Специфика мотивационного компонента психологической готовности к профессиональной деятельности и его связь с уровнем морально-этической ответственности студентов-юристов

Воронцова Е. Г.1, Зимина Е.В.1, Никулина Т.И.1
1 Байкальский государственный университет

Статья в журнале

Экономика труда
Том 8, Номер 5 (Май 2021)

Цитировать:
Воронцова Е. Г., Зимина Е.В., Никулина Т.И. Специфика мотивационного компонента психологической готовности к профессиональной деятельности и его связь с уровнем морально-этической ответственности студентов-юристов // Экономика труда. – 2021. – Том 8. – № 5. – doi: 10.18334/et.8.5.112087.

Аннотация:
Статья отражает результаты двухлетнего изучения психологической готовности к профессиональной деятельности студентов вуза. Рассматривается понятие психологической готовности к профессиональной деятельности в динамическом, структурном и системном аспектах; на основе анализа теоретических исследований представлены компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности; акцентируется внимание на мотивационном компоненте. Статья демонстрирует результаты исследования состояния мотивационного компонента психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-юристов и связи с уровнем морально-этической ответственности. Результаты экспериментального исследования выявили наиболее значимые различия исследуемых показателей у студентов юристов по сравнению с другими направлениями обучения выявлены в показателях «ориентация на свободу» «на власть», ориентированы «на альтруизм»; доминирующими мотиваторами социально-психологической активности выступают «стремление к власти» и «групповое признание и уважение»; выявлены наиболее значимые связи высокого уровня морально-этической ответственности с показателями: мотиватором социально-психологической активности «стремление к власти», с мотивационными ориентациями «альтруизм» и «Ориентация на процесс», «на власть».

Ключевые слова: психологическая готовность к профессиональной деятельности, мотивационный компонент, морально-этическая ответственность, студенты-юристы

JEL-классификация: J21, J24, O15



Введение

В настоящее время одной из основных проблем этой области является проблема подготовки высококвалифицированных специалистов. Основной характеристикой общества, современного образования, производства являются быстроменяющиеся условия труда и обучения, неопределенность и неуверенность в завтрашнем дне. Характеристиками, способствующими становлению личности в профессиональной деятельности юриста, выступают высокая мотивация, творчество в труде, когнитивные характеристики, знания и умения в профессиональной деятельности. Перечисленные характеристики включены в состав психологической готовности к деятельности юриста. В перечень значимых характеристик юристов включены и поведенческие характеристики, такие как стремление специалиста соблюдать нравственные, правовые нормы поведения в ситуациях, связанных с профессиональным риском (провокации взятки, приобретение благ, назначения для близких родственников и себя). Решения, которые в таких ситуациях принимает юрист, основываются на развитом правосознании, морально-этических качествах личности профессионала и развитой морально-этической ответственности. В данной статье преследуется цель выявить у будущих юристов особенности мотивационного компонента психологической готовности к профессиональной деятельности и его связи с уровнем морально-этической ответственности.

Психологическая готовность к профессиональной деятельности и мотивационный компонент в исследованиях

Правовая регламентация деятельности, четкая структура действий, как правило, нормированность и властность поведения, экстремальность деятельности, персональная ответственность должностных лиц – это основные особенности профессиональной деятельности будущих юристов [7, 13] (Zykina, 2015; Tenishcheva, 2020). Именно поэтому возрастает интерес на практике к качеству юридической работы и исследованию будущих юристов в части их психологической готовности к профессиональной деятельности. Готовность юристов к профессиональной деятельности, которую авторы определяют как комплекс компонентов: личностных, функциональных, операциональных [2, 4, 6, 15] (Vorontsova, 2018; Derkach, Kuzmina, 1993; Zhukova, 2012). Вопросы психологической готовности исследуются отечественными авторами. Так, Столяренко А.М. исследует внутреннюю (психологическую) боевую готовность сотрудников правоохранительных органов; Пономаренко В.А., Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., изучают готовность личности к профессиональной деятельности в экстремальных условиях [6, 8] (Zhukova, 2012; Inozemtseva, 2002).

Отечественными исследователями готовность характеризуется с точки зрения таких характеристик, как процесс и результат, продолжительность (краткосрочная или длительная готовность), проявление способностей или качеств личности, вид общей готовности. Так, готовность к действию формулируется как состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий [14, с. 112] (Shadrikov, Druzhinin, 1979, р. 112).

