Факторы, определяющие условия концептуального подхода к формированию научно-образовательного комплекса России
Владимирова О.Н.1, Славиковский А.О.2
1 Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации», Россия, Москва
2 Торгово-промышленная компания «Красноярскэнергокомплект», Россия, Красноярск
Скачать PDF | Загрузок: 13 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48125305
Цитирований: 3 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Оптимальный организационный вариант взаимодействия между главными институтами инновационной экономики – наукой, образованием, бизнесом и государством – обеспечивает устойчивое развитие экономики страны по инновационному пути. Авторами рассматривается формат научно-образовательного комплекса на основе сетевого взаимодействия, позволяющего решить проблемы не только наличия изобретательной активности учреждений научно-образовательной сферы, но и успешного продвижения инноваций на рынок. В статье представлена авторская классификация факторов, определяющих базовые условия концептуального подхода к формированию научно-образовательного комплекса России, с целью необходимости разработки практических рекомендаций к реализации механизма интеграции, направленного на коммерциализацию инноваций. В результате авторы приходят к выводу, что в условиях формирования эффективного организационно-экономического механизма интеграции в форме научно-образовательного комплекса, наиболее значимыми выступают факторы определяющие: 1) непрерывный инновационный цикл, нацеленный на распространение и использование инноваций; 2) среду для коммерциализации инноваций; 3) сетевое взаимодействие, обеспечивающее неразрывность генерации инноваций и их дальнейшее распространение и использование. Результаты данного исследования будут полезны преподавателям, научным работникам, специалистам реального сектора экономики, а также могут использоваться при обосновании государственной инновационной политики России
Ключевые слова: научно-образовательный комплекс, факторы, сетевое взаимодействие, инновации, проблемы коммерциализации инноваций
JEL-классификация: I23, I25, I28, O31
Введение. В итоговом рейтинге Глобального индекса инноваций за 2021 год Россия занимает 45-ю строчку из 132 стран, поднявшись за год на две позиции [33] (Dutta, Lanvin, Wunsch-Vincent, 2021). Несмотря на то, что на пятилетнем горизонте позиция России по субиндексу «Ресурсы инноваций» стабильна и варьирует в интервале от 45 до 47-го места, степень воздействия результатов инновационной деятельности на экономику страны и ее общество определяет заметное отставание нашего государства от мировых стран-лидеров (табл. 1).
Таблица 1
Позиции РФ в рейтинге Глобального индекса инноваций
Индекс
/ Субиндекс
|
Год
| ||||
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
| |
Глобальный
инновационный индекс
|
45
|
46
|
46
|
47
|
45
|
Ресурсы
инноваций (субиндекс)
|
43
|
43
|
41
|
42
|
43
|
Результаты
инноваций (субиндекс)
|
51
|
56
|
59
|
58
|
52
|
Сложившаяся негативная ситуация объясняется составляющими индекса «Производство знаний и технологий». Находясь на 29-м месте по показателям субиндекса «Создание знаний» (количество патентных заявок, заявок на полезную модель, страновой индекс Хирша), характеризующим сильную сторону страны, Россия занимает 56-е место по субиндексу «Диффузия знаний» (доходы от интеллектуальной собственности, экспорт высокотехнологичных товаров, услуг ИКТ и т.д.) и 48-е место по субиндексу «Вклад знаний» (создание новых предприятий, производство средне- и высокотехнологичных товаров и т.д.) [33] (Dutta, Lanvin, Wunsch-Vincent, 2021).
Подобный парадокс, по мнению американского эксперта Лорена Грэхэма, заключается в том, что русские так хорошо разрабатывают научные и технологические идеи, совершая тем самым прорывные открытия, и так плохо извлекают из них экономическую выгоду, наблюдая за тем, как эти идеи благополучно внедряются за рубежом, принося соответствующие доходы [13] (Panov, 2016).
С позиции инновационного цикла обнаруживается, что на стадиях «Новация» и «Новшество» нет особых сложностей, в то время как этап коммерциализации (стадии «Инновация» и «Диффузия и совершенствование инноваций») не имеет положительного результата. Поэтому акцентирование внимания на выявлении факторов, определяющих базовые условия концептуального подхода к формированию научно-образовательного комплекса (НОК), вызвано необходимостью практических рекомендаций к реализации механизма интеграции, направленного на коммерциализацию инноваций.
