Role of scientific and educational complex in innovation and technological development based on quality management
Feklistov I.F.1
1 Научно – производственное объединение «Реинжиниринг»
Download PDF | Downloads: 13
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 17, Number 12 (december 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=59997308
Abstract:
The article is devoted to the study of the role of the scientific and educational complex in innovative and technological development based on quality management. The interrelation of economic growth and the increasing role of education is argued. In this article, using general methods of scientific cognition in various aspects, the systems of innovation stages, including innovative ideas, methods and implemented innovation, are considered. As a result of the conducted research, the importance of the development of scientific and educational complexes created in the higher education system is determined.
Due to objective and subjective factors, the number of research institutes, design and engineering organizations that have carried out R&D is decreasing from year to year.
Therefore, it is necessary to increase the role of scientific and educational complexes formed by educational organizations of higher education under their control, or associated research institutes, design bureaus, industrial holdings and companies, colleges, vocational training colleges, schools, experimental stations, clinics, and laboratories.
It is very important that the state draws the attention of big business to science and creates favorable conditions through tax incentives for investments. Studies have shown that business does not seek to finance science and its fundamental part. A business shows interest only when it sees that someone has already made a commercially successful product that has aroused interest in the market.
Keywords: scientific and educational complex, quality management, education, R&D, innovative and technological development program
JEL-classification: I21, I23, I25, I26, I28
Введение
Емкий национальный рынок России, традиционно сильные научные школы и высокий образовательный уровень инженерных кадров, формирует необходимые предпосылки для создания прорывных технологий и осуществление радикальных нововведений в технологическом развитии. Эффективность развития экономики, ориентированной на инновационный тип, определяется не только достигнутым уровнем развития науки и промышленности, но и состоянием системы образования.
Исследования показывают, что система образования сегодня претерпевает серьезные изменения, вызванные несколькими особенностями, такими как:
— быстрым обесцениванием суммы научных знаний и технологических навыков, полученных ранее;
— интеллектуализацией производства;
— непрерывно меняющейся экономический конъюнктурой.
В современных условиях методы и технологии обучения не отвечают новым требованиям, которые были в большей степени ориентированы на загрузку памяти, чем на развитие творческих способностей и периодическую подготовку.
Сегодня растет понимание невозможности существования самостоятельного механизма реализации достижений в инновационном технологическом развитии в отрыве от системы образования. Как подчеркивает профессор Максимцев И.А., переход нашей страны на путь инновационного развития предполагает не только коренное инновационно – технологическое перевооружение отраслей экономики, но и инновационное образование, поскольку научные знания предстают как непрерывной поток инноваций. [2, с.19]
Сегодня одной из серьезных проблем отечественной экономики является инновационная инерция общества. В стратегии инновационного развития России отводится значительная роль динамичному и широкому развитию инновационных процессов научно – образовательных комплексов, сформированных на основе организации высшего образования. Научно – образовательные комплексы интегрируют в себе, независимо от источников финансирования и правового статуса, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, промышленные холдинги и предприятия, а также школы, колледжи, профессиональные училища, экспериментальные станции, клиники, лаборатории, организации дополнительного образования. Научно – образовательные комплексы являются важным источником развития и реализации инноваций, принципиально новым видом высшего учебного заведения, сочетающего в себе не только функции образовательного центра, но и функции центра по развитию науки, технологий и научных знаний. Это особенно важно сегодня, когда ассигнования на научные исследования и разработки еще недостаточны со стороны бизнеса. Разгосударствление и приватизация бывших научно – исследовательских организаций в конце 90 -х г., к сожалению, не дало ожидаемого эффекта поскольку заказ от промышленности на исследования и разработки практически свелся к нулю. Несмотря на постановку государственной задачи перехода страны на инновационный путь развития, разработку концепции научно – технической и инновационной политики, в системе научно - исследовательской деятельности застой еще не преодолен. Научно – образовательные комплексы могут поспособствовать преодолению этого застоя. Вместе с тем, численный контингент исследований и научных разработок преимущественно сосредоточен из числа докторов наук, кандидатов наук и преподавателей с большим опытом исследовательской работы. Формирование долговременной эффективной программы развития инновационно – технологического развития страны. Обеспечить коренное научно – технологическое перевооружение отраслей экономики, а также инновационное образование, поскольку научные знания предстают как непрерывный поток инноваций.
