Оценка импортозамещения и инноваций в топливно-энергетическом комплексе на примере регионов Урала

Пыхов П.А.1
1 Институт экономики Уральского отделения Российской Академии Наук

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 12 (Декабрь 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47995242
Цитирований: 1 по состоянию на 24.01.2023

Аннотация:
В статье рассмотрена проблема импортозамещения и внедрения инноваций на предприятиях топливно-энергетического комплекса Урала. Описано ретроспективное состояние ситуации, приведены основные вызовы и угрозы для энергетики от санкционных рестрикций США и ЕС. Приведен перечень индикаторов авторской методики оценки инноваций и импортозамещения в топливно-энергетическом комплексе описан принцип расчета. Дан анализ полученных результатов инновационной деятельности и процессов импортозамещения в регионах Урала, сделано сравнение со среднероссийскими значениями индикаторов.

Ключевые слова: импортозамещение, инновации, методика оценки, топливно-энергетический комплекс

Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00153а «Влияние инновационной составляющей имортозамещения на экономическую безопасность региона».

JEL-классификация: O31, Q40, Q43



Введение. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России занимает большую долю в ВВП страны. Он занимается добычей горючих полезных ископаемых, их транспортировкой, переработкой, распределением и торговлей, а также производством и передачей вторичной энергии потребителям. Роль ТЭК в современных условиях трудно переоценить, поскольку в России с ее энергоемкими отраслями промышленности и суровыми климатическими условиями на первый план выдвигается надежность энергоснабжения. ТЭК является инфраструктурной отраслью, обеспечивающей жизнедеятельность населения и функционирование иных отраслей экономики. Развитие предприятий ТЭК преследует цели, такие как повышение энергетической безопасности регионов, обеспечение устойчивого развития и т.д. Реализация поставленных целей должна базироваться на внедрении инноваций, поскольку экстенсивный путь развития, консервирование и воспроизводство технической отсталости в перспективе не сможет обеспечить запросы общества и промышленности. В качестве цели научного исследования, излагаемого в настоящей статье, ставилось изучение ситуации с импортозамещением и инновационной активностью в ТЭК регионов Урала, создание методического аппарата оценки данных процессов, проведение апробационных расчетов. Научную новизну исследований составила разработанная автором методика оценки инноваций и импортозамещения в ТЭК, которая носит пионерный характер. Заложенные в методику принципы расчета позволяют сравнивать в нормализованном виде различные индикаторы, делать их свертку и получать комплексную оценку.

Исследования энергетической безопасности регионов России показали, что основные угрозы энергетической безопасности заключаются в высоком износе основных производственных фондов; низкой энергетической эффективности работы электростанций и котельных; малой экономической эффективности работы отдельных отраслей ТЭК и, соответственно, их низкой инвестиционной привлекательности; повышенной экологической нагрузке на окружающую среду [1–5] (Myzin, Mezentsev, Denisova, Pyhov, 2007; Ostroukhova, 2013; Chichkanov, Pyhov, 2020; Senderov, Rabchuk, 2020; Senderov, Rabchuk, 2019). Развитие отдельных отраслей ТЭК затрудняется большими объемами капитальных вложений в модернизацию и сооружение новых объектов, значительными строительными лагами, рисками невостребованности новых объектов генерации. Большинство крупных потребителей топлива и энергии экспортируют значительную часть своей продукции (например, металлургия, химическая промышленность и т.д.). Волатильность мировых цен на сырьевую группу товаров, а следовательно, изменение финансового состояния потребителей топлива и энергии, автоматически транслируется на предприятия ТЭК. В таких условиях при развитии ТЭК следует учитывать не только внутренние, но и внешнеэкономические риски.

