Факторы профессионального самоопределения у студентов экономического направления

Илюшникова Е.К., Илюшников К.К.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 7 (Июль 2020)

Цитировать:
Илюшникова Е.К., Илюшников К.К. Факторы профессионального самоопределения у студентов экономического направления // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 7. – С. 2117-2134. – doi: 10.18334/epp.10.7.110586.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43812141
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассмотрены факторы, влияющие на профессиональное самоопределение у студентов экономического направления подготовки. Изучены взгляды на определение сущности понятия «профессиональное самоопределение», факторы влияющие на приятие решения при выборе профессии в работах отечественных и зарубежных исследователей. Описана значимость выбора профессии в достижении высокого качества жизни – как в финансовом, так и в психологическом плане. Изучен уровень информированности студентов об особенностях выбранной профессии, возможностях трудоустройства и карьерного роста. Совпадение ожиданий студентов от выбранного направления подготовки и реального положения дел. Проведено исследование, направленное на выявление факторов, влияющих на выбор профессии, проблем профессиональной ориентации студентов экономического направления. Разработан перечень мероприятий по повышению уровня информированности абитуриентов и студентов о будущей профессии

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентация, карьерное планирование

JEL-классификация: J21, J24, M53



Введение

Современный рынок труда характеризуется многообразием профессий. Как правило, большинством из них может овладеть каждый. Однако стоит помнить, что время трудовой деятельности ограничено и за жизнь человек не сможет попробовать себя во всех возможных профессиональных сферах и направлениях. Из этого вытекает проблема выбора рода деятельности, выбора профессии [9] (Ivanova, 1987).

Правильно выбранная профессия составляет основу высокого качества жизни – как в финансовом, так и в психологическом плане. Известно, что неудовлетворенность своим местом в этой жизни (неподходящее место работы, окружение) может привести к проблемам со здоровьем. В то же время грамотно выбранная профессия положительно влияет на самооценку, мотивацию и самореализацию человека [1] (Ayzenk, 1972). Кроме того, современный рынок труда характеризуется такой негативной тенденцией, как снижение численности молодых специалистов и учащейся молодежи, уменьшение количества молодых людей с высшим образованием [8] (Drobot, Makarov, Zhuravleva, Nersisyan, 2020).

Согласно современным исследованиям, большинство зрелых, состоявшихся в профессии людей работают либо не по специальности, которой учились в вузе, либо «находят себя» только после получения второго высшего образования [17] (Firsova, 2014). Различие в выборе специальности в вузе и профессии в будущем приводит к тому, что профессиональный опыт за годы обучения в вузе части занятых не будет востребован [13] (Mikhaylova, Yarkova, 2019). К тому же в настоящее время нередка и кардинальная смена области профессиональной деятельности. Поэтому самоопределение как особый тип деятельности становится основой жизни современного человека [18]. (Edwards, Nicoll, 2006)

В современных условиях динамично меняющихся профессиональных технологий подготовка специалистов высокой квалификации существенно изменилась в сторону формирования у них не столько суммы конкретных знаний, умений, сколько способности ориентироваться в сложной обстановке профессиональной деятельности, гибко встраиваться в систему постоянно обновляющихся требований к профессионалу [19] (Zander, Zander, 2016). В ходе данного процесса вырабатываются требования к определенной области профессиональной деятельности, развивается профессиональная субъектная позиция, формируется профессиональная идентичность [7].

При поступлении в вуз студенты кажутся удовлетворенными, однако с течением времени у некоторых из них могут возникнуть проблемы с учебой, чувство неудовлетворенности профессией или неверно выбранного вуза. Отсюда следует, что основным фактором верного выбора профессии является готовность человека осуществить осознанный выбор, четкое понимание им своих жизненных целей [11] (Koreko, 2010). Исследователями отмечается [4, 12] (Baksheeva, 2003; Lyubimova, Evsevicheva, 2013) актуальность изучения профессионального становления студентов. Важной задачей высшего образования, кроме информирования, является также формирование личности профессионала, содействие его самоидентификации с профессией.

Профессиональное самопределение – длительный процесс. Так, по завершении гностического (перестройка сознания) и практического (изменения социального статуса человека) этапов, совпадающих, как правило, со старшим школьным возрастом, человек может столкнуться с проблемой неверного выбора профессии. Как следствие, авторы считают значимой задачей правильный выбор профессии и видят актуальным исследование факторов, влияющих на выбор направления обучения студентами.

