Развитие предпринимательских компетенций студентов как основная идея Центра поддержки предпринимательства в вузе
Бурнашева Э.П.1![]()
1 Шадринский государственный педагогический университет, Россия, Шадринск
Скачать PDF | Загрузок: 50 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 10 (Октябрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49846465
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье актуализируется проблема предпринимательской подготовки будущих специалистов к профессиональной адаптации в социуме после получения образования. Рассматриваются возможности и основные идеи Центра поддержки предпринимательства Шадринского государственного педагогического университета (далее - Центра) для формирования и развития предпринимательских компетенций, позволяющих студентам уже в стенах вуза апробировать первый опыт предпринимательства. Описываются различные форматы мероприятий Центра, взаимодействия и сотрудничества с предпринимательским сообществом региона, целью которых является развитие молодежного (студенческого) предпринимательства как перспективной точки роста для города и региона. Приводятся некоторые результаты изучения уровня предпринимательской готовности и направленности обучающихся, определившие проблему исследования, обозначенную в статье.
Ключевые слова: компетенции, предпринимательство, профессиональная социализация, Центр поддержки предпринимательства вуза
JEL-классификация: I23, I26, L26, M21
Введение
Независимо от быстро и динамично меняющейся экономической ситуации в нашей стране проблема развития молодежного (студенческого) предпринимательства и его значении в развитии местных территорий остается актуальной и требующей актуализации.
Высшие профессиональные учебные заведения призваны сегодня выполнять не только образовательную и воспитательную функцию, но и быть центрами подготовки молодых людей к инновационной деятельности. Востребованными являются не только задачи профессиональной подготовки на уровне узкой специализации (определенного профиля по направлению подготовки), но и формирование у будущих специалистов предпринимательского мышления.
Анализ научно - педагогических источников позволяет сделать определенные констатации о сущности категории предпринимательской активности [1].
Ряд ученых понимают под предпринимательской активностью инновационную деятельность в экономическом аспекте ( И. В. Крупнов, С. З. Жизнин, С. И. Вершинин) [2].
В работах А. А. Ступина [3] и О. В. Катковой [4] утверждается, что предпринимательская активность как устойчивое поведение может развиваться при наличии определенных условий.
О влиянии социокультурных факторов на предпринимательскую активность говорится в статье А. Г. Гаврилюк [5].
В Федеральном законе ««О молодежной политике в Российской Федерации» говорится о необходимости уже в период обучения в вузе готовить молодых людей к самореализации через полученные ими знания, навыки и компетенции для успешной адаптации и реализации их потребностей в профессиональном, социальном и личностном развитии [6].
Проблема развития предпринимательской подготовки молодежи изначально определяется положением ряда современных теоретических концепций. В частности, в «инвестиционной теории креативности» Р. Стернберга отмечается, что творческая личность как успешный инвестор занимается созданием и развитием неизвестных идей, ценность которых в начале работы может быть просто непонятна окружающим [7].
По мнению А. А. Литвинюк и Е. А. Гонтар, творческая личность, а именно творчество и нестандартный подход к решению ситуаций отличает успешных предпринимателей, способна увидеть и оценить скрытые возможности разрабатываемой идеи и потенциальные возможности ее принятия субъектами рынка потребителей [8].
Л.В. Глезман акцентирует ключевые вызовы, призванные сформировать условия развития современного предпринимательства [9].
Вопросы разработки методологии развития предпринимательской активности, мотивации к ее проявлению актуализируются в работе авторов А. З. Улимбашева, К. С. Половниковой и А. А. Шемчук [10].
Подытожив значимость предпринимательской активности как условия успешности экономического развития и инновационного роста российских регионов, отметим необходимость ознакомления студенческой молодежи с реальными возможностями самореализации через инициацию предпринимательской деятельности уже в стенах образовательной организации неэкономического профиля.
В настоящее время задача планирования предпринимательской деятельности в профессиональной сфере в процессе подготовки будущих специалистов рассматривается как запрос со стороны государства [11].
