Взгляды студентов-гуманитариев на будущую карьеру, их приоритеты и мотивация
Винокурова Н.А.1, Гудович И.С.2
1 Центральный экономико-математический институт Российской Академии наук, Россия, Москва
2 Воронежский государственный университет, Россия, Воронеж
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 9 (Сентябрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54745137
Аннотация:
Работа посвящена исследованию взглядов студентов-гуманитариев, их предпочтений, мотиваций и представлений о своем профессиональном будущем. Проблема совпадения профессиональной подготовки с требованиями, предъявляемыми рынком труда, и с интересами самой молодёжи – задача актуальная, как с позиций рынка труда, так и системы образования. Работа базируется на опросе студентов 15 вузов в 5 городах РФ. В статье показано, что взгляды респондентов на будущую работу зависят не только от требований профессии, но и от социально-демографических характеристик студентов. Результаты позволили нарисовать социокультурный портрет студента гуманитарного направления. Продемонстрировано, что на взгляды гуманитариев сильно влияет гендерный фактор. Традиционные культурные стереотипы в сфере занятости по-прежнему сохраняются, что будет и дальше влиять на планы и поведение гуманитариев. Их предпочтения также во многом определяются материальным положением семьи, как выявлено, в большинстве случаев, достаточно высоком. Это позволяет студентам-гуманитариям рассматривать при выборе будущей работы денежные мотивы как второстепенные, отдавая предпочтение такому критерию, как возможность саморазвития. Гуманитарии лучше, чем представители других специальностей, адаптируются к рынку труда, к новым трендам в сфере занятости, проявляют большое желание работать на фрилансе. Фриланс соответствует их желанию сочетать работу и личную жизнь и иметь гибкий график работы, предоставляя большое число вакансий, соответствующих их профессии, при дистанционном характере работы. Выявлено, что предпринимательство рассматривается гуманитариями только с позиций денежных доходов
Ключевые слова: анкетный опрос, студенты - гуманитарии, специфика студентов разных профессий, гендерный фактор, социально-демографические характеристики, фриланс, предпринимательство
JEL-классификация: J21, E24, J24, O15, I23, I26
Введение
Актуальность исследования взглядов студентов на будущую карьеру, их предпочтений и мотиваций объясняется тем, что именно молодёжь определяет будущее развитие жизни. Скоро, после окончания вуза, студенты выйдут на реальный рынок труда. Это трудовой потенциал общества. Исследования студентов позволяют дать ответ на многие вопросы: в какой сфере предпочитают работать будущие выпускники, есть ли у них интерес к предпринимательству, что для них является основной мотивацией в выборе карьеры, какова их потребность в самосовершенствовании и т.п. Ответ на эти вопросы важен как с позиций рынка труда, так и системы образования. Проблема совпадения профессиональной подготовки с требованиями, предъявляемыми рынком труда, и с интересами самой молодёжи – задача сложная, но насущная. Использование для её решения не только экономического подхода, но и социологических методов позволяет в большей степени приблизиться к человеку, к его потребностям и мотивациям. Как сказано в посвященной методологии исследования рынка труда статье Е.В. Неходы и Э.С. Кучиновой [1], «…в настоящее время как никогда требуется новое гуманистическое понимание человека в экономике». Возрастает роль так называемого «человеческого фактора».
Социологические исследования студенческой молодёжи довольно широко распространены. Можно привести примеры как больших международных проектов, так и российских исследований. Кроме того, интернет замусорен многочисленными примерами студенческих работ, чаще всего абсолютно безграмотных, рассматривать которые не имеет смысла.
Международные проекты нацелены на сравнения России с другими странами. Например, в описанном в работах П. Зигера и др. [2] и Г. Широковой и др. [3] проекте «Глобальное исследования предпринимательского духа студентов (GUESSS)» принимают участие более 50 стран. Международный проект «Новое поколение: надежды, цели, идеалы», описанию которого посвящены публикации Д.В. Зернова, А.А. Иудина и А.А. Овсянникова [4] и [5], обращается только к постсоветским государствам. Он проводился в России, Украине, Белоруссии и Армении. При изучении российского студенчества исследователями ставятся самые разные вопросы: об удовлетворенности образованием или удовлетворённости своим учебным заведением, об отношении к государству, об изменении целевых установок в советский и постсоветский период и т.п. Например, проект Молодежного форума МГУ «Ломоносов» нацелен на исследование интеллектуальной молодёжный среды, а один из вопросов касается карьерных ожиданий наиболее прогрессивных студентов (см. отчет [6]). Описанное в отчете [7] исследование ценностных ориентаций студентов, выполненное Институтом прикладных политических исследований Высшей школы экономики, ориентировано на анализ восприятия студентами власти, их отношения к богатству и к богатым людям и т.п. Некоторые исследования, как, например, монография А.В. Немировской [8], инициируются самими вузами и направлены в основном на анализ их работы. Но даже при обозначении одинаковых, на первый взгляд, целей проекта, все они различаются по задаваемым респондентам вопросам, то есть, по содержанию.