Целью исследования является определение современного состояния коммерциализации инноваций в России с выявлением основных факторов, оказывающих влияние на вовлеченность бизнеса в процесс коммерциализации научных результатов и разработок и его результативность.
Обоснование авторской концепции построено на методологии исследования сетевых форм, отраженной в научных трудах Рюэгг-Штюрм Й., Ахтенхагена Л. [18] (Ryuegg-Shtyurm, 2000), Хаггинса Р. [28] (Haggins, 2000), Богачева Ю.С. [5] (Bogachev, 2009), согласно которой сетевой метод в инновационной экономике рассматривает социально-экономическое пространство как объединение взаимосвязанных систем, при котором сетевые связи выступают главным условием взаимодействия, включая связи и между однотипными субъектами интеграции и между субъектами, принадлежащими к различным иерархическим систем.
Доказательной базой послужили исследования в области интеграционных процессов научно-образовательной сферы, бизнеса и государства, а также коммерциализации инноваций, отраженных в трудах американских (Бейкер Д. [10] (MinMin, Petruk, 2017), Гумпорт П. [26] (Gumport, 2003), Скотт П. [27] (Scott, 1998)), английских (Эш М. [10] (MinMin, Petruk, 2017), Дейвис Дж.Л. [25] (Bodrunov, 2015)), немецких (Бетц У., Монкс Б. [24] (Betz, Betz, Kim, 2019)), нидерландских (Крачуною С., Хенкель М. [10] (MinMin, Petruk, 2017)), российских (Балашова Е.С., Гнездилова О.И. [2] (Balashova, Gnezdilova, 2016)) ученых.
Достижение поставленной цели исследования осуществляется посредством проведения обзорного анализа существующей литературы с применением общенаучных и специализированных методов, таких как анализ, синтез, методы структурного анализа, индукции и дедукции, научной аналогии.
Основная часть. Зарубежный опыт взаимодействия науки, образования и бизнеса подтверждает, что их интеграция играет немаловажную роль в устойчивом развитии и повышении конкурентоспособности государств в условиях построения модели экономического роста, основанного на инновациях.
На рисунке 1 авторами предложен и обоснован концептуальный подход организации сетевого взаимодействия субъектов НОК, отражающий эволюционную динамику развития структуры. При этом структура, имеющая единый центр с сохранением элементов вертикально-иерархического управления, является переходной, поскольку реализация механизма интеграции зависит от целей доминирующего актора, что приводит к нарушению баланса интересов. Поэтому необходимо наличие структуры с достаточно децентрализованной сетевой средой и развитыми связями между нецентральными акторами, в которой контролируется процесс принятия решений центром и балансируются интересы каждого субъекта сетевого взаимодействия.
Несмотря на то, что государство активно участвует в решении вопросов установления сетевых контактов между наукой, образованием и бизнесом, имеется целый ряд внутренних проблем общеэкономического и институционального характера в развитии их сетевого взаимодействия.
Рисунок 1. Концептуальный подход к формированию НОК на основе сетевого взаимодействия субъектов в РФ
Источник: составлено авторами.
Обследование более 1300 компаний, проведенное сотрудниками НИУ ВШЭ [6], свидетельствует о доминировании со стороны бизнеса практики импорта, заимствования и копирования готовых решений, а также распространения партнерства, направленного на получение научно-технологических услуг, не связанных напрямую с НИОКР.
Ключевая роль бизнеса в генерации инноваций с целью их дальнейшего распространения и использования обусловлена не только формированием непрерывного инновационного цикла, но и происходящей адаптацией инструментов регулирования к изменяющимся условиям в виде перехода к парадигме «открытых инноваций», развития глобальных сетей, цифровизации различных сфер деятельности. Поэтому базовыми условиями концептуального подхода к формированию НОК на основе сетевого взаимодействия субъектов, обеспечивающими реализацию механизма интеграции, являются:
1. Непрерывный инновационный цикл, нацеленный на распространение и использование инноваций, в частности:
а) постановка запроса на инновации со стороны представителей бизнеса;
б) последовательное превращение результатов деятельности учреждений научно-образовательной сферы в коммерческую сделку.
2. Среда для коммерциализации инноваций.
3. Сетевое взаимодействие, обеспечивающее неразрывность генерации инноваций и их дальнейшее распространение и использование.
