Управление качеством человеческих ресурсов научно-образовательных производственных комплексов

Феклистов И.Ф.

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать эту статью:



Введение

Образование – основа успешного будущего страны. Оно помогает быстрыми шагами подниматься на новые ступени развития. Уровень образования населения – это один из ключевых показателей развития общества. Качественное образование - самое большое богатство нашей страны.

Советская система образования эффективнейшем образом решала задачи подготовки квалифицированных специалистов. Именно эта система позволила стать Советскому Союзу сверхдержавой, добиться уникальных успехов в промышленности, медицине, науке. Качество системы советского образования высоко ценилось специалистами всего мира, в том числе и на Западе. Известно, что Джон Кеннеди однажды заметил: «Мы проиграли русским космос за школьной партой». Очень мудрые слова.

По мнению профессора, ректора Санкт-Петербургского государственного экономического университета Максимцева И.А.: «Россия относится к числу стран с высокоразвитым человеческим потенциалом, хорошо профессионально подготовленной рабочей силой. Это было достигнуто во многом благодаря существовавшей в прошлые годы хорошо отлаженной подготовке кадров. Однако с переходом к рыночной экономике и фактической остановкой производства на многих предприятиях изменилась система ценностей, труд потерял в жизни общества первостепенное значение, была разрушена система профессионального образования». [1, c.14] (Maksimcev, 2014, p.14)

Считаем, что уход от Болонской системы, огромная победа и прорыв для России. Эта прежде всего независимость и возможность выстроить собственную национальную систему подготовки кадров. Причем ту, которая нужна именно нашей стране, а не некоему международному сообществу.

Исследования показывают, что российский рынок труда всегда испытывал дефицит хороших кадров. Кадровый дисбаланс вызван перекосами в российской системе профессионального образования, которая очень медленно реагирует на запросы научно – технологического суверенитета. Пока остается проблема дефицита специалистов нужной квалификации. Сегодня громадный дефицит инженеров, хотя ежегодно увеличивается число бюджетных мест в университетах на инженерные специальности. В силу еще низких зарплат у молодых специалистов, инженерный труд нередко считается непрестижным. Следующая проблема в том, что система профессионального инженерного образования нередко не дает необходимых компетенций. Кроме того, еще слабо развита система дополнительного образования, доступная переквалификация. На промышленных предприятиях еще пока сложно организовать переобучение специалистов – инженеров раз в три года.

В стратегии научно-технологического развития России отводится значительная роль научно – образовательным производственным комплексам, сформированным на основе учреждений высшего образования. Он интегрирует в себе, независимо от источника финансирования и правового статуса, научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, лаборатории, научные секторы промышленных, транспортных, строительных организаций, а также школ, колледжей, техникумов, профессиональных училищ, организаций дополнительного образования. Считаем, что научно-образовательный производственный комплекс является важной организацией подготовки качественных человеческих ресурсов.

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК БАЗОВАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

Считаем, чтобы сделать образ квалифицированного работника в массовом сознании молодежи более современным и привлекательным, необходимо начинать это с дошкольного образования, а затем в школе. В этих целях необходимо создать заинтересованность детей в развивающих занятиях, специальных кружках, где формируется первый интерес к творчеству, к изобретательству, к изучению иностранных языков. Конечно же, здесь основополагающую роль могут сыграть квалифицированные педагогические работники.

Проведенный анализ показывает, что недостаточно еще количество мест в дошкольных учреждениях, а также требуется там повысить численность педагогических работников, имеющих высшее педагогическое образование.

Численность воспитанников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в 2022 году, снизилась по сравнению в 2017 годом на 6,3%. На тысячу детей в возрасте 1-6 лет приходилось в 2018 г. – 639 мест или 63,9%, в 2022 – 784 места или 78,4%. (источник: разработано автором по материалам [5, c. 198] (Rosstat, 2023, p.198).

Численность педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в 2022 году снизилась на 2,5% по сравнению с 2020 г. Из них имеющих высшее образование составила в 2020 г. -57,1%, в 2022 г. – 58,2%, из них имеющих педагогическое образование в 2020 г. только 54,4%, в 2022 г. -55,1%. Имеющих среднее-профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена в 2020 г. - 42,3%, в 2022 г. – 41,3%, из них педагогическое в 2020 г. - 40,5%, в 2022 г. – 39,2%. (источник: разработано автором по материалам [5, c. 503] (Rosstat, 2023, p.199).

