Концептуальная модель процесса управления проектами развития промышленности в особых экономических зонах

Искандаров Д.З.1
1 Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 10 (Октябрь 2023)

Цитировать:
Искандаров Д.З. Концептуальная модель процесса управления проектами развития промышленности в особых экономических зонах // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 10. – С. 3953-3976. – doi: 10.18334/epp.13.10.119319.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54899413

Аннотация:
Проводимая государством политика в области развития промышленности предполагает использование особых экономических зон для создания системообразующих условий по реализации инвестиционных проектов, имеющих приоритетное значение для решения проблемы межрегиональной дифференциации по уровню социально-экономического благосостояния субъектов Российской Федерации. Планируется, что данный инструмент содействия экономической активности позволит решить сложившуюся ситуацию пространственной диспропорции в формировании центров экономического роста, что влечет к снижению уровня инвестиционной привлекательности за пределами подобных мест концентрации предпринимательской деятельности. В статье изложена концептуальная модель, демонстрирующая специфику процессов управления и реализации проектов развития промышленности в особых экономических зонах. Приведена вся совокупность теоретических подходов, концепций и теорий, которые легли в основу разработку модели. Структура модели дает возможность определить направления и перспективы дальнейших исследований в рамках проблематики пространственного развития и ликвидации инфраструктурных ограничений, вызванных несбалансированным территориальным размещением инвестиционных площадок с особым режимом экономического функционирования. Научная ценность результатов исследования изложена в строгой логической последовательности и обладает обширной теоретической базой, систематизирующей данные концептуальной модели в единую и компактную форму. Проведенная работа обладает особой значимостью для различных сторон реализации инвестиционных проектов в особой экономической зоне – инвесторов, подрядчиков, управляющих компаний, органов государственного управления и муниципалитетов, участвующих в обеспечении эффективного использования и вовлечения особых экономических зон в повышении темпов экономического развития страны

Ключевые слова: менеджмент, государственная политика, особые экономические зоны, проекты развития промышленности

JEL-классификация: R11, R12, R13, R58



Введение. В последние годы промышленность была вынуждена столкнуться с серьезными трудностями, что обусловлено резким ухудшением макроэкономической конъюнктуры. Значительное влияние связано с введением санкций, ослабившими российскую валюту, что привело к ухудшению устойчивости инвестиционного климата в стране. В этой связи особенно остро эти отрицательные изменения повлияли на промышленность, являющейся многослойной и комплексной отраслью, которая необходима для эффективного функционирования других направлений хозяйственной деятельности, в том числе строительства и связанной с ней инвестиционной деятельностью в области реализации проектов развития [Ноздрина С.Е., 27, с. 51-52; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства 38, с.82].

Вместе с тем, снижение экономической стабильности и деловой активности организаций промышленности привело к падению спроса на реализацию инвестиционно-строительных проектов (ИСП) в сфере промышленного назначения, что повлекло к образованию инфраструктурных ограничений, вызванных диспропорцией в её размещении и росту величины издержек на содержание, которые не всегда оправданы с финансовой точки зрения [Ниязбекова Ш. У., Назаренко О. В., Буневич К. Г., Иванова О. С., 30, с.220; 38, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства с.81]. Для решения этой проблемы предлагается создать необходимые системообразующие условия, которые лягут в основу реализации инвестиционных проектов развития промышленности в приоритетных отраслях, способствующих повышению количества центров экономического роста, которые будут равномерно рассредоточены по стране [27, c.52; 37, с.31-32]. Создание данных благоприятных условий возлагается на инструменты содействия экономической активности и территориального развития [37; 38; 12, с. 241], одним из заметных представителей, которых являются особые экономические зоны (ОЭЗ).

Актуальность исследования и литературный обзор. Многие ученые-исследователи, изучавшие положение ОЭЗ в современной экономике РФ убеждены, что ключевой задачей их функционирования является активизация инвестиционной и производственной активности, с последующим повышением социально-экономического благосостояния в регионах страны, оптимизировав территориальное и отраслевое распределение инвестиционных вложений [Сиваш О.С., 34, с.142]. Предполагается, что ОЭЗ – это инструмент кластерной политики развития регионов, который строится на обеспечении успешного взаимодействия государства и субъектов бизнеса, путем формирования устойчивых цепочек воспроизводства [Булавко О. А., 6, с.988; Моргунова Р.В, 25, с. 100, Махмудова О.Х.. 23 с. 35-36], однако, препятствием для достижения этого является отсутствие синхронизации в совершенствовании политики пространственного и территориального развития ОЭЗ, что и приводит к неоднозначным результатам функционирования данного инструмента содействия экономической активности [Ниязбекова Ш.У., ., Назаренко О. В., Буневич К. Г., Иванова О. С., 30, c.220-221; Сиваш О.С., 34, c.142]. Проблемы пространственного развития и территориальной дифференциации по уровню социально-экономического развития субъектов РФ обусловлены множеством факторов, влияние которых можно нивелировать формированием условий по сближению регионов, где ключевая роль в достижении этой цели отводится государству, однако, как отмечают исследователи необходимо сконцентрироваться на решении разрыва в качестве жизни населения, [Макаров И.Н,, Дробот Е.В,, Авцинова А.А., Филоненко Н.Ю, 32, c. 2960]. Следует отметить, что актуальность использования кластерного формата ОЭЗ для создания прочных условий сотрудничества государства и бизнеса – это уже признанный международным сообществом способ преобразования технологического уклада экономики, который направлен на оказание поддержки осуществления масштабных проектов [Ноздрина С.Е., 27, с.52], но существуют отрицательные стороны данной формы взаимодействия, связанные с затрудненностью оценки взаимовлияния двух разных территориально-экономических систем – кластера и региона, в котором он будет локализован [Миролюбова Т.В, Кощеев Д.А., 24, с.71; Гуляева В.Б., 11, с.81]. Большое значение имеет и тот эффект, который возникает в результате реализации инвестиционных проектов на территории ОЭЗ, связанный с увеличением количества рабочих мест и улучшением состояния объектов общественно-социального назначения [Сиваш О.С, 34, с.146].

