Формирование научно-образовательных центров мирового уровня в регионах России как инструмент повышения конкурентоустойчивости территорий

Печаткин В.В.1
1 Институт социально-экономических исследований – обособленное структурное подразделение Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2019)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42446315
Цитирований: 14 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье проведен анализ рейтинговых позиций российских университетов и научных центров, относительно мирового уровня с использованием наиболее авторитетных международных экспертных оценок. Осуществлена экспертная оценка необходимости формирования в России не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня. Выделены ключевые проблемы формирования научно-образовательных центров в России. Предложен перечень показателей для оценки социально-экономического эффекта от создания научно-образовательных центров и методические рекомендации по их использованию

Ключевые слова: регион, конкурентоустойчивость, научно-образовательный центр

JEL-классификация: I23, I25, I29, R19, F69

Источники:

Гайнанов Д.А., Печаткин В.В., Сафиуллин Р.Г., Макова М.М.,Гаймалова С.М., Ахметов Т.Р., Усов В.А. Формирование и развитие кластеров в регионе: теоретико-методологические и прикладные аспекты (на примере Республики Башкортостан). / монография. - Уфа, 2009.
Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/ ( дата обращения: 10.10.2019 ).
Постановление Правительства РФ: от 30.04.2019 г. №537 «О мерах государственной поддержки научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72140532/ ( дата обращения: 11.10.2019 ).
Концепция развития научно - образовательного центра экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН до 2020 года Бабич Л.В., Мироненко Е.С. Концепция развития научно - образовательного центра экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН до 2020 года. В книге: Педагогические достижения – 2016 сборник материалов, научных и образовательных концепций. 2016. С. 15-16 В книге: Педагогические достижения – 2016 сборник материалов, научных и образовательных концепций
5. Дежина И.А. Научно-образовательные центры и лаборатории: государственные меры и успешные практики // Экономическое развитие России. – 2012. – № 6. – С. 33-36.
6. Дмитриенко В.А., Копытов А.Д., Обухов В.В. Томский научно-образовательный центр // Образование в Сибири. – 2003. – № 1. – С. 152.
7. Зайнутдинова Л.Х., Зайнутдинов Р.А. Научно-образовательный центр энергосбережения и энергоэффективности в Астраханском государственном университете // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – 2015. – № 8. – С. 13-14.
Зеленина Т.И., Утехина А.Н., Мифтахутдинова А.Н. Научно-образовательный центр как составляющая современного вуза (организация деятельности) // В сборнике: Международное сотрудничество: интеграция образовательных пространств материалы II Международной научно-практической конференции. 2011. – С. 527-532.
9. Карпов В.К. Механизм регионального развития: опорный региональный университет или научно-образовательный центр // Агропродовольственная политика России. – 2016. – № 1. – С. 83-90.
10. Козлов В.В., Трещёв Д.В., Андреев Н.Н., Павлов В.П. Миан // Успехи математических наук. – 2005. – № 5. – С. 188-189.
11. Леонов Н.И. Финно-угорский научно-образовательный центр – выход на новый уровень сотрудничества // Ежегодник финно-угорских исследований. – 2009. – № 1. – С. 7-8.
12. Сергеев Н.К., Сериков В.В., Борытко Н.М. Волгоградский научно-образовательный центр Российской академии образования: опыт сетевого научного взаимодействия // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2015. – № 9. – С. 229-235.
13. Наумова Н.В. Человеческий капитал как фактор развития научно-образовательных центров // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2016. – № 5. – С. 45-50.
Хазова Л.В., Шадрин А.И. Формирование социокультурных и научно-образовательных центров в системе университетского образования. / монография. - Красноярск, 2002.
Глобальный инновационный индекс (ГИИ) 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/global_innovation_index/ru/2019/ ( дата обращения: 11.10.2019 ).
Методические рекомендации по формированию программ деятельности научно-образовательных центров мирового уровня. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=607 ( дата обращения: 11.10.2019 г ).

Страница обновлена: 22.08.2025 в 20:57:31

 

 

Formation of world-class scientific and educational centers in Russian regions as a tool to improve the competitive sustainability of territories

Pechatkin V.V.

Journal paper

Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 9, Number 4 (October-December 2019)

Citation:

Abstract:
The article analyzes the ranking positions of Russian universities and research centers relative to the world level using the most authoritative international expert assessments. An expert assessment of the need to form at least 15 world-class scientific and educational centers in Russia was carried out. The key problems of formation of scientific and educational centers in Russia are highlighted. A list of indicators for assessing the socio-economic effect of the creation of scientific and educational centers and guidelines for their use are proposed.

Keywords: region, competitive sustainability, scientific and educational center

JEL-classification: I23, I25, I29, R19, F69