Образование в контексте формирования инновационной культуры в обществе
Феклистов И.Ф.1
1 Научно-производственное объединение «Реинжиниринг», Россия, Санкт-Петербург
Скачать PDF | Загрузок: 2 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 11 (Ноябрь 2021)
Цитировать:
Феклистов И.Ф. Образование в контексте формирования инновационной культуры в обществе // Экономика труда. – 2021. – Том 8. – № 11. – С. 1315-1330. – doi: 10.18334/et.8.11.113822.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47314629
Цитирований: 1 по состоянию на 24.01.2023
Аннотация:
Предмет и цель. В статье освещаются результаты исследования интеграции образовательных, научно-исследовательских и производственных структур в контексте формирования инновационной культуры в целях реализации наукоемкого, научно-технического, промышленного и социально- экономического развития в интересах улучшения качества жизни населения.
Методология. Использованы методы системного анализа причинно-следственных связей на примере стратегического инновационного развития научно-технического, промышленного и социально-экономического комплекса Санкт-Петербурга.
Результаты. Выявлены наиболее перспективные формы и условия развития инновационной культуры, подготовки и использования соответствующих кадров, создания территориальных научно-образовательных и производственных комплексов.
Область применения. Результаты исследования могут быть использованы в образовании, при реализации национальных научно-технических и социально-экономических проектов, создании сети инновационно-технологических кластеров, повышении эффективности и уровня конкурентоспособности промышленного комплекса, а также системы менеджмента и др.
Ключевые слова: Инновации, научно-образовательные комплексы, инновационная культура, школа молодого ученого, инновационно-креативный потенциал, креативность
JEL-классификация: O31, I26, J24, I23
Введение
Инновационно-технологическое развитие стало неотъемлемой частью экономики XXI века. Правительством Российской Федерации поставлена задача формирования высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход к инновационному типу развития, а также стимулирования внедрения результатов интеллектуальной деятельности, интеграции науки, образования и промышленности.
В настоящее время идет активный процесс формирования теории инноватики, создания национальной инновационной системы. В России длительное время этот процесс сдерживался иллюзорной надеждой на возможность приобретения новых технологий и инноваций у «наших западных друзей». Поэтому дело не шло дальше разговоров – обсуждения этой проблемы на разных уровнях. Толчком к переходу от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития послужило установление «западными друзьями» экономической блокады России.
В этой связи ускоренное создание национальной инновационной системы стало объективной необходимостью и важнейшим фактором укрепления научного-технологического потенциала и военной безопасности страны.
Несмотря на постановку государственной задачи перехода России на инновационный путь развития, застой в этой области пока не преодолен: необходима достаточно обоснованная теоретическая база инноватики, разработка концепции инновационной системы и ее реализации, систематизация лучших практик функционирующих образовательных и научно-технологических комплексов (кластеров); создание учебно-методического обеспечения подготовки кадров по инноватике на всех уровнях обучения, а также организация получения практических навыков и проведения инновационных исследований.
Президент РАН академик А.М. Сергеев в статье «Делать шоу – не наша профессия» отмечает, «что мешает науке и почему сегодня не модно быть ученым и, что сегодня Россия – единственная в мире страна с развитой наукой, где число исследователей сокращается, в других же странах оно только растет», и «…причина в том самом финансировании [2] (Sergeev, 2021).
Действительно, численность исследователей в России сократилась в 2019 г. по сравнению с 2010 г. в 1,22 раза, в том числе в области естественных наук – в 1,26 раза, технических наук – в 1,29 раза. При этом сократилась численность исследователей, докторов технических наук за этот период – в 1,09 раза, кандидатов наук – в 1,45 раза [7, c. 505].
При этом доля ученых-исследователей докторов наук в возрасте до 29 лет сократилась – в 4,33 раза, кандидатов наук – в 2,05 раза. В возрасте до 39 лет докторов наук исследователей сократилось – в 1,22 раза, кандидатов наук – в 1,35 раза [7, c. 506].
Отсюда можно сделать вывод, что под угрозой оказалась преемственность поколений и сохранность научных школ. Одновременно с этим произошло резкое старение научных кадров России. На 10 тыс. занятых приходится 58 исследователей, тогда как в среднем, например, по странам ОЭСР этот показатель превышает 70 человек.