Распад СССР и последующие годы стагнации в энергетике негативно сказались на энергостроительном комплексе. Строительные организации, специализирующиеся на строительстве объектов энергетики, ликвидировались либо перепрофилировались на гражданское строительство, растеряв специфические компетенции. Предприятия, выпускающие оборудование для ТЭК, также остановились в развитии. Были утрачены опытные кадры, не было внедрения новых технологий и выпуска современной продукции. Поэтому, когда в 2005–2008 гг. началось активное развитие ТЭК, особенно электроэнергетики, большую долю рынка заняли зарубежные производители. Среди причин, сформировавших импортозависимость, выделяют следующие: часть оборудования не имела отечественных аналогов, зарубежное оборудование имело лучшие технико-экономические показатели, больший срок эксплуатации, лучший уровень сервиса и поддержки от производителей, большую ориентацию на нужды заказчика [6] (Zhdaneev, Zuev, 2020).

До обострения политической ситуации в 2014 г. на сложившуюся ситуацию смотрели хоть и с настороженностью, но не предпринимали каких-либо активных мер для ее преодоления. После введения санкций США и Европейского союза, которые коснулись энергетического сектора и запретили поставки оборудования и трансфер технологий в отечественный ТЭК [7–13], Правительство РФ всерьез занялось проблемой импортозамещения в экономике. Были разработаны и приняты планы мероприятий, отраслевые программы импортозамещения и др. [14–16].

Как отмечают исследователи, развитие ТЭК в новых условиях должно сопровождаться внедрением инноваций. Это является одним из способов преодоления накопленного отставания и повышения энергетической безопасности. В ТЭК существует множество объектов инновационной деятельности – от технологических процессов и оборудования до управленческих процессов и взаимодействия с потребителями [17] (Ostroukhova, 2016). Внедрение передовых технологий в работу предприятий ТЭК позволит снизить производственные расходы, повысить эффективность работы предприятий, нарастить выпуск продукции [18] (Zhdaneev, Chuboksarov, 2020).

Для оценки ситуации в регионах Урала по степени вовлеченности в процесс импортозамещения и внедрения инноваций в ТЭК автором была предложена соответствующая методика. В процессе работы были отобраны ряд индикаторов, сгруппированных в два блока, характеризующих отдельно инновационную активность и процессы импортозамещения. Индикаторы методики были выбраны как наиболее полно отражающие изучаемые процессы. Индикаторы инновационного развития отражают как общие затраты на инновационную деятельность, так и затраты на технологические инновации. Дополнительно введен в рассмотрение охват предприятий инновационной активностью. Предложенные индикаторы блока импортозамещения в методике нацелены на выявление долей на рынке промышленного оборудования и услуг импортных поставщиков. Предложенные индикаторы поддерживаются в системе государственной статистики РФ и отчетности федеральной таможенной службы [19, 20]. Перечень отобранных индикаторов приведен в таблице 1.

Таблица 1

Индикаторы методики оценки инноваций и импортозамещения в ТЭК

Наименование индикаторов
Единицы
измерения
1. Блок обеспечения инновационного развития
1.1. Удельный вес затрат на инновационную деятельность в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг
%
1.2. Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства
%
1.3. Удельный вес организаций осуществлявших технологические инновации в общем числе обследованных организаций
%
2. Блок импортозамещения
2.1. Доля импортного оборудования в общем объеме закупок предприятий
%
2.2. Доля иностранных компаний в общем объеме выполненных работ, услуг предприятиям
%
Источник: [19, 20].

В основу методики был положен индикативный анализ. Использование данного метода хорошо себя зарекомендовало при решении подобных задач [21, 22] (Kuklin, Chichkanov et al., 2015; Pyhov, Kashina, 2015). Расчет по предлагаемой методике осуществляется по алгоритму, представленному на рисунке 1. В общем виде процесс расчета выглядит следующим образом. Вначале собираются исходные данные для расчета индикаторов методики, формируется соответствующая база данных. Следующий этап – формирование пороговых уровней. Для их определения применяется специальная методика, более подробно описанная в [23] (Kovaleva, Kuklin, 2003). С ее помощью на основе методов распознавания образов, теории вероятностей и математической статистики определяются пороговые значения для двух зон кризисности – предкризиса и кризиса. Также выделяется и нормальная зона, для которой пороги не устанавливаются. На следующем этапе полученные значения индикаторов сравниваются с пороговыми уровнями и происходит отнесение ситуации по степени кризисности: нормально, предкризис, кризис. При помощи пороговых уровней происходит нормализация расчетного значения индикатора, получается безразмерная нормализованная оценка [23] (Kovaleva, Kuklin, 2003). С ее использованием возможно дальнейшее получение оценки ситуации по блоку в целом, вычисление агрегированной комплексной оценки по всей методике. На основании нормализованных оценок возможна дальнейшая обработка результатов исследования: построение карт, ранжирование территорий по степени кризисности и т.д.

