Совмещение учебы студентов с работой – путь к профессии?

Михайлова Н.К.1, Яркова Т.А.1
1 Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Кемеровский государственный университет, Россия, Новокузнецк

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 2 (Апрель-Июнь 2019)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=39161538
Цитирований: 15 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В данной статье на основе анализа результатов исследования 2018 гг. выясняется влияние совмещения студентами учебы и работы на формирование профессиональных компетенций по выбранной профессии. Были определены мотивы совмещения, отраслевая структура трудовой занятости студентов, ее соответствие направлению подготовки в вузе и будущей профессии, влияние на формирование профессиональных компетенций. В ходе исследования совмещения учебы и работы студентами сочетались количественные и качественные методы сбора и анализа информации. Установлено, что студенты связывают свою работу в организациях не только с материальными, но и профессиональными мотивами - приобретение практического опыта, трудового стажа, повышение конкурентоспособности на рынке труда после окончания вуза. В случае соответствия сферы занятости и будущей профессии, подобное совмещение может рассматриваться в качестве самостоятельного этапа в профессиональной карьере, в ходе которого формируются как общепрофессиональные, так и профессиональные компетенции. Во всех остальных случаях, жизненный опыт трудовой деятельности в коллективе, в современных организациях оказывается весьма полезным, когда речь идет об отдельных общекультурных и общепрофессиональных компетенциях, повышает шансы на трудоустройство и облегчает процесс адаптации после окончания вуза. Авторы приходят к выводу, что вузам следует адаптировать свою образовательную деятельность к росту совмещения студентами учебы и работы, требованиям рынка труда. При принятии решения о переходе на индивидуальный учебный график для работающих студентов, учитывать сферу занятости, содержание работы, ее соответствие будущей профессии, сохраняя при этом образование в качестве главной цели, а занятость - второстепенной.

Ключевые слова: карьера, адаптация, профессиональные компетенции, мотивы, профессия, занятость студентов, совмещение работы и учебы

Источники:

Труд и занятость в России - 2017. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_36/Main.htm ( дата обращения: 22.04.2019 ).
Рынок труда, занятость и заработная плата. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages ( дата обращения: 22.04.2019 ).
3. Тихомирова А.М., Мылтасова О.В. Роль вторичной занятости студентов в формировании трудовых компетенций // Московский экономический журнал. – 2018. – № 4. – С. 25.
4. Рощин С.Ю., Рудаков В.И. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов // Вопросы образования. – 2014. – № 2. – С. 152-179. – doi: 10.17323/1814-9545-2014-2-152-179 .
5. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Тенденции совмещения трудовой деятельности и учебы в вузе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2018. – № 6(32). – С. 174-177.
Апокин А., Юдкевич М. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда. Ispu.ru/. [Электронный ресурс]. URL: http://ispu.ru/files/VoprEconomik-6-2008.pdf ( дата обращения: 20.04.2019 ).
Правоторов В. Студенческая занятость. Examen.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.examen.ru/main2/news_and_articles ( дата обращения: 20.04.2019 ).
8. Локтюхина Н.В. О направлениях государственной политики по содействию в трудоустройстве выпускников вузов // Право и образование. – 2009. – № 11. – С. 32-39.
9. Иванова И.Н. Молодежный рынок труда в контексте социальной политики // Высшее образование в России. – 2010. – № 2. – С. 63-69.
10. Михайлова Н.К. Занятость студентов и ее роль в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2012. – № 1(49). – С. 269-271.
11. Яркова Т.А., Михайлова Н.К. Занятость студентов на рынке труда: «старые» или новые тенденции? // Экономика труда. – 2019. – № 1. – С. 587-598. – doi: 10.18334/et.6.1.39880.
12. ФилоненкоВ. И., Скачкова Л.С., Филоненко Ю.В. Занятость студентов во время обучения в вузe // Социологические исследования. – 2018. – № 9(413. – С. 135-140. – doi: 10.31857/S013216250001970-0 .
13. Михайлова Н.К., Яркова Т.А. Экономические проблемы студенчества в современных условиях // Научное обозрение. – 2016. – № 14. – С. 182-185.
Работа в Новокузнецке, вакансии в Новокузнецке, поиск работы в Новокузнецке. Novokuznetsk.hh.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://novokuznetsk.hh.ru ( дата обращения: 16.01.2019 ).
15. Забелина О.В., Майорова А.В., Матвеева Е.А., Сафонов А.С. Новые формы занятости в российской экономике как объект государственного регулирования // Экономика труда. – 2018. – № 2. – С. 419-432. – doi: 10.18334/et.5.2.39202 .
Бондаренко Н.В. и др. Российская молодежь: образование и наука. / Словарь или справочник. - М.: НИУ ВШЭ, 2017. – 72 с.
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования. Направление подготовки 38.03.01 Экономика. Skado.dissw.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://skado.dissw.ru/edprogramdescriptionfile/1201 ( дата обращения: 22.04.2019 ).

Страница обновлена: 07.09.2025 в 18:00:21

 

 

Combining students' studies with work – the way to the profession?

Mikhaylova N.K., Yarkova T.A.

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 6, Number 2 (April-June 2019)

Citation:

Abstract:
In this article, based on the analysis of the results of the study of 2018, the influence of combining students' study and work on the formation of professional competencies in the chosen profession is revealed. The motives of combining, the sectoral structure of employment of students, its compliance with the direction of training at the university and future profession, the impact on the formation of professional competencies were determined. During the study of combining study and work students combined quantitative and qualitative methods of collecting and analyzing information. It is established that students associate their work in organizations not only with material, but also professional motives - the acquisition of practical experience, work experience, improving competitiveness in the labor market after graduation. In case of correspondence of the sphere of employment and future profession, such combination can be considered as an independent stage in professional career, during which both General professional and professional competences are formed. In all other cases, the life experience of working in a team, in modern organizations is very useful when it comes to individual cultural and professional competencies, increases the chances of employment and facilitates the process of adaptation after graduation. The authors come to the conclusion that universities should adapt their educational activities to the growth of students ' combination of study and work, the requirements of the labor market, and when deciding on the transition to an individual training schedule for working students, take into account the scope of employment, the content of work, its compliance with the future profession, while maintaining education as the main goal, and employment - secondary.

Keywords: adaptation, professional competence, motives, profession, employment of students, combination of work and study, career