Инновационный менеджмент качества человеческих ресурсов научно-образовательного комплекса
Феклистов И.Ф.1
1 Научно-производственное объединение «Реинжиниринг», Россия, Санкт-Петербург
Скачать PDF | Загрузок: 2 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 3 (Март 2022)
Цитировать:
Феклистов И.Ф. Инновационный менеджмент качества человеческих ресурсов научно-образовательного комплекса // Экономика труда. – 2022. – Том 9. – № 3. – С. 623-638. – doi: 10.18334/et.9.3.114343.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48224414
Цитирований: 1 по состоянию на 24.01.2023
Аннотация:
Настоящее исследование посвящено инновационному менеджменту качества человеческих ресурсов научно-образовательного комплекса. Аргументируется организация подготовки качественных человеческих ресурсов, начиная с дошкольного образования и школы, участника научно-образовательного комплекса, посредством формирования у школьника интереса к труду, получения в дальнейшем современной востребованной обществом профессии при обучении по образовательным программам среднего и высшего профессионального образования. Цель: Формирование эффективной системы инновационной деятельности в организации качества человеческих ресурсов в масштабах всего образования, определяемого достигнутым уровнем и перспективами развития техники и технологий. Выдвижение институциальных условий повышения роли образования, составляющего основу качества развития людских ресурсов. Являясь фактором экономической мощи и национальной безопасности страны. Показать важность повышения уровня развития людских ресурсов – знание, творчество, мастерство. Задачи: Ускорение научно-технического прогресса предъявляет особые требования к профилю и содержанию образования, так как современные технологии все в большей мере приобретают комплексный характер, ускоряются темпы обновления оборудования, технологических процессов. При этом, быстрая переквалификация требует достаточной общеобразовательной и общетеоретической подготовки кадров. В условиях происходящих изменений в производстве необходимо постоянное переобучение занятого населения.
Методология: В настоящем исследовании с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрены системы этапов подготовки качества человеческих ресурсов, включая организации дошкольного образования, школы, колледжи, вузы, НИИ, КБ, холдинги и предприятия. Результаты: В результате проведенных исследований, раскрыта важность становления и развития научно – образовательных комплексов, создаваемых на базе высших учебных заведений с участием школ, ПТУ, колледжей, НИИ, КБ, промышленных холдингов и предприятий в подготовке качественных человеческих ресурсов и эффективного их использования. Выводы: Без повышения уровня образования и квалификации кадров в решении усложняющихся задач повышения эффективности производства невозможно без опережающей модернизации, особенно высшего образования.
Ключевые слова: научно-образовательные комплексы, качество человеческих ресурсов, образование, качество жизни, инновационный менеджмент
JEL-классификация: J24, I23, O15
Введение
Одна из основных закономерностей развития экономики России, да и в целом мировой экономики, – это взаимосвязь экономического роста и повышения роли сферы образования, что подтверждается увеличением доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, устойчиво развивающейся по мере прогресса общества; роста его производительных сил.
Это, как правило, приводит к увеличению занятости, росту технической оснащенности труда, внедрению все более совершенных технологий, в том числе образовательных.
Так, в американской программе Д. Буша «Америка 2000: стратегия развития образования» речь идет о создании совершенно новой системы образования, отвечающей требованиям XXI века, формирования рыночной экономики и строительства сильного, высокотехнологичного государства [6, c. 9] (Savelev, 2021, р. 9).
Резко изменило свое отношение к образованию и руководство Китайской Народной Республики. Так, 18 февраля 1993 года были официально обнародованы «Основы реформы и развития образования в Китае», в которых записано, что тот, кто успешно перестроит образование в соответствии с нуждами XXI века, будет в состоянии удержать доминирующее положение в мировой конкуренции.
