Роль образования в системе агропромышленного комплекса России как фактор его инновационного развития
Лясникова Ю.В.1, Лясников Н.В.2
1 ФГБОУ ВО «Государственный университет просвещения»
2 Институт проблем рынка РАН
Скачать PDF | Загрузок: 12
Статья в журнале
Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 1 (Январь-март 2024)
Цитировать:
Лясникова Ю.В., Лясников Н.В. Роль образования в системе агропромышленного комплекса России как фактор его инновационного развития // Продовольственная политика и безопасность. – 2024. – Том 11. – № 1. – С. 25-38. – doi: 10.18334/ppib.11.1.120666.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63650152
Аннотация:
Актуальность статьи обусловлена технологическим переходом, которое переживает агропромышленный комплекс. Проведен анализ причин дефицита персонала в сельскохозяйственной отрасли, в т. ч. персонала высокой квалификации. Выявлены проблемы образовательной системы, препятствующие преодолению разрыва между требованиями работодателей и уровнем подготовки специалистов агропромышленного комплекса. Использованы следующие методы: обобщения, сравнительный, экономико-статистический, анализ бизнес-кейсов. Анализ социально-экономических факторов возникновения временного лага в формировании образовательных программ, соответствующих smart технологиям, применяемым в сельском хозяйстве. Обозначены пути преодоления отставания. Проанализирован, имеющийся положительный опыт в сфере развития образовательных экосистем. По итогам исследования сделаны выводы о приоритетах образовательных преобразований. Обоснована потребность изменений в сфере образования, способствующих технологическому обновлению сельского хозяйства, в том числе отвечающих задаче импортозамещения в АПК. В заключении статьи сформулированы некоторые предложения по дальнейшему решению проблем. Подтверждена необходимость развития как удаленных форм обучения, так совместной работы образовательных организаций и агропромышленного бизнеса в сфере практической подготовки специалистов для высокотехнологичного сельского хозяйства.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс; кадровое обеспечение; образовательная экосистема; цифровые технологии, инновации
Финансирование:
Статья написана в рамках госзадания ИПР РАН РФ
JEL-классификация: Q13, Q17, Q18, I21, I23, I25, I26, I28
Введение
Агропромышленный комплекс включает предприятия, представляющие всю цепочку создания стоимости от селекции, производства кормов и т.п. до переработки сельскохозяйственной продукции. Развитие АПК позволяет государству увеличивать объем внутреннего рынка, расширять товарооборот в рамках внешней торговли, более эффективно используя имеющихся ресурсов. В современных геополитических условиях экономика сельского хозяйства испытывает некоторые трудности. Импортозамещение в сфере сельского хозяйства может как предоставлять регионам достаточно широкие перспективы, так и быть трудно разрешимой задачей.
Необходимость инновационных решений обусловлена текущей ситуацией и стратегическими направлениями развития. Новые технологии, включая искусственный интеллект, позволят модернизировать материально-техническую базу агропромышленного комплекса, что приведет к повышению производительности труда, качества продукции и минимизации зависимости от импорта оборудования. Российские ученые, специализирующиеся в экономике сельского хозяйства, подчеркивают, что для эффективного функционирования отрасли в условиях цифровизации стратегически важно соответствие уровня профессиональной подготовки и квалификации сотрудников современным технологиям [14, с. 270].
Целью статьи является определение значимых направлений развития образования для сельского хозяйства, соответствующего современным вызовам.
Инновации в сельском хозяйстве
Для современного сельского хозяйства свойственен переход к новому технологическому укладу. Среди инновационных решений в разных областях агропроизводства можно назвать такие, как биоинформационные структуры, датчики для скота и оборудования, вертикальные фермы, транспортный мониторинг, новые технологии хранения данных, дающие возможность создавать сверхточные земельные кадастры, роботы и многою другое. В совокупности они образуют стек технологий, позволяющий внедрять не только разрозненные новшества, но и создавать системы систем, наращивающих эффективность на всех стадиях сельскохозяйственного производства. Эксперты считают, что цифровые технологии вносят значительный вклад в устойчивое развитие АПК РФ, а также являются фактором, снижающим нагрузку на окружающую среду, в т.ч. углеродного следа сельского хозяйства [3, с. 80].
Начиная с середины 2010-х гг. инфраструктура аграрного сектора России менялась на передовую. Доля импортного оборудования стала занимать около 50 %. [4]. Наряду с вечными задачами любого производства сокращением затрат и повышением эффективности усилились направления экологии и повышения качества продукции.
