Роль научно-образовательного комплекса в инновационно-технологическом развитии на основе менеджмента качества
Феклистов И.Ф.1
1 Научно – производственное объединение «Реинжиниринг»
Скачать PDF | Загрузок: 12
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 12 (Декабрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=59997308
Аннотация:
Настоящее исследование посвящено роли научно – образовательного комплекса в инновационно-технологическом развитии на основе менеджмента качества. Аргументируется взаимосвязь экономического роста и повышения роли образования. В настоящей статье с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрены системы этапов новшеств, включающие инновационные идеи, методики и осуществленные инновации. В результате проведенных исследований определена важность развития научно – образовательных комплексов, создаваемых в системе высшего образования. В силу объективных и субъективных факторов число научно – исследовательских институтов, конструкторских и проектных организаций, выполнявших научные исследования и разработки, из года в год сокращается. Поэтому необходимо повышать роль научно – образовательных комплексов, формируемых образовательными организациями высшего образования, находящихся под их контролем, либо ассоциированных с ними научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, промышленных холдингов и предприятий, колледжей, профессионально – технических училищ, школ, экспериментальных станций, клиник, лабораторий. Очень важно, чтобы государство привлекло внимание крупного бизнеса к науке, создало выгодные условия через налоговые льготы для вложения средств. Исследования показали, что бизнес не стремится финансировать науку, и её поисковую, фундаментальную часть. Бизнес проявляет интерес лишь когда видит, что уже кто – то сделал коммерчески успешный продукт, который вызвал интерес у рынка.
Ключевые слова: научно – образовательные комплексы, менеджмент качества, образование, научные исследования и разработки, программы инновационно - технологического развития
JEL-классификация: I21, I23, I25, I26, I28
Введение
Емкий национальный рынок России, традиционно сильные научные школы и высокий образовательный уровень инженерных кадров, формирует необходимые предпосылки для создания прорывных технологий и осуществление радикальных нововведений в технологическом развитии. Эффективность развития экономики, ориентированной на инновационный тип, определяется не только достигнутым уровнем развития науки и промышленности, но и состоянием системы образования.
Исследования показывают, что система образования сегодня претерпевает серьезные изменения, вызванные несколькими особенностями, такими как:
— быстрым обесцениванием суммы научных знаний и технологических навыков, полученных ранее;
— интеллектуализацией производства;
— непрерывно меняющейся экономический конъюнктурой.
В современных условиях методы и технологии обучения не отвечают новым требованиям, которые были в большей степени ориентированы на загрузку памяти, чем на развитие творческих способностей и периодическую подготовку.
Сегодня растет понимание невозможности существования самостоятельного механизма реализации достижений в инновационном технологическом развитии в отрыве от системы образования. Как подчеркивает профессор Максимцев И.А., переход нашей страны на путь инновационного развития предполагает не только коренное инновационно – технологическое перевооружение отраслей экономики, но и инновационное образование, поскольку научные знания предстают как непрерывной поток инноваций. [2, с.19]
Сегодня одной из серьезных проблем отечественной экономики является инновационная инерция общества. В стратегии инновационного развития России отводится значительная роль динамичному и широкому развитию инновационных процессов научно – образовательных комплексов, сформированных на основе организации высшего образования. Научно – образовательные комплексы интегрируют в себе, независимо от источников финансирования и правового статуса, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, промышленные холдинги и предприятия, а также школы, колледжи, профессиональные училища, экспериментальные станции, клиники, лаборатории, организации дополнительного образования. Научно – образовательные комплексы являются важным источником развития и реализации инноваций, принципиально новым видом высшего учебного заведения, сочетающего в себе не только функции образовательного центра, но и функции центра по развитию науки, технологий и научных знаний. Это особенно важно сегодня, когда ассигнования на научные исследования и разработки еще недостаточны со стороны бизнеса. Разгосударствление и приватизация бывших научно – исследовательских организаций в конце 90 -х г., к сожалению, не дало ожидаемого эффекта поскольку заказ от промышленности на исследования и разработки практически свелся к нулю. Несмотря на постановку государственной задачи перехода страны на инновационный путь развития, разработку концепции научно – технической и инновационной политики, в системе научно - исследовательской деятельности застой еще не преодолен. Научно – образовательные комплексы могут поспособствовать преодолению этого застоя. Вместе с тем, численный контингент исследований и научных разработок преимущественно сосредоточен из числа докторов наук, кандидатов наук и преподавателей с большим опытом исследовательской работы. Формирование долговременной эффективной программы развития инновационно – технологического развития страны. Обеспечить коренное научно – технологическое перевооружение отраслей экономики, а также инновационное образование, поскольку научные знания предстают как непрерывный поток инноваций.
