Перспективы импортозамещения в Республике Башкортостан в условиях санкционной политики западных стран

Печаткин В.В.1
1 Институт социально-экономических исследований – обособленное структурное подразделение Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук, Россия, Уфа

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 7 (Июль 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49298223
Цитирований: 5 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В статье приведено обоснование актуальности проблемы импортозамещения в регионах России в условиях санкционной политики западных стран. Приведены примеры реализации успешных проектов по импортозамещению в Республике Башкортостан в 2014 – 2021 гг. Выделены проблемы и угрозы развитию промышленного сектора экономики Республики Башкортостан в условиях санкционной политики западных стран. Проведен анализ структуры внешнеторгового оборота Республики Башкортостан с прогнозной оценкой его изменений в условиях санкционной политики. Проведен анализ промежуточных результатов осуществляемой в Республике Башкортостан политики импортозамещения. Предложен комплекс мероприятий и стратегических инициатив, направленных на сглаживание негативных эффектов санкционной политики западных стран, а также активизации деятельности по импортозамещению, способствующих укреплению экономической безопасности и конкурентоспособности страны.

Ключевые слова: санкции, импортозамещение, политика импортозамещения, экономическая безопасность

Финансирование:
Данное исследование выполнено в рамках государственного задания № 075-03-2022-001 ИСЭИ УФИЦ РАН на 2022 г.

JEL-классификация: R11, R12, R13



Введение

Тема импортозамещения для России и Республики Башкортостан в настоящее время в период беспрецедентных санкций стран Запада как никогда актуальна. От ее решения зависит устойчивое развитие и экономическая безопасность страны.

Необходимо отметить, что курс на активную политику импортозамещения был взят еще начиная с марта 2014 г., кода против страны в ответ на воссоединение Крыма с Россией западными странами были введены санкции. Бесспорно, введенные ограничения привели к росту инфляции, исчезновению некоторых товаров с прилавков отечественных магазинов; без иностранных комплектующих возникли ряд проблем в оборонной промышленности и энергетике. Однако эти обстоятельства дали и дополнительные возможности для укрепления экономической безопасности и устойчивого экономического роста. За 8 лет санкций в России было успешно реализовано более 1,5 тысяч проектов по созданию аналогов продукции, которая ранее поставлялась из-за рубежа. Достигнуты успехи в обеспечении продовольственной безопасности страны.

В условиях усиления давления санкций западных стран, введенных в 2022 г., в настоящее время требуется активизация работы по импортозамещению по направлениям, в которых в России имеется нереализованный импортозамещающий потенциал. Это один из приоритетов социально-экономического развития, обозначенный президентом страны.

Проблемам импортозамещения посвящены труды многих отечественных ученых и практиков, в том числе: Дубкова В.А. [1] (Dubkov, 2022), Исаева Е.В. [2] (Isaeva, 2018), Коноваленко С.А. [3] (Konovalenko, Gadzhiev, Karpukhina, Karpunin, 2022), Лебедевой П.О. [4] (Lebedeva, 2019), Моисеева В.В. [5] (Moiseev, 2022), Татаркина А.И. [6] (Tatarkin, Andreeva, Ratner, 2015), Шалагиновой Н.А. [7] (Shalaginova, 2019) и др.

В их публикациях раскрыты различные аспекты проблемы импортозамещения в Российской Федерации и ее регионах применительно к периоду 2014–2021 гг. как ответ на санкции западных стран, введенные в 2014 году.

Проблемам влияния санкций на экономику России посвящены труды Глазьева С.Ю. [8] (Glazev, Arkhipova, 2018), Гармашовой Е.П. [9] (Garmashova, Drebot, Baranov, Mitus, Tarabardina, 2020), Дробот Е.В. [10] (Drobot, Gudovich, Makarov, Bakhmutskaya, 2019), Косьмина А.Д., Кузнецовой О.П., Косьминой Е.А. [11] (Kosmin, Kuznetsova, Kosmina, 2019), Маглиновой Т.Г. [12] (Maglinova, 2019), Михалевой М.В. [13] (Mikhaleva, 2022) Маховой А.В. [14] (Makhova, Pechenkina, 2019), Телегиной Е.А., Халовой Г.О. [15] (Telegina, Khalova, 2019) и др.

