Развитие импортозамещения в условиях инновационной экономики в агропромышленном комплексе России
Лясников Н.В.1, Лясникова Ю.В.2, Анищенко А.Н.1, Романова Ю.А.1
1 Институт проблем рынка Российской академии наук, Россия, Москва
2 Государственный университет просвещения
Скачать PDF | Загрузок: 23
Статья в журнале
Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=55826541
Аннотация:
В статье рассмотрены состояние и проблемы развития импортозамещения в интересах стимулирования цифровой экономики в агропромышленном комплексе России. Исследование опиралось на комплексный анализ статистических данных о цифровом развитии АПК страны в том числе в сравнении с отраслевым бенчмарком, на сведениях, полученных в результате анкетирования профессионалов цифрового управления в АПК и экспертов в области цифровизации и импортозамещения в сельском хозяйстве. Представлены результаты анализа, подтверждающие значимость цифровых трансформаций для развития АПК, выделяющие приоритетные направления цифровизации и подчеркивающие объективную закономерность цифрового отставания от других отраслей. Показана зависимость цифровых преобразований в АПК России от импорта оборудования и ключевых технологий, констатируется крайне невысокий уровень импортозамещения, не соответствующий приоритетным интересам обеспечения отраслевого развития. В заключении предлагается комплекс мер по решению проблемы импортозамещения, включающий содействие сотрудничеству между государством, бизнесом и научными учреждениями, развитие межотраслевого сотрудничества между предприятиями / органами управления АПК, российской промышленностью и сектором информационных технологий, создание благоприятной экосистемы для развития цифровых технологий, совершенствование правового регулирования и публичного администрирования, а также повышение осведомленности и развитие цифровых компетенций.
Ключевые слова: инновации, импортозамещение, национальный технологический суверенитет, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство России, цифровизация АПК, цифровые трансформации
Финансирование:
Статья подготовлена в рамках государственного задания ИПР РАН, тема НИР «Институциональная трансформация экономической безопасности при решении социально-экономических проблем устойчивого развития национального хозяйства России».
JEL-классификация: O3, P32, Q13
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы. Актуальность исследования обусловлена комплексным и многоаспектным влиянием цифровизации на различные сферы общественно-экономических отношений, в том числе в агропромышленном комплексе (АПК) страны и ее регионов. Российское сельское хозяйство, некогда (прежде всего, в советский период) передовое как в рамках национальной, так и в глобальной экономике, за последние десятилетия приобрело печальную известность как сфера социальной деятельности, крайне невосприимчивая к инновациям, инертная в отношении преобразований, что в целом отражает упадок в развитии российского АПК.
Развитие импортозамещения в условиях цифровой инновационной экономики является важным аспектом стратегии развития государства, поскольку позволяет сократить зависимость от импорта и укрепить свою экономическую независимость. В рамках цифровой инновационной экономики можно выделить несколько факторов, способствующих развитию импортозамещения:
1. Развитие собственных цифровых технологий и продуктов: цифровая инновационная экономика предоставляет широкие возможности для развития собственных технологий и продуктов. С помощью цифровых технологий можно создавать новые инновационные продукты, а также оптимизировать и автоматизировать процессы производства, что позволяет снизить зависимость от импорта и увеличить долю собственных разработок.
2. Развитие цифровой инфраструктуры: для успешного развития цифровой инновационной экономики необходима эффективная и надежная цифровая инфраструктура. Построение и модернизация сетей связи, цифровизация государственных и корпоративных систем, развитие облачных технологий и цифровых платформ – способствует повышению конкурентоспособности отечественных предприятий и сокращению зависимости от импорта.
3. Поддержка и стимулирование отечественных инноваций: государство может принимать меры по стимулированию разработки и внедрению отечественных инноваций. Это может включать в себя выделение субсидий, налоговые льготы, создание инновационных кластеров и центров развития, а также партнерство с частным сектором и научно-исследовательскими организациями. Такие меры способствуют росту отечественных инноваций и уменьшению необходимости в импорте.
4. Развитие кадрового потенциала: для успешного развития импортозамещения в цифровой инновационной экономике необходимы высококвалифицированные специалисты. Поэтому важно инвестировать в образование, подготовку и переквалификацию кадрового потенциала. Образовательные программы, курсы, мастер-классы и стажировки позволяют развивать компетенции, необходимые для создания и внедрения собственных цифровых инноваций.
5. Международное сотрудничество: в условиях цифровой инновационной экономики важно развивать международное сотрудничество в области инноваций. Партнерство с другими странами позволяет обмениваться опытом, доступом к новым технологиям и ресурсам. Такое сотрудничество способствует созданию новых возможностей для импортозамещения и развития отечественной инновационной экономики.
Импортозамещение в условиях инновационной экономики относится к процессу снижения зависимости от импорта и развитию внутренних производственных и технологических ресурсов. Это может включать в себя разработку и внедрение новых технологий, стимулирование инноваций, поддержку национальных предприятий и продукции, а также сокращение импортной зависимости в ключевых отраслях.
