Мировой опыт реализации политики импортозамещения и обеспечения территории продовольственными товарами

Юшкова Я.А.1
1 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова, Россия, Пермь

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)

Цитировать:
Юшкова Я.А. Мировой опыт реализации политики импортозамещения и обеспечения территории продовольственными товарами // Экономическая безопасность. – 2023. – Том 6. – № 3. – С. 963-974. – doi: 10.18334/ecsec.6.3.118332.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54303008

Аннотация:
Статья посвящена изучению мирового опыта реализации политики импортозамещения и стратегий обеспечения продовольствием на различных территориях. Рассматриваются различные подходы и их эффективность на примере конкретных стран, таких как Китай, Индия, Аргентина, США, страны ЕС и Канада. Автор анализирует как успешные, так и неудачные попытки импортозамещения и обеспечения продовольствием, выявляя ключевые факторы успеха и основные причины провалов. На основе собранных данных предлагаются рекомендации для совершенствования подходов и стратегий в этих областях.

Ключевые слова: импортозамещение, продовольственная безопасность, национальные стратегии, агропромышленная политика

JEL-классификация: Q13, Q17, Q18



Введение. В современном мире одной из ключевых проблем, стоящих перед государствами, является задача обеспечения своих территорий продовольственными товарами и уменьшения зависимости от импорта [3]. Это обусловлено рядом факторов, включая экономическую нестабильность, глобализацию, климатические изменения и прочие вызовы. Особый интерес представляет анализ мирового опыта реализации политики импортозамещения и стратегий обеспечения продовольствием, так как он позволяет изучить различные подходы к решению указанных проблем и определить наиболее эффективные из них.

Целью исследования является рассмотрение мирового опыта в области импортозамещения и обеспечения продовольствием.

Задачи исследования:

– проанализировать стратегии и подходы импортозамещения, применяемые в разных странах, их успехи и провалы;

– провести анализ стратегий обеспечения территорий продовольственными товарами.

Практическая значимость исследования. Анализ мирового опыта в области импортозамещения и обеспечения продовольствием позволяет сформировать более полное понимание текущих тенденций в этих сферах, выявить общие закономерности и разработать рекомендации для усовершенствования существующих подходов.

Мировой опыт реализации политики импортозамещения. Импортозамещение – это экономическая стратегия, основная идея которой заключается в замене импортных товаров и услуг на отечественные, с целью поддержки национальной экономики и снижения зависимости от иностранных поставок. Этот подход предполагает развитие внутренней промышленности, сельского хозяйства и других отраслей, способных заменить импортные товары.

Ключевыми целями политики импортозамещения являются: укрепление внутреннего рынка, стимулирование экономического роста, создание новых рабочих мест, улучшение торгового баланса и обеспечение национальной безопасности через снижение зависимости от иностранных поставок [4; 5].

Вместе с тем, импортозамещение имеет как потенциальные преимущества, так и риски. Среди преимуществ можно выделить стимулирование внутреннего производства, создание новых рабочих мест, увеличение конкуренции на внутреннем рынке, что способствует повышению качества продукции. Основными рисками импортозамещения являются: возможность защиты неэффективного производства, риск увеличения цен из-за отсутствия конкуренции, нехватка инвестиций для развития отечественных отраслей, а также угроза международных торговых конфликтов.

Существует множество примеров успешной реализации политики импортозамещения в различных странах. К примеру, Китай в последние десятилетия применяет стратегию импортозамещения в сферах высоких технологий и промышленности, что позволило стране стать одной из ведущих мировых экономик. Поддержка государством внутренних производителей и научно-исследовательских центров, совмещенная с активным привлечением иностранных инвестиций, способствовала увеличению конкурентоспособности китайского производства [6].

Индия также применяет стратегию импортозамещения, особенно в сфере сельского хозяйства и фармацевтики. Эта стратегия помогла создать мощную базу для развития этих отраслей и снизить зависимость от импортных продуктов.