В России в конце 90-х годов ХХ века в связи с переходом к рыночной экономике и фактической остановкой производства на многих предприятиях изменилась система ценностей; труд потерял в жизни общества первостепенное значение; была разрушена система профессионального образования рабочих, предприятия не смогли больше инвестировать средства в подготовку и повышение квалификации рабочих кадров [7, c. 14] (Gorelov, Maksimtsev, 2014, р. 14).
Поэтому необходимо создание современной системы инновационного менеджмента качества человеческих ресурсов, организация подготовки рабочих кадров с обязательным участием бизнеса.
Роль инновационного менеджмента качества человеческих ресурсов
Качество человеческих ресурсов – это совокупность свойств, характеризующих текущее состояние человеческих ресурсов и процесс воспроизводства. Оно определяется адаптивностью человеческих ресурсов к изменению внешних условий, с одной стороны, и воздействием на эти внешние условия с целью их приспособления к своим изменяющимся потребностям – с другой. Одними из количественных измеримых важнейших составляющих качества человеческих ресурсов являются образовательный и квалификационный уровень.
В стратегии инновационного развития России отводится значительная роль динамичному и широкому развитию инновационных процессов организаций, сформированных на основе учреждений высшего образования, являющиеся научно-образовательные комплексами (НОК). НОК интегрируют в себе независимо от источника финансирования и правового статуса научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, лаборатории, научные секторы промышленных, транспортных, строительных организаций, а также школ, колледжей, техникумов, профессиональных училищ, организаций дополнительного образования. НОК является важным источником развития и реализацией инноваций, организацией подготовки качественных человеческих ресурсов.
Переход России на путь инновационного развития предполагает не только коренное инновационно-технологическое перевооружение отраслей экономики, но и инновационное образование, поскольку научные знания предстают как непрерывный поток инноваций [7, c. 19] (Gorelov, Maksimtsev, 2014, р. 19).
Увеличение ресурсной привлекательности системы образования и обеспечения хозяйственно-экономической самостоятельности НОК требует внесения поправок в Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, налоговое стимулирование юридических лиц, инвестирующих в образование или оказывающих ему безвозмездную поддержку [10, c. 97] (Feklistov, 2021, р. 97).
С учетом опыта бизнеса высокоразвитых западных стран, где он является основным источником финансирования подготовки качественных человеческих ресурсов, повышения квалификации, дополнительного образования предлагается разработанная автором (см. табл. 1) новая структура источников инвестирования подготовки кадров начального профессионального образования, среднего профессионального, высшего образования, послевузовского, подготовки научных кадров, дополнительного профессионального образования, повышения квалификации, а также обучения трудовых кадров, которые оказались безработными.
Таблица 1
Источники инвестирования подготовки качественных человеческих ресурсов
Структура НОК
|
Источники инвестирования
|
Доля в общем объеме средств, выделенных на образование
|
Университет.
Школа
Колледж. ПТУ. НИИ. Конструкторское бюро. Холдинг. Предприятие. Лаборатории. Институт дополнительного образования, повышение квалификации |
Средства
бизнеса.
Средства внебюджетных фондов РФ Средства (возвратные), привлекаемые под поручительство Правительства РФ. Средства федерального бюджета. Средства регионального бюджета. Средства государственных бюджетных фондов |
60%
5% 5% 20% 5% 5% |
Школьное образование как основа подготовки качества человеческих ресурсов
По мнению Президента РАН А.М. Сергеева, «в системе среднего образования не хватает мотивированных преподавателей, престиж профессии учителя по-прежнему низок. А если его не поднять, мы эту гонку за новыми технологиями непременно проиграем… Уровень знаний выпускников падает во всем мире, это не только наша беда. И опять же надо начинать со школы» [2] (Sergeev, 2021).
