Мотивация выбора медицинского вуза: маркетинговое исследование предпочтений студентов

Вяткина Н.Ю.1,2, Присяжная Н.В.1,2
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 9 (Сентябрь 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=71960661

Аннотация:
Образование является не только системой подготовки кадров для отраслей народного хозяйства, но и выступает одним из ключевых социальных лифтов, обеспечивающих непрерывное профессиональное развитие обучающегося и его включение в профессиональные социальные сети поддержки. При этом в современных условиях от образовательной организации ожидается не только предоставление образовательных услуг обучающимся, но и формирование особой образовательной и развивающей среды, обеспечивающей формирование положительного имиджа и репутации всех участников образовательного процесса в общественном и профессиональном дискурсе, медийной сфере и отраслевом рынке труда. В статье представлены результаты маркетингового количественного исследования (анкетный опрос студентов медицинского вуза, n=2062), направленного на изучение мотивации выбора медицинского вуза его основными потребителями – студентами различных направлений подготовки. Исследование, прежде всего, позволило выявить критерии и факторы, влияющие на выбор медицинского вуза абитуриентами и изучить уровень удовлетворенности студентов обучением в медицинском вузе. Наблюдаемое в группах 1-6 курса смещение мотивационных факторов выбора медицинской профессии из зоны альтруистических представлений (характерных для первых лет обучения) в область фокусирования на престиже специальности и рационализации будущего места работы на момент завершения профессиональной, что во многом объясняет перевзвешивание иерархии ожиданий от системы образования (качества образовательных услуг). Статья может быть полезна для специалистов управленческого звена образовательных учреждений в вопросах укрепления имиджевых характеристик и бренда вуза, управления образовательными траекториями обучающихся с учетом динамичных изменений требований рынка труда, а также планирования адресной таргетированной рекламной и маркетинговой стратегии приемной кампании

Ключевые слова: медицинское образование, мотивация выбора, факторы выбора, потребители образовательных услуг, студенты

JEL-классификация: I21, I23, I25, I26, I28



Введение.

Актуальность:

Сегодня система медицинского образования в России, основой которой являются, с одной стороны, фундаментальные традиции научных школ, вековая история развития медицинской науки как таковой, меняется, становится более комплексной, наукоемкой, цифровой [1]. Не вызывает сомнения тот факт, что базовые мотивационные установки на реализацию своего трудового потенциала в профессии формируются еще на этапе школьного обучения, когда школьники, выбравшие в качестве будущей профессии медицинскую специальность, концентрируют внимание на подготовке к поступлению в профильный вуз. Внутренняя мотивация профессионального выбора становится ключевым элементом и фундаментом роста и становления молодежи в профессии [2-4].

Медицинское образование является одним из самых трудоемких и длительных, при этом, несмотря на рост коммерциализации медицины и ее переход на цифровые «рельсы», ключевыми мотивационными факторами выбора профессии молодых людей, поступающих на обучение в вуз, являются альтруистические мотивы и стремление к самореализации в сфере медицины, что также определяет в дальнейшем и показатели учебной успеваемости студентов-медиков [5-8]. Безусловно, цифровые контуры развития здравоохранения, определяют рост требований к будущим врачам, задавая более высокую «планку» знаний, умений и навыков – как по профильным дисциплинам, так и по смежным областям знаний в контексте «soft skills» - что, в свою очередь, определяет необходимость выполнения дополнительных образовательных задач студентами на этапе обучения в вузе [7, 8].

Тем не менее, понимание специфики выбранной профессии и осознание ответственности врача за жизнь и здоровье пациента, обусловливает стремление будущих врачей к получению знаний, умений и навыков наилучшего качества – что на этапе выбора вуза во многом определяет ожидания и критерии «отбора» вуза. При этом, будущие студенты, как потребители образовательных услуг, оценивают не только спектр преподаваемых программ и качество образовательных услуг вуза, но и историю университета, репутационные характеристики, престиж выбранной специальности, стоимость обучения и другие аспекты [9-11].