Постановка запроса на инновации является ключевым условием коммерциализации. Евсеева С.А. отмечает, что традиционно главную роль в данном спросе играют малые и средние компании, конкурентоспособность которых во многом зависит от их участия в высокотехнологичных отраслях экономики [8] (Evseeva, 2015). Ориентация на государственный заказ свидетельствует об обратной ситуации в России, где значительная часть отраслей индустрии функционируют вне конкурентной среды, о чем свидетельствуют данные национального рейтинга российских быстрорастущих технологических компаний «ТехУспех – 2019» [11]. Анализируя данные рейтинга, можно констатировать, что главным мотивом создания инноваций для компаний является административный ресурс.
Монополизированная отечественная экономика сдерживает организацию рынка инноваций в России, что, по мнению Шляковой О.А., дополнительно ограничивает потребление инноваций населением из-за низких доходов домашних хозяйств и высокой цены на инновации [23] (Shlyakova, 2018).
Таким образом, низкий спрос на инновации напрямую зависит от состояния конкуренции в стране. Большинство отечественных крупных компаний, существующих в условиях бюрократического рынка, не видят надобности в применении результатов деятельности научно-образовательной сферы, в то время как компании, работающие вне рынка госзаказов, могут обеспечить запрос на инновации. Для России подобная мотивация в первую очередь свойственна частным компаниям среднего размера.
Противоречия в обеспечении последовательного превращения результатов деятельности учреждений научно-образовательной сферы в коммерческую сделку объясняются сложившейся системой финансирования, развитием патентов и применяемой модели распространения знаний, технологий и компетенций. К ключевым проблемам в этой сфере эксперты относят [12, 15] (Ovchinnikova, 2018; Rozhdestvenskiy, Rozhdestvenskiy, Tarshin, 2015):
а) сфокусированность российских научных организаций и вузов на отчетности по федеральным целевым программам и грантам, имеющим государственное финансирование;
б) академическую карьеру сотрудников, не зависящую от создания работающих инноваций, поскольку зарегистрированные патенты не гарантируют получения дохода, а лишь повышают шансы на победу в конкурсах федеральных целевых программ и грантах;
в) механизм лицензирования, не привычный для российского бизнеса, предпочитающего работать с вузами и научными организациями в рамках подготовки кадров на базовой кафедре и заказных НИОКР, выполняемых по хоздоговорам (большая вероятность забрать права на научные исследования и разработки, поставив себе на баланс тем, самым увеличив свою капитализацию);
г) модель распространения знаний, технологий и компетенций, не направленную на коммерческую деятельность по превращению результатов деятельности в совокупность активов и по ее эффективной продаже.
В итоге в цепочке превращения результатов деятельности учреждений научно-образовательной сферы в коммерческую сделку имеются следующие пробелы: входной поток – не сфокусирован на коммерциализации, тем самым научные исследования и разработки не становятся активами; превращение в активы – происходит в обход из-за отсутствия мотивации сотрудников к передаче научных исследований и разработок напрямую в вуз или научную организацию; продажа активов – осуществляется по устоявшейся модели распространения знаний, технологий и компетенций, а главные инструменты превращения активов в сделки – лицензирование и стартап – не получили должного развития (рис. 2).
Рисунок 2. Модель распространения знаний, технологий и компетенций в научных организациях и вузах России
Источник: составлено авторами.
В вопросах наличия подходящей среды для коммерциализации инноваций наибольшее внимание привлекает комплекс проблем, связанных с институциональными барьерами. Большинство отечественных ученых отмечают, что сегодняшняя институциональная система имеет ряд противоречий [9, 14] (Malova, Fadeeva, 2014):
а) между направлениями финансирования;
б) между государственными программами поддержки инноваций (Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ, Постановления правительства РФ от 09 апреля 2010 г. № 218 и № 219) и программами, в которых публикационная активность выступает ключевым показателем деятельности учреждений научно-образовательной сферы (Проект «5–100»);
в) между системами управления образовательной и научной деятельностью и обязательным рыночным механизмом управления коммерциализацией инноваций в вузах и научных организациях.
В России система финансирования инноваций, включая венчурные фонды, замкнута на государстве. В результате не произошла синхронизация финансирования в рамках инновационного цикла, а концепция привлечения грантов и федеральных целевых программ преобладает над привлечением средств коммерческого НИОКР и инвестиционного финансирования: в среднем частные инвестиции в отечественных вузах и научных организациях составляют до 6% [14], в то время как в высокоразвитых странах до 80% от общих затрат на НИОКР приходится на предпринимательский сектор [8] (Evseeva, 2015).