Средняя стоимость современной сельскохозяйственной машины может составлять более 100 млн рублей [12, с. 2]. По сути, каждая из них – это завод высокой мощности с использованием роботизированных технологий. Помимо собственно «железа» в них выделяют конективную часть, обеспечивающую беспроводную связь, интеллектуальную часть, включающую датчики, камеры, программное обеспечение. Также российские агрохолдинги используют передовых технологии хранения продукции, которое обеспечивается применением высокотехнологичного оборудования и IT-технологий. Персонал, использующий современное оснащение, должен обладать соответствующими навыками и опытом.
Давно устарело представление, что сельский труд по преимуществу ручной и примитивный, и новые технологии требуют подготовленных работников. Современный дефицит кадров на селе может касаться рабочих мест, предполагающих высокую техническую квалификацию и ассоциирующихся в обыденном сознании с «белыми воротничками». Возникает необходимость обучать новому тех, кто будет работать в современном высокотехнологичном сельском хозяйстве [10].
Известный российский рекрутер Алена Владимирская (HeadHunter) советует абитуриентам подумать об агротехе. По ее данным для агрохолдингов России не редкость маржа более 50% в некоторые годы. Финансовые ресурсы на технологизацию у компаний есть. К тому же банки кредитуют smart направления. В результате требуются хорошие финансисты, логисты, экономисты, айтишники, инженеры. По словам А. Владимирской профессионал высокого класса может претендовать на заработную плату в 250 000 рублей [5].
Именно опытные специалисты или персонал с редкими навыками могут рассчитывать на высокие зарплаты. Средние показатели по данным статистки не столь радужные. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам деятельности сельское хозяйство и охота в 2022 году составляла около 42 000 руб., в целом по всем отраслям – более 65 000 руб. [11].
Несмотря на рекомендации специалистов по трудоустройству дефицит кадров входит в первую тройку проблем АПК, и агротехнические вузы и ссузы часто уступают в привлечении абитуриентов учебным организациям других направлений.
В то же время можно привести некоторые противоречивые примеры из жизни тех, кто уже работает в сельском хозяйстве и даже внедряет новые цифровые технологии. Так, исследователи диджитализации АПК в Вологодской области указывают, что «значительный рост затрат на информационные и цифровые ресурсы наблюдается по всей номенклатуре показателей, за исключением затрат на обучение персонала и приобретение цифрового контента» [9, с. 224]. По их мнению, это объясняется некоторой шаблонностью мышления типичного предпринимателя, полагающего, что инвестиции в основные фонды сами по себе приносят прибыль и не требуют значительных дополнительных усилий от персонала на их освоение.
Дефицит кадров: причины и подходы к его преодолению
Динамика сельскохозяйственной трансформации в РФ приводит к увеличению доходов предприятий отрасли, повышению производительности труда и увеличению спроса. По мере того, как этот сектор становится более продуктивным, обслуживаются более крупные рынки, расширяется переработка сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственный сектор модернизируется, становясь более эффективным и менее трудоемким. Но это не означает то, что поступательное движение отрасли автоматически разрешит накопленные проблемы и не создаст новые. К тому же задача импортозамещения также требует своего незамедлительного решения.
Остро стоит вопрос: Кто будет работать в этой высокотехнологичной отрасли? Давнишняя головная боль агропредприятий, возникающая при попытке привлечь специалистов, стойкое желание многих представителей молодых поколений связать свою судьбу с городом.
Есть два принципиальных подхода преодоления диспаритета, в сущности, они противоположные по посылу, но могут и сочетаться в определенных проявлениях. Первый способ носит насильственный характер, это хорошо забытое старое – советский опыт принудительного распределения. Об этом говорят чиновники регионального уровня, связанные с агропромом [8].
Существует более современная форма добровольного взаимодействия студента и работодателя – целевой набор за счет региональных бюджетов, сопровождающийся договором между работодателем и абитуриентом. Договорные отношения легко вписываются в рыночную систему. Но идея распределять всех выпускников ссузов и вузов, если они учились на бюджетных местах, все время появляется в публичном дискурсе. Так, в Татарстане в Госдуму был внесен соответствующий проект законодательной инициативы в апреле 2023 года. Идея не была поддержана ни большинством депутатов, ни вузами, ни бизнесом. Консолидированное мнение: существующие территориальные и отраслевые диспропорции в сфере трудовых ресурсов таким образом не преодолеть, но сама проблема значительна. Главное не «прикрепить» к земле, а удержать [7].