Все это произошло по причине того, что из года в год сокращается число научно-исследовательских организаций, выполнявших инновационные исследования и разработки. Достаточно сказать, что за период с 2017 по 2018 г. число научно-исследовательских организаций сократилось – в 1,7 раза, конструкторских организаций – в 1,3 раза, проектных и проектно-изыскательских – 4,3 раза.
Все это стало результатом того, что в России удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ составил в 2018 г. всего 2,1%, что даже ниже, чем в 2010 г. – 4,2% [7, c. 521].
Как результат, удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг составил в 2018 г. – 6,5%, в 2010 г. – 10,4% [7, c. 519].
Доля инновационно активных предприятий сократилась в России с 16,3% в 1992 г. до 8% в 2018 г.
Одновременно с этим ежегодно сокращается число научно-исследовательских организаций инновационного типа. Так, с 2017 по 2019 год число научно-исследовательских организаций сократилось в 1,7 раза, конструкторских – в 1,3 раза, проектных и проектно-изыскательских организаций – в 4,3 раза. В результате удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме выполненных работ составил в 2010 году – 4,2%, в 2018–2,1%. За период с 1992 г. по 2018 г. доля инновационно активных предприятий сократилась в России.
За последние годы коэффициент обновления основных фондов в научно-технической сфере фактически не растет, слабо развивается опытная база фундаментальной и прикладной науки и др. Хотя сейчас капиталовложения на научные исследования и разработки из федерального бюджета несколько выросли, вместе с тем затраты на исследования за счет бизнеса сократились более чем в 3 раза.
С тем, чтобы качественно изменить отношение к инноватике, необходимо существенно повысить роль непосредственных разработчиков инновационных продуктов, их мотивацию. Как справедливо отмечает профессор И.А. Максимцев, «… чтобы быть успешными, компании должны существенно повысить инвестирование в человеческие ресурсы и новые технологии» [8, c. 12] (Maksimsev, 2014, р. 12) В настоящее время доля России на международном рынке наукоемкой продукции колеблется от 0,35% до 1%. В ее структуре преобладают инжиниринговые услуги, на долю же патентов, лицензий и ноу-хау приходится лишь 3% суммарного объема экспорта.
Переход к инновационному развитию страны возможен только на основе качественного преобразования промышленного потенциала, повышения инновационной активности в обществе, комплексном и системном решении задач инноватики.
В данной статье предпринята попытка определить некоторые направления инновационного развития, связать в один узел решение проблем модернизации технической базы производства, организации подготовки кадров исследователей, начиная со средней школы, создания научно-образовательных и технологических комплексов, что позволит, на наш взгляд, ускорить формирование инновационной культуры в обществе, создать систему факторов и условий для ее реализации, представляющих в совокупности инновационно-креативный потенциал организации (региона, страны).
Сущность и этапы развития инноватики
Как известно, результатом научной деятельности является приращение нового знания. Научное знание ценно потому, что оно объективно и полезно для человеческой жизнедеятельности. К науке обращаются, чтобы понять и объяснить то или иное явление. Научное знание носит обучающе-развивающий характер.
В настоящее время каждые пять лет новое знание удваивается и служит катализатором развития других видов деятельности. Общество должно быть готово для восприятия и использования нового знания.
В третьем тысячелетии наступил новый этап развития научного знания, связанный с появлением цифровых технологий, созданием искусственного интеллекта, виртуальных форм занятости, формированием качественно новой парадигмы труда, где возрастающее значение приобретают нематериальные факторы, творческая инновационно-креативная деятельность работников.
Если в прошлом веке с помощью науки и техники воспроизводились и многократно усиливались физические возможности человека, то теперь воспроизводятся и во много раз усиливаются его умственные способности, происходит расширение применения трансактивной памяти.
Реализация нового знания независимо от сферы применения называется инновацией (инновационный процесс). Создание системы факторов и условий, необходимых для реализации инноваций, в совокупности представляет собой инновационно-креативный потенциал организации, региона, страны [6] (Melnikov, 2015).
Креативность (creative – созидание; creator – создатель, творец) в широком понимании определяется как способность к генерации существенных новаций в любом виде. В экономическом смысле – как продуктивная, ориентированная на результат способность работника к генерации существенных новаций в любой деятельности, которые должны быть эффективны, легко распространяемы и широко используемы.
