Перспективы импортозамещения в Республике Башкортостан в условиях санкционной политики западных стран
Печаткин В.В.1![]()
1 Институт социально-экономических исследований – обособленное структурное подразделение Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук, Россия, Уфа
Скачать PDF | Загрузок: 24 | Цитирований: 5
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 7 (Июль 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49298223
Цитирований: 5 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В статье приведено обоснование актуальности проблемы импортозамещения в регионах России в условиях санкционной политики западных стран. Приведены примеры реализации успешных проектов по импортозамещению в Республике Башкортостан в 2014 – 2021 гг. Выделены проблемы и угрозы развитию промышленного сектора экономики Республики Башкортостан в условиях санкционной политики западных стран. Проведен анализ структуры внешнеторгового оборота Республики Башкортостан с прогнозной оценкой его изменений в условиях санкционной политики. Проведен анализ промежуточных результатов осуществляемой в Республике Башкортостан политики импортозамещения. Предложен комплекс мероприятий и стратегических инициатив, направленных на сглаживание негативных эффектов санкционной политики западных стран, а также активизации деятельности по импортозамещению, способствующих укреплению экономической безопасности и конкурентоспособности страны.
Ключевые слова: санкции, импортозамещение, политика импортозамещения, экономическая безопасность
Финансирование:
Данное исследование выполнено в рамках государственного задания № 075-03-2022-001 ИСЭИ УФИЦ РАН на 2022 г.
JEL-классификация: R11, R12, R13
Введение
Тема импортозамещения для России и Республики Башкортостан в настоящее время в период беспрецедентных санкций стран Запада как никогда актуальна. От ее решения зависит устойчивое развитие и экономическая безопасность страны.
Необходимо отметить, что курс на активную политику импортозамещения был взят еще начиная с марта 2014 г., кода против страны в ответ на воссоединение Крыма с Россией западными странами были введены санкции. Бесспорно, введенные ограничения привели к росту инфляции, исчезновению некоторых товаров с прилавков отечественных магазинов; без иностранных комплектующих возникли ряд проблем в оборонной промышленности и энергетике. Однако эти обстоятельства дали и дополнительные возможности для укрепления экономической безопасности и устойчивого экономического роста. За 8 лет санкций в России было успешно реализовано более 1,5 тысяч проектов по созданию аналогов продукции, которая ранее поставлялась из-за рубежа. Достигнуты успехи в обеспечении продовольственной безопасности страны.
В условиях усиления давления санкций западных стран, введенных в 2022 г., в настоящее время требуется активизация работы по импортозамещению по направлениям, в которых в России имеется нереализованный импортозамещающий потенциал. Это один из приоритетов социально-экономического развития, обозначенный президентом страны.
Проблемам импортозамещения посвящены труды многих отечественных ученых и практиков, в том числе: Дубкова В.А. [1] (Dubkov, 2022), Исаева Е.В. [2] (Isaeva, 2018), Коноваленко С.А. [3] (Konovalenko, Gadzhiev, Karpukhina, Karpunin, 2022), Лебедевой П.О. [4] (Lebedeva, 2019), Моисеева В.В. [5] (Moiseev, 2022), Татаркина А.И. [6] (Tatarkin, Andreeva, Ratner, 2015), Шалагиновой Н.А. [7] (Shalaginova, 2019) и др.
В их публикациях раскрыты различные аспекты проблемы импортозамещения в Российской Федерации и ее регионах применительно к периоду 2014–2021 гг. как ответ на санкции западных стран, введенные в 2014 году.
Проблемам влияния санкций на экономику России посвящены труды Глазьева С.Ю. [8] (Glazev, Arkhipova, 2018), Гармашовой Е.П. [9] (Garmashova, Drebot, Baranov, Mitus, Tarabardina, 2020), Дробот Е.В. [10] (Drobot, Gudovich, Makarov, Bakhmutskaya, 2019), Косьмина А.Д., Кузнецовой О.П., Косьминой Е.А. [11] (Kosmin, Kuznetsova, Kosmina, 2019), Маглиновой Т.Г. [12] (Maglinova, 2019), Михалевой М.В. [13] (Mikhaleva, 2022) Маховой А.В. [14] (Makhova, Pechenkina, 2019), Телегиной Е.А., Халовой Г.О. [15] (Telegina, Khalova, 2019) и др.