Представленное исследование относится к циклу работ, посвященных взглядам, настроениям и карьерным планам современного студенчества и основанных на опросах студентов в 14 вузах в пяти российских городах. Первые его результаты опубликованы в статьях Н.А. Винокуровой и И.С. Гудович [9], Н.А. Винокуровой, И.С. Гудович и Л. Сухоцкой [10], Н.А. Винокуровой, И.С. Гудович и К.М. Гайдар [11]. В данной работе мы хотим проверить гипотезу, которая состоит в том, что исследуемые характеристики студентов могут сильно различаться в зависимости от специальности. Более того, эти различия могут быть связаны с различием социально-демографических характеристик учащихся. Это обуславливает важность анализа данных опроса не только в целом, но и для разных категорий студентов. Без выяснения специфики направления обучения невозможно понять, как поведут себя выпускники соответствующего направления на рынке труда, и чем буду руководствоваться при планировании карьеры. Эти вопросы пока недостаточно изучены. В этой статье мы рассмотрим взгляды и карьерные планы студентов-гуманитариев и выявим их специфику. Для сравнения используются данные о студентах технических направлений. Хотя в настоящее время в России акцент делается на подготовку инженеров и специалистов по информационно-коммуникационным технологиям, роль гуманитариев не снижается. Они востребованы даже в крупных технологических компаниях, к примеру, в проектах по созданию искусственного интеллекта.
Гуманитарные науки в нашем исследовании представлены в основном филологами (более 80%). Остальные – это историки, культурологи, искусствоведы, дизайнеры. Экономисты и юристы согласно международной методике GUESSS, которой мы придерживаемся в выборе классификации профессий, не относятся к гуманитариям.
Чтобы легче интерпретировать ответы студентов на вопросы анкеты, нужно прежде понять, что представляет сама филология, чему учат студентов этой специальности. По поводу точного определения понятия «филология» до сих пор ведутся дебаты. Мы будем придерживаться определения, данного в статье С.С. Аверинцева, написанной для БСЭ [12 [: «Филология (греч. philologia, буквально – любовь к слову), содружество гуманитарных дисциплин – лингвистической, литературоведческой, исторической и др., изучающих историю и выясняющих сущность духовной культуры человечества через языковой и стилистический анализ письменных текстов». Д.С. Лихачёв в публикации [13, с. 202] определял филологию как «высшую форму гуманитарного образования, форму, соединительную для всех гуманитарных наук». Этого подхода к филологии и будем придерживаться в данной статье.
Однако филология выбрана нами для исследования не только потому, что включает в себя сразу несколько гуманитарных дисциплин, но и в силу того, что, согласно C. Аверинцеву «моральной основой филологического труда всегда была вера в безусловную значимость традиции, запечатлевшейся в определенной группе текстов». Конечно, со временем знаковые тексты могут устаревать, представления о том, что наиболее важно и ценно, могут меняться и меняются. Тем не менее, С. Аверинцев в упомянутой выше статье 12] признает, что есть случаи, когда «отношение к тексту сохраняет прежние черты: творения Данте для итальянцев, И. В. Гёте для немцев, А.С. Пушкина для русских – это тексты, сохраняющие значимость универсального жизненного символа». Эти представления должны были в той или иной степени войти в сознание студентов-филологов. А опора на традицию особенно важна в эпоху нынешней турбулентности, неопределенности, поиска идентичности.
Филология стремится и к строгости, чтобы избежать субъективных взглядов в оценках. Так, в работе [14] М.Л. Гаспаров, член редколлегии журнала «Philologica», писал: «Для меня цель — это филология как точная наука». В последние годы цифровизация также внесла новое содержание в филологическую науку. В филологии стал развиваться квантитативный, статистический подход к языкам и текстам. Появилось новое понятие «digital humanities». Цифровизация уже помогает решать лингвистические задачи, составлять двуязычные словари и т.д. Очевидно, что это направление будет развиваться в дальнейшем.
Все эти особенности специальности «филология», её определение С. Аверинцевым и Д. Лихачёвым позволяют нам рассматривать её как основную гуманитарную специальность.
Цели данного исследования:
1. Выявление социально-психологических взглядов студентов-гуманитариев, их предпочтений, мотиваций и представлений о своем профессиональном будущем.
2. Доказательство гипотезы, что взгляды респондентов на будущую работу зависят не только от требований профессии, но и от социально-демографических характеристик учащихся.