Анализ состояния начального основного и общего образования показывает, что пока здесь еще имеются существенные проблемы, резко снизилась численность обучающихся за последние десять лет. Так 2022/2023 гг. учебном году численность обучающихся по образовательным программам начального, основного и среднее общего образования снизилась на 13,6% по сравнению с 2000/2001 гг. Численность обучающихся, получивших аттестат об основном общем образовании в 2022/2023 учебном году, снизилась на 35,2% по сравнению с 2000/2001 гг, а получивших аттестат о среднем образовании в 2022/2023 году, численность снизилась на 56,3% по сравнению с 2000/2001 гг. (источник: разработано автором по материалам [5, c. 201] (Rosstat, 2023, p.201).

Остается пока проблемой улучшение условий для обучающихся в общеобразовательных школах. Так численность обучающихся, занимавшихся в школах во вторую и третью смену в 2022/2023 учебном году повысилась на 41,2% по сравнению с 2010/2011 гг. Численность обучающихся во вторую и третью смену в 2010/2011 гг. составила 1,7 млн. чел или 13% от общей численности обучающихся. В 2022/2023 гг. численность во вторую и третью смену составила 2,7 млн.чел. или 16% от общей численности обучающихся. (источник: разработано автором по материалам [5, c. 201] (Rosstat, 2023, p.201).

Пока еще снижается численность учителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и общего образования. Так в 2022 году численность учителей, имеющих высшее образование составила 83,9% и снизилась по сравнению с 2020 г. где их было 87,0%, снизилась также из них имеющих высшее педагогическое образование на 4,4%, в 2022 году их было -79,7%, в 2020 г. -84,3%. Учителей, имеющих среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена в 2020 г. составило – 12,3%, в 2022 г – 15,0%. Из них имеющих педагогическое образование в 2020 г – 11,5%, в 2022 г. – 13,6%. (источник: разработано автором по материалам [5, c. 202] (Rosstat, 2023, p.202)

Пока еще значительную долю среди педагогов составляет удельный вес женщин в общей численности учителей: в 2020 г. -88,3%, в 2022 г. -89,1%. (источник: разработано автором по материалам [5, c. 202] (Rosstat, 2023, p.202).

Остается пока еще проблемой в обеспечение школ электронными средствами обучения. Так число персональных компьютеров, используемых в учебных целях на тысячу обучающихся в 2020 году, составляло 158 шт., в 2022 году -174 шт., то есть обеспеченность составила 17,4%. Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, имевших доступ к сети Интернет на тысячу обучающихся в 2020 году, составило – 120 шт., в 2022 году – 135 шт., то есть 13,5%. (источник: разработано автором по материалам [5, c. 202] (Rosstat, 2023, p.202)

Научно – образовательные производственные комплексы (НОПК), созданные на основе университетов с участием школ, колледжей Санкт-Петербурга организуют для работы с детьми в школах центры цифрового образования, куда привлекаются опытные наставники и разработчики из компаний – лидеров в области информационных технологий. Разрабатываются направления по программированию на разных языках по системному администрированию, робототехнике, информационной безопасности, разработке приложений для мобильных устройств.

Считаем, что дети, обучаясь в таких центрах, понимают, как и где они могут применить свои навыки, в какие учреждения образования они могут пойти. Такое дополнительное образование позволяет детям попробовать себя в разных сферах, посмотреть, что им больше подходит. Преподаватели в такие центры приходят из реального сектора экономики, программисты с предприятий научно-образовательного производственного комплекса. При этом все они проходят ежегодное повышение квалификации.

АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАДРОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Анализ показывает, что численность студентов, прием на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена из года в год незначительно растет. Так в 2022 году численность студентов составила 2 983,1 тыс. чел. Однако значительная часть студентов обучается на платной основе, включая оплату родителями налогоплательщиками. Численность таких студентов составляет 40,1%. В 2022 году выпущено специалистов среднего звена 612,5 тыс. чел., в том числе количество обучающихся по договорам об оказании платных услуг, включая оплату родителями- налогоплательщиками, составила 243,8 чел., то есть 39,7%. К сожалению, численность обучающихся на платной основе в 2022 году выросла на 51,4% по сравнению с 2020 годом. (источник: разработано автором по материалам [5, c. 208] (Rosstat, 2023, p.208) Считаем, что это сдерживает обучение по программам подготовки специалистов среднего звена и влияет на качество, так как обучающиеся вынуждены одновременно работать, отрываясь от занятий, чтобы заплатить за обучение.

