Кто хочет стать миллионером? Портрет российского студента, желающего стать предпринимателем

Винокурова Н.А.1, Комарова К.А.1, Светлов Н.М.1
1 Центральный экономико-математический институт РАН, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 2 (Февраль 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48122552
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматриваются личностные качества студенческой молодёжи, проявляющей интерес к созданию собственного дела. Данные об отношении к предпринимательству и взглядах молодых людей на их будущую трудовую деятельность получены с помощью анкетирования, проведенного среди студентов городов - центров регионального развития. В результате выявлено противоречие между имеющимися предпринимательскими наклонностями этой группы молодёжи и их неготовностью к предпринимательству, обусловленной отсутствием склонности рисковать, терпеливо переносить длительные финансовые трудности, много и напряжённо работать. Подтверждено преобладание личных интересов при выборе места работы у этой группы российских студентов: занятость воспринимается главным образом как источник доходов. Студенты вузов, осуществляющих подготовку «управленцев», определены как потенциальный источник предпринимательских кадров. Выявлена значимость перераспределения рисков между государством и бизнесом для нивелирования отрицательно-го влияния «безрискового» поведения молодых людей на их склонность к предпринимательству.

Ключевые слова: молодежь, студенты, предпринимательство, собственное дело, инновационное предпринимательство, личные интересы, источники доходов

JEL-классификация: L26, M21, O31



, ( , ), (94% 1824 ) [13] . 30% [19], , (71%) [1], 36 [21].

: , , ?

[34] (Schoof, 2006) , :

- ;

;

;

- ;

.

. , .. . , [18] (Rubin, 2016).

. : [2] (Varshavskiy, Vinokurova, Kochetkova, 2020) , , , . : 30% [17].

.. [22] (hepurenko, 2014) , : , . , , , .

, , , , , , , .

. , , , , [27] (Brenneret al., 1991). [30] (Kolvereid, 1996). (, , ..), , [31] (Luthjeetal, 2003).

, : , [4] (Vinokurova, Grebennikov, 2018).

: [5] (Vinokurova, Gudovich, 2019); [32] (Osviannikov, Lakeeva, 2019). , [6] (Vinokurova, Svetlov, 2020), .

[33] (Saeed et al., 2015). , ( ) [35] (Walter et al., 2013). : -, , [29] (Falck et al., 2012).

, , , , [25] (Shirokova, Bogatyreva, Belyaeva, 2015), , , [7] (Vitkovskaya, 2005). , , - , .

, [3] (Vinokurova, Komarova, Svetlov, 2021), , ( ), , .

, , . .

, 2018/2019 : , , , , , . : , ( ), 44,1% ; , , 20,2%. , - (12,4%), (5,8%) (2,3%). , / (0,8%) / (0,4%).

(78,4%), (16,4%), 5,2% . 20 : 41,6% 17 19 , 52,5% 20 22 , 4,5% 23 25 , 1,4% 25 . : 69,5% 30,5% .

: 47,3% (39,6% , 13,2% ). , , ( ); , ( , ), . , , . , , [3] (Vinokurova, Komarova, Svetlov, 2021).

, , , , : 79,9% , 48,7% (. 1). , , , , , . , , : 13,2% 7,7% , 22,1% 18,4% . , [15] (Parshin, Kruglov, 2014).

1. : - ?, %

: .

, , [24] (Shirokova et al., 2016, 2019), , , , , : 26,7% ( 21,2%), 40% ( 42,8% 30,4% ). : Gallup [28] (Calderon, 2011), 2011 1721 , , , (91%), (85%). , , , , , .

, 2, , , , , ́ . , (. 2). , , , .

, , ( , , 78,1% , 77,1%; 82,7% , , ). , . : GEM , : , 35% ( 65% ) [16].

2. : - , ?, %

: .

[23] (Shirokova et al., 2019) , , , - , , - : , . , , (77%), ( 16,6%). , , - , , , , [14] (Pankov, 2019).

: 42,7% , 8,3% , , 29,5% ; , , (. 1). ( Gallup) 64% , -.

1

: ?, %


,
, -
, -
,

(),

, %
5,9
1,7
9,3
7,2
45,9
8,6
24,1
, %
7,5
2,6
6,02
7,2
42,7
8,3
29,5
, %
6,2
1,5
9,2
6,2
38,5
10,8
30,8
, %
8,3
0
12,5
8,3
31,3
10,4
29,2
: .

(58,1% 41,6% ; 32,3%, 44,1%). 60% ( 47 52% ). [26] (Belmietal, 2016) , , , . , , .