Перед профессиональными образовательными организациями стоит задача подготовки специалистов, обладающих достаточными специальными предпринимательскими компетенциями в выбранной сфере деятельности, способными к принятию рациональных управленческих решений, с развитым экономическим мышлением, понимающими наличие определенных рисков, подготовленные к инновационной деятельности. Это должно достигаться при помощи изучения основ креативного менеджмента [12].
Следует отметить, что государство не только поставило задачу перед образовательными организациями. Создаются и необходимые условия для возможности развития предпринимательских компетенций молодых людей, поддержки реализации их бизнес - идей [13]. Среди наиболее распространенных всероссийских проектов и конкурсов для студенческой молодежи можно обозначить «Твой ход», «Я-предприниматель», «Большие вызовы», «Студенческий старап». Значительна роль в развитии предпринимательства в молодежной среде федерального агентства «Росмолодежь», миссией которого является создание благоприятной среды для реализации мечты и раскрытия талантов студенчества. Подготовка молодежи к проектной деятельности - отдельный и важный аспект в плане развития предпринимательских компетенций [14].
В данной статье будут рассмотрены возможности и мероприятия по формированию и развитию предпринимательских компетенций студентов на примере функционирования Центра поддержки предпринимательства в Шадринском государственном педагогическом университете.
Цель исследования - разработать Программу формирования и развития предпринимательских компетенций будущих специалистов для успешной социализации в условии рыночных отношений.
Научная новизна состоит в том, что в результате реализации предлагаемой системы мероприятий устранятся противоречия между задачей привлечения студенчества к предпринимательской деятельности и недостаточной сбалансированностью теоретической и практической организации ее реализации в период обучения в ВУЗе.
Основная часть
Для решения проблемы профессиональной самореализации и развития у обучающейся молодежи предпринимательских компетенций на базе института информационных технологий, точных и естественных дисциплин Шадринского государственного педагогического университета организована работа Центра поддержки предпринимательства (ЦПП). В основу функционала Центра заложена идея реализации Программы подготовки будущих специалистов к социально - ориентированной, коммерческой и инновационной предпринимательской деятельности в условиях актуальных социально - экономических, информационных и коммуникативных отношений в социуме (далее - Программа...).
Под предпринимательскими компетенциями будем понимать деловые и личностные качества, овладение которыми помогает эффективно решать бизнес - задачи. При этом, недостаточность сформированности этих компетенций влечет за собой снижение общей предпринимательской компетентности.
Прежде всего, необходимо было выявить отношение и определить готовность студентов ВУЗа к предпринимательской деятельности.
Необходимость проведения исследований предпринимательской активности и намерений студентов с целью получения необходимой информации для дальнейшего развития предпринимательства в стране подтверждает в своей работе В. В. Щеголев [15].
Для проведения диагностики были использованы некоторые известные методики.
Были опрошены студенты 2-4 курсов направления «Профессиональное обучение» (всего 49 человек).
Тест «Каков ваш потенциал владения и управления собственнным делом, самостоятельного ведения бизнеса», разработанный на основе американского аналога для малого бизнеса, показал уровень деловых качеств студентов, необходимый для предпринимательской деятельности. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у большинства студентов уровень обладания исследуемыми деловыми качествами оказался средним (табл.1).
Таблица 1
Показатель уровня овладения деловыми качествами, необходимыми для предпринимательской деятельности (% / чел.)
Составлена автором
|
Уровень
|
Очень хороший
|
Хороший
|
Средний
|
Низкий
|
|
49 /100
|
12,2 / 6
|
22,4 / 11
|
57,2 / 28
|
8,2 / 4
|
Для объективности выводов был использован еще один опросник «Оценка своих предпринимательских способностей» (авторы Р. Хизрич, М. Питерс). Результаты теста подкрепили предыдущие показатели (табл. 2).
Таблица 2
Оценка предпринимательских способностей (% / чел.)