Информационная база исследования – опрос студенческой молодежи, проведённый в 2019 году в пяти городах Российской Федерации. Общий объем выборки: 843человека. При определении выборочной совокупности мы руководствовались положениями, изложенными в утвержденной распоряжением Правительства РФ [15] «Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г.», согласно которой экономический рост будет сконцентрирован в ограниченном числе центров, а социально-экономическая роль городов - региональных центров будет возрастать. Предполагалось, что выбранные для исследования города могут стать в будущем областными центрами развития. При выборе городов принимались во внимание численность населения и наличие в городе федеральных государственных образовательных учреждений высшего образования, В первую очередь в качестве университетов-партнеров выбирались основные государственные университеты в областных центрах.
В результате были отобраны города:
1. Москва – мегаполис, где в обследование вовлечены пять вузов: МГУ им. М.В. Ломоносова, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева, Дипломатическая академия МИД России, Государственный академический университет гуманитарных наук.
2. Воронеж – город-миллионник. В обследовании приняли участие Воронежский государственный университет и Воронежский государственный технический университет.
3. Тюмень – город, который входит в число городов с населением от 500 тысяч до 1 млн жителей. Обследован Тюменский государственный университет.
4. Астрахань также относится к числу городов с населением от 500 тысяч до 1 млн. чел. Обследованы пять вузов: Астраханский государственный университет, Астраханский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Астраханский филиал Международного юридического института (Москва), Астраханский государственный технический университет, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет.
5. Тверь представляет в выборке города с населением от 100 до 500 тысяч населения. В обследовании приняли участие Тверской государственный технический университет и Тверской государственный университет.
Таким образом, в выборку попали 15 университетов.
В каждом включённом в исследование вузе использовалась многоступенчатая квотная выборка, составленная с учётом возраста и пола студентов, курса обучения, а также характера специальностей, которые они получают.
При конструировании анкеты был использован метод контрольных вопросов, когда в разных вопросах затрагивалась одна и та же тема, но в разных ракурсах. Этот приём позволяет легче интерпретировать результаты опроса.
Результаты исследования
1.Социально-демографические характеристики.
Пол. Среди студентов-гуманитариев только 12,7% мужчин. Женщины соответственно составляют подавляющее большинство – 87,3%. Для сравнения, доля девушек, обучающихся по техническим специальностям, составляет всего 21,5%. Несмотря на множество усилий по вовлечению мужчин в так называемые женские профессии, ситуация в этой области меняется медленно. Так согласно данным статистических сборников [16, с. 97] и [17, с.78] за период с 2016 до 2020 г. всего на 3 п.п. выросла доля женщин, занятых в области информатики, и на 2 п.п. выросла доля мужчин, занятых в сфере культуры, спорта, организации досуга и развлечений. Культура остается женской сферой (доля женщин среди занятых более 65%), а деятельность в области информатики – мужской (доля мужчин среди занятых более 60%). Гендерные особенности проявляются уже на стадии поступления в вузы. Так, заместитель министра просвещения Ирина Потехина отметила в своем выступлении на Женском форуме в 2019 году, что «юноши выбирают энергетику – 84%, металлургию – 78%, авиацию – 82%. А девушки –- гуманитарные, социальные профессии: в здравоохранение идут 76% женщин, в социальные науки и экономику по 70%» (см. [18]). По представленным на сайте [19] данным Министерства образования и науки и в 2021 году девушки чаще всего поступали на направления, связанные с гуманитарными науками, науками об обществе и медициной. В статье Е. Сивяковой [20] утверждается, что «формирование выбора будущей специальности начинается еще в период получения школьного образования, в некоторой степени под влиянием культурных традиций распределения гендерных ролей в социально-экономической жизни, а также исходя из гендерных различий в жизненных целях и профессиональных стремлениях». Диспропорция в профессиональном выборе абитуриентов приводит впоследствии к отраслевой гендерной сегрегации на рынке труда. При этом заработная плата в женских секторах ниже, чем в мужских Так, по данным, приведенным в работе В.Н. Рудакова и др. [21], заработная плата выпускников по мужской специальности «математика и механика» в 2021 году составляла 114,3 тыс. рублей, специалистов по компьютерным и информационным наукам – 97,2 тыс. руб., выпускников по специальности «Языкознание и литературоведение» – 50,3 тыс. рублей. Даже «красный диплом» отличников не помогает девушкам получить более высокую, чем у мужчин, заработную плату. Нужно отметить, что девушки, выбирая женские профессии, заранее согласны на более низкую заработную плату. Это продемонстрировано в статье Н.А. Винокуровой и О.М. Табачниковой [22]. В настоящем исследовании было также выявлено, что самым важным критерием при выборе будущей карьеры у девушек оказалось желание найти рабочее место, позволяющее сочетать работу и личную жизнь. Таким образом, мы видим, что поведение девушек во многом определяется традиционными культурными ценностями и гендерными стереотипами, существующими в российском обществе.
Возраст. На младшую возрастную группу (17-19 лет) приходится 27,1% студентов-гуманитариев; на возрастную группу 20-22 года – 71,2%; на группу 23-25 лет – всего 1,7%. Студентов старше 25 лет нет.
