Машиностроение современной России: от импортозамещения к политике технологического суверенитета

Афанасьев А.А.1
1 Институт Экономики РАН

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 8 (Август 2024)

Цитировать:
Афанасьев А.А. Машиностроение современной России: от импортозамещения к политике технологического суверенитета // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 8. – С. 4477-4500. – doi: 10.18334/epp.14.8.121295.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=69296551

Аннотация:
Статья посвящена характеристике состояния машиностроительного комплекса современной России. Через анализ динамики вклада добавленной стоимости секторов машиностроения рассматривается его роль в экономике страны, определяются важнейшие тенденции. В работе дана характеристика машинотехнической продукции как наиболее наукоемкой и инновационной. Приводятся данные о структуре ее потребления в нашей стране и высокой зависимости экономики от поставок ее из-за рубежа. Анализ итогов импортозамещения позволяет сделать вывод о наличие определенных подвижек в данной области и их недостаточности в контексте беспрецедентной эскалации санкций со стороны стран коллективного Запада. Приводятся данные о динамике машиностроительного производства в условиях внешних ограничений, а также примеры затруднений в различных секторах. Раскрывается важнейшая роль машиностроения в решении задачи достижения технологического суверенитета.

Ключевые слова: машиностроение, машиностроительный комплекс, импортозамещение, импортонезависимость, политика технологического суверенитета, технологический суверенитет, мегапроект, проект технологического суверенитета

JEL-классификация: L 50, L 61, L 62, L 64, D 20



Введение

Сильнейшим деструктивным фактором, определившим на последующие десятилетия состояние отечественного машиностроения и политику его развития, стали радикальные рыночные реформы, в результате которых Россия утратила статус одного из самых крупных центров машиностроения в мире, каким она была в составе СССР. Спад произошел как в сфере производства специальной продукции (в России находилось порядка 80% активов военной промышленности Советского Союза [1, с.20]), так и в гражданском секторе машиностроения.

Открытость зарубежных рынков и значительные доходы от экспорта природных ресурсов в течение трех десятилетий компенсировали отставание развития отечественного машиностроения, а наличие передовой машинотехнической продукции в экономике страны в значительной мере обеспечивалось за счет ее импорта. Для экономики России стала характерна сильная зависимость от ввоза такой продукции из-за рубежа.

В условиях обострения геоэкономической напряженности, еще после крымских событий 2014 года, в России импортозамещение становится одним из важнейших приоритетов экономической политики. Дальновидность принятых решений стала очевидна в контексте последовавшей после 2022 года эскалации санкционных ограничений со стороны стран коллективного Запада.

В новых геополитических реалиях руководством нашей страны было принято стратегическое решение по выводу России на траекторию реальной технологической независимости - достижению технологического суверенитета. В решение этой масштабной задачи ключевая роль принадлежит воссозданию национальных компетенций в машиностроении.

Целью настоящей статьи является характеристика текущего состояния отечественного машиностроения. В этой связи предполагается решение следующих исследовательских задач: рассмотрение основных параметров функционирования машиностроительного комплекса (МСК) и его места в экономике России; выявление основных тенденций его функционирования; характеристика уровня импортозависимости и результатов импортозамещения в данной сфере; определение роли машиностроения в решении задачи достижения технологического суверенитета.

Избранной области исследования посвящен значительный массив научной литературы, среди которой можно выделить труды таких авторов как В.Н.Борисов [2], В.Г.Клинов [1], Е.Н.Корепанов [3], О.В.Почукаева [4] и др.

Машиностроение в структуре экономики современной России

Машиностроение представляет собой комплекс отраслей обрабатывающей промышленности, специализирующихся на выпуске технически сложных средств производства и товаров потребления, транспорта, вооружения и военной техники. На предприятиях комплекса изготавливают различную технику - машины, оборудование, приборы, а также детали и части из которых они состоят. «Машиностроение является материальной основой технического перевооружения всего народного хозяйства. От уровня развития машиностроения в решающей степени зависят производительность общественного труда, технический прогресс, материальное благосостояние народа и обороноспособность страны. Главная задача машиностроения — обеспечить все отрасли народного хозяйства высокоэффективными машинами и оборудованием» [5].

Поскольку рассмотрение вопросов места техники и машиностроения в жизнедеятельности современного общества не является целью данной статьи, методологически будет верно лишь обозначить их непосредственную роль в научно-техническом прогрессе. Так, выдающийся ученый А.И.Анчишкин отмечал, что «ориентация науки на нужды практики происходит одновременно и в меру соединения науки и техники; только в единстве с техникой наука перестает быть лишь социокультурным явлением, становится практической, превращается в непосредственную производительную силу» [6, c.168].

Известный исследователь В.Н.Борисов подчеркивал, что «помимо функций общеэкономического характера, присущих всем отраслям материального производства и связанных с удовлетворением текущего и перспективного спроса на товары и услуги, а также функций, связанных с обеспечением оборонных потребностей государства, машиностроительный комплекс выполняет важнейшую специфическую функцию - инновационную. Именно через нее комплекс в решающей мере отражает в экономике достижения технологического прогресса» [7, c.3].