Здесь, необходимо отметить, что ОЭЗ обладают и значительным количеством преимуществ, которые подтверждают их эффективность в решении проблемы по созданию условий для реализации инвестиционных проектов развития промышленности, что заключается в их преференциальном режиме экономического функционирования, который характеризуется наличием подготовленной инженерно-технической инфраструктуры и земельных участков, прошедших предпроектную подготовку, что позволяет начать застройку объектов капитального строительства (ОКС) на них в короткие сроки и значительно снизив величину первоначальных инвестиционных вложений [Искандаров Д.З, Бороздина С.М., 13, с.160; Низамова Д.Р., 26, с. 116].

Важно отметить, что ОЭЗ в роли инструмента инвестиционной и финансовой политики подвергается серьезной критике, связанной с их недостаточной востребованностью со стороны бизнеса и других субъектов Российской Федерации (РФ) [Ниязбекова Ш.У., Назаренко О. В., Буневич К. Г., Иванова О. С., с.30, 221]. Согласно отчету, представленным Счетной палатой РФ [Счетная палата, 9, c. 57], особые экономические зоны, как инструмент по привлечению инвестиций оказался неэффективным и не стал «локомотивом» отечественной экономики. Однако несмотря на неутешительные выводы правительство страны все еще заинтересовано в продолжении формирования ОЭЗ на территории субъектов РФ, что подтверждается их увеличивающимся количеством из года в год и ростом числа организаций-резидентов Ассоциация технопарков и кластеров России [Ассоциация технопарков и кластеров России, 4, c.6-8].

Возникает взаимозависимая ситуация, которая складывается из практической необходимостью объединения ОЭЗ и их преимуществ в содействии реализации инвестиционных проектов развития промышленности, чтобы обеспечить возникновение центров экономического роста регионов, что в перспективе приведет к существенному повышению доли валового внутреннего продукта регионов в общем объеме ВВП страны.

Кроме того, характерным является недостаточная загруженность инженерно-технической инфраструктуры и земельных площадей ОЭЗ. В среднем 60 % процентов земли остается неиспользуемой – это, значит, что 380 га остается не задействованной для ОЭЗ технико-внедренческого типа (ТВТ) и 4413 га для промышленно-производственного типа (ППТ) и портовых (П) ОЭЗ. Нагрузка технической инфраструктуры (газ, вода, электричество и т.д.) составляет порядка 40% – для ОЭЗ ТВТ и 60% – для ОЭЗ ППТ и ПОЭЗ [Ассоциация технопарков и кластеров России, 4, с.8].

На рисунке 1 и 2 представлены диаграммы, иллюстрирующие соотношение загруженной и свободной инфраструктуры различного типа ОЭЗ в 2021 году.

Рисунок 1. Показатели заполненности инфраструктуры ОЭЗ ТВТ, 2021 год [Ассоциация технопарков и кластеров России, 4, с.8]

Рисунок 2. Показатели заполненности инфраструктуры ОЭЗ ППТ и ПОЭЗ, 2021 год [Ассоциация технопарков и кластеров России, 4, с.8]

Причин для этого несколько: недостаточная инвестиционная активность со стороны резидентов, 67% частных инвестиций приходится на 4 ОЭЗ [Ассоциация технопарков и кластеров России, 4, с.8]; неисполнительность со стороны субъектов Федерации по выполнению обязательств по возведению объектов строительства; неопределенность с источниками финансирования по строительству объектов; отсутствие механизма, который бы регламентировал порядок строительства и инвестирования строительных проектов на территории ОЭЗ; отсутствие единой стратегии развития объектов и инфраструктуры [Счетная палата, 9, c. 57].