Вопросу профессионального становления, формированию личности профессионала и самоактулизации посвящены работы Г.Ю. Любимовой, И.В. Евсевичевой [12] и Э.П. Бакшеевой [4]. Тема профессионального самоопределения описана в исследованиях Е.М. Ивановой [9], Г. Айзенка [1], Н.К. Михайловой [13], Т.А. Ярковой [13], Р. Эдварца, К. Никола [18]. В. Кореко [11]. Профессиональная подготовка, требования к выпускникам и профессиональной самоидентичности – Я.В. Дидковской [7] (Didkovskaya, 2000), Р.С. Зандера [19]. Трактовку сущности понятия «профессиональное самоопределение» выдвигали Л.О. Ромашова [15] (Romashova, 2013), А.А. Гридасова [6] (Gridasova, 2017), Е.А. Климов [10] (Klimov, 2004), Н.А. Богдан [5], (Bogdan, 2008), А.Г. Асмолов [3] (Asmolov, 1990). Изучению факторов, определяющих выбор профессии, посвящены работы Б.Г. Ананьева [2] (Ananev, 1968), С.Г. Разуваева [14] (Razuvaev, 2012), Л.Д. Столяренко [16] (Stolyarenko, 2005).

Авторская гипотеза заключается в том, что большинство студентов экономического направления подготовки недостаточно информированы о практическом содержании выбранной ими профессии, обладают неполной и (или) недостоверной информацией о возможностях трудоустройства после окончания вуза.

Целью исследования является выявления факторов, влияющих на выбор профессии, проблемы профессиональной ориентации студентов и перспективы внедрения мер по совершенствованию путей профессионального самоопределения молодежи в период обучения в вузе. Первичная информация будет собираться с целью выявления проблем профессионального самоопределения студентов во время обучения в вузе. Рекомендации, составленные на основе результатов исследования, будут направлены в адрес абитуриентов, студентов, а также педагогического состава вуза с целью повысить уровень осознанности выбора профессии студентом.

Предметом исследования являются факторы, влияющие на выбор профессионального самоопределения студентами экономического направления, информированность студентов об особенностях выбранной профессии, возможностях трудоустройства и карьерного роста. Совпадение ожиданий студентов от выбранного направления подготовки и реального положения дел.

Объект исследования – студенты 1-го и 3-го курса Международного института экономики, менеджмента и информационных систем Алтайского государственного университета, обучающиеся по направлениям подготовки «Бизнес-информатика», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Экономика». Средний возраст студентов составляет 17–23 года.

Сравнив полученные авторами статьи результаты с публикациями других ученых, отмечаем, что исследования Т.А Фирсовой [17] лежат в плоскости формирования у студентов психической функции планирования; выработки навыка построения взаимосвязей жизненных событий и перемещения этой картины в будущее; познания собственной личности и мотивов; повышения уровня личностных притязаний; принятия альтернатив и преодоления жизненных трудностей. В работах Н.А. Богдана [5] акцент сделан на профессиональном становлении личности через кризисы. В исследованиях Э.П. Бакшеевой [4] процесс самоактуализации рассмотрен под углом поддержки, наставничества и личностной педагогической поддержки, целью которого является определение его (студента) интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем) ради достижения позитивных результатов в самоактуализации, самоорганизации, а также в учебно-профессиональной деятельности.

Настоящее же исследование, опираясь на предыдущие результаты, ориентировано на получение результатов в части выявления факторов, влияющих на выбор профессии; определение понимания значимости студентами получения высшего образования в жизни человека; источников поиска информации при выборе специальности; причин, определяющих принятие решения и уровня осознанности при выборе; совпадение уровня ожиданий студентов от выбранного направления подготовки и уровня осведомленности студентов о реальных перспективах трудоустройства по своему направлению подготовки.

Статья имеет следующую структуру: во введении представлена актуальность темы исследования, описаны цели, задачи и структура работы. В первой части определена сущность профессионального самоопределения на основании работ отечественных и зарубежных ученых. Во второй части представлены результаты проведенного исследования. В третьей части проведен анализ результатов исследования и описан перечень рекомендаций. В заключении представлены общие выводы по результатам исследования.