Развитие инновационной активности организаций
Проведенные исследования показывают, что уровень инновационной активности организаций за последнее десятилетие растет незначительно. Если в 2019 году он составлял -9,1%, то в 2021 – 11.9%. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в общем числе обследованных организаций, также растет незначительно. Если в 2019 году удельный вес составлял – 21,6%, то в 2020 – 23%, и в 2021 – 23%. [5, с.509]
Незначительно растет объем инновационных товаров, работ, услуг. Если в 2020 г. он составлял – 5 189,0 млрд. руб., то в 2021 г. он составил – 6 003,3 млрд. руб. [5, с.509]
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг также снижается. Если в 2019 г. он составил – 3,9%, то в 2021 – 5,0%. И
Незначительно растут затраты на инновационную деятельность организаций. В 2020 г. они составили – 2 134,0 млрд. руб., в 2021 г. – 2 379,7 млрд. руб. Снижается удельный вес затрат на инновационную деятельность организаций в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг в 2020 г. -2,3%, в 2021 г. – 2,0%. [5, с.509]
Уровень инновационной активности организаций составил всего в 2020 году -10,8%, в 2021 году – 11,9%. Из них деятельность в сфере коммуникаций в 2020 г. – 13,1%, 2021 г. – 12,7%. Деятельность организаций в области информационных технологий в 2020 г. – 10,2%, в 2021 г. – 8,0%. Не растет уровень инновационной активности организаций в деятельности научных исследований и разработок. Если в 2019 г. он составлял 51,3%, то в 2021 г. – 47,5%. В профессиональной научной и технической деятельности уровень инновационной активности составил в 2020 г. -8,8%, то в 2021 г. – 9,3%. [5, с.510]
Удельный вес организаций, осуществляющий технологические инновации в общем числе обследованных организаций, составил всего: в 2020 г. – 23,0%, в 2021 г. – 23,0 %. Из них, в деятельности в сфере коммуникаций, в 2020 г. – 19,4%, в 2021 г. – 18,1%. В разработке компьютерного программного обеспечения удельный вес организаций составил в 2020 г. – 23,0%, в 2021 г. – 23,2%. [5, с.511]
Деятельность организаций, проводивших научные исследования и разработки составила, в 2020 г. – 80,1%, в 2021 г. – 78,7%. [5, с.515]
Удельный вес затрат на инновационную деятельность в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг по видам экономической деятельности за последние годы снижается, если в 2019 году он составил 2,1%, то в 2021 году -2,0%. [5, с.516]
Удельный вес затрат на разработку компьютерного программного обеспечения составил в 2019 г. – 4,7%, в 2021 г. – 3,8%. В научных исследованиях и разработках в 2019 г. – 37,2%, в 2021 г. – 32,2%. В деятельности в области информационных технологий в 2019 г. – 3,1%, в 2021 г. – 1,7% [5, с.516]
Анализ показывает, что из года в год сокращается число организаций, выполнявших исследования и разработки. Так число этих организаций в 2021 году сократилось, по сравнению с 2000 годом в 1,65 раза. Число конструкторских организаций за этот период сократилось в 1,36 раза. Число проектных и проектно-изыскательских организаций сократилось в 6,54 раза. [5, с.497]
Число организаций, выполнявших исследования и разработки в предпринимательском секторе деятельности, сократилось в 2021 году в 1,6 раза. [5, с.497]
Важнейшим показателем инновационно – технологического развития являются кадры науки. Так численность персонала, занятого исследованиями и разработками, из года в год сокращается. В 2021 году по сравнению с 2000 годом произошло сокращение в 1,3 раза. При этом число исследователей сократилось за этот период в 1,4 раза. [5, с.498]
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками за этот период в государственном секторе деятельности сократилась на 11%, в предпринимательском секторе деятельности сокращение произошло в 1,7 раза. [5, с.498]
По областям науки численность исследователей сократилось за этот период в 1,3 раза. Сокращение произошло, в том числе, и в технической области науки в 1,4 раза. Сократилось число исследователей - докторов наук в 2021 году по сравнению 2010 г. почти на 10%. Сокращение численности докторов наук в технической области в 1,2 раза. [5, с.499]
Из года в год происходит сокращение численности исследователей – кандидатов наук. В 2021 г. по сравнению с 2000 г. произошло сокращение в 1,2 раза. В области технических наук сокращение произошло в 1,6 раза. [5, с.499]
Важным показателем является численность исследователей по возрастным группам. Из года в год снижается число исследователей до 29 лет. В 2021 г. по сравнению с 2010 г. их число сократилось в 1,3 раза, докторов наук - исследователей сократилось в 3,7 раза, кандидатов наук сократилось в 3 раза. При этом выросла число докторов наук – исследователей в возрасте 70 лет и старше на 7%. [5, с.499]
У нашей промышленности, в отличии от стран Запада, в Японии, Южной Корее, Китае, зачастую нет заинтересованности в скорейшем внедрении каких-либо новаций. Так завод или фабрика в России выпускает свою продукцию, выполняет свои планы, и разработка чего-то нового им не очень экономически интересна. В западных же фирмах, очень жесткая конкуренция, а значит есть заинтересованность выбрасывать на рынок все новую инновационную продукцию, обладающую все новыми и новыми характеристиками. [4, с.87]
Исследования показывают, что российских ученых очень активно приглашают на Запад и они едут туда со своими изобретениями. Там для российских ученых созданы для занятий научными исследованиями комфортные условия, с точки зрения обеспечения необходимыми материалами. Они более мотивированы для проведения научно- технологических экспериментов.