Основные показатели деятельности отечественного машиностроительного комплекса (МСК) за период 2017-2023г. приведены в таблице 1.

Таблица 1. Основные показатели деятельности машиностроительного комплекса России за период 2017-2023 гг.

Показатель
2017
2018
2019
2020
2021
2022
2023
Отгрузка продукции МСК, млрд руб. текущие цены
7500,8
8320,7
8882,3
9264,3
10542,3
9859,7
12008,1
Доля МСК в общей отгрузке обрабатывающих производствах (%)
19,4
18,7
18,7
18,5
16,7
14,8
16,9
Импорт продукции МСК, млрд долл.
110,8
112,8
112,8
110,6
144,5
н/д
н/д
Экспорт продукции МСК, млрд долл.
28,4
29,2
28,0
25,2
32,7
н/д
н/д
Доля отечественной продукции МСК на внутреннем рынке, %
61,3
58,9
62,9
59,5
55,9
н/д
н/д
Численность занятых, тыс.чел.
2030,9
1970,8
1952,4
1922,0
1910,8
1912,9
н/д
Наличие основных фондов МСК по полной учетной стоимости млрд руб.
3123,8
3333,9
3698,9
3906,0
4143,9
4291,1
н/д
Из них по группе машины и оборудование млрд руб.
1720,4
1942,3
2183,7
2292,8
2482,1
2529,0
н/д
Источник: рассчитано автором по данным Росстат

В 2023 году вклад МСК в ВВП России составил около 2,3% (см.рис.1).

Рис.1. ВДС машиностроения в структуре ВВП РФ за 2023 год (в % от ВВП).

Источник: рассчитано автором по данным Росстата

При этом среди видов экономической деятельности наибольший вклад в ВДС самого МСК принадлежит производству компьютеров, электронных и оптических изделий (27,4%). Следует отметить, что этот вид экономической деятельности по сравнению с другими имеет наиболее высокий удельный вес добавленной стоимости в объеме отгруженной продукции (44,3%) (см.таб.2)

Таблица 2. Структура производства и ВДС машиностроения 2023 год

Коды ОКВЭД 2
Виды экономической деятельности
Объем отгруженных товаров собственного производства (млрд. руб.)
Доля отрасли в объеме отгруженных товаров в машиностроении %
ВДС отрасли (млрд. руб.)
Доля ВДС вида деятельности в машиностроении %
Удельный вес добавленной стоимости в объеме отгруженных товаров (%)
С26-30
Машиностроение
12 008,1
100%
3 950,9
100%
32,9%
С26
Производство компьютеров, электронных и оптических изделий
2 441,0
20,3%
1 080,4
27,4%
44,3%
С27
Производство электрического оборудования
1 870,2
15,6%
472,0
11,9%
25,2%
С28
Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки
2 380,7
19,8%
848,5
21,5%
35,6%
С29
Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов
2 338,7
19,5%
540,8
13,7%
23,1%
С30
Производство прочих транспортных средств и оборудования
2 977,6
24,8%
1 009,2
25,5%
33,9%
Источник: рассчитано автором по материалам Росстат

Анализ динамики ВДС машиностроения и ее структуры позволяет обратить внимание на следующие сформировавшиеся в России тенденции: во-первых, за последнее десятилетие тренд на уменьшение доли МСК в ВДС обрабатывающих производств был сломлен. Так, за первую пятилетку рассматриваемого периода произошло снижение удельного веса МСК в ВДС обрабатывающих производств более чем в 1,6 раза, с 23,7% в 2011 году до 14,8% в 2016 году, однако в дальнейшем спад был остановлен и произошел незначительный восстановительный рост данного показателя до 17,4% к 2023 году или примерно в 1,2 раза. Во-вторых, за рассматриваемый период происходило постепенное увеличение удельного веса производства компьютеров, электронных и оптических изделий в ВДС МСК. Доля ВДС этих видов деятельности в МСК выросла более чем в 2,3 раза с 12,9% в 2011 году до 30,3% в 2023 году, что в значительной мере отражает текущую роль ИКТ-сектора как драйвера экономики. В-третьих, более чем в 2,3 раза снизился удельный вес производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов в ВДС МСК. Имевшийся ранее понижательный тренд был существенно усилен воздействием санкционных шоков, что привело к падению рассматриваемого показателя только за 2022 и 2023 года более чем в 1,8 раза. В-четвертых, происходит постепенное снижение доли добавленной стоимости в ВДС МСК таких видов деятельности как производство электрического оборудования, снижение доли которого составило с 14,7% в 2011 году до 11% в 2023 году или в 1,3 раза, а также снижение доли ВДС производства машин и оборудования, не включенных в другие группировки, т.е. традиционного машиностроения с 23,7% в 2011 году до 17,4% в 2023 году или почти в 1,4 раза (см.рис.2).