Развитие инновационной активности организаций
Проведенные исследования показывают, что уровень инновационной активности организаций за последнее десятилетие растет незначительно. Если в 2019 году он составлял -9,1%, то в 2021 – 11.9%. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в общем числе обследованных организаций, также растет незначительно. Если в 2019 году удельный вес составлял – 21,6%, то в 2020 – 23%, и в 2021 – 23%. [5, с.509]
Незначительно растет объем инновационных товаров, работ, услуг. Если в 2020 г. он составлял – 5 189,0 млрд. руб., то в 2021 г. он составил – 6 003,3 млрд. руб. [5, с.509]
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг также снижается. Если в 2019 г. он составил – 3,9%, то в 2021 – 5,0%. И
Незначительно растут затраты на инновационную деятельность организаций. В 2020 г. они составили – 2 134,0 млрд. руб., в 2021 г. – 2 379,7 млрд. руб. Снижается удельный вес затрат на инновационную деятельность организаций в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг в 2020 г. -2,3%, в 2021 г. – 2,0%. [5, с.509]
Уровень инновационной активности организаций составил всего в 2020 году -10,8%, в 2021 году – 11,9%. Из них деятельность в сфере коммуникаций в 2020 г. – 13,1%, 2021 г. – 12,7%. Деятельность организаций в области информационных технологий в 2020 г. – 10,2%, в 2021 г. – 8,0%. Не растет уровень инновационной активности организаций в деятельности научных исследований и разработок. Если в 2019 г. он составлял 51,3%, то в 2021 г. – 47,5%. В профессиональной научной и технической деятельности уровень инновационной активности составил в 2020 г. -8,8%, то в 2021 г. – 9,3%. [5, с.510]
Удельный вес организаций, осуществляющий технологические инновации в общем числе обследованных организаций, составил всего: в 2020 г. – 23,0%, в 2021 г. – 23,0 %. Из них, в деятельности в сфере коммуникаций, в 2020 г. – 19,4%, в 2021 г. – 18,1%. В разработке компьютерного программного обеспечения удельный вес организаций составил в 2020 г. – 23,0%, в 2021 г. – 23,2%. [5, с.511]
Деятельность организаций, проводивших научные исследования и разработки составила, в 2020 г. – 80,1%, в 2021 г. – 78,7%. [5, с.515]
Удельный вес затрат на инновационную деятельность в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг по видам экономической деятельности за последние годы снижается, если в 2019 году он составил 2,1%, то в 2021 году -2,0%. [5, с.516]
Удельный вес затрат на разработку компьютерного программного обеспечения составил в 2019 г. – 4,7%, в 2021 г. – 3,8%. В научных исследованиях и разработках в 2019 г. – 37,2%, в 2021 г. – 32,2%. В деятельности в области информационных технологий в 2019 г. – 3,1%, в 2021 г. – 1,7% [5, с.516]
Анализ показывает, что из года в год сокращается число организаций, выполнявших исследования и разработки. Так число этих организаций в 2021 году сократилось, по сравнению с 2000 годом в 1,65 раза. Число конструкторских организаций за этот период сократилось в 1,36 раза. Число проектных и проектно-изыскательских организаций сократилось в 6,54 раза. [5, с.497]
Число организаций, выполнявших исследования и разработки в предпринимательском секторе деятельности, сократилось в 2021 году в 1,6 раза. [5, с.497]
Важнейшим показателем инновационно – технологического развития являются кадры науки. Так численность персонала, занятого исследованиями и разработками, из года в год сокращается. В 2021 году по сравнению с 2000 годом произошло сокращение в 1,3 раза. При этом число исследователей сократилось за этот период в 1,4 раза. [5, с.498]
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками за этот период в государственном секторе деятельности сократилась на 11%, в предпринимательском секторе деятельности сокращение произошло в 1,7 раза. [5, с.498]
По областям науки численность исследователей сократилось за этот период в 1,3 раза. Сокращение произошло, в том числе, и в технической области науки в 1,4 раза. Сократилось число исследователей - докторов наук в 2021 году по сравнению 2010 г. почти на 10%. Сокращение численности докторов наук в технической области в 1,2 раза. [5, с.499]
Из года в год происходит сокращение численности исследователей – кандидатов наук. В 2021 г. по сравнению с 2000 г. произошло сокращение в 1,2 раза. В области технических наук сокращение произошло в 1,6 раза. [5, с.499]
Важным показателем является численность исследователей по возрастным группам. Из года в год снижается число исследователей до 29 лет. В 2021 г. по сравнению с 2010 г. их число сократилось в 1,3 раза, докторов наук - исследователей сократилось в 3,7 раза, кандидатов наук сократилось в 3 раза. При этом выросла число докторов наук – исследователей в возрасте 70 лет и старше на 7%. [5, с.499]
У нашей промышленности, в отличии от стран Запада, в Японии, Южной Корее, Китае, зачастую нет заинтересованности в скорейшем внедрении каких-либо новаций. Так завод или фабрика в России выпускает свою продукцию, выполняет свои планы, и разработка чего-то нового им не очень экономически интересна. В западных же фирмах, очень жесткая конкуренция, а значит есть заинтересованность выбрасывать на рынок все новую инновационную продукцию, обладающую все новыми и новыми характеристиками. [4, с.87]
Исследования показывают, что российских ученых очень активно приглашают на Запад и они едут туда со своими изобретениями. Там для российских ученых созданы для занятий научными исследованиями комфортные условия, с точки зрения обеспечения необходимыми материалами. Они более мотивированы для проведения научно- технологических экспериментов.
