Current trends in the education of Russian students in entrepreneurship

Petrov A.M.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Journal paper

Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 11, Number 1 (January-March 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63891762

Abstract:
The research presents the author’s view on current trends in preparing Russian university students for entrepreneurial activity. Russian universities are currently experiencing gradual transformation of organizational, educational, scientific-research and other processes. This transformation, among other things, is intended to ensure active development of the country’s youth entrepreneurship, and specifically technological one. This is due to modern geopolitical processes and the country’s national goals, which, among other things, are part of the national project “Science and Universities”. Through their own initiatives and resources, close interaction with industrial partners, as well as through participation in major government programs and projects (for example, the program of strategic academic leadership “Priority 2030”, the federal project “Platform for Universities’ Technological Entrepreneurship”), universities form practice-oriented environment to prepare students for establishing and developing their own businesses. A number of scientific publications examine not only the importance of teaching students entrepreneurship, but also reveal certain organizational and educational issues of preparing students for entrepreneurial activities. In this article, the author, by analyzing and systematizing best practices of a number of leading Russian universities and events aimed at developing student entrepreneurship that are carried out by the Russian government authorities, presents the main trends in preparing young people for setting up and developing their own businesses. The author emphasizes the importance of developing a comprehensive system in universities (training, mentoring, assistance in preparing sound business projects for investors and grant givers, assistance in launching startups and finding partners, etc.) that will support young people who show an interest in entrepreneurship.

Keywords: entrepreneurship, entrepreneurial activity, students, entrepreneurship training, universities

JEL-classification: L26, M11, M21



Введение

Актуальность исследовательской работы. Предпринимательская деятельность имеет огромное значение для социально-экономического развития государства. Это не только производство и/или продажа различных товаров и оказание многообразных услуг населению, но и обеспечение рабочими местами многих людей, пополнение за счет налоговых и иных обязательных отчислений бюджетов и различных специальных социально значимых фондов страны. В настоящее время для России в новых геополитических условиях важно обеспечить устойчивость экономики, экономическую безопасность, а также реализацию мероприятий, которые направлены на рост экономики и благосостояния граждан. Одним из условий для этого достижения является активное и масштабное развитие молодежного предпринимательства, в том числе, технологического – важнейшее условие, которое должно способствовать модернизации российской экономической системы в целом в условиях новых международных взаимоотношений, а также отстаиванию страной своих национальных интересов. Достичь такого развития молодежного предпринимательства в стране возможно за счет комплексной работы российских вузов по подготовке студентов к предпринимательской деятельности, причем в тесном взаимодействии с государством и бизнесом. Поэтому важно раскрыть современные тенденции в подготовке вузами студентов к данному виду деятельности, а также определить возможные пути развития данного процесса для насыщения российской экономики успешными студенческими высокотехнологичными стартапами.

Проблема. В условиях санкционного давления и экономических вызовов России требуется в ближайшие годы создать новые производства во многих отраслях и секторах хозяйственного комплекса страны. Данные производства должны решить не только задачу по обеспечению надёжного импортозамещения, но и задачу по обеспечению создания уникальных отечественных технологий и техники. Решение данных задач возложено, в том числе, на молодежное технологическое предпринимательство. Предпринимательская деятельность, которая всегда востребована во многих отраслях и профессиональных областях, в новых условиях развития российской экономики приобрела еще большее значение. [6, с.110] (Deryabina G., Mozhzhukhin D., Pamukhin Yu., Potapova O. F., 2022, p. 110). Однако, до сих пор отсутствует единый подход к реализации идей образовательного предпринимательства в высших учебных заведениях, отсутствует единая программа в области обучения предпринимательству [1] (Alekseenko E.V., Geshko O.A., Romanova A.N., 2022). При этом требуется обеспечить достаточный уровень подготовки молодежи для осуществления ими предпринимательской деятельности, в том числе в высокотехнологических отраслях экономики. Для понимания ситуации с данной подготовкой молодежи важно определиться с современными ее тенденциями, которые к настоящему времени сложились в вузах (являются многофункциональными площадками для взращивания предпринимателей и создания инвестиционно-привлекательных стартапов, в том числе технологического характера).

Цель исследования. Установить современные тенденции в подготовке студентов российских вузов к ведению предпринимательской деятельности, а также дополнительно предложить возможные направления по развитию предпринимательской подготовки обучающихся российских высших учебных заведений.

Задачи исследования: рассмотреть и конкретизировать позиции различных авторов на вопрос роли молодежного предпринимательства для страны, а также на вопрос подготовки студентов к предпринимательской деятельности; раскрыть на основе открытых интернет-источников работу вузов в вопросе подготовки студентов к осуществлению предпринимательской деятельности; определить на основе открытых интернет-источников и научных публикаций текущие возможности вузов в сфере подготовки обучающихся к предпринимательской деятельности, а также установить сложившиеся тренды в подготовке студентов вузов к осуществлению данного вида деятельности; сформулировать рекомендации для дальнейшего развития условий для эффективной подготовки студентов российских вузов к ведению предпринимательской деятельности.