В публикациях отечественных ученых осуществлена оценка последствий влияния санкционной политики на развитие различных секторов экономики Российской Федерации и предложены мероприятия по снижению негативного их влияния. В продолжение данной тематики необходимо c учетом беспрецедентных санкций стран Запада, введенных в 2022 году, оценить перспективы импортозамещения для отдельных регионов страны с позиций укрепления экономической безопасности и наиболее полного задействования импортозамещающего потенциала.

Целью статьи является оценка перспектив и приоритетных направлений импортозамещения в Республике Башкортостан в условиях санкционной политики стран Запада.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Анализ влияния санкционной политики западных стран с позиций необходимости активизации процессов импортозамещения в Республике Башкортостан.

2. Анализ изменений структуры внешнеторгового оборота Республики Башкортостан с прогнозной оценкой до конца 2022 г.

3. Разработка комплекса мероприятий, способствующих активизации процессов импортозамещения в Республике Башкортостан.

Основная часть

Начиная с 2014 года в Республике Башкортостан, как и в России в целом, осуществлялась политика импортозамещения. За этот период в Республике Башкортостан были достигнуты определенные успехи как в обеспечении продовольственной безопасности, так и по производству отдельных видов промышленной продукции.

Так, например, если раньше на отечественных вертолетах использовались украинские или французские двигатели, то уже сейчас ПАО «Уфимское моторостроительное объединение» (ПАО «ОДК-УМПО») с 2018 года производит двигатель ВК-2500, предназначенный для вертолетов типа «Ми» и «Ка» в рамках федеральной программы по импортозамещению.

В Республике Башкортостан в ПАО «ОДК-УМПО» реализуется уникальный проект в рамках соглашения Госкорпорации «Ростех» и ПАО «Газпром» по производству двигателей для газоперекачивающих агрегатов на базе авиационного двигателя для военных самолетов (ранее использовались преимущественно агрегаты компании Siemens). Производственно-технологический комплекс в Уфе рассчитан на сборку, испытания и ремонт до 50 современных и эффективных двигателей ежегодно с последующим их обслуживанием. Первые два опытных образца АЛ-41СТ-25 планируют собрать в этом году. Начало эксплуатации двигателей намечено на 2023 – 2024 гг.

Республика Башкортостан в полном объеме обеспечивает себя зерном, молоком, растительным маслом, мясом птицы. Более того, республика вносит существенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны, осуществляя поставки в другие регионы России.

В свете новых, более жестких санкций стран Запада в ответ на военную спецоперацию России на Украине с конца февраля 2022 г. актуальность реализации политики импортозамещения в Республике Башкортостан, как и в России в целом, еще более возросла.

В числе наиболее чувствительных санкций для развития промышленного сектора экономики Республики Башкортостан, учитывая структуру экономики республики с преобладанием нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей промышленности и машиностроения, являются:

– полное эмбарго на поставки российской нефти США и ряда стран Европы;

– меры экспортного контроля в отношении оборудования, поставляемого в РФ для добычи нефти и газа;

– ограничения на поставку высокотехнологичного оборудования для нефтеперерабатывающей промышленности;

– ограничения экспорта российских товаров, в том числе под брендом «сделано в России», в США, Великобритании и в странах Центральной Европы, и прежде всего – Германии, Франции, Финляндии, поскольку они в товарной структуре экспорта и импорта республики имеют значительную долю;

– санкции против банковского сектора страны оказывают негативные воздействия в части удорожания кредитов для развития производства и выполнения ряда ранее взятых обязательств по кредитам и др.

Санкции, несомненно, окажут негативное влияние на социально-экономическое развитие Республики Башкортостан, в особенности в средне- и долгосрочной перспективах. Однако это и дает дополнительные возможности для развития и укрепления экономической безопасности.

По данным федеральной таможенной службы, внешнеторговый оборот Республики Башкортостан за 2021 год составил $4,6 млрд (+13,2% по сравнению с 2020-м). Экспорт вырос на 17,9% и составил $3,7 млрд, импорт уменьшился на 2,8% с $927,8 млн до $901,5 млн. Частично это связано с эффектом низкой базы, поскольку в 2020 г. из-за влияния пандемии экспорт снизился в республике на 26% при росте импорта на 20%. Доля внешнеторгового оборота Республики Башкортостан во внешней торговле Приволжского федерального округа составила 7,51% [16].

