Предпринимательский университет как основа формирования научно-образовательной экосистемы
Масалова Ю.А.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 2 (Февраль 2024)
Цитировать:
Масалова Ю.А. Предпринимательский университет как основа формирования научно-образовательной экосистемы // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 2. – С. 343-356. – doi: 10.18334/epp.14.2.120359.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63548407
Аннотация:
Актуальность поиска университетами модели развития, позволяющей не только обеспечивать конкурентоспособность, но и реализовывать «третью миссию», становится важной в условиях общей государственной политики, направленной на дифференциацию образовательных организаций, исходя из их эффективности и результативности. Изменения, которые происходят в экономике в целом, и в частности ее цифровизация, открывают новые возможности, но одновременно требуют кардинального пересмотра подходов в управлении университетами. Важно учитывать, что развитие дистанционных форм занятости, платформенная занятость, самозанятость, а также возможность совмещения и гибридный формат, способствуют тому, что университет может стать центром притяжения для высококвалифицированных специалистов, в том числе ученых, исследователей, экспертов, практиков, преподавателей. Автором в статье представлен экосистемный подход как основа для эффективного функционирования университета в цифровой экономике, также по результатам исследования было установлено, что для перспективного развития концепции предпринимательского университета в современных условиях требуется формирование экосистемного взаимодействия между всеми стейкхолдерами. Было определено, что в научно-образовательной экосистеме требуется иной характер управления взаимодействием и ресурсами. Автором предпринята попытка дать оценку готовности предпринимательского университета к пересмотру модели управления им на основе экосистемного подхода. Статья может представлять интерес при разработке программ развития предпринимательских университетов, с целью обеспечения ими более высокого уровня эффективности в условиях цифровизации экономики и выстраивания нового характера социально-трудовых отношений.
Ключевые слова: высшее образование, гибридная занятость, научно-образовательная экосистема, предпринимательский университет, цифровая экономика
JEL-классификация: J44, J45, J53, J62
Введение
Концепция предпринимательского университета в настоящее время является довольно популярной [4,6,7,9], так как она соответствует потребностям постиндустриальной экономики или экономики знаний, но на практике остается для большинства университетов достаточно сложно реализуемой. В то же время необходимо признать, что переход университетов к предпринимательской модели способствует большей реализации их роли как субъектов экономического развития, и прежде всего, на региональном уровне, что особенно важно для тех образовательных организаций, которые и позиционируют себя как региональные.
Данная концепция появилась в 90-е годы и разработал ее Бертон Р. Кларк, который исследовал опыт европейских университетов, ставших на путь «предпринимательства» или серьезной трансформации, позволяющей находить средства и избирательно отвечать на изменения, становясь компетентными социальными институтами [5, с. 15-16] (Clark, 2019). Таким образом, Б.Р. Кларк определил предпринимательский университет, как социальный институт, способствующий экономическому росту страны или региона на основе тесного взаимодействия с окружающей его социально-экономической средой [13] (Clark, 1998).
В России с начала XXI века также постепенно складывается новая модель университетов, которые, развивая и усиливая исследовательскую составляющую постепенно выходят на инновационную деятельность, результаты которой, в свою очередь, требуют коммерциализации посредством осуществления предпринимательской деятельности. Решение данных задач способствует переходу от классической модели университета к предпринимательской.
В мировой практике развития университетов принято выделять три ключевых поколения: 1.0. – только образовательная миссия, 2.0. – наряду с образовательной появляется научно-исследовательская, а 3.0. – одновременно реализует три миссии: образовательную, научно-исследовательскую и инновационную, ориентированную на коммерциализацию знаний. Именно университеты 3.0. формируют предпринимательские экосистемы, в том числе создавая, как в Европе и США, перспективные технологические рынки, способствуя тем самым глобальной конкурентоспособности экономики конкретной страны.