Результаты графиков демонстрируют, что загрузка технической инфраструктуры ОЭЗ технико-внедренческого типа, связанной с использованием, газа, электричества и теплоснабжения имеет значительное количество неиспользуемых мощностей. Для дальнейшего научного исследования важно то, как используется земля, ведь для реализации инвестиционно-строительного проекта в условиях особой экономической зоны, земля – это один из важнейших факторов реализации строительства. Согласно данным, в среднем 60% земельных участков не заняты [Ассоциация технопарков и кластеров России, 4, с.8], а значит имеются перспективы для реализации различных инвестиционно-строительных проектов. Такое количество свободной земли свидетельствует о том, что несмотря на рост резидентов, правительство выделяет избыточное количество земли для резидентов, а следовательно, существуют проблемы освоения её освоения и использования. При этом пригодные для аренды административные помещения заняты почти на 90% [Ассоциация технопарков и кластеров России, 4, с.8], что является тревожным признаком, и может говорить о некоторой неэффективности в управлении особыми экономическими зонами.

Особые экономические зоны промышленно-производственного и портового типа имеют совершенно иную картину использования мощностей инфраструктуры. Мощности водоснабжения и теплоснабжения используется практически на ¾ (почти 70%), связанно это с универсальностью воды, как технического ресурса, который необходим на многих этапах производства и в том числе может быть использован для теплоснабжения. Напротив же уровень газоснабжения и электроснабжения демонстрирует разный уровень нагрузки. Для газоснабжения – 46,7% свободных мощностей, а для электроснабжения – 63,1% свободных мощностей, подобное распределение нагрузки на техническую инфраструктуру вызывает необходимость в пересмотре надобности мощностей различных ресурсов, которые остаются не занятыми. Относительно земли особых экономических зон промышленно-производственного и портового типа, то тут картина схожая с землей технико-внедренческих особых экономических зон, 62,7% земельных участков не используется, что подтверждает необходимость освоения земли путем реализации на этих территорий инвестиционных проектов, которые решать проблему пустующей инфраструктуры.

Для полноты анализа эффективности функционирования ОЭЗ в разрезе проектной деятельности следует изучить структуру инвестиционных вложений в создание инфраструктуры.

Таблица 1. Источники инвестиций в создание инфраструктуры ОЭЗ в 2021 году [4, c.8]

Источник инвестиций
Сумма инвестиций, млн руб.
Процентное соотношение, %
Средства федерального бюджета
126 669
55
Средства регионального бюджета
78 143
33
Инвестиции управляющей компании
36 885
12
Средства федерального и регионального бюджета составляют больше 80% от совокупного объема инвестиций в создание инфраструктуры ОЭЗ, таким образом на основании результатов присутствует неэффективное инвестиционное вложение государственных средств. Большинство созданной инфраструктуры занято не более чем на 50%, то есть существует необходимость в пересмотре механизма инвестиционного вложения средств и поиске альтернативного способа освоения мощностей.

Ключевая роль в задаче по повышению оптимизации инвестиционного механизма ОЭЗ отводится государству, которое часто выступает инвестором крупных объектов строительства, имеющих важное стратегическое значение для экономического развития страны. Государство, спонсируя проекты за счет средств бюджета, сокращает сроки реализации проектов, используя метод государственно-частного партнерства (ГЧП).

Научная проблема. Таким образом, формируется научная и практическая необходимость в осмыслении организационных и управленческих процессов, которые лежат в основе реализации проектов развития промышленности в условиях ОЭЗ, а также последующее изменение и создание современных методов и инструментов планирования, которые бы регулировали порядок осуществления проектной деятельности при преференциальном режиме экономического функционирования.

Целью настоящего исследования является разработка концептуальной модели управления проектами развития промышленности в ОЭЗ, которая будет демонстрировать структурные элементы и порядок формирования методов, обеспечивающих достижения целей проводимой государством политики по совершенствованию промышленности.

Научная новизна проведенного исследования заключается в разработке концептуальной модели, раскрывающей особенности процесса по управлению и реализации проектов развития промышленности в ОЭЗ. Преимуществом данной модели является широкая теоретическая база, которая дает возможность получить полноценное представление о перспективах осуществления проектной деятельности в условиях преференциального режима экономического функционирования. Кроме того, важным является смысловая наполненность элементов модели и наличие целей различного горизонта планирования, выражающих определенный итог взаимодействия субъектов по реализации проекта промышленности.

В процессе исследовательской работы была выдвинута авторская гипотеза, что использование ОЭЗ и их преимуществ в реализации инвестиционных проектов развития промышленности решат задачу по совершенствованию порядка размещения инструментов содействия экономической активности и их инфраструктуры, которая имеет критическую ценность для проектной деятельности. Предполагается, что возведение объектов промышленности на территории ОЭЗ позволит решить ряд проблем, которые наблюдаются экономике страны, обеспечив параллельно необходимую степень заполненности мощностей инфраструктуры ОЭЗ, которая демонстрирует низкую рентабельность ввиду недостаточной актуализации существующих методов и инструментов управления и реализации инвестиционных проектов в подобных экономических условиях.

Методология исследования строиться на применении следующих научных методов: анализ, синтез, метод литературного обзора, моделирование и метод изучения нормативных документов. Особую значимость для методологии исследования имеет литературный обзор, направленный построение теоретических положений разрабатываемой концептуальной модели, которые дают представление о промежуточных итогах или вариантах решения выдвинутой автором гипотезы. Основой для формирования концептуальной модели послужили научные материалы, посвященные иифографическому моделированию и построению функциональных систем [Анохин П.К., 2; Маторина С.И., 43; Чулков В.О., 46].

