Оценка качества профессиональной подготовки в бюджетном вузе на основе показателей инвестиционного анализа

Лапко К.С., Коновалов В.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (40), Апрель 2010

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13534967

Аннотация:
В статье исследованы вопросы качества подготовки студентов и эффективности работы бюджетного вуза через призму показателей оценки инвестиций и методов доходного подхода к оценке стоимости. Проанализированы экономические и правовые особенности функционирования учебных заведений, предложен методический инструментарий для проведения стоимостной оценки качества высшего образования.

Ключевые слова: инвестиции, образование, вуз, качество образования, качество подготовки в вузе, доходный подход, чистая приведенная стоимость



Специфика хозяйственного механизма вузов требует применения особых показателей для оценки эффективности их деятельности. Помимо анализа социальных результатов, которые отражают степень достижения основных целей деятельности вуза, следует обратить внимание и на экономические показатели. Таким образом, применение экономических показателей в комплексе с контролем качества «внешних выходных знаний» позволит сформулировать всеобщий критерий оценки эффективности работы вуза и качества предоставляемого им образования, составить национальный рейтинг вузов и обосновать необходимость привлечения инвестиций.

Стоимость – наиболее общий экономический показатель, характеризующий общий итог, дающий вывод, отражающий сумму всех элементов и факторов, то есть способен обеспечить системный подход к объекту. Основной задачей оценки стоимости является установление обоснованного и не зависимого от заинтересованных сторон расчета и анализа стоимости той или иной собственности (объекта оценки).

В качестве общих элементов правового статуса вуза, которые непосредственно оказывают влияние на стоимость и на инвестиционную привлекательность, можно рассматривать вид, организационно-правовую форму, наличие или отсутствие государственной аккредитации.

Для определения точки возникновения финансовых потоков от использования любого объекта оценки важна его правовая основа. Как правило, вуз создается в форме учреждения. В соответствии с п. 1, 2 статьи 120 ГК РФ учреждения подразделяются на следующие виды:

  • частные (создаваемые гражданами или юридическими лицами);
  • государственные (создаваемые Российской Федерацией и (или) субъектами РФ);
  • муниципальные (создаваемые муниципальными образованиями). Под частным учреждением понимается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
  • Государственные и муниципальные учреждения в свою очередь могут быть бюджетными или автономными. Понятие бюджетного учреждения закреплено в статье 6 Бюджетного кодекса РФ и представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

    Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

    Для осуществления своей деятельности образовательные заведения вправе выбрать и любую иную организационно-правовую форму, которая предусмотрена гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

    Современное высшее учебное заведение объединяет в себе большое количество активов совершенно разной природы. В связи с многоканальностью финансирования и диверсификацией направлений и видов деятельности экономика высшего образования – одна из наиболее трудных и недостаточно разработанных областей экономической науки. Двойственность, сложная природа и характер труда в системе образования заключаются в необходимости удовлетворять социальным (государственным) и рыночным требованиям, то есть производить равнодоступные, качественные образовательные услуги и одновременно получать прибыль. Сегодня вуз представляет собой аналог коммерческой организации, способный предложить рынку собственные продукцию или услуги и при успешной их реализации получить прибыль.

    Отсутствие четкой правовой нормы финансовой деятельности вуза, многогранность финансовых потоков и участников государственного вуза дает обширный простор при размышлениях по поводу цели, которую должна преследовать стоимостная оценка вуза и как следствие разработки методики данной оценки.

    С точки зрения рыночных отношений участники, вовлеченные в процесс купли-продажи, платят только за те активы, которые приносят им доход от использования. Очевидно, что «инвесторами» образовательных услуг являются государство, исполняющее конституционную гарантию, юридические и физические лица, заинтересованные в достижении определенного образовательного уровня. Основной доход поступает в вуз от оказания образовательных услуг, в соответствии с законодательством основная цель вуза осуществлять образовательный процесс, то есть реализовывать одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивать содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Рассмотрим подробнее организацию финансовых потоков в государственном вузе (рисунок 1).

    Рис.1. Схема организации финансирования государственного вуза

    Любой инвестиционный проект и финансовый план коммерческой организации должны отвечать единственному условию – увеличивать рыночную стоимость акций. С точки зрения «инвесторов» вуза, целью является повышение качества образования и как следствие рост спроса на конечный продукт – знания, которые получили студенты, удовлетворение потребностей национальной экономики в квалифицированных кадрах, обеспечение воспроизводства и развития инновационного потенциала экономики.

    Если вышеуказанные требования не выполняются, то, соответственно, доходность ниже придельных затрат и отсутствует разумная необходимость в осуществление инвестиционного проекта. Исходя из вышеизложенного, для применения стоимостной оценки вуза, не хватает конечного «результативного» показателя выраженного в денежном эквиваленте – выгода от созданного актива (человеческого капитала1). (1 Человеческий капитал является одной из составляющей интеллектуального капитала и представляет собой людские ресурсы и неотделимо связанные с ними знания, опыт, приобретенные навыки.)

    После обучения в вузе, скорее всего, человек будет иметь хорошо оплачиваемую работу и получать денег больше, чем если бы он не учился. В связи с этим расходами будут являться затраты на обучение, а доходами – величина заработной платы после окончания обучения.

    Таким образом, одним из вариантов оценки эффективности работы вуза может стать использование показателя чистой приведенной стоимости (net present value – NPV), применяемого для расчета оценки эффективности инвестиционных проектов. Показатель основан на одном из основных принципов финансов, что реализуются в доходном подходе к оценке стоимости – сегодняшний рубль стоит больше, чем завтрашний, так как его можно инвестировать, и он начнет приносить доход в виде процента.

