Мотивация выбора медицинского вуза: маркетинговое исследование предпочтений студентов
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 18, Номер 9 (Сентябрь 2024)
Цитировать:
Вяткина Н.Ю., Присяжная Н.В. Мотивация выбора медицинского вуза: маркетинговое исследование предпочтений студентов // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 9. – doi: 10.18334/ce.18.9.121696.
Введение.
Актуальность:
Сегодня система медицинского образования в России, основой которой являются, с одной стороны, фундаментальные традиции научных школ, вековая история развития медицинской науки как таковой, меняется, становится более комплексной, наукоемкой, цифровой [1]. Не вызывает сомнения тот факт, что базовые мотивационные установки на реализацию своего трудового потенциала в профессии формируются еще на этапе школьного обучения, когда школьники, выбравшие в качестве будущей профессии медицинскую специальность, концентрируют внимание на подготовке к поступлению в профильный вуз. Внутренняя мотивация профессионального выбора становится ключевым элементом и фундаментом роста и становления молодежи в профессии [2-4].
Медицинское образование является одним из самых трудоемких и длительных, при этом, несмотря на рост коммерциализации медицины и ее переход на цифровые «рельсы», ключевыми мотивационными факторами выбора профессии молодых людей, поступающих на обучение в вуз, являются альтруистические мотивы и стремление к самореализации в сфере медицины, что также определяет в дальнейшем и показатели учебной успеваемости студентов-медиков [5-8]. Безусловно, цифровые контуры развития здравоохранения, определяют рост требований к будущим врачам, задавая более высокую «планку» знаний, умений и навыков – как по профильным дисциплинам, так и по смежным областям знаний в контексте «soft skills» - что, в свою очередь, определяет необходимость выполнения дополнительных образовательных задач студентами на этапе обучения в вузе [7, 8].
Тем не менее, понимание специфики выбранной профессии и осознание ответственности врача за жизнь и здоровье пациента, обусловливает стремление будущих врачей к получению знаний, умений и навыков наилучшего качества – что на этапе выбора вуза во многом определяет ожидания и критерии «отбора» вуза. При этом, будущие студенты, как потребители образовательных услуг, оценивают не только спектр преподаваемых программ и качество образовательных услуг вуза, но и историю университета, репутационные характеристики, престиж выбранной специальности, стоимость обучения и другие аспекты [9-11].
Цель исследования: изучение особенностей мотивации выбора вуза студентами-медиками как потребителями образовательных услуг.
Задачи исследования:
1. Выявить влияние имиджевых характеристик вуза на мотивацию выбора вуза студентами-медиками как потребителями образовательных услуг;
2. Выявить критерии и факторы, влияющие на выбор медицинского вуза абитуриентами;
3. Изучить уровень удовлетворенности студентов обучением в медицинском вузе.
Методология:
В октябре-ноябре 2022 года авторами был реализован анкетный опрос студентов Сеченовского Университета, направленный на изучение особенностей мотивации выбора вуза студентами-медиками как потребителями образовательных услуг. Исследование было реализовано на репрезентативной выборке (с квотными параметрами курса и профильного института) методом анонимного анкетного опроса. Участниками исследования стали студенты Сеченовского Университета (n=2062), обучающиеся по программам специалитета. Из общего числа участников исследования 70,1% составили женщины, что соответствовало структуре генеральной совокупности обучающихся вуза.
Возраст участников исследования включал диапазон от 17 до 34 лет, средний возраст составил 19,6 лет, медианный интервал 18-21 год (69,4±1,1% респондентов находятся в этой возрастной группе).
Четверть опрошенных (26,2±1,0%) являлись первокурсниками, 17,9±0,8% респондентов обучались на втором курсе, а 16,9±0,8% - на третьем курсе. По 13,5±0,8% проходили обучение на четвертом и пятом курсе, а каждый десятый (11,9±0,7%) – на шестом году обучения.
Получали образование за счет государственного бюджетного финансирования 67,6±1,0% обучающихся, а 32,4±1,0% респондентов указали, что получают образование на условиях оплаты. Такое распределение соответствовало структуре генеральной совокупности и позволило реализовать сравнительные замеры показателей групп различных направлений подготовки.
Основная часть.
Для выпускников школ выбор образовательной организации для получения профессии сложен и неоднозначен. Рынок образовательных услуг представлен широким спектром вузов, предлагающих обучение различным специальностям и на различных условиях (платно-бесплатно, очно-заочно). Абитуриенты, как правило, проводят сравнительную оценку рабочих программ и профилей подготовки, выявляют важные для них имиджевые и репутационные вузов, определяют для себя возможности дальнейшего профессионального становления после получения диплома, финансовую выгоду от приобретения профессии. Немаловажным на данном этапе становится помощь в поиске и одобрение сделанного выбора членами семьи и близкими людьми, авторитетное мнение которых порой является определяющим.