Формирование функциональных элементов концептуальной модели по детализации процесса управления проектом развития промышленности в особой экономической зоне

Важным этапом в разработке концептуальной модели является формализация её предметной области в содержательный вид, который будет обладать точностью формулировок и характеристик, описывающих поставленную в исследовании проблематику в наиболее значимых аспектах. Назначение данного этапа построения концептуальной модели в преобразовании смысловых связей между объектом исследования и целью его изучения в строгую научную последовательность, которая необходима для постановки задач и выборе методов их разрешения. Следовательно, для этого всю совокупность теорий, концепций и теоретических подходов, объясняющих особенности и принципы экономического явления по необходимости реализации инвестиционных проектов развития промышленности в ОЭЗ требуется разделить на следующие части:

- фундаментальные теории, которые описывают общие свойства объекта [Котенко В.П.,19, с. 15]. В рамках исследования к ним относятся: теории организации, теория стоимости, рыночного равновесия, максимизации прибыли и выручки. Используя комплекс взглядов и представлений этих теорий на процессы управления проектами развития промышленности в ОЭЗ удается выстроить корректные причинно-следственные связи между функциональными элементами концептуальной модели;

- прикладные теории, которые направлены на раскрытие и обоснование методов и инструментов по достижению практических целей исследования, которые обозначены фундаментальными теориями. В рамках разработки концептуальной модели к ним можно отнести: теорию управления, планирования, принятия решений и теорию систем. Назначение прикладных теорий в аргументировании практической полезности и надобности изучения проблематики явления;

- основные принципы, определяющие основу по разработки концептуальной модели, выступая в роли идеального представления того, как должна модель должна функционировать при различных обстоятельствах в управляемых условиях. К ним можно отнести следующие принципы: принцип эффективности, адаптивности, научной обоснованности, целостности и целенаправленного развития.

Теория организации, которая выражает необходимость общества в создании организаций, удовлетворяющих их спрос на блага в различных формах. Кроме того, согласно этой теории в процессе своего развития организации преобразуют форму собственного труда из единоличной в массовую с последующим разделением на отдельные специализации [Ружанская Л.С., 41, c. 18], что должно существенно повысить их производительность и ускорить промышленное совершенствование. Исходя из этого тезиса можно предположить, что организации руководствуясь потребностью увеличении собственного благосостояния будут стремиться к возрастанию и поиску все большего количества ресурсов, что влечет необходимость консолидации их возможностей в единой форме. Интерпретация положений теории применительно к управлению проектами развития промышленности в ОЭЗ позволяют научно-обосновать целевые установки, определяющие мотивы организаций инвестиционно-строительной сферы (ИСС) к ведению проектной и предпринимательской деятельности в ОЭЗ.

Теория рыночного равновесия, являющейся фундаментальной теорией [Прокофьева А.О., 31; Тарасов Я.В., 40], дает возможность описать деятельность ОЭЗ и организаций ИСС с позиции сторон субъектов спросов и предложения, предлагающих на рынке промышленного развития определенные блага, которые могут выражены в форме инвестиций и факторов производства для ОЭЗ, и преференциях и льготах, которые существенным образом повышают рентабельность реализации инвестиционных проектов развития промышленности. Следует отметить, что в подобных условиях величины спроса и предложения не являются равновесными, поскольку существенное влияние оказывает государство, которое зачастую выступает ключевым инвестором в подобных проектах. Возникает парадоксальная ситуация, которая характеризуется образованием неявного спроса, вызванного значимостью проектов развития промышленности для улучшения социально-экономического положения страны, но для субъектов частного предпринимательства эти проекты не вызывают заинтересованности по причине их низкой прибыльности.

Теория трудовой стоимости, основы которой были заложены Адамом Смитов утверждавшим, что повышение материальной состоятельности населения возможно только при условии планомерного повышения производительности труда, путем его обособления на различные виды и внедрением новых технологий и машин [Козырев В.М., 18; Чекмарев О.П., 44; Чефонов В.М., 45]. Тезис о необходимости совершенствования производственной деятельности в значительной степени применим и к осуществлению проектной деятельности в ОЭЗ, предполагающей создание необходимых условий по созданию центров экономического роста, характеризующихся отраслевой направленностью.

Теория максимизации прибыли и выручки. Ключевой мотивацией для организаций, действующих в условиях конкурентного рынка, является стремление к увеличению прибыльности от экономической деятельности при издержках равных предельной выручке [Марьянова С.А., 22; Сафоненко В.В., 33; Слесарева Ю.М., 35]. Другими словами – это обеспечение такого выпуска продукции, при котором её производственная деятельность, характеризуется максимальной эффективностью. Как известно, показатели прибыльности являются ключевыми индикаторами, которые свидетельствуют об успешности и выживаемости организации. В рамках статьи данное наблюдение наглядно объясняет мотивацию субъектов частного предпринимательства к поиску условий, повышающих его промышленный потенциал.