Научная новизна. В ходе исследования в работе представлен ряд возможностей вузов по осуществлению предпринимательской подготовки обучающихся высших учебных заведений, а также дан авторский взгляд на современные тенденции в подготовке студентов российских вузов к предпринимательской деятельности.

В ходе проведения исследования были использованы такие методы, как обобщение, анализ, синтез, классификация и группировка.

В целях проведения исследования были использованы различные источники: научные публикации, информация с официальных сайтов российских вузов, материалы официального сайта Минобрануки России, результаты рейтингового исследования ОПП (образовательных программ по предпринимательству) агентства Группы «Интерфакс».

Роль молодежного предпринимательства, подготовка студентов вузов к предпринимательской деятельности: позиции экспертов

Развитие молодежного предпринимательства, в особенности высокотехнологического, рассматривается сегодня в качестве одного из важнейших условий для перехода российской экономики к несырьевой концепции развития, обеспечения конкурентоспособности страны. При этом в вузах для этого должна развиваться соответствующая предпринимательская экосистема. Одним из ключевых факторов при формировании благоприятной среды создания предпринимательской экосистемы в вузе может стать создание особых структур – центров проектной деятельности [20, с. 593] (Yurova O.V., Medveditskova A.S., Berezin A.S., Minaeva O.A., 2023, p. 593).

Следует также обратить внимание на то, что молодежь следует рассматривать как ключевой ресурс развития экономики страны, а молодежное предпринимательство, в свою очередь, следует рассматривать в качестве важного фактора по обеспечению модернизации российской экономики. Поэтому важно и на уровне органов государственной власти, и на уровне вузов, и на уровне экспертного сообщества заниматься вопросам разработки и внедрения передовых образовательных практик для развития молодежного предпринимательства в Российской Федерации [16, с. 24, 28] (Semenova Y.A., 2020, p 24, 28). Так, к примеру, использование игровых методов обучения позволяют эффективно не только формировать, но и закреплять предпринимательские компетенции у студентов [5, с. 1145] (Vysotskaya G.V., Ermashkevich N.S., Panyavina M.L., Ryazanova N.V., 2022, p. 1145). Имеется предложение и по использованию технологии форсайт-сессии в учебном процессе высших образовательных учреждениях, что должно обеспечить создание единого подхода по отношению к пониманию реализации процесса обучения предпринимательству, а также всего образа предпринимательской образования и его ключевых компонентов в будущем [2, с. 110] (Alekseeva E.V., Pogorelova A.YU., Potapova O.N., 2023, p. 110).

Обеспечение в вузах процесса подготовки студентов к предпринимательской деятельности, особенно к технологической предпринимательской деятельности, требует наличия в стране эффективной модели развития технологического предпринимательства в системе высшего образования, которая в свою очередь ставит задачу обеспечить развитие предпринимательских компетенций и соответствующего потенциала у всех участников преобразований: сотрудников вузов (профессорско-преподавательский состав, научные сотрудники, административно-управленческий персонал), студентов, индустриальных партнеров вузов, операторов государственной политики в сфере высшего образования и др. [18, с. 104] (Stupin R.S., 2022. p. 104).

Следует обратить внимание и на то, что сегодня на российские вузы возложена важная задача – подготовить эффективных предпринимателей, в особенности технологических, которые должны стать в основе обеспечения технологического суверенитета страны. Практика стимулирования предпринимательства среди молодежи в разных странах подтверждают роль университетов как активного компонента предпринимательской экосистемы. При этом целенаправленное обучение предпринимательству положительно влияет на стремление студентов заниматься предпринимательской деятельностью (не только после выпуска из вузов, но и уже в ходе самого обучения в учебном заведении), как и направленность государственной политики развивать предпринимательское образование и направлять значительные ресурсы в подготовку предпринимателей [4, с. 7, 11] (Butyrina YU.S., Gerasimov K.B, 2021, p. 7, 11). Государству важно стимулировать развитие предпринимательства, в том числе развития в вузах подготовки студентов к предпринимательской деятельности. При этом для более эффективного обучения студентов предпринимательству в университетах должны реализовываться не только соответствующие образовательные программы подготовки, специальные курсы, но и активно привлекаться к их проведению практики из бизнес-среды, задействоваться структуры (университетские бизнес-инкубаторы, стартап-студии и т.п.) и иные компоненты вузовской экосистемы предпринимательства. Инициативы студентов должны поощряться и обеспечиваться необходимыми ресурсами [12, с. 163] (Nusratullin I., Melixetyan S., Bakaev A., 2021, p. 163).