Программа, по которой обучается респондент. 100% респондентов обучаются по программе бакалавриата. Учитывая возраст студентов (в предыдущем ответе), можно утверждать, что многие абитуриенты-гуманитарии поступают в вуз не сразу после окончания школы. Возможно, это связано с трудностью поступления. Прием на гуманитарные специальности не очень большой даже в сравнении с общественными науками. К примеру, в Тюменском государственном университете, как указано на сайте вуза [23], в учебном году 2021-2022 было всего 50 мест для филологов. Для сравнения: 125 мест – для экономистов и 200 мест - на специальность «юриспруденция». Кроме того, на гуманитарных специальностях в целом меньше бюджетных мест. Например, по данным Интернета [24] в 2021 году на специальности «оружие и системы вооружения» было 78,3% бюджетников, а на специальности «языкознание и литературоведение» – всего 25,2%. Так что абитуриенты-гуманитарии, претендующие на бюджетные места, могли отложить поступление на какое-то время. Нужно отметить, что для абитуриентов, желающих учиться на гуманитарных специальностях, выбор профессии довольно ограничен, отсекаются все специальности, где хотя бы в какой-то степени востребована математика или естественные науки. Как правило, абитуриенты-гуманитарии – это школьники, которые не имеют способностей к этим наукам.
Материальное положение семьи. Большая часть студентов отнесла себя к среднему классу. Можно согласиться с утверждением А.В. Немировской, что именно средний класс является поставщиком квалифицированных кадров, а представители низшего класса «просто не имеют доступа к высшему образованию в силу материально-экономических причин» (см. [8]). Однако нас в данном исследовании интересует также специфика семей студентов–гуманитариев. Поэтому в таблице 1 приводятся полученные в результате опроса данные о материальном положении семей гуманитариев в сравнении с аналогичными данными о семьях студентов инженерных специальностей.
Таблица 1
Распределение студентов по уровню благосостояния их семей (в процентах)
Материальное положение семьиМММ |
Студенты гуманитарного направления
|
Студенты
инженерного направления
|
Семья относится скорее к богатым
|
5,7
|
2,5
|
Семья относится скорее к бедным
|
5,7
|
2,5
|
Семья относится скорее к высшей прослойке среднего класса
|
64,1
|
52,1
|
Семья относится скорее к низшей прослойке среднего класса
|
24,5
|
42,9
|
В целом, как видим, почти 70% гуманитариев относят себя к обеспеченным семьям, среди студентов инженерного направления таких значительно меньше (54,6%.). Хорошая материальная обеспеченность семьи позволяет учиться на платных отделениях.
Успеваемость студентов. В качестве показателя успеваемости использовались оценки в зачётках (см. рис. 1).
Рис. 1. Распределение студентов-гуманитариев по показателю успеваемости.
Источник: составлено автором.
Выяснилось, что, 79,3% учатся только на отлично или на отлично и хорошо. Ни по одной другой специальности такого числа отличников и хорошистов нет, хотя студенты в целом склонны преувеличивать свои достижения в учебе. К примеру, среди студентов разных технических специальностей почти половина (48,4%) – троечники. Это можно объяснить гендерным составом студентов. Девушки в среднем учатся лучше и чаще получают «красные дипломы». Эти данные представлены в работе исследователей Высшей школы экономики [21].
Способ проведения досуга. Эта характеристика отражена в составленной по результатам опроса табл. 2. Она определяется, на наш взгляд, как специальностью, так и гендерной принадлежностью, что, как мы уже продемонстрировали, сильно связано.
Таблица 2.
Распределение студентов по способам проведения досуга (в процентах)
Варианты
ответов
|
Студенты гуманитарного
направления
|
Студенты
технического направления
|
Развлечения
(кино, театр, выставки и т.п.)
|
18,8
|
12.2
|
Встречи
с друзьями, кафе, прогулки
|
19,9
|
19,9
|
Работа
(подработки)
|
7,2
|
12,5
|
Спорт
|
3.9
|
12,5
|
Чтение
|
7,7
|
6,7
|
Домашние
дела
|
10,5
|
9,5
|
Общение в социальных сетях
|
11,0
|
4,6
|
Самомообразование
|
10,5
|
13,2
|
Компьютерные
игры
|
6,6
|
7,0
|
Другое
|
3,9
|
1,9
|
Студенты-гуманитарии из всех видов проведения досуга предпочитают культурные развлечения. Также для них важно общение. Этим они сильно отличаются от юношей-технарей. Ещё одно преимущество девушек-гуманитариев из обеспеченных семей: они имеют возможность не заниматься подработками, что позволяет в свою очередь тратить больше времени на развлечения. Cклонность девушек (а тем более гуманитариев) в России к культурным развлечениям нельзя считать неожиданным результатом. Об этом свидетельствуют и данные статистики, и результаты социологических исследований, да и просто наблюдения.