Психологическая готовность к деятельности исследуется в динамическом и структурном аспекте. С точки зрения динамического – изучаются уровни и стадии психологической готовности, а определяющим понятием в динамике выступает уверенность в действиях и решениях, принимаемых в профессиональной деятельности [5] (Dzhidaryan, 1988). Содержание компонентов психологической готовности студентов-юристов к профессиональной деятельности, а также внутренние связи компонентов представляют структурный аспект изучения вопроса психологической готовности.

Анализ научных теоретических источников позволил выделить компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности.

Когнитивный компонент, включающий знания, умения, соответствующие современным требованиям к профессии [10] (Kuzmina, 2019);

– сформированность мотивационной и операциональной сфер профессионализма [9] (Kalinina, 2007);

– комплекс психологических составляющих, таких как установки, мотивы, ценности, знания, умения и определенные личностные качества [8] (Inozemtseva, 2002);

– совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности, общее психофизиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию возможностей; направленность личности на выполнение определенных действий (Р.А. Гаспарян, Е.Г. Козлов, Л.С. Нерсесян, А.Ц. Пуни и др.) [2] (Vorontsova, 2018);

– осознание своих потребностей, требований общества, коллектива или поставленной задачи; осознание целей, решение которых удовлетворит потребности выполнения задания; осмысление и оценка условий деятельности, актуализация опыта, который связан с решением задач в прошлом, и выполнения подобных требований; прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоционально-волевых, мотивационных процессов, оценка соотношения своих возможностей, уровня попыток и необходимости достижения определенного результата; мобилизация сил в соответствии с условиями и заданием, самовнушением относительно достижения целей [11] (Stolyarenko et al., 2001);

– в структуре психологической готовности выделяются мотивационные (побуждающие к действиям), познавательные (позволяющие понимать окружающее), эмоциональные (связанные с переживаниями отношения к происходящему), волевые (обеспечивающие преодоление трудностей) и психомоторные (участвующие в осуществлении движений) психические явления (А.М. Столяренко) [1, 2, 7] (Atanov, 2018; Vorontsova, 2018; Zykina, 2015). В перечисленных авторских идеях доминирует мотивационно-потребностная сфера личности [4–6; 12–15] (Derkach, Kuzmina, 1993; Dzhidaryan, 1988; Zhukova, 2012; Malakhaeva, 2018; Tenishcheva, 2020; Shadrikov, Druzhinin, 1979).

Вместе с имеющимися теоретическими авторскими идеями сегодня остаются нерешенными вопросы особенностей мотивационного компонента психологической готовности будущих юристов, а также исследование сформированности уровня морально-этической ответственности. В мотивационный компонент на основе вышеперечисленных исследований мы включили характеристики: мотиваторы социально-психологической активности юриста, социально-психологические установки и смысложизненные ориентации. А под морально-этической ответственностью специалиста понимаем взятие добровольных обязательств выполнять нравственные нормы, проведение самооценки поведения и поступков на основе моральных норм и готовность дать отчет действиям, а также степень нравственного совершенствования в профессии юриста [7] (Zykina, 2015).

Участники и диагностический инструментарий

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет». В качестве испытуемых выступили студенты 1-го и 2-го курсов Института государства и права, Института мировой экономики и международных отношений в количестве 75 человек. При выявлении специфики мотивационного компонента использовался критерий U Манна-Уитни; для выявления связей мотивационного компонента и уровня морально-этической ответственности личности в экспериментальной выборке был применен коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена.

В исследовании применялись следующие методики. 1. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной, содержащая 80 вопросов. Методика позволяет выявить три группы испытуемых: высокомотивированные с гармоничными ориентациями; низкомотивированные со слабовыраженными ориентациями и испытуемые с дисгармоничными ориентациями, у которых часть ориентаций выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать. 2. Тест «Диагностика мотиваторов социально-психологической активности», который выбран для определения ведущих потребностей-мотиваторов студентов-юристов. Знание потребностей студентов, специалистов позволяет подобрать необходимые стимулы, преподаватель или руководитель может усилить мотивацию на субъектно-деятельностном уровне. 3. Тест СЖО. 4. Опросник ДУМЭОЛП —был применен, поскольку морально-этическая сфера личности будущего юриста включена в особенности профессиональной деятельности юриста и ответственности за нее. Юрист несет ответственность за результаты применения нормативных актов, качество оказания юридической помощи, основные решения в профессиональной деятельности базируются на конкретных моральных качествах, проявляющихся в действиях и поступках.

