Особые экономические зоны как катализатор развития российской промышленности

Булавко О.А.1
1 Самарский государственный экономический университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право
Том 10, Номер 4 (Апрель 2020)

Цитировать:
Булавко О.А. Особые экономические зоны как катализатор развития российской промышленности // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 4. – С. 987-996. – doi: 10.18334/epp.10.4.100775.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42900274
Цитирований: 1 по состоянию на 16.08.2020

Аннотация:
Актуальность темы исследования данной статьи направлена на выявление определенных направлений развития экономики Российской Федерации за счет новой траектории экономического роста. В статье проанализированы основные особые экономические зоны (ОЭЗ), выявлены их преференции, налоговые льготы, возможности для совершенствования и перспективного развития. ОЭЗ способны выступать в роли катализатора как развития инновационных и промышленных кластеров, так и повышения социально-экономического развития регионов.

Ключевые слова: промышленная политика, катализатор, социально-экономическое развитие, механизм активизации привлечения резидентов

JEL-классификация: R11, R12, R19



Введение. В марте 2020 года вопросы социально-экономического развития на фоне сокращения добычи нефти и снижения национальной валюты выдвигаются на первый план как в мировой, так и в российской экономике.

Одним из направлений совершенствования развития выделяют особые экономические зоны, способные в силу определенных приоритетных условий улучшить социально-экономический климат в том или ином регионе. Особые экономические зоны являются определенным вектором развития промышленных и инновационных кластеров, что дает возможность эффективно программировать кластерную политику в регионах. Данному исследованию посвящены труды Андреевой Т.А., Астаниной Л.А. [2, c. 1807–1824] (Andreeva, Astanina, 2018), Архипова А.Ю. [3, c. 234-235] (Arkhipov, Pavlov, Tatarova, 2012).

Ряд исследований российских ученых, например Рыбакова С.А. [10, c. 56–59] (Rybakov, 2006), Архипова А.Ю. [3, c. 234–235] (Arkhipov, Pavlov, Tatarova, 2012), посвящены преимуществам особых экономических зон и налоговым льготам, а также возможности эффективного развития международной инвестиционной деятельности.

В исследовании авторов Булавко О.А., Стрельцова А.В., Яковлева Г.И. особые экономические зоны рассмотрены как инструменты интеграции промышленных предприятий в глобальные воспроизводственные цепочки [5, c. 360] (Bulavko, Streltsov, Yakovlev, 2018). Одной из причин отсутствия вопросов взаимодействия особых экономических зон является различная динамика территориального и пространственного развития. Данная проблема была освещена в научных исследованиях российскими учеными Макаровым И.Н., Дробот Е.В., Авциновой А.А., Филоненко Н.Ю. [8, с. 2953–2964] (Makarov, Drobot, Avtsinova, Filonenko, 2019). Алгоритм привлечения резидентов для ОЭЗ, представленный в данной статье в виде авторской методики, направлен на решение некоторых задач, имеющих стратегическое значение, прежде всего для социально-экономического развития российских регионов. Методика экспертной оценки для резидентов особых экономических зон была представлена в научных трудах Дробот Е.В., Макарова И.Н., Авциновой А.А., Журавлевой О.В. [7, c. 1137–1150] (Drobot, Makarov, Avtsinova, Zhuravleva, 2019).

Целью данного исследования является анализ деятельности основных экономических зон и разработка рекомендаций, способствующих активизации привлечения резидентов и улучшению социально-экономического развития в российских регионах.

В данном исследовании элементами научной новизны являются:

¾ Выявление возможностей роста экономики за счет развития особых экономических зон в процессе реализации национальных проектов.

¾ Предложение авторской методики привлечения количества резидентов.

¾ Разработка предложений, позволяющих обеспечить эффективное развитие особых экономических зон.