Интересно, что в период студенчества большой разницы между представителями мужских и женских специальностей в отношении времени, затрачиваемого на домашние дела, нет.
2. Отношение к работе, к будущей карьере
Мотивы выбора будущей работы, оценка её привлекательности для респондента. Критерии, которыми предполагают руководствоваться гуманитарии при выборе работы, представлены в таблице 3, где они сгруппированы по степени важности. (Студентам предлагалось оценить каждый критерий выбора в баллах, где 7 - самый важный для респондента мотив выбора, а 1 – совсем не важный).
Таблица 3.
Распределение ответов на вопрос: «Чем Вы будете руководствоваться при выборе работы после окончания вуза?»
Мотив при
выборе работы
|
Средневзвешенная
балльная оценка
|
От 6 баллов и
выше
| |
Развиваться
как личность
|
6,2
|
Иметь
возможность совмещать работу и личную жизнь
|
6,0
|
От 5 до 6
баллов
| |
Обеспечить
свою финансовую безопасность
|
5,8
|
Иметь гибкий
график работы
|
5,5
|
Чего-либо
достичь, получить признание
|
5,5
|
Воплотить
собственную мечту
|
5,4
|
Иметь
возможность международной карьеры
|
5,1
|
Следовать
важной социальной миссии, приносить пользу людям
|
5,1
|
От 4-х до 5
баллов
| |
Получить сразу
большой личный доход
|
4,8
|
Приобрести
более высокое положение в обществе
|
4,7
|
Быть
собственным начальником
|
4,7
|
Решать
масштабные, вызывающие задачи
|
4,4
|
От 3-х баллов
до 4-х.
| |
Построить свой
бизнес
|
3,6
|
Разработать
идею нового продукта, услуги
|
3,6
|
Поработать с
передовыми технологиями
|
3,4
|
От 1-го балла
до 3-х.
| |
Продолжить
семейную традицию
|
1,7
|
Желание «развиваться как личность» сочли наиболее важным критерием также экономисты (6,2 балла). Среди экономистов большинство тоже составляют девушки. Очевидно, для девушек это желание актуально. На втором месте среди мотивов у гуманитариев идёт желание, чтобы работа позволяла совмещать работу и личную жизнь. Высокий балл получил и корреспондирующий мотив – иметь гибкий график работы (5,5 баллов).
Следующий вопрос анкеты нацелен на выявление наиболее предпочтительных для студентов типов работ (см. табл. 4).
Таблица 4.
Распределение ответов на вопрос: «Работа какого типа кажется Вам наиболее привлекательной и желательной лично для Вас?»
Тип работы
|
Процент
ответов
|
Типы работы,
получившие не менее 50% ответов
| |
Организаторская
|
53,2
|
Связанная с
искусством
|
51,6
|
Связанная с
общением (с клиентами, партнерами и т.п.)
|
50,0
|
Типы работы,
получившие от 10 до 50% ответов
| |
Руководящая
|
38,7
|
Аналитическая
|
22,6
|
Научная
|
12,9
|
Типы работы,
получившие менее 10% ответов
| |
Связанная с
информационными технологиями
|
9,7
|
Затруднились с
ответом
|
6,4
|
Другие типы
работы
|
4,8
|
Связанная с
техникой, с промышленностью
|
3,2
|
Примечание: Поскольку на данный вопрос можно было дать до 3-х ответов сумма процентов ответов больше 100.
В эпоху цифровизации почти все виды работ требуют от сотрудников, как минимум, хорошего знакомства с информационными технологиями. Однако, студенты-гуманитарии пока заниматься IT не рвутся, что может затруднить их выход на рынок труда.
Организаторскую работу гуманитарии явно ценят выше руководящей, то есть амбиции у них невысокие. В другом вопросе, выбирая между стабильной работой, но с не очень высокой (скорее средней) оплатой и работой нестабильной (скорее временной), но с высокой оплатой, больше половины респондентов (59,7%) выбрали работу стабильную с не очень высокой зарплатой.
Ещё один вопрос анкеты направлен на выяснение вопроса, в каком случае студенты готовы работать очень много и напряженно. Распределение ответов на этот вопрос представлено в табл. 5.
Таблица 5.
Распределение ответов на вопрос: «В каком случае Вы лично готовы бы были работать очень много и напряжённо?»
Варианты
ответов
|
Процент
ответивших респондентов
|
Чтобы
стать известным, знаменитым
|
6,0
|
Чтобы
хорошо зарабатывать
|
35,4
|
Если
результаты Вашей деятельности могут принести много пользы людям
|
17,2
|
Если
работа интересная и творческая
|
37,9
|
Если
результаты помогут преодолеть отставание России в современных технологиях
|
2,6
|
Другое
|
0,9
|
Желание развиваться как личность, отмеченное как самый важный из мотивов выбора работы, вполне сочетается с тем, что большинство респондентов сочли для себя самым важным стимулом для того, чтобы работать много и напряженно, творческий, интересный характер работы. Часто встречающееся обвинение молодёжи в меркантилизме в данном случае не подтверждается. Для сравнения: у экономистов и инженеров на первом месте желание хорошо заработать. Отсутствие амбициозности у гуманитариев ещё раз подтверждается низким процентом желающих стать известными, знаменитыми. Желание принести пользу людям есть, но гораздо меньше, чем желание заработать. Об этом свидетельствуют и результаты опроса, описанного в отчете [6].