В публикациях отечественных ученых осуществлена оценка последствий влияния санкционной политики на развитие различных секторов экономики Российской Федерации и предложены мероприятия по снижению негативного их влияния. В продолжение данной тематики необходимо c учетом беспрецедентных санкций стран Запада, введенных в 2022 году, оценить перспективы импортозамещения для отдельных регионов страны с позиций укрепления экономической безопасности и наиболее полного задействования импортозамещающего потенциала.
Целью статьи является оценка перспектив и приоритетных направлений импортозамещения в Республике Башкортостан в условиях санкционной политики стран Запада.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Анализ влияния санкционной политики западных стран с позиций необходимости активизации процессов импортозамещения в Республике Башкортостан.
2. Анализ изменений структуры внешнеторгового оборота Республики Башкортостан с прогнозной оценкой до конца 2022 г.
3. Разработка комплекса мероприятий, способствующих активизации процессов импортозамещения в Республике Башкортостан.
Основная часть
Начиная с 2014 года в Республике Башкортостан, как и в России в целом, осуществлялась политика импортозамещения. За этот период в Республике Башкортостан были достигнуты определенные успехи как в обеспечении продовольственной безопасности, так и по производству отдельных видов промышленной продукции.
Так, например, если раньше на отечественных вертолетах использовались украинские или французские двигатели, то уже сейчас ПАО «Уфимское моторостроительное объединение» (ПАО «ОДК-УМПО») с 2018 года производит двигатель ВК-2500, предназначенный для вертолетов типа «Ми» и «Ка» в рамках федеральной программы по импортозамещению.
В Республике Башкортостан в ПАО «ОДК-УМПО» реализуется уникальный проект в рамках соглашения Госкорпорации «Ростех» и ПАО «Газпром» по производству двигателей для газоперекачивающих агрегатов на базе авиационного двигателя для военных самолетов (ранее использовались преимущественно агрегаты компании Siemens). Производственно-технологический комплекс в Уфе рассчитан на сборку, испытания и ремонт до 50 современных и эффективных двигателей ежегодно с последующим их обслуживанием. Первые два опытных образца АЛ-41СТ-25 планируют собрать в этом году. Начало эксплуатации двигателей намечено на 2023 – 2024 гг.
Республика Башкортостан в полном объеме обеспечивает себя зерном, молоком, растительным маслом, мясом птицы. Более того, республика вносит существенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны, осуществляя поставки в другие регионы России.
В свете новых, более жестких санкций стран Запада в ответ на военную спецоперацию России на Украине с конца февраля 2022 г. актуальность реализации политики импортозамещения в Республике Башкортостан, как и в России в целом, еще более возросла.
В числе наиболее чувствительных санкций для развития промышленного сектора экономики Республики Башкортостан, учитывая структуру экономики республики с преобладанием нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей промышленности и машиностроения, являются:
– полное эмбарго на поставки российской нефти США и ряда стран Европы;
– меры экспортного контроля в отношении оборудования, поставляемого в РФ для добычи нефти и газа;
– ограничения на поставку высокотехнологичного оборудования для нефтеперерабатывающей промышленности;
– ограничения экспорта российских товаров, в том числе под брендом «сделано в России», в США, Великобритании и в странах Центральной Европы, и прежде всего – Германии, Франции, Финляндии, поскольку они в товарной структуре экспорта и импорта республики имеют значительную долю;
– санкции против банковского сектора страны оказывают негативные воздействия в части удорожания кредитов для развития производства и выполнения ряда ранее взятых обязательств по кредитам и др.
Санкции, несомненно, окажут негативное влияние на социально-экономическое развитие Республики Башкортостан, в особенности в средне- и долгосрочной перспективах. Однако это и дает дополнительные возможности для развития и укрепления экономической безопасности.
По данным федеральной таможенной службы, внешнеторговый оборот Республики Башкортостан за 2021 год составил $4,6 млрд (+13,2% по сравнению с 2020-м). Экспорт вырос на 17,9% и составил $3,7 млрд, импорт уменьшился на 2,8% с $927,8 млн до $901,5 млн. Частично это связано с эффектом низкой базы, поскольку в 2020 г. из-за влияния пандемии экспорт снизился в республике на 26% при росте импорта на 20%. Доля внешнеторгового оборота Республики Башкортостан во внешней торговле Приволжского федерального округа составила 7,51% [16].