Составлена автором
|
Уровень
|
Выше среднего
(достаточный) |
Средний
|
Недостаточный
|
|
49 /100
|
28,6 /14
|
67,3 / 33
|
4,1 / 2
|
Изучение состояния проблемы предпринимательской готовности студентов показало необходимость организации целенаправленной работы по формированию и развитию у обучающихся необходимых предпринимательских компетенций [16].
Прежде всего были определены и выделены общие предпринимательские компетенции:
1) умение видеть благоприятные возможности рынка, прогнозировать и инициировать новые проекты;
2) умение принимать решения в типичных и нестандартных ситуациях (ситуациях неопределенности и риска);
3) владение коммуникативными способностями, установление и поддержка контактов;
4) способность формирования и управления командой.
Немаловажным было выделить и личностные предпринимательские компетенции:
1) наличие развитого стратегического мышления и инновативности;
2) способность проявлять лидерство, решительность и самостоятельность в принятии решений;
3) способность проявлять инициативу и ориентация на личностное и профессиональное развитие (саморазвитие);
4) умение проявлять мобильность в ситуациях многозадачности.
Для целенаправленной и системной работы ЦПП была разработана Программа предпринимательской подготовки студентов. Программа включает различные форматы проведения мероприятий с использованием инфрастуктуры университета и окружающего социума. Рассмотрим конкретные мероприятия, реализуемые для выполнения Программы Центром поддержки предпринимательства.
Обучающие и просветительские мероприятия.
1. Тематические дни адаптации первокурсников «Карьера. Предпринимательство» (встречи в аудиториях: знакомство с возможностями подготовки и реализации студентами бизнес - идей и участия в грантах различного уровня).
2. Мастер - классы по обучению технологии разработки и оформления проектов «Проектная среда» ( проходит по средам на базе Технопарка универсальных педагогических компетенций университета).
3. Семинары погружения по проблемам личностного и профессионального роста («Управление временем», «Принцип бамбука как технология эффективного личностного и профессионального роста» и др.).
4. Предпринимательский час (встречи с успешными предпринимателями - выпускниками университета, проводятся по четвергам на базе ЦПП).
5. Организация работы секций «Проектная деятельность как способ профессиональной самореализации личности» (в рамках международных и национальных научно - практических конференций).
Практикоориентированные мероприятия.
1. Предпринимательский практикум (работа в малых группах с бизнес - тренерами общественной организации «Опора России»).
2. Региональный конкурс социальных информационных проектов «Мое первое дело» (совместно с Отделом образования Администрации города Шадринска).
3. Коворкинг - зона «Лаборатория бережливого производства» (совместная работа по проектированию бизнес - идей и их реализации на базе реального предприятия). Идея основана на материале статьи О. В. Железновой и др. [17].
4. Студенческий маркетплейс (цифровая платформа для создания сообществ по интересам для студентов университета с целью продвижения их hand made проектов).
5. Индивидуальная работа преподавателей ЦПП со студентами, разрабатывающими проекты на соискание грантов агентства «Росмолодежь», «Твой ход», «Я - предприниматель» и др.
6. Подготовка команд для участия во Всероссийском конкурсе «Управляй».
7. Взаимодействие с управлением дополнительного образования университета по обучению студентами интегрированного образования, помогающего в перспективе реализовывать идеи создания образовательных центров.
8. Экскурсии на ведущие и градообразующие предприятия города с целью визуализации предпринимательских возможностей в условиях малого города.
Практически все перечисленные мероприятия в настоящее время реализуются под эгидой Центра поддержки предпринимательства университета. Результаты системной подготовки студентов университета к предпринимательской деятельности находят подтверждение в статистике предпринимательства региона, однако они могут быть выше при активизации указанных форматов подготовки студентов.
Выводы
Проблема подготовки студентов к предпринимательской деятельности при условии формирования и развития у них профессиональных компетенций требует от образовательных организаций пересмотра самой технологии организации образовательного процесса. Для этого необходимо, прежде всего, создать соответствующие условия, обеспечить ресурсную базу для проведения конкретных практикоориентированных мероприятий.
