Развитие предпринимательских компетенций студентов как основная идея Центра поддержки предпринимательства в вузе

Бурнашева Э.П.1
1 Шадринский государственный педагогический университет, Россия, Шадринск

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 10 (Октябрь 2022)

Цитировать:
Бурнашева Э.П. Развитие предпринимательских компетенций студентов как основная идея Центра поддержки предпринимательства в вузе // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 10. – С. 3827-3838. – doi: 10.18334/ce.16.10.116311.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49846465
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье актуализируется проблема предпринимательской подготовки будущих специалистов к профессиональной адаптации в социуме после получения образования. Рассматриваются возможности и основные идеи Центра поддержки предпринимательства Шадринского государственного педагогического университета (далее - Центра) для формирования и развития предпринимательских компетенций, позволяющих студентам уже в стенах вуза апробировать первый опыт предпринимательства. Описываются различные форматы мероприятий Центра, взаимодействия и сотрудничества с предпринимательским сообществом региона, целью которых является развитие молодежного (студенческого) предпринимательства как перспективной точки роста для города и региона. Приводятся некоторые результаты изучения уровня предпринимательской готовности и направленности обучающихся, определившие проблему исследования, обозначенную в статье.

Ключевые слова: компетенции, предпринимательство, профессиональная социализация, Центр поддержки предпринимательства вуза

JEL-классификация: I23, I26, L26, M21



Введение

Независимо от быстро и динамично меняющейся экономической ситуации в нашей стране проблема развития молодежного (студенческого) предпринимательства и его значении в развитии местных территорий остается актуальной и требующей актуализации.

Высшие профессиональные учебные заведения призваны сегодня выполнять не только образовательную и воспитательную функцию, но и быть центрами подготовки молодых людей к инновационной деятельности. Востребованными являются не только задачи профессиональной подготовки на уровне узкой специализации (определенного профиля по направлению подготовки), но и формирование у будущих специалистов предпринимательского мышления.

Анализ научно - педагогических источников позволяет сделать определенные констатации о сущности категории предпринимательской активности [1].

Ряд ученых понимают под предпринимательской активностью инновационную деятельность в экономическом аспекте ( И. В. Крупнов, С. З. Жизнин, С. И. Вершинин) [2].

В работах А. А. Ступина [3] и О. В. Катковой [4] утверждается, что предпринимательская активность как устойчивое поведение может развиваться при наличии определенных условий.

О влиянии социокультурных факторов на предпринимательскую активность говорится в статье А. Г. Гаврилюк [5].

В Федеральном законе ««О молодежной политике в Российской Федерации» говорится о необходимости уже в период обучения в вузе готовить молодых людей к самореализации через полученные ими знания, навыки и компетенции для успешной адаптации и реализации их потребностей в профессиональном, социальном и личностном развитии [6].

Проблема развития предпринимательской подготовки молодежи изначально определяется положением ряда современных теоретических концепций. В частности, в «инвестиционной теории креативности» Р. Стернберга отмечается, что творческая личность как успешный инвестор занимается созданием и развитием неизвестных идей, ценность которых в начале работы может быть просто непонятна окружающим [7].

По мнению А. А. Литвинюк и Е. А. Гонтар, творческая личность, а именно творчество и нестандартный подход к решению ситуаций отличает успешных предпринимателей, способна увидеть и оценить скрытые возможности разрабатываемой идеи и потенциальные возможности ее принятия субъектами рынка потребителей [8].

Л.В. Глезман акцентирует ключевые вызовы, призванные сформировать условия развития современного предпринимательства [9].

Вопросы разработки методологии развития предпринимательской активности, мотивации к ее проявлению актуализируются в работе авторов А. З. Улимбашева, К. С. Половниковой и А. А. Шемчук [10].

Подытожив значимость предпринимательской активности как условия успешности экономического развития и инновационного роста российских регионов, отметим необходимость ознакомления студенческой молодежи с реальными возможностями самореализации через инициацию предпринимательской деятельности уже в стенах образовательной организации неэкономического профиля.

В настоящее время задача планирования предпринимательской деятельности в профессиональной сфере в процессе подготовки будущих специалистов рассматривается как запрос со стороны государства [11].

Перед профессиональными образовательными организациями стоит задача подготовки специалистов, обладающих достаточными специальными предпринимательскими компетенциями в выбранной сфере деятельности, способными к принятию рациональных управленческих решений, с развитым экономическим мышлением, понимающими наличие определенных рисков, подготовленные к инновационной деятельности. Это должно достигаться при помощи изучения основ креативного менеджмента [12].

Следует отметить, что государство не только поставило задачу перед образовательными организациями. Создаются и необходимые условия для возможности развития предпринимательских компетенций молодых людей, поддержки реализации их бизнес - идей [13]. Среди наиболее распространенных всероссийских проектов и конкурсов для студенческой молодежи можно обозначить «Твой ход», «Я-предприниматель», «Большие вызовы», «Студенческий старап». Значительна роль в развитии предпринимательства в молодежной среде федерального агентства «Росмолодежь», миссией которого является создание благоприятной среды для реализации мечты и раскрытия талантов студенчества. Подготовка молодежи к проектной деятельности - отдельный и важный аспект в плане развития предпринимательских компетенций [14].

