Инновационные подходы к управлению региональным представительством повышения финансовой грамотности студентов

Кашпаров Д.В.1, Толстель М.С.2
1 Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Россия, Калининград
2 Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова, Экономический факультет, Россия, Москва

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 2 (Апрель-июнь 2020)

Цитировать:
Кашпаров Д.В., Толстель М.С. Инновационные подходы к управлению региональным представительством повышения финансовой грамотности студентов // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 2. – С. 699-710. – doi: 10.18334/vinec.10.2.100912.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42936818
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Исследование методов управления региональными центрами финансовой грамотности являются актуальным и перспективным научным направлением, имеющим теоретическое и прикладное значение. Целью исследования является разработка инновационных подходов к управлению представительствами Федерального сетевого методического центра повышения квалификации преподавателей вузов и развития программ повышения финансовой грамотности студентов в регионах (ФСМЦ). В основе подходов - выявление, оценка и прогнозирование влияния факторов внешней и внутренней среды, которые сдерживают эффективность деятельности по направлениям взаимодействия ФСМЦ и его регионального представительства в вузах-партнерах. Авторами предложено использование сетевого планирования и управления процессом инновационных изменений в области реализации соглашений о сотрудничестве ФСМЦ с вузами-партнерами в регионах. Как показал анализ, потенциал повышения экономического эффекта от интеграции ФСМЦ с вузами-партнерами в регионе будет увеличиваться как за счет увеличения мероприятий внеучебной деятельности (ее доля остается значительно ниже, чем по другим приоритетным направлениям), так и благодаря углублению интеграции, которая позволит создать партнерские отношения региональному координатору ФСМЦ с другими вузами в регионе, что требует соответствующего институционального обеспечения

Ключевые слова: Федеральный сетевой методический центр повышения квалификации преподавателей вузов и развития программ повышения финансовой грамотности студентов (ФСМЦ); финансовая грамотность; управление; инновационные методы управления; сетевое планирование

JEL-классификация: I23, M10, Q15, R10

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Финансовая грамотность в регионах России, за последние несколько лет продвигаемая различными инструментами и участниками, дает определенные результаты, вызывающие интерес, в том числе и на уровне организационно-методического обеспечения. В обозначенном процессе определенное место занимают институциональные представители, как действующие на основе устоявшихся подходов к реализации проектов общенационального уровня, так и испытывающие варианты инновационных подходов в управлении современными вызовами регионального и общенационального развития. Стратегии социально-экономического развития России обуславливают необходимость продолжения и развития большинства программ, реализуемых в стране, среди которых программа повышения финансовой грамотности. Накоплен определенный опыт реализации задач, связанных с повышением финансовой грамотности различных категорий граждан, среди которых студенчество – ближайшее будущее экономически активной части населения страны. Обозначенные аспекты в первую очередь обуславливают актуальность вопросов, связанных с применением новых подходов к управлению задачами, связанными с повышением финансовой грамотности студентов образовательных учреждений высшего образования.

1. Мониторинг результатов деятельности процесса подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов региона по работе с образовательными программами, учебно-методическими и информационными материалами по финансовой грамотности

Оценке уровня финансовой грамотности населения последние несколько лет в России уделяется пристальное внимание. Утвержденный в 2018 году «План мероприятий («дорожная карта») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 годы» [1] затрагивает различные целевые аудитории, в том числе студентов высших учебных заведений.

Федеральный сетевой методический центр повышения квалификации преподавателей вузов и развития программ повышения финансовой грамотности студентов (ФСМЦ), открытый на базе экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, отвечает за реализацию отдельных элементов плана. «Основными задачами ФСМЦ являются повышение квалификации преподавателей вузов, организация мониторинга законодательства и институциональной среды, подготовка и обновление учебных и методических материалов, поддержка сети академического взаимодействия по вопросам повышения финансовой грамотности студентов» [2].