Сущность, задачи и факторы профессионального самоопределения в работах отечественных и зарубежных исследователей

Существуют различные взгляды на трактовку сущности понятия «профессиональное самоопределение». Так, Л.О. Ромашова [15] определяет его как способ вхождения индивида в профессиональную сферу жизни, процесс выбора человеком своего профессионального пути, зависящий от ряда психологических и социальных факторов. А.А. Гридасова [6] трактует понятие «профессиональное определение» следующим образом: это внутренняя позиция человека, заключающаяся в осознании себя частью общества; сложный динамичный процесс формирования в сознании человека отношения к профессиональной сфере, целей трудовой деятельности и способов их достижения, осознания себя как профессионала, совершенствования навыков, умений и знаний, духовных и физических возможностей.

А. Маслоу обращал внимание на важность заинтересованности человека в конкретном виде труда, увлеченности им. Осознанный выбор профессии, нахождение своего места в обществе, осуществление предпочтительного для человека (желаемого) вида деятельности дает стимул к развитию себя в профессии [10]. Человек начинает видеть смысл в том, чем он занимается, ставит профессиональные цели. Становление профессионала начинается с формирования личности как части социальных взаимоотношений. Сегодня профессионал должен четко ориентироваться в своем деле, понимать, знать требования к работнику, содержание работы и круг профессиональных обязанностей, уметь адаптироваться к изменяющимся условиям.

Е.А. Климов [10] (Klimov, 2004) отмечает, что процесс профессионального самоопределения не одномоментный акт, а длительный процесс постоянного принятия решений, осуществления выбора. Наиболее актуальным этот вопрос является в юношеском возрасте, однако и во взрослом возрасте может возникать необходимость переосмысления и корректировки профессионального пути человека.

Зарубежным авторам процесс профессионального самоопределения представляется процессом, состоящим из нескольких этапов и заключающимся в поиске ценностных ориентиров и смысла осуществляемой профессиональной деятельности [5]. Можно заметить, что и зарубежные, и отечественные авторы указывают на то, что профессиональное самоопределение не осуществляется в конкретный момент или временной промежуток, но представляет собой длительный многоуровневый процесс самоидентификации личности в профессиональной сфере.

Определение себя как профессионала зависит от множества факторов, всю совокупность которых можно разделить на две группы: субъективные (желания, стремления человека, его отношение к конкретной профессии, интересы, особенности характера и другое) и объективные (состояние здоровья, уровень образования, условия жизни, воспитание и другое) [3] (Asmolov, 1990).

Выделяют восемь основных факторов, определяющих выбор профессии: мнение старших членов семьи, родителей; мнение сверстников, друзей; мнение учителей, педагогов; собственные планы; навыки, умения, знания; стремление быть признанным в обществе; уровень информированности о специфике профессии; предрасположенность к определенному виду деятельности [2] (Ananev, 1968).

Кроме того, отмечается значимость преемственной системы профориентации на каждом этапе профессионального становления на каждом этапе образования. Так, должен быть подкреплен переход выпускника школы, главной задачей которого является выбор приоритетного направления деятельности, в разряд студентов, занятых непосредственно овладением профессиональными компетенциями [14].

По мнению Л.Д. Столяренко [16], чем раньше начинается личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого человека в современном мире. Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека. Огромное преимущество человека заключается в его возможности выбора. И этот выбор зависит от многих факторов.

Результаты проведенного исследования

Основной задачей исследования будет выявление факторов, влияющих на выбор профессии, проблем профессиональной ориентации студентов экономического направления и перспектив внедрения мер по совершенствованию путей профессионального самоопределения молодежи в период обучения в вузе.

Рисунок 1. Результаты ответа на вопрос о том, как часто студенты задумываются о значении высшего образования в жизни человека

Источник: составлено авторами.

Из результатов следует, что практически все опрошенные студенты периодически задумываются о значении высшего образования в жизни человека. Отсюда следует, что вопрос значения высшего образования важен для студентов.

Рисунок 2. Мнение опрошенных о причинах получения людьми высшего образования

Источник: составлено авторами.