Непонимание сотрудниками учреждений научно-образовательной сферы особенностей и форматов ответственности, как финансовой, так и репутационной, возникающих в рамках использования инвестиционных средств, совместно с доступностью бюджетного финансирования формируют культуру, препятствующую привлечению внешних инвестиций (табл. 2). Обратной стороной выступает недоверие венчурных фондов к качеству научных исследований и разработок и к вузам и научным организациям как к партнерам.
Таблица 2
Основные инструменты инвестирования в инновационный сектор России
Проработка научных исследований и
разработок (посевные инвестиции)
|
Создание бизнеса (проектное
финансирование)
|
Выход на рынок
|
Масштабиро-вание
|
Доступное
финансирование
| |||
1. Бизнес-ангелы;
2. Гранты; 3. Расходы на НИОКР; 4. Краудфандинг; 5. Собственные средства |
1. Проектное финан-сирование;
2. Венчурные инвес-тиции; 3. Бизнес-ангелы; 4. Конвертируемый займ / займ |
1. Венчурные ин-вестиции;
2. Бизнес-ангелы |
1. Биржевые ин-весторы;
2. Банковские займы (залог); 3. Стратегические инвесторы; 4. Облигации |
Государственные
институты развития
| |||
1. Фонд содействия
инновациям
|
1. Фонд развития
интернет инициатив;
2. РВК; 3. Фонд Сколково; 4. Корпорация МСП |
1. РВК;
2. Skolkovo Ven-tures; 3. Роснано; 4. ВЭБ Инновации |
1. Российский фонд
прямых инвестиций;
2. ВЭБ РФ |
Государственные институты развития, как отмечают эксперты, также отрицательно влияют на рост венчурной индустрии по причине традиционного неприятия государством риска, чрезмерного регулирования и избыточной отчетности, а низкий уровень их отраслевой специализации не всегда позволяет дать соответствующую оценку потенциалу предлагаемых научных исследований и разработок [17].
Противоречия различных государственных программ и требований между ключевыми показателями деятельности учреждений научно-образовательной сферы вызывают функционально-ролевые конфликты, приводящие к развитию идеологии самоценности фундаментально-прикладных исследований в ущерб коммерциализации инноваций. В исследованиях Аузана А.А., Комиссарова А.Г. и Бахтигараева А.И. анализируются результаты глубинных интервью, проведенных с сентября 2015 по март 2016 г. между тремя группами участников: представителями науки и образования (сотрудники НИИ РАН, исследователи и изобретатели прочих НИИ, преподаватели технологических вузов), представителями бизнеса (члены инвестиционных фондов, инновационных бизнес-инкубаторов), представителями института развития (компании – участники проекта «Сколково», топ-менеджеры кластеров Фонда «Сколково» и Сколковский институт науки и технологий). Согласно полученным результатам опроса, большинство участников исследования считают главным ограничителем – существующие различия в ценностях представителей науки, образования и бизнеса, а также уровень доверия между ними [1] (Auzan, Komissarov, Bakhtigaraeva, 2019).
Так, по мнению участников исследования, основным успехом своей деятельности ученые считают признание в академическом сообществе, выражающееся в индексах цитирования, востребованности за рубежом, а результатом является доказанность или опровержение научно-исследовательской гипотезы. Предприниматели ассоциируют свой успех в первую очередь с получением прибыли, а результат деятельности должен быть связан с созданием и коммерческой реализацией продукта.
Низкий уровень доверия к бизнесу респонденты науки и образования объясняют тем, что предпринимателям все равно, как делаются деньги, а также они не подготовлены для понимания смысла и значения проводимых исследований. Необязательность и неаккуратность в соблюдении соглашений со своими партнерами, оторванность от экономической реальности, крайняя эгоцентричность и слабое восприятие соображений, отличающихся от их собственных, – участники исследования считают противоположными причинами недоверия со стороны бизнеса к представителям науки и образования [1] (Auzan, Komissarov, Bakhtigaraeva, 2019).
Интервьюируемые отмечают, что в России культурные барьеры выражены наиболее сильно, что приводит к недостатку бизнес-компетенций у сотрудников вузов и научных организаций по переводу полученных результатов деятельности с научного языка на коммерческий «прибыли и рисков».