Цель исследования: изучение особенностей мотивации выбора вуза студентами-медиками как потребителями образовательных услуг.

Задачи исследования:

1. Выявить влияние имиджевых характеристик вуза на мотивацию выбора вуза студентами-медиками как потребителями образовательных услуг;

2. Выявить критерии и факторы, влияющие на выбор медицинского вуза абитуриентами;

3. Изучить уровень удовлетворенности студентов обучением в медицинском вузе.

Методология:

В октябре-ноябре 2022 года авторами был реализован анкетный опрос студентов Сеченовского Университета, направленный на изучение особенностей мотивации выбора вуза студентами-медиками как потребителями образовательных услуг. Исследование было реализовано на репрезентативной выборке (с квотными параметрами курса и профильного института) методом анонимного анкетного опроса. Участниками исследования стали студенты Сеченовского Университета (n=2062), обучающиеся по программам специалитета. Из общего числа участников исследования 70,1% составили женщины, что соответствовало структуре генеральной совокупности обучающихся вуза.

Возраст участников исследования включал диапазон от 17 до 34 лет, средний возраст составил 19,6 лет, медианный интервал 18-21 год (69,4±1,1% респондентов находятся в этой возрастной группе).

Четверть опрошенных (26,2±1,0%) являлись первокурсниками, 17,9±0,8% респондентов обучались на втором курсе, а 16,9±0,8% - на третьем курсе. По 13,5±0,8% проходили обучение на четвертом и пятом курсе, а каждый десятый (11,9±0,7%) – на шестом году обучения.

Получали образование за счет государственного бюджетного финансирования 67,6±1,0% обучающихся, а 32,4±1,0% респондентов указали, что получают образование на условиях оплаты. Такое распределение соответствовало структуре генеральной совокупности и позволило реализовать сравнительные замеры показателей групп различных направлений подготовки.

Основная часть.

Для выпускников школ выбор образовательной организации для получения профессии сложен и неоднозначен. Рынок образовательных услуг представлен широким спектром вузов, предлагающих обучение различным специальностям и на различных условиях (платно-бесплатно, очно-заочно). Абитуриенты, как правило, проводят сравнительную оценку рабочих программ и профилей подготовки, выявляют важные для них имиджевые и репутационные вузов, определяют для себя возможности дальнейшего профессионального становления после получения диплома, финансовую выгоду от приобретения профессии. Немаловажным на данном этапе становится помощь в поиске и одобрение сделанного выбора членами семьи и близкими людьми, авторитетное мнение которых порой является определяющим.

По данным проведенного исследования, 72,0±1,0% студентов самостоятельно приняли решение о выборе Сеченовского Университета в качестве места обучения. Наряду с этим, каждый седьмой респондент (13,7±0,8%) признался, что определиться с высшим учебным заведением им помогли родители, друзья, знакомые. Еще 7,5±0,6% студентов поступили в вуз в связи с получением квоты целевого приема, а для 5,5±0,5% выбор места обучения был случайным. В свободных полях студенты (1,3%) отмечали такие факторы, как «вынуждена была перейти», «моя мечта с детства», «потому что он круче других медов» и «больше с моими баллами нигде в Москве на бюджет не берут по моей специальности». В разрезе курса обучения, наибольшее число тех, кто определил место обучения в соответствии с личными предпочтениями обучаются на 1-3 курсах (75,0%, 76,8% и 72,8%, соответственно). При этом представители выпускного курса чаще высказывают мнение об отсутствии личной мотивации (самостоятельного решения) при выборе вуза, а поступили в Сеченовский Университет под влиянием внешних факторов или случайным образом (рисунок 1).