Аргентина в свою очередь применяла политику импортозамещения в середине 20 века. Хотя в краткосрочной перспективе это привело к бурному развитию промышленности, в долгосрочной перспективе это вызвало серьезные экономические проблемы, связанные с высокими ценами, низкой конкуренцией и нехваткой инвестиций.

Также стоит отметить, что не все попытки реализации импортозамещения оказались успешными. Некоторые страны, такие как Нигерия и Венесуэла, столкнулись с серьезными экономическими проблемами при попытках заменить импорт на отечественное производство. В этих случаях причинами неудачи стали недостаточная подготовка инфраструктуры, высокая степень коррупции, низкий уровень технологий и неправильное управление экономикой.

Политика импортозамещения в России получила новое развитие после 2014 года, когда в ответ на международные санкции было введено "продовольственное эмбарго", ограничивающее импорт ряда продуктов питания из стран-санкционеров [2].

Россия приняла ряд мер по стимулированию отечественного производства, включая государственное финансирование и поддержку, налоговые льготы и меры по защите рынка. Это способствовало росту производства в ряде отраслей, в частности в сельском хозяйстве, где производство значительно увеличилось в ответ на продовольственное эмбарго. Однако, несмотря на рост производства, российская политика импортозамещения столкнулась с рядом вызовов. Среди них – завышенные цены на отечественные товары, недостаточное качество некоторых продуктов, ограниченные возможности для инноваций и развития, а также риск перегрузки отечественных производителей, которые могут столкнуться с трудностями при внедрении новых технологий и стандартов [7].

Реализация политики импортозамещения в России оказала значительное влияние на экономику страны. Благодаря увеличению отечественного производства в ряде секторов, Россия смогла частично компенсировать ущерб от санкций. Тем не менее, стоит отметить, что импортозамещение не всегда оказывается экономически эффективным решением и может вести к повышению цен и снижению конкуренции на рынке.

Российский опыт показывает, что политика импортозамещения может способствовать развитию отечественного производства и увеличению продовольственной безопасности. Однако для устойчивого развития и успешной реализации такой политики необходима грамотная стратегия, включающая инвестиции в науку и технологии, обеспечение высоких стандартов качества и безопасности продуктов, а также гибкость для адаптации к изменяющимся условиям рынка и мировой экономики.

В долгосрочной перспективе, стратегия импортозамещения в России может быть успешной, если она будет дополнена другими мерами, направленными на укрепление инновационного потенциала страны, повышение качества продукции и создание условий для развития конкуренции. Это могут быть меры поддержки малого и среднего бизнеса, инвестиции в науку и образование, а также меры, направленные на сокращение бюрократических барьеров для предпринимательства.

Российский опыт реализации политики импортозамещения представляет собой сложный и многогранный процесс, который требует дальнейшего анализа и изучения. В то же время, этот опыт демонстрирует возможность значительного развития отечественного производства при правильном подходе и наличии комплекса поддерживающих мер.

Стратегии обеспечения территории продовольственными товарами. Обеспечение территории продовольственными товарами – это важная составляющая продовольственной безопасности, которая стала особенно актуальной в условиях глобализации и климатических изменений [1]. Существуют различные стратегии и подходы к обеспечению продовольствием, применяемые на глобальном уровне, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

Один из подходов заключается в самообеспечении, когда страна стремится к полному удовлетворению своих продовольственных потребностей за счет своего сельского хозяйства. Этот подход подразумевает развитие отрасли сельского хозяйства и увеличение внутреннего производства продуктов питания. Такая стратегия, как правило, включает в себя субсидии для фермеров, налоговые льготы, исследования и разработки в области агротехнологий.

Другой подход – это импорт продуктов питания. Этот вариант может быть эффективным для стран с ограниченными возможностями сельского хозяйства, но имеющих доступ к мировым продовольственным рынкам. Такая стратегия может включать в себя ведение активной торговой политики, включая заключение международных соглашений и снижение тарифов на импорт продуктов питания.

Все эти стратегии могут способствовать увеличению продовольственной безопасности, однако их эффективность в значительной степени зависит от конкретных условий и контекста каждой страны. Приведем примеры трех крупных игроков: США, страны ЕС и Канада.