По мнению Й. Виссема: «Университет 3.0 – открытый университет, активно сотрудничающий с промышленными компаниями и зарубежными коллегами, что положительно влияет на процесс образования. Так как студенты понимают, какие дисциплины им нужны для успешной работы, и в соответствии с этим выстраивают свое обучение. Как при этом подчеркивает голландский профессор студенты сами несут ответственность за свое образование, потому что имеют возможность выбирать те курсы, которые считают для себя необходимыми» [2] (Wissema).
И если в концепции Б. Кларка основанием для трансформации традиционного университета выступают «внешние» условия (требования инновационной экономики, технологического трансфера и т.д.), то в концепции Й. Виссема акцент делается на «внутренние» (потребность справиться со своими проблемами в борьбе за источники финансирования, талантливых профессоров, студентов и т.д.) [3] (Golovko, Zinevich, Ruzankina, 2016). Следует отметить, что для университетов третьего поколения характерно постоянное развитие и совершенствование, которое в современных условиях строится на использовании новых технологий, таких как, например, виртуальная реальность, искусственный интеллект и машинное обучение. Они достаточно активно сотрудничают с работодателями и проводят, как правило, прикладные исследования в реальном секторе экономики.
Однако уже сейчас происходит формирование новой перспективной и ориентированной на будущее модели Университета 4.0., для которого миссия определяется уже не только как образование, наука и инновации, но и ещё и как интеграция различных структур социума для решения проблем устойчивого развития общества, поэтому глобальной целью является влияние на устойчивое развитие и экосистемная интеграция. Что касается роли образования, то оно представляется в данной модели как форсайт-образование в научно-образовательных экосистемах [12] (Shtykhno, Konstantinova, Gagiev, Smirnova, Nikonova, 2022).
Таким образом, предпринимательский университет может выступать основой для формирования новой перспективной модели, реализуемой в цифровой экономике, которая предполагает трансформацию университета в научно-образовательную экосистему. Основу для такого развития составляют информационные и цифровые технологии, такие как виртуализация, роботизация, искусственный интеллект, машинное обучение, нейросети. Целью данной статьи является попытка осмыслить каким образом предпринимательский университет может трансформироваться в будущем в научно-образовательную экосистему. Новизна исследования связана с формированием практических рекомендаций, направленных на обеспечение перспективной трансформации университетов, действующих в условиях цифровой экономики, в научно-образовательную экосистему.
Основная часть
Научно-образовательная экосистема: сущность и особенности функционирования
В данном исследовании научно-образовательная экосистема рассматривается нами как многоуровневая адаптивная система, включающая в себя центральную структуру (университет), вокруг которой образуется совокупность активных субъектов, выстраивающих кооперацию, создающую синергический эффект, на основе взаимодействия участников, как друг с другом, так и с факторами внешней среды, что позволяет формировать внутри данной системы дополнительные возможности (например, ресурсы, связи, компетенции и др.) для достижения собственных целей. Основа функционирования данной экосистемы – временные сети или связи, которые образуются по мере решения определенных задач.
В то же время научно-образовательная экосистема — это устойчивая целостность, сервисы которой работают на единый организм подпитывая друг друга, как с финансовой точки зрения, так и с технологической. Продукты, как результаты деятельности экосистемы сосуществуют друг с другом, интегрируются и соединяются, что позволяет обеспечить их многообразие в вариативность, исходя из персонифицированного запроса. Основу взаимоотношений в экосистеме составляют одновременно и сотрудничество, и конкуренция, что способствует дальнейшему развитию [8] (Masalova, 2022). Устойчивость в целом достигается за счет большого количества вовлеченных во взаимодействие, а замкнутость внутри процессов и дублирование основных ролей выступают как механизмы для поддержания равновесия в экосистеме. Опасность для экосистемы кроется в нарушении связей между участниками. Поэтому как отмечают в своей работе Вертинова А.А. и Пашук Н.Р. важно доверие между акторами в научно-образовательной экосистеме, которое развивается от ролевого взаимодействия при низком уровне доверия до стратегического партнерства при высоком уровне [1] (Vertinova, Pashuk, 2023).