Очень немаловажный аспект в том, что российские ученые за рубежом получают в разы выше зарплату, чем в России. Думается, что для того, чтобы наши лучшие ученые – исследователи не уезжали за рубеж, можно устранить вышеперечисленные причины их иммиграции. Президент РФ заверил молодых ученых, что вопрос с зарплатой будет решен в ближайшее время, а также организована льготная жилищная ипотека.
Так на встрече Президента РФ В. Путина с молодыми учеными в космическом центре г. Королеве в конце октября 2023 года, в своем выступлении молодой ученый заявил «что в этом центре в последнее время уволилось значительное количество молодых ученых из-за низкой заработной платы и нерешенных жилищных проблем. Так зарплата молодого ученого ниже зарплаты курьера на рынке».
Современные наукоемкие информационные технологии проникают во все отрасли производства и ломают сложившиеся профессионально – квалификационные структуры не только в промышленности, но и в сфере управления, в сфере услуг и др. [7, с.117]
Инвестирование научного инновационно – технологического развития
Внутренние затраты на исследования и разработки из средств федерального бюджета в 2010 г. составили 68%, в 2021 г. – 64%. [5, с.500]
Внутренние затраты на исследования и разработки за счет средств организаций предпринимательского сектора составили в 2010 г. – 16%, то в 2021 г. – 13%. [5, с.502]
Автор статьи был приглашен в июне 2023 года Правительством Китая, выступить с докладом на международном экономическом форуме в г. Пекине. После форума в течении 10 дней автор статьи посетил несколько университетов и научных учреждений, занимающихся разработкой и производством микроэлектроники. После многочисленных встреч, проведенный автором анализ, позволил сделать вывод о том, что умение выжимать максимум из минимума и есть показатель высокоэффективности китайского менеджмента. Сразу же задаешься вопросом, почему это не работает у нас в России?
Дело в том, что в России крупный бизнес, как правило, ориентировался и ориентируется, к сожалению, и сейчас, на завоевание определенной доли рынка. Крупные же китайские компании, в том числе и частные, не ограничиваются лишь китайским рынком, а постоянно стремятся предать своей компании более глобальный масштаб. При этом китайские компании направляют максимальное внимание на новые разработки и тогда свою выручку используют, в отличии от российских компаний, не на приобретение дорогостоящих яхт, пароходов, дорогой недвижимости в Лондоне, Риме и других городах, а на новые разработки, порой до 20-30% от выручки. Анализ показывает, что значительная часть исследовательских структур китайских компаний создавалась за рубежом, что позволяет увидеть там для себя новые технологические разработки и переносить их в Китай.
В Российской Федерации, к сожалению, иные цели у бизнеса – это максимальное извлечение прибыли. Нередко финансовые потоки оседали в офшорах, а на финансирование инновационных технологий и подготовку научно – исследовательских кадров, бизнес средства не выделяет. Не доходят руки у бизнеса до выпускников научно – образовательных комплексов, особенно технических. Их техническое образование зачастую оказывается не востребованным. В результате, часто, подготовленные выпускники инженерных специальностей, идут в продавцы, охранники, курьеры. Немало таких которые уезжают из страны в поисках применения приобретенных инженерных знаний.