Результаты экспериментального исследования и их обсуждение

Целью исследования явилось: выявление состояния мотивационного компонента психологической готовности и его связи с уровнем морально-этической ответственности студентов-юристов.

Гипотезами исследования выступают предположения о том, что:

– мотивационный компонент психологической готовности к профессиональной деятельности у студентов-юристов недостаточно сформирован и имеет специфические особенности по сравнению со студентами экономического направления обучения;

– мотивационный компонент психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-юристов имеет связь с уровнем морально-этической ответственности.

Результаты диагностики позволили выявить следующие различия. Представленные результаты анализа позволяют определить наличие существенных различий по таким критериям, как ориентация на процесс, ориентация на альтруизм, ориентация на труд, ориентация на деньги. Так, студенты-юристы в большей степени ориентированы на свободу (0,05), на власть (0,01), ориентированы на альтруизм (0,05) по сравнению со студентами экономического направления. Наличие существенных различий в ориентации на альтруизм свидетельствует о том, что студенты-юристы, ориентируясь на альтруистические ценности, таким образом, заслуживают почета и уважения, выполняя задачи в ущерб себе. При этом студенты-экономических направлений предпочитают получать исключительно материальное вознаграждение за результаты труда. Подобные тенденции обнаруживаются в других исследованиях и объясняются нами спецификой экономического образования студентов [3] (Geranyushkina, 2002). В меньшей степени студенты-юристы ориентированы на материальное вознаграждение за результаты труда, хотя данный фактор не является маловажным для них, но в то же время не выступает в качестве преобладающего.

Отсутствие существенных различий в ориентации на эгоизм свидетельствует о том, что исследуемые как первой, так и второй группы в равной степени эгоистичны, что возможно на первых курсах обучения в вузе, поскольку в обучении учитываются личные академические результаты обучающихся.

Далее представим результаты «Диагностики мотиваторов социально-психологической активности» (табл. 1).

Таблица 1

Результаты математико-статистического анализа по U-критерию Манна-Уитни студентов-юристов (1-я группа) и студентов экономических направлений (2-я группа) (n1 = 37, n2 = 39)


Среднее значение
U-критерий
p≤0,05*,
p≤0,01**
Группа 2
Группа 1
Достижение успеха в целом
1,32
-0,32
1324.5
1353**
Стремление к власти
2,61
3,82
670.5
1356**
Тенденция к аффилиации (групповому признанию и уважению)
3,32
3,72
1465.5
1486*
Источник: составлено авторами.

В таблице продемонстрировано, что в группе студентов-юристов преобладают мотиваторы «стремление к власти» и «групповое признание и уважение», в группе студентов-экономистов – «достижение успеха в целом». Выявленный у студентов-юристов мотиватор «стремление к власти» выступает профессионально необходимым для юридической деятельности многих профилей и подтверждает, что у профессионалов данной сферы есть преимущества в конкретной профессии. Для выполнения перечисленных задач предполагается осуществление деятельности на основе власти и полномочий.

Следующим этапом в исследовании стал этап проведения диагностики по тесту СЖО. Анализ различий по показателям СЖО у студентов-юристов и студентов-экономистов выявил наиболее значимые различия: ориентиры на «цели в жизни» (0,014*; ρ≤0,05), «процесс жизни» (0,002**; ρ≤0,01), «локус контроля – жизнь» (0,019**; ρ≤0,05). У студентов-юристов определены цели, касающиеся будущего, что дает возможность представлять временную перспективу. Возможно, такой результат связан с тем, что юридические профессии востребованы сегодня и студенты ясно представляют задачи, функции и перспективы будущей профессии. Показатель «Локус контроля – жизнь» вскрывает уверенность студентов в том, что им удается контролировать свою жизнь, принимать решения и реализовывать их. У Студентов экономических направлений выявлены значимо наименьшие значения. На наш взгляд, такой результат можно объяснить появлявшимися в разное время в прессе новостями о переизбытке экономистов на рынке труда. Так, в докладе на совещании правительства в июне 2020 г. о ситуации на рынке труда министра образования и науки озвучен список наиболее востребованных в России в настоящее время профессий, в котором нет экономистов. Такие ситуации не способствуют состоянию уверенности в будущем и востребованности студентов после окончания вуза.