Проведенные исследования показывают, что в России остро не хватает рабочих рук. По мнению профессора, ректора Санкт-Петербургского государственного экономического университета И.А. Максимцева: «За последние годы существенно снизился профессиональный квалификационный уровень рабочих, упала трудовая и производственная дисциплина и др.» [2, c.14] (Maksimcev, 2010, p.14)

Сегодня проблема с подготовкой кадров обострилась, профтехучилища, техникумы, колледжи были переданы на региональные бюджеты, в результате произошло сокращение количества подготовки кадров. Многие местные бюджеты не готовы оказывать финансовую помощь в развитии этих учебных заведений. Поэтому очень необходима помощь федеральных органов. В связи с этим предлагается принять закон в Государственной Думе РФ о введении отдельной строки в федеральном бюджете о поддержке учебных заведений по подготовке рабочих профессий.

В связи с резким сокращением, или даже ликвидацией, профессионально – технических училищ, техникумов, переходом их в связи с получением аттестации в разряд колледжей, у нас в стране резко снизилась численность студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих. Так численность студентов, обучающихся по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих в 2000 г. составляла 1,3 млн.чел., в 2022 г. численность составила 576,7 тыс. чел., то есть снижение составило 47,8%. Прием на обучение по образовательным программам квалифицированных рабочих, служащих в 2000 году составил 845 тыс. чел., в 2022 учебном году всего было принято 209,5 тыс. чел., то есть снижение произошло на 75,3%. Выпуск по образовательным программам квалифицированных рабочих, служащих в 2000 году составил 763 тыс. чел., в 2022 учебном году выпуск составил 161,2 тыс. чел., то есть снижение произошло на 77,9%. (источник: разработано автором по материалам [5, c. 205] (Rosstat, 2023, p.205).

Численность студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования на 10 тысяч человек населения, по программам подготовки: квалифицированных рабочих, служащих в 2000 г. составила 115 чел., в 2022 г. -39 чел. Специалистов среднего звена в 2000 г. -162 чел., в 2022 г. – 204 чел. Выпуск квалифицированных рабочих, служащих в 2000 г. составил 118 чел., в 2022 г. -22 чел., специалистов среднего звена в 2000 г. – 90 чел., в 2022 – 86 чел. (источник: разработано автором по материалам [5, c. 194] (Rosstat, 2023, p.194).

Такое резкое снижение подготовки и выпуска квалифицированных рабочих и служащих за последние 20 лет, объясняется тем обстоятельством, что раньше обучение производилось в основном за счет федерального бюджета. Анализ источников финансирования обучения в 2022 году показывает следующую картину. Так из обучающихся 576,7 тысяч студентов за счет федерального бюджета 3,5 тыс. чел., за счет бюджета субъектов 532,6 тыс. чел., местных бюджетов 1,4 тыс. чел., за счет платных услуг, включая в основном родителей, обучаются 39,3 тыс. чел. (источник: разработано автором по материалам [5, c. 205] (Rosstat, 2023, p.205).

Исследования показывают, что главная проблема нашей экономики – катастрофический недостаток квалифицированных специалистов среднего звена, представителей, так сказать рабочей интеллигенции.

Образовательная и техническая база современных колледжей – гораздо ниже среднего уровня. Однако практическим занятиям в колледжах сегодня отводятся 70% учебного времени, потому что только так студенты могут освоить навыки и компетенции, которые позволят им с первых дней работы встроиться в производственный процесс. Представляется, что задача поэтому – модернизировать и переоснастить современным оборудованием мастерские и лаборатории, а также создать новые.

Считаем, чтобы возродить, а по сути, создать заново российское среднее специальное образование, необходимо объединение усилий научно – образовательных производственных комплексов совместно с бизнесом.