Рисунок 1. Общая схема проведения расчета по методике оценки инноваций и импортозамещения в отраслях ТЭК

Источник: [24] (Pyhov, 2019).

Апробационные расчеты по предложенной методике проводились за период 2014–2020 гг. Информационную базу исследований составили данные Федеральной службы государственной статистики и Федеральной таможенной службы [20], материалы, содержащиеся в публикациях отечественных и зарубежных авторов. Результаты расчетов по блоку обеспечения инновационного развития показали, что ситуация кризисная и инновационная деятельность предприятий ТЭК в регионах УрФО очень низка. По виду экономической деятельности «Добыча нефти» удельный вес затрат на инновационную деятельность в общем объеме отгруженных товаров в Тюменской области и Ханты-Мансийском автономном округе (далее – ХМАО), значения индикатора в 2019–2020 гг. имеют среднероссийский уровень 0,5–0,6%, в Ямало-Ненецком автономном округе (далее – ЯНАО) – на порядок меньше и составили лишь 0,04%. В газовой отрасли ситуация на Урале существенно хуже: по виду экономической деятельности «Добыча природного газа и газового конденсата» затраты на инновационную деятельность в ХМАО (регионе его основной добычи) в период 2014–2020 гг. составляли не более 0,8% при среднероссийском уровне около 3%. В электроэнергетике ситуация также неблагоприятная: при среднероссийском уровне удельных затрат на инновационную деятельность около 1,4% в регионах Урала значения индикатора – не более 0,2%.

Анализ данных по индикатору удельного веса затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров показал следующую картину. По виду экономической деятельности «Добыча нефти» в Тюменской области и ХМАО технологические инновации внедряются плохо – значение индикатора в 2018–2020 гг. составляет 0,6–0,7% при среднероссийском уровне в 1%. В добыче природного газа также слабо внедряются технологические инновации, Тюменская область и ЯНАО имеют значение индикатора лишь 0,1%. Однако в электроэнергетике регионов УрФО ситуация более благоприятная, затраты на технологические инновации достигают 0,3%, что на треть превышает среднероссийский уровень. Среди субъектов УрФО существует сильная дифференциация по уровню затрат. Наилучшая ситуация – в Свердловской области, значение индикатора достигает 0,8% в 2019 г., наихудшая – в Тюменской области, значение индикатора практически нулевое.

По индикатору «Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных организаций» ситуация довольно сильно отличается по сферам экономической деятельности. В добыче нефти и природного газа ситуация неплохая, технологические инновации в 2020 г. внедряло каждое третье предприятие в Тюменской области и ХМАО, каждое четвертое – в ЯНАО. В целом по стране технологические инновации в этой сфере применяют лишь 20% предприятий, т.е. одно из пяти.

В электроэнергетике численность организаций, осуществлявших технологические инновации, существенно меньше. Наилучшая ситуация в Челябинской области – среди обследованных организаций в 2020 г. 22,2% внедряют технологические инновации. В Свердловской области таковых было 12,5%, а в Тюменской и входящих в нее ХМАО и ЯНАО – только 5,6–7,1%. Т.е. в большинстве регионов Урала значение индикатора существенно меньше среднероссийского, равного 16,8%, по данной сфере деятельности.