Эффективность в развитии предпринимательских компетенций возможна только в условиях интеграции усилий самой образовательной организации и представителей территориальных предпринимательских структур.
Источники:
2. Николина В. В. Шарина А. В. Модель формирования предпринимательской активности студентов в системе среднего профессионального образования // Профессиональное образование. – 2015. – № 4. – c. 134 - 143.
3. Ступин А. А., Ступина Е. Е. Воспитание предпринимательских качеств у молодежи // Народное образование. – 2003. – № 10. – c. 179 - 186.
4. Каткова О. В. Дидактические основы моделирования учебного курса «Основы предпринимательской деятельности» при подготовке учителя по специальности «Технология и предпринимательство». / автореф. … дисс. канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2002. – 196 c.
5. Гаврилюк А. Г. Влияние социокультурных факторов на предпринимательскую активность // Российское предпринимательство. – 2018. – № 12. – c. 3913-3924.
6. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/ View/ 0001202012300003 (дата обращения: 27.09.2022).
7. Sternberg R. J. The assessment of creativity: An investment-based approach // Creativity Research Journal. – 2012. – № 1. – p. 3–12.
8. Литвинюк А,А., Гонтар Е. А. Управление профессиональной ориентацией талантливой российской молодежи // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 1. – c. 97-112.
9. Глезман Л. В. Развитие малого и среднего предпринимательства в новых условиях регионального пространства // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 7. – c. 1855-1868.
10. Улимбашев А. З., Половникова К. С., Шемчук А. А. Особенности структуры мотивов предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. – 2016. – № 24. – c. 3603–3620.
11. Мокрецова Л. А., Манузина Е. Б., Дудышева Е. В. Практикоориентированная подготовка студентов к инновационной предпринимательской деятельности в гуманитарном вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.
12. Коновалова М. Е., Кузьмина О. Ю., Медведева, Т. Ю. Развитие предпринимательства в экономике современной России // Экономические науки. – 2019. – № 5.
13. Черницов А. Е., Артамонова Ю. С., Ионова А. В. Исследование уровня предпринимательского потенциала студентов вузов в условиях стратегии развития малого бизнеса в России // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 10-3. – c. 623-627.
14. Кокшаров А. Р. Актуальные проблемы проектного менеджмента // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 4. – c. 375-384.
15. Ливенцова Е. Ю., Румянцева Т. Б., Сырямкина Е. Г. Особенности развития предпринимательских компетенций студенческой молодежи для реализации инноваций в социальной сфере // Инновации. – 2016. – № 7. – c. 96-103.
16. Солесвик М., Уэстхэд П. Формирование предпринимательских навыков и намерений в слабой экосистеме // Форсайт. – 2019. – № 4. – c. 60-68.
17. Железнова О. В., Сагинова О. В., Завьялова Н. Б. Маркетинговый подход к обеспечению инновационного предпринимательства // Креативная экономика. – 2016. – № 6. – c. 553–566. – url: https://creativeconomy.ru/lib/35298.
Страница обновлена: 15.09.2025 в 22:38:07
Download PDF | Downloads: 50 | Citations: 2
Development of students' entrepreneurial competencies as the main idea of the University's Entrepreneurship Support Center
Burnasheva E.P.Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 16, Number 10 (October 2022)
Abstract:
The article actualizes the problem of entrepreneurial training of future specialists for professional adaptation in society after receiving education. The possibilities and main ideas of the Shadrinsky State Pedagogical University Entrepreneurship Support Center (hereinafter referred to as the Center) for the formation and development of entrepreneurial competencies that allow students to test the first experience of entrepreneurship already within the walls of the university are considered. Various formats of the Center's events, interaction and cooperation with the business community of the region are described. Their purpose is to develop students' entrepreneurship as a promising growth point for the city and the region. Some results of studying the students' level of entrepreneurial readiness and orientation are given.
Keywords: competencies, entrepreneurship, professional socialization, University's Entrepreneurship Support Center
JEL-classification: I23, I26, L26, M21

Россия, Шадринск