Рисунок 1 – Мотивации выбора студентами Сеченовского Университета в качестве места обучения в зависимости от курса обучения (%)

Для уточнения параметров, обуславливающих выбор Первого МГМУ им И.М. Сеченова в качестве места учебы, были выделены основные мотивы этого выбора. Так, известно, что успешность обучения в вузе зависит от множества факторов и во многом определяется качеством образовательных услуг вуза, репутационными и имиджевыми характеристиками, условиями учебы, традициями и преемственностью, наличием связей и знакомств, которые могут помочь будущему специалисту освоить необходимы знания и умения, а также погрузиться в специализированную профессиональную среду. Несовпадение ожиданий студентов в отношении важных для них аспектов образовательной деятельности может привести к решению об отказе от обучения в вузе или пересмотре направления подготовки.

Критерии и факторы, повлиявшие на выбор медицинского вуза абитуриентами

Основными критериями выбора медицинского вуза обучающимися Сеченовского Университета стали хорошая репутация и престиж образовательной организации (93,4±0,3%), качество образовательных услуг (80,4%) и комфортные условия учебы (73,9±1,0%). Вместе с тем, более половины опрошенных «делали ставки» на сильную рабочую программу по выбранной специальности (67,4±1,0%), ориентированность вуза на развитие в соответствии с мировыми трендами (65,6±1,0%) и наличие инновационных технологий (биологических, клинических, фармацевтических и пр.) с возможностью обучения работы с ними (65,5±1,0%). Однако, более чем для трети студентов (37,8±1,1%) традиции и преемственность, реализуемые в образовательной организации, являются важными при приобретении медицинской специальности. Отметим, что менее пятой части обучающихся основного высшего образования (19,0±0,9%) ориентировались при выборе вуза на наличие связей и знакомств, а еще 14,1±0,8% определили выбор исходя из удобного территориального расположения. Для респондентов, получающих образовательные услуги в Первом МГМУ имени И.М. Сеченова, мотивация выбора учебного заведения базируется, не только на внешних признаках репутации и статуса вуза, но и на непосредственном наполнении деятельности организации.

Примечательно, что среди студентов, сделавших выбор вуза в соответствии со своими личными предпочтениями, больше всего количество тех, кто ориентировался на хорошую репутацию и престиж образовательной организации (95,3%), качество образовательных программ, (85,2%) рабочую программу по выбранной специальности (71,7%), наличие инновационных технологий с возможностью обучения работы с ними (70,5%), а также традициями и преемственностью реализуемыми вузом (40,1%). Похожее распределение можно наблюдать и у тех студентов, чей выбор вуза был связан с получением квоты целевого приема. Наряду с этим, для трети (28,4% обучающихся, поступивших в Сеченовский Университет под воздействием внешних факторов (посоветовали родственники, друзья, знакомые) превалирует количество тех, кто ориентировался на наличие в образовательной организации связей и знакомств (28,4%, рисунок 2).

Рисунок 2 – Мотивации выбора студентами Сеченовского Университета в качестве места обучения в зависимости от мотивации выбора вуза (%)

Влияние имиджевых характеристик вуза на мотивацию выбора студентов места обучения

Интересно, что для абсолютного большинства студентов Сеченовский Университет – это медицинский вуз, известный своими традициями и историей (80,8±0,9%) и выдающийся клинический центр, оказывающий высококвалифицированную медицинскую помощь (75,6±0,6%). Еще около 2/3 обучающихся уверены, что Первый медицинский университет им. И.М. Сеченова – это современная образовательная организация наук о жизни (71,1±1,0%), которая по совместительству является ведущим научно-исследовательским центром (70,7±1,0%). Немного меньше респондентов выделяют в медицинском вузе современные цифровые технологии (69,3±1,0%) и передовые технологии преподавания (64,9±1,1%).

Важно отметить, что абитуриенты чаще самостоятельно принимают решение о месте получения высшего образования по выбранному профилю подготовки, ориентируясь на личные предпочтения и внутренние побудительные мотивы. Образовательная организация, имеющая длительный исторический путь, удовлетворяющая требованиям современности, выступает для них гарантом успешности построения профессиональной карьеры и интериоризации системы социальных норм и ролей.