По блоку импортозамещения отмечается положительная динамика. По индикатору доли импортного оборудования ситуация значительно улучшилась. По виду экономической деятельности «Добыча нефти и газа» в Тюменской области и ее автономных округах за последние годы отмечается снижение доли зарубежного оборудования с 57% в 2014 г. до 34% в 2020 г. Подобная динамика не может не радовать. Наиболее кризисно выглядела нефтегазовая сфера в предыдущее десятилетие, когда по отдельным категориям продукции зависимость достигала 100%. В электроэнергетике ситуация намного лучше, доля закупок импортного оборудования снизилась до 23% в 2020 г., что является неплохим показателем и существенно лучше ситуации 5–7 летней давности. В основном импортируется не освоенное отечественной промышленностью оборудование.

По индикатору доли иностранных компаний в общем объеме выполненных работ и услуг предприятиям нефтегазового комплекса ситуация следующая. В общем объеме закупок доля иностранных работ и услуг в 2020 г. составила порядка 20%, однако не стоит недооценивать эту величину. К сожалению, импортом закрываются критичные для ТЭК технологии разведки и добычи ТЭР, что несет в себе угрозы для отрасли. В основном критическая зависимость в 80–90% от общего объема работ и услуг отмечается в шельфовом бурении, технологиях быстрого бурения и гидроразрыва пласта.

В электроэнергетике ситуация с импортом услуг и работ более благоприятная. Доля зарубежных компаний в инжиниринговых услугах и работах в 2020 г. составила около 8%, что видится хорошим результатом. В основном рынок услуг в электроэнергетике принадлежит отечественным компаниям.

Заключение. Импортозамещение и инновационное развитие предприятий ТЭК является одним из направлений повышения энергетической безопасности регионов России. Также эти процессы должны стать драйвером развития отечественного производства оборудования и комплектующих для ТЭК. Основополагающей видится роль государства в процессе инновационной индустриализации страны. Результаты исследований выявили довольно низкую активность предприятий ТЭК по внедрению импортозамещающих и инновационных продуктов. Необходимо осуществлять мониторинг ситуации, применять различные меры поддержки предприятий, осуществляющих разработку, производство и внедрение передовых технологий. В качестве мер государственной поддержки возможно снижение налоговой нагрузки, предоставление грантов для всех участников рынка, административное регулирование. Как показал опыт, излишне либеральный подход в данной области является недопустимым, необходимо государственное вмешательство и регулирование.


Источники:

1. Мызин А.Л., Мезенцев П.Е., Денисова О.А., Пыхов П.А. Сравнительная оценка энергоинвестиционной привлекательности регионов: метод и апробация // Экономика региона. – 2007. – № 4(12). – c. 207-220.
2. Остроухова Н.Г. Совершенствование инструментов управления системой планово-предупредительных ремонтов на предприятиях топливно-энергетического комплекса. / Монография. - Самара: Самарский государственный технический университет, 2013. – 120 c.
3. Чичканов В.П., Пыхов П.А. Диагностика и нейтрализация угроз энергетической безопасности регионов Урала // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2020. – № 12-1. – c. 109-117. – doi: 10.34670/AR.2020.32.55.059 .
4. Сендеров С.М., Рабчук В.И. Старые и новые угрозы энергобезопасности России в сфере газа // Энергетическая политика. – 2020. – № 11(153). – c. 84-95. – doi: 10.46920/2409-5516_2020_11153_84 .
5. Сендеров С.М., Рабчук В.И. Индикаторы оценки доктрины энергобезопасности России по надежности топливо-и энергоснабжения // Энергетическая политика. – 2019. – № 3(141). – c. 86-95.
6. Жданеев О.В., Зуев С.С. Вызовы для энергосектора России до 2035 года // Энергетическая политика. – 2020. – № 3(145). – c. 12-23. – doi: 10.46920/2409-5516_2020_3145_12 .
7. Directive 4 (as amended on October 31, 2017) under executive order 13662. Home.treasury.gov. [Электронный ресурс]. URL: https://home.treasury.gov/system/files/126/eo13662_directive4_20171031.pdf (дата обращения: 15.12.2021).
8. EAR Embargoes and Other Special Controls. Ecfr.gov. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ecfr.gov/current/title-15/subtitle-B/chapter-VII/subchapter-C/part-746 (дата обращения: 15.12.2021).
9. Supplement No. 2 to Part 746 Russian Industry Sector Sanction List. Ecfr.gov. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ecfr.gov/current/title-15/subtitle-B/chapter-VII/subchapter-C/part-746/appendix-Supplement%20No.%202%20to%20Part%20746 (дата обращения: 15.12.2021).
10. Council regulation (EU) No 833/2014 of 31 July 2014. Eur-lex.europa.eu. [Электронный ресурс]. URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/reg/2014/833/oj (дата обращения: 15.12.2021).
11. Council regulation (EU) No 960/2014 of 8 September 2014. Eur-lex.europa.eu. [Электронный ресурс]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32014R0960 (дата обращения: 15.12.2021).
12. Council regulation (EU) No 1290/2014. Eur-lex.europa.eu. [Электронный ресурс]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32014R1290&rid=1 (дата обращения: 15.12.2021).
13. H.R.3364 – Countering America's Adversaries Through Sanctions Act. Congress.gov. [Электронный ресурс]. URL: https://www.congress.gov/bill/115th-congress/house-bill/3364/text (дата обращения: 15.12.2021).
14. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»
15. Постановление Правительства РФ от 11 октября 2014 г. N 1044 «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования»
16. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 31 марта 2015 г. N 654 «Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли тяжелого машиностроения Российской Федерации»
17. Остроухова Н.Г. Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в топливно-энергетическом комплексе России // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. – 2016. – № 2(29). – c. 109-119. – doi: 10.17072/1994-9960-2016-2-109-119 .
18. Жданеев О.В., Чубоксаров В.С. Перспективы технологий индустрии 4.0 в ТЭК России // Энергетическая политика. – 2020. – № 7(149). – c. 16-33. – doi: 10.46920/2409-5516_2020_7149_16 .
19. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/14477 (дата обращения: 27.12.2021).
20. Единая межведомственная информационно-статистическая система. [Электронный ресурс]. URL: https://fedstat.ru/organizations (дата обращения: 27.12.2021).
21. Куклин А.А., Чичканов В.П. и др. Комплексная методика диагностики благосостояния личности и территории проживания. / Монография. - Екатеринбург: Институт экономики Уральского отделения РАН, 2015. – 136 c.
22. Пыхов П.А., Кашина Т.О. Инфраструктурная обеспеченность регионов УрФО: методика оценки и результаты диагностики // Экономика региона. – 2015. – № 3(43). – c. 66-77. – doi: 10.17059/2015-3-6 .
23. Ковалева Г.А., Куклин А.А. Экономическая безопасность Свердловской области. / Монография. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2003. – 450 c.
24. Пыхов П.А. Проблемные сферы социально-экономического развития регионов РФ // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2019. – № 4(60). – c. 19.
25. [Электронный ресурс].
25. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11189 (дата обращения: 27.12.2021).

Страница обновлена: 18.08.2025 в 10:53:22

 

 

Assessment of import substitution and innovations in the fuel and energy complex on the example of the Ural regions

Pyhov P.A.

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 12 (december 2021)

Citation:

Abstract:
The problem of import substitution and the introduction of innovations at the enterprises of the fuel and energy complex of the Urals is considered. The retrospective state of the situation is described. The main challenges and threats to energy from the US and EU sanctions restrictions are presented. The list of indicators of the author's methodology for assessing innovations and import substitution in the fuel and energy complex is given; and the calculation principle is described. The analysis of the obtained results of innovation activity and import substitution processes in the regions of the Urals is given. A comparison with the average Russian indicators is made.

Keywords: import substitution, innovations, assessment methodology, fuel and energy complex

Funding:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00153а «Влияние инновационной составляющей имортозамещения на экономическую безопасность региона».

JEL-classification: O31, Q40, Q43