Чтобы сделать образ квалифицированного работника в массовом сознании молодежи более современным и привлекательным, необходимо начинать это с дошкольного образования, а затем в школе. Создать заинтересованность детей в развивающих занятиях, специальных кружках, где формируется первый интерес к творчеству, к изобретательству, к изучению иностранных языков. Здесь основополагающую роль могут сыграть квалифицированные педагогические работники (табл. 2)
Таблица 2
Анализ состояния дошкольного образования в РФ в 2020 г.
|
ВСЕГО
|
Количество
мест в дошкольных учреждениях на 1000 чел. возрасте 1–6 лет
Численность педагогических работников на 1000 чел., чел. из них имеют высшее образование, % из них педагогическое образование, % Численность педагогических работников, имеющих среднее-профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, % из них педагогическое образование, % |
696
683 57,7 54,4 42,3 40,5 |
Данные анализа (табл. 2) показывают, что недостаточно еще количество мест в дошкольных учреждениях, а также требуется повысить численность педагогических работников, имеющих высшее педагогическое образование.
Анализ состояния начального, основного и общего образования (табл. 3) показывает, что здесь имеются существенные проблемы. Резко снизилась численность обучающихся за последние 10 лет. Незначительно растет численность учителей, имеющих высшее образование. Значительную долю составляет удельный вес женщин в общей численности учителей.
Таблица 3
Анализ состояния обучающихся по образовательным программам начального, основного и общего образования
|
2000/2001
|
2020/2021
|
снижение,
в %
|
Численность
обучающихся по образовательным программам начального, основного и общего
образования, тыс. чел.
В т.ч. в городах и поселках городского типа Численность обучающихся, получивших аттестацию об основном общем образовании, тыс. чел. Численность обучающихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, тыс. чел. Численность учителей, имеющих высшее образование, % – Из них имеющих педагогическое образование, % Удельный вес женщин в общей численности учителей, % |
20493 14389 1546 1457 82,9 78,5 74,3 |
16893 12907 1473 687 87,0 86,3 88,3 |
17,6 10,3 4,7 52,8 - |
Пока остается проблемой улучшение условий для обучающихся в общеобразовательных школах (табл. 4). Значительным остается показатель сменности в школах, а также проблема в обеспечении электронных средств обучения.
Таблица 4
Анализ условий, созданных для обучающихся в общеобразовательных организациях
|
2000/2001
|
2020/2021
|
Численность
обучающихся во вторую и третью смену, тыс. чел
в % от общей численности обучающихся Обеспечение электронных средств обучения в общеобразовательных организациях: - число персональных компьютеров, используемых в учебных целях на 1000 обучающихся/шт. - имеющих доступ в интернет/шт. |
4000
19,5 69 49 |
2500
14,8 158 120 |
Очень важно школьнику выбрать направление в системе дополнительных общеобразовательных программ, где техническое направление в 2020 г. в школах выбрали всего 16,7% [5, c. 193]
Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умение вести поиск объема информации), русского и иностранных языков.
Именно здесь важную роль в улучшении этих показателей сыграет НОК.
Состояние подготовки и использования кадров среднего профессионального образования
Таблица 5
Анализ состояния подготовки кадров среднего профессионального образования
|
2000/2001
|
2020/2021
|
снижение,
в %
|
Численность
студентов, обучающихся по образовательным программам подготовки
квалифицированных рабочих, служащих, тыс. чел
– на 100 тыс. населения, чел. Прием на обучение по образовательным программам квалифицированных рабочих, служащих, тыс. чел. Выпуск по образовательным программам квалифицированных рабочих, служащих, тыс. чел Выпуск по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих на 10 тыс. чел. занятого населения, чел. Выпуск по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена на 10 тыс. населения, чел. |
1103 115 845 763 118 90 |
576 39 214 142 20 78 |
47,8 66 74,7 81,3 83,1 13,3 |
В таблице 5 показано, что в связи с резким сокращением или даже ликвидацией профессионально-технических училищ, техникумов, переходом их в связи с получением аттестации в разряд колледжей у нас в стране резко снизилась численность студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
Данные цифры говорят о том, что резко снизился профессиональный уровень молодых рабочих во всех отраслях экономики, именно здесь позитивную роль сыграют НОК с участием бизнеса, которые могут сформировать группу ускоренной профессиональной подготовки рабочих на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, сферы услуг.