В целом можно сказать, что научно-образовательная экосистема создается для того, чтобы обеспечить широкий доступ к знаниям, исследованиям и получению образования для всех желающих, независимо от их местоположения и возраста в глобальном контексте. Что является ключевым трендом в современном образовании [11] (Khangeldieva, 2022). Она может включать в себя различные структуры, такие как университет(ы), Академию наук, некоммерческие организации (НКО), бизнес-сообщество, госструктуры, потребителей и т.п. Все эти структуры взаимодействуют между собой, обмениваясь информацией и ресурсами. В качестве ресурсов, наряду с человеческими, можно также выделить креативные пространства, образовательные онлайн-курсы и тренинги, площадки для форумов, лаборатории и т.д. В то же время экосистема включает в себя различные сообщества, особую среду и связи, которые поддерживают в ней обменные процессы. В качестве механизмов взаимодействия используются свободные коммуникации, согласование интересов стейкхолдеров, консультационная поддержка и многое др. Следует также учитывать и то, что участники экосистемы – это не только штатные сотрудники университета, но те исследователи, ученые, специалисты, которые, не имея фактической занятости в данной организации, подключаются к участию во взаимодействии, подключая свои ресурсы и вовлекаясь в процессы, протекающие внутри экосистемы. В цифровой экономике характер социально-трудовых отношений становится достаточно гибким, что позволяет одновременно участвовать в разнообразных проектах, в том числе дистанционно, и на условиях самозанятости и гибридной занятости. Таким образом, можно использовать экосистему как платформу для выбора формата и характера деятельности, в которой будет задействован участник или актор.
Вместе с тем функционирование научно-образовательной экосистемы зависит от ее конкретной структуры и целей, но общим принципом при этом является создание открытого доступа к знаниям и возможность предоставления и получения образования в любое время и в любом месте. Поэтому ключевым драйвером для развития экосистемы выступают цифровые технологии. В то же время научная и образовательная составляющая в экосистеме может быть реализована различными способами. Некоторые из них включают:
1. Предоставление доступа к научным журналам и базам данных, что позволяет студентам и ученым получать актуальную информацию о последних достижениях в науке.
2. Инновационные цифровые и онлайн образовательные технологии, что предполагает организацию онлайн-курсов по различным дисциплинам, которая помогает студентам изучать новые направления и расширять свои знания.
3. Создание лабораторий и исследовательских центров, позволяющих ученым проводить исследования и эксперименты, которые могут привести к новым открытиям и инновациям.
4. Проведение конференций и семинаров, предоставляющих возможность ученым и студентам общаться друг с другом, делиться своими идеями и находить партнеров для совместных исследований.
5. Поддержка стартапов и инновационных проектов, что помогает создавать новые технологии и продукты, улучшающие жизнь людей.
6. Трансфер социальных и технологических инноваций в глобальном контексте, что позволяет обеспечивать диффузию.
7. Образование в экосистемной среде имеет не завершаемый характер и реализуется перманентно на основе персонализированного обучения, в рамках гибких, открытых и сетевых образовательных программ.
В целом, научная и образовательная составляющая научно-образовательной экосистемы интегрирована во все ее элементы, чтобы обеспечить максимальный эффект и глобальную пользу для общества. Вместе с тем наука становится постепенно все более ориентированной на транснациональные исследования, связанные с решением проблем глобального уровня.
Исследование формирования предпринимательского университета
Если исходить из того, что эволюционно предпринимательский университет является базой для создания научно-образовательной экосистемы, имея для этого соответствующий потенциал и особенную культуру, то для начала необходимо исследовать то, каким образом происходит формирование и идентификация университета, как предпринимательского. Понять какие университеты можно отнести к предпринимательским.
Исходить, на наш взгляд, стоит из определения, что принято считать предпринимательством в целом, и предпринимательским университетом в частности. Так, профессор Гарвардской школы бизнеса Говард Стивенсон в своих работах, посвященных предпринимательству, дал достаточно емкую формулировку, определив его как «поиски возможностей за пределами контролируемых на данный момент ресурсов» [14-16]. Именно, этот важный контекст способствует тому, что, университет развиваясь, как предпринимательский, рано или поздно выйдет за границы имеющихся у него ресурсов, и будет расширять свою деятельность, но для этого требуется формирование вокруг себя соответствующей данным задачам экосистему.