Преобладающая доля внешней торговли у республики со странами дальнего зарубежья – $3,6 мдрд, или 77,7% от внешнеторгового оборота. Сальдо торгового баланса с этими странами сложилось традиционно положительным – $2,2 млрд в 2021 г. В экспорте республики преобладали следующие товары: топливно-минеральные, нефть и продукты их перегонки, битумные вещества – 36,5%; оборудование, механические устройства – 27,2%; органические химические соединения – 10%; жиры и масла животного или растительного происхождения – 6,7%; удобрения – 3,0%.
В импорте преобладающими товарами являются: оборудование, механические устройства – 31,9%; алкогольные и безалкогольные напитки и уксус – 7,9%; пластмассы и изделия из них – 6,2%; прочие химические продукты – 5,2%; электрические машины и оборудование – 5,0%; фармацевтическая продукция – 4,7%; инструменты и аппараты оптические, фотографические – 4,3%; летательные аппараты – 3,7%; мебель – 1,4% и др. [16].
Если в экспорте республики преобладает продукция нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, то в импорте – продукция машиностроения и, прежде всего, оборудование, что может при сокращении импортных поставок в среднесрочной перспективе создать определенные сложности для развития нефтяного и нефтехимического комплексов республики в условиях санкций западных стран.
Динамика экспорта и импорта Республики Башкортостан за 2013–2021 гг. представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Динамика экспорта и импорта Республики Башкортостан, млрд $
Источник: составлено автором по данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации.
В 2013–2021 гг. в Республике Башкортостан наблюдалась устойчивая тенденция к сокращению внешнеторгового оборота в основном за счет сокращения объемов экспорта. Данная тенденция связана во многом с санкционным давлением стран Запада, а также неблагоприятной конъюнктурой цен на углеводородное сырье и влиянием пандемии коронавируса. Рекордное, почти двукратное падение внешнеторгового оборота произошло в 2015 году вследствие ограничительных мер во внешней торговле, связанных с введением рядом западных стран санкций в ответ на воссоединение Крыма с Россией. Внешнеторговый оборот сократился с 13,8 до 7,8 млрд $. Положительная динамика по экспорту наблюдалась только в 2021 году относительно 2020 г. вследствие низкой базы показателя в пандемийный период, а также роста цен на нефть и продукты нефтепереработки. Вместе с тем необходимо отметить, что снижение внешнеторгового оборота в 2013–2021 гг., хотя и негативно повлияло на темпы экономического роста, но не привело к фатальным последствиям.
Основными партнерами Республики Башкортостан в 2021 г. являлись 130 стран. В части экспорта (124 страны) – крупнейшие торговые партнеры: Китай – 22%; Казахстан – 9,7%, Турция – 5,1%, Нидерланды – 4,8%, Беларусь 4,7%, Финляндия – 4,6%, Южная Корея – 4,5%, США – 3,3% Иран – 3,3%, Польша – 2,3%, Германия – 1,1% и др. В части импорта (86 стран) – Китай – 18,7%, Германия – 14,7%, Беларусь – 13,2%, Казахстан – 6,2%; Италия – 5,8%, Канада 3,4%, Франция – 3,4%, Бельгия 3,3%, США – 3,3%, Индия – 3,1%, Япония – 2,4%, Турция – 2,3% и др. [16].
Порядка 35% внешнеторгового оборота Республики Башкортостан приходится на страны, наложившие на Россию санкции. Это достаточно серьезная проблема, которую предстоит решить в ближайшем будущем.
Внешнеторговый оборот с такими странами, как Белоруссия, Китай, Казахстан, скорее всего, не упадет и даже возрастет к концу 2022 г. При этом внешнеторговый оборот с большой долей вероятности существенно снизится со странами, наложившими против России санкции, и это, прежде всего: Германия, Италия, Нидерланды, Франция, США.
Ориентируясь на статистику по внешней торговле западных стран за первый квартал 2022 г., в торговле с Россией (ввиду приостановки публикаций данных по внешней торговле Федеральной таможенной службой РФ) можно спрогнозировать показатели внешнеторгового оборота Республики Башкортостан по итогам 2022 года.