Многие промышленные предприятия испытывают трудности с привлечением работы для молодежи, выпускников колледжей и даже вузов. Действительно, почти половина сегодня обучающейся молодежи в колледжах и вузах вынуждена платить за обучение. Мы считаем, что главная роль в решении этой важнейшей проблемы здесь у государства и нужно сделать получение профессии на бесплатной основе за счет федерального бюджета.

Исследования показывают, что качество специалиста рабочего напрямую зависит от качества полученного образования: дошкольного, школьного, среднеспециального, высшего и дополнительного профессионального. Так производительность труда на станках с числовым программным управлением напрямую зависит от уровня образования рабочего.

Уважение к рабочим профессиям, которое выросло в пролетарском государстве, превратилось у молодежи сегодня, зачастую, в презрение к «грязной» работе. Молодежь ищет легких денег. Ребенок видит в навязываемой ему информации в интернете, как отдельные блогеры якобы зарабатывают фантастические деньги. В сознание ребенка вбивается «уверенность», что если пойдешь в блогеры, то можешь стать миллиардером, а если станешь рабочим – станочником, то будешь бедным. Упрощенную привлекательность, как легко можно стать богатым, не работая, показывают постоянно даже государственные телеканалы. «Как стать миллионером?», «Секрет на миллион», всевозможные лотереи с выигрышем квартиры и тому подобные передачи. При этом телеканалы сегодня не показывают величие человека труда. Если раньше «рабочей элитой» называли токаря, различных станочников, заслуженно прославляли, давали государственные награды со званием Героя труда, то теперь в «элиту» записываются бизнесмены – миллиардеры. В кино были фильмы о героях производства. К сожалению, за последние 30 лет не поставлено современных фильмов, которые бы показывали, как создаются любые элементы нашей материальной цивилизации. Если мастера художественного творчества начнут уделять внимание людям труда, рабочим профессиям, это сможет изменить отношение молодежи к труженикам, создающим материальные ценности. И тогда любой актер, любой блогер поймут, что общество, промышленность и они сами не проживут без рабочего класса.

Считаем, что для привлекательности получения среднего специального образования, необходимо объединение усилий научно-образовательных производственных комплексов по созданию в регионах профессиональных кластеров по приоритетным направлениям: металлургии, машиностроению, атомной промышленности и т.д. Кластеры не только могут готовить квалифицированных специалистов, но и организовывать занятия по повышению квалификации педагогов колледжей и техникумов. Следует отметить, что в новых стандартах обучения акцент смещается на практическую подготовку. При этом включается большой процент современных образовательных технологий: дополненная реальность, видеоуроки и т.п.

Следует отметить, что современные реалии требуют резкого увеличения подготовки IT, и программистов в колледжах и техникумах.

Исследования показывают, что в новом стандарте образования отсутствует программа подготовки токарей-универсалов. Акцент делается на подготовку операторов станков с числовым программным управлением. Однако современных станков в большинстве колледжей и техникумов нет, и чтобы их приобрести, необходимы громадные средства. Кроме этого, много проблем в колледжах с устаревшей материально – технической базой, нехваткой общежитий, дефицитом педагогических кадров. Считаем, что решение этих насущных проблем можно осуществить через участие и взаимодействие бизнеса с научно – образовательными производственными комплексами.

Очень важно закрепить взаимоотношения колледжа с конкретным работодателем (предприятием) и вузом. Так после окончания колледжа при Санкт-Петербургском политехническом университете, выпускник получает профессию, а потом может окончить бакалавриат, причем не за четыре, а за три года, поскольку ряд дисциплин ранее уже освоен. Здесь также предусмотрена профориентационная работа в школах. Начиная с 6 класса, организуются выставки, приходят с предприятия специалисты, выступают перед учащимися. Проводят экскурсии со школьниками в цехах промышленного предприятия. В результате учащиеся уже к 9 классу лучше ориентируются в профессиях и выбирают их более осознанно.