К 2020 году ФСМЦ с 29 вузами России заключены соглашения о сотрудничестве в области повышения финансовой грамотности студентов региона [3]. «Совместное партнерство позволяет повышать квалификацию преподавателей региона и разрабатывать программы дисциплин, направленных на повышение финансовой грамотности студентов вузов региона» [4] (Kashparov et al., 2019). В каждом вузе-партнере ФСМЦ определен региональный координатор, отвечающий за реализацию соглашения. Партнерское сотрудничество ФСМЦ с региональными вузами-партнерами не нацелено только на деятельность одного конкретного вуза региона. Подобное сотрудничество в области содействия повышению финансовой грамотности студентов посредством оказания консультационно-методической и информационно-аналитической поддержки предполагает взаимодействие со всеми вузами региона, в котором находится вуз - партнер ФСМЦ через регионального координатора. Основными направлениями сотрудничества ФСМЦ с вузами-партнерами в регионах являются:

1) подготовка и повышение квалификации преподавателей вузов по вопросам реализации программ повышения финансовой грамотности студентов образовательных организаций высшего образования;

2) разработка программ учебных дисциплин для студентов образовательных организаций высшего образования, способствующих овладению компетенциями в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотностью;

3) изучение распространения лучших практик разработки и реализации учебных дисциплин в области финансовой грамотности;

4) предоставление информационных, консультационно-методических и иных услуг российским образовательным организациям высшего образования, органам управления образования и иным заинтересованным организациями по вопросам повышения финансовой грамотности студентов;

5) мониторинг результатов деятельности процесса подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов по работе с образовательными программами, учебно-методическими и информационными материалами по финансовой грамотности.

Порядок изложенных направлений носит весьма условный характер. Важно понимать, что они порождают соответствующие задачи и необходимость управления деятельностью регионального представительства ФСМЦ. Обозначенные направления реализуются в регионах с разной степенью эффективности (табл.).

Таблица

Информация о количестве проведенных мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности студентов, с участием региональных координаторов ФСМЦ (июнь - ноябрь 2019 г.)


Регион
Количество мероприятий
Количество человек
1
Санкт-Петербург и Ленинградская область
6
107
2
Архангельская область
12
974
3
Приморский край
10
625
4
Алтайский край
13
585
5
Красноярский край
14
1082
6
Краснодарский край
15
903
7
Ставропольский край
55
6091
8
Саратовская область
9
911
9
Новосибирская область
14
1610
10
Воронежская область
19
1054
11
Республика Татарстан
10
566
12
Волгоградская область
17
605
13
Томская область
18
2011
14
Свердловская область
15
1512
15
Калининградская область
6
396
16
Иркутская область
12
726
17
Кабардино-Балкарская Республика
4
66
18
Орловская область
14
1050
19
Пермский край
15
565
20
Ростовская область
18
825
21
Смоленская область
7
111
22
Тюменская область
16
1074
23
Хабаровский край
31
3805
24
Республика Башкортостан
5
247
25
Астраханская область
3
77
26
Москва и Московская область
9
622
27
Омская область
3
105
28
Нижегородская область
3
338
29
Удмуртская республика
4
130
30
Челябинская область
3
170
ИТОГО:
30 регионов
380 мероприятий
28 943 человека
Источник: отчеты региональных координаторов ФСМЦ

Анализ деятельности региональных координаторов ФСМЦ выявил ряд основных барьеров, сдерживающих реализацию программ повышения финансовой грамотности студентов образовательных организаций высшего образования:

1) на федеральном уровне:

- отсутствие в ФГОС ВО универсальной компетенции, отражающей необходимость повышения финансовой грамотности.

В связи с отсутствием образовательных стандартов (ФГОС3++) (кроме направления «Спорт») с закрепленной универсальной компетенцией «Экономическая культура, в т.ч. финансовая грамотность» в некоторых вузах по инженерно-техническим направлениям подготовки сокращаются часы преподавания экономики, учебно-методические управления (отделы) вузов не рассматривают необходимость переделывать учебные планы, чтобы включить новую дисциплину. Без этого преподаватели не готовы менять содержание учебных дисциплин, а также организовывать участие студентов во внеучебных мероприятиях;

2) на региональном уровне:

- в большинстве случаев отсутствует единая областная программа, координирующая проведение региональных мероприятий;

