. Высшее образование: социальный лифт или потерянное время?. Вциом. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vysshee-obrazovanie-soczialnyj-lift-ili-poteryannoe-vremya.
10. Коршунов А.В. Самооценка студентами института физической культуры личного уровня организаторских умений // Результаты научных исследований: Сборник статей международной научно-практической конференции. Тюмень, 2016. – c. 95-97.
11. Красавин Е.М. Ресурсно-мотивационный портрет и типология потенциальных предпринимателей // Вестник экономики, права и социологии. – 2012. – № 3. – c. 41-43.
12. Краснова Г.Н., Пефтиев В. Высшее образование в России: проблемы и решения // Социально-политические исследования. – 2019. – № 3(4). – c. 59-72. – doi: 10.24411/2658-428X-2019-10512 .
13. Отношение к предпринимателям и восприятие бизнеса в России. Вциом. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2019/Predprinimatelstvo2019.pdf.
14. Паньков В. Смена поколений: как меняется портрет российского предпринимателя. Plus.rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://plus.rbc.ru/news/5dede4257a8aa9295986a83d.
15. Паршин М.А., Круглов Д.А. Переход России к шестому технологическому укладу: возможности и риски // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 5-2(37). – c. 1.
16. Предпринимательский потенциал российского общества: состояние, проблемы, возможности активизации. / Промежуточный доклад по итогам реализации проекта научного фонда ГУ ВШЭ «Предпринимательский потенциал общества: GEM Россия»: Препринт WP1/2007/05. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. – 73 c.
17. Профессиональный вопрос. Вциом. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/professionalnyj-vopros.
18. Рубин Ю.Б. Формирование компетенций в сфере предпринимательства на образовательном пространстве бакалавриата // Высшее образование в России. – 2016. – № 1(197). – c. 7-21.
19. Среди предпринимателей в России 30% составляет молодежь. Тасс. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/12290425.
20. Тихонова Н.Е., Чепуренко А.Ю. Предпринимательский потенциал российского общества // Мир России: Социология. Этнология. – 2004. – № 1. – c. 116-145.
21. Устойчивость малого и среднего бизнеса в России. СберДанные. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sberbank.com/common/img/uploaded/files/pdf/analytics/ust_bz.pdf.
22. Чепуренко А.Ю. Роль обучения в активизации предпринимательского потенциала российского общества. - 2014
23. Широкова Г.В. и др. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. / Национальный отчет: Россия 2018. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2019. – 53 c.
24. Широкова Г.В. и др. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. / Национальный отчет: Россия 2016. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2016. – 48 c.
25. Широкова Г., Богатырева К., Беляева Т. Предпринимательская ориентация российских фирм: роль внешней среды // Форсайт. – 2015. – № 3. – c. 6-25. – doi: 10.17323/1995-459X.2015.3.6.25 .
26. Belmi P., Laurin K. Who wants to get to the top? Class and lay theories about power // Journal of personality and social psychology. – 2016. – № 4. – p. 505-529. – doi: 10.1037/pspi0000060.
27. Brenner O.C., Pringle C.D., Greenhaus J.H. Perceived fulfillment of organizational employment versus // Journal of small business management. – 1991. – № 3. – p. 62.
28. Calderon V.J. US students’ entrepreneurial energy waiting to be tapped. Gallup. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gallup.com/poll/150077/Students-Entrepreneurial-Energy-Waiting-Tapped.aspx.
29. Falck O., Heblich S., Luedemann E. Identity and entrepreneurship: do school peers shape entrepreneurial intentions? // Small Business Economics. – 2012. – № 1. – p. 39-59.
30. Kolvereid L. Organizational employment versus self-employment: Reasons for career choice intentions // Entrepreneurship theory and practice. – 1996. – № 3. – p. 23-31. – doi: 10.1177/104225879602000302.
31. Lüthje, C., Franke, N. The ‘making’of an entrepreneur: testing a model of entrepreneurial intent among engineering students at MIT // R&d Management. – 2003. – № 2. – p. 135-147. – doi: 10.1111/1467-9310.00288.
32. Osviannikov A.A., Lakeeva L.V. Discrepancies Between Labor Market Needs and the System for Choosing a Career Path in Russia // Sociological Research. – 2019. – № 5-6. – p. 186-204. – doi: 10.1080/10610154.2021.1951068.
33. Saeed S., Yousafzai S.Y., Yani‐De‐Soriano M., Muffatto M. The role of perceived university support in the formation of students' entrepreneurial intention // Journal ofsmallbusiness management. – 2015. – № 4. – p. 1127-1145. – doi: 0.1111/jsbm.12090.
34. Stimulating Youth Entrepreneurship: Barriers and incentives to enterprise start-ups by young people Schoof U. Stimulating Youth Entrepreneurship: Barriers and incentives to enterprise start-ups by young people. International Labour Organization. - 2006
35. Walter S.G., Parboteeah K.P., Walter A. University departments and self–employment intentions of business students: A cross–level analysis // EntrepreneurshipTheory and Practice. – 2013. – № 2. – p. 175-200.

Страница обновлена: 25.10.2024 в 02:21:56