Преобладающая доля внешней торговли у республики со странами дальнего зарубежья – $3,6 мдрд, или 77,7% от внешнеторгового оборота. Сальдо торгового баланса с этими странами сложилось традиционно положительным – $2,2 млрд в 2021 г. В экспорте республики преобладали следующие товары: топливно-минеральные, нефть и продукты их перегонки, битумные вещества – 36,5%; оборудование, механические устройства – 27,2%; органические химические соединения – 10%; жиры и масла животного или растительного происхождения – 6,7%; удобрения – 3,0%.

В импорте преобладающими товарами являются: оборудование, механические устройства – 31,9%; алкогольные и безалкогольные напитки и уксус – 7,9%; пластмассы и изделия из них – 6,2%; прочие химические продукты – 5,2%; электрические машины и оборудование – 5,0%; фармацевтическая продукция – 4,7%; инструменты и аппараты оптические, фотографические – 4,3%; летательные аппараты – 3,7%; мебель – 1,4% и др. [16].

Если в экспорте республики преобладает продукция нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, то в импорте – продукция машиностроения и, прежде всего, оборудование, что может при сокращении импортных поставок в среднесрочной перспективе создать определенные сложности для развития нефтяного и нефтехимического комплексов республики в условиях санкций западных стран.

Динамика экспорта и импорта Республики Башкортостан за 2013–2021 гг. представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Динамика экспорта и импорта Республики Башкортостан, млрд $

Источник: составлено автором по данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

В 2013–2021 гг. в Республике Башкортостан наблюдалась устойчивая тенденция к сокращению внешнеторгового оборота в основном за счет сокращения объемов экспорта. Данная тенденция связана во многом с санкционным давлением стран Запада, а также неблагоприятной конъюнктурой цен на углеводородное сырье и влиянием пандемии коронавируса. Рекордное, почти двукратное падение внешнеторгового оборота произошло в 2015 году вследствие ограничительных мер во внешней торговле, связанных с введением рядом западных стран санкций в ответ на воссоединение Крыма с Россией. Внешнеторговый оборот сократился с 13,8 до 7,8 млрд $. Положительная динамика по экспорту наблюдалась только в 2021 году относительно 2020 г. вследствие низкой базы показателя в пандемийный период, а также роста цен на нефть и продукты нефтепереработки. Вместе с тем необходимо отметить, что снижение внешнеторгового оборота в 2013–2021 гг., хотя и негативно повлияло на темпы экономического роста, но не привело к фатальным последствиям.

Основными партнерами Республики Башкортостан в 2021 г. являлись 130 стран. В части экспорта (124 страны) – крупнейшие торговые партнеры: Китай – 22%; Казахстан – 9,7%, Турция – 5,1%, Нидерланды – 4,8%, Беларусь 4,7%, Финляндия – 4,6%, Южная Корея – 4,5%, США – 3,3% Иран – 3,3%, Польша – 2,3%, Германия – 1,1% и др. В части импорта (86 стран) – Китай – 18,7%, Германия – 14,7%, Беларусь – 13,2%, Казахстан – 6,2%; Италия – 5,8%, Канада 3,4%, Франция – 3,4%, Бельгия 3,3%, США – 3,3%, Индия – 3,1%, Япония – 2,4%, Турция – 2,3% и др. [16].

Порядка 35% внешнеторгового оборота Республики Башкортостан приходится на страны, наложившие на Россию санкции. Это достаточно серьезная проблема, которую предстоит решить в ближайшем будущем.

Внешнеторговый оборот с такими странами, как Белоруссия, Китай, Казахстан, скорее всего, не упадет и даже возрастет к концу 2022 г. При этом внешнеторговый оборот с большой долей вероятности существенно снизится со странами, наложившими против России санкции, и это, прежде всего: Германия, Италия, Нидерланды, Франция, США.