Сегодня также отстаивается идея по созданию в стране образовательных программ, в которых управленческие дисциплины были бы ориентированы на обучение предпринимателей как представителей особой профессии, идея по изменению подходов, в том числе, к изучению менеджерского цикла учебных курсов будущими предпринимателями [14, с. 96] (Rubin YU.B., Alekseeva E.V., Lednev M.V., Mozhzhukhin D.P., Pogorelova A.YU., Potapova O.N., Puzynya T.A., 2021, p. 96). В стране требуется создание единой системы предпринимательского образования. Её основой должна стать утвержденная для вузов образовательная программа подготовки предпринимателей, в которых само предпринимательство трактуется как особый вид профессиональной деятельности, отличающийся от других видов деятельности составом выполняемых выпускниками профессиональных функций. Таким образом, важно признать предпринимательство как самостоятельное направление российского высшего образования [15, с. 118] (Rubin YU.B., Mozhzhukhin D.P., 2022, p. 118).

Кроме того, необходимо обратить внимание и на то, что обеспечение широких перспектив и возможностей для устойчивого развития России связывают именно с развитием технологического предпринимательства. При этом, технологическое предпринимательство требует соответствующих кадровых ресурсов, квалифицированных инновационных специалистов, которые бы обладали необходимыми практическими знаниями и компетенциями. Обучение в области технологического предпринимательства должно быть ориентировано на установление многоуровневой системы профессиональной подготовки, которая требует от вузов новаторских подходов к образовательному процессу [7, с. 807] (Kazaryan A.A, 2023, p. 807) и использованию их научно-исследовательского потенциала.

Сегодня также отмечается важность более активного привлечения молодёжи к процессу открытия и ведения ими бизнеса, в том числе высокотехнологичного. Для активного вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность достаточно важно чтобы процесс выстраивания обучения предпринимательству студентов был не только на профильных направлениях подготовки, но также и на непрофильных направлениях, что требует в том числе соответствующих образовательных курсов, тренингов и модуля практики по запуску собственного стартапа [6, с.108, 110] (Deryabina G., Mozhzhukhin D., Pamukhin Yu., Potapova O., 2022, p. 108, 110) с привлечением специалистов и структур вузовской и вне вузовской инфраструктуры по содействию предпринимательству.

Обучение предпринимательской деятельности: образовательные программы по предпринимательству

Сегодня в вузах реализуются, а также открываются новые образовательные программы, которые направлены на обучение молодежи предпринимательской деятельности. При этом такие образовательные программы находятся в сфере внимания экспертного сообщества. Так, к примеру, агентство «Группа «Интерфакс»» реализует проект по проведению в российских вузах оценки образовательных программ по предпринимательству (ОПП) и составлению соответствующего рейтинга высших учебных заведений России. Топ-5 российских вузов этого рейтинга (табл. 1) представлены тремя вузами из Центрального федерального округа – г. Москва, еще два вуза расположены в регионах Сибирского федерального округа. Кроме того, одно учебное заведение (из представленных в данном топе университетов) является частным вузом – Университет «Синергия». Оценка вузов в рейтинге ОПП проводится в основном на основе анализа результатов анкетирования как руководителей данных образовательных программ, так и на анализе данных анкетирования научно-педагогических работников, студентов и выпускников вузов. В ходе оценки образовательных программ по предпринимательству собираются сведения, которые отражают, в частности, наличие в вузах собственных учебно-методических разработок для развития у обучающихся предпринимательских компетенций, факт создания студентами собственного бизнеса, управления его развитием и др.

Таблица 1

Топ-5 вузов в рейтинге университетов, реализующих образовательные программы по предпринимательству

Рэнк
Университет
Регион, федеральный округ
Сайт
Общая численность студентов, которая обучается по программам магистратуры, бакалавриата, специалитета, тыс.
1
Университет «Синергия»
г. Москва,
ЦФО
https://synergy.ru/
43,2
2
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ)
Новосибирская область,
СФО
http://www.nsu.ru
7,5
3
Сибирский федеральный университет (СФУ)
Красноярский край,
СФО
http://www.sfu-kras.ru
25,2
4
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (РЭУ им. Г.В. Плеханова)
г. Москва,
ЦФО
http://www.rea.ru/
18,6
5
Финансовый университет при Правительстве РФ (ФУ)
г. Москва,
ЦФО
http://www.fa.ru
24,3
Источник: составлено автором на основе данных результатов рейтинга образовательных программ по предпринимательству российских вузов (рейтинговое исследование вузов 2023, Группа «Интерфакс») [30] и мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования (Мониторинг 2023) [26].

Оценка специалистами «Интерфакс» информации по ОПП вузов, которые они анализировали для составления рейтинга, показала, что университетами активно развивается инфраструктура обучения предпринимательству, к образовательному процессу привлекаются компетентные преподаватели, в том числе с опытом ведения предпринимательской деятельности, которые дают логично и доходчиво практико-ориентированный учебный материал.

Следует также отметим, что российскими вузами реализуются образовательные программы по предпринимательству на разных уровнях подготовки обучающихся, в том числе многие программы имеют в своём название слово «предпринимательство» (табл. 2), которые дают студентам компетенции для возможного, в том числе, открытия и ведения собственного бизнеса.