Рис.2. Динамика структуры ВДС машиностроения в России, доля ВДС машиностроения в ВДС обрабатывающих производствах РФ (рассчитано в ценах 2021 года) (%)

Источник: рассчитано автором по данным Росстат

Инновационная функция машиностроения проявляется прежде всего в высоком уровне наукоемкости и передовом характере выпускаемой продукции. Так, в 2022 году по показателю наукоемкости продукция МСК была почти в 5 раз выше чем в среднем по промышленности, более чем в 3,5 раза выше чем в среднем по обрабатывающим производствам и почти в 6 раз выше чем прочая продукция обрабатывающих производств (т.е. без учета продукции МСК). Аналогичное сравнение удельного веса инновационных товаров, а также удельного веса затрат на инновационную деятельность в общем объеме отгруженной продукции, показывает в 2-3 раза более высокое значение для продукции МСК (см.таб.3). В тоже время, следует отметить, что по этим показателям отечественная машинотехническая продукция значительно уступает продукции стран-лидеров [3, c.71].

Таблица 3. Показатели инновационной деятельности машиностроительного комплекса России за 2022 г.

Классификация по ОКВЭД 2
Виды экономической деятельности
Объем отгруженных товаров, работ и услуг собственного производства (млрд руб.)
Затраты на исследования и разработки (млрд руб.)
Наукоемкость продукции
Затраты на все виды инновационной деятельности (млрд руб.)
Удельный вес затрат на инновационную деятельность в общем объеме отгруженной продукции (%)
Удельный вес инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг (%)
BCDE
Промышленность
102659,4
485,7
0,5%
1432,7
1,4%
5,5%
С
Обрабатывающие производства
66797,0
437,1
0,7%
1156,5
1,7%
7,0%
С26-30
Машиностроение
9859,7
228,6
2,3%
370,5
3,8%
13,5%
С26
Производство компьютеров, электронных и оптических изделий
1954,3
54,7
2,8%
86,0
4,4%
22,0%
С27
Производство электрического оборудования
1474,7
4,9
0,3%
13,0
0,9%
8,5%
С28
Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки
2009,8
20,6
1,0%
35,6
1,8%
11,0%
С29
Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов
1931,4
31,2
1,6%
83,4
4,3%
12,9%
С30
Производство прочих транспортных средств и оборудования
2489,5
117,3
4,7%
152,6
6,1%
20,4%
Источник: рассчитано автором по данным Росстат и материалам [8, c.54].

Как уже было отмечено, главное предназначение машиностроения – обеспечение высокоэффективными машинами и оборудованием всех секторов экономики. Их передовые возможности в значительной мере зависят от непрерывного обновления технической базы на технически более совершенном уровне. В значительной мере это относится и к самому машиностроению - в противном случае уже его передовые возможности сменяются технологической отсталостью, и утратой конкурентоспособности, инновационной дисфункцией и невозможностью реализации своего главного предназначения.

Именно по негативному сценарию осуществлялось развитие МСК в постсоветской России. Так, в результате десятилетий низких темпов обновления технической базы отечественному МСК стало характерно технологическое устаревание. Если в 1970 году коэффициент обновления основных фондов отечественных предприятий в машиностроении и металлообработке составлял 12,7%, то уже в 1985 году произошло его существенное снижение до 6,6%, а в условиях начала трансформации экономики этот показатель снизился до 1% в 1993 году с достижением своего самого низкого значения 0,4% в 1998 году (в сопоставимых ценах) [9, c.2177]. Позже произошел восстановительный рост темпов обновления, однако рассматриваемый показатель так и не достиг дореформенных значений. В результате, степень износа основных фондов по МСК на конец 2022 года составила примерно 52%, а по группе машин и оборудования около 60%. В то же время на долю полностью изношенных основных фондов в машиностроении приходится около 19%, а в части машин и оборудования доля таких фондов на конец 2022 года превышает 27%. [1]

В ряде отраслей положение дел обстоит еще более остро. Например, в судостроительной промышленности в настоящее время эксплуатируется более 60 процентов морально устаревшей и до 80 процентов физически изношенной активной части производственных фондов. [2] Обследование 14-ти производств из управленческого периметра Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) выявило, что средний возраст установленного парка станков составляет от 30 до 43 лет, 90% оборудования морально устарело, а доля станков с ЧПУ по группе компаний ОСК составляет всего порядка 6%. Аналогичным образом обстоят дела и в авиационной промышленности, где доля оборудования с ЧПУ составляет всего 7-8% от совокупного парка оборудования. [3]

Схожая ситуация складывается и с парком оборудования отечественных станкозаводов. Так, к 2022 году более половины их технологического оборудования эксплуатировалось 25-30 лет при этом износ основных фондов составляет порядка 65%, а на долю оборудования со сроком эксплуатации до пяти лет, т.е. относящегося к наиболее прогрессивной, наукоемкой и высокотехнологичной его части, приходится порядка 4-7%, и только на некоторых предприятиях отрасли эта доля составляет 9%. [4]