Ориентируясь на статистику по внешней торговле западных стран за первый квартал 2022 г., в торговле с Россией (ввиду приостановки публикаций данных по внешней торговле Федеральной таможенной службой РФ) можно спрогнозировать показатели внешнеторгового оборота Республики Башкортостан по итогам 2022 года.

Так, по данным компании РБК, в марте 2022 г. по сравнению с мартом 2021 г. импорт из 27 стран ЕС снизился на 55% с 7,65 млрд евро до 3,42 млрд евро. Германия сократила экспорт в Россию более чем в 2,3 раза (с 2,3 млрд евро до 984 млн евро). Италия – в 2 раза (с 706,5 до 349,9 млн евро), Нидерланды – в 3,2 раза (с 681,1 до 324 млн евро), Польша – в 2 раза (с 659,7 до 211,5 млн евро), Франция – в 2,6 раза (с 466 до 178 млн евро) [17].

Вместе с тем экспорт в страны ЕС из России в марте 2022 г. относительно марта 2021 г. увеличился на 75% с 9,2 млрд евро до 16,2 млрд евро. За первый квартал 2022 года в России достигнут рекордный за последние 10 лет профицит торгового баланса. По оценке ЦБ РФ – 66,3 млрд $, что в 2,6 раза больше, чем показатель 1 квартала 2021 г.

Принимая во внимание сокращение импорта из западных стран, проводящих в отношении России санкционную политику, можно спрогнозировать снижение объемов импорта в Республику Башкортостан к концу 2022 г., по оптимистическому сценарию – на 15% и на 40% – по пессимистическому сценарию. Что касается экспорта продукции, то существенного падения в 2022 г. не произойдет, хотя и его снижение на уровне 10–20% возможно при условии принятия Евросоюзом шестого и последующих пакетов санкционных мер.

Учитывая то, что начиная с конца февраля 2022 г. кардинальным образом изменились внешние условия функционирования и развития промышленного сектора экономики Республики Башкортостан, как и в целом регионов России, связанных с военной спецоперацией страны на Украине и беспрецедентными санкциями западных стран, требуется разработка и реализация комплекса оперативных и стратегических мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования и развития экономики в этих непростых условиях. Сокращение импорта продукции из стран, которые ввели санкции в отношении России, предопределяет необходимость импортозамещения или поиска аналогичной продукции в дружественных России странах.

Основной помехой для замещения импорта в промышленности остается отсутствие отечественных аналогов. Вторая проблема – более низкое качество оборудования, комплектующих и сырья, нежели у западных конкурентов.

Ключевыми проблемами, возникающими у республиканских промышленных предприятий в условиях санкционного давления, являются:

– дефицит необходимого оборудования, комплектующих, сырья, ранее закупаемого в дальнем зарубежье, и прежде всего в Западной Европе;

– многие предприятия получают отказы по техобслуживанию ранее купленного импортного оборудования, что может повлиять на устойчивое развитие предприятий;

– разрушение логистических цепочек поставок сырья и оборудования;

– проблемы со сбытом продукции, ранее экспортировавшейся в западные страны.

Вместе с тем уход с рынка ряда западных компаний способствует благоприятным условиям для реализации политики импортозамещения и снижения зависимости регионов России от импорта продукции.

Ответом на санкционную политику стран Запада являются следующие меры и стратегические инициативы, которые необходимо реализовать в ближайшем будущем на уровне Республики Башкортостан:

1. Приостановка деятельности шведской компании IKEA высвобождает нишу на рынке по реализации мебели. У республиканских товаропроизводителей есть возможность нарастить объемы производства мебели, матрасов, в том числе компанией «Башмебель» и формирующимся мебельным кластером ПФО с якорным предприятием ООО «Корона» (г. Туймазы). Также имеются перспективы по импортозамещению части оборудования и комплектующих для нефтяной и газодобывающей промышленности, которая в значительной мере зависима от импортных поставок. В части импортозамещения лекарственных препаратов имеются возможности по увеличению объемов производства витаминов на предприятии АО «Фармстандарт-Уфа ВИТА».