Отметим, что важным аспектом импортозамещения в инновационной экономике является развитие мощностей для производства высокотехнологичной продукции и услуг. Поощрение инноваций и развитие собственных научно-исследовательских и разработочных баз позволяют странам сократить импорт и улучшить свою конкурентоспособность на мировом рынке. Импортозамещение также способствует развитию местного предпринимательства, созданию новых рабочих мест и повышению уровня жизни населения. Однако, внедрение импортозамещения может быть сложным процессом, требующим высокой степени сотрудничества между государственными структурами, предприятиями и научно-исследовательскими учреждениями. Также важно учитывать потребности рынка и конкурентоспособность продукции на мировой арене.
В актуальных условиях комплексного негативного воздействия антироссийских санкций, в значительной мере направленных на блокировку сотрудничества с нашей стране на фоне зависимости от технологического импорта, развитие импортозамещения в агропромышленном комплексе России является важной и приоритетной задачей содействия цифровым трансформациям в АПК. Для достижения этой цели необходим комплексный подход и ряд мер, таких как увеличение инвестиций в научно-исследовательскую и разработочную деятельность, сотрудничество между государством, бизнесом и научными учреждениями, создание благоприятной экосистемы для развития цифровых технологий и другие. Разработка соответствующих мер и инструментов должна опираться на систему научных знаний и глубокий всесторонний анализ состояния, проблем и возможностей развития импортозамещения в интересах стимулирования цифровой экономики в российском АПК.
Материалы и методы. Исследование основано на применении общенаучных и частно-научных методов анализа, синтеза, индукции, дедукции, абстрагирования, моделирования и др., и опирается на ключевые положения современной парадигмы экономики знаний, концепте цифровой индустриальной революции, а также на положениях российской научной школы экономической безопасности в части реализации задач импортозамещения и обеспечения национального технологического суверенитета. Статистические материалы, иллюстрирующие положения и выводы по проведенному исследованию, получены из ключевого источника официальной статистики в области развития цифровой экономики в России – Статистического сборника «Цифровая экономика – 2023» [1]. Недостающая количественная информация восполнена экспертным путем посредством получения оценок у пула экспертов в составе 9 человек, включавшего в себя руководителей аналитических подразделений в области цифровизации, устойчивого развития и импортозамещения в АПК отраслевого министерства (3 чел.), региональных органов власти (4 чел.), и независимых экспертных служб (компаний, 2 чел.). В качестве итоговой принималась медианная оценка, полученная в ходе опросов экспертов. Экспертные оценки проверены на согласованность посредством расчета коэффициента конкордации, в случае выявления несогласованности оценок, из пула исключались попарно экстремальные значения (наиболее высокое и низкое).
Оценки состояния и проблем цифровизации и импортозамещения инновационных цифровых технологий проведены на основе опроса профессионалов АПК, задействованных в информатизации и автоматизации научно-исследовательской (в том числе селекционной), производственной, коммерческой, вспомогательной и иной деятельности. Анкетирование проведено в дистанционном формате в июле-августе 2023 года и охватило 68 специалистов, представлявших 17 субъектов РФ из девяти федеральных округов, что позволило обеспечить представленность позиций профессионалов ИТ в АПК различных регионов территориально распределенного и неоднородного по уровню социально-экономического развития федеративного государства.
Литературный анализ. В условиях новой (четвертой) индустриальной революции и шестого технологического перехода, утверждение по поводу того, что цифровые технологии выступают источником отраслевого развития и экономического роста, представляется в буквальном смысле аксиоматичным [2]. Между тем, на практике выявляется отставание отдельных отраслей от мейнстрима цифровизации, характерное не только для российской, но и для многих других национальных экономик [3].
В ряде независимых исследований [4,5,6] показано, что вместе с дефицитом компетенций и специализированных технологий, спектр ключевых проблем, негативно влияющих на состояние цифровизации отдельных отраслей и компаний, традиционно дополняет отсутствие понимания практической применимости прогрессивного инструментария. Обладая серьезными возможностями для стимулирования развития бизнеса, решения многочисленных проблем, предприниматели зачастую не понимают, какие конкретные выгоды они могут получить от использования цифровых технологий и как они могут быть адаптированы к специфике хозяйственной деятельности. Данную проблему исследователи связывают с недостаточной информированностью о возможностях цифровизации, отсутствием успешных практических примеров или непониманием того, какие конкретные шаги нужно предпринять для внедрения цифровых технологий.
В различных сферах экономической деятельности передовые цифровые технологии имеют разное применение. В таблице 1 нами приведен спектр специфических цифровых технологий и инструментов, характерных для цифровизации предприятий агропромышленного комплекса.
Таблица 1 – Спектр специфических цифровых технологий и инструментов, характерных для цифровизации предприятий АПК
Технология
|
Специфическое применение в АПК
|
Интернет
вещей (IoT)
|
Использование
датчиков, устройств и сетей для сбора и передачи данных о состоянии почвы,
погодных условиях, уровне урожайности и других параметрах, позволяющих оптимизировать
процессы управления и принимать обоснованные решения
|
Технологии
больших данных
|
Агрегация
и анализ больших объемов данных с целью выявления тенденций, прогнозирования
урожайности, оптимизации производственных процессов и управления ресурсами
|
Искусственный
интеллект (AI) и машинное обучение
|
Использование
алгоритмов и моделей для автоматического анализа данных, принятия решений и
оптимизации процессов в АПК (в качестве целей могут быть определены, в
частности, повышение урожайности, лучший выбор и расходование удобрений,
совершенствование селекционной работы, продление сроков службы оборудования и
инвентаря, улучшение борьбы с вредителями, прогнозирование неблагоприятных
климатических и иных явлений для принятия решений по поводу
сельскохозяйственных рисков и т. п.)