Рыночный механизм управления коммерциализацией инноваций в учреждениях научно-образовательной сферы предусматривает предъявление соответствующих требований к правовой сфере в части охраны интеллектуальной собственности и регулирования вопросов передачи и внедрения инноваций. Балыхин М.Г. указывает на отсутствие в законодательстве нормы, обязывающей государственных заказчиков и исполнителей обеспечивать правовую охрану научных исследований и разработок, полученных в процессе выполнения НИОКР по госконтрактам. По итогу не более 15–20% выполняемых за счет бюджетного финансирования НИОКР заканчиваются получением охранного статуса, что еще более усугубляется числом реализованных патентов и заключенных лицензионных договоров, покрывающим лишь 20% от их общего числа [3] (Balyhin, 2015).
Сложная ситуация наблюдается в правовом регулировании внедрения инноваций в индустрию с последующим выводом на рынок по причине правового статуса учреждений научно-образовательной сферы как некоммерческих организаций. С принятием Федерального закона № 217-ФЗ данное фактическое ограничение было устранено, предоставив бюджетным научным и образовательным организациям право образовывать хозяйственные общества – малые инновационные предприятия как переходное звено, опосредующее коммерциализацию инноваций [7].
Чтобы научные исследования и разработки могли стать предметом коммерциализации, права на них оформляются в соответствии с регламентом части четвертой Гражданского кодекса РФ [21], согласно которому первоначальным правообладателем могут стать соответствующие учреждения научно-образовательной сферы или малые инновационные предприятия, если разработка велась его силами. На рисунке 3 представлены обе ситуации.
В ситуации, когда в качестве первоначального правообладателя выступают научные и образовательные организации, ограничительным условием становится необходимость приобретения малыми инновационными предприятиями прав на использование зарегистрированных научных исследований и разработок для коммерциализации. Статья 1 Федерального закона № 217-ФЗ является дополнительным ограничивающим фактором, поскольку сохраняет за вузами и научными организациями исключительность прав [22]. В результате основная задача малых инновационных предприятий сводится к самостоятельному осуществлению предоставленных интеллектуальных прав (выпуск продукции, оказание услуг), а юридическое оформление коммерциализации происходит посредством заключения гражданско-правовых договоров (договор поставки, возмездного оказания услуг).
Рисунок 3. Направления коммерциализации научных исследований и разработок в зависимости от исключительности прав
Источник: составлено авторами по [7].
В том случае, когда малое инновационное предприятие одновременно выступает и разработчиком коммерциализируемых научных исследований и разработок, и первоначальным правообладателем, возникает следующая ситуация:
1. Малое инновационное предприятие также может самостоятельно использовать зарегистрированные научные исследования и разработки, выпуская собственными силами продукцию, оказывая услуги.
2. Появление у малого инновационного предприятия в соответствии со ст. 1233–1238 части четвертой Гражданского кодекса РФ возможности заключения договоров на отчуждение полученных интеллектуальных прав или лицензионных договоров [21], юридическое оформление коммерциализации которых предполагает отчуждение либо предоставление исключительных прав в пользу заинтересованной бизнес-структуры – нового правообладателя.
Инновационная инфраструктура выступает не менее важным аспектом наличия подходящей среды для коммерциализации инноваций. Все множество проблем функционирования инновационной инфраструктуры в России в общем виде можно поделить на четыре группы (рис. 4).
Большинство исследователей считают проблемы общесистемного и стратегического характера – наиболее сложными группами проблем, оказывающими влияние на формирование целостной системы поддержки инноваций. Не обладая комплексным характером, элементы инновационной инфраструктуры разрознены и часто не выполняют те функции, от которых в значительной степени зависит успешный результат. В конечном итоге не обеспечивается создание системных экономически эффективных условий, благоприятных для генерации инноваций и их дальнейшего распространения и использования.
Проблемы маркетингового характера обусловлены отсутствием в инновационной инфраструктуре звеньев маркетинговой поддержки инноваций, что в условиях глобализации, усиления международной конкуренции актуализирует значение разработки маркетинговых стратегий.
Проблемы информационного характера отражают отсутствие в инновационной инфраструктуре звеньев, ответственных за развитие коммуникаций между наукой, образованием и бизнесом, а также между профильными подразделениями и командами научных сотрудников в самих научных организациях и вузах [20] (Ugnich, 2017). В частности, Белай О.С., Мухаметзянова Д.Д., Савина М.В., Степанов А.М., Солодкова К.А. отмечают слабый характер развития в России института посредничества, а те компании, которые в целом можно рассматривать как посредников, оказывают услуги консалтинга и не несут ответственности за конечный результат коммерциализации инноваций [4, 19] (Belay, Mukhametzyanova, 2015; Savina, Stepanov, Solodkova, 2018).