Отвечая на вопрос, что такое предпринимательский университет Константинов Г.Н. и Филонович С.Р. отмечают, что он может стать значимым элементом индустриального кластера, тем самым преодолевая свой дефицит финансовых ресурсов и, одновременно содействуя развитию региона, в котором он работает [6] (Konstantinov, Filonovich, 2007). Надо сказать, что кластерный способ интеграции является предшествующей ступенью для экосистемного взаимодействия, что также подтверждает тезис о том, что предпринимательский университет может выступать основой для создания научно-образовательной экосистемы. Важно при этом учитывать, что как отмечают исследователи, университеты играют существенную роль в инновационном развитии российского бизнеса за счет способности к созданию инноваций и подготовки специалистов, способных работать с новыми технологиями [10] (Serebrennikov, Ivanova, Orlov, 2023). Поэтому сам факт взаимодействия университета с индустриальными партнерами, не только в части подготовки специалистов, но в части применения научных разработок, является основанием для отнесения его к предпринимательскому.
В своем исследовании Б.Р. Кларк выделил базовые черты, которые позволяют университету стать предпринимательским (инновационным): усиленное направляющее ядро (центральные управленческие группы, способные быстро согласовывать новые ценности с традиционными академическими), расширенная периферия развития (междисциплинарные проектно-ориентированные центры, обладающие гибкостью, что позволяет их легко создавать и распускать), диверсифицированная база финансирования (при уменьшающемся государственном, развивается грантовое и контрактное, а также доходы от услуг, от коммерческих организаций, от лицензионных отчислений, благотворительности и др.), стимулируемый академический оплот (трансформация академических структур, занимающихся исследованиями в предпринимательские, налаживающие отношения с внешней средой, запускающие новые образовательные программы, изыскивая дополнительные источники доходов) и интегрированная предпринимательская культура (культура деятельности, ориентированная на изменения, которая как институциональная форма позволяет остальным элементам реализовываться в деятельности университета) [5, с. 21-26] (Clark, 2019). На них можно опираться при идентификации предпринимательского университета.
В целом же, как отмечает Каменских М.А., университет может быть предпринимательским, если обладает структурой, ориентированной на развитие предпринимательства; осуществляет поддержку предпринимательских инициатив преподавателей и студентов; является участником кластерно-сетевого взаимодействия и характеризуется сильной степенью взаимосвязей с предприятиями [4, с. 428] (Kamensky, 2016). Что также можно рассматривать как идентификаторы для отнесения университета к предпринимательскому.
Итак, формирование предпринимательского университета связано с поддержанием внутренней культуры предпринимательства, внедрением инноваций на региональном (и не только) уровне, активное взаимодействие с госструктурами и компаниями в части предложения им решений, которые существенно повысят их эффективность и конкурентоспособность. Таким образом, университет получает возможность расширить свои источники финансирования, в том числе за счет предложения актуальных и конкурентоспособных образовательных программ.
Вместе с тем, анализируя стратегии развития мировых университетов группа ученых пришла к выводу, что для модели будущего требуется существенное наращивание инновационного и интеграционного потенциала университета с помощью современных цифровых решений, рост его социальной ответственности, формирование университета как крупной экосистемы, многофункциональной платформы для сотрудничества, глобального коммуникационного центра, ориентированного на воспроизводство общества нового типа. А в качестве определяющих параметров при формировании университета будущего предложены: ориентация на инновации, опережающее непрерывное образование, управляемая широкая интеграция, диверсификация источников доходов, социальная вовлечённость и вклад в устойчивое развитие [12] (Shtykhno, Konstantinova, Gagiev, Smirnova, Nikonova, 2022). Данные параметры можно рассматривать уже как целевую модель для трансформации предпринимательского университета в научно-образовательную экосистему.