Так, по данным компании РБК, в марте 2022 г. по сравнению с мартом 2021 г. импорт из 27 стран ЕС снизился на 55% с 7,65 млрд евро до 3,42 млрд евро. Германия сократила экспорт в Россию более чем в 2,3 раза (с 2,3 млрд евро до 984 млн евро). Италия – в 2 раза (с 706,5 до 349,9 млн евро), Нидерланды – в 3,2 раза (с 681,1 до 324 млн евро), Польша – в 2 раза (с 659,7 до 211,5 млн евро), Франция – в 2,6 раза (с 466 до 178 млн евро) [17].
Вместе с тем экспорт в страны ЕС из России в марте 2022 г. относительно марта 2021 г. увеличился на 75% с 9,2 млрд евро до 16,2 млрд евро. За первый квартал 2022 года в России достигнут рекордный за последние 10 лет профицит торгового баланса. По оценке ЦБ РФ – 66,3 млрд $, что в 2,6 раза больше, чем показатель 1 квартала 2021 г.
Принимая во внимание сокращение импорта из западных стран, проводящих в отношении России санкционную политику, можно спрогнозировать снижение объемов импорта в Республику Башкортостан к концу 2022 г., по оптимистическому сценарию – на 15% и на 40% – по пессимистическому сценарию. Что касается экспорта продукции, то существенного падения в 2022 г. не произойдет, хотя и его снижение на уровне 10–20% возможно при условии принятия Евросоюзом шестого и последующих пакетов санкционных мер.
Учитывая то, что начиная с конца февраля 2022 г. кардинальным образом изменились внешние условия функционирования и развития промышленного сектора экономики Республики Башкортостан, как и в целом регионов России, связанных с военной спецоперацией страны на Украине и беспрецедентными санкциями западных стран, требуется разработка и реализация комплекса оперативных и стратегических мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования и развития экономики в этих непростых условиях. Сокращение импорта продукции из стран, которые ввели санкции в отношении России, предопределяет необходимость импортозамещения или поиска аналогичной продукции в дружественных России странах.
Основной помехой для замещения импорта в промышленности остается отсутствие отечественных аналогов. Вторая проблема – более низкое качество оборудования, комплектующих и сырья, нежели у западных конкурентов.
Ключевыми проблемами, возникающими у республиканских промышленных предприятий в условиях санкционного давления, являются:
– дефицит необходимого оборудования, комплектующих, сырья, ранее закупаемого в дальнем зарубежье, и прежде всего в Западной Европе;
– многие предприятия получают отказы по техобслуживанию ранее купленного импортного оборудования, что может повлиять на устойчивое развитие предприятий;
– разрушение логистических цепочек поставок сырья и оборудования;
– проблемы со сбытом продукции, ранее экспортировавшейся в западные страны.
Вместе с тем уход с рынка ряда западных компаний способствует благоприятным условиям для реализации политики импортозамещения и снижения зависимости регионов России от импорта продукции.
Ответом на санкционную политику стран Запада являются следующие меры и стратегические инициативы, которые необходимо реализовать в ближайшем будущем на уровне Республики Башкортостан:
1. Приостановка деятельности шведской компании IKEA высвобождает нишу на рынке по реализации мебели. У республиканских товаропроизводителей есть возможность нарастить объемы производства мебели, матрасов, в том числе компанией «Башмебель» и формирующимся мебельным кластером ПФО с якорным предприятием ООО «Корона» (г. Туймазы). Также имеются перспективы по импортозамещению части оборудования и комплектующих для нефтяной и газодобывающей промышленности, которая в значительной мере зависима от импортных поставок. В части импортозамещения лекарственных препаратов имеются возможности по увеличению объемов производства витаминов на предприятии АО «Фармстандарт-Уфа ВИТА».
2. Для снижения зависимости от импорта информационного, телекоммуникационного и программного оборудования, а также снижения оттока высококвалифицированных кадров из республики и повышения уровня цифровой зрелости необходимо создать IT-парк в г. Уфе. На базе IT-парка Республики Башкортостан создать центр-спутник опорного образовательного центра в сфере цифровых и информационно-коммуникационных технологий.
3. Разработка и реализация государственной программы импортозамещения в Республике Башкортостан. В организационном плане необходимо создать центр импортозамещения в Республике Башкортостан и сформировать информационную базу импортозамещающего потенциала республики с предоставлением льготных условий для реализации импортозамещающих инвестиционных проектов как в части предоставления льготных кредитов, так и инфраструктурной поддержки. Функционально центру импортозамещения необходимо осуществлять сбор и анализ предложений и потребности (в сырье, комплектующих, оборудовании, ранее закупаемых за рубежом) для бесперебойной работы предприятий Республики Башкортостан. Требуется консультативная и организационная поддержка республиканских предприятий, осуществляющих поиск новых поставщиков как в Российской Федерации, так и в дружественных странах с оценкой возможностей Республики Башкортостан в производстве такой продукции.