Очень важным показателем качества подготовки в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, является использование электронных средств обучения. За последние годы число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, растет незначительно. Их число на 1000 студентов из года в год остается практически на одном уровне.
Очень важным показателем качества человеческих ресурсов является выпуск квалифицированных рабочих и служащих по укрупненным группам профессий (табл. 6).
Таблица 6
Анализ профессиональной подготовки рабочих и специалистов по группам специальностей в 2020 г.
|
ВСЕГО (%)
|
Выпуск
квалифицированных рабочих и служащих:
-по профессии техники и технологий строительства -информатики и вычислительной техники -электроники, радиотехники и систем связи -машиностроения -экономики и управления -сервиса и туризма Выпуск специалистов среднего звена по группе специальностей техники и технологий строительства -информатики и вычислительной техники -информационной безопасности -электроники, радиотехники и систем связи -машиностроения -экономики и управления -юриспруденции -сервиса и туризма |
11,6 4,7 1,2 17,5 3,8 7,1 5,4 5,4 0,5 13,4 3,9 12,1 9,4 3,9 |
Эти данные убедительно говорят о том, что пока остается положение, когда квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по техническим профессиям недостаточно.
Красноречивым показателем качества кадров является численность студентов, принятых на программы подготовки специалистов среднего звена и выпуска специалистов среднего звена по источникам финансирования обучения.
Данные таблицы 7 показывают, одна из главных причин снижения численности подготовки специалистов среднего звена состоит в том, что родители многих людей, желающих учиться, не имеют возможности оплачивать обучение. Здесь главную роль сыграют НОК посредством финансирования промышленных предприятий и бизнеса.
Таблица 7
Источники финансирования подготовки специалистов среднего звена в 2020 г.
|
ВСЕГО (%)
|
Численность
студентов, обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг
(в основном на средства родителей)
Число принятых студентов на платное обучение \Число выпущенных специалистов, обучавшихся по договорам об оказании платных образовательных услуг (в основном на средства родителей) |
38,2 44 34,7 |
Важным показателем высокопрофессиональной подготовки рабочих и специалистов среднего звена является уровень высшего образования преподавателей (табл. 8).
Таблица 8
Анализ образования преподавателей и мастеров производственного обучения в 2020 г.
|
ВСЕГО (%)
|
Численность
преподавателей, имеющих высшее образование осуществляющих образовательную
деятельность по подготовке квалифицированных рабочих и служащих
Численность мастеров, имеющих высшее образование, по подготовке квалифицированных рабочих и служащих Численность преподавателей, имеющих высшее образование осуществляющих образовательную деятельность по подготовке специалистов среднего звена Численность мастеров, имеющих высшее образование, по подготовке специалистов среднего звена |
90,2 46,1 94,1 52,9 |
В этом важнейшем направлении подготовки качества высокопрофессиональных человеческих ресурсов для работы в промышленности и других отраслях могут сыграть НОК. В их составе находятся бывшие профессионально-технические училища и техникумы, на учебных площадях которых можно организовать ускоренный курс обучения и при этом все финансовые затраты должны взять не родители студентов, а может и должен взять на себя бизнес, которому нужны современные подготовленные кадры. Только тогда резко возрастет численность обучающихся и выпускаемых специалистов среднего звена, так необходимых промышленности, строительству и транспорту.
Роль высшего образования в повышении качества человеческих ресурсов
Многоуровневая система непрерывного образования в области качества человеческих ресурсов должна строиться на основе принципов непрерывности и преемственности процесса образования, интеграции системы высшего и послевузовского образования.
В условиях конкуренции на рынке труда сегодня предпочтение отдается специалисту, имеющему хорошую базовую подготовку и владеющему теорией и практическими приемами решения проблем качества в конкретных условиях производства.