Очень немаловажный аспект в том, что российские ученые за рубежом получают в разы выше зарплату, чем в России. Думается, что для того, чтобы наши лучшие ученые – исследователи не уезжали за рубеж, можно устранить вышеперечисленные причины их иммиграции. Президент РФ заверил молодых ученых, что вопрос с зарплатой будет решен в ближайшее время, а также организована льготная жилищная ипотека.
Так на встрече Президента РФ В. Путина с молодыми учеными в космическом центре г. Королеве в конце октября 2023 года, в своем выступлении молодой ученый заявил «что в этом центре в последнее время уволилось значительное количество молодых ученых из-за низкой заработной платы и нерешенных жилищных проблем. Так зарплата молодого ученого ниже зарплаты курьера на рынке».
Современные наукоемкие информационные технологии проникают во все отрасли производства и ломают сложившиеся профессионально – квалификационные структуры не только в промышленности, но и в сфере управления, в сфере услуг и др. [7, с.117]
Инвестирование научного инновационно – технологического развития
Внутренние затраты на исследования и разработки из средств федерального бюджета в 2010 г. составили 68%, в 2021 г. – 64%. [5, с.500]
Внутренние затраты на исследования и разработки за счет средств организаций предпринимательского сектора составили в 2010 г. – 16%, то в 2021 г. – 13%. [5, с.502]
Автор статьи был приглашен в июне 2023 года Правительством Китая, выступить с докладом на международном экономическом форуме в г. Пекине. После форума в течении 10 дней автор статьи посетил несколько университетов и научных учреждений, занимающихся разработкой и производством микроэлектроники. После многочисленных встреч, проведенный автором анализ, позволил сделать вывод о том, что умение выжимать максимум из минимума и есть показатель высокоэффективности китайского менеджмента. Сразу же задаешься вопросом, почему это не работает у нас в России?
Дело в том, что в России крупный бизнес, как правило, ориентировался и ориентируется, к сожалению, и сейчас, на завоевание определенной доли рынка. Крупные же китайские компании, в том числе и частные, не ограничиваются лишь китайским рынком, а постоянно стремятся предать своей компании более глобальный масштаб. При этом китайские компании направляют максимальное внимание на новые разработки и тогда свою выручку используют, в отличии от российских компаний, не на приобретение дорогостоящих яхт, пароходов, дорогой недвижимости в Лондоне, Риме и других городах, а на новые разработки, порой до 20-30% от выручки. Анализ показывает, что значительная часть исследовательских структур китайских компаний создавалась за рубежом, что позволяет увидеть там для себя новые технологические разработки и переносить их в Китай.
В Российской Федерации, к сожалению, иные цели у бизнеса – это максимальное извлечение прибыли. Нередко финансовые потоки оседали в офшорах, а на финансирование инновационных технологий и подготовку научно – исследовательских кадров, бизнес средства не выделяет. Не доходят руки у бизнеса до выпускников научно – образовательных комплексов, особенно технических. Их техническое образование зачастую оказывается не востребованным. В результате, часто, подготовленные выпускники инженерных специальностей, идут в продавцы, охранники, курьеры. Немало таких которые уезжают из страны в поисках применения приобретенных инженерных знаний.