Трансформация регионального университета в предпринимательский
Целью данного исследования является характеристика условий и предпосылок для трансформации предпринимательского университета в научно-образовательную экосистему. В качестве метода исследования был выбран сопоставительный анализ, позволяющий установить связь между направлениями деятельности университета с характеристиками предпринимательского типа.
Новосибирский государственный университет экономики и управления (НГУЭУ-НИНХ) имеет длительную историю функционирования в качестве организации, в основе деятельности которой лежит подготовка кадров для отраслей народного хозяйства. При этом четко прослеживается специализация вуза, как управленческого и экономического, хотя, в настоящее время в продуктовом портфеле 168 образовательных программ и появляются все новые и новые направления, в том числе, например, связанные с цифровыми технологиями. Что свидетельствует о гибкой подстройке продуктового портфеля к требованиям рынка. Университет организует полный цикл подготовки, начиная от программ среднего профессиональной образования до аспирантуры, включая программы дополнительного образования. НГУЭУ проводит образовательную политику в части обеспечения востребованности компетенций выпускников, для этого одним из первых в стране внедрил «кампусные курсы», направленные на формирование универсальных и надпрофессиональных навыков, что соответствует запросам рынка труда.
В целом университет позиционирует себя на рынке, как региональный, с ориентацией на потребности регионального развития, включенного в повестку, участвующего в разработке стратегий. В большей части научная деятельность университета и сфокусирована на региональном рынке, но часть проектов охватывает не только Новосибирскую область, но и другие регионы, а по ряду направлений – университет выходит даже национальный рынок. В 2023 г. НГУЭУ проводит работу по разработке профильной региональной программы, а в проект государственной программы Новосибирской области по научно-технологическому проекту включены следующие предложения НГУЭУ:
- создание и поддержка онлайн-платформы «Интеллектуальная биржа» по взаимодействию органов власти, бизнеса и образовательных организаций;
- создание лаборатории «Анализ данных в целях регионального развития», направленной на сбор, анализ и предоставление органам власти различных данных для содействия принятию решений по управлению регионом.
НГУЭУ имеет свою университетскую «Точку кипения», является организатором и участником значимых региональных мероприятий. В 2018 г. университет стал организатором Фестиваля науки NAUKA 0+, а в 2023 г. получил статус опорного вуза в Сибирском федеральном округе по проекту «ДНК России».
В течении последних нескольких лет НГУЭУ в качестве вектора выбрал для себя концепцию предпринимательского университета и на период до 2032 года – эта же концепция остается основой для перспективного развития. Движение в данном направлении происходит как, в части выстраивания активного диалога с работодателями в части совершенствования подготовки специалистов, так и в части открытия новых образовательных программ, которые базируются на мониторинге внешней ситуации. Реализуя концепцию предпринимательского университета, в вузе уделяется большое внимание развитию молодежного предпринимательства. Начиная с 2017 года было организовано и проведено уже шесть межрегиональных и региональных акселерационных программ и образовательных интенсивов (в рамках проектов «Ты – предприниматель», «Мой бизнес», «Платформа университетского технологического предпринимательства»), в которых приняли участие более 1500 человек (в т.ч. более 1000 студентов НГУЭУ), было разработано около 400 проектных инициатив. Студенты университета - участники, финалисты, победители профильных федеральных конкурсов и акселераторов («Молодой предприниматель России», «Я – предприниматель», RAISE, «А: Старт», «Твой ход» и т.д.), получатели грантов и субсидий на поддержку и развитие собственного бизнеса по программам «Студенческий стартап» и «Молодежное предпринимательство». А с 2019 года от 15 до 20 проектов в год защищают в формате ВКР как стартап или бизнес-тезис. Сформирован пул наставников, способных сопровождать молодежные проекты разной направленности и уровня инновационности.