Интересным направлением в профориентационной работе могут стать всевозможные конкурсы, соревнования среди студентов колледжей, техникумов и старшеклассников школ, которые показывают свое мастерство в высокотехнологичных направлениях – от разработки мобильных игр и создания беспилотников до программирования нейронов и моделирования экзоскелетов. Для научно-образовательного производственного комплекса это своеобразная выставка вакансий, когда предприятие видит способности молодых талантов и может предложить, например, не сразу работу, а стажировку с перспективой трудоустройства. [4, c.79] (Okrepilov, 2003, p.79)

Большую роль в увлечении детей в этом направлении играет создание центров дополнительного образования школьников в научно-образовательном производственном комплексе. Эти центры развивают интерес и способности к инженерным наукам, они позволяют школьникам получить опыт работы над инженерными задачами. Они объединят школьников, студентов, педагогов, экспертов, партнеров в единое научно – технологичное содружество. В таких центрах могут обучаться с 5 класса по разным направлениям – нанотехнологии, исследования, моделирование физических явлений, нейросети, создание компьютерных игр, 3D- моделирование, робототехника, программирование. Тем самым школьники 5-9 классов вовлекаются в научно – техническое творчество. В таких центрах дополнительного образования идеи проектов могут разрабатываться или реализовываться ребятами вместе с наставниками, получать экспертную оценку. Именно здесь как раз могут проявиться индивидуальные наклонности и способности. Раскрытию способностей учащихся поможет создание в университетах с участием промышленных предприятий современного высокотехнологического оборудования, комфортных аудиторий и лабораторий, располагающих к творчеству и общению. Конечно же, неоценимую роль сыграют наставники из профессорско – преподавательского состава университета.

Научно-образовательные производственные комплексы, в состав которых (на ассоциированных условиях) входят школы, кроме экскурсий могут в учебных заведениях организовать кружки и секции, где происходит увлечение каким-то делом. Так в г. Пермь уже свыше 20 лет организована выставка – форум, которая помогает молодежи определиться с учебным заведением и будущей профессией. Представители образовательных учреждений, предприятий и власти общаются со школьниками, студентами и их родителями. Мастер-классы, воркшопы, интеллект – игры, эти современные форматы помогают найти общий язык с подрастающим поколением. Краевые власти, в свою очередь, создают условия, чтобы молодежь стремилась получить образование в родном регионе. Здесь для учреждений среднего образования строятся учебные корпуса, мастерские, спортзалы. Для студентов вузов строится межвузовский кампус. На выставке – форуме принимают активное участие около 50 ведущих промышленных компаний – ассоциированных участников научно – производственных промышленных комплексов. Проводят для молодых людей краш – тесты профессий. Школьники и студенты в буквальном смысле попробовали их и им стало понятно, что им подходит. Очень важно подчеркнуть, что эти предприятия активно вкладываются в развитие образовательных учреждений и включаются в проекты.

В соответствии с региональной целевой программой «Информатизация систем образования» в поселке Волосово Ленинградкой области, был учрежден 20 лет назад центр информационных технологий. Сегодня это образовательная организация, в которой учащиеся школ района могут получать самые современное техническое дополнительное образование. Здесь опытные преподаватели могут научить детей новому и интересному о программировании и сайтостроению, журналистике, конструированию и робототехнике, 3D – моделированию, видеомонтажу, также центр в рамках программы «Наставничество» оказывает консультации учителям – предметникам, занимается аттестацией и повышением квалификации педагогов, организацией научно – исследовательской деятельности и конкурсного движения, а также проведению фестивалей.

Исследования показывают, что, к сожалению, массовое и доступное дополнительное образование пока еще на не достаточном уровне, и прежде всего потому, что дети находятся на внеурочных занятиях, которые занимают все оставшееся время после уроков. Думается, что часть внеурочных занятий можно заменить на участие в кружках и секциях, овладевая каким-либо ремеслом. Считаем, что разговоры обо всем и ни о чем, формируют в подростковом возрасте невольное отторжение от рабочих профессий, сколько ни рассказывай школьникам о «романтике» машиностроения и технического прогресса. Больше произведет впечатление на школьников посещение завода, фабрики, например показ результатов работы программиста, каких чудес можно добиться на металлообрабатывающем станке с числовым программным управлением.

Исследования показывают, что в 2024 году впервые в истории страны выведены на единую цифровую платформу «Работа России» все её колледжи (около 3,2 тыс. учебных заведений). Информация о них теперь доступна во всех регионах страны, как абитуриентам, так и заказчикам обучения. Благодаря этому потенциальные работодатели разместили на платформе в этом году около 13 тысяч предложений на 56 тыс. рабочих мест. Обучить и трудоустроить у себя молодых людей были готовы, в первую очередь, заказчики из Санкт-Петербурга, Кемеровский, Смоленской, Московской и Самарской областей. Чаще всего они предлагают абитуриентам такие направления, как машиностроение, техника и технологии наземного транспорта, электро- и тепло- энергетика и др.