Полагаем, что источником инвестирования в научном инновационно – технологическом развитии страны могут быть средства российских предприятий. По заявлению академика РАН А. Агангебяна «сейчас у них более 400 млрд. долларов лежат в офшорах». По оценке западных экспертов в России 110 миллиардеров, хотя годом ранее было 88, а их общее состояние выросло за последний год с 320 до 474 млрд. долларов. Россия занимает пятое место в мире по числу миллиардеров. [1, с.12]
Очень слабо пока учувствует в развитии экономики банковская система, хотя банковские активы в России составляют 120 трлн. рублей, но банковская система занята не развитием экономики в России, а самообогащением. Если государство заинтересует всех перечисленных миллиардеров вкладывать средства в свою страну, то Россия могла бы получить триллионы рублей, для инвестиций в развитие технологического суверенитета. [1, с.12]
Анализ показывает, что в России в 2023 году сокращены реальные расходы на науку и исследования. Так по государственной программе «Научно – технологическое развитие РФ» в 2023 году, общая сумма финансирования составит 1,2 трлн. руб., из неё 550 млрд. рублей пойдут на научные исследования и разработки. То есть российская наука в этом году получит от государства менее 1% ВВП.
Исследования показывают, что Израиль по оценке ООН, на данные цели тратит 5,1% ВВП, Швеция, Бельгия и США по 3,5% ВВП. Более того, уже свыше трети века в нашей стране на развитие науки, образования, здравоохранения и культуры выделяется в два раза меньше финансирования в долях ВВП. [10, c.45]
Проведенные исследования показывают, что высококлассные специалисты уезжают в другие страны для работы в высокотехнологичных отраслях промышленности, чтобы молодому перспективному ученому - инженеру реализовать себя. Полагаем, чтобы исправить такое положение необходимо увеличить финансирование в технологическое обновление промышленности. Также необходимо заинтересовать молодых специалистов увеличенной зарплатой и создать им достойные социальные условия.
В инновационно-технологическом развитии очень важным звеном является защита интеллектуальных прав собственников. Исследования показывают, что количество действующих патентов в России меньше, чем в США, Китае, Японии. Такая обстановка сложилась потому, что, зачастую, потенциальный претендент на право получения патента, обращающийся в патентные органы, получает отказ, потому что его изобретение заранее похоже на патент, зарегистрированный, например, в США. В результате такого положения, из года в год снижается количество заявок на выдачу патентов.
Исследования показывают, что в других странах, например в Китае, Индии, патентная система выдает патент при микроскопических отличиях от того, что зарегистрировано за рубежом. Так, например индийская система разрешает регистрировать не изделие, а способ производства. Если схема немного отличается, то это уже реально является правом на патент.
Исторические факты показывают, что сами США изначально выдавали свои патенты без учета уже существующих в других странах. Такое отношение к патентам объясняет успех промышленности США в 19 веке.
Только после начала специальной военной операции (СВО), Правительство РФ утвердило перечень недружественных государств, которые ввели против России незаконные акции (ограничения). В результате вся интеллектуальная собственность этих недружественных стран, стала «не собственностью» в России. Поэтому научно – образовательные комплексы имеют право на получение патентов на интеллектуальную собственность в России на свои разработки, так как патент дает возможность приобретать особый доход, будучи защищённым от чужой активности на рынке.
Качество подготовки научных кадров
Расходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов на образование в процентах к ВВП из года в год снижаются, так в 2010 г. они составили – 4,1%, а в 2021 – 3,6%. [5, с.189-190]
В ряде стран, ориентированных на воспитание собственной научно-технической элиты, опыт развития в дошкольном воспитании специальных инженерных способностей с использованием информационных технологий внедряется на государственном уровне. Особенно успешны и результативны образовательные программы для детей дошкольного возраста с использованием информационных технологий, в том числе компьютерно-игрового комплекса в естественных науках, технологиях, инжиниринге, гуманитарных науках, математике. [6, с.32]
Конечно, приток молодежи в науку связан с дошкольным и школьным воспитанием. Только школа может заинтересовать будущих молодых учёных. Развивать у детей интерес и способности к инженерным наукам можно в центрах дополнительного образования на базе научно-образовательных комплексов. Они позволяют школьникам получить опыт работы над различными научными задачами. Центр объединяет школьников, студентов, педагогов, экспертов и партнеров в единое научно-технологическое сообщество.