Отставание отечественного машиностроения в развитии от стран лидеров отражается и в незначительном уровне автоматизации производственных и сопряженных процессов. Так, по показателю количества используемых промышленных роботов в расчете на каждые 10 тыс. рабочих, отечественные производства почти в 19 раз уступают среднемировому уровню. [5]

Машиностроение России: импортозависимость и импортозамещение

В условиях низкой конкурентоспособности отечественного машиностроения, открытости экономики и доступа к мировым рынкам передовых технических решений, а также наличия значительного профицита внешнеторгового баланса, экономические стимулы развития отечественного машиностроения ослабевают. В этой связи вспоминается ставшая уже крылатой фраза руководителя правительства нашей страны в начальный период рыночной трансформации Е.Т.Гайдара, прозвучавшая в ответ на предложения по развитию российского станкостроения: «Да кому нужны ваши станки?! Понадобятся - мы всё за рубежом купим!». [6]

В результате почти трех десятилетий открытой экономики в постсоветской России сформировалась модель ее интеграции в мирохозяйственные связи с преимущественной ориентацией на страны Запада, вывозом природных ресурсов и ввозом высокотехнологичной машинотехнической продукции из этих стран. Так, например, в 2021 году доля минеральных продуктов в совокупном товарном экспорте составила свыше 56%, на ввоз машин, оборудования и транспортных средств в нашу страну пришлось более 49% от совокупного импорта, порядка 54% внешнеторгового оборота России приходилось на страны, позднее признанные недружественными. [7] На эти же страны в 2021 году пришлось более половины от объема ввозимой в Россию машиностроительной продукции [2, c.555].

Устойчивость сформировавшейся модели обеспечивается значительным превышением совокупного товарного экспорта над импортом: за тридцать лет внешнеторговый профицит России в этой части составил около 4 трлн долл. Даже в затрудненных для внешней торговли условиях - ограничения из-за COVID-19, ввод санкционных режимов со стороны стран, прежде являвшихся основными внешнеторговыми партнерами, за последние пять лет объем совокупного товарного экспорта превысил импорт почти на 1 трлн долл.

Для современной России стала характерна высокая зависимость от поставок машиностроительной продукции из-за рубежа. При этом объем импорта такой продукции сопоставим с внутренним ее производством (см.рис.3).

Рис.3. Баланс потребления машиностроительной продукции в России (трлн руб.)

Источник: рассчитано автором по материалам Росстат

Следует отметить, что проблема импортозависимости и ранее рассматривалась на различных управленческих уровнях, но только после 2014 года импортозамещение получило статус ключевой составляющей государственной экономической политики и был взят курс по резкой интенсификации мер в этом направлении.

В этих условиях произошел слом общего тренда изменения доли отечественной продукции машиностроения в ее потреблении. Однако, значительное ее наращивание в 2015-2016 гг. позже сменилось постепенным снижением, что может быть отражением неизменной роли МСК в сформировавшейся модели экономики (см.рис.4).

Рис. 4. Доля отечественной продукции МСК на внутреннем рынке (%), Линии трендов этой доли за периоды 2006-2014 и 2015-2021 гг.

Источник: рассчитано автором по данным Росстат

Низкий уровень конкурентоспособности отечественного МСК отражается в дисбалансе внешней торговли его продукцией. Так, импорт машинотехнической продукции занимает почти 50% в товарном импорте РФ, в то же время вклад продукции МСК в совокупный экспорт составляет порядка 6-7% (см.рис.5).

Рис. 5 Экспорт, импорт по группе «машины, оборудование и транспортные средства» и их соответствующая доля в общих значениях экспорта и импорта товарной продукции

Источник: рассчитано автором по данным Росстат

Высокий уровень зависимости от поставок машинотехнической продукции характерен для многих стран, в том числе и лидеров в ее производстве, однако в их случае ввоз такой продукции как правило сопровождается вывозом другой машиностроительной продукции в еще больших объемах. В России сохраняется низкий уровень (22-25%) покрытия экспортом импорта машинотехнической продукции. Примечательно, что значительный рост уровня покрытия, произошедший в 2015 году в результате геоэкономических сдвигов в последствии был практически нивелирован в результате долгосрочного тренда на снижение уровня покрытия даже в условиях политики импортозамещения и реализации мер по стимулированию экспорта (см.рис.6).

Рис.6. Отношение экспорта продукции МСК к ее импорту (%)

Источник: рассчитано автором по данным Росстат

Однако, хотя масштабы применения зарубежной техники и имели тенденцию к снижению, установку импортного оборудования, например, в 2020 году осуществило свыше 40% российских предприятий [10, c.15].

В тоже время в задаче снижения импортозависимости были достигнуты определенные положительные результаты (см.таб.4).