С целью обоснования аспектов исследования, раскрывающих порядок разработки средств и методов по моделированию концептуальной модели управления проектами развития промышленности в ОЭЗ следует провести анализ прикладных теорий.

Теория управления. Для обеспечения эффективного управления процессом реализации инвестиционного проекта развития промышленности в ОЭЗ следует предоставить модель, алгоритмизирующую процесс управления в логичную последовательную структуру, которая отражает желаемое состояние исследуемого явления в соответствии с поставленной целью. Характерной особенностью данной теории в её системности, которая распространяется и на объект воздействия в форме общепринятых функций управления [Быков В.В.,8; Макаров В.М., 21; Дорофеева Л.И., 29]:

· Планирование

· Организация

· Мотивация

· Контроль.

Формирование смыслового содержания управленческих процессов по реализации проектов развития промышленности в ОЭЗ заключается в необходимости создания единого комплекса управленческих воздействий, отражающих взаимосвязь субъекта и объекта воздействия.

Теория планирования состоит в обосновании поведенческих установок субъекта к достижению собственных целей. Планирование – это функция, предполагающая анализ окружающей среды организации, с последующим прогнозированием изменений её условий и их оценкой в разрезе управленческой составляющей [Барсуков Д.П., 3; Казакова А. П., 15; Квитчук Ю.А., 17; Якименко К.П., 49]. В рамках разработки концептуальной модели – это означает установление предпосылок среды, определяющих цели осуществления проектной деятельности в ОЭЗ на различный горизонт планирования.

Теория мотивации заключается в определении стимулов, которые аккумулируют и побуждают к осуществлению реализации инвестиционных проектов развития промышленности в ОЭЗ с точки зрения организаций ИСС. Определение выгод, влекущих повышение промышленного потенциала, является ключевым назначение данной теории при построении концептуальной модели [Александрова А.В., 1; Бурлака Н.П., 7; Краснов П.С., 20].

Теория принятия решений. Для оценки эффективности принимаемых решений при реализации проекта развития промышленности следует составить показатели, выполняющие роль измерителя эффективности этих решений [Карпова К.Н., 16]. Согласно данной теории следует провести декомпозицию целей и распределить их от важнейших к вспомогательным, сопоставив их с перечнем применяемых для их достижения инструментов и подходов.

Теория систем. Объект исследования или явление следует изучать не как единое целое и неделимое, а как комплекс взаимосвязанных элементов, подчиняющих различным нормам функционирования, которые им присущи [Анохин П.К., 2; Маторина С.И., 43; Чулков В.О., 46]. Каждый из элементов выступает в роли отдельного актора и субъекта, оказывая воздействие на всю систему, что приводит к изменению его первоначального состояния в уникальную форму. В рамках исследования предлагается рассматривать процессы управления проектами развития промышленности в ОЭЗ, как открытую систему с различными субъектными взаимосвязями.

Важным этапом в разработке концептуальной модели является переход от теоретического обоснования исследуемого в статье явления к формированию его практической или прикладной части, которая предметным образом описывает назначение концептуальной модели по управлению процессами реализации проектов развития промышленности в ОЭЗ.

Таким образом, для установления причинно-следственных связей между теоретической и практической частью модели были определены её следующие структурные элементы:

- цели, обеспечения управляемости процессов реализации проектов развития промышленности в ОЭЗ, содержащие измеримые результаты

- задачи, которые выражают совокупность принимаемых действий и решений по достижению установленных целей. В зависимости от горизонта планирования задачи, как правило, классифицируют на: стратегические, тактические и оперативные. Практическая ценность подобного распределения задач во времени позволяет проводить сбалансированную управленческую политику по планированию деятельности на перспективу различной длительности.

- результаты, выражающие совокупный итог всех предпринятых действий для решения задач. При благоприятном исходе усилия для достижения цели должны соответствовать достигнутым результатам.

Концептуальная модель процесса управления проектами развития промышленности в особых экономических зонах

Для разработки концептуальной модели процесса управления проектами развития промышленности необходимо обозначить научные методы, которые позволяют добиться объективности исследования, учитывая ранее упомянутые структурные элементы теоретического обоснования: метод анализа статистических данных и нормативных документов, методы абстрагирования и обобщения, методы дедукции и индукции, метод аналогии, методы структуризации (системноструктурный), методы факторного анализа, методы агрегирования данных, методы системного моделирования, метод систематизации, методы инфографического моделирования.

Системный подход в применении вышеназванных научных методов в процессе разработки концептуальной модели заключается в необходимости их использования параллельно или в различных сочетаниях на разных этапах исследования.

Научный подход, основанный на применении методов различной степени формализации, содействует объективности в изучении предметной области исследования и предоставляет доступность результатов в наиболее точном виде.

На рисунках 3 и 4 представлена разработанная концептуальная модель процесса управления проектами развития промышленности в ОЭЗ.

Рисунок 3. Концептуальная модель процесса управления проектами развития промышленности в ОЭЗ (Блок 1-3) Составлено автором

Рисунок 4. Концептуальная модель процесса управления проектами развития промышленности в ОЭЗ (блок 4 и Итоговый блок) Составлено автором.