Самым важным фактором, мотивирующим человека получать высшее образование, студенты определили повышение интеллектуального уровня. Также к значимым факторам отнесены «это признается обществом» (54,5%), «это повышает социальный статус человека» (50%) и «это залог материального благополучия» (45,5%). Такие факторы, как «это интересно» и «это престижно», выбирались реже всего.

Рисунок 3. Отношение респондентов к высказыванию «В наше время каждый человек обязан иметь высшее образование»

Источник: составлено авторами.

Относительно вопроса необходимости получения высшего образования каждым человеком мнения разделились. Ответы респондентов «согласен / не согласен с необходимостью получения высшего образования» разделились поровну (45,5% и 45,5%).

Рисунок 4. Приоритетные источники информации, используемые студентами для выбора вуза

Источник: составлено авторами.

При выборе вуза в большей степени студенты ориентировались на данные сети Интернет (81,8%) и советы родственников и знакомых (53,6% респондентов). Дни открытых дверей и справочные издания указывали в качестве источника информации для выбора вуза значительно реже. В качестве основного критерия при выборе вуза студенты назвали престиж (известность) вуза. Вторым по значимости оказался критерий наличия интересной студенту специальности. Часто отмечались факторы «перечень вступительных экзаменов», «мнение родственников/родителей» и «сложность обучения в вузе (по слухам, рассказам)».

Рисунок 5. Выявление количества студентов, изначально планировавших поступить на выбранное ими направление подготовки

Источник: составлено авторами.

Большинство опрошенных студентов поступили на то направление подготовки, которое планировали (86,4%). Студенты, изначально планировавшие поступить на иное направление подготовки, обосновали свой выбор следующим образом: «с ним легче будет работать на немного иных должностях», «мне показалось оно интересным и подходящим именно мне», «потому что проходила на бюджет по этому направлению».

Рисунок 6. Критерии, используемые студентами при выборе направления подготовки

Источник: составлено авторами.

Основным критерием при выборе направления подготовки студентами оказалась востребованность профессии (68,2%). Также значимыми факторами явились интерес к выбранному направлению подготовки (54,5%), перечень вступительных экзаменов (45,5%) и личное желание студента (40,9%).

Рисунок 7. Определение уровня удовлетворенности студентов выбранным направлением подготовки

Источник: составлено авторами.

Большая часть студентов (40,9%) выразили свое отношение к выбранному направлению подготовки как нейтральное. Следующей по численности группой являются студенты, выбравшие ответ «скорее удовлетворен» (31,8%). 13,6% студентов выразили свое отношение как «скорее не удовлетворен», 9,1% опрошенных выбрали ответ «полностью удовлетворен». В основном студенты либо в большей степени удовлетворены выбранным направлением подготовки, либо относятся к нему нейтрально. Таким образом, относительно задачи определения уровня удовлетворенности выбранным направлением подготовки можно сделать следующий вывод: в основном студенты либо в большей степени удовлетворены выбранным направлением подготовки, либо относятся к нему нейтрально. Индекс удовлетворенности студентов выбранным направлением подготовки средний (3,3).

Рисунок 8. Определение уровня оправданности ожиданий в содержательной части

Источник: составлено авторами.

Не оказалось ни одного студента, ожидания которого относительно содержательной части выбранного направления подготовки абсолютно оправдались. Студенты, чьи ожидания частично оправдались, составили 50% опрошенных. У оставшейся половины опрошенных ожидания не оправдались (частично – 40,9%, полностью не оправдались – 9,1%).

Исходя из анализа ответов каждого респондента в отдельности во взаимосвязи с направлением подготовки, можно сделать вывод о том, что большая часть студентов имеют обобщенное представление о своих будущих должностных обязанностях. Так, больше половины студентов (54,5%) выбирали слишком большое (7–11) или слишком маленькое (1–3) количество ответов, притом что на характеристику каждого направления подготовки было отведено порядка 4–5 позиций. При этом иногда студенты выбирали смежные характеристики (описывающие профессии других направлений подготовки). В целом уровень осведомленности студентов о практическом содержании выбранной профессии можно охарактеризовать как средний (табл. 1).