При этом можно выделить несколько общих черт, присущих креативной деятельности:
· творческую компоненту труда, имея в виду способность к созданию новых форм или новому сочетанию уже известных элементов;
· принципиальный характер креативной идеи, ее ценность.
В процессе эволюции взглядов на формирование науки о креативном развитии личности и инноватике можно условно выделить следующие этапы (табл.).
Таблица
Этапы развития инноватики
Этап
|
Период
|
Основные
положения
|
Представители
|
1
|
2
|
3
|
4
|
I-й этап
|
1910–1940
гг.
|
Становление
научной концепции обновления производства, введение в научный оборот понятия «инновация»
(Й. Шумпетер), «длинные волны» (Н. Кондратьев), «мультицикличное развитие на
основе инноваций» (Д.Кейнс), «факторный подход» (Д. Кларк) и др.
|
Й.
Шумпетер, Н. Кондратьев,
Д. Кейнс, Д. Кларк, К.Э. Циолковский и др. |
II-й этап
|
1940–1970
гг.
|
Развитие
сформированных раннее инновационных идей в рамках прикладных исследований.
Классификация инноваций на продуктовые и процессные. Применение системного и ситуационного
подходов. Реализация функциональной концепции и др.
|
Дж.
Бернал, С. Кузнец, Г. Солоу, Б. Твисс, , В. Ивантер, Д. Львов, Г. Альтшуллер
и др.
|
III-й этап
|
1970–2000
гг.
|
Разработка
новых подходов к классификации инноваций, введение понятия «технологический
уклад» (С. Глазьев), формирование концепций национальных и региональных
инновационных систем; широкое применение инноваций на практике (в
производственной сфере)
|
К.
Фримен, Дж. Кларк, Ю.В. Якович, В.Д. Базилевич,
А.И. Пригожин, С.Д. Поляков, П.И. Третьяков, И. Балабанов, П. Друкер, А. Тоффлер Г. Альтшуллер, С.Ю. Глазьев, и др. |
IV-й этап
|
2000 г.
– н/в
|
Разработка
и реализация методологического обеспечения инновационно-креативной
деятельности в высокотехнологичных отраслях; законодательное установление
инновационной политики в РФ, формирование инновационных кластеров в
экономике, неоиндустриализация промышленности и др. Включение вузовской науки
в развитие инноватики
|
Ж.
Алферов, В. Макаров,
О. Мельников, С. Глазьев, А. Некипелов, А. Карлик и др. |
Научное знание обладает неисчерпаемыми возможностями для создания новых ценностей. Практика же обогащает науку. Поэтому меняющаяся экономика выдвигает все более высокие требования к уровню инновационно-креативной составляющей работников организаций, науковооруженности их труда. Творчество, новое знание, реализованные на практике, становятся нормой ведения бизнеса. Это касается всех сторон инновационно-креативной деятельности: поиска новых идей, создания и внедрения инновационных технологий и сетей, решения проблем бережливости, научной организации труда и т. д. Все эти проблемы должны стать предметом научных исследований, а главным источником знания при этом могут быть университетские лаборатории [9] (Feklistov, 2020).
Инновационный подход в экономике
Особенность перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития экономики в Российской Федерации состоит в том, что, во-первых, необходимо обеспечить опережающее прорывное развитие в тех секторах экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве; во-вторых, необходимо преодолеть углубляющуюся социально-экономическую дифференциацию российского общества; в третьих, в соответствии с концепцией Евразийского экономического союза (ЕАЭС) осуществить разработку и реализацию программы инклюзивного роста, определяемого как конвергенция качества жизни всех групп населения страны и создания равных условий для всех экономических агентов.
Концепция инклюзивного экономического роста как способ повышения глобальной производительности находит все большее применение в развитых странах.
Цель инклюзивного развития состоит в том, чтобы а) обеспечить равный для людей доступ к экономической независимости и взаимодействию между социальными группами; б) создать условия для неоднородной занятости работников. Неоднородность повышает креативность компании; в) создать условия для профессионального и инновационного развития работников, обеспечения их здоровья; г) предоставить работу, отвечающую профессиональной квалификации работников; д) иметь программу корпоративной социальной ответственности бизнеса, обеспечения основных потребностей работников, особенно находящихся за чертой бедности.