4. Необходимо расширить информационную базу инвестиционного портала Республики Башкортостан посредством размещения данных о продукции, оборудовании, закупаемых ранее в недружественных странах, которые прекратили или ограничили свои поставки в республику, с оценкой возможностей замены поставщиков на российских или из дружественных стран. Целесообразно подготовить и издать справочник по импортозамещению, куда может быть включен список продукции, оборудования, комплектующих, в которых имеется потребность хозяйствующих субъектов, а также информация о нормативно-правовой базе импортозамещения и мерах государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях.
5. Ввиду нехватки беспилотных летательных аппаратов, используемых как в военных, так и гражданских целях, требуется сформировать кластер беспилотной авиации Республики Башкортостан. Необходимые компетенции в республике имеются как в научно-образовательной, так и производственной сфере. В последующем необходимо расширить государственный заказ на выпуск беспилотных летательных аппаратов.
5. В сфере обеспечения сельского хозяйства Республики Башкортостан высокопроизводительной сельскохозяйственной техникой необходим постепенный отказ от американских тракторов марки John Deere, немецких – CLAAS и др. с их заменой на тракторы «Кировец», выпускаемые Петербургским тракторным заводом, «Беларусь», выпускаемые Минским тракторным заводом, пользующиеся популярностью на селе.
6. Ключевое направление в импортозамещении – это станкостроение. До 1991 года в Республике Башкортостан производилось более 600 станков с программным управлением. В 2000 годах производство на НПО «Станкостроение» сократилось до 2 станков в год. В последнее время производство станков увеличено до 69. Это положительный момент, однако если учитывать уровень советского периода, снижение почти десятикратное. Учитывая имеющиеся возможности как для увеличения производства станков, так и наличие компетенций по их модернизации, данное направление должно стать одним из приоритетных в импортозамещающей политике Республики Башкортостан. По отдельным видам станков западноевропейского производства (в особенности лазерных) нужно оперативно находить возможности по их замене, например в Китае или КНР.
Заключение
Тема импортозамещения для России и Республики Башкортостан в настоящее время в период беспрецедентных санкций стран Запада как никогда актуальна. От ее решения зависит устойчивое развитие и экономическая безопасность страны.
Принимая во внимание сокращение импорта из западных стран, проводящих в отношении России санкционную политику, можно спрогнозировать снижение объемов импорта в Республику Башкортостан к концу 2022 г. по оптимистическому сценарию – на 10–15% и на 40% – по пессимистическому сценарию. Что касается экспорта продукции, то существенного его падения в 2022 г. не произойдет, хотя и его снижение на уровне 10–20% возможно при условии принятия Евросоюзом шестого и последующих пакетов санкционных мер.
Основные проблемы, возникающие у республиканских промышленных предприятий в условиях санкций: дефицит необходимого оборудования, комплектующих, сырья, ранее закупаемого в дальнем зарубежье, и прежде всего в Западной Европе; отказы по техобслуживанию ранее купленного импортного оборудования, что может повлиять на устойчивое развитие предприятий; разрушение логистических цепочек поставок сырья и оборудования; проблемы со сбытом продукции, ранее экспортировавшейся в западные страны.
Ответом на санкционную политику стран Запада являются следующие меры и стратегические инициативы, которые необходимо реализовать в ближайшем будущем на уровне Республики Башкортостан: формирование и развитие в Республике Башкортостан мебельного кластера и кластера беспилотной авиации, по которым имеются соответствующие компетенции и потенциальные участники, разработка и реализация государственной программы импортозамещения Республики Башкортостан, предусматривающей государственную поддержку по приоритетным направлениями импортозамещения, в том числе развитие: станкостроения, авиационной промышленности, биотехнологических и IT-компаний и др.
Источники:
2. Исаева Е.В. Оценка потенциала импортозамещения отраслей отечественной промышленности и принцип отбора проектов по импортозамещению // Экономические науки. – 2018. – № 169. – c. 58-60. – doi: 10.14451/1.169.58.