2. Для снижения зависимости от импорта информационного, телекоммуникационного и программного оборудования, а также снижения оттока высококвалифицированных кадров из республики и повышения уровня цифровой зрелости необходимо создать IT-парк в г. Уфе. На базе IT-парка Республики Башкортостан создать центр-спутник опорного образовательного центра в сфере цифровых и информационно-коммуникационных технологий.

3. Разработка и реализация государственной программы импортозамещения в Республике Башкортостан. В организационном плане необходимо создать центр импортозамещения в Республике Башкортостан и сформировать информационную базу импортозамещающего потенциала республики с предоставлением льготных условий для реализации импортозамещающих инвестиционных проектов как в части предоставления льготных кредитов, так и инфраструктурной поддержки. Функционально центру импортозамещения необходимо осуществлять сбор и анализ предложений и потребности (в сырье, комплектующих, оборудовании, ранее закупаемых за рубежом) для бесперебойной работы предприятий Республики Башкортостан. Требуется консультативная и организационная поддержка республиканских предприятий, осуществляющих поиск новых поставщиков как в Российской Федерации, так и в дружественных странах с оценкой возможностей Республики Башкортостан в производстве такой продукции.

4. Необходимо расширить информационную базу инвестиционного портала Республики Башкортостан посредством размещения данных о продукции, оборудовании, закупаемых ранее в недружественных странах, которые прекратили или ограничили свои поставки в республику, с оценкой возможностей замены поставщиков на российских или из дружественных стран. Целесообразно подготовить и издать справочник по импортозамещению, куда может быть включен список продукции, оборудования, комплектующих, в которых имеется потребность хозяйствующих субъектов, а также информация о нормативно-правовой базе импортозамещения и мерах государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях.

5. Ввиду нехватки беспилотных летательных аппаратов, используемых как в военных, так и гражданских целях, требуется сформировать кластер беспилотной авиации Республики Башкортостан. Необходимые компетенции в республике имеются как в научно-образовательной, так и производственной сфере. В последующем необходимо расширить государственный заказ на выпуск беспилотных летательных аппаратов.

5. В сфере обеспечения сельского хозяйства Республики Башкортостан высокопроизводительной сельскохозяйственной техникой необходим постепенный отказ от американских тракторов марки John Deere, немецких – CLAAS и др. с их заменой на тракторы «Кировец», выпускаемые Петербургским тракторным заводом, «Беларусь», выпускаемые Минским тракторным заводом, пользующиеся популярностью на селе.

6. Ключевое направление в импортозамещении – это станкостроение. До 1991 года в Республике Башкортостан производилось более 600 станков с программным управлением. В 2000 годах производство на НПО «Станкостроение» сократилось до 2 станков в год. В последнее время производство станков увеличено до 69. Это положительный момент, однако если учитывать уровень советского периода, снижение почти десятикратное. Учитывая имеющиеся возможности как для увеличения производства станков, так и наличие компетенций по их модернизации, данное направление должно стать одним из приоритетных в импортозамещающей политике Республики Башкортостан. По отдельным видам станков западноевропейского производства (в особенности лазерных) нужно оперативно находить возможности по их замене, например в Китае или КНР.

Заключение

Тема импортозамещения для России и Республики Башкортостан в настоящее время в период беспрецедентных санкций стран Запада как никогда актуальна. От ее решения зависит устойчивое развитие и экономическая безопасность страны.

Принимая во внимание сокращение импорта из западных стран, проводящих в отношении России санкционную политику, можно спрогнозировать снижение объемов импорта в Республику Башкортостан к концу 2022 г. по оптимистическому сценарию – на 10–15% и на 40% – по пессимистическому сценарию. Что касается экспорта продукции, то существенного его падения в 2022 г. не произойдет, хотя и его снижение на уровне 10–20% возможно при условии принятия Евросоюзом шестого и последующих пакетов санкционных мер.

Основные проблемы, возникающие у республиканских промышленных предприятий в условиях санкций: дефицит необходимого оборудования, комплектующих, сырья, ранее закупаемого в дальнем зарубежье, и прежде всего в Западной Европе; отказы по техобслуживанию ранее купленного импортного оборудования, что может повлиять на устойчивое развитие предприятий; разрушение логистических цепочек поставок сырья и оборудования; проблемы со сбытом продукции, ранее экспортировавшейся в западные страны.