По рекомендации ЕАЭС для оценки инклюзивности организации, региона и страны в целом могут быть использованы следующие три вида показателей: а) характеризующие текущий уровень развития и качества жизни населения; б) оценивающие степень неравенства в экономике между различными группами населения или сопоставляющие значения показателей качества жизни для различных групп населения; в) показатели качества и условий жизни для наименее социально защищенных групп населения (дети, пенсионеры, женщины) [9] (Feklistov, 2020).
Инновационный подход к социально ориентированному типу развития экономики предполагает реализацию комплексных мер, взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам, включая следующие направления:
1. Развитие человеческого потенциала России, улучшение условий жизни людей и качества социальной среды. Необходимо включить в нормативный состав первичных потребностей человека приобретение профессиональных и общекультурных знаний, что является объективной необходимостью для формирования человека-творца, созидателя.
Человек-мастер (homo faber) – символ эпохи XX века, – не только не утратил своего значения в развитии производства, а продолжает оставаться востребованным в XXI как инноватор, творец, креативная личность. Появились новые профессиональные требования к человеку-мастеру, обусловленные инновационным характером развития производства, основанного на знаниях, информации, новых технологиях и материалах.
2. Создание условий для привлечения капитала в экономику: снижение инвестиционных рисков; обеспечение макроэкономической стабильности; улучшение доступа бизнеса к долгосрочным финансовым ресурсам и др.
3. Структурная диверсификация экономики на основе инновационного экономического развития: формирование национальной инновационной системы; создание территориальных научно-технических комплексов (кластеров), интегрирующих в свой состав различные специализированные кластеры; создание центров глобальной конкурентоспособности в обрабатывающих отраслях, включая высокотехнологичные производства, основанные на знаниях; технологическая модернизация, рационализация рабочих мест и создание новых взамен устаревших; разработка целевых комплексных программ повышения производительности и бережливого производства.
4. Закрепление и расширение конкурентных преимуществ России в сырьевых секторах экономики (энергетика, нефтегазовый и аграрный секторы, транспорт, переработка природных ресурсов).
5. Расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда: привлечение в страну капиталов, технологий и квалифицированных кадров; поэтапное формирование интегрированного евразийского экономического пространства совместного развития; укрепление взаимоотношений с ВТО, торговых отношений с экономическими партнерами и др.
6. Совершенствование пространственного развития российской экономики: формирование новых центров социально-экономического развития на базе энергетической и транспортной инфраструктуры; повышение комплексности и сбалансированности размещения производительных сил и др.
Важная роль в решении поставленных задач инновационного развития отводится интеграции науки, образования и промышленности.
В Федеральном законе от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) констатируется, что настоящий закон регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной продукции. Закон устанавливает порядок осуществления научно-исследовательской деятельности на территории России физическими и юридическими лицами, иностранными гражданами; права и обязанности научного работника; правовое положение научных организаций и принципы регулирования научной деятельности; формирование и реализацию государственной научно-технической политики; государственную поддержку инновационной деятельности и другие вопросы организации и осуществления научно-технической политики [1].
Роль образования в формировании инновационной культуры в обществе
Главная роль в формировании инновационной культуры, подготовке креативных работников отводится образовательным учреждениям, специальным школам, наставничеству, коучингу и др.
Со времен Пушкинского лицея известно, что главной в подготовке и сбережении талантов является творческая атмосфера, обеспечивающая «соударение умов», выход за пределы дисциплинарного поля, что свидетельствует об элитности образования.
Учить талантливому мышлению – это светлая мечта русского ученого Г.С. Альтшуллера, которому удалось постичь тайну творчества, создать стройную теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ). Изучив десятки тысяч патентов и авторских свидетельств, Г.С. Альтшуллер открыл основные законы изобретательства и показал, что процессу создания изобретений, инноваций, творческому мышлению можно обучать с детства. В настоящее время ТРИЗ признана во всем мире и применяется для решения нестандартных задач во многих областях человеческой деятельности.