Удовлетворенность студентов обучением в медицинском вузе

Современные образовательные услуги вуза помимо прямой передачи знаний и навыков подразумевают сопровождающие факторы: знакомство с актуальными инновационными технологиями, наличие необходимых помещений и оборудования для обучения и отработки практических навыков, а также возможности внеучебной деятельности, позволяющие развивать коммуникативные навыки. При обучении студенты проходят этап профессиональной социализации, эффективность которой зависит от сохранения мотивационных настроек, подкрепляемых удовлетворенностью как самим процессом обучения, так и факторами, определяющими образовательный процесс. При наличии уверенности у студентов того, что получаемое образование отвечает требованиям современности и соответствует их ожиданиям, они стремятся больше взаимодействовать со специалистами профессионального сообщества и видят для себя перспективы дальнейшего развития в выбранной сфере деятельности.

Так, проведенное исследование показало, большинство опрошенных студентов удовлетворены качеством образовательных услуг, предоставляемых в Первом МГМУ имени И.М. Сеченова (27,2±1,0% полностью и 50,5±1,1% скорее удовлетворены). Вместе с тем, каждый шестой респондент испытывает неудовлетворенность качеством обучения, при этом процент категорично неудовлетворенных обучающихся составил 5,2±0,5%, а еще 4,6±0,5% - затруднились с ответом.

Примечательно, что с ростом курса обучения зафиксировано снижение удовлетворенности качеством образовательных услуг: на первом курсе число скорее и полностью довольных процессом обучения 87,8% опускается к шестому курсу до 64,2% при повышении количества недовольных с 7,4% на первом курсе до 31,3% - на шестом (рисунок 3).

Рисунок 3 – Удовлетворенность студентов качеством образовательных услуг Сеченовского Университета в зависимости от курса обучения (%)

Это может быть связано с тем, что в начале обучения студенты активнее вовлекаются, погружаются в учебный процесс, отдают себя ему полностью. Тогда как с повышением образовательного уровня, они пробуют себя в трудовой деятельности, имеют меньше времени на учебу (отвлекаются), сравнивают «эталонные» модели, представленные в образовательном процессе с реальными жизненными ситуациями. Наряду с этим, переход с этапа получения общего среднего образования к высшему характеризуется наличием более высоких мотивационных установок за счет сопричастности с когортой специалистов высокого уровня и «примеривания» на себя статусно-ролевых позиций врача (эйфория после поступления) [12, 13].

Отметим, что для сохранения мотивационных составляющих важно, чтобы во время обучения и получения базовых знаний по специальности студенты понимали, что получаемые навыки пригодятся им в будущей профессиональной деятельности и будут соответствовать требованиям современного рынка труда [14].

По данным опроса, более половины респондентов полагают, что качество образования, предоставляемого Первым МГМУ имени И.М. Сеченова, соответствует требованиям современного рынка труда (63,1±1,1%). При этом, повышение критичности в отношении соответствия содержания образовательных программ чаще фиксируется у студентов выпускных курсов.

Это может быть связано с сомнениями в сделанном выборе специальности и вуза, отсутствием запаса времени на дополнительное освоение практических навыков перед началом самостоятельной трудовой деятельности. Все это обуславливает необходимость поддержания мотивационной составляющей у студентов старших курсов через тесное вовлечение в непосредственную практическую деятельность медицинского сообщества и информирование будущих выпускников возможностях профессиональной самореализации в системе практического здравоохранения [15].

Выводы:

1. Ключевыми критериями выбора места обучения для абитуриентов медицинского вуза в настоящее время является: репутация и престиж образовательной организации, качество образовательных услуг и комфортные условия учебы.

2. Ведущим каналом информации о качестве образовательных услуг, предоставляемых вузом выступает медийное пространство (интернет), имеющиеся традиции и история вуза, направления деятельности вуза и престиж специальностей подготовки.