Второй принципиальный метод привлечения квалифицированных специалистов в сельскую местность – собственно благоустроить сами поселения, развить инфраструктуру, устранить диспропорции в доходах.
Для сельского жителя проблемным может быть доступ к медицине и образованию, и даже к продовольствию. Население 73 % сел составляет не более двухсот жителей, что делает невыгодным стационарную торговлю. В сельской местности число иждивенцев (пенсионеров и детей) на одного работающего превышает городские показатели. Продолжительность жизни сельских жителей ниже, чем у городских, уровень безработицы выше, доходы ниже [1, 79].
Сознавая проблему, государство принимает соответствующие меры. С его стороны реализуются соответствующие программы, в т.ч. Комплексная программа развития сельских территорий (срок 2020 -2025 гг.), чьи промежуточные итоги уже можно подвести. В соответствии с программами регионы могут претендовать на субсидии. Наряду с государственными вливаниями средств важное значение имеет софинансирование со стороны предприятий АПК. Государственные деньги могут быть рычагом для развития сельских поселений, но не единственным решением.
Следует отметить, что общим местом рассуждений о преодолении разрыва в развитии села и города является установка, что сельскохозяйственное производство является тем лифтом, который поднимает сельские поселения в отношении обеспеченности инфраструктурой, благоустройства и роста комфорта. С этим трудно поспорить, но необходимо подчеркнуть, эффективность в сфере АПК выросла, больше не требуется такого количества работников, которое было бы задействовано ранее при старых технологиях. Эксперт по сельскому хозяйству Евгения Серова (директор по аграрной политике НИУ ВШЭ) утверждает, что несмотря на выше названные факторы «доля населения, склонного жить во внегородской среде, осталась на уровне 25–27%, а также доходы от сельского хозяйства в среднем получает менее 1/5 всего сельских жителей». Е. Серова говорит, что «нам нужно создавать в сельской местности условия жизни для работников разных сфер деятельности. В современном мире это означает, прежде всего, формирование коммуникаций – транспорта и связи, высокоскоростного интернета» [1, 93].
Можно выделить несколько существенных барьеров на пути формирования образовательного потенциала в сельскохозяйственных отраслях, соответствующего современным технологиям (рис. 1).
Рис. 1 Барьеры формирования образовательного потенциала в сельском хозяйстве
Источник: составлено авторами
Кадровый дефицит работников агропрома мешает продвижению проектов. Появление новых технологий изменяет набор компетенций, необходимых для достижения успеха. Все большее число профессий требует университетского образования, растет значение коммуникационных навыков. Временной лаг между уже существующей потребностью в работниках новой формации и введением программ обучения, отвечающих моменту, существенная причина дефицита.
Взаимосвязь рынка труда работников сельского хозяйства и системы образования характеризуется на данный момент запаздыванием последнего. По оценке профессора КубГАУ Юрия Бершицкого, расхождение между старой системой кадров в аграрном секторе России и необходимостью внедрения новых подходов и знаний обусловлено рядом причин: внедрение новой системы кадров требует времени, ресурсов и координации со стороны образовательных учреждений, государственных органов и работодателей. Необходимо разработать обновленные учебные программы, провести обучение и подготовку кадров, а также создать механизмы сотрудничества между образовательными учреждениями и бизнес-сектором [6].
Совместная работа системы образования и бизнеса в АПК по формированию новых специалистов
Решение проблемы нехватки людей для агропрома должно предусматривать изменение системы и технологий образования и поддержку науки. Педагогическому сообществу, агропредприятиям, организациям и всем заинтересованным лицам следует сосредоточиться на создании экосистему образования, ориентированного на учащегося и развитие агробизнеса.
Как уже отмечалось выше, образовательные учреждения аграрной направленности часто проигрывают в престижности для будущих студентов. Если посмотреть сайт агрегатор данных Vuzopedia, то относительно высокий конкурс на бюджетные места РГАУ МСХА им. К.А. Тимирязева в 2023 году был по следующим специальностям, связанным с аграрным сектором:
· Ветеринария, проходной суммарный минимальный балл 251;
· Биотехнология, проходной суммарный минимальный балл 247;
· Профессиональное обучение (по отраслям), проходной суммарный минимальный балл 232;
· Биология, проходной суммарный минимальный балл 213;
· Ландшафтная архитектура, проходной суммарный минимальный балл 202.