Предпочтительная сфера занятости. Предпочтения студентов при выборе будущей сферы деятельности представлены в таблице 6.
Таблица 6.
Предпочтения при выборе сферы занятости
у студентов разных специальностей
Сферы занятости |
Процент ответивших
| ||
Студенты гуманитарного направления
|
Студенты технического направления
|
Вся выборка
в целом | |
Работа по
найму
|
44.5
|
28,1
|
39.5
|
Создание
собственного бизнеса (основание своего дела)
|
29.1
|
65,9
|
47.3
|
Работа
фрилансером
|
22.2
|
2.3
|
8.8
|
Другое
|
4.2
|
3.7
|
4.4
|
Как видим, предпочтения гуманитариев имеют довольно специфический характер: они меньше всех расположены к предпринимательству и значительно больше других студентов склонны стать фрилансерами.
Взгляды на предпринимательство. Несмотря на интерес к фрилансу, всё-таки почти 30% гуманитариев выразили желание организовать свой бизнес. Чем же хотели бы заниматься будущие гуманитарии-предприниматели? Выявленное в результате опроса распределение их предпочтений по сферам деятельности представлено в табл. 7.
Таблица 7.
Распределение ответов на вопрос «Если бы Вы решили заняться бизнесом,
то в каких сферах Вы бы скорее всего захотели работать?»
Сферы
занятости
|
Процент
ответов
|
Торговля
|
38,7
|
Ремонт,
строительство
|
4,8
|
Бытовые
услуги
|
16,1
|
Риелторская
деятельность
|
9,7
|
Информационные
технологии
|
22,6
|
Образование
|
43,5
|
Здравоохранение
|
12,9
|
Нефтяная
отрасль
|
11,3
|
Обслуживание
автомобилей
|
1,6
|
Развлечения,
досуг
|
48,4
|
Промышленное
производство
|
8,1
|
Научные
разработки
|
8,1
|
Другое
|
14,5
|
Почти половина гуманитариев, ориентированных на создание бизнеса, хотела бы это делать в сфере развлечений и досуга. Этому благоприятствует то, что они сами много времени уделяют развлечениям, а из таблицы 4 видно, что и в целом наиболее интересной для них является организационная работа, работа, связанная с общением, в том числе с партнерами и клиентами, а также работа в сфере искусства. Так что выбор студентов-гуманитариев вполне осознанный. Но неожиданным оказалось некое противоречие между небольшим желанием работать в IT сфере вообще (9,7%) и довольно большим (22,6%) желанием заняться предпринимательством в этой сфере. Можно предположить, что это различие является отражением представлений респондентов о работе по найму и о собственном деле, где работа с информационными технологиями будет востребована на рынке и перспективна. Более половины гуманитариев заявили, что у них уже есть идеи для предпринимательской деятельности, хотя у 33,9% эти идеи пока довольно смутные. Зато 3,2% респондентов уже являются предпринимателями. Интересно, что для заявивших о желании стать предпринимателем, самым важным аспектом предпринимательства является возможность получать стабильный доход, а не возможность саморазвития или возможность работать «на себя, а не на дядю». И уж тем более не возможность получить признание и уважение окружающих. Словом, предпринимательство для молодых людей – это деньги. Не случайно статья Н.А. Винокуровой, Н.М. Светлова и К.А., Комаровой о предпринимательстве [25] называется «Кто хочет стать миллионером?». В целом, гуманитарии относятся к предпринимательству без особого уважения, Так, 82,2% студентов технического направления считают, что предпринимательство заслуживает глубокого уважения в обществе, а среди студентов-гуманитариев так считает лишь 66,1%.