- не создан единый информационный портал мероприятий по финансовой грамотности (внеучебная деятельность);

- отказ от участия в программе повышения квалификации преподавателей отдельных вузов (внутрирегиональная конкуренция на образовательном рынке);

3) на уровне образовательных организаций высшего образования:

- нежелание разработчиков собственных образовательных стандартов (в вузах, имеющих такое право) и образовательных программ включать дисциплины по финансовой грамотности в «ущерб» дисциплинам направления и профиля;

- неготовность учебно-методических управлений и отделов вузов вносить коррективы в учебные планы;

- преподаватели не готовы к изменению содержания (обновлению) рабочих программ дисциплин, проведению внеучебных мероприятий.

Одним из вузов - партнеров ФСМЦ является Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (БФУ им. И. Канта), в числе первых присоединившийся к партнерскому взаимодействию с ФСМЦ. Аналогично в рамках анализа эффективности деятельности регионального координатора по реализации каждого из обозначенных направлений сотрудничества были выявлены региональные особенности:

В рамках первого направления при запланированном количестве в 40 преподавателей (для Калининградской области) в первой группе успешно завершили повышение квалификации более 50 преподавателей региона. Сегодня все больше новых преподавателей вузов участвуют в программе повышения квалификации на базе ФСМЦ, их общий объем уже вдвое превысил первоначальную квоту. Организация процесса набора слушателей, подготовка практических работ в on-line формате, итоговая аттестация выявили свои сложности и особенности управления.

Работа по второму направлению сотрудничества началась еще в рамках первого направления. В вузах региона, принимающих активное участие в направлениях сотрудничества с ФСМЦ (неучастие отдельных вузов – отдельная управленческая проблема), разработаны программы дисциплин, направленные на повышение финансовой грамотности студентов. Основная проблема – разный уровень реализации самих программ на практике.

Третье направление реализуется в форме региональных (кустовых) семинаров преподавателей региона. Ключевой проблемой при их организации является сдержанный характер активности потенциальных участников, одной из причин которого является внутрирегиональная конкуренция на образовательном рынке.

Деятельность регионального координатора ФСМЦ в Калининградской области в рамках четвертого направления деятельности более успешна:

– ежегодное участие студентов региона в Олимпиаде по финансовой грамотности (Всероссийский конкурс), проводимой экономическим факультетом МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках Проекта Министерства финансов РФ и Всемирного банка;

– эффективное взаимодействие с Региональным центром финансовой грамотности, успешно функционирующим при поддержке Министерства финансов Калининградской области, отделения Центрального банка по Калининградской области, образовательных учреждений всех уровней, общественных организаций региона; помощь Центральной библиотечной системы в части проведения мероприятий по финансовой грамотности;

– участие в конференции Гданьского университета в Польше вызвало интерес к содержательным и организационно-методическим мероприятиям, проводимым ФСМЦ в целом и в Калининградской области в частности как приграничной с Польшей территорией.

Мониторинг результатов деятельности процесса подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов по работе с образовательными программами, учебно-методическими и информационными материалами по финансовой грамотности в рамках пятого направления подтверждает выявленные барьеры, сдерживающие реализацию программ повышения финансовой грамотности студентов образовательных организаций высшего образования на всех уровнях. Важно выделить неготовность участвовать в этом процессе всех вузов Калининградской области.

Успех по направлениям необходимо развивать, как и разрешать проблемные аспекты, внося соответствующие коррективы, в т.ч. инновационного характера, в структуру организации и процесс управления региональным представительством ФСМЦ повышения квалификации преподавателей вузов и развития программ повышения финансовой грамотности студентов.