Рисунок 4. Классификация проблем функционирования инновационной инфраструктуры в России
Источник: составлено авторами по [4, 19, 20] (Belay, Mukhametzyanova, 2015; Savina, Stepanov, Solodkova, 2018; Ugnich, 2017).
Заключение. Вышеперечисленные факты доказывают, что взаимодействие учреждений научно-образовательной сферы в рамках действующей системы государственного регулирования сфер науки и образования, включая горизонтальные, вертикальные (целевые) и сетевые инструменты, не ориентировано на расширение кооперации с представителями бизнеса. Несмотря на необходимость развития партнерских отношений, имеется большое количество преград на пути их эффективного взаимодействия.
Таким образом, авторами достоверно установлены двенадцать факторов, определяющих базовые условия концептуального подхода к формированию НОК. Результаты исследования представлены в таблице 3.
Таблица 3
Факторы, определяющие базовые условия концептуального подхода к формированию научно-образовательного комплекса России
Базовые условия формирования НОК
|
Субъект взаимодействия / Факторы
| |||||
I Непрерывный инноваци-онный цикл: запрос на инновации со стороны
представителей бизнеса
|
БИЗНЕС
| |||||
потребитель
|
структура рынка
|
финансы
|
прибыль
| |||
I Непрерывный инноваци-онный цикл:
превращение результатов деятельности учреждений научно-образо-вательной сферы
в ком-мерческую сделку
|
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЯ
| |||||
порядок функционирования бюджетных организаций
|
механизм финансирования фундаментальных и прикладных
исследований
|
практика заключения и выполнения контрактов с
бизнесом
| ||||
II Среда для коммерциали-зации
инноваций
|
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, БИЗНЕС И ГОСУДАРСТВО
| |||||
формальные институты (законы и постанов-ления)
|
неформальные институты (внутренние установки и
представления)
|
кадровые и финансовые ресурсы
|
инновационная инфраструктура
| |||
III Неразрывность генера-ции инноваций
и их даль-нейшее распространение и использование
|
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, БИЗНЕС И ГОСУДАРСТВО
| |||||
взаимодействие (стратегия действий и
взаимоотношений)
| ||||||
Выявленные факторы приобретают особо важный характер в условиях формирования эффективного организационно-экономического механизма интеграции в форме НОК, направленного на коммерциализацию инноваций, и в значительной степени совпадают с результатами из альтернативных источников, в первую очередь из научных работ отечественных ученых и аналитиков, что свидетельствует об их сопоставимости и корректности.
Источники:
2. Балашова Е. С. Гнездилова О. И. Проблемы правового регулирования инновационной деятельности в России // Международный научный журнал «Инновационная наука». – 2016. – № 3. – c. 62–67.
3. Балыхин М.Г. Важнейшие проблемы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в высших учебных заведениях России и направления их решения // Креативная экономика. – 2015. – № 1(97). – c. 111–124.
4. Белай О.С., Мухаметзянова Д.Д. Стратегии коммерциализации инноваций и проблемы выведения инновационных продуктов на рынок // Российское предпринимательство. – 2015. – № 19. – c. 3209–3216.
5. Богачев Ю.С. Механизмы развития инновационной экономики в современных условиях // Экономическая наука современной России. – 2009. – № 2 (45). – c. 63–75.
6. Взаимодействие науки и бизнеса в процессе коммерциализации исследований и разработок (на основе эмпирического анализа). - МИНОБРНАУКИ РФ, ВШЭ. – г. Москва, 2017. – 12 c.
7. Взаимодействие науки, образования, бизнеса и государства: проблемы, тенденции и перспективы развития. / монография. - Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2019.
8. Евсеева С.А. Инновационное развитие России: проблемы коммерциализации инноваций // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2015. – № 4(4). – c. 210–218.
9. Малова Е.О., Фадеева О.П. От исследований к коммерциализации: кому нужны инновации в России? // Вестник НГУ. Социально-экономические науки. – 2014. – № 1. – c. 141–150.
10. МинМин В., Петрук Г.В. Наука, образование и бизнес: зарубежный и отечественный опыт интеграционного взаимодействия // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2017. – № 2. – c. 216–219.
