Условия и перспективы формирования инновационного научно-образовательного комплекса, обеспечивающего снижение неопределенности протекания экономических процессов
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 9 (33), Сентябрь 2009
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13085745
Аннотация:
На базе результатов исследований, выполненных авторами, выявлены предпосылки для успешного формирования инновационного научно-образовательного комплекса, в том числе и в Тюменской области, определены перспективы снижения неопределенности протекания экономических процессов.
Публикация имеет научно-познавательную направленность и рассчитана на всех читателей журнала.
Ключевые слова: инновации, стандартизация, снижение неопределенности экономических процессов, Тюменская область, инновационный научно-образовательный комплекс
Построение в России развитой постиндустриальной экономики, основанной на информационных технологиях, осложняется недостаточными стартовыми условиями: низкой долей наукоемкой продукции, составляющей всего 0,3% мировой, 75 местом по уровню конкурентоспособности и 69 - по производительности труда, 44 - по экономическому и инновационному развитию, 37 - по основным показателям оснащенности средствами информатизации. Такая ситуация обеспечивает более высокие уровни рисков протекания экономических процессов.
Следует отметить, что Россия всегда умела реализовывать крупные проекты в ядерной физике, атомной энергетике, космосе, биотехнологиях и т.д. в ущерб производству товаров и услуг для отдельных людей. Приоритетным направлением было развитие мощи государства, а не удовлетворение нужд и потребностей отдельных людей. Даже на современном этапе экономического развития страны первоочередное внимание уделяется количественным показателям экономического роста, а не качеству жизни. Частично это оправдано тем, что увеличение ВВП автоматически приводит к улучшению многих показателей жизни населения, но в то же время правительством обозначена программа действий, заключающаяся в
- оптимизации гражданско-правового оборота интеллектуальной собственности;
- создании механизма мотивации для научных коллективов и ученых;
- стимуляции привлечения частных капиталов в хайтек-сектор;
- создании критериев отбора НТП-приоритетов и т.д.
Особая роль отводится результатам НТП в процессе формирования отечественного конкурентоспособного производства. Именно научные достижения и их внедрение в практическую деятельность позволяют развитым странам обеспечить лидирующее положение. Выполненные исследования по 71 из 89 субъектов Российской Федерации позволили установить, что величина ВВП в России существенным образом зависит от количества инновационно-активных предприятий (ИАП) в регионе.
Более того, результаты выполненных авторами исследований свидетельствуют о том, что в России в настоящее время имеются все предпосылки для успешного формирования инновационного научно-образовательного комплекса, в том числе и в Тюменской области на базе Тюменского государственного университета.
Во-первых, они связаны с наличием мощного интеллектуального потенциала, базирующегося на своеобразной системе образования и традиционно высоком уровне научно-технической культуры.
В России появились изначальные посылки для становления инновационного сегмента рынка. Наблюдается прирост в абсолютном и относительном выражении внутренних затрат предприятий на НИОКР, а так же капитальных вложений на технологическое перевооружение за счет собственных и заемных средств. Расходы на науку и исследования возросли, а наметившаяся тенденция использования нереализованного научного потенциала предопределяет возможности в обеспечении конкретных предприятий экономическими технологиями.
Во-вторых, существует потенциально-высокий спрос на продукцию наукоемкой промышленности со стороны потребительского рынка и производственных секторов. Слабая связь науки с технологическим развитием предопределила существенную отсталость большинства технологий в отечественном промышленном секторе.
Таким образом, переход от кризиса к подъему роста экономики невозможен без освоения и распространения волны базисных инноваций, однако главная проблема при их реализации состоит в отсутствии денежных средств.
Наиболее надежными спонсорами нововведений являются государственные фонды, но и они располагают очень небольшими средствами. Так Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере имеет в своем распоряжении только 1,5% расходов государственного бюджета на гражданскую научную деятельность.
Очевидно, России целесообразно делать упор на развитие импортозамещающих отраслей, в том числе на базе совместных предприятий. При производстве большинства промышленных товаров имеется достаточно обширное поле для инноваций, которые выступают в виде технических изобретений и усовершенствований и возникают как следствие конкурентного противостояния различных производителей. Возможность внедрения инноваций связана, в первую очередь, с созданием реальных механизмов, основанных на новых технологиях управления экономикой предприятия.