2. Инновационный подход к управлению региональным представительством ФСМЦ повышением квалификации преподавателей вузов и развитием программ повышения финансовой грамотности студентов

Категория «инновация» изучена и представлена множеством авторов. По мнению Шумпетера, «инновация – любое возможное изменение, которое происходит по причине использования новых или усовершенствованных решений технического, технологического, организационного характера» [7]. Относительно более современная трактовка Молчановой С.М. и Лосева К.В. определяет инновацию как «нововведение или такое ведение способа менеджмента и управления, которое организация никогда до этого не применяла» [8] (Molchanova, Losev, 2019). Инновационное управление – инновационный менеджмент, в контексте данного определения это способ, который ранее не применялся. Гэри Хэмел характеризует инновации в сфере управления как «отход от традиционных принципов управления, процессов и методик, значительно изменяющий принцип работы менеджеров» [9]. Представленные две стороны охарактеризуем как крайние позиции, «способ управления ранее не применялся» - «отход от традиционных принципов управления». Промежуточные позиции, соединение относительно отличающихся точек зрения могут обусловить свой синергетический эффект и характеризоваться как инновационные подходы к управлению.

Обращение к инновационным методам управления различными процессами в определенной сфере становится все более актуальным по ряду причин, одной из которых является усиливающийся дисбаланс в территориальном развитии, обусловленный региональными различиями, как в ресурсном обеспечении, так и в эффективности управления. «Современные социально-экономические преобразования на уровне регионов и страны заставляют участников искать пути и средства поступательного, эффективного и сбалансированного развития, обеспечивающих, с одной стороны, реализацию текущих задач, стоящих перед регионами как составными частями страны, с другой – закладывать предпосылки, возможности для будущего рывка в развитии» [6] (Molchanova, Losev, 2019). Изменения в социально-экономических процессах и методах управления ими происходят с возрастающей скоростью, когда использование известных и отработанных схем не всегда ведет к результатам, получение которых было возможно и эффективно при других условиях. Использование нового инструментария управления зачастую неизбежный выбор для обеспечения конкурентоспособности и соответствия происходящим переменам всех участников территориального развития.

Как показал анализ, воплощение Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017–2023 годы в части деятельности ФСМЦ в регионах, с учетом существующих результатов и проблем управления, требует использования как относительно, так и принципиально новых инструментов, моделей и подходов в управлении. Формы и системы организации инновационного управления могут быть различны, исходя из условий, целевых установок и прочих параметров.

В рамках обозначенных направлений сотрудничества ФСМЦ с вузами-партнерами и возникающих в этом процессе проблем, придерживаясь промежуточных позиций в определении инновационного управления, предложим следующие организационно-методические мероприятия, повышающие эффективность направлений сотрудничества и способствующие разрешению проблем управления результатами этого сотрудничества:

1) Постановка конкретных задач функционирования регионального вуза - партнера ФСМЦ как центра развития финансовой грамотности студентов в регионе.

2) Организация и проведение ФСМЦ организационно-методических семинаров по вопросам финансовой грамотности студентов на постоянной (не менее 2 раз в год) основе.

3) Создание и организация деятельности региональным координатором рабочих групп из числа преподавателей (представителей всех вузов, представленных в регионе) и других заинтересованных лиц по организационно-методическим вопросам финансовой грамотности студентов.

Важным представляется создание внутрирегиональной сети с соответствующим синергетическим эффектом из представителей всех вузов региона, курирующих вопросы финансовой грамотности в своем вузе. С одной стороны, это позволит обмениваться лучшими практиками реализации программ (учебных и внеучебных) повышения финансовой грамотности студентов. С другой – выработка совместных решений проблем низкого уровня финансовой грамотности студентов региона.

1) Создание и организация деятельности рабочей группы из числа студентов всех вузов, представленных в регионе, как актива для проведения внеучебных мероприятий и работы по повышению финансовой грамотности студенчества. Локомотивом внедрения финансовой грамотности в вузах становятся преподаватели и студенты экономических факультетов, которые приглашают студентов других факультетов на проводимые на базе первых мероприятия (лекции представителей финансовых структур, совместные экскурсии в субъекты финансового сектора экономики, предприятия). В число участников команд различных конкурсов оптимально включать представителей разных факультетов.

2) Формирование цифровой информационной системы для студентов и преподавателей, позволяющей осуществлять коммуникационное онлайн взаимодействие, предлагающее информационные источники, онлайн обучение и ссылки на информационные ресурсы по финансовой грамотности с учетом региональных особенностей. Исходя из принципов актуальности и своевременности, такая система должна стать консультантом-помощником по всем аспектам финансовой грамотности студентов.