, : 52% , ; 43% .

3. : ?, %

: .

35% , 23,1% 21,8% (. 3). , . -, , . , . . , , [10] (Korshunov, 2016).

, , [3] (Vinokurova, Komarova, Svetlov, 2021). [24, 23, 22, 16] (Shirokova et al., 2016; Shirokova et al., 2019). , . , , , , .

: 2004 (16,7% 13% ), 7,3% [20] (Tikhonova, Chepurenko, 2004). , : -, , ; -, , , : , , - ..

, . , . 2012 , 255 , , , , , 38,4% , 53,7%, , , 49% [11] (Krasavin, 2012). , 16,6% . 18 24 , , 25% , , 18% [9]. , , , ( , , 77% ) [12] (Krasnova, Peftiev, 2019), , , , .

: . , , , [8] (Voronina, 2014). , : () , 25 . , , . , , . , , , .

, , (32,1% 22,4% 20% , ). , , .

, ( , : 42,4% 33,4% ), ( 40,7% 37,4% ) , .

, , , , , , , . , , , , -. , .

, , . , - , . : , , , . , , , .. ( ), , .

, , , , . -, , , , , . , , , , , , , , .

, , . , , , , , . .

, , . , : , .


Источники:

1. Бизнес в России: взгляд изнутри. Вциом. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/biznes-v-rossii-vzglyad-iznutri.
2. Варшавский А.Е., Винокурова Н.А., Кочеткова Е.В. Представления ученых о том, какие профессии являются наиболее подходящими для их детей и внуков // Народонаселение. – 2020. – № 1. – c. 119-134. – doi: 10.19181/population.2020.23.1.10 .
3. Винокурова Н.А., Комарова К.А., Светлов Н.М. Семья как фактор склонности к предпринимательству // Креативная экономика. – 2021. – № 12. – doi: 10.18334/ce.15.12.113986.
4. Винокурова Н.А., Гребенников В.Г. Качество жизни как приоритет в ценностных ориентациях студентов (по материалам социологического обследования) // Вестник ЦЭМИ. – 2018. – № 3. – c. 6.
5. Винокурова Н.А., Гудович И.С. Приоритеты студенчества в отношении качества жизни // Анализ и моделирование экономических и социальных процессов: Математика. Компьютер. Образование. – 2019. – № 7. – c. 108-115. – doi: 10.20537/mce2019econ10 .
6. Винокурова Н.А., Светлов Н.М. Об особенностях восприятия предпринимательства студентами вузов // Экономическая наука современной России. – 2020. – № 1(88). – c. 127-142. – doi: 10.33293/1609-1442-2020-1(88)-127-142 .
7. Витковская О.И. Социально-психологический портрет предпринимателя // Сибирский психологический журнал. – 2005. – № 21. – c. 23-26.
8. Воронина Ю. Остались без шампанского. Российская Бизнес-газета. - 2014. - 10(939)
9. Высшее образование: социальный лифт или потерянное время?. Вциом. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vysshee-obrazovanie-soczialnyj-lift-ili-poteryannoe-vremya.
10. Коршунов А.В. Самооценка студентами института физической культуры личного уровня организаторских умений // Результаты научных исследований: Сборник статей международной научно-практической конференции. Тюмень, 2016. – c. 95-97.
11. Красавин Е.М. Ресурсно-мотивационный портрет и типология потенциальных предпринимателей // Вестник экономики, права и социологии. – 2012. – № 3. – c. 41-43.
12. Краснова Г.Н., Пефтиев В. Высшее образование в России: проблемы и решения // Социально-политические исследования. – 2019. – № 3(4). – c. 59-72. – doi: 10.24411/2658-428X-2019-10512 .
13. Отношение к предпринимателям и восприятие бизнеса в России. Вциом. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2019/Predprinimatelstvo2019.pdf.
14. Паньков В. Смена поколений: как меняется портрет российского предпринимателя. Plus.rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://plus.rbc.ru/news/5dede4257a8aa9295986a83d.
15. Паршин М.А., Круглов Д.А. Переход России к шестому технологическому укладу: возможности и риски // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 5-2(37). – c. 1.
16. Предпринимательский потенциал российского общества: состояние, проблемы, возможности активизации. / Промежуточный доклад по итогам реализации проекта научного фонда ГУ ВШЭ «Предпринимательский потенциал общества: GEM Россия»: Препринт WP1/2007/05. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. – 73 c.
17. Профессиональный вопрос. Вциом. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/professionalnyj-vopros.
18. Рубин Ю.Б. Формирование компетенций в сфере предпринимательства на образовательном пространстве бакалавриата // Высшее образование в России. – 2016. – № 1(197). – c. 7-21.
19. Среди предпринимателей в России 30% составляет молодежь. Тасс. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/12290425.
20. Тихонова Н.Е., Чепуренко А.Ю. Предпринимательский потенциал российского общества // Мир России: Социология. Этнология. – 2004. – № 1. – c. 116-145.