Первый блок концептуальной модели заключается в анализе нормативно-правовой и программной документации, которая раскрывает текущее положение, сложившееся в промышленности. Данный блок модели состоит из трех направлений обзорного анализа, которые концентрируются на определенном аспекте исследуемого явления: тенденции, законодательное регулирование, фактическое состояние. Тенденции демонстрируются в документах стратегического развития отрасли согласно приоритетам государственной политики в области промышленности, за авторством различных профильных ведомств. Законодательное регулирование направлено на обоснование ограничений, которые регулируют правовые отношения в аспекте ведения строительной деятельности на территории ОЭЗ, учитывая порядок осуществления инвестиционных вложений в процессе реализации проектов развития промышленности. Документы фактического состояния отражают актуальное положение изучаемой предметной области, связанной с ОЭЗ и в аспекте решаемых в рамках исследования задач.

Второй концептуальной модели раскрывает структуру методов и инструментов по управлению проектами развития промышленности в ОЭЗ, учитывая специфику экономической деятельности в условиях преференциального режима. Ключевое место здесь занимает разработка показателей, которые в наибольшей степени отражают количественные и качественные характеристики изучаемого объекта исследования. Предполагается, что источником для формирования показателей послужит анализ среды и условий ведения проектной деятельности методом инфографического моделирования, когда все данные из среды аккумулируются в единые информационные потоки, а затем данные агрегируют для синтезирования показателей.

Третий блок концептуальной заключается в определении уровней планирования, характеризующих процесс управления проектом развития промышленности на различную временную перспективу. Формирование уровней планирования необходимо для установления целевых показателей, которые будут свидетельствовать об эффективности усилий, которые оказываются участниками проектной деятельности.

Четвертый блок концептуальной модели направлен на формирование задач по обеспечению взаимосвязи организаций ИСС и ОЭЗ в рамках совершенствования инвестиционно-строительного процесса, согласно применяемым методам управления проекта развития промышленности. Значимым этапом данного блока является определение зависимости переменных, которые характеризуют перспективы реализации проекта развития промышленности в ОЭЗ методом регрессионно-корреляционного анализа. В дальнейшем результаты применения методов по управлению проектами развития можно преобразовать в качественную форму, применив для этого метод квалиметрии.

Итоговый блок концептуальной модели посвящен представлению результатов управления процессом реализации проекта развития промышленности в ОЭЗ, которые распределены в соответствии с целевыми показателями, которые изложены ранее. Получение результатов – это закономерный итог применения методов и инструментов, которые легли в основу развития промышленности страны. Первый результат заключается в снижение сроков осуществления проектной деятельности, благодаря применению преимуществ ОЭЗ в инвестиционно-строительной деятельности. Второй результат выражен в формировании единой системы мониторинга по управлению проектом, основой которого должна стать совокупность показателей по оценке эффективности реализации проекта развития промышленности в контексте государственной политики пространственного размещения мест содействия экономической активности. Третий результат – это снижение стоимости строительства и величины инвестиционных вложений в проект, посредством вовлечения в хозяйственный оборот и практического применения инженерно-технической инфраструктуры и земельных площадей ОЭЗ. Четвертый результат – совершенствование механизма государственно-частного партнёрства, путем создания системного подхода на использование ОЭЗ в рамках политики промышленного развития, учитывающего интересы частного предпринимательства.

Заключение. Строгий научный подход, применяемый при разработке модели, описывающий функциональное назначение её составных элементов позволяет обосновать их соответствие поставленной цели исследования по формированию методов, обеспечивающих достижение приоритетов проводимой государством политики по совершенствованию промышленности. Анализ функционирования ОЭЗ установил, что на данный момент их практическая польза в повышении инвестиционной привлекательности регионов и содействию предпринимательской активности субъектов бизнеса характеризуется неоднозначностью и недостаточной эффективностью, которую возлагали на [Ассоциация технопарков и кластеров России, 4, с.8; Ниязбекова Ш.У., Назаренко О. В., Буневич К. Г., Иванова О. С., 30]. Низкий уровень загруженности инфраструктуры и земельных площадей ОЭЗ свидетельствует о наличии системных недостатков, которые вызваны их нерациональным размещением на территории страны.

В силу этого противоречия важным мероприятием способным оптимизировать ОЭЗ представляется реализация приоритетных для отрасли инвестиционных проектов развития промышленности на их территории, что способствует повышению их востребованности и инвестиционной привлекательности. Предполагается, что успешное внедрение подобной формы использования ОЭЗ в политику сбалансированного пространственного развития, проводимую государством, обеспечит создание центров экономического роста, которые будут равномерно распределены по регионам страны.

В этой связи актуальным становится формирование концептуальной модели, которая будет раскрывать особенности ведения проектной деятельности в ОЭЗ, учитывая влияние преференциального режима экономического функционирования на стороны инвестиционно-строительной деятельности.