Представляется, что в каждом регионе на основе научно-образовательного производственного комплекса можно создать технологический колледж с помощью бизнес-сообщества без участия бюджетного финансирования. Такие колледжи могут стать современными техническими образовательными центрами, локомотивами технического образования в стране. Они объединят усилия бизнес - сообщества, работодателей крупных корпораций и региональных органов власти.

Кроме этого, в этих технологических колледжах могут обучаться и студенты из стран БРИКС, это позволит организовать мобильность студентов и преподавателей. Наладится международный обмен образовательными технологиями. Это позволит российским студентам проходить практику в высокотехнологичных корпорациях Китая, Индии, Белоруссии, ЮАР.

Следует отметить, что заметно растет численность студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования. В 2022/2023 учебном году по программам среднего профессионального образования обучалось 2 983,1 тыс. чел., а в 2020/2021 учебном году обучалось 2 759,8 тыс.чел., то есть прирост составил 7,5%. (источник: разработано автором по материалам [5, c. 206] (Rosstat, 2023, p.206). Анализ показывает, что студенты программ среднего профессионального образования в последние годы в большинстве своем ориентированы на профессии и специальности в области инженерного дела, технологий и технических наук. В 2022 году выпущено специалистов среднего звена образовательными организациями, всего 612,5 тыс.чел., в том числе по специальностям: информатика и вычислительная техника 41,3 тыс.чел., электро и теплоэнергетика 17,7 тыс.чел., машиностроение 22 тыс.чел., техника и технологии наземного транспорта 46,6 тыс.чел., техника и технологии строительства 29,2 тыс.чел., промышленная экология и биотехнологии 17,3 тыс.чел., прикладная геология 23,8 тыс.чел. (источник: разработано автором по материалам [5, c. 207] (Rosstat, 2023, p.207).

ЗНАЧЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

Считаем, что в области качества человеческих ресурсов должна строиться многоуровневая система непрерывного образования на основе принципов преемственности образования, интеграции системы высшего и послевузовского образования.

Анализ показывает, что на рынке труда в условиях конкуренции сегодня предпочтение отдается специалисту, имеющему хорошую базовую подготовку и владеющему теорией и практическими приемами решения проблем качества в конкретных условиях производства.

«В условиях конкуренции на рынке труда сегодня предпочтение отдается специалисту, имеющему хорошую базовую подготовку и владеющему теорией и практическими приемами решения проблем качества в конкретных условиях производства», - считает академик РАН В.В. Окрепилов [3. c.608] (Okrepilov, 2014, p. 608)

На протяжении последних 15 лет значительно сокращается численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры. Так в 2022/2023 учебном году их численность составила 4 130,0 тыс. чел., в 2010/2011 учебном году было 7 049, 8 тыс. чел, то есть снижение численности составило 41,4%. (источник: разработано автором по материалам [5, c. 209] (Rosstat, 2023, p. 209).

Численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры на 10 тыс.чел. населения в 2010 г. составило 493 студента, в 2022 – 282 студента. Выпуск бакалавров, специалистов, магистров на 10 тыс.чел занятых, в 2010 г. – 217 студентов, в 2022 – 113 студентов. (источник: разработано автором по материалам [5, c. 195] (Rosstat, 2023, p. 195).

Выпуск бакалавров, специалистов, магистров по уровню полученных дипломов составил всего в 2010 г. – 1467,9 тыс. чел., в 2022 году – 816,3 тыс. чел., то есть снижение составило 44,4%. Выпуск бакалавров в 2010 г. составил 126,6 тыс. чел., в 2022 г. – 540,7 тыс. чел., то есть повышение составило в 4,3 раза. Выпуск специалистов в 2010 г. составил 1306,9 тыс. чел., в 2022 г. – 110,5 тыс. чел., то есть произошло снижение в 11, 9 раза. Выпуск магистров в 2010 году – 26,3 тыс. чел., в 2022 г. – 165,2 тыс. чел., то есть повышение составило в 6,3 раза. (источник: разработано автором по материалам [5, c. 213] (Rosstat, 2023, p.213).