В-третьих, активное развитие высоких информационных технологий. Существенной проблемой в России является слабость инфраструктуры телекоммуникаций (особенно в общедоступной гражданской части). Госкомсвязи стимулировал в начале 1990 г. НИОКР российских предприятий и открыл доступ на внутренние рынки для зарубежных инвесторов и поставщиков оборудования и телекоммуникационных компаний. Компьютерный мир практически полностью приобрел форму сетевой структуры уже к 2002 г. Компьютерный парк России ежегодно увеличивается на 20%, количество регулярно входящих в сеть Интернет жителей существенно возросло.
В 2008 г. ИТ-индустрия набрала обороты и годовой прирост только уральского сегмента составил 57%.
Применение новых технологий в нашей стране обычно отстает на 2 года от международной практики. Ведущими проблемами являются отсутствие взаимопонимания с заказчиками из-за их слабого представления об эффективности вложений в ИТ и нехватка квалифицированных кадров: ИТ-специалистов и менеджеров. Однако российское правительство приняло федеральную целевую программу «Электронная Россия 2002-2010», цель которой – развитие бизнеса и информатизация всех сфер общественной жизни.
Таким образом, отрасль связи и информационных технологий в России развивается вполне успешно: растет число информационных компаний, создается высокоразвитая инфраструктура сбыта и технического обслуживания. Активно развиваются предприятия по сборке компьютеров, разработке прикладных программ и интеграции компьютерных систем, создающих информационные инструменты, позволяющие реализовывать новые технологии управления экономикой предприятия.
В-четвертых, поддержка со стороны государства. Бывшие хозяйственные руководители среднего и низового звена, ушедшие в бизнес, принесли в предпринимательство жесткий административный стиль, с запозданием поняли механизм оборота денежных средств, часто вели ошибочную ценовую политику и тяготели к производству и производственным услугам. В настоящее время доля принадлежавших таким руководителям предприятий существенно снизилась с 30% до 7%.
В результате российская система бизнеса оказалась раздробленной, а развитие промышленности происходило непропорционально: крупный бизнес нередко «давит» малый
В последние годы государством закладываются в бюджеты всех уровней средства на поддержку и развитие предпринимательства, подключен Российский банк развития, а в целом государственные расходы на развитие промышленности выросли с 1998 г. более чем в 7 раз.
В-пятых, управление качеством. Одной из причин того, что отечественная продукция уступает мировым образцам, является низкий уровень отечественных же стандартов. Непрерывное сокращение бюджетного и корпоративного финансирования привело к снижению объемов работ по стандартизации за последние годы в 10-12 раз. Российские стандарты утратили конкурентоспособность в отношении аналогичных стандартов развитых стран, и на российском рынке начали доминировать иностранные стандарты США (API, ASTM), Германии (DIN) и другие.
Без поддержки программ национальной стандартизации отечественная экономика попала в зависимость от западных технологий, а для участия в тендерах российских подрядчиков возникли дополнительные технические барьеры. Развитие отечественной сертификации, активизация деятельности промышленных структур, развивающееся техническое видовое законодательство обусловили возможность упорядочения деятельности по управлению системой качества и формирование условий, обеспечивающих ее интеграцию в России.
Наличие мощного интеллектуального потенциала, имеющего в своей основе сформировавшиеся системы образования и традиционно высокий уровень научно-технической культуры; мирового и отечественного опыта создания системы распределения технологических достижений в производства с более низким техническим уровнем, а также расширяющееся многообразие форм и условий хозяйствования на базе сетевых структур и нормативно-правовых правил регулирования их деятельности создали благоприятные предпосылки для формирования и реализации современного инновационного научно-образовательного комплекса, снижения уровня неопределенности протекания экономических процессов.
Источники:
2. Прохоров А.П. Перспективы развития российской модели управления. Менеджмент в России и за рубежом, 2003. – №2.
3. Романихин А.В. Производство нефтяного оборудования в России опять падает // ЭКО. - 2003. – №11.
3. Нужен инновационный прорыв // Эксперт. - 2004. – №8.
По данным, опубликованным на сайте Государственного комитета по статистике: http://www.gks.ru/scripts/free/1c.exe?XXXX19F.3.1.1/000480Rhttp://www.gks.ru/atlas/map15.4htmlhttp://www.gks.ru/atlas/map06.1html
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:52:35