|
Агропромышленная
робототехника и автоматизация
|
Использование
роботов и автоматизированных систем для выполнения различных задач, таких как
посадка, уборка, обработка почвы и сбор урожая, общее повышение безопасности
труда, ранее осуществляемого человеком
|
Дистанционное
зондирование и геопространственные технологии
|
Использование
спутниковых и аэрокосмических данных для мониторинга состояния почвы,
растений и водных ресурсов, а также для планирования и оптимизации
использования земельных ресурсов
|
Цифровое,
в том числе, пиринговое, финансирование. Платформы электронной коммерции
|
Использование
онлайн-платформ для связи между производителями и потребителями, управления
поставками, продажи и маркетинга сельскохозяйственной продукции. Для
сельхозпроизводителей, традиционно испытывающих дефицит финансирования и
инвестиций, особый интерес представляют платформы и проекты краудфандинга,
краудлендинга и краудинвестинга, ориентированные на АПК
|
Блокчейн
в АПК и сфере продовольственной безопасности
|
Использование
технологии блокчейн для обеспечения прозрачности и безопасности в цепях
поставок, отслеживания происхождения продукции и подтверждения подлинности
сертификатов и документов
|
Вызывает научный интерес дискуссия по поводу возможности создания предприятий «Индустрии 4.0» (полностью цифровизованного бизнеса с охватом всей цепочки создания добавленной стоимости) в АПК. Опираясь на материалы релевантных исследований [11,12,13] можно констатировать, что в целом построение предприятий «Индустрии 4.0» в российском АПК возможно, и, более того, станет свидетельством выхода отрасли на новый уровень цифровой зрелости, однако требует комплексного подхода и согласованной стратегии развития. Основные факторы успеха включают наличие современной цифровой инфраструктуры, доступ к финансированию и инвестициям, подготовку кадров с необходимыми компетенциями, а также поддержку со стороны государства и различных заинтересованных сторон. Важно учитывать специфику сельского хозяйства и адаптировать цифровые технологии к его особенностям, таким как сезонность, погодные условия и разнообразие производственных процессов.
Специфические характеристики сельскохозяйственной деятельности предполагают преимущественное применение в сфере цифровизации отраслевых разработок, нацеленных на цифровое обеспечение конкретных бизнес-процессов в АПК. Однако для некоторых общих с другими отраслями бизнес-процессов, схожих сфер практической деятельности, могут быть применены также цифровые технологии и инструменты универсального характера, с адаптацией к задействованию в АПК или без таковой, в том числе, прежде всего так называемые сквозные технологии цифровой эпохи, основанные на сочетании ключевых инноваций, в том числе из числа представленных в таблице 1, и по своему смыслу предполагаемые к задействованию в различных областях социально-экономической деятельности.
В начале третьего десятилетия ХХI века АПК находится в числе аутсайдеров по уровню цифровизации как в России, так и в мире. В исследованиях [14,15] указываются ключевые причины сложившейся ситуации: нехватка оборудования, специализированных технологий и необходимой инфраструктуры; недостаточность финансирования и инвестиций; отсутствие практического опыта и понимания механизмов цифровизации для их успешного внедрения; низкая цифровая грамотность у персонала; отсутствие единой стратегии развития цифровизации в агропромышленном комплексе; дефицит стимулов и мотивации для внедрения цифровых технологий; наличие бюрократических и организационных преград.
В то время как большая часть соответствующих проблем и противоречий может быть преодолена собственными силами (агропромышленными компаниями самостоятельно, либо в рамках отраслевого взаимодействия и/или с помощью государства), решение проблематики технологического отставания зачастую требует внешней помощи и поддержки. Это связано с тем, что цифровые технологии и инфраструктура нынешнего поколения являются преимущественно результатами международных разработок, в том числе вследствие объективного дефицита квалифицированных специалистов в отдельно взятых странах [16]. В частности, трансграничный характер имеют, как правило, цифровые платформы, на которых осуществляются исследования, программирование, предоставление цифровых услуг. Несмотря на наличие определенного потенциала и демонстрацию некоторых успехов в сфере собственных высокотехнологичных разработок в предыдущие годы, в Российской Федерации имеет место дефицит кадров и компетенций в области цифровой экономики [17], актуализировавший трансграничное партнерство. Соответствующее сотрудничество преимущественно связывало российских разработчиков цифровых технологий со странами Запада, и сохранение подобного партнерства, не говоря о его развитии, в нынешних геополитических реалиях не представляется возможным и в целом не соответствует интересам национальной экономической безопасности и технологического суверенитета. Проблематика человеческих ресурсов и компетенций в сфере высокотехнологичных разработок в цифровой экономике России дополнительно усилилась в сфере имевшего место оттока квалифицированных специалистов из страны, прежде всего, в III квартале 2022 года [18]. Хотя ситуацию в предметной области в последующие месяцы удалось стабилизировать, если даже не вовсе обернуть вспять, однако имевшие место проблемы воспрепятствовали последовательному и системному решению задач укрепления национального технологического суверенитета России в области цифровой экономики в части обеспечения квалифицированными человеческими ресурсами в их необходимом количестве.