США – крупнейший экспортер продовольствия в мире, во многом благодаря своим обширным земельным ресурсам и высокоэффективному сектору сельского хозяйства. Стратегия обеспечения продовольствием в США основывается на поддержке местных фермеров и научных исследований в области агротехнологий. Также страна активно использует глобальные рынки для обеспечения продовольствием, импортируя те продукты, которые не могут быть произведены в стране или там, где это экономически нецелесообразно.

Европейский Союз, с другой стороны, существенно зависит от импорта продовольствия, особенно в отношении некоторых ключевых товаров, таких как фрукты и овощи. Стратегия стран ЕС основывается на поддержке местных производителей через общую сельскохозяйственную политику и регулярный контроль качества продуктов. Также страны ЕС активно участвуют в международной торговле продовольствием.

Канада – еще одна крупная страна-экспортер продовольствия, специализирующаяся на зерновых, мясе и молочных продуктах. Политика Канады в области продовольствия стремится к балансу между поддержкой национальных производителей и использованием международных рынков.

Успешность стратегий этих стран говорит о важности гибкого подхода, учитывающего национальные ресурсы и глобальные тенденции. Однако важно также обратить внимание на примеры стран, где стратегии обеспечения продовольствием не привели к желаемым результатам. Так, в некоторых развивающихся странах, например, во многих странах Африки, продовольственная безопасность остается критической проблемой из-за недостатка инфраструктуры, низкой производительности сельского хозяйства и политической нестабильности [12; 13]. Эти примеры служат напоминанием о том, что обеспечение продовольствием требует комплексного и грамотного подхода.

Обеспечение территории продовольственными товарами является одной из ключевых задач российской государственной политики. Этот вопрос приобрел особую актуальность в контексте введения международных санкций в 2014 году и последующего запрета на импорт некоторых категорий продовольствия из ряда стран [10].

Государственная поддержка сельского хозяйства в России направлена на увеличение внутреннего производства продовольствия. Это включает в себя финансовые стимулы для фермеров и аграрных компаний, инвестиции в научные исследования и разработки в области агротехнологий, а также усиление инфраструктуры в сельских районах.

Контрсанкции 2014 года привели к значительному сокращению импорта продовольствия в Россию. В результате активизировалась политика импортозамещения, направленная на развитие отечественного производства с целью замены импортируемых товаров.

В таблице 1 представлено изменение уровня самообеспеченности России основными продуктами питания по сравнению с 2013 годом (до санкций).

Таблица 1. Самообеспеченность РФ основными продуктами питания

Продукты питания
2013 (%)
2020 (%)
Изменение
Зерно
98
100
2
Мясо и мясные продукты
77
100
23
Молоко и молочные продукты
76
89
13
Рыба
68
84
16
Картофель
97
97
0
Масла
85
100
15
Овощи
83
88
5
Фрукты и ягоды
31
61
30
Источник: Росстат [8].

Таблица 1 демонстрирует динамику самообеспеченности Российской Федерации основными продуктами питания в период с 2013 по 2020 годы. Общий тренд указывает на увеличение уровня самообеспеченности по большинству типов продуктов.

Самообеспеченность по зерну достигла 100% к 2020 году, что отражает существенное увеличение производства зерновых в России. Такой же уровень был достигнут для мяса и мясных продуктов, что говорит об успешной реализации стратегий импортозамещения в мясной индустрии.

Значительные успехи были достигнуты также в области молока и молочных продуктов, рыбы и масел, где уровень самообеспеченности увеличился до 89%, 84% и 100% соответственно.

Несмотря на то, что уровень самообеспеченности овощами вырос с 83% до 88%, а фруктами и ягодами – с 31% до 61%, эти показатели по-прежнему оставались ниже, чем у других продуктов. Это указывает на потенциал для дальнейшего развития отечественного производства в этих областях.

Рисунок 1. Потребление и уровень самообеспечения продовольствием в России

Источник: [9].

Как видно из рисунка 1, потребление имеет положительную тенденцию роста с одновременным самообеспечением продовольствия.