По данным проведенного исследования, 72,0±1,0% студентов самостоятельно приняли решение о выборе Сеченовского Университета в качестве места обучения. Наряду с этим, каждый седьмой респондент (13,7±0,8%) признался, что определиться с высшим учебным заведением им помогли родители, друзья, знакомые. Еще 7,5±0,6% студентов поступили в вуз в связи с получением квоты целевого приема, а для 5,5±0,5% выбор места обучения был случайным. В свободных полях студенты (1,3%) отмечали такие факторы, как «вынуждена была перейти», «моя мечта с детства», «потому что он круче других медов» и «больше с моими баллами нигде в Москве на бюджет не берут по моей специальности». В разрезе курса обучения, наибольшее число тех, кто определил место обучения в соответствии с личными предпочтениями обучаются на 1-3 курсах (75,0%, 76,8% и 72,8%, соответственно). При этом представители выпускного курса чаще высказывают мнение об отсутствии личной мотивации (самостоятельного решения) при выборе вуза, а поступили в Сеченовский Университет под влиянием внешних факторов или случайным образом (рисунок 1).
Рисунок 1 – Мотивации выбора студентами Сеченовского Университета в качестве места обучения в зависимости от курса обучения (%)
Для уточнения параметров, обуславливающих выбор Первого МГМУ им И.М. Сеченова в качестве места учебы, были выделены основные мотивы этого выбора. Так, известно, что успешность обучения в вузе зависит от множества факторов и во многом определяется качеством образовательных услуг вуза, репутационными и имиджевыми характеристиками, условиями учебы, традициями и преемственностью, наличием связей и знакомств, которые могут помочь будущему специалисту освоить необходимы знания и умения, а также погрузиться в специализированную профессиональную среду. Несовпадение ожиданий студентов в отношении важных для них аспектов образовательной деятельности может привести к решению об отказе от обучения в вузе или пересмотре направления подготовки.
Критерии и факторы, повлиявшие на выбор медицинского вуза абитуриентами
Основными критериями выбора медицинского вуза обучающимися Сеченовского Университета стали хорошая репутация и престиж образовательной организации (93,4±0,3%), качество образовательных услуг (80,4%) и комфортные условия учебы (73,9±1,0%). Вместе с тем, более половины опрошенных «делали ставки» на сильную рабочую программу по выбранной специальности (67,4±1,0%), ориентированность вуза на развитие в соответствии с мировыми трендами (65,6±1,0%) и наличие инновационных технологий (биологических, клинических, фармацевтических и пр.) с возможностью обучения работы с ними (65,5±1,0%). Однако, более чем для трети студентов (37,8±1,1%) традиции и преемственность, реализуемые в образовательной организации, являются важными при приобретении медицинской специальности. Отметим, что менее пятой части обучающихся основного высшего образования (19,0±0,9%) ориентировались при выборе вуза на наличие связей и знакомств, а еще 14,1±0,8% определили выбор исходя из удобного территориального расположения. Для респондентов, получающих образовательные услуги в Первом МГМУ имени И.М. Сеченова, мотивация выбора учебного заведения базируется, не только на внешних признаках репутации и статуса вуза, но и на непосредственном наполнении деятельности организации.
Примечательно, что среди студентов, сделавших выбор вуза в соответствии со своими личными предпочтениями, больше всего количество тех, кто ориентировался на хорошую репутацию и престиж образовательной организации (95,3%), качество образовательных программ, (85,2%) рабочую программу по выбранной специальности (71,7%), наличие инновационных технологий с возможностью обучения работы с ними (70,5%), а также традициями и преемственностью реализуемыми вузом (40,1%). Похожее распределение можно наблюдать и у тех студентов, чей выбор вуза был связан с получением квоты целевого приема. Наряду с этим, для трети (28,4% обучающихся, поступивших в Сеченовский Университет под воздействием внешних факторов (посоветовали родственники, друзья, знакомые) превалирует количество тех, кто ориентировался на наличие в образовательной организации связей и знакомств (28,4%, рисунок 2).
Рисунок 2 – Мотивации выбора студентами Сеченовского Университета в качестве места обучения в зависимости от мотивации выбора вуза (%)
Влияние имиджевых характеристик вуза на мотивацию выбора студентов места обучения
Интересно, что для абсолютного большинства студентов Сеченовский Университет – это медицинский вуз, известный своими традициями и историей (80,8±0,9%) и выдающийся клинический центр, оказывающий высококвалифицированную медицинскую помощь (75,6±0,6%). Еще около 2/3 обучающихся уверены, что Первый медицинский университет им. И.М. Сеченова – это современная образовательная организация наук о жизни (71,1±1,0%), которая по совместительству является ведущим научно-исследовательским центром (70,7±1,0%). Немного меньше респондентов выделяют в медицинском вузе современные цифровые технологии (69,3±1,0%) и передовые технологии преподавания (64,9±1,1%).