Ряд экономик мира имеет традиционную специализацию на выпуске оборудования и иных товаров для области информационных технологий (ИТ), которые сегодня востребованы в цифровой экономике, некоторые из них (микропроводники, видеокарты и др.) находятся в жесточайшем дефиците из-за резкого всплеска спроса по многим отраслям экономики и практически по всем государствам. При этом Россия до последнего времени не являлась глобальным лидером в производстве оборудования и инфраструктурной ИТ-продукции [19], имеются значительные риски нарастания существующего отставания как результат применения антироссийских односторонних санкций «новой волны» (с 2022 года), которые, по мнению экспертов [20] с определенной успешностью воздействуют именно на ИТ-индустрию, и, прежде всего, ее производственный сектор.
В результате на сегодня остро стоит задача обеспечения и укрепления национального технологического суверенитета по направлениям развития цифровой экономики России, в том числе в секторе АПК с пробуксовывающей цифровизацией. В зоне приоритетного внимания – оборудование и технологии, соответствующие как передовым достижениям в цифровой индустрии, так и специфическим требованиям для результативного применения в конкретных областях социально-экономической деятельности, таких как сельское хозяйство. Дефицит собственных разработок, технологий и товаров приводит к необходимости решения проблемы путем развития «петельных» механизмов самообеспечения потребностей, и, прежде всего, посредством наращивания внутреннего производства и НИОКР. Для результативного решения проблем с прицелом на долгосрочный период устойчивого состояния российской цифровой экономики, представляется целесообразным исходить из убеждений о приоритетной роли отраслевого заказа на цифровое оборудование и технологии, в наиболее полной мере отражающего специфику и конкретные потребности в цифровизации различных сфер социально-экономической деятельности.
Результаты исследования. Состояние цифровизации на предприятиях АПК России было оценено в сравнении с другими отраслями российской экономики, в целом по экономике страны, а также в динамике развития показателей за последние годы, которые характеризовались интенсификацией процессов цифровизации и активным внедрением цифровых инструментов и технологий в практику деятельности различных отраслей хозяйствования.
Результаты межотраслевых сопоставлений значений ключевых показателей цифровизации российского сельского хозяйства приведены в таблице 2 и описываются фактическими значениями за последний отчетный период, а также отклонениями от двух бенчмарков: лидирующей отрасли и среднего значения по Российской Федерации (если применимо).
Таблица 2 – Сравнение ключевых показателей развития цифровизации в российском сельском хозяйстве и отраслевых бенчмарках в 2021 г.
Индикатор
|
Ед. изм.
|
Фактическое значение
|
Отклонение от бенчмарка
| |
От лидирующей отрасли
|
От среднего по РФ
| |||
Структура
внутренних затрат организаций на цифровые технологии, товары и услуги
|
%
к итогу
|
0,4
|
-29,0 (отрасль ИТ)
|
—
|
Доля
организаций, охваченных фиксированным широкополосным доступом к Интернету
|
%
от общего числа орг.
|
65,8
|
-21,2 (высшее образование)
|
-8,0
|
Использование
облачных сервисов
|
%
от общего числа орг.
|
21,5
|
-25,6 (высшее образование)
|
-5,6
|
Использование
технологий больших данных
|
%
от общего числа орг.
|
23,3
|
-22,2 (финансовый сектор)
|
-2,5
|
Применение
цифровых платформ
|
%
от общего числа орг.
|
9,8
|
-22,1 (высшее образование)
|
-4,9
|
Использование
IoS
|
%
от общего числа орг.
|
14,4
|
-8,6 (торговля)
|
+0,7
|
Использование
ИИ
|
%
от общего числа орг.
|
2,9
|
-11,5 (торговля)
|
-2,8
|
Использование
промышленных роботов / автоматизированных линий
|
%
от общего числа орг.
|
5,3
|
-16,1 (обрабат. промышл.)
|
+0,9
|
Доля
специалистов по ИКТ
|
%
от общего числа занятых
|
0,4
|
-43,1 (информ. и связь)
|
-2,4
|
Вклад
сектора ИКТ в ВВП
|
%
|
4,2
|
-8,8 (торговля)
|
—
|
Можно констатировать, что российское сельское хозяйство по ключевым показателям цифровизации отстает не только от лидирующей отрасли (причем показатели отставания, как правило, кратные фактическим значениям), но и от средних значений по стране. Исключения составляют показатели охвата компаний отрасли использованием Интернета вещей и промышленных роботов / автоматизированных линий: в сельском хозяйстве доля таких организаций в общей численности по отрасли незначительно выше, чем в среднем по всем отраслям российской экономики, соответственно на 0,7 и 0,9 процентных пункта. При этом по двум указанным индикаторам отставание сельского хозяйства от лидирующей отрасли весьма значительное: -8,6 процентных пункта (1,59 раза) по охвату организаций использованием интернета вещей (от отрасли оптовой и розничной торговли) и -16,1 процентных пункта (4,03 раза) – по промышленной автоматизации / роботизации (от обрабатывающей промышленности).