11. Национальный рейтинг российских быстрорастущих технологических компаний «ТехУспех – 2019». [Электронный ресурс]. URL: http://ratingtechup.ru (дата обращения: 17.02.2020).
12. Овчинникова Н.Э. Взаимодействие университета с индустрией 2.0 // Университетское управление: практика и анализ. – 2018. – № 3. – c. 61–72.
13. Панов А. Лорен Грэм: «Россия предлагает великие идеи, но не может ими воспользоваться» // Новая газета. – 2016. – № 80.
14. Оссийская венчурная компания. Развитие инновационных экосистем вузов и научных центров. [Электронный ресурс]. URL: https://maginnov.ru/assets/files/analytics/razvitie-innovacionnyh-ekosistem-vuzov-i-nauchnyh-centrov.pdf (дата обращения: 23.11.2021).
15. Рождественский И.В., Рождественский О.И., Таршин А.Ю. Модель эффективной системы технологического трансфера в вузах и научных организациях РФ // Инновации. – 2015. – № 11(205). – c. 106–109.
16. Российская венчурная компания. Российский инновационный сектор в цифрах. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rvc.ru/upload/iblock/9e4/investment_benefits.pdf (дата обращения: 23.11.2021).
17. Российским инновациям не хватает коммерциализации. Икс-медиа. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iksmedia.ru/news/5515097-Opublikovan-ezhegodnyj-Nacionalnyj.html (дата обращения: 02.02.2020).
18. Рюэгг-Штюрм Й. Сетевые организационно-управленческие формы – мода или необходимость? // Проблемы теории и практики управления. – 2000. – № 6. – c. 53–57.
19. Савина М.В., Степанов А.М., Солодкова К.А. Вопросы теории коммерциализации инноваций // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2018. – № 5 (111). – c. 8.
20. Угнич Е.А. Проблемы генерации и коммерциализации знаний в условиях развития инновационной экосистемы университета // Государственное управление Российской Федерации: вызовы и перспективы: мат. 15 межд. конф. (Москва, 25 мая 2017). Москва, 2017. – c. 317 – 323.
21. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об информации, информационных технологиях и защите информации». [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12148555/paragraph/3471 (дата обращения: 25.02.2020).
22. Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12168685/paragraph/1:0 (дата обращения: 07.03.2019).
23. Шлякова О.А. Ограничения коммерциализации инноваций в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2018. – № 4. – c. 377–385.
24. Betz U., Betz F., Kim R. Surveying the future of science, technology and business – A 35 year perspective // Technological Forecasting and Social Change. – 2019. – № 144. – p. 137–147.
25. Bodrunov S. Integration of manufacturing, science and education as a basis for the re-industrialization of Russia // World Economy. – 2015. – № 10. – p. 94–104.
26. Gumport P. Beyond Dead Reckoning: Research Priorities for Redirecting American Higher Education // International Higher Education. – 2003. – № 1–3.
27. Scott P. The End of the European University // European Review. – 1998. – № 6. – p. 441–457.
28. Haggins R. The success and failure of policy-implanted inter-firm network initiatives: motivations, processes and structure // Entrepreneurship and Regional Development. – 2000. – № 12. – p. 111–135.
29. The Global Innovation Index 2017: Innovation Feeding the World / S. Dutta, B. Lanvin, S. Wunsch-Vincent (eds.). Ithaca, NY; Fontainebleau; Geneva: Cornell University; INSEAD; WIPO, 2017
30. Dutta S., Lanvin B., Wunsch-Vincent S. The Global Innovation Index 2018: Energizing the World with Innovation. - Ithaca, NY; Fontainebleau; Geneva: Cornell University; INSEAD; WIPO, 2018.
31. Dutta S., Lanvin B., Wunsch-Vincent S. The Global Innovation Index 2019: Creating Healthy Lives – The Future of Medical Innovation. - Ithaca, NY; Fontainebleau; Geneva: Cornell University; INSEAD; WIPO, 2019.
32. Dutta S., Lanvin B., Wunsch-Vincent S. The Global Innovation Index 2020: Who Will Finance Innovation?. - Ithaca, NY; Fontainebleau; Geneva: Cornell University; INSEAD; WIPO, 2020.
33. Dutta S., Lanvin B., Wunsch-Vincent S. The Global Innovation Index 2021: Tracking Innovation through the COVID-19 Crisis. - Ithaca, NY; Fontainebleau; Geneva: Cornell University; INSEAD; WIPO, 2021.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:54:39