Г.С. Альтшуллер первым в России организовал во многих городах школы изобретательского творчества, общественные университеты научно-технического творчества. Общее число таких школ в 80-е годы превышало 500. На каждом предприятии, в научно-исследовательском институте (НИИ), конструкторском бюро (КБ) работали бюро рационализаторства и изобретательства (БРИЗ) [3] (Altshuller, 2007).
Сейчас трудно найти такое предприятие, где сохранились бы БРИЗы или найдется специалист, который сможет правильно составить заявку на изобретение или описать его новизну.
В вузовской практике этот аспект рассматривается фрагментарно в различных курсах, однако как целостная дисциплина не изучается. В стандартах Всеросийского профессионального образования (ВПО) не нашло места обучение студентов решению непарадигмальных задач, инновационной культуре, творческому мышлению. Вместе с тем инновационная деятельность требует развития у обучающихся креативного мышления, умения создавать новые знания, применять на практике существующие теории и наработки, быстро приспосабливаться к изменениям внешней среды и учитывать их в своей работе.
При таком подходе на первый план выступает не обладание знаниями вообще, а способность к их созданию и применению. Тем самым одной из важнейших задач любой организации в плане инновационного развития, достижения конкурентных преимуществ является формирование инновационно-креативных ресурсов.
В докладе ЮНЕСКО «К обществу знания» отмечается, что в XXI веке в контексте влияния новых информационных технологий на процессы обновления личной и профессиональной компетенции, способность к инновациям приобретает все большее значение. Отныне все более будет усиливаться образовательная, обучающая составляющая в любой организации, вне зависимости от того, имеет ли она коммерческое предназначение или нет. Переход к обучающемуся обществу совпадает с развитием инноваций во всех сферах человеческой деятельности.
Выражение «обучающееся общество» (learning society) относится к новому типу общества, где приобретение знаний не ограничивается ни стенами образовательных учреждений (в пространстве), ни завершением начального образования (во времени). В сложном мире, где каждому может потребоваться выполнять различные задачи, становится необходимым продолжать учебу всю жизнь, а для этого нужно «научиться учиться». Как отмечается в докладе, «образование более не является привилегией какой-либо элиты, ни фактом принадлежности к какой-либо возрастной категории – оно относится ко всему сообществу в целом и к продолжительности существования индивидуума» [5].
Значительный вклад в изучение и развитие способностей личности, исследование креативного мышления был сделан академиком Н.П. Бехтеревой: «Обобщение моего опыта в науке, и в психофизиологии в частности, – писала Н.П. Бехтерева, – дает основание утверждать, что творческий потенциал можно увеличить и восстановить, если человек поставит перед собой творческую сверхзадачу. Более того, восстановление творческого потенциала вплоть до оптимального, реально практически независимо от возраста» [4] (Behtereva, 2008).
Н.П. Бехтерева считала, что креативная деятельность способна омолодить организм, так как при творчестве многие другие процессы в организме активизируются. При этом креативность характеризует достижения на уровне личности, а успешное внедрение этих идей на уровне организации обозначается уже как инновация, то есть креативность является определяющим фактором для реализации инновационного процесса на стадии генерирования идей [4] (Behtereva, 2008).
Таким образом, создание и воплощение новых знаний, формирование и поддержание инновационного духа внутри отдельных организаций и в государстве в целом является актуальной задачей XXI века.
Объективная потребность в развитии инновационной культуры требует разработки концепции формирования трудового потенциала инновационной системы.
Как показывают исследования, инновационная культура развивает восприимчивость людей к новым идеям, обеспечивает их готовность и способность поддерживать и реализовывать креативные решения во всех сферах жизни. Она отражает ценностную ориентацию человека и формируется в процессе развития его творческих способностей, реализации интеллектуально-креативного потенциала личности. Инновационная культура обладает способностью взаимокорреляции, самоорганизации информации, взаимозависимости ее частей, в результате чего изменение одной составляющей влечет за собой изменения и для всех остальных... Следовательно, посредством инновационной культуры можно оказывать существенное влияние на профессиональную деятельность людей, их мотивы и ценностную ориентацию. Необходимо также отметить, что инновационная культура обладает мощным антибюрократическим и созидательным зарядом, условием создания новых ценностей [9] (Feklistov, 2020).