В свою очередь, в таблице 3 приведены результаты оценки динамики значений отдельных индикаторов цифровизации российского сельского хозяйства за период 3 и более лет (при наличии соответствующих данных), которые характеризуют отраслевой прогресс в предметной области и в известной мере могут пролить свет на причины отставания от бенчмарка. Поскольку в статистическом сборнике [1], опубликованном в 2023 году, по ряду индикаторов последние отчетные значения представлены за 2021 год (в том числе ввиду ограничений публикации статистических сведений в условиях санкций), значения наиболее актуальных показателей восполнялись на основе экспертных оценок.
Таблица 3 – Динамика ключевых показателей развития цифровизации
в российском сельском хозяйстве
Индикатор
|
Ед. изм.
|
Фактические значения по годам
|
Изменения за период (абс.)
| ||||
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
| |||
Структура
внутренних затрат организаций на цифровые технологии, товары и услуги
|
%
к итогу
|
0,3
|
0,3
|
0,4
|
0,4
|
0,4
|
+0,1
|
Доля
организаций, охваченных фиксированным широкополосным доступом к Интернету
|
%
от общего числа орг. в отрасли
|
65,4
|
66,1
|
73,0
|
73,8
|
74,4
|
+9,0
|
Использование
облачных сервисов
|
%
от общего числа орг.
|
н.д.
|
н.д.
|
17,8
|
21,5
|
23,3
|
+5,5
|
Использование
технологий больших данных
|
%
от общего числа орг.
|
н.д.
|
н.д.
|
17,2
|
23,3
|
23,5
|
+6,3
|
Применение
цифровых платформ
|
%
от общего числа орг.
|
н.д.
|
н.д.
|
10,2
|
9,8
|
6,4
|
-3,8
|
Использование
IoS
|
%
от общего числа орг.
|
н.д.
|
н.д.
|
11,6
|
14,4
|
14,9
|
+3,3
|
Использование
ИИ
|
%
от общего числа орг.
|
н.д.
|
н.д.
|
2,2
|
2,9
|
3,1
|
+1,1
|
Использование
промышленных роботов / автоматизированных линий
|
%
от общего числа орг.
|
н.д.
|
н.д.
|
2,5
|
2,9
|
3,0
|
+0,5
|
Значительный прогресс в динамике анализируемых показателей не наблюдался, при том что воздействие на изменения оказывали как эффект низкой стартовой базы цифровизации, так и факторы объективной необходимости отдельных перемен, прежде всего в связи с ограничениями на социальные, в том числе деловые, контракты в условиях пандемии COVID-19, по причине которых, в частности, растут затраты организаций АПК на цифровизацию и показатель охвата сельскохозяйственных организаций широкополосным Интернетом. Некоторый прогресс по использованию отдельных цифровых технологий связан как с изменениями в пандемию, так и с сохраняющейся инерцией от общего роста инвестиций в цифровизацию, имевших место, прежде всего, на уровне лидеров отрасли и компаний АПК, входящих в их группы, до недавнего времени ориентированные на глобальные рынки сбыта или все еще сохраняющие международное присутствие. Санкционные меры, заблокировавшие высокотехнологичное сотрудничество с Западом на фоне проблем в импортозамещении в цифровой индустрии, привели к тому, что уже в 2022 году наблюдалась отрицательная динамика в охвате цифровыми технологиями предприятий АПК, прежде всего, в части использования искусственного интеллекта. При сохранении задачи импортозамещения не решенной имеются все основания прогнозировать дальнейшую отрицательную динамику по наблюдаемым индикаторам.
Для оценки выраженности детерминантов сложившейся ситуации следует обратиться к результатам анкетирования практикующих работников – специалистов в области цифровизации в АПК. Результаты анкетирования приведены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Выраженность причин цифрового отставания сельского хозяйства России от средних показателей по стране и лидирующих видов деятельности,
% от общего числа участников анкетирования
Источник: Составлено по данным анкетирования
Таким образом, за исключением нехватки финансирования – ключевой и классической проблемы для устойчивого развития предприятий АПК, в ТОП причин цифрового отставания входят преимущественно связанные с недостаточностью собственного производства / разработок и/или решаемые за счет импорта технологий и оборудования, ставя цифровизацию российского АПК в большую зависимость от международных партнеров, не доказавших свою благонадежность.
Состояние импортозамещения в цифровом сегменте российского АПК оценивалось экспертным путем в баллах (от 0 до 10, где более высокому количеству баллов соответствует более высокий уровень национального технологического суверенитета, собственного производства оборудования и агрегатов). Результаты представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Экспертные оценки состояния импортозамещения в цифровом секторе АПК России
Источник: Составлено авторами по данным экспертного оценивания.
Максимальная доля импортозамещения составляет не более трети от потребления, что характеризует крайне низкий уровень экономической безопасности и обеспечения национального технологического суверенитета в предметной области.
Недостаточная завершенность процессов импортозамещения в цифровом сегменте российского АПК обусловлена как универсальными (характерными для других областей управления АПК и для других сфер экономической деятельности), так и специфическими проблемами.