Таблица 2

Примеры образовательных программ по предпринимательству (бакалавриат и/или магистратура) российских вузов

Университет
Примеры образовательных программ по предпринимательству
Университет «Синергия»
38.03.02 Менеджмент (ОП бакалавриата «Предпринимательство»)
38.04.02 Менеджмент (ОП магистратуры: «Технологическое предпринимательство»)
НГУ
38.04.02 Менеджмент (ОП магистратуры «Инновационное предпринимательство и менеджмент»)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
38.03.02. Менеджмент (ОП бакалавриата «Менеджмент в инновационном и социальном предпринимательстве»)
38.03.02. Менеджмент (ОП бакалавриата «Предпринимательство и управление бизнесом»)
38.04.02 Менеджмент (ОП магистратуры «Цифровой менеджмент и предпринимательство»)
ФУ
38.03.02 Менеджмент (ОП бакалавриата «Бизнес и предпринимательство/Business & Entrepreneurship»)
38.04.02 Менеджмент (ОП магистратуры «Управление инновациями и предпринимательство»)
Источник: составлено автором на основе [27, 31, 32, 34, 35]

Предпринимательская экосистема вузов: примеры направлений деятельности ее отдельных компонентов

Наряду с образовательными программами в российских вузах формируется предпринимательская экосистема, которая, в частности, выражается в обширных возможностях для студентов «прокачивать» свои предпринимательские компетенции, бизнес-идеи, а также осуществлять поиск единомышленников, формировать команду для будущего стартапа и многое другое. Отметим несколько примеров составляющих такой экосистемы.

В качестве примера можно отметить университетский бизнес-инкубатор, где студенты развивают предпринимательские навыки, получают различную поддержку для разработки своих бизнес-проектов, а также для создания и развития своих стартапов. К примеру, в СФУ действует бизнес-инкубатор «Цифра» [22], который нацелен на генерацию идей для формулирования концепции будущего бизнеса, на «упаковку» предпринимательских проектов, которые призваны обеспечить развитие цифровой экономики и создание высоких технологий для запуска молодежью своего бизнеса.

В РЭУ им. Г.В. Плеханова создан «Бизнес-инкубатор 2.0» [23] управления цифровой трансформации университета, который представляет собой площадку, в том числе для студентов, аспирантов, выпускников, творческих коллективов, для тестирования идей, создания и развития ими собственного бизнеса.

Еще одним примером составляющих предпринимательской экосистемы можно отнести систематическое проведение деловых программ: преакселератора (помогают оформить идею в четкий и понятный проект, который затем можно подать на грант и/или представить инвесторам) и акселератора (обеспечивают развитие проекта от идеи до первых продаж). Так, к примеру, в СФУ реализуется акселерационная программа «Health.Food.Tech»/»Здоровье.Питание.Технологии» [21], которая представляет собой краткосрочную интенсивную деловую программу по развитию технологических и предпринимательских компетенций у ее участников. Участниками данной программы являются университетские команды, студенты высших учебных заведений. В ходе реализации данной программы осуществляется поиск и генерация идей для фуднет и хелснет индустрий.

В РЭУ им. Г.В. Плеханова, проводимые, в том числе, при поддержке государства, акселерационные программы HIVE (платформа поддержки научно-технологического предпринимательства) призваны дать уникальные практические знания их участникам и способствовать развитию их идей в проработанный по ключевым финансовым, организационным и технологическим аспектам бизнес-проект [29].

Государственная политика поддержки подготовки студентов российских вузов к предпринимательской деятельности

В настоящее время внутри университетов России идет постепенная трансформация организационных, образовательных, научно-исследовательских и иных процессов. Данная трансформация, в частности, призвана обеспечить активное развитие в стране молодежного предпринимательства, в том числе технологического предпринимательства. Это обусловлено современными геополитическими процессами, национальными целями развития страны, которые, в том числе, заложены в национальном проекте «Наука и университеты». За счет собственных инициатив и ресурсов, тесного взаимодействия с индустриальными партнерами, а также за счет участия в крупных государственных программах и проектах (к примеру, программа стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства») вузы формируют практико-ориентированную среду подготовки студентов к созданию и развитию собственного бизнеса.

Сегодня различная поддержка развития студенческого предпринимательства активно осуществляется на всех уровнях государственной власти. Так, к примеру, раскрытие потенциала молодежи для их привлечения в бизнес-среду предусмотрено стратегическим федеральным проектом «Платформа университетского технологического предпринимательства» (рис. 1), который реализует Минобрнауки России [33].

Горизонтальный свиток: ФП «Платформа университетского технологического предпринимательства»
- Тренинги
- Студенческие стартапы
- Акселераторы
- Предпринимательские точки кипения
- Сеть университетских стартап-студий
- Механизм возмещения инвестиций
- Компании по инвестированию в малый бизнес – КИМБ

Рисунок 1. Основные мероприятия по реализации федерального проекта (ФП) «Платформа университетского технологического предпринимательства»

Источник: интернет-платформа федерального проекта [25]

Федеральный проект вносит все больший вклад в процесс развития университетского технологического предпринимательства в стране (табл. 3)

Таблица 3

Примеры полученных результатов реализации федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства»

с 2022 года (по состоянию на осень 2023 г.)