Проблема формирования инновационной культуры была впервые обозначена выдающимся русским ученым К.Э. Циолковским в его статье «Двигатели прогресса», где он специально рассматривает проблему использования новшеств, отмечая, что причина неправильного отношения к открытиям и изобретениям кроется в человеческих слабостях.
По его мнению, реализации новшеств мешают: инертность, косность, консерватизм, недоверие к неизвестным именам, себялюбие, узкий эгоизм, временные убытки, противодействие непривычному со стороны работников, нежелание переучиваться, корпоративные интересы, профессиональная зависть и др.
Для коренного изменения отношения к инновациям, формирования в обществе инновационной культуры необходимо наряду с профессиональным обучением широко использовать экономические и моральные стимулы, восстанавливать на предприятиях работы БРИЗов (Бюро по рационализации и изобретательству), системы распространения передового опыта, преподавать в учебных заведениях курсы развития креативного мышления и др. На наш взгляд, вместо концентрации ресурсов и потенциала государства в одном или двух центрах логичнее было бы полностью превратить Россию в Кремниевую долину и способствовать повсеместному развитию инновационного духа.
По мнению Президента РАН академика А.М. Сергеева, «если не привлекать в науку молодежь, мы непременно проиграем гонку и за новыми технологиями, и за космос» [2] (Sergeev, 2021).
Полагаем, что одна из задач объявленного в России этого года – Годом науки и технологии – привлечь талантливую молодежь к инновационной деятельности и научным разработкам. На наш взгляд, это можно сделать, убедительно показав острую востребованность профессии ученого, исследователя для нашей страны. Чтобы сделать образ ученого в массовом сознании молодежи более современным и привлекательным, необходимо начинать это со школьной скамьи. Системный подход подготовки ученого, начиная со школы, должен выражаться не просто призывами, выступлениями ученых и т.п., а с создания условий для занятий наукой. В школе, которая является структурным подразделением или ассоциированным членом научно-образовательного комплекса, может быть создана Школа юного ученого. Заинтересованность детей для занятий в такой школе может появиться в специально созданных кружках, лабораториях, где занятия могли бы проводить вместе с преподавателями школы приезжающие ученые из университета, на базе которого был сформирован научно-образовательный комплекс [9] (Feklistov, 2020).
Полагаем, что в целях эффективной деятельности Школы юного ученого должны быть созданы с участием бизнеса необходимые условия:
· организовать курсы для школьников, интересующихся и занимающихся научными исследованиями, а также участников олимпиад, различных конкурсов на базе научно-образовательного комплекса;
· разработать систему финансовой мотивации для школьников- исследователей, преподавателей школы и ученых, которые занимаются в Школе юного ученого;
· для преподавателей, которые занимаются со школьниками исследованиями, необходимо организовать в университете систему курсов занятий;
· о школьниках, занимающихся научными исследованиями, постоянно делать публикации в школьных газетах и различных СМИ;
· предложить Минобрнауки РФ и РАН организовать журнал «Юный ученый», в котором постоянно освещать материалы о юных талантливых исследователях;
· за проведенные завершенные исследования и организованные на их базе научные разработки необходимо с участием бизнеса юных инноваторов-исследователей финансово поощрять.
Важная роль в формировании инновационной культуры отводится Общероссийской общественно-государственной просветительской организации – обществу «Знание», созданному Указом Президента Российской Федерации от 11.12.2015 г. № 617.
Приоритетные направления инновационного развития на примере Санкт-Петербурга
Так, в Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года предусмотрено создание сети инновационно-технологических кластеров (ИТК), интегрирующих в свой состав специализированные комплексы машиностроения и металлообработки; инновационно-технологический; разработчиков и производителей изделий медицинского назначения; разработчиков и производителей систем связей; физико-технологический центр наноэлектроники; судостроения; электронно-приборостроительный; применения полимерных материалов; опто-, радио- и акустоэлектроники и др.
Структура промышленного комплекса Санкт-Петербурга включает практически все известные отрасли промышленного производства, поэтому сеть ИТК ориентирована на полный охват всех отраслей, что обеспечит повышение потенциала комплекса в целом, а не отдельных его составляющих.
Целью кластерной политики являются повышение эффективности и уровня конкурентоспособности промышленного комплекса Санкт-Петербурга на основе максимально полного использования отраслевых, технологических, инновационных, человеческих, финансовых и административных ресурсов с учетом экономических интересов всех хозяйствующих субъектов [9] (Feklistov, 2020).