3. Коноваленко С.А., Гаджиев Н.Г., Карпухина Е.В., Карпунин А.Ю. Обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности // Экономическая безопасность. – 2022. – № 1. – c. 251-270. – doi: 10.18334/ecsec.5.1.114115.
4. Лебедева П.О. Государственная политика импортозамещения – стимулирующий инструмент развития реального сектора экономики Российской Федерации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2019. – № 5-1(119). – c. 171-175.
5. Моисеев В.В. Импортозамещение в экономике России. / Монография. 2-е издание исправленное и дополненное. - Москва, 2022.
6. Татаркин А., Андреева Е., Ратнер А. Инструменты импортозамещения: перспективы российских регионов // Проблемы теории и практики управления. – 2015. – № 6. – c. 45-53.
7. Шалагинова Н.А. Политика импортозамещения как фактор развития отечественного производства и формирования национальной конкурентоспособности // Гуманитарные социально-экономические и общественные науки. – 2019. – № 8. – c. 212-215. – doi: 10.23672/SAE.2019.8.35819.
8. Глазьев С.Ю., Архипова В.В. Оценка влияния санкций и других кризисных факторов на состояние российской экономики // Российский экономический журнал. – 2018. – № 1. – c. 3-29.
9. Гармашова Е.П., Дребот А.М., Баранов А.Г., Митус А.А., Тарабардина М.Ю. Санкции как меры международного принуждения: основные виды и теоретические подходы к понятию // Экономические отношения. – 2020. – № 3. – c. 649-662. – doi: 10.18334/eo.10.3.110824.
10. Дробот Е.В., Гудович Г.К., Макаров И.Н., Бахмутская В.С. Экономическая безопасность России и Евразийского экономического союза в условиях санкций // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1671-1682. – doi: 10.18334/eo.9.3.41004.
11. Косьмин А.Д., Кузнецова О.П., Косьмина Е.А. О пагубных последствиях антироссийских санкций // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2805-2818. – doi: 10.18334/eo.9.4.41237.
12. Маглинова Т.Г. Деятельность российских транснациональных корпораций в условиях экономических санкций // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 589-596. – doi: 10.18334/eo.9.2.40807.
13. Михалева М.В. Влияние санкций на российскую экономику // Инновации. Наука. Образование. – 2022. – № 52. – c. 1080-1083.
14. Махова А.В., Печенкина А.В. Анализ санкций в отношении РФ в период 2015-2018 // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 1-2. – c. 60-63. – doi: 10.24411/2500-1000-2018-10477.
15. Телегина Е.А., Халова Г.О. Санкции и торговые войны как индикаторы трансформации мирового хозяйства. Возможности для России // Мировая экономика и международные отношения. – 2019. – № 2. – c. 13-20. – doi: 10.20542/0131-2227-2019-63-2-13-20.
16. Таможенная статистика внешней торговли Республики Башкортостан/ Федеральная таможенная служба, Приволжское таможенное управление. 2022. – 147 с
17. Китай и ЕС сообщили о снижении ввоза товаров в Россию на фоне санкций. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/12/05/2022 (дата обращения: 25.05.2022).
Страница обновлена: 06.08.2025 в 01:18:49
Download PDF | Downloads: 24 | Citations: 5
Prospects for import substitution in the Republic of Bashkortostan amidst Western sanctions
Pechatkin V.V.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 7 (July 2022)
Abstract:
The article substantiates the relevance of the problem of import substitution in the regions of Russia amidst Western sanctions. Examples of successful import substitution projects in the Republic of Bashkortostan in 2014-2021 are given. The problems and threats to the development of the industrial sector in the Republic of Bashkortostan amidst Western sanctions are highlighted. The analysis of the structure of the foreign trade turnover of the Republic of Bashkortostan with a forecast assessment amidst sanctions is carried out. The analysis of intermediate results of the import substitution policy implemented in the Republic of Bashkortostan is conducted. A set of measures and strategic initiatives aimed at smoothing the negative effects of Western sanctions, as well as enhancing import substitution activities, contributing to strengthening the economic security and competitiveness of the country, is proposed.
Keywords: sanctions, import substitution, import substitution policy, economic security
Funding:
Данное исследование выполнено в рамках государственного задания № 075-03-2022-001 ИСЭИ УФИЦ РАН на 2022 г.
JEL-classification: R11, R12, R13

Россия, Уфа