Таблица 1

Ранжирование факторов выбора профессии студентами

Приоритет
Характеристика
1
Творческий, интересный характер работы
2
Престиж профессии
3
Возможность достичь признания, уважения
4
Возможность продвижения по карьерной лестнице
5
Высокий заработок
6
Общественная полезность профессии
Возможность реализовать свой потенциал
7
Благоприятный психологический климат в коллективе
8
Соответствие работы моим способностям, знаниям
Самостоятельность, независимость
Источник: составлено авторами.

При выборе профессии студенты отдали предпочтение в первую очередь таким факторам, как творческий характер работы, престиж профессии и возможность достичь признания. Меньшее предпочтение было отдано факторам «соответствие работы способностям и знаниям» и «самостоятельность, независимость». Из числа студентов, периодически думающих о смене направления подготовки, 75% обосновали это как «понял (-а), что это не мое». 12,5% респондентов сослались на причину смены планов на жизнь. В целом основной причиной средней мотивации продолжать обучение по выбранному направлению подготовки можно назвать смену жизненных приоритетов/ценностей.

Из числа студентов, периодически думающих о смене направления подготовки, половина выразили желание в ближайшее время продолжать обучение по выбранному направлению подготовки. 37,5% студентов желают в ближайшее время закончить обучение и устроиться на работу, еще 11,4% – сменить обучение по выбранному направлению подготовки на заочное/дистанционное. В основном студенты объяснили низкий уровень заинтересованности в профессии несовпадением профессии с жизненными приоритетами.

Выводы. Анализ результатов исследования и перечень мероприятий по повышению уровня информированности абитуриентов и студентов о будущей профессии

Анализ полученных результатов был сведен в разделы: так, по блоку значимости высшего образования для студентов можно сделать следующие выводы:

1. Практически все опрошенные студенты периодически задумываются о значении высшего образования в жизни человека.

2. Самым важным фактором, мотивирующим человека получать высшее образование, студенты определили повышение интеллектуального уровня.

3. Половина опрощенных студентов уверены в необходимости получения высшего образования каждым человеком, половина считают, что необходимости каждому человеку иметь высшее образование нет. Аргументами «за» чаще всего выступали развитие интеллектуальных способностей человека и необходимость предоставления документа об окончании высшего образования на работе (в том числе студенты отмечали важным наличие высшего образования для продвижения по карьерной лестнице и получения высокооплачиваемой работы). Аргументами «против» выступали отсутствие в современных условиях наличия высшего образования для получения работы и обесценивание квалифицированных специалистов в условиях массового получения высшего образования.

Результаты исследования в части определения степени осознанности выбора вуза студентами экономического направления подготовки привели к следующим выводам:

1. Большинство студентов изначально планировали поступить в конкретный вуз. Респонденты, изначально желавшие поступить в другой вуз, объяснили свой итоговый выбор следующим образом: престиж; наиболее удобный вариант, относительная близость к населенному пункту студента, совет родителей; платно учиться лучше в государственном вузе, чем в филиале любого другого; диплом лучше признается у работодателей; уровень преподавания выше, чем в остальных учебных учреждениях города; не смог пройти по баллам в вуз, который находился в другом городе, а оставшись в родном городе решил поступить в местный вуз, ибо это очень просто.

2. При выборе вуза в большей степени студенты ориентировались на данные сети Интернет и советы родственников и знакомых. Дни открытых дверей и справочные издания указывали в качестве источника информации для выбора вуза значительно реже.

3. В качестве основного критерия при выборе студенты назвали престиж вуза. Вторым по значимости оказался критерий наличия интересной студенту специальности. Часто отмечали факторы «перечень вступительных экзаменов», «мнение родственников/родителей» и «сложность обучения (по слухам, рассказам)». По результатам опроса можно судить о том, что студенты выбирали вуз самостоятельно с учетом мнения родных.

Относительно анализа определения степени осознанности выбора направления подготовки можно сделать следующие выводы:

1. Большинство опрошенных студентов поступили на то направление подготовки, которое планировали изначально. Студенты, изначально планировавшие поступить на иное направление подготовки, обосновали свой выбор следующим образом: проходили на бюджет по этому направлению; направление подготовки показалось интересным и подходящим именно мне; с этим направлением подготовки легче будет работать на других должностях.

2. Основным критерием при выборе направления подготовки студентами оказалась востребованность профессии в настоящий момент. Также значимыми факторами явились интерес к выбранному направлению подготовки, перечень вступительных экзаменов и личное желание студента. Остальные факторы выбирались реже.