Полагаем, что источником инвестирования в научном инновационно – технологическом развитии страны могут быть средства российских предприятий. По заявлению академика РАН А. Агангебяна «сейчас у них более 400 млрд. долларов лежат в офшорах». По оценке западных экспертов в России 110 миллиардеров, хотя годом ранее было 88, а их общее состояние выросло за последний год с 320 до 474 млрд. долларов. Россия занимает пятое место в мире по числу миллиардеров. [1, с.12]
Очень слабо пока учувствует в развитии экономики банковская система, хотя банковские активы в России составляют 120 трлн. рублей, но банковская система занята не развитием экономики в России, а самообогащением. Если государство заинтересует всех перечисленных миллиардеров вкладывать средства в свою страну, то Россия могла бы получить триллионы рублей, для инвестиций в развитие технологического суверенитета. [1, с.12]
Анализ показывает, что в России в 2023 году сокращены реальные расходы на науку и исследования. Так по государственной программе «Научно – технологическое развитие РФ» в 2023 году, общая сумма финансирования составит 1,2 трлн. руб., из неё 550 млрд. рублей пойдут на научные исследования и разработки. То есть российская наука в этом году получит от государства менее 1% ВВП.
Исследования показывают, что Израиль по оценке ООН, на данные цели тратит 5,1% ВВП, Швеция, Бельгия и США по 3,5% ВВП. Более того, уже свыше трети века в нашей стране на развитие науки, образования, здравоохранения и культуры выделяется в два раза меньше финансирования в долях ВВП. [10, c.45]
Проведенные исследования показывают, что высококлассные специалисты уезжают в другие страны для работы в высокотехнологичных отраслях промышленности, чтобы молодому перспективному ученому - инженеру реализовать себя. Полагаем, чтобы исправить такое положение необходимо увеличить финансирование в технологическое обновление промышленности. Также необходимо заинтересовать молодых специалистов увеличенной зарплатой и создать им достойные социальные условия.
В инновационно-технологическом развитии очень важным звеном является защита интеллектуальных прав собственников. Исследования показывают, что количество действующих патентов в России меньше, чем в США, Китае, Японии. Такая обстановка сложилась потому, что, зачастую, потенциальный претендент на право получения патента, обращающийся в патентные органы, получает отказ, потому что его изобретение заранее похоже на патент, зарегистрированный, например, в США. В результате такого положения, из года в год снижается количество заявок на выдачу патентов.
Исследования показывают, что в других странах, например в Китае, Индии, патентная система выдает патент при микроскопических отличиях от того, что зарегистрировано за рубежом. Так, например индийская система разрешает регистрировать не изделие, а способ производства. Если схема немного отличается, то это уже реально является правом на патент.
Исторические факты показывают, что сами США изначально выдавали свои патенты без учета уже существующих в других странах. Такое отношение к патентам объясняет успех промышленности США в 19 веке.
Только после начала специальной военной операции (СВО), Правительство РФ утвердило перечень недружественных государств, которые ввели против России незаконные акции (ограничения). В результате вся интеллектуальная собственность этих недружественных стран, стала «не собственностью» в России. Поэтому научно – образовательные комплексы имеют право на получение патентов на интеллектуальную собственность в России на свои разработки, так как патент дает возможность приобретать особый доход, будучи защищённым от чужой активности на рынке.
Качество подготовки научных кадров
Расходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов на образование в процентах к ВВП из года в год снижаются, так в 2010 г. они составили – 4,1%, а в 2021 – 3,6%. [5, с.189-190]
В ряде стран, ориентированных на воспитание собственной научно-технической элиты, опыт развития в дошкольном воспитании специальных инженерных способностей с использованием информационных технологий внедряется на государственном уровне. Особенно успешны и результативны образовательные программы для детей дошкольного возраста с использованием информационных технологий, в том числе компьютерно-игрового комплекса в естественных науках, технологиях, инжиниринге, гуманитарных науках, математике. [6, с.32]
Конечно, приток молодежи в науку связан с дошкольным и школьным воспитанием. Только школа может заинтересовать будущих молодых учёных. Развивать у детей интерес и способности к инженерным наукам можно в центрах дополнительного образования на базе научно-образовательных комплексов. Они позволяют школьникам получить опыт работы над различными научными задачами. Центр объединяет школьников, студентов, педагогов, экспертов и партнеров в единое научно-технологическое сообщество.