Академик РАН В.В. Окрепилов считает, что системы менеджмента качества по стандартам ИСО серии являются универсальным средством повышения эффективности и качества любого вида деятельности НОК. Сертификаты на систему менеджмента качества имеют сотни тысяч организаций в 159 странах мира. К сожалению, рейтинг России по этому показателю пока не совсем удовлетворительный [3, с. 608] (Okrepilov, 2014, р. 608).
Инновационным менеджментом качества человеческих ресурсов является оценка деятельности НОК по критериям так называемой модели превосходства в бизнесе, используемой при проведении национальных, европейских и региональных конкурсов на соискание премий по качеству.
Так, важной мотивацией повышения качества человеческих ресурсов для НОК стало проведение с 1997 г. Правительствами Санкт-Петербурга и Ленинградской области конкурсов по качеству. Участие в этих конкурсах стало и самооценкой качества НОК.
В разные годы победителями в этих конкурсах по качеству стали НОК, созданные на базе Политехнического университета имени Петра Великого, Государственного экономического университета, Университета технологий и дизайна, Морского технического университета и других.
В процессе развития общества система образования регулярно приходит в противоречие с потребностями науки и производства. Переход к новым технологиям, средствам коммуникации, системам управления людьми и инновационными процессами требует коренных преобразований и в подходах к обучению новым знаниям, что требует постоянного увеличения бюджетных средств в образование. Расходы же консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на образование составили в 2020 году – 4,0% к ВВП. Данный относительный показатель в последние годы практически не растет и даже ниже показателя 2010 г., который составил 4,1%. [5, с. 185]
Возрождение необходимых классических отраслей промышленности (начиная с пищевой) не всегда обеспечено своевременной подготовкой кадров, отсутствуют опыт и практика определения перспективных кадровых потребностей даже на крупных и успешно развивающихся предприятиях негосударственного сектора экономики [10, с. 69] (Feklistov, 2021, р. 69).
Таблица 9
Анализ обучающихся и выпущенных бакалавров, специалистов, магистров
|
2010/2011г
|
2020/2021г
|
снижение,
в %
|
Численность
студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры,
тыс. чел
Численность обучающихся студентов на 10 тыс. чел. населения, чел. Принято студентов на обучение в образовательные организации высшего образования, тыс. чел Выпущено бакалавров, специалистов, магистров с высшим образованием, тыс. чел. |
7050 493 1399 1177 |
4049 277 1093 765 |
42,6 43,8 30,6 34,8 |
Важную роль в качестве обучения студентов играют электронные средства обучения. Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях на 1000 студентов, за последние 4 года сократилось и составило в 2020 г. – 267 шт., а имеющих доступ к сети Интернет – 251 шт. [5, с. 200]
Проведенный анализ показывает, численность профессорско-преподавательского состава (табл. 10) из года в год сокращается.
Таблица 10
Анализ численности профессорского-преподавательского персонала в организациях высшего образования
|
2010/2011г.
|
2020/2021г.
|
Снижение,
в %
|
Численность
профессорско-преподавательского персонала, тыс. чел
Из них: - число имеющих ученую степень доктора наук, тыс. чел - кандидатов наук, тыс. чел. - имеющих ученое звание профессора, тыс. чел - имеющих ученое звание доцента, тыс. чел |
325 40 169 33 107 |
223 35 129 24 85 |
31,2 12,5 23,7 27,3 20,8 |
Статистические данные выпуска бакалавров, специалистов, магистров образовательными организациями высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки показывают, что по этим важным направлениям за последние три года картина не меняется. К сожалению, не растет численность подготовки математиков, физиков, механиков, специалистов по компьютерным и информационным наукам (табл. 11).