Только школа может мотивировать заниматься наукой. В свою очередь, необходимо поднимать престиж преподавателя школы, заинтересованность в будущих исследованиях молодых учёных. Здесь большую роль сыграют научно-образовательные комплексы. Следующая ступень в подготовке молодых учёных – университеты. Студент может сразу почувствовать внимание опытных профессоров, преподавателей, учёных. В то же время, наставников необходимо мотивировать, в первую очередь финансово, поскольку работа со студентами, будущими учёными, требует немалых затрат и значительного времени. [8, c.89]
Полагаем, что престиж науки может расти за счёт интереса студентов, в которых нужно вовремя разглядеть увлеченных исследователей. Конечно, очень важно мотивировать их повышенной стипендией, что позволит молодым исследователям сосредоточится на научных изысканиях. Исследования показывают, что в подготовке кадров высшей квалификации еще немало проблем. В этом направлении необходимо организовать центры обучения, подготовки и переподготовки кадров на базе научно-образовательных комплексов. Необходимо создать научно-исследовательскую базу и, что очень важно, мотивирующие факторы в работе молодых исследователей и ученых. Экономика крайне заинтересована в высококвалифицированных кадрах технологических и естественнонаучных специальностей, а также это важнейший аспект в создании цифрового государства и создании высоких технологий. Исследования показывают, что в целях инновационно - технологического развития Минобрнауки РФ уже три года подряд увеличивает число бюджетных мест в вузах на инженерные и технические специальности. В 2022 году многие вузы в рамках приёмной комиссии не смогли привлечь нужное количество абитуриентов на инженерные специальности и вынуждены были объявлять дополнительный набор.
Менеджмент качества инновационно – технологического развития
Технологический суверенитет – это высшая степень самостоятельности страны, способность создавать свои технологии, делать свои автомобили из отечественных комплектующих, а не просто собирать их из узлов и деталей, поступивших из-за рубежа, делать свои станки, самолеты и т.п.
Технологический суверенитет экономически выгоден экономике России. Например, добавочная стоимость при сборочном производстве автомобилей из зарубежных узлов и агрегатов дает максимум 8-10% добавочной стоимости на единицу выпущенной продукции. В полупроводниковой же отрасли, добавочная стоимость составляет 230-280%. Известно, что налоги в бюджет страны платятся с добавочной стоимости, более того в экономике, которая производит реальную продукцию всё взаимосвязано. Так на каждом этапе переработки сырья продукция становится дороже, а значит отчисления в бюджет страны в виде налогов будут больше. К сожалению, пока значительная часть экспортируемого сырья не проходит переработку. [9, с.141]
Любая отрасль: станкостроение, электроника, автомобильная, самолетостроение и т.п., аккумулирует достижения сотен предприятий других отраслей экономики. Развитие технологического суверенитета можно отнести и к развитию науки, как фундаментальной, так и прикладной, т.е. чем больше высокотехнологичных, дорогостоящих рабочих мест для выпуска продукции, тем больше государство получает налогов.
Исследования показывают, что в высокотехнологичных странах Запада, а также Китае, Японии, Южной Корее и других, в разработку инновационных высоких технологий и науку инвестиции от бизнеса в разы превосходит государственные инвестиции. В России же наоборот, государственные инвестиции в науку, в высокие технологии, переработку сырья, чаще около 100% составляют из государственного бюджета. [11]
В современных условиях драйвером по развитию технологического суверенитета может и должна стать сфера экономики знаний (научно – исследовательские и опытно – конструкторские работы (НИОКР), образование и др.), это главная составляющая часть человеческого капитала. Однако её доля в ВВП России всего 14% (в Китае этот показатель составляет 22%, в Европе – 30%, в США – 40%). [1, с.12]
Заметно нарастив инвестиции в основной капитал, мы сможем продвинуться в развитии экономики, в первую очередь, через развитие технологического суверенитета. Нам надо, по сути, заново создавать авиационную, полупроводниковую, медицинскую промышленность, машиностроение. В России производятся в расчете на одну тысячу промышленных работников 6 шт. роботов в год, в Южной Корее – 920 шт. роботов, Японии, Великобритании, Германии – от 200 до 600 шт. роботов. В России устаревают основные фонды, машины и оборудование. При этом на НИОКР мы тратим всего 1% ВВП. В СССР тратили в три раза больше [1, с.12]
Построение основ технологического суверенитета может занять несколько лет, а реальное его обретение еще более длительный срок, так, например, по микроэлектронике нам придется догонять другие страны еще дольше. В этом и других технологических направлениях российским ученым приходится рассчитывать исключительно на собственные силы. Исследования показывают, что за прорывными научно – технологическими решениями стран Запада и Восточно – Азиатских стран стоят наши соотечественники, выходцы из СССР и России, которые по целому ряду причин выехали за рубеж и реализовали свой научный потенциал в этих странах. Известно, что наряду с индийцами самые сильные программисты в сфере IT – русские. Поэтому государство, бизнес должны создавать социально – экономические условия для наших молодых специалистов, чтобы они не тянулись в Индию, США и другие страны.