В России существуют государственные запасы продовольствия, созданные для обеспечения продовольственной безопасности страны в экстренных ситуациях. Они включают в себя запасы зерна, мяса и других ключевых продуктов питания.

Существует также ряд инициатив по развитию продовольственного рынка и инфраструктуры, включая создание оптово-распределительных центров, развитие логистики и совершенствование системы качества и безопасности продуктов питания.

Таблица 2. Изменение цен на основные продукты питания в России

Еда
2013 г., руб./кг
2020 г., руб./кг
Динамика, %
Говядина
244,55
330,58
+35
Цыплята охлажденные и замороженные
107.03
151,27
+41
Рыба замороженная
90,79
182,14
+201
Масло
308,92
610.02
+98
Молоко
38,64
54.04
+40
Картофель
23.18
23,84
+3
Капуста
17.30
32.08
+85
яблоки
63,26
95,66
+52
Источник: Росстат [8].

Таблица 2 представляет изменения цен на основные продукты питания в России с 2013 по 2020 год. В целом, наблюдается существенное увеличение цен на все продукты.

Самое значительное увеличение цен произошло в категории замороженной рыбы, где цены увеличились более чем в два раза (+201%). Это связано с рядом факторов, включая увеличение затрат на производство и транспортировку, изменения в рыболовной политике и условиях экспорта.

Другие продукты, которые показали значительный рост цен, включают масло (+98%), капусту (+85%) и цыплят (+41%). Молоко и говядина также показали существенный рост цен на 40% и 35% соответственно.

Цены на картофель выросли менее значительно (+3%), что связано с высоким уровнем самообеспеченности по этому продукту.

Опыт России показывает, что обеспечение продовольствием на территории страны требует комплексного подхода, учитывающего множество факторов, от поддержки отечественного сельского хозяйства до создания эффективной инфраструктуры и системы качества продукции. Вместе с тем, этот процесс представляет собой сложную задачу, требующую баланса между стимулированием отечественного производства и поддержанием открытости для международного сотрудничества и торговли.

Анализ мирового опыта. Проанализировав мировой опыт реализации политики импортозамещения и обеспечения территории продовольственными товарами, можно сделать ряд выводов, которые могут быть полезными для применения в различных национальных контекстах.

Во-первых, мировой опыт реализации политики импортозамещения показывает, что нет универсального подхода к импортозамещению или обеспечению продовольствием. Каждый выбранный подход должен учитывать специфику страны, включая ее естественные ресурсы, структуру экономики, политический контекст и социально-экономическое развитие.

Во-вторых, и импортозамещение, и обеспечение продовольствием требуют комплексного подхода, что включает в себя различные меры, такие как поддержка национального сельского хозяйства, ведение активной торговой политики, развитие исследований и разработок в области агротехнологий, и многие другие.

В-третьих, обе стратегии включают в себя определенные риски и требуют аккуратного управления. Импортозамещение может привести к протекционизму, искажению рынка и увеличению цен на продукты для конечных потребителей. С другой стороны, зависимость от импорта продуктов питания может угрожать продовольственной безопасности, особенно в условиях мировых кризисов или торговых войн [11].

В-четвертых, опыт стран, применяющих стратегии импортозамещения и обеспечения продовольствием, подчеркивает важность непрерывной адаптации и реформирования этих стратегий в соответствии с изменяющимися внутренними и внешними условиями.

Исходя из анализа мирового опыта, можно предложить несколько направлений для усовершенствования подходов и стратегий в этих областях. Одним из них, может быть, разработка более гибких и адаптивных политических мер, способных быстро реагировать на изменения в экономическом и политическом окружении.

Другое направление включает в себя усиление международного сотрудничества в области продовольственной безопасности, включая обмен научно-техническими достижениями, совместные проекты по развитию сельского хозяйства и координацию в области торговой политики.

В целом, мировой опыт в области импортозамещения и обеспечения продовольствием предлагает ценные уроки и идеи, которые могут быть применены в различных национальных контекстах, с учетом конкретных условий и потребностей каждой страны.