Таблица 11
Анализ выпуска бакалавров, специалистов, магистров в 2020 г.
|
тыс. чел.
|
%
|
Выпущено
бакалавров, специалистов, магистров по направлению подготовки:
-математики и механики -компьютерным и информационным наукам -физики и астрономии -информатике и вычислительной технике - электронике, радиотехнике и системам связи -машиностроение -ядерная энергетика и технологии |
8,1 3,2 5,2 28,2 12,5 21,6 1,5 |
1,04 0,4 0,6 3,1 1,6 2,8 0,2 |
В значительной мере качество бакалавров, специалистов, магистров зависит от условий оплаты услуг за полученное образование (табл. 12).
Таблица 12
Анализ платных образовательных услуг в 2020 г.
|
%
|
Обучающихся
за счет бюджетных ассигнований
По договорам об оказании платных образовательных услуг Принято студентов за счет бюджетных ассигнований По договорам на оказание платных образовательных услуг Выпущено специалистов обучающихся за счет бюджета Выпущено специалистов обучающихся по договорам платных услуг |
55
45 52,8 44,9 52,7 47,3 |
Причиной снижения численности обучающихся принятых студентов и выпущенных специалистов в 2020 г. явилось значительное увеличение платы за обучение в вузе при известном снижении доходов населения (родителей выпускников школ). Государство может запретить государственным вузам обучать студентов на платной основе, так как они уже получают все ресурсы из федерального бюджета и при этом осуществляют прием на обучение на платной основе (деньги родителей – налогоплательщиков), из года в год завышая стоимость оплаты.
Так, в «Российской газете» № 11 (от 19.01.2022) научный руководитель Высшей школы экономики Я. Кузьминов показывает как позитив рост числа абитуриентов поступивших в 2021 году на платное обучение (табл. 13)
Таблица 13
Анализ приема на обучение абитуриентов в государственные вузы в 2021 г.
|
Всего
|
На бюджет
|
На платной основе
|
% поступивших на платной основе
|
Высшая
школа экономики, чел
МГУ им. Ломоносова, чел РАНХиГС, чел |
6608
5789 6059 |
2411
3835 706 |
4197
1954 5353 |
63,5
33,7 88,3 |
[РГ № 11 от 19.01.22].
Студенты-бюджетники в таких престижных государственных вузах учатся в одних группах со студентами, оплатившими обучение из родительских средств. Качество выпускников в таких государственных вузах занижено, так как на практике государственному вузу, получающему громадные внебюджетные средства, выгодно не расставаться со студентом-платником, поэтому требовательность преподавателей к уровню знаний невысокая.
Эти три государственных вуза финансируются напрямую из федерального бюджета, где зарплата профессорского-преподавательского состава вузов очень высокая по сравнению с другими вузами. При этом все ресурсы и оборудование они получают в громадных количествах из федерального бюджета.
Понятно, что эти бесконтрольные внебюджетные средства тратятся в интересах руководства вузов.
По мере ускорения научно-технического прогресса связь между уровнем образования и квалификацией кадрового потенциала страны становится все более тесной. Это обусловлено следующими положениями.
Во-первых, потребность общества в конкретном уровне образования определяется достигнутыми перспективами развития техники и технологии.
Во-вторых, без повышения уровня образования и квалификации кадров в решении усложняющихся задач повышения эффективности производства невозможны научные открытия и их внедрение в производство, а следовательно, и сам научно-технический прогресс.
В-третьих, ускорение научно-технического прогресса предъявляет особые требования к профилю и содержанию образования (например, современные технологии все в большей мере приобретают комплексный характер, ускоряются темпы обновления оборудования, технологических процессов, и для быстрой переквалификации требуется достаточная общеобразовательная и общетеоретическая подготовка кадров).
В-четвертых, развитие общества, науки и техники требует активизации и качественно нового уровня проводимых научно-исследовательских работ, соответствующей высокой квалификационной подготовки исследователей и разработчиков новых конкурентоспособных технологий.