Фрилансерство. Из таблицы 6 видно, что 22,2% гуманитариев хотели бы стать фрилансерами. Это значительно больше, чем среди студентов в целом. Результат, на первый взгляд, довольно неожиданный, поскольку мы уже видели, что большинство респондентов предпочитает стабильную работу по найму, а фриланс в целом не предполагает стабильности. Однако эпоха цифровизации сильно изменила рынок труда. Можно говорить о появлении «виртуальных работников» и «виртуальных работодателей». Становится обычным явлением работа в дистанционном режиме, в том числе и из дома. Граница между работой и досугом быстро размывается. Это привлекает тех, кто мечтал о гибком графике и возможности сочетать работу и личную жизнь, что, как мы видели, является важным мотивом выбора работы для студентов-гуманитариев. Некоторые авторы, как, например, Т.Е. Ананьева в работе [26], утверждают, что вообще «ценности смещаются в сторону жизни». Но, возможно, это не главный критерий для выбора фриланса. С развитием фриланса появились различные, в том числе и иностранные, биржи фриланса, на которых предлагаются вакансии, позволяющие гуманитариям использовать их профессиональные качества. Где и кем обычно работают гуманитарии после окончания вуза? Прежде всего, это сфера образования: педагоги в школах, колледжах, вузах. Это работники издательств, репетиторы, переводчики, копирайтеры и т.д.. В принципе, в любой отрасли можно найти занятие для гуманитария. На биржах фриланса больше всего вакансий для программистов и других специалистов информационно-коммуникативных технологий. Но большое число бирж специализируются именно на вакансиях для гуманитариев. При первом же запросе на эту тему нашлось 7 бирж специально для переводчиков и ещё 34 сайта с такими вакансиями. Есть биржи для педагогов и репетиторов, работающих on-line, 14 сайтов для копирайтеров и рерайтеров, не считая многочисленных вакансий на других биржах. Предлагается работа корректоров, написание различных текстов, начиная с обзоров фильмов и новостей. При этом считается, что написание хороших текстов – это одна из самых высокооплачиваемых профессий. От гуманитариев требуется, прежде всего, хорошее знание русского или другого языка, грамотность. Большой спрос на фрилансе существует для дизайнеров. И, наконец, большое число вакансий для тех, кто готов работать в области маркетинга и менеджмента: интернет - маркетологи, e-mail маркетологи, бренд-менеджеры и т.п.
В интернете существует также обширный рынок вакансий для on-line – репетиторов. Поскольку интернет практически не регулируется, то есть сайты для специалистов, готовых выполнять любые задания для студентов, начиная с рефератов, курсовых и до магистерских работ.
Таким образом, меняющийся рынок труда, развитие фриланса могут стать для гуманитариев не просто заменой занятости по найму, но и предоставить больше возможностей. К тому же, получив опыт работы на фрилансе, они смогут легче при небольшом дополнительном обучении освоить новые виды гуманитарных профессий с использованием компьютерных технологий.
Желание гуманитариев работать на фрилансе свидетельствует о том, что они хорошо адаптируются к рынку, действуют разумно согласно своим склонностям и не боятся риска.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
· Результаты исследования позволяют нарисовать социокультурный портрет студента гуманитарного направления. Это девушка, в возрасте 20-22 лет, происходящая из обеспеченной семьи, она хорошо учится, но не обладает завышенными амбициями, любит культурные развлечения, общительна, рациональна.
· Подтверждена гипотеза, что различие отношения к работе и к будущей карьере у студентов разных специальностей может объясняться не только требованиями профессии, но и социально-демографическими характеристиками.
· Показано, что специфика гуманитарных профессий заключается в том, что они по преимуществу женские, и на взгляды, планы и поведение студентов сильно влияет гендерный фактор.
· Сохраняются традиционные культурные стереотипы, относящиеся к женской занятости. Девушки предпочитают работу в женских отраслях, несмотря на низкие зарплаты. Гендерные диспропорции на рынке труда в ближайшее время сохранятся.
· Продемонстрировано, что в условиях, когда студенты относятся к благополучным в материальном отношении семьям, при планировании карьеры денежные мотивы отходят на второе место, но возрастает желание самореализации, личностного роста, желания совместить карьеру с личными и семейными ценностями.
· Выявлено, что предпринимательство рассматривается гуманитариями только с позиций денежных доходов, а не как возможность саморазвития или возможность работать «на себя, а не на дядю». И уж тем более не как возможность получить признание и уважение окружающих.
· Гуманитарии лучше, чем представители других специальностей, адаптируются к рынку труда, к новым трендам в сфере занятости. Именно для гуманитариев рынок фриланса особо привлекателен. Во-первых, им предоставляется возможность дистанционной работы из дома, что соответствует их приоритетам при выборе работы. Во-вторых, система фриланса предоставляет большое число вакансий именно для гуманитариев. Можно ожидать, что с появлением новых on-line профессий интерес гуманитариев к фрилансу будет расти.
Исследование планов и мотиваций студентов предполагается продолжить. Требуется провести дополнительный анализ, чтобы уточнить, гендерный или профессиональный фактор в большей степени определяет выбор карьеры студентами-гуманитариями. Намечено провести сравнительный анализ особенностей взглядов и карьерных планов студентов разных специальностей. Учитывая быстро меняющуюся ситуацию на рынке труда и в обществе в целом, целесообразно вести мониторинг настроений и планов студентов.