Одной из причин проблемы импортозамещения цифровых технологий и оборудования в России является отставание в развитии собственного производства и инноваций. В последние годы в нашей стране, в частности, в индустрии АПК, фактически не удалось создать конкурентоспособные отечественные аналоги многих цифровых технологий и оборудования, что привело к зависимости от импорта. Более того, наблюдалась и обратная взаимосвязанная тенденция: при наличии возможности обеспечить прогресс посредством импорта оборудования и технологий, мотивация к собственным разработкам у широкого круга субъектов значительно сокращается или полностью пропадает. При этом несмотря на наличную угрозу международному сотрудничеству, стабильному и непрерывному импорту высокотехнологичного оборудования, наблюдалась инертность в решении соответствующих задач, которые по своей природе, напротив, требовали реализации опережающих мер и максимального динамизма в применяемых действиях. Дополнительный вклад в проблематику импортозамещения в последнее десятилетие вносил недостаток инвестиций в научно-исследовательскую и разработочную деятельность. Недостаточное финансирование и поддержка со стороны государства объективно ограничивают возможности развития отечественных цифровых технологий и инноваций, что особо ярко проявлялось в капиталодефицитных отраслях российской экономики, включая АПК.
Одной из фундаментальных причин пробуксовывающего импортозамещения в цифровой экономике России традиционно выступает недостаточно тесное и результативное сотрудничество между государством, бизнесом и научными учреждениями. «Тройная спираль» такого сотрудничества, которая в соответствии с современными трактовками экономики знаний образует предпосылки для расширенного воспроизводства инноваций по национальной экономике и ее отдельным отраслям, в российском АПК фактически не сформирована, несмотря на дефицит инноваций и масштабный спрос на них. Для активизации взаимодействия по «тройной спирали», в том числе на отраслевом уровне, крайне важно обеспечить скорейшее создание благоприятной экосистемы для развития цифровых технологий, включающей поддержку стартапов, инкубаторов и акселераторов, а также обмен знаниями и опытом между различными участниками.
На протяжении последних лет цифровое импортозамещение в АПК сдерживали проблемы в межотраслевом сотрудничестве. ИТ-индустрия России, во многом направленная на внешние рынки в предыдущие годы, в условиях монополизма на разработки и дефицита ресурсов, активно сотрудничала прежде всего с теми отраслями народного хозяйства, представители которых не только генерировали значительную прибавочную стоимость, но и инвестировали значительные средства (в том числе переплачивая) как в готовые решения, так и в перспективные разработки, в особенности в условиях риска и неопределенности. Агропромышленные предприятия России не имели возможностей, не располагали достаточными ресурсами и компетенциями, чтобы заявить и обеспечить устойчивые позиции в сотрудничестве с ИКТ-сектором. Государство, призванное в подобных ситуациях оказывать посильную помощь, на практике ее не предоставляло. В результате разработки в области отечественного оборудования и цифровизации в прошедшее десятилетие фактически не учитывали нужды предприятий АПК и не опирались на заказ, поступающий из отрасли.
Ситуацию усугубляло несовершенство правового регулирования, которое не оказывало поддержку как высокотехнологичной индустрии, так и АПК, не стимулировало внутренние разработки и, напротив, формируя равные условия конкурентной борьбы с зарубежными компаниями, обеспечивало дополнительные преимущества для высокотехнологичного импорта, еще больше удаляя по времени задачи импортозамещения в анализируемой сфере. При этом особо необходимо обеспечить разработку и устойчивое применение прозрачных и стабильных правил игры, которые бы способствовали развитию отечественного производства и инноваций.
Проблематика импортозамещения в цифровой экономике имеет ярко выраженную характеристику, связанную с необходимостью не просто догонять зарубежных конкурентов, но и обеспечивать опережающее развитие отечественной цифровой индустрии. Стремительное обновление технологий, темпы которого не характерны для предыдущих индустриальных укладов, предполагает необходимость постоянного учета и обновления передовых разработок, чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами цифровизации для корпоративного и отраслевого развития, а также не допускать критического отставания от международных конкурентов по уровню цифровизации.
Рекомендации. С учетом изложенного представляется возможным предложить к практическому внедрению нижеследующие практические решения по комплексному и всестороннему развитию импортозамещения в интересах стимулирования цифровой экономики в агропромышленном комплексе России:
1. Существенное увеличение инвестиций в научно-исследовательскую и разработочную деятельность. С учетом объективного дефицита ресурсов в отрасли, государству целесообразно наращивать объемы выделяемых средств на поддержку и развитие отечественных цифровых технологий и инноваций в АПК. При этом соответствующее финансирование должно иметь целевой характер, основываться на строгих критериях выделения, учитывающих состояние и перспективные направления импортозамещения в цифровом сегменте АПК, а также осуществляться при усиленном государственном и общественном контроле. Поскольку финансирование практической деятельности по направлению будет затрагивать как развитие агропромышленного комплекса, так и формирование цифровой экономики и обеспечение задач в области национального технологического суверенитета, оно может опираться на фонды, распределяемые в рамках конвергенции соответствующих направлений бюджетно-финансовой деятельности и опосредующих их публичных программ (для чего также может потребоваться внесение изменений и дополнений в соответствующие программы, и в первую очередь в федеральные программы: Национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации, госпрограммы РФ «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» и «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (ориентирована на всестороннее стимулирование импортозамещения в стране).