В-пятых, непрерывно происходящие изменения в производстве вызывают необходимость постоянного обучения занятого населения, высокий же уровень образования и квалификации позволяет облегчить этот процесс (не менее важна и переподготовка незанятого населения с целью уменьшения структурной безработицы).
В-шестых, весь ресурсный потенциал общества требует модернизации и инновационных подходов, что без опережающей модернизации, особенно высшего образования, обеспечить невозможно [9, с. 102] (Feklistov, 2004, р. 102).
Роль НОК в повышении занятости, снижения безработицы и профессионального обучения безработных
Темпы роста (снижения) производительности труда напрямую зависят от качества человеческих ресурсов. В 2020 г., впервые за пять лет темпы снижения производительности труда составили 99,6%. Особенно низкий показатель зафиксирован в добыче полезных ископаемых, который составил 92,4%, в транспортировке и хранении – 90,2%, в области информации и связи – 99,9%. [5, c. 121].
Численность безработных в России составила в 2020 году – 4 321 тыс. чел., что больше, чем 2019 году, на 710,9 тыс. чел., увеличение в 16,5%. [5, c. 130]
Безработных в возрасте от 20 до 49 лет – 78,8%. [5, c. 130]
Безработные использовали следующие способы поиска работы: обращались в органы службы занятости населения – 32,4%, подавали объявления в СМИ, интернет, отклик на объявления – 54,0%, обращались к друзьям, родственникам, знакомым – 69,6%, непосредственно обращались к администрации (работодателю) – 32,4% [5, c. 131].
Структура безработных по продолжительности поиска работы показывает: ищут работу до трех месяцев – 1564 тыс. чел. (36,2%), от трех до шести месяцев – 1028 тыс. чел. (23,8%), от шести до двенадцати месяцев – 931,1 тыс. чел. (21,1%), двенадцать месяцев и более – 812 тыс. чел. (18,8%). Среднее время поиска работы у безработных составило 6,3 месяца [5, c. 132].
В решении этой важнейшей проблемы более эффективно могут помогать государственные службы занятости населения. Кроме информации они могут организовывать обучение новым профессиям, повышение квалификации безработных посредством договоров организаций бизнеса на их средства на базе НОК.
Сегодня много нерешенных проблем с качеством человеческих ресурсов из числа гастарбайтеров, работающих в разных сферах производства России.
В статье 4 федерального закона «О саморегулируемых организациях» (№ 315-ФЗ от 01.12.2007) записано: «К числу требований саморегулируемых организаций (СРО) относятся наличие стандартов и правил предпринимательской деятельности, обязательных для выполнения всех требований СРО. Стандарты и правила СРО должны устанавливать запрет на осуществление членами СРО в ущерб иным субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности, а также устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции» [1].
На предприятиях строительного комплекса требования закона о СРО никак не влияют на уровень профессионализма значительной части рабочих и качество работ. На практике строительная организация (юридическое лицо) получает допуск (лицензию) на проведение строительных работ при условии, если организация предъявляет СРО три-пять человек, работающих в ней и имеющих высшее профессиональное строительное образование. И организация получает этот допуск. При этом никак не учитывается то обстоятельство, что в этой организации работают несколько сотен рабочих (гастарбайтеров) из стран СНГ, которые не имеют профессионального образования и никакого опыта работы в строительстве. Ведь по статистике более миллиона таких гастарбайтеров ежегодно работают на стройках нашей страны.
По мнению профессора И.А. Максимцева, «за последние годы существенно снизился профессионально квалификационный уровень рабочих, упала трудовая и производственная дисциплина и др. Поэтому неслучайно во всех крупных техногенных катастрофах последних лет одной из главных причин случившегося, отмечаемых правительственными комиссиями, является недостаточный учет человеческого фактора» [7, c. 14] (Gorelov, Maksimtsev, 2014, р. 14).