Для сравнения можно привести данные по менее популярным специальностям: Садоводство (189); Агрономия (187); Экология и природопользование (162); Агрохимия и агропочвоведение (159); Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции (151); Зоотехния (152); Природообустройство и водопользование (148).
Объяснение высокого рейтинга ветеринарии – это возможность трудоустроиться после обучения в городскую ветеринарную клинику. Биотехнологии имеют широкий спектр применения и выпускнику по этому направлению необязательно выбирать сельское хозяйство. Аналогично можно сказать о «Биологии». По направлению бакалавриата «Профессиональное обучение» готовят преподавателей средне-специальных учреждений, и это другой характер труда, чем непосредственно в сельском хозяйстве. Если же говорить про специальности, чей проходной балл 150-160, при отсутствии формального перевода баллов в оценку, некоторые из прошедших на бюджет все же «троечники», возможно им не хватило баллов для поступления на другое направление. Вопрос нериторический: можно ли утверждать, что у этих студентов высокая мотивация в освоении профессии, можно ли повысить эту мотивацию? Работа с таким контингентом требует особых педагогических методов, и формальные способы, «для галочки», скорее будут вредить. В забюрократизированной системе высшего и среднего образования трудно возродить опыт создания когорты преподавателей энтузиастов и новаторов, который был характерен для определенных временных отрезков советского периода. Интерес к сфере АПК и высокая мотивация должны стать приоритетом наряду с высокими академическими знаниями.
Важно и то, как сельскохозяйственное образование воспринимают со стороны бизнеса. Единственный аграрный университет, вошедший в 2022 году в топ-100 рейтинга Forbes, – это РГАУ МСХА им. К.А. Тимирязева, он занял 100-е место [13]. Рейтинг был построен с использованием результатов Мониторинга Минобрнауки РФ, данных опроса 100 лучших работодателей России и других открытых источников. Вузы оценивались по пяти характеристикам: спрос на выпускников вуза, создание сети деловых контактов, уровень преподавания, репутация в мире, фактор Forbes (выпускники в списках Forbes). Эти показатели в определенной мере отражают способность вуза выстроить сбалансированную образовательную экосистему. Действительно, РГФУ МСХА им. К.А. Тимирязева проводить системную работу: открывает профильные классы в школах, организует стажировки для молодых ученых и специалистов в компаниях-лидерах и многое другое.
В этом случае реализуется далеко не новая, но трудно воплощаемая в жизнь идея "школа — вуз — предприятие", которая заключается в том, чтобы создать непрерывную цепочку образования, где школы подготавливают учеников к поступлению в вузы, вузы обеспечивают обучение студентов с учетом потребностей рынка труда, и предприятия оказывают помощь в осуществлении практической части обучения и в последующем трудоустройстве. Причем в современных условиях необходимо оставлять в этой системе и прочный каркас профессиональной ориентации и значительную гибкость, возможность изменить молодым человеком траекторию своего образовательного и социального развития. В рамках такой системы, студенты будут иметь возможность применять полученные знания и навыки в реальной рабочей среде предприятий, что в свою очередь повышает их адаптивность.
Работа со школьниками одно из самых востребованных мировых направлений привлечения молодежи в сферу сельского хозяйства. Так, в США существуют три способа ориентировать учащихся в агросектор:
· «Сельское хозяйство в классе», представляющее собой профильное теоретическое обучение, практику на школьных сельхоз участках (например, вертикальных фермах), школьные научные проекты;
· «Знакомство с сельским хозяйством под наблюдением», включающее помимо обучения сельскохозяйственный труд, финансовую грамотность в области бизнеса, стимулирование предпринимательской активности;
· Скаутские организации школьников, например, «Будущие фермеры Америки» [2, с. 13].
Другим типом взаимодействия образовательных, научных организаций и бизнес-структур является создание технопарков, высокотехнологичных инновационных кластеров. В этой области также интересен зарубежный опыт. В таких странах как Франция, Бельгия, Великобритания можно встретить фермы-инкубаторы. По сути, они дают возможность будущим фермерам опробовать способ ведения агробизнеса в реальных условиях, понять будет ли он прибыльным до того, как вложат в дело средства. В рамках специализированной программы участники получают доступ к ресурсам (заемные средства, оборудование, земля и коммуникации). Срок работы на такой ферме ограничивается, как правило, двумя-тремя годами. За это время резиденты инкубатора осваивают на практике навыки управления фермой, научаются тонкостям планирования деятельности в сельском хозяйстве. В относительно безрисковой среде и с помощью опытных наставников человек может осознать, насколько он готов реализовать свой аграрный проект, добьется ли он успеха [2, с. 13].