Проведенные нами исследования показывают, что до недавнего времени проектирование электронных изделий в российских научных учреждениях выполнялись с использованием зарубежных систем автоматизированного проектирования (САПР). Затем эти проекты отправлялись на зарубежные фабрики – на Тайвань, Сингапур и другие страны восточной Азии. Таким образом, идеи российских ученых и разработчиков реализовывались на чужих мощностях. Сегодня же все эти фабрики работать с Россией отказались.
В сложившейся ситуации российские ученые стали строить свою работу в полной независимости от зарубежной элементной базы, с целью создания автоматизированного проектирования. При этом параллельно развивать собственное производство САПРов.
В интервью СМИ Президент РТУ МИРЭА, Академик РАН А. Сигов заявил, что в СССР была мощная электронная промышленность. Создавались средства производства, которых сегодня практически не осталось.
В настоящее время сложилась такая ситуация, что от Тайваньских процессов и чипов зависит не только Россия, но и зависит почти все мировые производители электроники. Именно Тайвань стал мировой фабрикой и почти 70% мировых процессоров делается там. Это результат инвестиций крупных мировых компаний. Кроме того, были громадные вложения в подготовку высококвалифицированных кадров, которые производят и обслуживают оборудование с высокими зарплатами. Сегодня введен запрет российским фирмам на взаимодействия с Тайванем. [12, c.8]
В развитии микроэлектронной промышленности преуспели в последние годы китайские ученые. Китай вкладывает огромные деньги в проектные и исследовательские работы. По заявлению академика РАН А. Сигова, в России пока такого не наблюдается, так как многое делается только в лаборатории и до производства не доходит из-за недостатка финансирования. Такое же положение сложилось с громадным количеством российских ученых, значительная часть которых владеет патентами, и работает в нидерландской фирме ASML, которая финансирует их инновационные разработки и соответственно использует их в своих интересах. [12, c.8]
У российского бизнеса нет заинтересованности в скорейшем внедрении важнейших технологических инновационных разработок, поскольку предприятиям это экономически невыгодно из-за больших финансовых вложений.
Такая же обстановка сложилась в научно – образовательном центре «Сколково», который должен был готовить стартапы за счет бизнеса, однако бизнес до настоящего времени в этом не участвует, а образовательный центр финансируется из государственного бюджета.
Подобные центры действуют во всех передовых странах мира, и они работают только на средства бизнеса, а не на государственные бюджеты. Государству там отводится только регулирующая роль.
В развитии инновационных технологий главная проблема в создании эффективной работающей смычки науки с инновациями. Пока не заработает государственная политика, которая стимулировала бы превращение знания в технологии, бюджетное финансирование науки будет оставаться на низком уровне - всего 1% ВВП. [1, с.3]
Очень важно, чтобы государство привлекло внимание крупного бизнеса к науке, создало выгодное условие для вложения средств. Исследования показывают, даже пока компании, ориентированные на науку, не стремятся финансировать её поисковую, фундаментальную часть. Бизнес проявляет интерес лишь когда видит, что уже кто-то сделал коммерчески успешный продукт, который вызвал интерес у рынка.
Проведенный анализ показывает, что еще научно-образовательные комплексы, в составе которых университеты, НИИ, КБ, не редко работают, не имея перед собой задачи превращать знания в технологии, доводить разработки до уровня, интересного промышленности. Часто университеты, НИИ, КБ, действуют по техническим заданиям, которые сами себе составляют на несколько лет вперед и отчитываются по этим заданиям научными публикациями, где нет ничего такого, что помогло бы встроить нашу науку в реальную экономику в цепочку по созданию востребованного продукта. Поэтому государство должно менять такую систему отношения к науке. Полагаем, что для этого нужно создать заинтересованные условия, чтобы научные организации, университеты, НИИ, КБ, входящие в научно – образовательные комплексы и работающие в них инноваторы – исследователи изменили свое мышление, стали видеть не публикационную активность, а участие в реальной экономике.
В сложившейся ситуации Минпромторг и Минобрнауки должны активно этим заниматься, объявлять конкурсы по созданию промышленного оборудования для производства соответствующих изделий и элементной базы.
В течении года по зову организаторов санкций из России выехало около 1 млн. чел. высококлассных специалистов. Поэтому России нужны люди с опытом и знаниями в сфере высоких технологий. Президент РФ В. Путин в Послании к Федеральному Собранию дал поручение подготовить один миллион высококлассных специалистов для работы в разных технических отраслях.