Ответом на санкционную политику стран Запада являются следующие меры и стратегические инициативы, которые необходимо реализовать в ближайшем будущем на уровне Республики Башкортостан: формирование и развитие в Республике Башкортостан мебельного кластера и кластера беспилотной авиации, по которым имеются соответствующие компетенции и потенциальные участники, разработка и реализация государственной программы импортозамещения Республики Башкортостан, предусматривающей государственную поддержку по приоритетным направлениями импортозамещения, в том числе развитие: станкостроения, авиационной промышленности, биотехнологических и IT-компаний и др.


Источники:

1. Дубков В.А. Импортозамещение и его роль в развитии отечественного производства // Общество. – 2022. – № 1-1(24). – c. 57-61.
2. Исаева Е.В. Оценка потенциала импортозамещения отраслей отечественной промышленности и принцип отбора проектов по импортозамещению // Экономические науки. – 2018. – № 169. – c. 58-60. – doi: 10.14451/1.169.58.
3. Коноваленко С.А., Гаджиев Н.Г., Карпухина Е.В., Карпунин А.Ю. Обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности // Экономическая безопасность. – 2022. – № 1. – c. 251-270. – doi: 10.18334/ecsec.5.1.114115.
4. Лебедева П.О. Государственная политика импортозамещения – стимулирующий инструмент развития реального сектора экономики Российской Федерации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2019. – № 5-1(119). – c. 171-175.
5. Моисеев В.В. Импортозамещение в экономике России. / Монография. 2-е издание исправленное и дополненное. - Москва, 2022.
6. Татаркин А., Андреева Е., Ратнер А. Инструменты импортозамещения: перспективы российских регионов // Проблемы теории и практики управления. – 2015. – № 6. – c. 45-53.
7. Шалагинова Н.А. Политика импортозамещения как фактор развития отечественного производства и формирования национальной конкурентоспособности // Гуманитарные социально-экономические и общественные науки. – 2019. – № 8. – c. 212-215. – doi: 10.23672/SAE.2019.8.35819.
8. Глазьев С.Ю., Архипова В.В. Оценка влияния санкций и других кризисных факторов на состояние российской экономики // Российский экономический журнал. – 2018. – № 1. – c. 3-29.
9. Гармашова Е.П., Дребот А.М., Баранов А.Г., Митус А.А., Тарабардина М.Ю. Санкции как меры международного принуждения: основные виды и теоретические подходы к понятию // Экономические отношения. – 2020. – № 3. – c. 649-662. – doi: 10.18334/eo.10.3.110824.
10. Дробот Е.В., Гудович Г.К., Макаров И.Н., Бахмутская В.С. Экономическая безопасность России и Евразийского экономического союза в условиях санкций // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1671-1682. – doi: 10.18334/eo.9.3.41004.
11. Косьмин А.Д., Кузнецова О.П., Косьмина Е.А. О пагубных последствиях антироссийских санкций // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2805-2818. – doi: 10.18334/eo.9.4.41237.
12. Маглинова Т.Г. Деятельность российских транснациональных корпораций в условиях экономических санкций // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 589-596. – doi: 10.18334/eo.9.2.40807.
13. Михалева М.В. Влияние санкций на российскую экономику // Инновации. Наука. Образование. – 2022. – № 52. – c. 1080-1083.
14. Махова А.В., Печенкина А.В. Анализ санкций в отношении РФ в период 2015-2018 // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 1-2. – c. 60-63. – doi: 10.24411/2500-1000-2018-10477.
15. Телегина Е.А., Халова Г.О. Санкции и торговые войны как индикаторы трансформации мирового хозяйства. Возможности для России // Мировая экономика и международные отношения. – 2019. – № 2. – c. 13-20. – doi: 10.20542/0131-2227-2019-63-2-13-20.
16. Таможенная статистика внешней торговли Республики Башкортостан/ Федеральная таможенная служба, Приволжское таможенное управление. 2022. – 147 с
17. Китай и ЕС сообщили о снижении ввоза товаров в Россию на фоне санкций. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/12/05/2022 (дата обращения: 25.05.2022).

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:47:49