Следующей линией проведенного эмпирического исследования является корреляционный анализ. Выявлены связи между показателями «Уровень морально-этической ответственности» и составляющих мотивационного компонента психологической готовности к профессиональной деятельности юристов (табл. 2).

Таблица 2

Результаты расчета корреляции показателей мотивационного компонента психологической готовности к профессиональной деятельности и уровня морально-этической ответственности по критерию Спирмена студентов-юристов (n = 37; rs=0.05 = 0,33; rs=0.01 = 0,43)

Переменные
НУМЭО
СУМЭО
ВУМЭО
Стремление к власти
0,34*
0,04
0,05
Тенденция к аффилиации (групповому признанию и уважению)
0,009
0,20
0,71**
Ориентация на процесс
-0,001
0,19
-0,66**
Ориентация на результат
-0,001
0,19
-0,66**
Ориентация на альтруизм
0,180
0,31*
0,83**
Ориентация на эгоизм
-0,000
- 0,42*
-0,12
Ориентация на труд
0,176
0,112
0,29*
Ориентация на деньги
-0,024
-0,14
-0,06
Ориентация на свободу
-0,071
0,12
-0,04
Ориентация на власть
-0,918**
0,01
-0,1
Цели в жизни
0,27
0,17
- 0,08
Процесс жизни
0,000
0,55
0,70**
Результативность жизни
-0,001
-1,04
- 0,18
Локус контроля-Я
0,180
0,31*
0,83**
Локус контроля-жизнь
0,221
0,26
0, 65**
Источник: составлено авторами.

Примечания. ВУМЭО, СУМЭО, ВУМЭО – высокий, средний и низкий уровень морально-этической ответственности; «**» – корреляция значима на уровне r ≤ 0,01; «*» – значима на уровне r ≤ 0,05; rs=0.05 = 0,33 – критические значения коэффициента корреляции; rs=0.01 = 0,43 – критические значения коэффициента корреляции.

Проанализируем наиболее сильные связи показателей. У студентов-юристов обнаружена положительная корреляция показателей:

- «групповое признание» и высокого уровня МЭО;

- «ориентация на альтруизм» и высокого уровня МЭО;

- «локус контроля – Я и высокого уровня МЭО;

- «процесс жизни» и высокого уровня МЭО;

- ориентация на труд и высокого уровня МЭО;

Таким образом, доминируют положительные связи, отличающиеся высоким уровнем тесноты, при этом положительная корреляция указывает на то, что при возрастании показателя, например «ориентации на альтруизм», возрастает и уровень морально-этической ответственности. Так, при увеличении ориентации на труд, локуса контроля – Я и установки на альтруизм наблюдается возрастание уровня морально-этической ответственности. Локус контроля – Я предполагает видение личности себя сильной, контролирующей ситуации и события, а нормы морали и этики при этом выступают регуляторами этих тенденций.

Выявлены и отрицательные корреляции. Отрицательная корреляция интерпретируется так: при увеличении одного признака уменьшается другой признак, и такая тенденция обнаружена в показателях:

- «стремление к власти» и низкого уровня морально-этической ответственности;

- «ориентация на власть» и низкого уровня морально-этической ответственности. Результаты корреляционного анализа получены на значимом уровне.

Полученные результаты указывают, что при увеличении стремления к власти и имеющейся установки на власть у студентов-юристов снижается уровень морально-этической ответственности. Такая ситуация возможна на первых курсах обучения в вузе, которая сопровождается низким уровнем самопонимания у студентов, отсутствием практических умений и навыков, неосознанной ответственности. Возможно, такой результат получен среди респондентов, которые обучаются на юридическом направлении, но при этом выбор профессии осуществляли на основе рекомендаций родителей, друзей, а не самостоятельно и осознанно. Другой причиной, на наш взгляд, выступает то, что студенты находятся на начальном этапе профессионального становления, и такие характеристики, как осознанность ответственности за поступки, регуляция поведения и деятельности на основе высокого морально-этического уровня, мотивационные характеристики психологической готовности к профессиональной деятельности, еще в процессе становления личности профессионала.

Заключение

Результаты исследования показали, что студенты-юристы в большей степени готовы к принятию риска, ответственности, заинтересованы в процессе труда, альтруистичны, стремятся к общественному признанию, а студенты экономических направлений в большей степени заинтересованы в материальном вознаграждении, не готовы принимать ответственность и подвергаться риску, работая в экстремальных условиях.