Выступая на пленарном заседании Форума будущих технологий «Вычисление и связь. Квантовый мир», Президент РФ подчеркнул, что многие критические технологии в этой сфере мы покупали, что называется в чужом магазине, в своего рода «СУПЕРМАРКЕТЕ» готовых, кем-то произведенных решений. В какой-то момент перед нами просто плотно затворили дверь и повесили вывеску «ЗАКРЫТО». При этом он также сказал, что не только в сфере вычислений закрыт «СУПЕРМАРКЕТ», а практически во всех сферах промышленности [11]
По мнению профессора Максимцева И.А.: «В связи с переходом к рыночной экономике и практически массовой остановкой производства в России в конце 90-х на многих предприятиях промышленности, строительства, транспорта и сферы услуг изменилась система ценностей, труд потерял в жизни общества первостепенное значение. Была разрушена система профессионального образования» [3, с.14]
Около 20 лет Правительство РФ всячески поощряло закупку иностранных технологий и комплектующих, тем самым уничтожая собственную промышленность.
До объявления санкций, в нашу страну поставлялось по импорту высокотехнологическое оборудование – энергетическое оборудование, металлообрабатывающие станки, машины и т.п. Компьютеры, станки, медицинское оборудование поставлялись из Германии, Японии, Южной Кореи, Китая – всего на сумму свыше 97 млрд. долларов. Из них свыше 32 млрд. долларов — это импорт из Китая, т.е. 30%. Это бытовая, цифровая, мультимедийная техника, компьютеры, телекоммуникативное оборудование, смартфоны, где доля Китая составила 75%. Также из Китая импортируется электротехническое оборудование, силовые установки, кондиционеры.
Сегодня у России 90% зависимость от стран Запада и восточноазиатских стран в медицинском высокотехнологичном оборудовании: КТ и МРТ, ИВЛ, УЗИ и т.п. А ведь в 80-е годы многое из вышеперечисленного производилось в СССР.
Однако в 90-е годы политика Правительства Е. Гайдара сводилась к лаконичному заявлению, что у нас такое обилие сырья, что мы продадим его за рубеж, а взамен нам поставят все необходимые технологии и технику, зачем нам надрываться и изобретать велосипед, все купим. Такая политика с конца 90-х до середины 2000 г. привела к открытому уничтожению высокотехнологичной промышленности в России.
Представляется, что можно в этом важнейшем для страны развитии технологического суверенитета рекомендовать базовые принципы: налогами стимулировать бизнес, больше инвестировать в основной капитал, предоставлять промышленности кредиты с нулевыми процентными ставками.
Немало проблем в развитии технологического суверенитета в сфере IT в связи с уходом западных компаний, так как их решения перестали работать. Несмотря на это, российские компании использовавшие эти решения, вынуждены срочно перестраивать эти системы. Исследования показывают, что есть оптимистичные примеры отечественных решений в сфере IT. Так в г. Омске компания «Промбит» подготовила к производству ноутбук Bitblaza Titan BB15 на российском процессоре.
Новосибирский институт программных систем представил промышленную блокчейн платформу CELLS.
Компания RDW Tehnology начала серийное производство персонального офисного компьютера для госсектора в Калининградской области. В МГТУ им. Баумана создан первый в мире суперкомпьютер с процессорами на отечественной микроархитектуре «Леонард Эйлер» - «Тераграф». Вычленяя в больших базах данные графы (совокупность объектов и связей между ними) он может создавать цифровые копии сложных, реальных систем, будь то город или организм человека. [13, с.20]
Исследования показывают, что сегодня громадный дефицит инженеров, хотя ежегодно увеличивается число бюджетных мест в университетах на инженерные специальности. В силу еще низких зарплат у молодых специалистов инженерный труд считается не престижным, остается пока проблема дефицита специалистов нужной квалификации. Следующая проблема в том, что система профессионального инженерного образования не редко не дает необходимых компетенций, кроме того, еще слабо развита система дополнительного образования, доступная переквалификация.
На промышленных предприятиях пока еще сложно организовать переобучение специалистов – инженеров раз в три года. Представляется, что необходимо работодателя стимулировать через налоги, чтобы он вкладывался в переобучение инженерных работников. Наверно важно также работодателям за это компенсировать затраты из бюджета.
Замена на отечественные процессоры и другие комплектующие в IT сфере идет непросто, и это должна быть долгосрочная программа. В зависимости от направления эту задачу можно решить за 5-10 лет. Это нереально для малых предприятий, здесь должно быть более существенным государственное участие, особенно в области внедрения новых IT технологий.