Статья 6 закона о СРО гласит, что одна из основных функций права и обязанностей СРО – это организовать правильное обучение, аттестацию членов СРО или сертификацию произведенных членами СРО товаров, работ, услуг.
Подготовку профессиональных рабочих-строителей из числа гастарбайтеров можно осуществить на имеющихся учебных площадках НОК, в которые входят колледжи, техникумы, профессионально-технические училища и институты дополнительного образования. Обязательную учебу должен организовать СРО по договору с НОК. В соответствии со ст. 12 Закона СРО имеет право на перечисление средств за обучение от организаций, получивших допуск (лицензию) на проведение строительных работ. Все это, несомненно, повысит профессиональный уровень и качество работ миллионов рабочих, не имеющих профессию, и не только гастарбайтеров, но и тех, кто работает на стройках.
Это относится не только к сфере строительства, где значительная часть рабочих не имеет какой-либо профессии, но и в промышленности, транспорте, в сфере услуг, где также работает многочисленная армия гастарбайтеров.
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Конкуренция стран в экономической области все больше сводится в современных условиях рыночного хозяйства к конкуренции в области науки и техники и, как следствие, к конкуренции в области подготовки и организации использования квалифицированных кадров.
Заключение
Инновационный менеджмент качества человеческих ресурсов определяется как совокупность принципов и методов, инструментов управления инновационными процессами. Стремительное развитие высоких технологий, рост уровня технической оснащенности производств, обеспечение высоких темпов развития науки и техники обусловлены необходимостью достижения конкурентоспособности отечественного производства и сферы услуг, требуют наличия квалифицированных специалистов и соответствующей системы их подготовки. В этом решающую роль сыграют научно-образовательные комплексы. Они могут обеспечить повышение качества образования, вовлечение в инновационный процесс профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов, аспирантов, студентов и специалистов; адаптацию образовательных учреждений и выпускников к социально-экономическим и культурным запросам общества и изменениям рынка труда; повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов образовательных, научных, конструкторских, производственных, инновационных, социальных и других структурных подразделений, а также учреждений, организаций и предприятий, входящих в научно-образовательный комплекс. Современные технологии, ускоряющиеся темпы обновления оборудования, технологических процессов требуют быстрой переквалификации, а значит, достаточной общеобразовательной и общетеоретической подготовки кадров.
Источники:
2. Сергеев А.М. Делать шоу-не наша профессия. АиФ. [Электронный ресурс]. URL: https://aif.ru/society/science/shou_-_ne_nasha_professiya_prezident_ran_o_tom_chto_meshaet_nauke_v_rossii.
3. Окрепилов В.В. Развитие науки о качестве. / Избранные труды. - СПб.: Изд-во Политехнического университета им. Петра Великого, 2014. – 869 c.
4. Горелов Н.А., Максимцев И.А. и др. Основы наукоемкой экономики (Знания-Креативность-Инновации). / Учебник. - М.: Издательство «Креативная экономика», 2010. – 456 c.
5. Российский статистический ежегодник 2021. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2021. – 692 c.
6. Савельев А.Я. Высшее образование: состояние и проблемы развития. - М.: НИИ ВО, 2021. – 120 c.
7. Горелов Н.А., Максимцев И.А. Управление человеческими ресурсами. / 2-е изд. переработанное и дополненное. - М.: Издательство Юрайт, 2014. – 526 c.
8. Феклистов И.Ф. Программа инновационного развития научно -образовательного комплекса: качество ресурсов – качество образования, научных исследований и разработок. Методология и методы. / Монография. - СПб.: Политехника-Сервис, 2020. – 387 c.
9. Феклистов И.Ф. Инновационное управление качеством ресурсов вузов: Методология и методы. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2004. – 228 c.
10. Феклистов И.Ф. Инновационный менеджмент научно-образовательного комплекса. Методология и методы. / Монография. - СПб.: Политехника – Сервис, 2021. – 482 c.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 23:15:06