Использование технологий удаленного обучения в сельском местности
Российской Федерации наряду с учетом опыта вовлечения в сельское хозяйство в развитых странах следует обратить особое внимание на методы, применяемые у наших партнеров по БРИКС, таких как Китай и Бразилия. Так, в Китае значительный объем сельскохозяйственного образования — это переподготовка взрослых. В китайских вузах подчеркивается привлечение иностранных профессоров для работы. В Бразилии проводятся специальные курсы для женщин. Эта практика была бы актуальна для России, т.к. на южных территориях женская незанятость доминирует. Также ежегодно в Бразилии проходило более 700 тысяч дистанционных курсов по сельскому хозяйству еще до пандемии, давшей толчок развитию EdTech [2, с 18].
Очевидно, что если не интерес, то способности к работе в АПК больше проявляют те, кто уже знаком с этим трудом, кто живет в селах, но при низкой плотности этой категории населения создавать образовательные программы непосредственно на местах всегда рационально. Онлайн обучение или гибридные формы, сочетающие онлайн и офлайн, открывающие перспективы развития АПК, частично могли бы помочь. Пандемия выявила и возможности развития онлайн в образовании, и актуальные проблемы внедрения удаленных технологий.
Преподаватели обычно с энтузиазмом относятся к новым технологиям, ценят их удобство. Но экспертный анализ выявляет некоторые проблемы. Например, разрыв в цифровой грамотности стал более выраженным после пандемии, поскольку она привела к почти повсеместному внедрению некоторых технологических решений, углубляя разрыв, который оставался незамеченным, когда внедрение было частичным. Более технически подкованным преподавателям IT-технологии помогали осуществить взаимодействие со студентами, получить обратную связь. Сотрудники, менее знакомые с этими инструментами, предпочитают технологии отображения контента и доставки. Также изучение новых инструментов и функций – это рост усилий со стороны как обучающихся, так и обучающих. В конце пандемии отмечалась общая усталость.
Несмотря на растущие трудности, связанные с оцифровкой учебного процесса, от цифровых технологий можно получить гораздо больше, чем показывает опыт пандемии ковида-19. Российские вузы с оптимизмом смотрят на преимущества применения «цифры». Для образовательных учреждений, рассматривающих новые инвестиции в эту сферу следует иметь в виду, что администрации, IT-специалистам и преподавателям важно договориться о том, чего они хотят достичь, используя конкретную технологию обучения. Вузы и ссузы, которые проведут согласования со всеми заинтересованными сторонами перед внедрением новых технологий, добиваются большего успеха. В Российском высшем образовании чаще всего применяется модернизация «сверху». Цифровизация достаточно единообразна, проводится без учета специфики. Опросы среди студентов и преподавателей проводятся пост фактум, а не перед внедрением.
Для дальнейшего развития цифровизации образования в сфере сельского хозяйства в силу его специфических задач следует вернуться к началу, созданию образовательной экосистемы, учитывающей интересы всех стейкхолдеров. Необходимо задать следующие вопросы:
· Является ли основной целью вовлечение и мотивация учащихся?
· Лучшая успеваемость?
· Удовлетворенность и удержание преподавателей?
· Как учесть интересы бизнеса при внедрении конкретных программ?
· Как создать гибридные (смешанные) формы, сочетающие продвинутые цифровые технологии с практикой «на земле»?
Разработка плана преобразования образования для сельского хозяйства требует расстановки приоритетов: план не будет успешным, если он попытается охватить все. Следует сосредоточиться на изменениях, которые, скорее всего, дадут толчок росту квалификации персонала в сельских районах.
После постановки целей ИТ-персонал и преподаватели смогут более эффективно сотрудничать при выборе лучших технологий и запуске программ. Внедрение платформ на уровне отдельных преподавателей может быть очень трудным. Простота использования по-прежнему во многом зависит от представителя IT-поддержки и от того, как он приложит все усилия.
Прежде чем инвестировать в технологии обучения, учебное заведение и его преподаватели могут согласовать основной набор показателей для количественной оценки и измерения их воздействия. Один из подходов заключается в измерении широкого набора показателей успеха, таких как использование инструментов, удовлетворенность пользователей, оценки учащихся. Затем показатели успеха можно соотнести по модальности – онлайн, гибридное или очное обучение – чтобы определить влияние конкретных инструментов.