Только школа может мотивировать заниматься наукой. В свою очередь, необходимо поднимать престиж преподавателя школы, заинтересованность в будущих исследованиях молодых учёных. Здесь большую роль сыграют научно-образовательные комплексы. Следующая ступень в подготовке молодых учёных – университеты. Студент может сразу почувствовать внимание опытных профессоров, преподавателей, учёных. В то же время, наставников необходимо мотивировать, в первую очередь финансово, поскольку работа со студентами, будущими учёными, требует немалых затрат и значительного времени. [8, c.89]
Полагаем, что престиж науки может расти за счёт интереса студентов, в которых нужно вовремя разглядеть увлеченных исследователей. Конечно, очень важно мотивировать их повышенной стипендией, что позволит молодым исследователям сосредоточится на научных изысканиях. Исследования показывают, что в подготовке кадров высшей квалификации еще немало проблем. В этом направлении необходимо организовать центры обучения, подготовки и переподготовки кадров на базе научно-образовательных комплексов. Необходимо создать научно-исследовательскую базу и, что очень важно, мотивирующие факторы в работе молодых исследователей и ученых. Экономика крайне заинтересована в высококвалифицированных кадрах технологических и естественнонаучных специальностей, а также это важнейший аспект в создании цифрового государства и создании высоких технологий. Исследования показывают, что в целях инновационно - технологического развития Минобрнауки РФ уже три года подряд увеличивает число бюджетных мест в вузах на инженерные и технические специальности. В 2022 году многие вузы в рамках приёмной комиссии не смогли привлечь нужное количество абитуриентов на инженерные специальности и вынуждены были объявлять дополнительный набор.
Менеджмент качества инновационно – технологического развития
Технологический суверенитет – это высшая степень самостоятельности страны, способность создавать свои технологии, делать свои автомобили из отечественных комплектующих, а не просто собирать их из узлов и деталей, поступивших из-за рубежа, делать свои станки, самолеты и т.п.
Технологический суверенитет экономически выгоден экономике России. Например, добавочная стоимость при сборочном производстве автомобилей из зарубежных узлов и агрегатов дает максимум 8-10% добавочной стоимости на единицу выпущенной продукции. В полупроводниковой же отрасли, добавочная стоимость составляет 230-280%. Известно, что налоги в бюджет страны платятся с добавочной стоимости, более того в экономике, которая производит реальную продукцию всё взаимосвязано. Так на каждом этапе переработки сырья продукция становится дороже, а значит отчисления в бюджет страны в виде налогов будут больше. К сожалению, пока значительная часть экспортируемого сырья не проходит переработку. [9, с.141]
Любая отрасль: станкостроение, электроника, автомобильная, самолетостроение и т.п., аккумулирует достижения сотен предприятий других отраслей экономики. Развитие технологического суверенитета можно отнести и к развитию науки, как фундаментальной, так и прикладной, т.е. чем больше высокотехнологичных, дорогостоящих рабочих мест для выпуска продукции, тем больше государство получает налогов.
Исследования показывают, что в высокотехнологичных странах Запада, а также Китае, Японии, Южной Корее и других, в разработку инновационных высоких технологий и науку инвестиции от бизнеса в разы превосходит государственные инвестиции. В России же наоборот, государственные инвестиции в науку, в высокие технологии, переработку сырья, чаще около 100% составляют из государственного бюджета. [11]
В современных условиях драйвером по развитию технологического суверенитета может и должна стать сфера экономики знаний (научно – исследовательские и опытно – конструкторские работы (НИОКР), образование и др.), это главная составляющая часть человеческого капитала. Однако её доля в ВВП России всего 14% (в Китае этот показатель составляет 22%, в Европе – 30%, в США – 40%). [1, с.12]
Заметно нарастив инвестиции в основной капитал, мы сможем продвинуться в развитии экономики, в первую очередь, через развитие технологического суверенитета. Нам надо, по сути, заново создавать авиационную, полупроводниковую, медицинскую промышленность, машиностроение. В России производятся в расчете на одну тысячу промышленных работников 6 шт. роботов в год, в Южной Корее – 920 шт. роботов, Японии, Великобритании, Германии – от 200 до 600 шт. роботов. В России устаревают основные фонды, машины и оборудование. При этом на НИОКР мы тратим всего 1% ВВП. В СССР тратили в три раза больше [1, с.12]
Построение основ технологического суверенитета может занять несколько лет, а реальное его обретение еще более длительный срок, так, например, по микроэлектронике нам придется догонять другие страны еще дольше. В этом и других технологических направлениях российским ученым приходится рассчитывать исключительно на собственные силы. Исследования показывают, что за прорывными научно – технологическими решениями стран Запада и Восточно – Азиатских стран стоят наши соотечественники, выходцы из СССР и России, которые по целому ряду причин выехали за рубеж и реализовали свой научный потенциал в этих странах. Известно, что наряду с индийцами самые сильные программисты в сфере IT – русские. Поэтому государство, бизнес должны создавать социально – экономические условия для наших молодых специалистов, чтобы они не тянулись в Индию, США и другие страны.