Таблица 4. Доля российской продукции в потреблении по отраслям машиностроения

Отрасли машиностроения
Доля отечественной продукции в потреблении 2014 г. (%)
Доля отечественной продукции в потреблении 2021 г. (%)
Транспортное машиностроение
84%
92%
Электротехническая и кабельная промышленность
78%
80%
Энергетическое машиностроение
75%
73%
Судостроительная промышленность (в части судового комплектующего оборудования)
45%
72%
Авиационная промышленность
н/д
65%
Тяжелое машиностроение
40%
63%
Автомобильная промышленность
55%
62%
Нефтегазовое машиностроение
43%
60%
Сельскохозяйственное машиностроение
28%
52%
Радиоэлектронная промышленность
35%
51%
Машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности
12%
44%
Станкостроительная промышленность
18%
24%
Источник: составлено автором по материалам [11, c.41]

Необходимо отметить, что со снижением доли импорта в потреблении готовых изделий зачастую одновременно формировалась аналогичная зависимость, но уже от поставок комплектующих, специальных материалов, технологического сотрудничества, программных средств и др.

В силу незначительного объема данной публикации представляется необходимом лишь кратко обозначить некоторые из возникших в этой связи затруднений:

Станкостроение. В станкостроении уровень локализации производства станков в 2019 году был около 47%, но при этом доля импорта по ряду ключевых комплектующих, например, шпинделя, систем числового программного управления, шарико-винтовых пар и направляющих составляла 80–95% совокупной потребности станкостроения [12, c.4077]. В условиях внешних ограничений было существенно увеличено производство металлообрабатывающего оборудования на отечественных станкозаводах - только за 2023 год рост составил 60%. [8] В тоже время из-за отсутствия доступа к высококачественным комплектующим, использование которых ранее обеспечивало требуемые точностные и другие существенные параметры изготавливаемого оборудования наращивание объемов было осуществлено преимущественно за счет выпуска более дешевого и технологически простого оборудования, а значит и оснащение машиностроительных производств - основных потребителей станкостроительной продукции, осуществляется менее совершенной техникой [13].

Авиастроение. Отечественный пассажирский самолёт SSJ100 по состоянию на 2022 год на 70% состоял из импортных комплектующих. В том числе существовавшая комплектация предполагала использование двигателей SaM146, производимых на PowerJet - совместном предприятии Объединенной двигателестроительной корпорации и французской Safran. [9] После ограничения их применение и поставок других комплектующих возможность дальнейшего выпуска самолетов стала зависеть от результатов ускоренного развертывания производства этих комплектующих, что существенно повлияло на производственную программу последующих лет.

Судостроение. В судостроении, затруднения с поставками из недружественных стран оборудования для комплектации судов стали причиной необходимости перепроектирования продукции, что сопряжено с дополнительными затратами и удлинением сроков ее выпуска.

Вагоностроение. В условиях санкционных ограничений Тихвинский вагоностроительный завод был вынужден уйти в простой более чем на 2 месяца из-за дефицита комплектующих для подшипников. Их поставки были остановлены со стороны американской компании-партнера по производству. В этих условиях выпуск инновационных тележек для железнодорожных вагонов оказался невозможен. [10]

Автомобилестроение. Наиболее сильные затруднения испытало производство легковых автомобилей, где ранее были достигнуты значительные результаты по повышению доли отечественных автомобилей на внутреннем рынке (см.рис.7)

Рис.7. Доля продукции, произведенной в России/РСФСР в общем количестве легковых автомобилей на внутреннем рынке, %

Источник: рассчитано автором по данным Росстат

По сути задача технологического развития отечественного легкового автомобилестроения была делегирована зарубежным компаниям. «Сообщество ведущих мировых автоконцернов организовало сборку своих моделей на российской территории, а концерн «Рено-Ниссан», став собственником «АвтоВАЗа», превратился в головного управляющего агента всего бывшего отечественного автопрома» [14, c.54].

После ухода зарубежных компаний за 2022-2023 гг. количество произведённых легковых автомобилей снизилось с 1365 тыс. шт. в 2021 году до 537 тыс. шт. в 2023 году с прохождением минимального значения в 451 тыс. шт. в 2022 году (см.рис.8).

Рис.8. Производство легковых автомобилей Россия/РСФСР, тыс. шт.

Источник: составлено автором по данным Росстат

При этом из-за трудностей с поставками компонентов выпуск автомобилей на АвтоВАЗ был возобновлен в упрощенной комплектации – без ABS и подушек безопасности, преимущественно с МКПП. [11]

Зависимость от зарубежных цифровых технологий. Важнейшим фактором, также определяющим степень национальной автономности машиностроительного производства, является уровень зависимости от зарубежных решений в части цифровых технологий. Так, доля используемого зарубежного программного обеспечения для автоматизации, например, в 2021 году, составила порядка 60%. А в части «тяжелого» обеспечения, доля иностранного программного обеспечения по разным оценкам достигает 80%. Например, в сегменте CAD в денежном выражении она оценивается в 70%, а в CAE – более 90% [15, c.303].