В данной статье будут рассмотрены возможности и мероприятия по формированию и развитию предпринимательских компетенций студентов на примере функционирования Центра поддержки предпринимательства в Шадринском государственном педагогическом университете.

Цель исследования - разработать Программу формирования и развития предпринимательских компетенций будущих специалистов для успешной социализации в условии рыночных отношений.

Научная новизна состоит в том, что в результате реализации предлагаемой системы мероприятий устранятся противоречия между задачей привлечения студенчества к предпринимательской деятельности и недостаточной сбалансированностью теоретической и практической организации ее реализации в период обучения в ВУЗе.

Основная часть

Для решения проблемы профессиональной самореализации и развития у обучающейся молодежи предпринимательских компетенций на базе института информационных технологий, точных и естественных дисциплин Шадринского государственного педагогического университета организована работа Центра поддержки предпринимательства (ЦПП). В основу функционала Центра заложена идея реализации Программы подготовки будущих специалистов к социально - ориентированной, коммерческой и инновационной предпринимательской деятельности в условиях актуальных социально - экономических, информационных и коммуникативных отношений в социуме (далее - Программа...).

Под предпринимательскими компетенциями будем понимать деловые и личностные качества, овладение которыми помогает эффективно решать бизнес - задачи. При этом, недостаточность сформированности этих компетенций влечет за собой снижение общей предпринимательской компетентности.

Прежде всего, необходимо было выявить отношение и определить готовность студентов ВУЗа к предпринимательской деятельности.

Необходимость проведения исследований предпринимательской активности и намерений студентов с целью получения необходимой информации для дальнейшего развития предпринимательства в стране подтверждает в своей работе В. В. Щеголев [15].

Для проведения диагностики были использованы некоторые известные методики.

Были опрошены студенты 2-4 курсов направления «Профессиональное обучение» (всего 49 человек).

Тест «Каков ваш потенциал владения и управления собственнным делом, самостоятельного ведения бизнеса», разработанный на основе американского аналога для малого бизнеса, показал уровень деловых качеств студентов, необходимый для предпринимательской деятельности. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у большинства студентов уровень обладания исследуемыми деловыми качествами оказался средним (табл.1).

Таблица 1

Показатель уровня овладения деловыми качествами, необходимыми для предпринимательской деятельности (% / чел.)

Составлена автором

Уровень
Очень хороший
Хороший
Средний
Низкий
49 /100
12,2 / 6
22,4 / 11
57,2 / 28
8,2 / 4

Для объективности выводов был использован еще один опросник «Оценка своих предпринимательских способностей» (авторы Р. Хизрич, М. Питерс). Результаты теста подкрепили предыдущие показатели (табл. 2).

Таблица 2

Оценка предпринимательских способностей (% / чел.)

Составлена автором

Уровень
Выше среднего
(достаточный)
Средний
Недостаточный
49 /100
28,6 /14
67,3 / 33
4,1 / 2

Изучение состояния проблемы предпринимательской готовности студентов показало необходимость организации целенаправленной работы по формированию и развитию у обучающихся необходимых предпринимательских компетенций [16].

Прежде всего были определены и выделены общие предпринимательские компетенции:

1) умение видеть благоприятные возможности рынка, прогнозировать и инициировать новые проекты;

2) умение принимать решения в типичных и нестандартных ситуациях (ситуациях неопределенности и риска);

3) владение коммуникативными способностями, установление и поддержка контактов;

4) способность формирования и управления командой.

Немаловажным было выделить и личностные предпринимательские компетенции:

1) наличие развитого стратегического мышления и инновативности;

2) способность проявлять лидерство, решительность и самостоятельность в принятии решений;

3) способность проявлять инициативу и ориентация на личностное и профессиональное развитие (саморазвитие);

4) умение проявлять мобильность в ситуациях многозадачности.

Для целенаправленной и системной работы ЦПП была разработана Программа предпринимательской подготовки студентов. Программа включает различные форматы проведения мероприятий с использованием инфрастуктуры университета и окружающего социума. Рассмотрим конкретные мероприятия, реализуемые для выполнения Программы Центром поддержки предпринимательства.

Обучающие и просветительские мероприятия.

1. Тематические дни адаптации первокурсников «Карьера. Предпринимательство» (встречи в аудиториях: знакомство с возможностями подготовки и реализации студентами бизнес - идей и участия в грантах различного уровня).

2. Мастер - классы по обучению технологии разработки и оформления проектов «Проектная среда» ( проходит по средам на базе Технопарка универсальных педагогических компетенций университета).

3. Семинары погружения по проблемам личностного и профессионального роста («Управление временем», «Принцип бамбука как технология эффективного личностного и профессионального роста» и др.).

4. Предпринимательский час (встречи с успешными предпринимателями - выпускниками университета, проводятся по четвергам на базе ЦПП).