Заключение

Мировой опыт реализации политики импортозамещения и обеспечения территории продовольственными товарами демонстрирует широкий спектр подходов и стратегий, выбор которых зависит от конкретных национальных условий и целей. Важность этой темы подчеркивается неуклонным ростом мирового населения и сопутствующим увеличением спроса на продовольственные товары.

Анализ успешных и провалившихся попыток импортозамещения показывает, что для успешной реализации этой стратегии необходим комплексный подход, учитывающий такие факторы, как структура национальной экономики, уровень развития отраслей, географические и климатические условия, а также внешние экономические и политические факторы.

В отношении обеспечения продовольствием на уровне отдельных территорий, разнообразие стратегий и подходов подтверждает важность индивидуального подхода, опирающегося на местные ресурсы и условия, в то же время использующего лучшие мировые практики.

Анализ Российского опыта показал значительные успехи в обеспечении продовольственной безопасности и реализации политики импортозамещения, хотя и выявил области, где требуются дополнительные усилия и инвестиции.

Таким образом, данная статья подтверждает актуальность и важность дальнейших исследований в области импортозамещения и обеспечения продовольствием, учитывая, как мировой опыт, так и национальные специфики разных стран.


Источники:

1. Указ Президента РФ от 21.01.2020 N 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343386/ (дата обращения: 25.05.2023).
2. Бородкина В.В., Рыжкова О.В., Улас Ю.В., Ушалова А.А. Исследование программ развития импортозамещения в регионах Российской Федерации // Креативная экономика. – 2015. – № 11. – c. 1397-1414. – doi: 10.18334/ce.9.11.2088.
3. Бракк Д.Г. Продовольственная безопасность в условиях климатических трансформаций // Экономическая безопасность. – 2023. – № 1. – c. 367-384. – doi: 10.18334/ecsec.6.1.117557.
4. Караваева И.В., Лев М.Ю. Результирующие проблемы экономической безопасности современной России (по итогам проведения Международной научно-практической конференции «VI Сенчаговские чтения: Экономическая безопасность России в новой реальности») // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 711-736. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114772.
5. Караваева И.В., Лев М.Ю. Государственное управления в сфере национальной безопасности: актуальные проблемы экономической безопасности современной России (по итогам проведения Международной научно-практической конференции «VI Сенчаговские чтения: Экономическая безопасность России в новой реальности») // Экономическая безопасность. – 2022. – № 3. – c. 1109-1143. – doi: 10.18334/ecsec.5.3.114811.
6. Лев М.Ю. Ценообразование в Китае в период проведения реформ и кризисных ситуациях: нормативно-правовой аспект // Вестник Академии. – 2014. – № 3. – c. 149-155.
7. Лев М.Ю. Современные ценовые тренды экономической безопасности мобилизационной экономики. / Монография. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2023. – 86 c.
8. Официальная статистика. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/10705 (дата обращения: 25.05.2023).
9. Потребление основных продуктов питания населением Российской Федерации. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13278 (дата обращения: 25.05.2023).
10. Фальцман В.К. Критические точки политики импортозамещения // Российское предпринимательство. – 2015. – № 2(272). – c. 241-262.
11. Городецкий А.Е., Караваева И.В., Лев М.Ю., Бухвальд Е.М., Казанцев С.В., Коломиец А.Г., Колпакова И.А., Иванов Е.А., Быковская Ю.В., Сазонова Е.С. Экономическая безопасность России в новой реальности. / Коллективная монография. - Москва: Институт экономики Российской академии наук, 2021. – 325 c.
12. Aka B.F., Guisan M.C. Cutting Poverty Rate Using Basic Income Grant And International Cooperation In Cote D’ivoire And Other Western Africa Countries // Econometrics and International Development. – 2017. – № 1. – p. 102-116.
13. Jackson E.A. Hermeneutics of Ceteris Paribus in the African Context // Economic Insights –Trends and Challenges. – 2018. – № 71. – p. 9-16.

Страница обновлена: 24.07.2024 в 16:47:29