Мероприятие
Количество, ед.
Человек приняло участие
Тренинги предпринимательских компетенций
904
70330
Предпринимательские точки кипения
60
160209
Акселерационные программы
302
91193
Победители конкурса «Студенческий стартап»*
2500
-
Университетские стартап-студии
22
-
* Размер грантовой поддержки – 1 млн. руб.

Источник: интернет-платформа федерального проекта [25]

В целях более конструктивной реализации в вузах политики по поддержке предпринимательской деятельности студентов от Минобрнауки России в высшие учебные заведения были направлены документы, в которых были представлены концептуальные положения по формированию и развитию в вузах экосистемы молодежного предпринимательства (документ от 28.03.2022 № МН-11/542), а также документ от 29.09.2022 № МН-11/3030 с методическими рекомендациями по формированию экосистемы, призванная обеспечить в вузах рост практики подготовки и защиты студентами выпускных квалификационных работ в формате «Стартап как диплом».

В 2023 г. в Концепции были определены возможности для ее дополнения в части создания вокругвузовской и межуниверситетской экосистемы молодежного предпринимательства. При этом владельцами процесса вокругвузовской экосистемы было определено установить сами университеты, а межуниверситетской экосистемы — Минобрнауки России [24]. Кроме того, в 2023 году Министерством экономического развития России и Министерством науки и высшего образования России проводилась работа по организации совместного запуска информационной программы, которая должна обеспечить рост вовлеченности студентов в предпринимательскую деятельность. В рамках программы на информационных стендах в кампусах вузов будут размещаться плакаты, на которых будут изображены молодые предприниматели, успешно ведущие свой бизнес, а также QR-коды со ссылкой на сайт «Мой бизнес» с доступными мерами по поддержке молодых бизнесменов в различных отраслях [28].

Современные возможности вузов по подготовки и повышению интереса студентов к предпринимательской деятельности

У вузов имеются различные организационные, учебно-методические и иные возможности [10, 11, 17, 19] (Krasikova T.Yu., Kireenko A.P., 2022; Lazareva N.V., 2022; Sorokin P.S., Chernenko S.E., Vyatskaya Y.A., 2023; Trifonova N.V., Proshkina A.S., 2022), применяя которые они могут повысить интерес студентов к предпринимательской деятельности, обучить их основам открытия и ведения бизнеса и многое другое.

В качестве таких возможностей вузов можно, к примеру, отметить:

- сетевые возможности вузов (привлечения деловых партнёров учебных заведений): проведение с деловыми партнерами семинаров, сессий, образовательных проектов и т.п., где приглашенные на них студенты могут пообщаться с единомышленниками из бизнес-среды и получить ценные знания от успешных предпринимателей;

- материально-технические и информационно-цифровые возможности вузов: предоставление студентам доступа к таким ресурсам, как библиотеки различных баз данных, к оборудованию исследовательских, технологических центров, лабораторий и др. структурам учебного заведения, предлагая обучающимся вуза инструменты и средства, которые необходимы им для: разработки и тестирования своих бизнес-идей; создания и тестирования прототипов продуктов или услуг, что является важным шагом для последующей их коммерциализации;

- возможности структур инфраструктуры (инкубаторы, центры предпринимательства, студенческие акселераторы, стартап-студии и аналогичные структуры учебного заведения) вуза: создание подобных физических пространств помогает студентам развивать предпринимательские компетенции, свои бизнес-идеи и превращать их в жизнеспособный бизнес, формировать команды с разными необходимыми компетенциями, создавать стартапы, привлекать финансовые ресурс для реализации бизнес-проектов и т.п.;

- возможности организации в вузах института наставничества: запуск программ наставничества позволяет объединить опытных предпринимателей, профессионалов в той или иной отрасли (с одной стороны) и студентов (с другой стороны), предоставляя последним ценные практические советы и рекомендации, что в том числе может способствовать совершенствованию бизнес-идей у обучающихся;

- возможности по проведению вузами конкурсных мероприятий предпринимательской направленности: высшие учебные заведения сами или во взаимодействии с партнерами организуют хакатоны, кейс-чемпионаты, конкурсы бизнес-планов/проектов среди обучающихся, поощряя студентов разрабатывать и представлять свои предпринимательские идеи, а также предоставляя им возможности для обратной связи и признания их бизнес-идей (награждение дипломами победителей, денежными призами, подарками от партнеров вуза, получение предложений от партнеров вуза в оказании им помощи для дальнейшего развития представленных бизнес-проектов и их вывода на рынок и др.);

- возможности финансовой поддержки: через партнерские соглашения, наличия сети деловых контактов с финансовыми институтами или собственные специальные программы поддержки, собственные фонды вузы могут помочь студентам получить финансовые средства (финансовая поддержка имеет одно из решающих значений для обеспечения первоначальных расходов и апробации бизнес-модели молодыми предпринимателями), необходимые им для запуска их бизнеса.