Расширение финансовой базы цифровых инноваций в АПК Российской Федерации, в свою очередь, может быть обеспечено путем создания специальных фондов и программ финансирования, а также привлечения частного сектора к инвестициям в эту область. Сами предприятия АПК при должном уровне цифровизации и развитии цифровых компетенций могут стать субъектами заимствований на цифровых площадках индивидуального и коллективного инвестирования. Однако поскольку прогресс в области цифровизации сам по себе зависит от недостаточного финансирования, посильную поддержку в данном направлении могут оказать специализированные субъекты цифровой экономики, такие как консультанты по цифровым финансам и цифровому финансированию. Соответствующий опыт накоплен отдельными российскими компаниями и предпринимателями, в том числе в ходе активного поиска альтернативных путей финансирования деятельности и осуществления трансграничных финансовых операций в условиях введения беспрецедентных санкций против Российской Федерации в 2022–2023 годах. Инициативу по привлечению соответствующих компетенций в цифровое финансовое развитие отечественных предприятий АПК целесообразно реализовать централизованно, на уровне органов государственного управления и структур координации практической деятельности в сфере развития сельского хозяйства и построения цифровой экономики в России.
2. Содействие сотрудничеству между государством, бизнесом и научными учреждениями, в том числе межотраслевого сотрудничества между предприятиями / органами управления АПК, российской промышленностью и сектором информационных технологий. Необходимо создать платформы для обмена знаниями и опытом между различными участниками, такими как стартапы, инкубаторы, акселераторы, университеты и научные центры. Это позволит объединить усилия и ресурсы для разработки и внедрения новых цифровых технологий в АПК. Соответствующее взаимодействие должно учитывать интересы и запросы каждой стороны, при этом субъекты, выступающие исполнителями заказа АПК, будь то в сфере научно-технических разработок, или же при производстве оборудования, тестировании технологий и предоставлении информационно-коммуникационных услуг, должны быть наилучшим образом ознакомлены с реальными потребностями и условиями цифровизации в агропромышленном комплексе.
3. Создание благоприятной экосистемы для развития цифровых технологий. Необходимо предусмотреть создание и предоставить всестороннюю поддержку стартапам, инкубаторам и акселераторам, направленным на формирование цифровых инноваций в российском сельском хозяйстве, в виде финансирования, экспертной поддержки и доступа к рынку. По понятным причинам, ключевое бремя в данной сфере будет возлагаться на государство, в лице как федеральных властей, так и региональных, в особенности в субъектах РФ со значительным весом АПК в структуре валового продукта. На государственном уровне также необходимо упростить процедуры регистрации и лицензирования для новых цифровых технологий и оборудования.
4. Совершенствование правового регулирования и публичного администрирования. Необходимо создать прозрачные и стабильные правила игры, которые бы способствовали развитию отечественного производства и инноваций в цифровой экономике и АПК, включая, помимо прочего, упрощение процедур получения разрешений и лицензий, а также создание специальных налоговых льгот и стимулов для разработчиков / производителей отечественных цифровых технологий и оборудования.
5. Повышение осведомленности и развитие цифровых компетенций. Заинтересованным субъектам и, прежде всего, государству, необходимо проводить информационные кампании и образовательные программы, направленные на повышение осведомленности о возможностях цифровых технологий в АПК. Также необходимо усилить подготовку специалистов в области цифровых технологий и инноваций, чтобы обеспечить кадровую базу для развития отечественного производства.
Представленные решения должны быть подкреплены научными исследованиями и экспертными оценками, чтобы обеспечить их обоснованность и заложить условия для достижения ожидаемых параметров по эффективности. Такой комплексный подход позволит стимулировать развитие цифровой экономики в агропромышленном комплексе России и снизить зависимость от высокотехнологичного импорта, тем самым, стимулируя суверенный цифровой прорыв.
Соответствующие меры должны применяться в единстве и взаимосвязи, чтобы обеспечить устойчивый синергетический эффект, стимулируя реальные и высокопродуктивные цифровые трансформации в российском АПК, опирающиеся на российские цифровые технологии и оборудование, а также на суверенную автономную цифровую инфраструктуру, создаваемую в Российской Федерации.
Заключение. В ходе исследования было выявлено, что проблема импортозамещения цифровых технологий и оборудования в России в АПК связана с отставанием в развитии собственного производства и инноваций, недостатком инвестиций и поддержки со стороны государства, низким уровнем развития межотраслевого сотрудничества и сложностями в законодательстве и регулировании.
Импортозамещение является стратегическим подходом в условиях инновационной экономики, направленным на развитие местных производственных и технологических возможностей. Он способствует экономическому росту и снижению зависимости от импорта, обеспечивая более устойчивое развитие страны.
В целом, развитие импортозамещения в интересах стимулирования цифровой экономики в агропромышленном комплексе России требует комплексного подхода и ряда мер. Увеличение инвестиций в научно-исследовательскую и разработочную деятельность, содействие сотрудничеству между государством, бизнесом и научными учреждениями, создание благоприятной экосистемы для развития цифровых технологий, улучшение законодательства и регулирования, а также повышение осведомленности и образования – указанные меры помогут развитию отечественного производства и инноваций в АПК.