Численность профессорско – преподавательского персонала образовательных организаций высшего образования и научных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры составила в 2010/2011 учебном году 356,8 тыс. чел., в 2022/2023 учебном году – 215,1 тыс. чел., то есть снижение составило 39,6%. Имеющих ученую степень доктора наук в 2010/2011 учебном году было 44,0 тыс. чел., в 2022/2023 было 32,8 тыс. чел., то есть снижение произошло на 25,5%. Имеющих ученую степень кандидата наук в 2010/2011 учебном году было 185,5 тыс. чел., в 2022/2023 учебном году – 124,3 тыс. чел., то есть снижение составило 23,0%. Имеющих ученое звание - профессора в 2010/2011 учебном году составило 35,8 тыс. чел., в 2022/2023 учебном году – 20,2 тыс. чел., то есть снижение составило 43,6%. Имеющих ученое звание - доцента в 2010/2011 учебном году составило 115,7 тыс. чел.. в 2022/2023 учебном году – 81,7 тыс. чел., то есть снижение составило 29,4%. (источник: разработано автором по материалам [5, c. 210] (Rosstat, 2023, p.210).

На Восточном экономическом форуме в сентябре 2024 г. Президент РФ В.В. Путин заявил: «Мы должны обеспечивать развитие экономики на собственных технологических решениях с высококвалифицированными, подготовленными и мотивированными кадрами. Нужно качественно готовить кадры – это важнейшая задача государства».

В повышении качества человеческих ресурсов важную роль играет наставничество. Оно зародилось в нашей стране в 1920-1930 гг. Сейчас социальные, экономические условия сильно изменились. Далеко не все люди, могут быть наставниками. Человек может быть уникальным профессионалом, но он не способен быть наставником и передать свои знания другому. Поэтому очень важно найти людей, способных обучать, держать внимание аудитории. Представляется, что на государственном уровне должны быть законы, стандарты, позволяющие наставничество сделать профессией и юридически закрепить этот статус.

В условиях научно-образовательного производственного комплекса, созданного на базе или с участием вуза, специалист наставник представляет конкретное предприятие. Это дает возможность студентам уже с первого курса проходить практику, где за ними закрепляется определенный наставник. В результате эти студенты быстрее осваиваются в компании и с желанием приходят туда после окончания вуза.

В созданном на базе Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана научном – образовательном производственном комплексе, основными образовательными программами, являются программы подготовки магистров, инженеров со степенью. Здесь развиты системы научных и исследовательских подразделений (лаборатории, научные центры, НИИ, КБ, полигоны и т.д.), в том числе созданные совместно со ассоциированными структурами РАН и РАО. [6, c.116] (Savelev, 2021, p.116)

Сегодня в университетах вместе с индустриальными партнерами на базе научно-образовательных производственных комплексов создаются «Цифровые кафедры». На этих кафедрах можно пройти бесплатное обучение или переподготовку по IT-направлениям, не отрываясь от учебы на основном курсе. Обучение здесь могут пройти не только специалисты инженерных направлений, но и будущие экономисты, юристы, управленцы, в работе которых сегодня пригодятся и навыки создания алгоритмов компьютерных программ.

Исследования показывают, что специалистов в сфере искусственного интеллекта (ИИ), виртуальной реальности очень востребовано в настоящее время. Проект «Цифровые кафедры» объединяет студентов разных направлений подготовки (IT, физики, химии и т.п.). Участники могут освоить все этапы создания IT-продукта, примеряют на себе роли системного аналитика, бизнес – аналитика, менеджера, программиста, разработчика, дизайнера.

Очень важно подчеркнуть на «Цифровой кафедре» преподают реальные эксперты, практики научно – образовательного производственного комплекса, которые объясняют студентам и помогают им не тратить время на разработку.

Для улучшения подготовки инженеров необходима организация физико – математических школ, создание условий в школах, чтобы 9-11 классы специализировались на инженерных направлениях.

Для школьников из удаленных территорий из сельской местности проводится работа по организации в промышленных центрах в инженерных школах точек роста, где есть и современное оборудование, и доступ в интернет, и технологии. Все это позволит популизировать инженерные науки. Представляется, что очень важно создание инженерных школ на базе ведущих инженерных вузов, где инженерные науки традиционно очень сильны.