- возможности постоянного и активного информирования студентов о роли и поддержке молодежного предпринимательства, а также их ознакомления о перспективах (к примеру, за счет информирования об истории успеха предпринимателей – студентов и выпускников университета) выбора предпринимательской деятельности в качестве вектора профессионального развития.

Подготовка студентов российских вузов к предпринимательской деятельности: современные тенденции

В ходе изучения информации на сайтах вузов, приведенных в рейтинговом исследовании [30] и публикаций [1, 3, 8, 9, 13, 17, 18] (Alekseenko E.V., Geshko O.A., Romanova A.N., 2022; Borovskikh S.V., Svetnik N.V., 2023; Kireenko A.P., Krasikova T.Yu., 2023; Konstantinova L.V., Shubenkova E.V., Vorozhikhin V.V., Petrov A.M., Titova E.S., Troska Z.A., Iskandaryan R.A., Mayakov D.M., Nikonova O.D., 2023; Osipova O.S., Burova E.A., Sakharova N.V., 2023; Sorokin, P.S., Chernenko, S.E., Vyatskaya, Y.A., 2023; Stupin R.S., 2022) можно предположить, что к современным тенденциям подготовки студентов российских вузов к предпринимательской деятельности относится в том числе:

- сопровождение обучения студентов по основным образовательным программам дополнительными информационно-образовательными и иными вспомогательными услугами от вузовской предпринимательской экосистемы (тренинги, коворкинги, акселерационные программы и т.п.), позволяющие им подготавливать и защищать выпускные квалификационные работы (ВКР) в форме стартапов, а также презентовать свои бизнес-проекты на различных площадках, в том числе для поиска инвесторов, получения грантов;

- открытие новых образовательных программ для студентов разного уровня подготовки и разработка новых методов обучения, которые бы способствовали практическому обучению предпринимательству;

- формирование у студентов профессиональных предпринимательских компетенций не только в рамках специальных образовательных программ (ОП), но и формирование у обучающихся предпринимательских компетенций в рамках освоения отдельных тематических дисциплин, которые встроены в другие ОП вуза;

- привлечение студентов к подготовке и реализации проектов для реального сектора экономики, в ходе которых они работают над реальными задачами, в том числе, по совершенствованию бизнес-процессов, развивая при этом практические навыки, которые требуются при запуске бизнеса;

- привлечение студентов в ходе их обучения в вузе к проведению исследований функционирования и развития бизнеса в различных секторах экономики, позволяющие им понять ключевые особенности бизнес-процессов, проблемы и стратегии развития бизнеса, получить более углубленное представление о различных бизнес-моделях и их возможностях применения в различных отраслях и сферах услуг;

- активное привлечение в вузы успешных предпринимателей, представителей институтов поддержки бизнеса в качестве приглашенных преподавателей, наставников, консультантов по подготовке ВКР («Стартап как диплом») или докладчиков на мастер-классы, тренинги по бизнесу;

- использование вузами онлайн-обучения/платформ с онлайн-курсами, на которых размещаются специальные проработанные курсы, ориентированные на дополнительную подготовку студентов по ключевым практическим вопросам введения бизнеса;

- применение в ходе обучения студентов цифровых технологий, в том числе технологий виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR) для возможности моделирования бизнес-сценарий, ситуаций/процессов на рынках и поведения субъектов экономики;

- внедрение в ОП курсов по рассмотрению новых технологий, таких как, к примеру, искусственный интеллект, блокчейн, новые «зеленые» технологии, а также по рассмотрению современных глобальных и национальных тенденций в сфере науки и техники, ESG принципов и их реализации в бизнесе и т.п.;

- реализация сетевых программ подготовки студентов, в том числе призванные подготовить молодежь к осуществлению технологической предпринимательской деятельности;

- открытие в вузах магистерских программ с участием бизнеса, что обеспечивает рост интереса к предпринимательству, значительное практико-ориентированное содержание учебных материалов и более углубленное изучение специфики функционирования тех или иных отраслей экономики и рынков товаров (услуг);

- реализация вузами стратегических и иных проектов, которые призваны обеспечить за счет развития вузовской экосистемы подготовку студентов для увеличения числа студенческих стартапов и вовлечение студентов в решение технологических задач развития экономики страны (обеспечивается за счет участия вузов в федеральном проекте «Платформа университетского технологического предпринимательства», Программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», федеральном проекте «Передовые инженерные школы» и др.);

- смещение фокусировки при подготовке студентов к предпринимательской деятельности на технологическое предпринимательство (однако, внимания вузов по-прежнему остается также подготовка кадров и для социально ориентированной хозяйственной деятельности, т.е. обучение студентов тому, как создавать предприятия, которые решают социальные и экологические задачи для общества).

Выводы

Сегодня российскими вузами при поддержке государства и индустриальных партнеров проводится масштабная работа по подготовке студентов предпринимательской деятельности.