Машиностроение России в условиях внешних ограничений

В результате эскалации санкционных ограничений со стороны стран коллективного Запада экономика России подверглась сильнейшим шокам. Так в рассматриваемой сфере произошли: ограничение импорта машинотехнической продукции из недружественных стран; прекращение поставок комплектующих изделий; ограничение экспорта производимой продукции; отказ от обслуживания, ремонта ранее поставленного оборудования; ограничение использования и обновлении программного обеспечения; приостановка или прекращение деятельности части производств, контролируемых зарубежными компаниями и т.д. [16, c.123]

В тоже время, следует отметить, что коллапса в рассматриваемой сфере не произошло. Так, согласно существующим оценкам за счет особого режима поставок - параллельного импорта, уже в 2022 году удалось скомпенсировать около 12–15% выпадающего импорта машиностроительной продукции из недружественных стран, еще столько же было восполнено за счет увеличения торговли с КНР в 2022 году [2, c.556]. Что касается внутреннего производства, то по большинству машиностроительных направлений незначительный спад 2022 года сменился значительным ростом уже в 2023 году. Что говорит о позитивных сдвигах в восстановлении технологической целостности машиностроительных производств (см.рис.9).

Рис.9. Изменение выпуска по группам видов деятельности, формирующих МСК к уровню 2021 г. по индексу производства, %

Источник: рассчитано автором по данным Росстата

В условиях затруднений с поставками машинотехнической продукции из-за рубежа и ростом внутреннего спроса сегменты отечественного машиностроения преимущественно нарастили масштабы выпуска. Так, к 2023 году по сравнению с 2021 годом наибольший рост показало производство компьютеров, электронных и оптических изделий (на 45%). Более 20% составил рост производства прочих транспортных средств и оборудования. В этой группе рост был обеспечен в основном за счет наращивания объемов производства специальной техники и летательных аппаратов. К 2023 году за два года на 20% был наращено производство электрического оборудования. В этой группе лидируют такие виды деятельности как производство прочего электрического оборудования (рост составил около 50%), производство электродвигателей, генераторов, трансформаторов (рост составил около 35%), производство электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей (рост составил около 35%). В то же время производство бытовых приборов было снижено за два года почти на 35%. Что касается производства машин и оборудования, не включенных в другие группировки, то в этой группе следует обратить внимание на производство станков, машин и оборудования для обработки металлов, совокупный рост производства которого за 2022 - 2023 годы составил почти 30%. Обращает на себя внимание падение производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, снижение которого за два года составило более 36%. Оно было вызвано прежде всего снижением на 44% производства автотранспортных средств, а также снижением производство комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств почти на 30%.

Машиностроение России: курс на технологический суверенитет

В контексте эскалации санкций со стороны стран коллективного Запада стала очевидной с одной стороны оправданность предпринимаемых мер по импортозамещению, а с другой - недостаточность достигнутых результатов. Летом 2022 года Президентом РФ В.В.Путиным в выступлении на ПМЭФ-2022 были обозначены основные принципы долгосрочного развития российской экономики, при этом было акцентировано: «…сквозной, объединяющий нашу работу принцип развития – это достижение настоящего технологического суверенитета, создание целостной системы экономического развития, которая по критически важным составляющим не зависит от иностранных институтов». [12]

Позднее, в 2023 году, учитывая масштабность и комплексность стоящих задач был обозначен механизм его достижения - реализация проектов технологического суверенитета.

В перечень видов деятельности для таксономии таких проектов были включены приоритетные направления, среди которых большая часть представлена производствами МСК (см.таб.5).

Таблица 5. Направления для таксономии проектов технологического суверенитета и количество кодов продукции – критерия таксономии входящим в МСК


Направление
Отношение кодов продукции – критерия таксономии к МСК
Количество кодов продукции, относящейся к МСК из общего количества кодов продукции критерия таксономии по направлению
1
Авиационная промышленность
продукция МСК
28 из 28
2
Автомобилестроение
продукция МСК
14 из 14
3
Железнодорожное машиностроение
продукция МСК
21 из 21
4
Медицинская промышленность
перечень состоит преимущественно из продукции МСК
14 из 21
5
Нефтегазовое машиностроение
перечень состоит преимущественно из продукции МСК
43 из 50
6
Сельскохозяйственное машиностроение
продукция МСК
24 из 24
7
Специализированное машиностроение
продукции МСК за исключением одного кода продукции
25 из 26
8
Станкоинструментальная промышленность и тяжелое машиностроение
продукция МСК
32 из 32
9
Судостроение
продукция МСК
25 из 25
10
Фармацевтическая промышленность
не включает
0 из 14
11
Химическая промышленность
не включает
0 из 50
12
Электронная и электротехническая промышленность
перечень состоит преимущественно из продукции МСК
65 из 74
13
Энергетическая промышленность
перечень состоит преимущественно из продукции МСК
24 из 36
Источник: составлено автором по материалам [13]

Таким образом из 394 кодов продукции по ОК034-2014 (КПЕС 2008) (КПД2), составляющих критерий таксономии проектов технологического суверенитета 289 кодов или почти три четверти составляет продукция машиностроения.