Исследования показывают, что повсеместно промышленные предприятия испытывают недостаток специалистов инженерных и технических профессий. «Чтобы быть успешными, компании должны существенно повысить инвестирование в человеческие ресурсы и новые технологии», - считает профессор, ректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета И.А. Максимцев. [2, c.12] (Maksimcev, 2014, p.12)

Поэтому очень важно в научно-образовательном производственном комплексе организовать программы подготовки инженерных кадров и соединять их с предприятиями. Мотивировать в регионах рост доли выпускников школ, которые выбирают именно математику, физику, биологию и информатику. Также мотивировать создание современных классов и организовывать совместно с работодателями на предприятиях стажировку, уроки на производстве и мотивацию детей в будущем получить профессию и работать на промышленном предприятии.

Вошло в практику готовить инженера в университете на коммерческой основе с оплатой предприятия – будущего работодателя. Перед подписанием договора об оплате учебы студента, работодатель проводит с потенциальным работником собеседование. После собеседования работодателю становится ясно, насколько будущий студент гарантирует работать на данном предприятии.

С 2024 года работодатель уже никак не влияет на процесс отбора будущего работника. Более того, студенту не всякий работодатель может гарантировать социальные гарантии – общежитие, стипендию. Не всякое предприятие может гарантировать после окончания вуза молодому специалисту дополнительные квалификации и социальные льготы, если нет возможности платить достойную заработную плату.

Исследования показывают, что за последние 10 лет государственные вузы увеличили выпуск инженерных кадров на бюджетной основе. Однако эти выпускники не редко не идут работать по специальности по разным причинам: кого-то не устраивает маленькая зарплата, где-то далеко добираться до завода, где-то после окончания вуза работодатель сразу требует опыт от выпускника, не проработавшего ни часу на предприятии.

Представляется решение проблем, что якобы нехватку инженеров можно решить за счет улучшения практической качественной подготовки студентов. Чтобы была взаимная востребованность будущего инженера и работодателя, необходимо студенту с первого курса университета внимание предприятия. Прохождение учебных и производственных практик, стажировок с материальной оплатой и написание дипломного проекта по тематике, связанной с технологическим развитием предприятия, реального внедрения в его практику элементов новизны, представленных дипломниками при их защите.

Исследования показывают, что такая взаимоподдержка бизнеса и студента возможна на крупных предприятиях, так как средний и малый бизнес нередко хочет готового инженера «здесь и сейчас». Если студент имеет только теоретические знания и не знаком с промышленным предприятием, куда он намерен пойти работать после защиты дипломного проекта, то он зачастую не вызовет интереса у работодателя.

Конечно, качество подготовки инженера зависит, в первую очередь, от технического вуза, его инженерных кафедр. Есть университеты, в которых на некоторых кафедрах работают пока еще по советским учебникам, где нет ни слова про нанотехнологии, полимеры, биохимию и т.п. Можно смело утверждать, что крупные промышленные предприятия заинтересованы, в первую очередь, в инженерах- инноваторах, способных конкурировать, когда идет гонка технологий, работодатель готов создать условия, в том числе, финансовую заинтересованность молодому инженеру, подготовленному теоретически и имеющему способности инженера – инноватора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стремительное развитие высоких технологий, рост уровня технической оснащенности производств, обеспечение высоких темпов развития науки и техники, обусловлены необходимостью достижения конкурентоспособности отечественного производства и сферы услуг, требует наличия квалифицированных специалистов и соответствующей системы их подготовки. В этом решающую роль могут сыграть научно-образовательные производственные комплексы. Они могут обеспечить повышение качества образования, вовлечение в инновационный процесс профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов, аспирантов, студентов и специалистов. Современные технологии, ускоряющиеся темпы обновления оборудования, технологических процессов требуют быстрой переквалификации, достаточной общеобразовательной и общетеоретической подготовки кадров. Необходимо усилить связь научно-образовательных производственных комплексов с промышленностью, чтобы бизнес свои средства вкладывал в подготовку качественных человеческих ресурсов.


Страница обновлена: 28.11.2024 в 11:51:25