Однако, для обеспечения дальнейшего развития подготовки студентов к предпринимательской деятельности в вузах требуется: внедрять в учебный процесс сквозные образовательные модули (к примеру, дизайн-мышление, технологический менеджмент); расширять связи с организациями инновационной экосистемы; создавать центры консультационной поддержки молодых предпринимателей, чья работа должна быть направлена на содействие созданию студенческих технологических стартапов; проводить системную работу по организации участия студенческих проектных команд в конкурсах и соревнованиях в сфере оценки их бизнес-проектов и предпринимательских компетенций; продвигать успешные студенческие проекты, в том числе для привлечения инвесторов и потенциальных партнеров.

Кроме того, важно, чтобы во всех российских вузах проводилась и дальше активная работа по созданию благоприятной предпринимательской среды для создания студентами стартапов, в том числе технологического характера, и по систематическому проведению для обучающихся массовых образовательных и иных мероприятий по предпринимательству, которые бы учитывали специфику подготовки в конкретном вузе.

Заключение

Сегодня для России чрезвычайно важно обеспечить в каждом вузе создание и развитие комплексной системы сопровождения (обучение, наставничество, помощь в подготовке обоснованных бизнес-проектов для инвесторов и грантодателей, помощь в запуске стартапов и поиске партнеров и т.п.) молодежи, которая проявляет интерес к предпринимательству.

Проведенное исследование указывает на необходимость:

· активного привлечения экспертов (действующих предпринимателей, инвесторов и т.п.) в образовательную среду вузов (для проведения занятий, тренингов и т.п.), что обеспечит студентов ценной практической информацией от тех, кто имеет опыт работы в данной области;

· продвижения предпринимательской культуры в вузах, т.е. требуется активно освещать важность и роль предпринимательства и предпринимателей для страны, региона, освещать примеры успешных студентов-предпринимателей, информировать об университетской и вневузовской системах поддержки начинающих предпринимателей;

· разработки новых курсов и дисциплин (и/или совершенствование уже имеющихся учебных материалов по читаемым дисциплинам) по ОП вуза, которые бы усиливали практический опыт у студентов в разработке бизнес-идей, их воплощении в стартапы, в том числе технологического характера;

· развития деятельности бизнес-инкубаторов, стартап-студий, акселераторов и т.п. на территории кампусов вузов для обеспечения студентов ресурсами, наставничеством, деловыми связями, комфортным пространством для работы обучающихся над своими идеями и для создания стартапов;

· развития вузами сетевого взаимодействия (с предприятиями, учебными заведениями и т.п.) при обучении студентов предпринимательству, в т.ч. технологическому, а также при реализации инструментов создания и поддержки студенческих стартапов;

· продолжения государственной поддержки системы подготовки студентов вузов предпринимательской деятельности, в том числе за счет: развития системы высшего образования в целом, принятия федеральных государственных образовательных стандартов в сфере обучения предпринимательству, которые бы отвечали на современные глобальные и национальные вызовы; совершенствования механизмов для дальнейшего развития системы подготовки и защиты студентами ВКР в виде стартапов, а также дальнейшего развития cneltyxtcrb [ стартапов в растущий и прибыльный бизнес.


References:

Alekseenko E.V., Geshko O.A., Romanova A.N. (2022). Obrazovatelnoe predprinimatelstvo v vuzakh: problemy teorii i praktiki [Educational entrepreneurship in universities: problems of theory and practice]. Modern problems of science and education. (6-1). 14. (in Russian). doi: 10.17513/spno.32176.

Alekseeva E.V., Pogorelova A.Yu., Potapova O.N. (2023). Obuchenie predprinimatelstvu s ispolzovaniem tekhnologii forsayt-sessii [Entrepreneurship education by the aid of foresight session technology]. Modern competition. (2(92)). 109–123. (in Russian). doi: 10.37791/2687-0657-2023-17-2-109-123.

Borovskikh S.V., Svetnik N.V. (2023). Razvitie studencheskogo predprinimatelstva v sportivnom vuze [Development of student entrepreneurship in a sports university]. Financial economics. (3). 99–103. (in Russian).

Butyrina Yu.S., Gerasimov K.B. (2021). Vliyanie chelovecheskogo kapitala na obuchenie predprinimatelstvu v obrazovatelnyh organizatsiyakh [The influence of human capital on entrepreneurship training in educational organizations]. Fundamentals of Economics, Management and Law. (2(27)). 7–12. (in Russian). doi: 10.51608/23058641_2021_2_7.

Deryabina G.G., Mozhzhukhin D.P., Pamukhin Yu.G., Potapova O.N. (2022). Osobennosti obucheniya predprinimatelstvu na neprofilnyh napravleniyakh v bakalavriate [Features of teaching entrepreneurship in non-core areas in the bachelor’s degree]. Sovremennayakonkurentsiya. (1(85)). 108–125. (in Russian). doi: 10.37791/2687-0649-2022-16-1-108-125.

Kazaryan A.A. (2023). Klassicheskie i innovatsionnye podkhody k organizatsii obucheniya tekhnologicheskomu predprinimatelstvu [Classical and innovative approaches to the organization of training in technological entrepreneurship]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (11(160)). 807–810. (in Russian). doi: 10.34925/EIP.2023.160.11.152.