Важно отметить, что абитуриенты чаще самостоятельно принимают решение о месте получения высшего образования по выбранному профилю подготовки, ориентируясь на личные предпочтения и внутренние побудительные мотивы. Образовательная организация, имеющая длительный исторический путь, удовлетворяющая требованиям современности, выступает для них гарантом успешности построения профессиональной карьеры и интериоризации системы социальных норм и ролей.
Удовлетворенность студентов обучением в медицинском вузе
Современные образовательные услуги вуза помимо прямой передачи знаний и навыков подразумевают сопровождающие факторы: знакомство с актуальными инновационными технологиями, наличие необходимых помещений и оборудования для обучения и отработки практических навыков, а также возможности внеучебной деятельности, позволяющие развивать коммуникативные навыки. При обучении студенты проходят этап профессиональной социализации, эффективность которой зависит от сохранения мотивационных настроек, подкрепляемых удовлетворенностью как самим процессом обучения, так и факторами, определяющими образовательный процесс. При наличии уверенности у студентов того, что получаемое образование отвечает требованиям современности и соответствует их ожиданиям, они стремятся больше взаимодействовать со специалистами профессионального сообщества и видят для себя перспективы дальнейшего развития в выбранной сфере деятельности.
Так, проведенное исследование показало, большинство опрошенных студентов удовлетворены качеством образовательных услуг, предоставляемых в Первом МГМУ имени И.М. Сеченова (27,2±1,0% полностью и 50,5±1,1% скорее удовлетворены). Вместе с тем, каждый шестой респондент испытывает неудовлетворенность качеством обучения, при этом процент категорично неудовлетворенных обучающихся составил 5,2±0,5%, а еще 4,6±0,5% - затруднились с ответом.
Примечательно, что с ростом курса обучения зафиксировано снижение удовлетворенности качеством образовательных услуг: на первом курсе число скорее и полностью довольных процессом обучения 87,8% опускается к шестому курсу до 64,2% при повышении количества недовольных с 7,4% на первом курсе до 31,3% - на шестом (рисунок 3).
Рисунок 3 – Удовлетворенность студентов качеством образовательных услуг Сеченовского Университета в зависимости от курса обучения (%)
Это может быть связано с тем, что в начале обучения студенты активнее вовлекаются, погружаются в учебный процесс, отдают себя ему полностью. Тогда как с повышением образовательного уровня, они пробуют себя в трудовой деятельности, имеют меньше времени на учебу (отвлекаются), сравнивают «эталонные» модели, представленные в образовательном процессе с реальными жизненными ситуациями. Наряду с этим, переход с этапа получения общего среднего образования к высшему характеризуется наличием более высоких мотивационных установок за счет сопричастности с когортой специалистов высокого уровня и «примеривания» на себя статусно-ролевых позиций врача (эйфория после поступления) [12, 13].
Отметим, что для сохранения мотивационных составляющих важно, чтобы во время обучения и получения базовых знаний по специальности студенты понимали, что получаемые навыки пригодятся им в будущей профессиональной деятельности и будут соответствовать требованиям современного рынка труда [14].
По данным опроса, более половины респондентов полагают, что качество образования, предоставляемого Первым МГМУ имени И.М. Сеченова, соответствует требованиям современного рынка труда (63,1±1,1%). При этом, повышение критичности в отношении соответствия содержания образовательных программ чаще фиксируется у студентов выпускных курсов.
Это может быть связано с сомнениями в сделанном выборе специальности и вуза, отсутствием запаса времени на дополнительное освоение практических навыков перед началом самостоятельной трудовой деятельности. Все это обуславливает необходимость поддержания мотивационной составляющей у студентов старших курсов через тесное вовлечение в непосредственную практическую деятельность медицинского сообщества и информирование будущих выпускников возможностях профессиональной самореализации в системе практического здравоохранения [15].
Выводы:
1. Ключевыми критериями выбора места обучения для абитуриентов медицинского вуза в настоящее время является: репутация и престиж образовательной организации, качество образовательных услуг и комфортные условия учебы.
2. Ведущим каналом информации о качестве образовательных услуг, предоставляемых вузом выступает медийное пространство (интернет), имеющиеся традиции и история вуза, направления деятельности вуза и престиж специальностей подготовки.
3. Удовлетворенность студентов выбором вуза и качеством образовательных услуг напрямую определяется объемом, усвояемых знаний, умений и навыков, их соответствием требованиям современного рынка труда, конкурентоспособности диплома вуза.
Страница обновлена: 04.09.2024 в 15:33:11