3) Выработка механизма систематического повышения квалификации преподавателей с учетом как содержательных, так и организационно-методических изменений в управлении процессом повышения финансовой грамотности студентов региона.

4) Проведение ФСМЦ межрегионального ежегодного конкурса инновационных методик повышения финансовой грамотности студентов среди преподавателей регионов.

5) Проведение региональных мероприятий (не менее 2 раз в год), способствующих обмену организационно-методическими подходами, взглядами и предложениями между сторонами процесса повышения финансовой грамотности студентов - «преподаватель-студент» - и, как следствие, выработка новых механизмов управления региональным представительством ФСМЦ.

Характеристика процесса взаимодействия региональных представительств с ФСМЦ и выработка предложений в части управления партнерским взаимодействием создадут основу для формирования «портфеля инновационных идей» управления и, как следствие, повышение потенциала развития в части решения как существующих, так и новых целей и задач в контексте предмета взаимодействия.

Используем метод инновационного менеджмента – «сетевого планирования и управления» в формировании процесса инновационных изменений в управлении ФСМЦ. Данный метод обуславливает необходимость осуществления ряда предлагаемых программных мероприятий. Расчет продолжительности и стоимости работ по ним может быть осуществлен на основе сетевой модели (рис.).

Вместо с тем необходимо отметить, что решение обозначенных проблем реализации программ повышения финансовой грамотности студентов образовательных организаций высшего образования исключительно на региональном уровне невозможно. Предложенный инновационный подход к управлению региональным представительством ФСМЦ повышением квалификации преподавателей вузов и развитием программ повышения финансовой грамотности студентов является необходимым, но недостаточным условием повышения уровня финансовой грамотности студентов вузов в регионе. Важным фактором повышения финансовой грамотности студентов является принятие ФГОС ВО, содержащих универсальную компетенцию в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности.

Источник: составлено авторами

Заключение

Авторами предложено использование сетевого планирования и управления процессом инновационных изменений в области реализации соглашений о сотрудничестве ФСМЦ с вузами-партнерами в регионах.

Как показал анализ, потенциал повышения экономического эффекта от интеграции ФСМЦ с вузами-партнерами в регионе будет увеличиваться как за счет увеличения мероприятий внеучебной деятельности (ее доля остается значительно ниже, чем по другим приоритетным направлениям), так и благодаря углублению интеграции, которая позволит создать партнерские отношения региональному координатору ФСМЦ с другими вузами в регионе, что требует соответствующего институционального обеспечения.


Источники:

1. План мероприятий («дорожная карта») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 годы http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314171/ (дата обращения: 27.01.2020).
2. Сайт ФСМЦ https://fingramota.econ.msu.ru/about/ (дата обращения: 27.01.2020).
3. Партнеры ФСМЦ https://fingramota.econ.msu.ru/partners/ (дата обращения: 27.01.2020).
4. Кашпаров Д.В., Пурыжова Л.В., Дрок Т.Е., Кохан А.Н. Аспекты повышения финансовой грамотности студентов в процессе обучения инновационному предпринимательству. Сборник «Управление инновациями: вызовы и возможности для отраслей и секторов экономики» Под ред. А.В. Сербулова. Калининград, 2019. Издательство: Издательство Балтийского федерального университета им.И.Канта. С 125-132.
5. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 2008. – 400 c.
6. Молчанова С.М., Лосев К.В. Влияние инноваций на конкурентоспособность выпускаемой продукции. Вопросы инновационной экономики, Том 9 № 4 Октябрь-декабрь 2019. С 1373-1381.
7. Открытая школа бизнеса. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.obs.ru/article/91/. (дата обращения 28.01.2020)
8. Кашпаров Д.В., Кочин М.С. От тренинга стартапа как инструмента обучения разработке инноваций к инновационной экономике региона и страны. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 4. С. 52-59

Страница обновлена: 07.12.2023 в 17:17:20