21. Устойчивость малого и среднего бизнеса в России. СберДанные. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sberbank.com/common/img/uploaded/files/pdf/analytics/ust_bz.pdf.
22. Чепуренко А.Ю. Роль обучения в активизации предпринимательского потенциала российского общества. - 2014
23. Широкова Г.В. и др. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. / Национальный отчет: Россия 2018. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2019. – 53 c.
24. Широкова Г.В. и др. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. / Национальный отчет: Россия 2016. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2016. – 48 c.
25. Широкова Г., Богатырева К., Беляева Т. Предпринимательская ориентация российских фирм: роль внешней среды // Форсайт. – 2015. – № 3. – c. 6-25. – doi: 10.17323/1995-459X.2015.3.6.25 .
26. Belmi P., Laurin K. Who wants to get to the top? Class and lay theories about power // Journal of personality and social psychology. – 2016. – № 4. – p. 505-529. – doi: 10.1037/pspi0000060.
27. Brenner O.C., Pringle C.D., Greenhaus J.H. Perceived fulfillment of organizational employment versus // Journal of small business management. – 1991. – № 3. – p. 62.
28. Calderon V.J. US students’ entrepreneurial energy waiting to be tapped. Gallup. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gallup.com/poll/150077/Students-Entrepreneurial-Energy-Waiting-Tapped.aspx.
29. Falck O., Heblich S., Luedemann E. Identity and entrepreneurship: do school peers shape entrepreneurial intentions? // Small Business Economics. – 2012. – № 1. – p. 39-59.
30. Kolvereid L. Organizational employment versus self-employment: Reasons for career choice intentions // Entrepreneurship theory and practice. – 1996. – № 3. – p. 23-31. – doi: 10.1177/104225879602000302.
31. Lüthje, C., Franke, N. The ‘making’of an entrepreneur: testing a model of entrepreneurial intent among engineering students at MIT // R&d Management. – 2003. – № 2. – p. 135-147. – doi: 10.1111/1467-9310.00288.
32. Osviannikov A.A., Lakeeva L.V. Discrepancies Between Labor Market Needs and the System for Choosing a Career Path in Russia // Sociological Research. – 2019. – № 5-6. – p. 186-204. – doi: 10.1080/10610154.2021.1951068.
33. Saeed S., Yousafzai S.Y., Yani‐De‐Soriano M., Muffatto M. The role of perceived university support in the formation of students' entrepreneurial intention // Journal ofsmallbusiness management. – 2015. – № 4. – p. 1127-1145. – doi: 0.1111/jsbm.12090.
34. Stimulating Youth Entrepreneurship: Barriers and incentives to enterprise start-ups by young people Schoof U. Stimulating Youth Entrepreneurship: Barriers and incentives to enterprise start-ups by young people. International Labour Organization. - 2006
35. Walter S.G., Parboteeah K.P., Walter A. University departments and self–employment intentions of business students: A cross–level analysis // EntrepreneurshipTheory and Practice. – 2013. – № 2. – p. 175-200.

Страница обновлена: 03.09.2025 в 20:48:01

 

 

Who wants to be a millionaire? Portrait of a Russian student who wants to become an entrepreneur

Vinokurova N.A., Komarova K.A., Svetlov N.M.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 2 (February 2022)

Citation:

Abstract:
The personal qualities of students who are interested in creating their own business are considered. Data on the attitude to entrepreneurship and the views of young people on their future work were obtained by means of a questionnaire conducted among students in cities - centers of regional development. The contradiction between the existing entrepreneurial inclinations of young people and their unwillingness to entrepreneurship, due to the lack of riskiness, patience with long-term financial difficulties, and the ability to work hard and a lot, is revealed. The predominance of personal interests when choosing a job for this group of Russian students is confirmed. Employment is perceived mainly as a source of income. Students of universities that train "managers" are identified as a potential source of entrepreneurial personnel. The importance of risks redistribution between the state and business for leveling the negative impact of "risk-free" behaviour of young people on their propensity to entrepreneurship is revealed.

Keywords: youth, students, entrepreneurship, own business, innovative entrepreneurship, personal interests, income sources

JEL-classification: L26, M21, O31