Основная часть

Для оценки экономического развития страны и регионов необходимо способствовать расширению высокотехнологичных предприятий, реализовывать инвестиционные и национальные проекты. Вектором развития могут выступать особые экономические зоны, которые способствуют технологическому и инновационному прорыву многих предприятий и регионов. Если особые экономические зоны рассматривать по определенному рейтингу, то можно выделить наиболее значимые:

1) ОЭЗ ППТ «Алабуга»;

2) ОЭЗ ППТ «Липецк»;

3) ОЭЗ ППТ «Тольятти»;

4) ОЭЗ ППТ «Титановая долина»;

5) ОЭЗ ППТ «Моглино»;

6) ОЭЗ ППТ «Калуга»;

7) ОЭЗ ППТ «Узловая».

В таблице 1 нами представлена сравнительная оценка основных особых экономических зон Российской Федерации на период функционирования 2017–2018 гг.

Таблица 1

Сравнительная оценка основных особых экономических зон Российской Федерации в период деятельности 2017–2018 гг.

Показатель
ОЭЗ ППТ «Алабуга»
ОЭЗ ППТ «Липецк»
ОЭЗ ППТ «Тольятти»
ОЭЗ ППТ «Титановая долина»
ОЭЗ ППТ «Моглино»
ОЭЗ ППТ «Калуга»
ОЭЗ ППТ «Узловая»
Направления развития ОЭЗ
· - производство автомобилей и автокомпонентов;
· – нефтехимия;
· – строительные материалы;
· – товары массового потребления;
· – приборостроение
· - производство энергетического и медицинского оборудования;
· – производство элементов и систем альтернативной энергетики;
· – производство машин, оборудования, автокомпонентов;
· – производство бытовой техники;
· – производство строительных материалов;
· – производство био- и наноматериалов
· - автомобилестроение (автомобили и автокомпоненты);
· – продукция машиностроения;
· – строительные материалы;
· –лекарственные препараты и фармацевтическая продукция;
· – товары массового потребления
· - производство продукции для нужд авиастроения;
· – атомная энергетика;
· – производство оборудования для добычи углеводородов;
· – производство электрооборудования и контрольно-измерительного оборудования;
· – железнодорожное машиностроение;
· – производство лекарственных средств препаратов и медицинского оборудования;
· – производство стройматериалов, химические производства
- машиностроение;
– приборостроение
· - производство машин и оборудования;
· – обработка древесины и производство изделий из дерева;
· – производство частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей
· - производство энергетического оборудования;
· – производство элементов и систем альтернативной энергетики;
· – производство машин, оборудования, автокомпонентов
Представленные направления (проанализированы виды деятельности действующих резидентов ОЭЗ по данным с официальных сайтов ОЭЗ)
· - машиностроение;
· – производство строительных материалов;
· – химическая промышленность;
· – автомобилестроение и производство автокомпонентов;
· – металлообработка;
· – товары народного потребления;
· – пищевая промышленность
· - машиностроение;
· – производство строительных материалов;
· – химическая промышленность;
· – автомобилестроение и производство автокомпонентов;
· – металлообработка;
· – товары народного потребления;
· – электротехническое оборудование
· - машиностроение;
· – производство строительных материалов;
· – химическая промышленность;
· – автомобилестроение и производство автокомпонентов;- металлообработка;
· – товары народного потребления
·
· - машиностроение;
· – производство строительных материалов;
· – химическая промышленность;
· – металлообработка;
· – товары народного потребления;
· – авиастроение
·
· - машиностроение;
· – производство строительных материалов;
· – химическая промышленность;
· – электротехническое оборудование
· - машиностроение;
· – производство строительных материалов;
· – химическая промышленность;
– металлообработка;
– товары народного потребления;
– пищевая промышленность
- машиностроение
· – химическая промышленность;
– строительные и отделочные материалы;
– металлообработка;
– пищевая промышленность
Предприятия, производящие уникальную продукцию
· - производство стекла и зеркал

·
·


- выращивание грибов
Объем заявленных инвестиций, млрд руб.
150
146
23,2
13,3
3
49
8,8
Источник: Аналитический центр «Эксперт». [Электронный ресурс]. URL: http://www.acexpert.ru/analytics/ratings/reyting-industrialnih-parkov-i-oez---2019.html

В некоторых ОЭЗ, например ОЭЗ ППТ «Тольятти», с целью привлечения резидентов и создания благоприятного инвестиционного климата установлен режим льгот и преференций: налоговые льготы, таможенные преференции, обеспечение энергоресурсами и инфраструктурой, льготная выкупная стоимость земли. Налоговые льготы на территории ОЭЗ промышленно-производственного типа представлены в таблице 2.