Обращают на себя и масштабы предполагаемых проектов. Например, на проект технологического суверенитета (мегапроект) в станкоинструментальной промышленности в трехлетнем бюджете предусмотрено выделение 130 млрд.руб. [14] Всего же в течение последующих шести лет только из бюджета страны предполагается выделение свыше 300 млрд рублей. Сообщается, что в рамках проекта предусмотрено создание более 70 современных станкостроительных производств и освоение выпуска свыше 500 новых видов отечественных станков. [15]

Всего же в портфеле Фабрики проектного финансирования ВЭБ - одного из основных инструментов поддержки для финансирования проектов технологического суверенитета по состоянию на июнь 2024 года уже находился 31 проект с общим объемом инвестиций 2,1 трлн руб., еще девять проектов на 1,8 трлн руб. находились в стадии подписания. Долгосрочные же планы охватывают проекты на 15 трлн руб.

Механизм Фабрики проектного финансирования предполагает компенсацию части процентной ставки со стороны государства. В 2024 году при ключевой ставке 16%, государство должно компенсировать банкам 9%. На эти цели в рамках Фабрики проектного финансирования в 2024 году планируется направить 65 млрд руб. [16]

Заключение

Резюмируя материалы статьи представляется необходимым акцентировать следующие моменты.

В течение трех десятилетий открытой экономики в постсоветской России сложилась модель ее внешнеэкономической интеграции с преимущественной ориентацией на страны Запада, вывозом природных ресурсов и ввозом высококачественной машиностроительной продукции из этих стран.

В условиях геоэкономической напряженности, еще с 2014 года импортозамещение становится ключевой составляющей экономической политики в нашей стране. Его результатом стали определенные подвижки в решении задач импортонезависимости в машиностроительной сфере, однако в контексте беспрецедентной эскалации санкций стало очевидной недостаточность принятых мер. В тоже время следует отметить, что коллапса в рассматриваемой сфере не произошло и спад первого года сменился значительным ростром.

В новых геополитических реалиях руководством нашей страны было принято решение по выводу России на траекторию реальной технологической независимости. В послании Федеральному Собранию Президент РФ отметил: «проекты технологического суверенитета должны стать мотором обновления нашей промышленности, помочь всей экономике выйти на передовой уровень эффективности и конкурентоспособности». [17] Состав этих проектов в большей степени содержит виды продукции, производством которых занимаются машиностроительные производства.

В данном контексте важно подчеркнуть, что именно с решением задач воссоздания компетенций отечественного машиностроения в значительной мере сопрягается курс по достижению технологического суверенитета.

[1] Рассчитано автором по данным Росстат

[2] Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2035 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 октября 2019 г. № 2553-р http://static.government.ru/media/files/WlszzFJXA26YAXaOifb1H2KQqmi1D7S7.pdf (Дата обращения: 29.03.2024) Стр.7

[3] Материалы выступления Сироткина О.С., Президента Национальной технологической палаты член-корреспондента РАН на заседании президиума РАН по проблемам станкостроения 26.04.2022. https://youtu.be/i87e3lYeMOc (Дата обращения: 05.01.2024)

[4] Отечественному станкостроению напишут новую стратегию. Независимая Газета/ https://www.ng.ru/economics/2023-03-26/4_8689_strategy.html (Дата обращения: 12.04.2024)

[5] Технологический обзор «Робототехника 2023. Возможности для России». СБЕР. 2023 https://sberlabs.com/common/assets/sberlabs/sfrfwe354hpif1f6sv27g8rx8j2ow5gd.pdf (Дата обращения:26.02.2024). Стр.13

[6] Экс-министр СССР: без станкостроения нет импортозамещения //Аргументы и факты 07.07.2017/ https://aif.ru/money/market/sovetskiy_ministr_bez_stankostroeniya_ne_mozhet_byt_importozameshcheniya (Дата обращения: 22.06.2024)

[7] Рассчитано автором по данным ФТС

[8] Мишустин: станкостроение выросло на 60%, будет освоен выпуск 500 видов станков https://www.vesti.ru/article/3885260 (Дата обращения: 25.05.2024)

[9] Производитель оценил затраты на импортозамещение Sukhoi Superjet 100 //РБК. 22.06.2022// https://www.rbc.ru/business/22/06/2022/62b295eb9a7947faae01e347 (Дата обращения: 22.06.2024)

[10] Дрозденко ждет возвращения Тихвинского вагонозавода к полноценной работе через 2 месяца /Интерфакс/ https://www.interfax.ru/business/862346 (Дата обращения: 22.06.2024)