Основными задачами кластерной политики являются:
· формирование условий для эффективного организационного развития кластеров;
· обеспечение финансовой поддержки развития кластеров на условиях со-финансирования конкретных инициатив субъектов кластера;
· содействие развитию научно-исследовательских опытно-конструкторских работ (НИОКР) и технико-технологической среды, направленной на повышение конкурентоспособности субъектов кластера на внешних рынках;
· содействие интеграции различных хозяйствующих субъектов в процессе создания и развития кластеров;
· содействие расширению рынков субъектов кластера;
· подготовка и переподготовка кадров для организаций, образующих кластеры;
· модернизация объектов инфраструктуры, обеспечивающих устойчивое развитие кластеров;
· создание комплексной системы мониторинга реализации кластерной политики и развития кластеров.
Инициаторами и участниками сети инновационно-технологических кластеров в Санкт-Петербурге являются: ОАО Машиностроительный завод «Арсенал»; ОАО «Звезда»; ОАО «Светлана»; ОАО Завод им. Козицкого; ОАО «Ленполиграфмаш»; ООО НПО им. «Комсомольской правды»; ООО «Институт полимеров»; Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики; Санкт-Петербургский государственный политехнический университет; Санкт-Петербургский государственный экономический университет; Наукоград Санкт-Петербургского государственного университета; ОАО «Силовые машины»; Российский НИИ космического приборостроения и др. [9] (Feklistov, 2020).
К инновационной деятельности относятся все виды производства в рамках инновационно-технологических кластеров (ИТК), а также маркетинговые исследования рынков сбыта продукта и поиск новых потребителей; информация о возможной конкурентной среде и потребительских свойствах товаров конкурирующих фирм; поиск новаторских идей и решений, а также партнеров по внедрению и финансированию инновационного проекта. Все эти виды деятельности представляют инновационную сферу, то есть область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающую создание и распространение инноваций [9] (Feklistov, 2020).
По мнению профессора Н.А. Горелова, «современные наукоемкие и информационные технологии проникают во все отрасли производства и ломают сложившиеся профессионально-квалификационные структуры не только в промышленности, но и в сфере управления услуг и др.» [8, c. 17] (Gorelov, 2014, р. 17).
Современное развитие научных исследований и разработок показывает широкое внедрение информационных технологий во все сферы образовательной деятельности (довузовского, вузовского и послевузовского образования). Инновационные исследования и разработки на всех уровнях осуществляются с применением новых технологий, разрабатываются и осваиваются новые системы учебно-методических пособий (электронные учебники, автоматизированные обучающие системы, компьютерное тестирование и др.), создаются банки данных, обеспечивается возможность доступа к мировым информационным ресурсам.
Информационная подготовка как в школе, так и в вузе позволяет сократить учебное время на теоретико-познавательную подготовку, она также служит резервом на перераспределение перегруженного учебного времени, на усиление инновационно-исследовательской деятельности как в школе, так и в вузе, т.е. творческих подготовок будущих специалистов.
Как показывают исследования, умение получать знания, преобразовывать их с помощью информационных технологий является важным фактором повышения эффективности инновационных исследований и разработок.
Для эффективного функционирования всех звеньев инновационного процесса и осуществления процесса коммерциализации научных разработок необходимо создание адекватных внешних условий, благоприятствующих инновационному развитию. Факторы внешней среды связаны с созданием новых и трансформацией действующих институциональных структур, изменением их функций, моделей функционирования и механизмов взаимодействия с другими национальными структурами. Совокупность институциональных рыночных структур, содействующих развитию инновационной экономики, представляет собой инновационную систему (региональную, национальную).
Для решения поставленных задач инновационного развития необходимо создание эффективных механизмов взаимодействия государства, бизнеса и общества, направленных на координацию усилий всех участников ИТК.
Как показали исследования, без поддержки государства невозможно добиться ускорения модернизации промышленного производства, технологического совершенствования, повышения конкурентоспособности на мировых и региональных рынках, импортозамещения основных экономических продуктов. Это относится не только к «прорывным» технологиям в отдельных отраслях (освоение космоса, создание новых видов материалов, обладающих уникальными свойствами и др.), но и способности общества быстро и эффективно переходить от одного направления к другому, реализовать на практике накопленный мировой опыт создания современных экономических продуктов [9] (Feklistov, 2020).