Таблица 2

Налоговые льготы на территории ОЭЗ ППТ «Тольятти»

Вид налога
Льгота
Налог на прибыль
6 % – с 01.01.2019 г. по 31.12.2020 г.,
9 % – с 01.01.2021 г. по 31.12.2022 г.
12 % – с 01.01.2023 г. по 31.12.2024 г.
15,5 % – с 01.01.2025 г.
Транспортный налог
0 % в течение 5 лет с момента регистрации ТС
Налог на землю
0 % в течение 5 лет с момента регистрации права собственности
Налог на имущество
0 % в течение 10 лет с момента постановки имущества на учет
Таможенные льготы
Режим свободной таможенной зоны
Возможность права
выкупа земельного
участка
После регистрации права собственности на объект капитального строительства по ставке 5 % от кадастровой стоимости (138 415 руб./га)
Источник: составлено автором.

С целью развития ОЭЗ и привлечения резидентов мы предлагаем рассмотреть следующие этапы, в которых представлены методики расчетов, применение которых активизирует привлечение резидентов в ОЭЗ любого региона России. На первом этапе необходимо рассчитать величину налоговых поступлений (НПj) от j-го резидента.

, (1)

где НПj – суммарная величина налоговых поступлений, руб.;

НДСj – величина поступлений от уплаты налога на добавленную стоимость, руб.;

Аj – величина поступлений от уплаты акцизов, руб.;

НДФЛj – величина поступлений от уплаты налога на доходы физических лиц, руб.;

НПРj – величина поступлений от уплаты налога на прибыль, руб.;

ЗНj – величина поступлений от уплаты земельного налога, руб.;

НИСj – величина поступлений от уплаты налога на имущество, руб.;

ТНj – величина поступлений от уплаты транспортного налога, руб.;

ОСВj – величина поступлений от уплаты обязательных страховых взносов на заработную плату работников, руб.

Тогда совокупная величина налоговых поступлений:

(2)

где aj – вероятность размещения j-го предприятия в ОЭЗ, %.

На втором этапе рассчитаем снижение государственных расходов на содержание безработных в регионе (РСБ):

(3)

где Рб – расходы бюджета на содержание одного безработного, руб.;

Kрмj – количество рабочих мест, создаваемое j-ым резидентом, чел.

На третьем этапе необходимо рассчитать величину дополнительных поступлений (ДП), формируемых за счет роста величины налоговых поступлений в региональный бюджет от поставщиков работ и услуг. В соответствии со следующей формулой можно отнести предприятие к конкретному виду экономической деятельности, и затем определить материалоемкость и энергоемкость данного производства.

(4)

где p – количество видов закупаемых материалов, ед.;

kj коэффициент полных затрат.;

Oзj – объем j-ой закупки материала у поставщиков i-ой отрасли, руб.

На следующем этапе необходимо рассчитать мультипликационные эффекты из‑за роста оплаты труда резидентами ОЭЗ (МЭОТ), которые возникают в связи с увеличением доходов и, соответственно, ростом расходов населения. Величину МЭОТ можно рассчитать по следующей формуле:

(5)

где Отсрj – средний размер оплаты труда с учетом оплаты подоходного налога у j-го резидента, руб.