Определяющими в психологической готовности студентов-юристов к профессиональной деятельности выступают установки на труд, альтруизм, процесс и результат деятельности; смысложизненными ориентациями являются локус контроля – Я и локус контроля – Жизнь. С перечисленными регулятивными характеристиками в мотивационном компоненте психологической готовности к профессиональной деятельности обнаружены связи уровней морально-этической ответственности. Наибольшее количество связей имеют положительную направленность и значимую силу связи (r≤0,01; r≤0,05). Полученные связи двух регулирующих систем мотивационной и морально-этической неслучайны. В студенческом возрасте наиболее активно идет развитие нравственных качеств и чувств личности. У студентов-юристов не абстрактный характер понимания нравственных норм, а на среднем и высоком уровне их понимания, высокий самоконтроль. Связи установок «ориентации на труд», «групповое признание» с высоким уровнем морально-этической устойчивости показывают, что эти характеристики выступают внутренними регуляторами, детерминирующими трудовое поведение и поведение в коллективе будущих юристов. Стремление к материальным благам и власти имеет отрицательные корреляции с низким уровнем морально-этической ответственности, что можно объяснить социальной незрелостью и неготовностью осуществлять трудовую деятельность. Следует отметить, что в этот возрастной период под влиянием образования происходит становление ценностей и идеалов молодежи, и вместе с нерешенными проблемами материальной стороны жизни, стремлением достичь успеха в разных сторонах жизнедеятельности развиваются нравственная сторона личности, развиваются все стороны психики личности, и этот процесс психологической готовности к профессиональной деятельности еще на стадии формирования.


Источники:

1. Атанов А.А. О занавеси (скрытых смыслах) в культуре и искусстве // Известия Байкальского государственного университета. – 2018. – № 1. – c. 143-149. – doi: 10.17150/2500-2759.2018.28(1).143-149 .
2. Воронцова Е.Г. Исследование особенностей психологической готовности к профессиональной деятельности личности в образовательном пространстве вуза // Baikal Research Journal. – 2018. – № 3. – c. 4. – doi: 10.17150/2411-6262.2018.9(3).4.
3. Геранюшкина Г.П. Особенности психологического образования студентов- менеджеров // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы третьей междунар. конф. Иркутск, 2002. – c. 215-217.
4. Деркач, А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М.: Изд-во РАУ, 1993. – 24 c.
5. Джидарьян И.А. Категория активности и ее место в системе психологического знания. / Категория материалистической диалектики в психологии. - М.: Наука, 1988. – 56-58 c.
6. Жукова В.Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» // Известия Томского политехнического университета. – 2012. – № 6. – c. 117-121.
7. Зыкина Е.И. О содержании понятия «нравственная устойчивость юриста» // Вестник ВЭГУ. – 2015. – № 4(78). – c. 144-151.
8. Иноземцева А.Н. Развитое самосознание студентов юридических факультетов как фактор готовности к профессиональной деятельности // Гуманитарные исследования. Журнал фундаментальных и прикладных исследований. – 2002. – № 5.
9. Калинина И.А. Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности и ее взаимосвязь с успешностью обучения (на примере экономического вуза). / автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. - М., 2007. – 24 c.
10. Кузьмина Н.В. Анализ компонентов педагогический деятельности. Nsportal.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2019/01/09/analiz-komponentov-pedagogicheskiy-deyatelnosti (дата обращения: 20.04.2021).
11. Столяренко А.М. и др. Прикладная юридическая психология. / Учебное пособие для вузов. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 631 c.
12. Малахаева С.К. Мотивация и склонность к риску у игроков в массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры (ММОРПГ) // Baikal Research Journal. – 2018. – № 3. – c. 5. – doi: 10.17150/2411-6262.2018.9(3).5 .
13. Тенищева Е.С. Психологические особенности профессиональной деятельности юриста // Исследования молодых ученых: материалы XIV Междунар. науч. конф. Казань, 2020. – c. 48-49.
14. Шадриков, В.Д., Дружинин В.Н. Формирование подсистем профессионально важных качеств в процессе профессионализации. / Проблемы индустриальной психологии. - Ярославль: Изд-во Ярославск. ун-та, 1979. – 3-18 c.

Страница обновлена: 06.05.2021 в 22:59:41