Таким образом, формирование инновационной культуры в обществе обусловлено объективной необходимостью развития экономики, науки и образования в России.
Заключение
Российская цивилизация накопила большой опыт инклюзивного развития, позволяющий решать крупные задачи экономического роста, укрепления могущества страны.
Фундаментом решения проблем такого масштаба является реанимация экономики и в первую очередь ее ведущих отраслей – промышленности (машиностроения, станкостроения, авиастроения и др.), сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей аграрного комплекса, существенное обновление и развитие социальной сферы.
Формирование общества, основанного на знаниях, новых технологиях, социально-экономических ценностях и инновационных принципах развития – многоцелевая комплексная задача национального масштаба, включающая в себя создание цифровой экономики, обновленной материально-технической базы и эффективной системы управления. От успешного решения этой задачи будет зависеть прогресс российского общества.
В этих целях со стороны власти и общества необходимо привлечь внимание к научным инновациям, поднять их престиж. Значительно повысить уровень финансирования не только из федерального бюджета, но и в более значительной доле, бизнеса (путем регулирования налогообложения).
Через образовательные организации и научные институты создать более эффективно работающую смычку науки с инновациями, которая стимулировала бы превращение знаний в технологии.
Усилить связь бизнеса с образовательными организациями, научными институтами и промышленностью, чтобы бизнес свои средства вкладывал в научные исследования и разработки. Иначе зачастую бизнес начинает интересоваться научными разработками, когда видит, что научные институты сделали успешный инновационный продукт.
Необходима системная организация инновационных исследований и разработок, чтобы в образовательных организациях и академических институтах работали, имея перед собой задачи превращения знаний в технологии, до уровня, интересного промышленности. К сожалению, часто образовательные организации и научные институты на два-три года вперед планируют научные исследования и разработки без учета интересов промышленности и предлагают их бизнесу после завершения разработок.
К сожалению, до настоящего времени мерилом результативности работающих образовательных организаций и академических институтов остается публикационная активность, а не реальный вклад во внедрение результатов научных исследований и разработок. В результате нередко публикации появляются через два-три года после полученных результатов.
Для привлечения внимания и заинтересованности молодежи заниматься научными исследованиями и разработками очень важно создание условий для занятий ученых институтов с учащимися школ и студентами образовательных организаций.
Необходимо силами ученых разработать соответствующие методические указания и ознакомить с ними учащихся школ (инновационных исследователей) и студентов образовательных организаций.
Подготовку будущей научной элиты необходимо начинать со школы, внедрив в систему среднего образования мотивированных преподавателей – инноваторов, исследователей, подняв престиж учителя, работающего с учащимися школ (исследователями). Все это позволит выиграть гонку за новыми технологиями.
Источники:
2. Сергеев А.М. Делать шоу – не наша профессия. АиФ №36, 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://aif.ru/society/science/shou_-_ne_nasha_professiya_prezident_ran_o_tom_chto_meshaet_nauke_v_rossii (дата обращения: 17.11.2021).
3. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в ТРИЗ. - М.: Альпина. Бизнес Букс, 2007.
4. Кокурина Е. Умный пойдет в гору. Неожиданный взгляд академика Бехтеревой на проблему продления жизни. Рг №4752, 17.09.2008. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2008/09/17/behtereva.html (дата обращения: 18.11.2021).
5. Всемирный доклад 2005 года: На пути к обществу знания. - ЮНЕСКО, 2005. с. 211.
6. Мельников О.Н. Управление интеллектуальными креативными ресурсами наукоемких производств. - М.: Креативная экономика, 2015.
7. Российский статистический ежегодник. / стат. сб. - М.: Росстат, 2020. – 700 c.
8. Максимцева И.А., Горелова Н.А. Управление человеческими ресурсами. / Учебник., 2014. – 526 c.
9. Феклистов И.Ф. Программа инновационного развития научно-образовательного комплекса: качество ресурсов - качество образования, научных исследований и разработок. Методология и методы. / монография. - СПб.: Политехника-Сервис, 2020. – 387 c.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:42:48