Проведенные нами исследования показывают, что до недавнего времени проектирование электронных изделий в российских научных учреждениях выполнялись с использованием зарубежных систем автоматизированного проектирования (САПР). Затем эти проекты отправлялись на зарубежные фабрики – на Тайвань, Сингапур и другие страны восточной Азии. Таким образом, идеи российских ученых и разработчиков реализовывались на чужих мощностях. Сегодня же все эти фабрики работать с Россией отказались.
В сложившейся ситуации российские ученые стали строить свою работу в полной независимости от зарубежной элементной базы, с целью создания автоматизированного проектирования. При этом параллельно развивать собственное производство САПРов.
В интервью СМИ Президент РТУ МИРЭА, Академик РАН А. Сигов заявил, что в СССР была мощная электронная промышленность. Создавались средства производства, которых сегодня практически не осталось.
В настоящее время сложилась такая ситуация, что от Тайваньских процессов и чипов зависит не только Россия, но и зависит почти все мировые производители электроники. Именно Тайвань стал мировой фабрикой и почти 70% мировых процессоров делается там. Это результат инвестиций крупных мировых компаний. Кроме того, были громадные вложения в подготовку высококвалифицированных кадров, которые производят и обслуживают оборудование с высокими зарплатами. Сегодня введен запрет российским фирмам на взаимодействия с Тайванем. [12, c.8]
В развитии микроэлектронной промышленности преуспели в последние годы китайские ученые. Китай вкладывает огромные деньги в проектные и исследовательские работы. По заявлению академика РАН А. Сигова, в России пока такого не наблюдается, так как многое делается только в лаборатории и до производства не доходит из-за недостатка финансирования. Такое же положение сложилось с громадным количеством российских ученых, значительная часть которых владеет патентами, и работает в нидерландской фирме ASML, которая финансирует их инновационные разработки и соответственно использует их в своих интересах. [12, c.8]
У российского бизнеса нет заинтересованности в скорейшем внедрении важнейших технологических инновационных разработок, поскольку предприятиям это экономически невыгодно из-за больших финансовых вложений.
Такая же обстановка сложилась в научно – образовательном центре «Сколково», который должен был готовить стартапы за счет бизнеса, однако бизнес до настоящего времени в этом не участвует, а образовательный центр финансируется из государственного бюджета.
Подобные центры действуют во всех передовых странах мира, и они работают только на средства бизнеса, а не на государственные бюджеты. Государству там отводится только регулирующая роль.
В развитии инновационных технологий главная проблема в создании эффективной работающей смычки науки с инновациями. Пока не заработает государственная политика, которая стимулировала бы превращение знания в технологии, бюджетное финансирование науки будет оставаться на низком уровне - всего 1% ВВП. [1, с.3]
Очень важно, чтобы государство привлекло внимание крупного бизнеса к науке, создало выгодное условие для вложения средств. Исследования показывают, даже пока компании, ориентированные на науку, не стремятся финансировать её поисковую, фундаментальную часть. Бизнес проявляет интерес лишь когда видит, что уже кто-то сделал коммерчески успешный продукт, который вызвал интерес у рынка.
Проведенный анализ показывает, что еще научно-образовательные комплексы, в составе которых университеты, НИИ, КБ, не редко работают, не имея перед собой задачи превращать знания в технологии, доводить разработки до уровня, интересного промышленности. Часто университеты, НИИ, КБ, действуют по техническим заданиям, которые сами себе составляют на несколько лет вперед и отчитываются по этим заданиям научными публикациями, где нет ничего такого, что помогло бы встроить нашу науку в реальную экономику в цепочку по созданию востребованного продукта. Поэтому государство должно менять такую систему отношения к науке. Полагаем, что для этого нужно создать заинтересованные условия, чтобы научные организации, университеты, НИИ, КБ, входящие в научно – образовательные комплексы и работающие в них инноваторы – исследователи изменили свое мышление, стали видеть не публикационную активность, а участие в реальной экономике.
В сложившейся ситуации Минпромторг и Минобрнауки должны активно этим заниматься, объявлять конкурсы по созданию промышленного оборудования для производства соответствующих изделий и элементной базы.
В течении года по зову организаторов санкций из России выехало около 1 млн. чел. высококлассных специалистов. Поэтому России нужны люди с опытом и знаниями в сфере высоких технологий. Президент РФ В. Путин в Послании к Федеральному Собранию дал поручение подготовить один миллион высококлассных специалистов для работы в разных технических отраслях.