5. Организация работы секций «Проектная деятельность как способ профессиональной самореализации личности» (в рамках международных и национальных научно - практических конференций).

Практикоориентированные мероприятия.

1. Предпринимательский практикум (работа в малых группах с бизнес - тренерами общественной организации «Опора России»).

2. Региональный конкурс социальных информационных проектов «Мое первое дело» (совместно с Отделом образования Администрации города Шадринска).

3. Коворкинг - зона «Лаборатория бережливого производства» (совместная работа по проектированию бизнес - идей и их реализации на базе реального предприятия). Идея основана на материале статьи О. В. Железновой и др. [17].

4. Студенческий маркетплейс (цифровая платформа для создания сообществ по интересам для студентов университета с целью продвижения их hand made проектов).

5. Индивидуальная работа преподавателей ЦПП со студентами, разрабатывающими проекты на соискание грантов агентства «Росмолодежь», «Твой ход», «Я - предприниматель» и др.

6. Подготовка команд для участия во Всероссийском конкурсе «Управляй».

7. Взаимодействие с управлением дополнительного образования университета по обучению студентами интегрированного образования, помогающего в перспективе реализовывать идеи создания образовательных центров.

8. Экскурсии на ведущие и градообразующие предприятия города с целью визуализации предпринимательских возможностей в условиях малого города.

Практически все перечисленные мероприятия в настоящее время реализуются под эгидой Центра поддержки предпринимательства университета. Результаты системной подготовки студентов университета к предпринимательской деятельности находят подтверждение в статистике предпринимательства региона, однако они могут быть выше при активизации указанных форматов подготовки студентов.

Выводы

Проблема подготовки студентов к предпринимательской деятельности при условии формирования и развития у них профессиональных компетенций требует от образовательных организаций пересмотра самой технологии организации образовательного процесса. Для этого необходимо, прежде всего, создать соответствующие условия, обеспечить ресурсную базу для проведения конкретных практикоориентированных мероприятий.

Эффективность в развитии предпринимательских компетенций возможна только в условиях интеграции усилий самой образовательной организации и представителей территориальных предпринимательских структур.


Источники:

1. Щеголев В. В., Николаев Н. А. Изучение и поддержка предпринимательских намерений студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.
2. Николина В. В. Шарина А. В. Модель формирования предпринимательской активности студентов в системе среднего профессионального образования // Профессиональное образование. – 2015. – № 4. – c. 134 - 143.
3. Ступин А. А., Ступина Е. Е. Воспитание предпринимательских качеств у молодежи // Народное образование. – 2003. – № 10. – c. 179 - 186.
4. Каткова О. В. Дидактические основы моделирования учебного курса «Основы предпринимательской деятельности» при подготовке учителя по специальности «Технология и предпринимательство». / автореф. … дисс. канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2002. – 196 c.
5. Гаврилюк А. Г. Влияние социокультурных факторов на предпринимательскую активность // Российское предпринимательство. – 2018. – № 12. – c. 3913-3924.
6. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/ View/ 0001202012300003 (дата обращения: 27.09.2022).
7. Sternberg R. J. The assessment of creativity: An investment-based approach // Creativity Research Journal. – 2012. – № 1. – p. 3–12.
8. Литвинюк А,А., Гонтар Е. А. Управление профессиональной ориентацией талантливой российской молодежи // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 1. – c. 97-112.
9. Глезман Л. В. Развитие малого и среднего предпринимательства в новых условиях регионального пространства // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 7. – c. 1855-1868.
10. Улимбашев А. З., Половникова К. С., Шемчук А. А. Особенности структуры мотивов предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. – 2016. – № 24. – c. 3603–3620.
11. Мокрецова Л. А., Манузина Е. Б., Дудышева Е. В. Практикоориентированная подготовка студентов к инновационной предпринимательской деятельности в гуманитарном вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.
12. Коновалова М. Е., Кузьмина О. Ю., Медведева, Т. Ю. Развитие предпринимательства в экономике современной России // Экономические науки. – 2019. – № 5.
13. Черницов А. Е., Артамонова Ю. С., Ионова А. В. Исследование уровня предпринимательского потенциала студентов вузов в условиях стратегии развития малого бизнеса в России // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 10-3. – c. 623-627.
14. Кокшаров А. Р. Актуальные проблемы проектного менеджмента // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 4. – c. 375-384.
15. Ливенцова Е. Ю., Румянцева Т. Б., Сырямкина Е. Г. Особенности развития предпринимательских компетенций студенческой молодежи для реализации инноваций в социальной сфере // Инновации. – 2016. – № 7. – c. 96-103.
16. Солесвик М., Уэстхэд П. Формирование предпринимательских навыков и намерений в слабой экосистеме // Форсайт. – 2019. – № 4. – c. 60-68.
17. Железнова О. В., Сагинова О. В., Завьялова Н. Б. Маркетинговый подход к обеспечению инновационного предпринимательства // Креативная экономика. – 2016. – № 6. – c. 553–566. – url: https://creativeconomy.ru/lib/35298.

Страница обновлена: 31.07.2024 в 09:59:55