В части выявления уровня осведомленности студентов о реальных перспективах трудоустройства по своему направлению подготовки можно сделать следующие выводы:

1. Половина студентов имеют точное или приблизительное (плюс-минус пара тысяч рублей) представление об уровне заработной платы по осваиваемым ими направлениям подготовки на сегодняшний день.

2. Большинство студентов не посещают ярмарки профессий либо делают это крайне редко.

3. В целом студенты имеют оптимистические представления о возможности трудоустройства в будущем по осваиваемому направлению подготовки, что является оправданным на сегодняшний момент. Уровень осведомленности студентов о реальных перспективах трудоустройства по своему направлению подготовки можно охарактеризовать как средний.

Относительно блока определения степени оправданности ожиданий от выбранного направления подготовки анализ привел к следующим результатам: ожидания половины респондентов относительно выбранного направления подготовки скорее оправдались, половины – не оправдались в той или иной степени, 86,4% опрошенных студентов или не посещали ярмарку профессий никогда, или посещали ее более года назад. Студентов, посетивших ярмарку профессий в период от 3 месяцев до одного года назад, значительно меньше – чуть более 13%.

Анализ блока выявления факторов, определяемых респондентом в качестве решающих при выборе профессии, позволяет сделать следующие выводы:

1. При выборе профессии студенты отдали предпочтение в первую очередь таким факторам, как творческий характер работы, престиж профессии и возможность достичь признания. Меньшее предпочтение было отдано факторам «соответствие работы способностям и знаниям» и «самостоятельность, независимость».

2. Большинство студентов считают призвание значимым фактором выбора профессии.

Авторам представляется необходимым усилить работу по информированию абитуриентов и студентов-первокурсников об особенностях выбранной ими профессии. Рассмотрим в отдельности меры для каждой их групп лиц.

В работе с абитуриентами предлагаем реализацию следующих мероприятий:

1. Очные встречи с абитуриентами, так называемые дни профессии, на которых будут освещены основные направления подготовки, перечень возможных профессий по каждому из направлений подготовки, кратко описаны основные обязанности представителей каждой профессии. Такие встречи дадут абитуриентам более точное представление о выбираемой профессии и повысят уровень оправданности ожиданий от осваиваемого направления подготовки.

2. Важным, на наш взгляд, решением будет усовершенствование работы интернет-ресурсов (в том числе социальных сетей) как вуза в целом, так и его подразделений – 74,3% ответивших студентов сослались на Интернет как на источник получения информации о вузе и направлении подготовки. Удобным способом информирования абитуриентов об актуальных темах могут стать прямые эфиры на платформах «Инстаграм» и «ВКонтакте»: в режиме онлайн абитуриенты смогут задать волнующие их вопросы о выбранном направлении подготовки и будущей профессии.

Однако увеличение уровня информированности студентов о будущей профессии и выбираемом направлении подготовки все же не исключает возможности допустить ошибку выбора профессии. По этой причине представляется необходимым продолжать работу по информированию студентов о выбранной ими профессии в течение первого курса: как правило, на первом курсе психологически не так сложно поменять направление подготовки, есть время осознать правильность своего решения. В рамках работы с первокурсниками предлагаем осуществить следующие меры:

1) проводить встречи с представителями профессий. Целесообразно попросить человека, овладевшего данным направлением подготовки и достигшего определенных профессиональных высот, поделиться своим опытом. Такая мера поможет студентам понять, близко ли им выбранное направление подготовки и хотят ли они связать свою жизнь с данной профессией;

2) ввести в первый семестр факультативный курс «Моя будущая профессия», в рамках которого будут рассмотрены возможные профессии по выбранному направлению подготовки, основные компетенции работника данного профиля, возможности трудоустройства на региональном и российском уровнях.

К 3–4-ому курсу студент, как правило, осознает все тонкости выбранного им направления подготовки и целенаправленно стремится к овладению знаниями и навыками, необходимыми в профессии. Основные меры по работе со студентами-старшекурсниками сводятся к углублению и упрочению знаний студента о профессии, повышению уровня компетентности и помощи в поиске мест стажировки, прохождения практики.

3. Организация встреч с работодателями.