Практическая польза разработанной модели в наглядном отображении функциональных элементов, которые раскрывают смысловое содержание и специфику реализации проектов развития промышленности в ОЭЗ, используя для этого различные методы оценки анализа, что будет особенно полезно для участников проектной деятельности – инвесторов, девелоперов, застройщиков, подрядчиков и др., кроме того, использование концептуальной модели позволит расширить и детализировать положения политики государства по развитию промышленности на конкретном инструменте содействия экономической активности. Научная же ценность результатов исследования в их значительной теоретической базе, которая была использована для обоснования структурных элементов концептуальной модели.

Будущие исследовательские усилия следует направить в изучение и разработку показателей, характеризующих эффективность ведения проектной деятельности в ОЭЗ, учитывая степень влияния льгот и преференций на инвестиционно-строительный процесс.


Источники:

1. Александрова А. В. Мотивация труда как фактор повышения эффективности производства // Студенческая наука и XXI век. – 2015. – № 12. – c. 126-128.
2. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. / избр. тр. / Отв. ред. Ф. В. Константинов, Б. Ф. Ломов, В. Б. Швырков; АН СССР, Ин-т психологии. - М. : Наука, 1978. – 399 c.
3. Барсуков Д. П., Шиндина Ю.А., Шогенова З.Х. Бизнес-планирование как инструмент достижения стратегических целей организации // Научные Известия. – 2015. – № 1. – c. 33-37.
4. Гуляева Д.А., Гусев И.Е., Баскакова Е.А., Бухарова М.М., Князева Е.А., Кравченко Е.И., Лабудин М.А., Мальбахов М.К.. Парамзина Е.А., Семенов А.П., Шпиленко А.В. Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России – 2022. Выпуск 6. - Москва: АКИТ РФ, 2022. – 253 c.
5. Борисова Л. В., Киреева К.А. К задаче минимизации функции издержек и максимизации прибыли предприятия // Математическое и компьютерное моделирование в экономике, страховании и управлении рисками. – 2020. – № 5. – c. 36-39.
6. Булавко О.А. Особые экономические зоны как катализатор развития российской промышленности // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 4. – c. 987-996. – doi: 10.18334/epp.10.4.100775.
7. Бурлака Н. П. Мотивация производительности труда как ключевой фактор эффективности производства // Economics. – 2016. – № 6(15). – c. 26-28.
8. Быков В. Н.. Булавчик В.Г., Алиев Я.Л. Теоретические и правовые аспекты общей теории управления // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. – 2014. – № 1. – c. 18.
9. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации, 2022, № 2. Преференциальные режимы. [Электронный ресурс]. URL: Bul-2-2022.pdf (sptulobl.ru) (дата обращения: 09.04.2023).
10. Гневанов М. В. Преимущества, возможности и проблемы предприятий инвестиционно-строительного комплекса, функционирующих на территории ОЭЗ промышленного типа // Недвижимость: экономика, управление. – 2017. – № 4. – c. 73-76.
11. Гуляева В. Б. Особые экономические зоны технико-внедренческого типа как инструмент пространственного развития экономики России // Инновации. – 2019. – № 9(251). – c. 79-84. – doi: 10.26310/2071-3010.2019.251.9.012.
12. Исаков Д. А., Даниловских Т.Е. Проблемы развития ОЭЗ (промышленно-производственного типа) и перспективы их решения в России // Аллея науки. – 2017. – № 15. – c. 237-242.
13. Искандаров Д. З., Бороздина С.М. Сравнительный анализ реализации инвестиционно-строительного проекта в особой экономической зоне и в обычных проектных условиях // Вестник гражданских инженеров. – 2022. – № 1(90). – c. 158-164. – doi: 10.23968/1999-5571-2022-19-1-158-164.
14. Искандаров Д. З., Бороздина С.М. Принцип // Вестник Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры им. Н.Исанова. – 2021. – № 2(72). – c. 303-314. – doi: 10.35803/1694-5298.2021.2.303-314.
15. Казакова А. П. Бизнес-планирование как инструмент достижения стратегических целей организации // Аллея науки. – 2021. – № 5(56). – c. 413-417.
16. Карпова К. Н. Теория принятия решений // Известия Института систем управления СГЭУ. – 2020. – № 1(21). – c. 197-201.
17. Квитчук Ю. А., Лукин А.А., Зотова М.В. Планирование как инструмент достижения стратегических целей организации // Управление современной организацией: опыт, проблемы и перспективы. – 2022. – № 15. – c. 44-52.
18. Козырев В. М. Трудовая теория стоимости и теория предельной полезности - важнейшие направления в современной экономической науке // Вестник РМАТ. – 2014. – № 3. – c. 46-56.
19. Котенко В. П. Наука XXI века: фундаментальная или прикладная (или технонаука)? // Дискурс. – 2016. – № 1. – c. 14-23.
20. Краснов П. С. Теория мотивации на практике // Экономика знаний: теория и практика. – 2017. – № 3(3). – c. 92-97.
21. Макаров В.М. Теория менеджмента. / (Экономика и менеджмент в энергетике и природопользовании). - Спб.: Изд-во Политехн, 2012. – 125 c.
22. Марьянова С. А., Матюшенко Н.А. Теоретические аспекты исследования сущности доходов и расходов организации в разрезе максимизации прибыли и минимизации издержек // Синергия Наук. – 2017. – № 12. – c. 201-206.