Исследования показывают, что основная часть разработок, например в Германии, лежит на государственных институтах, ведущих фундаментальные и прикладные исследования. Здесь проекты и программы поддерживаются государством и крупными корпорациями, заинтересованными в использовании этих технологий. Например, основными потребителями на этапе становления технологий были автоконцерны. Проведенный анализ показывает, что в России пока таких запросов со стороны крупного бизнеса не возникает или это единичные примеры.
В настоящее время, в связи с уходом западных компаний, возникают у нас определенные трудности с перестройкой системы информационной безопасности. Их решения просто перестали работать. В результате российские компании, ранее использовавшие эти решения, вынуждены срочно перестраивать системы информационной безопасности.
Заключение
Как показали исследования Россия располагает научным потенциалом для реализации многих проектов, связанных с технологическим суверенитетом. Однако на протяжении длительного времени ставилось под сомнение сама их целесообразность. Ключевой проблемой было во властных структурах мнение о бесперспективности научных технологических фундаментальных исследований в глазах отдельных чиновников. Определенная часть бюрократии твердо уверовала в конце 90-х, начале 2000-х, что российские ученые не способны создать что-то полезное и востребованное за пределами оборонной и космической сфер.
Получается, что государство намного вперед планирует развитие научно – технологических исследований, а бизнес зачастую не хочет инвестировать в проекты, которые, по его мнению, окупятся не сразу или в отношении которых еще не понятен конечный результат. В этой сложнейшей экономической ситуации, только государство может кардинально выправить нездоровую ситуацию, негативно влияющую на развитие технологического суверенитета. Полагаем, что это возможно через восстановление государственного планирования, уничтоженного в стране в годы перестройки. Ведь в технологически развитых странах, в том числе в Китае, обеспечивается совокупность планирования и рыночных принципов. Очень важно обеспечение конкуренции, считающейся преимуществом рыночной экономики, которая прекрасно обеспечивалось в СССР, в технологической сфере, например, в автомобилестроении, авиастроении, станкостроении, электронной промышленности и других отраслях экономики. [10, с.42]
Сегодня одним из важнейших направлений для российской экономики, науки и научно-образовательных комплексов стало развитие технологического суверенитета. Для этого, в промышленную организацию должны приходить квалифицированные специалисты, молодые учёные и исследователи, разрабатываться новые технологии. Без развития вузовской науки, без активного участия профессоров, преподавателей и студентов научно-образовательных комплексов в научно-исследовательской работе очень сложно. Научно-образовательные комплексы должны обращать внимание на развитие инженерного образования, технологического предпринимательства, т.е. внедрения научных разработок в реальную экономику.
References:
Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik 2022 [Russian Statistical Yearbook 2022] (2022). M.: Rosstat. (in Russian).
Feklistov I.F. (2004). Innovatsionnoe upravlenie kachestvom resursov vuzov [Innovative quality management of university resources] SPb.: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. (in Russian).
Feklistov I.F. (2020). Programma innovatsionnogo razvitiya nauchno -obrazovatelnogo kompleksa: kachestvo resursov – kachestvo obrazovaniya, nauchnyh issledovaniy i razrabotok. Metodologiya i metody [The program of innovative development of the scientific and educational complex: the quality of resources – the quality of education, research and development. Methodology and methods] SPb.: Politekhnika-Servis. (in Russian).
Feklistov I.F. (2021). Innovatsionnyy menedzhment nauchno-obrazovatelnogo kompleksa. Metodologiya i metody [Innovative management of the scientific and educational complex. Methodology and methods] SPb.: Politekhnika – Servis. (in Russian).
Feklistov I.F. (2023). Innovatsionnoe razvitie nauchno – obrazovatelnyh proizvodstvennyh kompleksov na osnove menedzhmenta kachestva. Metodologiya i metody [Innovative development of scientific and educational production complexes based on quality management. Methodology and methods] SPb.: Politekhnika – Servis. (in Russian).
Gorelov N.A., Melnikova O.N., Litun O.N., Abramov E.G., Lebedev E.A., Moiseenko S.S., Sinov V.V., Kurochkina Yu.A. (2010). Osnovy naukoemkoy ekonomiki (Znaniya-Kreativnost-Innovatsii) [Fundamentals of Knowledge-intensive Economy (Knowledge - Creativity - Innovation)] M.: Izdatelstvo «Kreativnaya ekonomika». (in Russian).
Okrepilov V.V. (2003). Menedzhment kachestva [Quality Management] SPb.: Nauka. (in Russian).
Savelev A.Ya. (2021). Vysshee obrazovanie: sostoyanie i problemy razvitiya [Higher education: the state and problems of development] M.: NII VO. (in Russian).
Страница обновлена: 21.03.2025 в 04:09:10