Кто хочет стать миллионером? Портрет российского студента, желающего стать предпринимателем

Винокурова Н.А.1, Комарова К.А.1, Светлов Н.М.1
1 Центральный экономико-математический институт РАН, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 2 (Февраль 2022)

Цитировать:
Винокурова Н.А., Комарова К.А., Светлов Н.М. Кто хочет стать миллионером? Портрет российского студента, желающего стать предпринимателем // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 2. – С. 527-544. – doi: 10.18334/epp.12.2.114160.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48122552
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматриваются личностные качества студенческой молодёжи, проявляющей интерес к созданию собственного дела. Данные об отношении к предпринимательству и взглядах молодых людей на их будущую трудовую деятельность получены с помощью анкетирования, проведенного среди студентов городов - центров регионального развития. В результате выявлено противоречие между имеющимися предпринимательскими наклонностями этой группы молодёжи и их неготовностью к предпринимательству, обусловленной отсутствием склонности рисковать, терпеливо переносить длительные финансовые трудности, много и напряжённо работать. Подтверждено преобладание личных интересов при выборе места работы у этой группы российских студентов: занятость воспринимается главным образом как источник доходов. Студенты вузов, осуществляющих подготовку «управленцев», определены как потенциальный источник предпринимательских кадров. Выявлена значимость перераспределения рисков между государством и бизнесом для нивелирования отрицательно-го влияния «безрискового» поведения молодых людей на их склонность к предпринимательству.

Ключевые слова: молодежь, студенты, предпринимательство, собственное дело, инновационное предпринимательство, личные интересы, источники доходов

JEL-классификация: L26, M21, O31



, ( , ), (94% 1824 ) [13] . 30% [19], , (71%) [1], 36 [21].

: , , ?

[34] (Schoof, 2006) , :

- ;

;

;

- ;

.

. , .. . , [18] (Rubin, 2016).

. : [2] (Varshavskiy, Vinokurova, Kochetkova, 2020) , , , . : 30% [17].

.. [22] (hepurenko, 2014) , : , . , , , .

, , , , , , , .

. , , , , [27] (Brenneret al., 1991). [30] (Kolvereid, 1996). (, , ..), , [31] (Luthjeetal, 2003).

, : , [4] (Vinokurova, Grebennikov, 2018).

: [5] (Vinokurova, Gudovich, 2019); [32] (Osviannikov, Lakeeva, 2019). , [6] (Vinokurova, Svetlov, 2020), .

[33] (Saeed et al., 2015). , ( ) [35] (Walter et al., 2013). : -, , [29] (Falck et al., 2012).

, , , , [25] (Shirokova, Bogatyreva, Belyaeva, 2015), , , [7] (Vitkovskaya, 2005). , , - , .

, [3] (Vinokurova, Komarova, Svetlov, 2021), , ( ), , .

, , . .

, 2018/2019 : , , , , , . : , ( ), 44,1% ; , , 20,2%. , - (12,4%), (5,8%) (2,3%). , / (0,8%) / (0,4%).

(78,4%), (16,4%), 5,2% . 20 : 41,6% 17 19 , 52,5% 20 22 , 4,5% 23 25 , 1,4% 25 . : 69,5% 30,5% .

: 47,3% (39,6% , 13,2% ). , , ( ); , ( , ), . , , . , , [3] (Vinokurova, Komarova, Svetlov, 2021).

, , , , : 79,9% , 48,7% (. 1). , , , , , . , , : 13,2% 7,7% , 22,1% 18,4% . , [15] (Parshin, Kruglov, 2014).

1. : - ?, %

: .

, , [24] (Shirokova et al., 2016, 2019), , , , , : 26,7% ( 21,2%), 40% ( 42,8% 30,4% ). : Gallup [28] (Calderon, 2011), 2011 1721 , , , (91%), (85%). , , , , , .

, 2, , , , , ́ . , (. 2). , , , .

, , ( , , 78,1% , 77,1%; 82,7% , , ). , . : GEM , : , 35% ( 65% ) [16].

2. : - , ?, %

: .

[23] (Shirokova et al., 2019) , , , - , , - : , . , , (77%), ( 16,6%). , , - , , , , [14] (Pankov, 2019).

: 42,7% , 8,3% , , 29,5% ; , , (. 1). ( Gallup) 64% , -.