3. Удовлетворенность студентов выбором вуза и качеством образовательных услуг напрямую определяется объемом, усвояемых знаний, умений и навыков, их соответствием требованиям современного рынка труда, конкурентоспособности диплома вуза.


Источники:

1. Литвинова Т.М., Галузина И.И., Засова Л.B., Присяжная Н.В. Медицинское образование в России: векторы перезагрузки в условиях пандемии // Национальное здравоохранение. – 2021. – № 2(1). – c. 12-20.
2. Roos M., Watson J., Wensing M., Peters-Klimm F. Motivation for career choice and job satisfaction of GP trainees and newly qualified GPs across Europe: A seven countries cross-sectional survey // Educ Prim Care. – 2014. – № 25. – p. 202–10.
3. Deutsch T., Lippmann S., Heitzer M., Frese T., Sandholzer H. Choosing to become a general practitioner - What attracts and what deters? An analysis of German medical graduates' motives // Journal of family medicine and primary care. – 2016. – № 5(1). – p. 34–41.
4. Rother J. F., Seer M., Stegt S., Raupach T. Explicit motives and personality characteristics in first year medical students: a multicentre quantitative study using McClellands motive disposition theory // BMC medical education. – 2024. – № 24(1). – p. 755.
5. Torres-Roman J. S., Cruz-Avila Y., Suarez-Osorio K., Arce-Huamaní M. Á., Menez-Sanchez A. Motivation towards medical career choice and academic performance in Latin American medical students: A cross-sectional study // PloS one. – 2018. – № 13(10). – p. e0205674.
6. Wu H., Li S., Zheng J., Guo J. Medical students' motivation and academic performance: the mediating roles of self-efficacy and learning engagement // Medical education online. – 2020. – № 25(1). – p. 1742964.
7. Huang R., Zhou Z., Liu Y., Lin M., Gong M., Xian S., Yin H. Empathy in undergraduate medical students: a multi-center cross-sectional study in China // BMC psychiatry. – 2024. – № 24(1). – p. 414.
8. Sa B., Ojeh N., Majumder MAA. Взаимосвязь между самооценкой, эмоциональным интеллектом и эмпатией среди студентов шести программ по профессиональной подготовке в области здравоохранения // Teach Learn Med. – 2019. – № 31(5). – c. 536–43. – doi: 10.1080/10401334.2019.1607741.
9. Шапошников В. А., Логинова С. А., Ломовцева Н. В. Исследование критериев выбора вуза // Практический маркетинг. – 2020. – № 8 (282). – c. 35-40. – doi: 10.24411/2071-3762-2020-10040.
10. Попова Л. А., Фадеева И. М., Юрлова Е. М. Профессиональные и социальные факторы, определившие выбор вуза первокурсниками // Огарёв-Online. – 2017. – № 5 (94). – c. 10.
11. Фадеева Е.В., Волнухина Е.М., Голощапова М.А., Малина Ю.А. Маркетинговое исследование выбора ВУЗа и направления обучения // Новый университет. Серия «Экономика и право». – 2015. – № 7 (53). – c. 59-63.
12. Присяжная Н.В., Вяткина Н.Ю. Траектории профессиональной социализации врача: нарративное интервью. Часть 1 // Социология медицины. – 2023. – № 2. – c. 183–201. – doi: https://doi.org/10.17816/socm632475.
13. Присяжная Н.В., Вяткина Н.Ю. Траектории профессиональной социализации врача: нарративное интервью. Часть 2 // Социология медицины. – 2024. – № 1. – c. 183–201. – doi: https://doi.org/.
14. Макар С.В., Ярашева А.В. Потребительское поведение россиян: возможности и приоритеты // Народонаселение. – 2022. – № 4. – c. 68-78.

Страница обновлена: 29.11.2024 в 08:36:53