    Чистая приведенная стоимость определяется как разность между инвестиционными затратами и будущими поступлениями и может быть описана формулой:

    ,

    где t – порядковый номер года с начала реализации инвестиционного проекта; n – период рассмотрения эффективности инвестиционного проекта; СFinvest – инвестиции в году t (отток капитала); CF – (cash flow) денежный поток в году t (ожидаемый доход на вложенный капитал)2; (2 Данные для показателя ожидаемых доходов, то есть по заработной плате, можно использовать из исследований рекрутинговых агентств (http://www.superjob.ru/research/) или статистические данные Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/).) drate – (discount rate) норма доходности (ставка дисконтирования).

    В качестве ставки дисконта в данном случае можно применять, банковский процент для юридических и физических лиц, для бюджетных средств – долговые обязательства иностранных государств.

    Следует учитывать, что вышеуказанная формула включает два временных промежутка: текущую дату (дата инвестирования) и прогнозные значения дохода на вложенный капитал, а также прогнозные значения дополнительных инвестиций, приведенные к текущей стоимости. Оценка эффективности инвестирования в вуз с целью создания человеческого капитала охватывает три временных промежутка (рис. 2): 1) ретроспективный период – процесс инвестирования в создание человеческого капитала; 2) перспективный период – процесс отдачи на вложенный капитал; 3) текущую дату оценки.

    Рис. 2. Жизненный цикл «инвестиционного проекта»

    При этом логично выделить четвертый, постпрогнозный период времени (стоимость всех денежных потоков, которые могут быть получены с учетом реализации инвестиционного проекта по истечении планируемого периода), так как прогноз дохода конкретного человека до достижения пенсионного возраста ставит под сомнение достоверность полученной величины.

    С целью определения постпрогнозного значения используется модель Майрона Дж. Гордона:

    (2)

    где:CV – (continuing value) оценка в постпрогнозный период; CFtlast – денежный поток в первый год постпрогнозного периода, рассчитывается как произведение денежного потока в последний год прогнозного периода и предполагаемого темпа роста денежного потока в постпрогнозном периоде; g – ожидаемые долгосрочные среднегодовые темпы роста доходов в постпрогнозный период, планируются с учетом роста денежных потоков за последние два года прогнозного периода (в период их стабилизации).

    Оценить эффективность «инвестиционного проекта» на протяжении всего жизненного цикла, можно по формуле 3, где t, tlast – порядковый номер года в прогнозный (t) и постпрогнозный (tlast) период; m – количество лет инвестирования в зависимости от нормативных сроков освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования.

    (3)

    Аналогично применению различных видов денежных потоков в оценке стоимости бизнеса: CCF (денежный поток для всего инвестированного капитала), FCF (свободный денежный поток), ECF (денежный поток акционерного каптала) в данной модели также можно выделить денежные потоки по прямому и косвенному влиянию на ожидаемые доходы «инвесторов». Для государства прямым доходом является поступление налогов в бюджет, в данном случае налога на доходы физических лиц (НДФЛ), косвенным – влияние доходов населения на валовой внутренний продукт. Для физических лиц – очищенный доход (перечисленная заработная плата). Однако возникает проблема с использованием предельной и эффективной налоговой ставки в связи с отсутствием доступных входных данных и как следствие субъективная точка зрения на конечный показатель.

    Существенным недостатком методики является отсутствие возможности выявления положительных и отрицательных факторов как внутренних (процесс инвестирования и непосредственно интеллектуальные вложения вуза в создание человеческого капитала – будущего специалиста) так и внешних (вероятность трудоустройства, экономическая ситуация), влияющих на конечный показатель.

    Таким образом, применение стоимостного показателя может характеризовать в общем виде, качество подготовки специалиста и эффективность использования вложенных в образовательный процесс бюджетных и внебюджетных денежных средств по конкретному вузу.


    Источники:

    1. Федеральная целевая программа развития образования на 2006–2010 годы, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803 (ред. от 24.03.2008) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 2, 09.01.2006, №13, 31.03.2008.
    2. Жигалев Б.А. Педагогическая система качества образования в вузе: современное состояние и перспективы развития // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2009. – № 1.
    3. Приказ Рособрнадзора «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений» от 30 сентября 2005 г. № 1938 (ред. от 25.04.2008) // Российская газета, № 241, 27.10.2005, № 113, 28.05.2008.
    4. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования» // http://www.protect.gost.ru/document.aspx?control=7&baseC=6&page=0&month=1&year=2009&search=9001&id=174286.
    5. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995, ред. от 17.07.2009) // Российская газета, № 14, 24.01.1996, №133, 22.07.2009.
    6. Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 11.10.2006, ред. от 18.10.2007) // Российская газета №250, 08.11.2006, №237, 24.10.2007.
    7. Егорова Е.М., Гапоненко Н.Н. Предпринимательская деятельность государственного вуза: проблемы, пути решения // Советник бухгалтера в сфере образования и науки. – 2005. – № 3.
    8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993; с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. № 7, 21.01.2009.
    9. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 (ред. от 17.07.2009) // Российская газета, № 172 от 31.07.1992, №133 от 22.07.2009.
    10. Козырь Ю.В. Оценка клиентского и человеческого капитала // http://www.kopart.ru/pdf/9.pdf.
    11. Деева А.И. Инвестиции. – М.: Экзамен, 2005.

    Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:18:16