1

: ?, %


,
, -
, -
,

(),

, %
5,9
1,7
9,3
7,2
45,9
8,6
24,1
, %
7,5
2,6
6,02
7,2
42,7
8,3
29,5
, %
6,2
1,5
9,2
6,2
38,5
10,8
30,8
, %
8,3
0
12,5
8,3
31,3
10,4
29,2
: .

(58,1% 41,6% ; 32,3%, 44,1%). 60% ( 47 52% ). [26] (Belmietal, 2016) , , , . , , .

, : 52% , ; 43% .

3. : ?, %

: .

35% , 23,1% 21,8% (. 3). , . -, , . , . . , , [10] (Korshunov, 2016).

, , [3] (Vinokurova, Komarova, Svetlov, 2021). [24, 23, 22, 16] (Shirokova et al., 2016; Shirokova et al., 2019). , . , , , , .

: 2004 (16,7% 13% ), 7,3% [20] (Tikhonova, Chepurenko, 2004). , : -, , ; -, , , : , , - ..

, . , . 2012 , 255 , , , , , 38,4% , 53,7%, , , 49% [11] (Krasavin, 2012). , 16,6% . 18 24 , , 25% , , 18% [9]. , , , ( , , 77% ) [12] (Krasnova, Peftiev, 2019), , , , .

: . , , , [8] (Voronina, 2014). , : () , 25 . , , . , , . , , , .

, , (32,1% 22,4% 20% , ). , , .

, ( , : 42,4% 33,4% ), ( 40,7% 37,4% ) , .

, , , , , , , . , , , , -. , .

, , . , - , . : , , , . , , , .. ( ), , .

, , , , . -, , , , , . , , , , , , , , .

, , . , , , , , . .

, , . , : , .


Источники:

1. Бизнес в России: взгляд изнутри. Вциом. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/biznes-v-rossii-vzglyad-iznutri.
2. Варшавский А.Е., Винокурова Н.А., Кочеткова Е.В. Представления ученых о том, какие профессии являются наиболее подходящими для их детей и внуков // Народонаселение. – 2020. – № 1. – c. 119-134. – doi: 10.19181/population.2020.23.1.10 .
3. Винокурова Н.А., Комарова К.А., Светлов Н.М. Семья как фактор склонности к предпринимательству // Креативная экономика. – 2021. – № 12. – doi: 10.18334/ce.15.12.113986.
4. Винокурова Н.А., Гребенников В.Г. Качество жизни как приоритет в ценностных ориентациях студентов (по материалам социологического обследования) // Вестник ЦЭМИ. – 2018. – № 3. – c. 6.
5. Винокурова Н.А., Гудович И.С. Приоритеты студенчества в отношении качества жизни // Анализ и моделирование экономических и социальных процессов: Математика. Компьютер. Образование. – 2019. – № 7. – c. 108-115. – doi: 10.20537/mce2019econ10 .
6. Винокурова Н.А., Светлов Н.М. Об особенностях восприятия предпринимательства студентами вузов // Экономическая наука современной России. – 2020. – № 1(88). – c. 127-142. – doi: 10.33293/1609-1442-2020-1(88)-127-142 .
7. Витковская О.И. Социально-психологический портрет предпринимателя // Сибирский психологический журнал. – 2005. – № 21. – c. 23-26.
8. Воронина Ю. Остались без шампанского. Российская Бизнес-газета. - 2014. - 10(939)
9. Высшее образование: социальный лифт или потерянное время?. Вциом. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vysshee-obrazovanie-soczialnyj-lift-ili-poteryannoe-vremya.
10. Коршунов А.В. Самооценка студентами института физической культуры личного уровня организаторских умений // Результаты научных исследований: Сборник статей международной научно-практической конференции. Тюмень, 2016. – c. 95-97.
11. Красавин Е.М. Ресурсно-мотивационный портрет и типология потенциальных предпринимателей // Вестник экономики, права и социологии. – 2012. – № 3. – c. 41-43.
12. Краснова Г.Н., Пефтиев В. Высшее образование в России: проблемы и решения // Социально-политические исследования. – 2019. – № 3(4). – c. 59-72. – doi: 10.24411/2658-428X-2019-10512 .
13. Отношение к предпринимателям и восприятие бизнеса в России. Вциом. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2019/Predprinimatelstvo2019.pdf.
14. Паньков В. Смена поколений: как меняется портрет российского предпринимателя. Plus.rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://plus.rbc.ru/news/5dede4257a8aa9295986a83d.
15. Паршин М.А., Круглов Д.А. Переход России к шестому технологическому укладу: возможности и риски // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 5-2(37). – c. 1.
16. Предпринимательский потенциал российского общества: состояние, проблемы, возможности активизации. / Промежуточный доклад по итогам реализации проекта научного фонда ГУ ВШЭ «Предпринимательский потенциал общества: GEM Россия»: Препринт WP1/2007/05. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. – 73 c.
17. Профессиональный вопрос. Вциом. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/professionalnyj-vopros.
18. Рубин Ю.Б. Формирование компетенций в сфере предпринимательства на образовательном пространстве бакалавриата // Высшее образование в России. – 2016. – № 1(197). – c. 7-21.
19. Среди предпринимателей в России 30% составляет молодежь. Тасс. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/12290425.
20. Тихонова Н.Е., Чепуренко А.Ю. Предпринимательский потенциал российского общества // Мир России: Социология. Этнология. – 2004. – № 1. – c. 116-145.
21. Устойчивость малого и среднего бизнеса в России. СберДанные. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sberbank.com/common/img/uploaded/files/pdf/analytics/ust_bz.pdf.
22. Чепуренко А.Ю. Роль обучения в активизации предпринимательского потенциала российского общества. - 2014
23. Широкова Г.В. и др. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. / Национальный отчет: Россия 2018. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2019. – 53 c.
24. Широкова Г.В. и др. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. / Национальный отчет: Россия 2016. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2016. – 48 c.
25. Широкова Г., Богатырева К., Беляева Т. Предпринимательская ориентация российских фирм: роль внешней среды // Форсайт. – 2015. – № 3. – c. 6-25. – doi: 10.17323/1995-459X.2015.3.6.25 .
26. Belmi P., Laurin K. Who wants to get to the top? Class and lay theories about power // Journal of personality and social psychology. – 2016. – № 4. – p. 505-529. – doi: 10.1037/pspi0000060.
27. Brenner O.C., Pringle C.D., Greenhaus J.H. Perceived fulfillment of organizational employment versus // Journal of small business management. – 1991. – № 3. – p. 62.
28. Calderon V.J. US students’ entrepreneurial energy waiting to be tapped. Gallup. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gallup.com/poll/150077/Students-Entrepreneurial-Energy-Waiting-Tapped.aspx.
29. Falck O., Heblich S., Luedemann E. Identity and entrepreneurship: do school peers shape entrepreneurial intentions? // Small Business Economics. – 2012. – № 1. – p. 39-59.
30. Kolvereid L. Organizational employment versus self-employment: Reasons for career choice intentions // Entrepreneurship theory and practice. – 1996. – № 3. – p. 23-31. – doi: 10.1177/104225879602000302.
31. Lüthje, C., Franke, N. The ‘making’of an entrepreneur: testing a model of entrepreneurial intent among engineering students at MIT // R&d Management. – 2003. – № 2. – p. 135-147. – doi: 10.1111/1467-9310.00288.
32. Osviannikov A.A., Lakeeva L.V. Discrepancies Between Labor Market Needs and the System for Choosing a Career Path in Russia // Sociological Research. – 2019. – № 5-6. – p. 186-204. – doi: 10.1080/10610154.2021.1951068.
33. Saeed S., Yousafzai S.Y., Yani‐De‐Soriano M., Muffatto M. The role of perceived university support in the formation of students' entrepreneurial intention // Journal ofsmallbusiness management. – 2015. – № 4. – p. 1127-1145. – doi: 0.1111/jsbm.12090.
34. Stimulating Youth Entrepreneurship: Barriers and incentives to enterprise start-ups by young people Schoof U. Stimulating Youth Entrepreneurship: Barriers and incentives to enterprise start-ups by young people. International Labour Organization. - 2006
35. Walter S.G., Parboteeah K.P., Walter A. University departments and self–employment intentions of business students: A cross–level analysis // EntrepreneurshipTheory and Practice. – 2013. – № 2. – p. 175-200.

Страница обновлена: 27.03.2024 в 19:31:32