Источники:
2. Sieger P, Fueglistaller U., Zellweger T. & Braun I. Global Student Entrepreneurship 2018: Insights From 54 Countries. St.Gallen/Bern: KMU-HSG/IMU, 2019
3. Широкова Г.В., Карпинская Э.О., Козаченко Е.В., Галиева Н.М., Кутузова А.О. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов Национальный отчет Россия 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://spb.hse.ru/data/2022/12/20/1718960866/GUESSS%202021_RU.pdf (дата обращения: 15.08.2023).
4. Зернов Д.В., Иудин А.А., Овсянников А.А. Молодежь на обломках СССР (1991-2013 гг.). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezh-na-oblomkah-sssr-1991-2013-gg/viewer (дата обращения: 10.08.2023).
5. Зернов Д.В., Иудин А.А., Овсянников А.А. Социальное самочувствие советского и постсоветского студенчества // Народонаселение. – 2015. – № 1(67). – c. 50-68.
6. Всероссийское социологическое исследование российской интеллектуальной молодежной среды, направленное на изучение карьерных ожиданий и стремлений студентов и выпускников российских вузов. Москва, 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2018/Research_2018_Presentation.pdf?ysclid=lkwlmuatzu375688517 (дата обращения: 10.08.2023).
7. Ценностные ориентации российского студенчества. [Электронный ресурс]. URL: https://politinst.hse.ru/data/2020/08/27/1578489417/Ценностные%20ориентации.pdf (дата обращения: 10.08.2023).
8. Немировская А.В. Социокультурный портрет студентов Красноярского края. / Монография. - Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2012. – 131 c.
9. Винокурова Н.А., Гудович И.С. Москва – Воронеж. Сходство и различия в отношении студентов к науке и ученым // Современная экономика: проблемы и решения: Воронеж: Издательство «Воронежский государственный университет». Воронеж, 2020. – c. 40-53.
10. Винокурова Н.А., Гудович И.С., Suchocka, Lilia Различия представлений о будущем у аспирантов и студентов (по материалам опроса в воронежских вузах) // Теория и практика институциональных преобразований в России: сборник научных трудов / под ред. Б.А. Ерзнкяна. – М.: ЦЭМИ РАН. Москва, 2021. – c. 6-21.
11. Винокурова Н.А., Гудович И.С., Гайдар К.М. Почему студенческая молодежь в современной России низко ценит высшее образование? // Вестник Воронежского университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2022. – № 1. – c. 28-33.
12. Аверинцев С.С. Филология. / Большая советская энциклопедия. В 30 т. / Изд. 3. Том 27. - Москва: Большая советская энциклопедия, 1969.
13. Лихачев Д.С. Письмо сорок четвертое. Об искусстве слова и филологии/ Письма о добром. - М.: Наука, Санкт-Петербург: LOGOS, 2006. – 198-205 c.
14. Гаспаров М.Л. Отзыв о журнале «Philologica» // Книжное обозрение..– 1996 – 25 июня – С. 3
15. Распоряжение Правительства РФ об утверждении «Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» от 13.02.2019г. №207р. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318094/ (дата обращения: 08.08.2023).
16. Женщины и мужчины России 2020. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2020. – 97 c.
17. Женщины и мужчины России 2022. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2022. – 78 c.
18. Минпросвещения: в России сохраняется гендерное разделение в выборе профессий студентами. Тасс. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/6337755 16 апреля 2019 года (дата обращения: 10.08.2023).
19. Минобрнауки назвало самые популярные у девушек вузовские специальности. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/society/29/10/2021/617b591e9a7947bef662addc (дата обращения: 10.08.2023).
20. Сивякова Е. Диплом одинаковый, зарплаты разные. – Наука // Коммерсантъ Наука. – 2022. – № 12. – c. 34.
21. Рудаков В.Н., Чириков И.С., Рощин С.Ю., Дрожжина Д.С. Учись, студент?. Влияние успеваемости в вузе на заработную плату выпускников. [Электронный ресурс]. URL: https://lirt.hse.ru/data/2016/04/25/1130101432/Rudakov.pdf (дата обращения: 10.08.2023).
22. Винокурова Н.А., Табачникова О.М. Экономика, культура, образование: гендерный аспект // Художественное образование и наука. – 2021. – № 3(28). – c. 66-76.
23. Сайт Тюменского государственного университета. [Электронный ресурс]. URL: www.utmn.ru (дата обращения: 10.08.2023).
24. Бюджетные места в вузах: сколько и где. Платформа «Поступи Онлайн». [Электронный ресурс]. URL: https://postupi.online/journal/kuda-postupat/gde-bolshe-vsego-byudzhetnyh-mest/ (дата обращения: 10.08.2023).
25. Винокурова Н.А., Комарова К.А., Светлов Н.М. Кто хочет стать миллионером? Портрет российского студента, желающего стать предпринимателем // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 527-544.
26. Ананьева Т.Е. Гибкость, мобильность, удаленность: сотрудники будущего // Управление человеческим потенциалом. – 2012. – № 02 (30). – c. 110–116.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:54:11