В структуре университета функционирует проектный офис, задачей которого является становление и развитие проектной деятельности. В управлении вузом применяется проектный подход, параллельно реализуется множество проектов: «Предпринимательский университет», «Развитие метакомпетенций», «Финансовая грамотность», «Качество образования», «Молодые профессионалы», «Кураторство», «Управление на основе данных», «Внеучебные траектории». В качестве перспективных проектов университета планируется реализовать: «Развитие цифровых образовательных технологий», «Экспорт образования», «Выявление и поддержка талантов» и др. Проектная деятельность позволяет гибко подходить к изменениям, быстро реагировать на новые запросы. В целом университетская среда, как в части студентов, так и в части преподавательского состава, пронизана предпринимательской культурой, готова к изменениям, чему, в частности способствует вовлеченность в процессы управления и трансформации.
Система управления университетом включает в себя: коллегиальные органы, принимающих решения (конференция работников и обучающихся, попечительский совет, ученый совет); экспертные (совещательные) органы (учебно-методический совет; научно-технический совет, экспертные группы ученого совета, отдельные рабочие группы); контрольно-ревизионные органы (служба внутреннего контроля, ревизионная комиссия ученого совета); систему профильных групп, комиссий и советов (по качеству образования, по урегулированию конфликта интересов, согласительная комиссия и т.д.); проектный офис – структурное подразделение, являющееся «держателем» проектов развития, реализуемых для достижения целей программы развития. В период 2023-2025 гг. университет планирует повысить роль представителей внешней среды в работе различных органов управления для более объективного принятия решений.
В части реализации «Трех миссий университета» и в соответствии с международным рейтингом НГУЭУ входит в группу 87-112, а в Национальном агрегированном рейтинге в 2023 г. включен в 1 лигу университетов.
Доля государственного задания (бюджетного финансирования) в доходах от образовательных услуг НГУЭУ в течении последних пяти лет не превышает 20%. Университет по праву считается «рыночным» вузом, входящим по данному показателю в первую десятку государственных вузов России.
Подводя итог можно сказать, что НГУЭУ по базовым чертам предпринимательского университета, предложенных Б.Р. Кларком, в целом соответствует данной концепции. Вместе с тем для более явного проявления данной позиции требуется усиление инновационной составляющей в деятельности университета, более тесная связь с предприятиями региона в части формирования запроса на прикладные разработки, а также проведение целенаправленной политики в части кадрового развития, связанного с формированием необходимых предпринимательских компетенций. Университет на перспективу ставит в качестве одной из целевых характеристик - экспорт знаний, а также «опережающую» цифровую трансформацию процессов и направлений деятельности, включая сферу управления университетом.
В целом это может стать базисом для дальнейшего перехода на более высокую ступень развития, но следует иметь в виду, что переход на уровень научно-образовательной экосистемы требует все большей открытости и социальной вовлеченности не только со стороны сотрудников и студентов университета, а также высокой заинтересованности в сервисах и продуктах вуза внешних стейкхолдеров. Кроме того, важно сформировать широкую интеграцию всех стейкхолдеров на определенной базе или платформе, предоставляя инновации, опережающее непрерывное образование, обеспечивая глобальную повестку, в том числе связанную с устойчивым развитием. Все это будет способствовать большей диверсификации источников доходов, а значит увеличению ресурсной базы для функционирования университета. Позволит привлечь на условиях гибридной и дистанционной занятости большее количество сотрудников, обладающих, в том числе уникальными компетенциями, необходимыми для перспективного развития.
Таким образом, можно сказать, что применение современных цифровых технологий, как в управлении университетом, так и в процессе предоставления своих сервисов и услуг потребителям (как внешним, так и внутренним) будет способствовать более эффективной трансформации, отвечающей требованиям и запросам информационного общества, и цифровой экономики в целом.
Выводы
Подводя итог, можно сказать, что исследование показало важность перехода на новую ступень развития для современных российских университетов. Вместе с тем, не все университеты находятся в позиции предпринимательских, оставаясь на уровне 1.0 или 2.0, для таких вузов переход к научно-образовательным экосистемам может быть затруднен, так как потенциал не будет достаточным для реализации глобальных задач.