Kireenko A.P., Krasikova T.Yu. (2023). Razvitie infrastruktury podderzhki studencheskogo predprinimatelstva na primere universitetov - uchastnikov programmy «PRIORITET-2030» [Development of infrastructure to support student entrepreneurship on the example of universities participating in the PRIORITY 2030 program]. Economics of education. (2(135)). 36–53. (in Russian).

Konstantinova L.V., Shubenkova E.V., Vorozhikhin V.V., Petrov A.M., Titova E.S., Troska Z.A., Iskandaryan R.A., Mayakov D.M., Nikonova O.D. (2023). Razvitie predprinimatelskogo obrazovaniya v vuzakh [Development of entrepreneurial education in universities] The results of monitoring information on trends in the development of higher education in the world and in Russia. Issue 12. 120. (in Russian).

Krasikova T.Yu., Kireenko A.P. (2022). Motivatsiya studencheskogo predprinimatelstva i rol universitetskoy infrastruktury [Motivation of student entrepreneurship and the role of university infrastructure]. Innovative development of economy. (5(71)). 277–291. (in Russian). doi: 10.51832/2223798420225277.

Lazareva N.V. (2022). Ekosistema studencheskogo predprinimatelstva [Ecosystem of student entrepreneurship]. Aktualnye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire. (1-3 (81)). 96–98. (in Russian).

Nusratullin I.V., Meliksetyan S.N., Bakaev A.R. (2021). Obuchenie predprinimatelstvu v universitete: obzor inostrannoy literatury [Entrepreneurship education at the university: a review of foreign literature]. Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskiy zhurnal. (3(159)). 163–166. (in Russian). doi: 10.34773/EU.2021.3.30.

Osipova O.S., Burova E.A., Sakharova N.V. (2023). Sotsialno orientirovannye startapy kak perspektivnoe napravlenie studencheskogo innovatsionnogo predprinimatelstva [Socially oriented startups as a promising direction of student innovative entrepreneurship]. Alma mater (Higher School Herald). (11). 78–87. (in Russian). doi: 10.20339/AM.11-23.078.

Rubin Yu.B., Alekseeva E.V., Lednev M.V., Mozhzhukhin D.P., Pogorelova A.Yu., Potapova O.N., Puzynya T.A. (2021). Vnutrennyaya kontekstnaya zavisimost uchebnyh kursov po predprinimatelstvu v bakalavriate [Bachelor degree university program: common context of learning entrepreneurship courses]. Modern competition. (2(82)). 88–100. (in Russian). doi: 10.37791/2687-0657-2021-15-2-88-100.

Rubin Yu.B., Mozhzhukhin D.P. (2022). Vysshee predprinimatelskoe obrazovanie: orientiry stanovleniya i smyagcheniya ogranicheniy [Higher entrepreneurship education: guidelines for the formation and mitigation of restrictions]. Higher education in Russia. (11). 106–121. (in Russian). doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-11-106-121.

Semenova Yu.A. (2020). Analiz razvitiya predprinimatelstva v obrazovatelnyh uchrezhdeniyakh [Analysis of the development of entrepreneurship in educational institutions]. Aktualnye problemy gumanitarnyh i sotsialno-ekonomicheskikh nauk. (4(75)). 24–28. (in Russian).

Sorokin P.S., Chernenko S.E., Vyatskaya Yu.A. (2023). Infrastruktura podderzhki studencheskikh predprinimatelskikh initsiativ v vuzakh: rossiyskiy landshaft [Infrastructure for supporting student entrepreneurial initiatives in universities: the Russian landscape] (in Russian).

Stupin R.S. (2022). Razvitie predprinimatelskoy sredy universiteta i vovlechenie studentov v tekhnologicheskoe predprinimatelstvo [The development of the university's entrepreneurial environment and the involvement of students in technological entrepreneurship] Innovation and entrepreneurship: theory and practice. 99–105. (in Russian).

Trifonova N.V., Proshkina A.S. (2022). Faktory razvitiya tekhnologicheskogo predprinimatelstva: rol universitetov [Development of technological entrepreneurship: the role of universities]. Innovations. (1(279)). 94–98. (in Russian). doi: 10.26310/2071-3010.2022.279.1.012.

Vysotskaya G.V., Ermashkevich N.S., Panyavina M.L., Ryazanova N.V. (2022). Ob opyte obucheniya predprinimatelstvu i otsenki predprinimatelskikh kompetentsiy na osnove igrovyh metodov [Experience of entrepreneurship training and assessment of entrepreneurial competencies based on game methods]. Leadership and Management. 9 (4). 1129-1148. (in Russian). doi: 10.18334/lim.9.4.116431.

Yurova O.V., Medveditskova A.S., Berezin A.S., Minaeva O.A. (2023). Tsentry proektnoy deyatelnosti kak element ekosistemy predprinimatelstva v universitetakh [Project activity centers as an element of the university entrepreneurship ecosystem]. Leadership and Management. 10 (2). 579-596. (in Russian). doi: 10.18334/lim.10.2.117691.

Страница обновлена: 07.04.2025 в 11:10:12