[11]АвтоВАЗ после простоя возобновил производство «упрощенной» Lada Granta //РБК 08.06.2022// https://www.rbc.ru/business/08/06/2022/62a082f59a794782e8347d1e (Дата обращения: 22.06.2024)

[12] Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума// интернет ресурс http://kremlin.ru/events/president/transcripts/68669 (Дата обращения 15.02.2023)

[13] Постановление Правительства РФ 603 от 15 апреля 2023г. Об утверждении приоритетных направлений

проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской

Федерации… http://static.government.ru/media/files/8JsiO5kSItJA1g5IHhGd5qiQVACelECn.pdf (Дата обращения

06.01.2024)

[14] Материалы видеозаписи вступительного слова М.В.Мишустина на стратегической сессии о крупных проектах технологического суверенитета http://government.ru/news/49869/ Интернет-ресурс Правительства РФ (Дата посещения: 08.12.2023)

[15] Стенограмма доклада М.В.Мишустина. Ежегодный отчёт Правительства в Государственной Думе. 03.04.2024 / Интернет-ресурс Правительста РФ/ http://government.ru/news/51246/ (Дата обращения:12.04.2024)

[16] Минэк анонсировал проекты на 15 трлн рублей через Фабрику ВЭБа https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2024/06/07/1042296-minek-anonsiroval (Дата обращения: 23.06.2024)

[17] Послание Президента Федеральному Собранию http://kremlin.ru/events/president/news/73585 (Дата обращения: 23.06.2024)


Источники:

1. Клинов В.Г. Мировой рынок высокотехнологичной продукции. Тенденции развития и особенности формирования конъюнктуры и цен. / учеб. пособие для студентов по специальности \. - Москва : Экономика, 2006.
2. Борисов В.Н., Ганичев Н.А. Оценка потребностей РФ в импортозамещении машиностроительной продукции в условиях долгосрочного санкционного воздействия // Стратегическое планирование и развитие предприятий: Материалы ХХIV Всероссийского симпозиума, Москва, 11–12 апреля 2023 года / Под редакцией Г.Б. Клейнера. – Москва: Центральный экономико-математический институт РАН. Москва, 2023. – c. 554-559.
3. Корепанов Е.Н. Импортозависимость и импортозамещение в машиностроении // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2022. – № 5. – c. 66-76. – doi: 10.52180/2073-6487_2022_5_66_76.
4. Борисов В.Н., Почукаева О.В. Развивающее импортозамещение как следствие роста конкурентоспособности инвестиционной техники // Развитие территорий. – 2021. – № 2. – c. 10-18. – doi: 10.32324/2412-8945-2021-2-10-18.
5. Ясновский Н.П. Машиностроение. Большая советская энциклопедия: [В 30 т.] «Машиностроение»/ Гл. ред. А. М. Прохоров. / Издание 3-е. - М.: Сов. энцикл., 1969.
6. Анчишкин А.И. Наука - техника - экономика. / 2-е издание. - Издательство \, 1989. – 383 c.
7. Борисов В.Н. Машиностроительный комплекс в воспроизводственном процессе (Методология и инструментарий анализа и прогнозирования). / диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук., 2000. – 260 c.
8. Власова В.В., Гохберг Л.М., Грачева Г.А. и др. Индикаторы инновационной деятельности: 2024: статистический сборник. - М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. – 260 c.
9. Афанасьев А.А. Сравнительный анализ значения отечественного станкостроения в модернизации производств СССР, постсоветского периода и на современном этапе развития России // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 7. – c. 2167-2188. – doi: 10.18334/epp.13.7.117948.
10. Лола И.С. Инвестиционная активность промышленных предприятий России в условиях коронакризиса: тенденции и перспективы в 2021 году // Инвестиции в России. – 2021. – № 4. – c. 16-28.
11. Кузьминов Я.И., Симачев Ю.В., Кузык М.Г. [и др.] Импортозамещение в российской экономике: вчера и завтра. / Аналитический доклад НИУ ВШЭ. - Москва : Национальный исследовательский университет \, 272.
12. Афанасьев А.А. Рынок продукции станкостроения России в условиях внешних ограничений // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 10. – c. 4073-4088. – doi: 10.18334/epp.13.10.118955.
13. Афанасьев А.А. Станкостроение в России: курс на технологический суверенитет // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – № 3. – doi: 10.18334/vinec.14.3.121156.
14. Толкачев С.А. Промышленная политика в условиях новой индустриализации. / Монография. - М.: ООО Макс Пресс, 2015. – 252 c.
15. Байдаров Д.Ю., Абакумов Е.М., Файков Д.Ю. Программное обеспечение «тяжелого» класса: возможности импортозамещения // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 1. – c. 295-316. – doi: 10.18334/vinec.12.1.114143.
16. Афанасьев А.А. Промышленная политика России по достижению технологического суверенитета: теоретико-методологические основы и практические аспекты. / Монография. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью \\, 2023. – 204 c.

Страница обновлена: 25.09.2024 в 20:02:21