Выступая на пленарном заседании Форума будущих технологий «Вычисление и связь. Квантовый мир», Президент РФ подчеркнул, что многие критические технологии в этой сфере мы покупали, что называется в чужом магазине, в своего рода «СУПЕРМАРКЕТЕ» готовых, кем-то произведенных решений. В какой-то момент перед нами просто плотно затворили дверь и повесили вывеску «ЗАКРЫТО». При этом он также сказал, что не только в сфере вычислений закрыт «СУПЕРМАРКЕТ», а практически во всех сферах промышленности [11]
По мнению профессора Максимцева И.А.: «В связи с переходом к рыночной экономике и практически массовой остановкой производства в России в конце 90-х на многих предприятиях промышленности, строительства, транспорта и сферы услуг изменилась система ценностей, труд потерял в жизни общества первостепенное значение. Была разрушена система профессионального образования» [3, с.14]
Около 20 лет Правительство РФ всячески поощряло закупку иностранных технологий и комплектующих, тем самым уничтожая собственную промышленность.
До объявления санкций, в нашу страну поставлялось по импорту высокотехнологическое оборудование – энергетическое оборудование, металлообрабатывающие станки, машины и т.п. Компьютеры, станки, медицинское оборудование поставлялись из Германии, Японии, Южной Кореи, Китая – всего на сумму свыше 97 млрд. долларов. Из них свыше 32 млрд. долларов — это импорт из Китая, т.е. 30%. Это бытовая, цифровая, мультимедийная техника, компьютеры, телекоммуникативное оборудование, смартфоны, где доля Китая составила 75%. Также из Китая импортируется электротехническое оборудование, силовые установки, кондиционеры.
Сегодня у России 90% зависимость от стран Запада и восточноазиатских стран в медицинском высокотехнологичном оборудовании: КТ и МРТ, ИВЛ, УЗИ и т.п. А ведь в 80-е годы многое из вышеперечисленного производилось в СССР.
Однако в 90-е годы политика Правительства Е. Гайдара сводилась к лаконичному заявлению, что у нас такое обилие сырья, что мы продадим его за рубеж, а взамен нам поставят все необходимые технологии и технику, зачем нам надрываться и изобретать велосипед, все купим. Такая политика с конца 90-х до середины 2000 г. привела к открытому уничтожению высокотехнологичной промышленности в России.
Представляется, что можно в этом важнейшем для страны развитии технологического суверенитета рекомендовать базовые принципы: налогами стимулировать бизнес, больше инвестировать в основной капитал, предоставлять промышленности кредиты с нулевыми процентными ставками.
Немало проблем в развитии технологического суверенитета в сфере IT в связи с уходом западных компаний, так как их решения перестали работать. Несмотря на это, российские компании использовавшие эти решения, вынуждены срочно перестраивать эти системы. Исследования показывают, что есть оптимистичные примеры отечественных решений в сфере IT. Так в г. Омске компания «Промбит» подготовила к производству ноутбук Bitblaza Titan BB15 на российском процессоре.
Новосибирский институт программных систем представил промышленную блокчейн платформу CELLS.
Компания RDW Tehnology начала серийное производство персонального офисного компьютера для госсектора в Калининградской области. В МГТУ им. Баумана создан первый в мире суперкомпьютер с процессорами на отечественной микроархитектуре «Леонард Эйлер» - «Тераграф». Вычленяя в больших базах данные графы (совокупность объектов и связей между ними) он может создавать цифровые копии сложных, реальных систем, будь то город или организм человека. [13, с.20]
Исследования показывают, что сегодня громадный дефицит инженеров, хотя ежегодно увеличивается число бюджетных мест в университетах на инженерные специальности. В силу еще низких зарплат у молодых специалистов инженерный труд считается не престижным, остается пока проблема дефицита специалистов нужной квалификации. Следующая проблема в том, что система профессионального инженерного образования не редко не дает необходимых компетенций, кроме того, еще слабо развита система дополнительного образования, доступная переквалификация.
На промышленных предприятиях пока еще сложно организовать переобучение специалистов – инженеров раз в три года. Представляется, что необходимо работодателя стимулировать через налоги, чтобы он вкладывался в переобучение инженерных работников. Наверно важно также работодателям за это компенсировать затраты из бюджета.
Замена на отечественные процессоры и другие комплектующие в IT сфере идет непросто, и это должна быть долгосрочная программа. В зависимости от направления эту задачу можно решить за 5-10 лет. Это нереально для малых предприятий, здесь должно быть более существенным государственное участие, особенно в области внедрения новых IT технологий.