23. Махмудова О. Х., Махмудова Т.Х. Свободные экономические зоны (ОЭЗ) как особая форма международной экономической интеграции // Актуальные вопросы экономических наук. – 2016. – № 50-2. – c. 31-36.
24. Миролюбова Т. В., Кощеев Д.А. Системно-пространственная методика оценки влияния промышленного кластера на социально-экономическое развитие региона // Journal of New Economy. – 2022. – № 4. – c. 69-86. – doi: 10.29141/2658-5081-2022-23-4-4.
25. Моргунова Р. В., Фадеева П.Д. Управление отношениями со стейкхолдерами в крупных региональных проектах (ОЭЗ «Доброград - 1» Владимирская область) // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – № 6(138). – c. 99-105. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2023.06.01.012.
26. Низамова Д. Р. Концепция управления развитием промышленной инфраструктуры особой экономической зоны (на примере ОЭЗ ППТ // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. – 2020. – № 1(25). – c. 115-127.
27. Ноздрина С. Е. Специализация и приоритетные промышленные проекты регионов России // Экономическая среда. – 2015. – № 4(14). – c. 51-56.
28. Шмырева М.Б., Калач А.В., Шкарупета Е.В., Зенин А.Ю. Основы теории принятия решений и методов оценки латентных переменных в управлении // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. – 2015. – № 1-2(4). – c. 331-335.
29. Дорофеева Л.И. Основы теории управления. / учебник и практикум для академического бакалавриата– 3-е изд., испр. и доп. - Саратов, 2018. – 460 c.
30. Ниязбекова Ш. У.,Назаренко О.В., Буневич К.Г., Иванов О.С. Особые экономические зоны России: анализ, проблемы и пути их решения // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2019. – № 2(47). – c. 213-222.
31. Прокофьева А. О. Рыночное равновесие // Устойчивое развитие науки и образования. – 2020. – № 11(50). – c. 57-60.
32. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Авцинова А.А., Филоненко Н.Ю. Пространственное развитие России: проблемы межрегиональной дифференциации // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2953-2964. – doi: 10.18334/eo.9.4.41347.
33. Сафоненко В. В. Условия максимизации прибыли предприятия // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2015. – № 2. – c. 241-244.
34. Сиваш О. С. Особые экономические зоны и их влияние на устойчивое развитие инвестиционного процесса // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2018. – № 4(45). – c. 142-152.
35. Слесарева Ю. М. Управление издержками предприятия как инструмент максимизации прибыли // Инновационное развитие. – 2017. – № 11(16). – c. 60-62.
36. Стратегия инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: str_2030.pdf (mos.ru) (дата обращения: 09.07.2023 г.).
37. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. URL: UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf (government.ru) (дата обращения: 10.07.2023).
38. Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года. [Электронный ресурс]. URL: AdmXczBBUGfGNM8tz16r7RkQcsgP3LAm.pdf (government.ru) (дата обращения: 09.07. 2023).
39. Строительство в России. / Стат. Сб. / Росстат. - М, 2022. – 148 c.
40. Тарасов Я. В.,Болдырев Н.С. РАВНОВЕСИЕ НА РЫНКЕ. Как можно достичь равновесия на рынке // Вести научных достижений. Экономика и право. – 2019. – № 2. – c. 38-42.
41. Ружанская Л.С., Яшин А.А., Солдатова Ю.В. Теория организации. / учебное пособие. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 200 c.
42. Бурков В.Н., Губко М.В., Коргин Н.А., Новиков Д.А. Теория управления организационными системами и другие науки об управлении организациями // Проблемы управления. – 2012. – № 4. – c. 2-10.
43. Жихарев А.Г., Зимовец О.А., Тубольцев М.Ф., Кондратенко А.А. Теория систем и системный анализ. / учебник. - Москва : КНОРУС, 2020. – 456 c.
44. Чекмарев О. П. Трудовая теория стоимости и роботизация экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. – 2017. – № 47. – c. 188-196.
45. Чефонов В. М., Чефонов А.В. Современное направление в трудовой теория стоимости или неотрудовая теория стоимости (на основе технологии русской экономической школы) // Евразийское Научное Объединение. – 2016. – № 1(13). – c. 115-118.
46. Чулков В. О., Комаров Н.М., Левин И.А. Инфографическое моделирование многокомпонентных систем // Сервис в России и за рубежом. – 2014. – № 4. – c. 218-233. – doi: 10.12737/4867.
47. Чулков В. О. Инфографические модели системоквантов в конвергенции норм при их взаимодействии // Вестник Международной академии наук (Русская секция). – 2012. – № 2. – c. 046-055.
48. Чулков В. О., Рахмонов Э.К. Многоуровневое инфографическое моделирование в мыследеятельности // Мир науки. – 2013. – № 2. – c. 9.
49. Якименко К. П. Принципы, методы и виды планирования в управлении предприятием // Вестник магистратуры. – 2018. – № 4-3(79). – c. 116-118.
50. Якименко К. П. Сущность планирования на предприятии // Вестник магистратуры. – 2018. – № 3-2(78). – c. 104-106.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 12:49:50