Проведенное нами исследование позволяет сформулировать следующие практические рекомендации в части трансформации университетов в научно-образовательную экосистему:
1. Необходимо становится все более открытыми для взаимодействия с внешними стейкхолдерами университета. Для этого требуется не только обеспечить доступ к сервисам и платформам, но и обеспечить востребованность тех ресурсов, которые там будут, исходя из запросов широкого круга пользователей.
2. В современных условиях важно постепенно расширять практику привлечения университетами человеческих ресурсов на условиях нетрадиционной занятости, используя для это формат проектной, дистанционной и гибридной деятельности.
3. Требуется определенное позиционирование университета в глобальной повестке для увеличения числа вовлеченных в научно-образовательную экосистему пользователей, что предполагает проведение соответствующей коммуникационной политики, расширения и интеграции каналов коммуникаций.
4. Важно осуществлять мониторинг качества человеческих ресурсов, задействованных в деятельности научно-образовательной экосистемы. Осуществляя перманентно программы кадрового развития.
5. Требуется также проводить оценку эффективности применяемых механизмов экосистемного взаимодействия для обеспечения устойчивости, развивать доверие между участниками.
Дальнейшее исследование данной проблематики требует формирования конкретных показателей, характеризующих деятельность научно-образовательных экосистем, что позволит оценить их эффективность по сравнению с другими моделями университетов. А также важным является уточнение принципов и особенностей управления научно-образовательными экосистемами.
Источники:
2. Виссема Й. Цель университета – научить студента решать проблемы. Iem.tsu.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://iem.tsu.ru/news/yokhan-vissema-tsel-universiteta-nauchit-studenta-reshat-problemy.html (дата обращения: 16.01.2024).
3. Головко Н.В., Зиневич О.В., Рузанкина Е.А. Университет третьего поколения: Б. Кларк и Й. Уисема // Высшее образование в России. – 2016. – № 8-9. – c. 40-47.
4. Каменских М.А. Исследование концепции предпринимательского университета и институциональных факторов его деятельности // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. – 2016. – № 3. – c. 420-433. – doi: 10.15826/vestnik.2016.15.3.022.
5. Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 240 c.
6. Константинов Г.Н., Филонович С.Р. Что такое предпринимательский университет // Вопросы образования. – 2007. – № 1. – c. 49-63.
7. Кранзеева Е.А. Новые модели университетов: вклад в региональное развитие // Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – № 5(111). – c. 64-73.
8. Масалова Ю.А. Научно-образовательная экосистема как среда для развития человеческих ресурсов // Креативная экономика. – 2022. – № 12. – c. 4973-4986. – doi: 10.18334/ce.16.12.116926.
9. Носонов А.М. Факторы формирования предпринимательских университетов в России // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. – c. 30. – doi: 10.17513/spno.29978.
10. Серебренников С.С., Иванова Н.М., Орлов М.А. Роль университетов в инновационном развитии российского бизнеса // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 1. – c. 439-452. – doi: 10.18334/vinec.13.1.117032.
11. Хангельдиева И.Г. Образовательные экосистемы - тренд развития современного российского образования в ближайшем будущем // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2022. – № 1. – c. 68-88. – doi: 10.51314/2073-2635-2022-1-68-88.
12. Штыхно Д.А., Константинова Л.В., Гагиев Н.Н., Смирнова Е.А., Никонова О.Д. Трансформация моделей университетов: анализ стратегий развития вузов мира // Высшее образование в России. – 2022. – № 6. – c. 27-47. – doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-6-27-47.
13. Clark B. Creating Entrepreneurial Universities: Organization Pathways of Transformation. - Guildford, UK: Pergamon, 1998. – 163 p.
14. Stevenson H.H. A perspective on entrepreneurship // Harvard Business School Working Paper. – 1983. – p. 13.
15. Stevenson H.H. Why entrepreneurship has won!. Coleman White Paper. [Электронный ресурс]. URL: https://www.usasbe.org/pdf/cwp-2000-stevenson.pdf.
16. Stevenson H.H., Gumpert D.E. The heart of entrepreneurship // Harvard Business Review. – 1985.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 07:50:31