Заключение
Переход к новому технологическому укладу в сельском хозяйстве требует привлечения и подготовки квалифицированных кадров. Дефицит кадров в агропромышленном комплексе является одной из главных проблем. Для решения этой проблемы необходимы изменения в системе образования и поддержка науки, чтобы привлечь больше абитуриентов в агротехнические вузы и ссузы.
Важно создать экосистему образования, ориентированного на учащегося, чтобы предоставить им современные знания и навыки, соответствующие потребностям сельскохозяйственного сектора. Это может включать в себя внедрение инновационных методов обучения, практическую ориентацию образования, использование современных технологий и сотрудничество с агропредприятиями для обеспечения практической подготовки студентов. Важно сотрудничество педагогического сообщества, агропредприятий, организаций и других заинтересованных лиц.
Успех в реализации конкретных инициатив в области диджитализации образования для сельского хозяйства должен быть закреплен и развит. Чтобы образовательному учреждению стать полностью цифровой организацией, критически важно создать на базе обучающей платформы экосистему. В следствие переноса важнейших направлений работы со обучающимися на виртуальные платформы, целостная образовательная инфраструктура может помочь повысить вовлеченность студентов и школьников в рамках on-line образования. Конкретные программы для жителей села могут привлечь в сферу сельского хозяйства больше специалистов.
Источники:
2. Вадимов И. Иностранный опыт : Как развивают аграрное образование за рубежом. Коммерсантъ. "Business Guide «Образование в АПК»". Приложение №10 от 20.04.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4772235 (дата обращения: 10.09.2023).
3. Гейт Н.А., Эдер А.В. Роль цифровизации в переходе к устойчивому развитию российского АПК // Цифровая экономика. – 2023. – № 3 (24).
4. Герман А. Колхозники в IT: почему в сельском хозяйстве стабильный дефицит кадров. Forbes. 30.03.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/mneniya/486847-kolhozniki-v-it-pocemu-v-sel-skom-hozajstve-stabil-nyj-deficit-kadrov (дата обращения: 10.08.2023).
5. Демидкина К. Агротех, русский туризм и новые чиновники: где и как строить карьеру в эпоху перемен. Forbes. 22.07.2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/svoi-biznes/470687-agroteh-russkij-turizm-i-novye-cinovniki-gde-i-kak-stroit-kar-eru-v-epohu-peremen (дата обращения: 08.08.2023).
6. Житникова Ю. Выпускники есть, специалистов нет. Российский аграрный портал. 05.04.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://agroportal-ziz.ru/news/vypuskniki-est-specialistov-net (дата обращения: 01.10.2023).
7. Лисицына М., Прохорчук С. «Тупиковый путь»: вернутся ли вузы к распределению, как в СССР. Рбк. 04.05.23. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/politics/04/05/2023/64514ea79a79472c42adfc56 (дата обращения: 01.09.2023).
8. Петров Д. Сельская жизнь. Коммерсантъ. Business Guide «Образование в АПК». Приложение №10 от 20.04.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4772231 (дата обращения: 01.08.2023).
9. Попова Л. В., Лата М. С., Клейтман Е. В., Мелихов П. А. Устойчивое развитие АПК Волгоградской области в условиях цифровой трансформации // Региональная экономика. Юг России. – 2023. – № 2. – c. 217–229.
10. Симагина Т. АПК: требуются специалисты под «умные» технологии. Российский аграрный портал. 06.04.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://agroportal-ziz.ru/articles/apk-trebuyutsya-specialisty-pod-umnye-tehnologii (дата обращения: 01.10.2023).
11. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности в Российской Федерации за 2000-2022 гг. Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (дата обращения: 08.10.2023).
12. Степанов А. Кадры решают все. Коммерсантъ. Business Guide «Образование в АПК». Приложение №10 от 20.04.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4772215 (дата обращения: 15.08.2023).
13. Тимирязевка – единственный аграрный университет в топ-100 рейтинга Forbes. Официальный сайт РГАУ МСХА им. К.А. Тимирязева. 26.12.22. [Электронный ресурс]. URL: https://www.timacad.ru/news/timiriazevka-edinstvennyi-agrarnyi-universitet-v-top-100-reitinga-forbes (дата обращения: 08.10.2023).
14. Шевкуненко М.Ю., Дахунов И.А. Цифровая трансформация агропромышленного комплекса РФ в условиях санкций // Вестник Академии знаний. – 2023. – № 2. – c. 270.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 13:56:50