Создание специальных фондов и программ финансирования, привлечение частного сектора к инвестициям в цифровые технологии, обмен знаниями и опытом между различными участниками, поддержка стартапов и доступ к рынку, упрощение процедур регистрации и лицензирования, создание прозрачных правил игры, информационные кампании и образовательные программы в своей совокупности поспособствуют созданию благоприятной среды для развития цифровой экономики в АПК. Однако, для достижения успеха необходимо учитывать научные исследования и экспертные оценки, чтобы обеспечить научную обоснованность и эффективность принимаемых мер. Также важно усилить подготовку специалистов в области цифровых технологий и инноваций, чтобы обеспечить кадровую базу и максимально расширять компетенции для развития отечественного производства.
Источники:
2. Акбердина В.В., Тюлин А.Е., Чурсин А.А., Юдин А.В. Влияние кросс-индустриальных информационных инноваций космической отрасли на экономический рост в регионах России // Экономика региона. – 2020. – № 1. – c. 228-241. – doi: 10.17059/2020-l-17.
3. Трунилова В.Н. Цифровизация АПК // Актуальные проблемы науки в области АПК: Материалы региональной научно-практической конференции. Великие Луки, 2021. – c. 109-111.
4. Mukhuty S., Upadhyay A., Rothwell H. Strategic sustainable development of Industry 4.0 through the lens of social responsibility: The role of human resource practices // Business Strategy and the Environment. – 2022. – № 5. – p. 2068-2081. – doi: 10.1002/bse.3008.
5. Rupeika-Apoga R., Petrovska K. Barriers to Sustainable Digital Transformation in Micro-, Small-, and Medium-Sized Enterprises // Sustainability. – 2022. – № 20. – p. 13558. – doi: 10.3390/su142013558.
6. Ulewicz R., Krstic B., Ingaldi M. Mining Industry 4.0–Opportunities and Barriers // Acta Montanistica Slovaca. – 2022. – № 2. – p. 291-305.
7. Baumüller H., Kah M.M.O. Going digital: Harnessing the power of emerging technologies for the transformation of Southern African agriculture. / In book: Transforming Agriculture in Southern Africa. - London: Routledge, 2019. – 179-187 p.
8. Khan H.H. et al. Blockchain technology for agricultural supply chains during the COVID-19 pandemic: Benefits and cleaner solutions // Journal of Cleaner Production. – 2022. – p. 131268. – doi: 10.1016/j.jclepro.2022.131268.
9. Misra N.N., Dixit Y., Al-Mallahi A., Martynenko A., Bhullar M.S., Upadhyay R. IoT, big data, and artificial intelligence in agriculture and food industry // IEEE Internet of Things Journal. – 2022. – № 9. – p. 6305-6324. – doi: 10.1109/JIOT.2020.2998584.
10. Shepherd M. et al. Priorities for science to overcome hurdles thwarting the full promise of the ‘digital agriculture’revolution // Journal of the Science of Food and Agriculture. – 2020. – № 14. – p. 5083-5092. – doi: 10.1002/jsfa.9346.
11. Kumar S. et al. To identify industry 4.0 and circular economy adoption barriers in the agriculture supply chain by using ISM-ANP // Journal of Cleaner Production. – 2021. – p. 126023. – doi: 10.1016/j.jclepro.2021.126023.
12. Liu Y. et al. From Industry 4.0 to Agriculture 4.0: Current status, enabling technologies, and research challenges // IEEE Transactions on Industrial Informatics. – 2021. – № 6. – p. 4322-4335. – doi: 10.1109/TII.2020.3003910.
13. Zambon I. et al. Revolution 4.0: Industry vs. agriculture in a future development for SMEs // Processes. – 2019. – № 1. – p. 36. – doi: 10.3390/pr7010036.
14. Kuchumov A.V. Digital technologies as a factor in the innovative development of the agro-industrial complex to ensure the food security of the country // Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth (MTDE 2019): 1st International Scientific Conference. 2019. – p. 28-35.– doi: 10.2991/mtde-19.2019.6.
15. Molchan A. S. et al. Features of the Development of the Digital Segment of the Agro-Industrial Complex During the Pandemic. / Big Data in Information Society and Digital Economy. - Cham: Springer International Publishing, 2023. – 145-156 p.
16. Quanfu P. et al. Influencing Factors and Countermeasures of Cross-border E-commerce Export of Agricultural Products in China // Information Systems. – 2023. – № 2. – p. 17-22.
17. Плотичкина Н.В., Морозова Е.В., Мирошниченко И.В. Цифровые технологии: политика расширения доступности и развития навыков использования в Европе и России // Мировая экономика и международные отношения. – 2020. – № 4. – c. 70-83. – doi: 10.20542/0131-2227-2020-64-4-70-83.
18. Рахмонов А.Х. Вынужденная эмиграция из России 2022: потенциал российских IT-специалистов для центральноазиатских стран-участниц СНГ // Вестник университета. – 2023. – № 7. – c. 162-170. – doi: 10.26425/1816-4277-2023-7-162-170 Parse.
19. Баланов А.Н. Цифровая экономика: проблемы и перспективы развития в России // Российский экономический вестник. – 2021. – № 2. – c. 133-141.
20. Дундуев К.Б. Влияние санкций на IT-сферу в России // Современные социальные и экономические процессы: проблемы, тенденции, перспективы регионального развития: Сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции. Элиста, 2023. – c. 30-32.– doi: 10.24412/cl-37063-2023-30-32.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 16:42:04