4. Размещение актуальной информации об открытых в регионе и в целом по России вакансиях на официальном сайте вуза и (или) структурных подразделений (институтов).

5. Проведение онлайн-консультаций (например, в формате прямого эфира в социальной сети «Инстаграм» или «ВКонтакте») с целью ответить на волнующие выпускников вопросы о возможностях трудоустройства по профессии, перехода на следующую ступень образования.

В ходе исследования было выявлено, что большинство студентов совершают выбор профессии самостоятельно, иногда с помощью советов семьи, знакомых. Однако важной проблемой остается то, что большинство студентов к моменту выбора вуза и профессии в целом не понимают, чем именно им предстоит заниматься, будучи работником выбранного профиля, какой перечень предметов необходим для овладения необходимыми компетенциями. И хотя в течение обучения уровень осведомленности студентов о профессии возрастает, часть студентов уже не решаются изменить свое решение или предпочитают закончить обучение по выбранному направлению подготовки и уже после – менять профессию. В то же время, если бы студенты объективно оценивали свою будущую профессию и осознавали все ее тонкости, они могли, во-первых, сэкономить время и деньги, необходимые для получения образования; во-вторых, больше времени могло быть потрачено на овладение навыками и знаниями, необходимыми для подходящей им профессии.

Рекомендации, составленные на основе результатов исследования, будут направлены в адрес абитуриентов, студентов, а также педагогического состава вуза с целью повысить уровень осознанности выбора профессии студентом.


Источники:

1. Айзенк.Г. Проверьте свои способности. -М.: Знание,1972 г.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л. 1968 г.
3. Асмолов.А.Г. Психология личности: Учебник.-М.1990.г.
4. Бакшеева Э.П. Педагогическая поддержка профессиональной самоактуализации студентов в педвузе // Педагогическое образование и наука. – 2003. – №3.
5. Богдан Н.А., Понятие личностного и профессионального самоопределения, «Педагогика и психология», «Филология и искусствоведение» № 2.
6. Гридасова А. А. Профессиональное самоопределение: теоретический аспект, политика, экономика и инновации. 2(12), 2017
7. Дидковская, Я. В. Профессиональное самоопределение студенчества: современные проблемы: дис. канд. социол. наук / Я. В. Дидковская. – Екатеринбург, 2000.
8. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Журавлева О.В., Нерсисян А.М Особенности привлечения молодых специалистов и негативные тенденции на рынке труда России // Экономика труда. – 2020. – Том 7. – № 3. – С. 253-266. – doi: 10.18334/et.7.3.100709.
9. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности.-М.: МГУ 1987г.
10. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.,2004.
11. Кореко А.В. ИКТ в профессиональном самоопределении старшеклассников: проект «Азбука выбора», рекомендации, диагностический материал / авт.-сост. А.В. Кореко. Волгоград : Учитель, 2010.
12. Любимова, Г. Ю., Евсевичева И. В. Феноменология и обучающие аспекты начального опыта работы // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №4 - с.76-91.
13. Михайлова Н.К., Яркова Т.А. Совмещение учебы студентов с работой – путь к профессии? // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 2. – с. 763-774. – doi: 10.18334/et.6.2.40671.
14. Разуваев С.Г. Место профессионального самоопределения в структуре профессиональной социализации // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского «Общественные науки», № 28 2012 г.
15. Ромашова Л. О. Противоречия в профессиональном самоопределении молодежи, Знание. Понимание. Умение. 2013 — №3
16. Столяренко, Л. Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. – Феникс. - 2005.
17. Фирсова, Т.А. Профессиональное самоопределение студентов в условиях обучения в вузе // Самарский научный вестн. - 2014. - № 1 (6). С. 118–120.
18. Edwards, R., Nicoll, K. Expertise, Competence and Reflection in the Rhetoric of Professional Development // Richard Edwards and Katherine Nicoll // British Educational Research Journal. – Published by: Taylor & Francis, Ltd. Article Stable. - 2006. – feb. - Vol. 32, No. 1 .– URL: http://www.jstor.org/stable/30032661
19. Zander, R.S., Zander B. The Art of Possibility: Transforming Professional and Personal Life. L.: Penguin Books. - 2016

Страница обновлена: 18.12.2023 в 12:49:58