Исследования показывают, что основная часть разработок, например в Германии, лежит на государственных институтах, ведущих фундаментальные и прикладные исследования. Здесь проекты и программы поддерживаются государством и крупными корпорациями, заинтересованными в использовании этих технологий. Например, основными потребителями на этапе становления технологий были автоконцерны. Проведенный анализ показывает, что в России пока таких запросов со стороны крупного бизнеса не возникает или это единичные примеры.
В настоящее время, в связи с уходом западных компаний, возникают у нас определенные трудности с перестройкой системы информационной безопасности. Их решения просто перестали работать. В результате российские компании, ранее использовавшие эти решения, вынуждены срочно перестраивать системы информационной безопасности.
Заключение
Как показали исследования Россия располагает научным потенциалом для реализации многих проектов, связанных с технологическим суверенитетом. Однако на протяжении длительного времени ставилось под сомнение сама их целесообразность. Ключевой проблемой было во властных структурах мнение о бесперспективности научных технологических фундаментальных исследований в глазах отдельных чиновников. Определенная часть бюрократии твердо уверовала в конце 90-х, начале 2000-х, что российские ученые не способны создать что-то полезное и востребованное за пределами оборонной и космической сфер.
Получается, что государство намного вперед планирует развитие научно – технологических исследований, а бизнес зачастую не хочет инвестировать в проекты, которые, по его мнению, окупятся не сразу или в отношении которых еще не понятен конечный результат. В этой сложнейшей экономической ситуации, только государство может кардинально выправить нездоровую ситуацию, негативно влияющую на развитие технологического суверенитета. Полагаем, что это возможно через восстановление государственного планирования, уничтоженного в стране в годы перестройки. Ведь в технологически развитых странах, в том числе в Китае, обеспечивается совокупность планирования и рыночных принципов. Очень важно обеспечение конкуренции, считающейся преимуществом рыночной экономики, которая прекрасно обеспечивалось в СССР, в технологической сфере, например, в автомобилестроении, авиастроении, станкостроении, электронной промышленности и других отраслях экономики. [10, с.42]
Сегодня одним из важнейших направлений для российской экономики, науки и научно-образовательных комплексов стало развитие технологического суверенитета. Для этого, в промышленную организацию должны приходить квалифицированные специалисты, молодые учёные и исследователи, разрабатываться новые технологии. Без развития вузовской науки, без активного участия профессоров, преподавателей и студентов научно-образовательных комплексов в научно-исследовательской работе очень сложно. Научно-образовательные комплексы должны обращать внимание на развитие инженерного образования, технологического предпринимательства, т.е. внедрения научных разработок в реальную экономику.
Источники:
2. Горелов Н.А., Мельникова О.Н., Литун О.Н., Абрамов Е.Г., Лебедев Е.А., Моисеенко С.С., Синов В.В., Курочкина Ю.А. Основы наукоемкой экономики (Знания-Креативность-Инновации). / Учебное пособие. - М.: Издательство «Креативная экономика», 2010. – 456 c.
4. Окрепилов В.В. Менеджмент качества. - СПб.: Наука, 2003. – 653 c.
5. Российский статистический ежегодник 2022. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2022. – 691 c.
6. Савельев А.Я. Высшее образование: состояние и проблемы развития. - М.: НИИ ВО, 2021. – 120 c.
7. Феклистов И.Ф. Программа инновационного развития научно -образовательного комплекса: качество ресурсов – качество образования, научных исследований и разработок. Методология и методы. / Монография. - СПб.: Политехника-Сервис, 2020. – 387 c.
8. Феклистов И.Ф. Инновационное управление качеством ресурсов вузов. / Монография. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2004. – 228 c.
9. Феклистов И.Ф. Инновационный менеджмент научно-образовательного комплекса. Методология и методы. / Монография. - СПб.: Политехника – Сервис, 2021. – 482 c.
10. Феклистов И.Ф. Инновационное развитие научно – образовательных производственных комплексов на основе менеджмента качества. Методология и методы. / Научное издание. - СПб.: Политехника – Сервис, 2023. – 284 c.
11. Чуйков А.А Технологический суверенитет и возможности России. Аргументы недели. [Электронный ресурс]. URL: https://argumenti.ru/society/2023/08/848976.
12. Угланов А. Интервью с Академиком РАН Сиговым А.С. О перспективах российской микроэлектроники. Аргументы недели. [Электронный ресурс]. URL: https://argumenti.ru/interview/2022/09/791424.
13. Набатникова М. Долгий путь к суверенитету. Аргументы и факты. [Электронный ресурс]. URL: https://aif.ru/gazeta/number/49549.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:17