На пятом этапе необходимо рассчитать величину реальных налоговых льгот (РНЛ). Например, В ОЭЗ «Тольятти» существует входной барьер, составляющий 120 млн руб., точнее, резидент должен инвестировать в собственное производство не менее этой суммы. Таким образом, реальная нагрузка на бюджет будет равна нулю. Поэтому под реальными налоговыми льготами необходимо понимать те суммы, которые реально выплачиваются резидентам ОЭЗ из бюджетов различных уровней на безвозмездной основе.

Заключение

Таким образом, в данной статье была представлена сравнительная характеристика основных особых экономических зон, их виды деятельности, а также показаны налоговые льготы и другие преференции, позволяющие им развивать инновационный, промышленный, сельскохозяйственный кластер региона, расширять высокотехнологичные производства, что предоставляет возможность влиять на эффективную промышленную политику. Представленная авторская методика позволит активизировать привлечение резидентов в ОЭЗ, а также поможет рассчитать величину налоговых поступлений (НПj) от j-го резидента, величину государственных расходов на содержание безработных в регионе (РСБ), величину дополнительных поступлений (ДП), формируемых за счет роста величины налоговых поступлений в региональный бюджет, рассчитать мультипликационные эффекты из‑за роста оплаты труда резидентами ОЭЗ (МЭОТ), рассчитать величину реальных налоговых льгот (РНЛ). На наш взгляд, стабилизация экономики России по пути трансформации возможна на основе создания и развития новых технопарков, особых экономических зон, индустриальных парков, поддерживаемых соответствующими национальными проектами. Необходимо в последующих исследованиях разработать конкретные предложения по развитию конкурентных преимуществ и производственной кооперации в особых экономических зонах промышленно-производственного типа. Аналитики «Эксперт РА» по результатам рейтинга индустриальных парков и особых экономических зон 2019 года сделали вывод о том, что поддержка органов местного самоуправления того или иного региона способствует формированию инвестиционного климата и активизации привлечения резидентов. «Привлечение инвестиций – одна из основных составляющих процесса перехода от стагнации к экономическому росту» [6, c. 1137–1150] (Bulavko, Zastupov, 2017). Подводя итог исследования, можно сделать вывод о том, что анализ функционирования особых экономических зон в Российской Федерации должен быть проведен более полно. Необходимо провести фундаментальные и прикладные исследования по совершенствованию механизма функционирования ОЭЗ, так как данные предложения позволят повысить конкурентоспособность и занять лидирующие позиции как среди российских, так и международных ОЭЗ. Сами по себе особые экономические зоны не могут являться универсальным средством решения проблем, которые стоят перед экономикой Российской Федерации, но при этом могут являться катализатором, который позволит к 2024 году повысить ВВП, экономический рост и успешно завершить реализацию национальных проектов.


Источники:

1. Аналитический центр «Эксперт». URL: http://www.acexpert.ru/analytics/ratings/reyting-industrialnih-parkov-i-oez-2019.html
2. Андреева Т.А., Астанина Л.А. Учет специфических особенностей инновационных и промышленных кластеров при программировании региональной кластерной политики//Креативная экономика.-2018.-том 12.-№11. - с.1807 - 1824.- doi: 10.18334/ce. 12.11.39536.
3. Архипов, А.Ю. Институты особой экономической зоны и приграничной торговли как структуры эффективного развития международной инвестиционной деятельности: Монография / А.Ю. Архипов, П.В. Павлов, А.В. Татарова. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ.- 2012. – 294 с.
4. АЦ Эксперт: "Рейтинг индустриальных парков и особых экономических зон - 2017". URL: https://nangs.org/analytics/ats-ekspert-rejting-industrialnykh-parkov-i-osobykh-ekonomicheskikh-zon-2019-xls-doc
5. Булавко О.А., Стрельцов А.В., Яковлев Г.И. Эффективность особых экономических зон как инструмента интеграции промышленных предприятий в глобальные воспроизводственные цепочки // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 11 (100). - С. 358-362.
6. Булавко О.А., Заступов А.В. Совершенствование управления процессом привлечения инвестиций на основе повышения инновационного потенциала // Экономика и управление собственностью.-2017.-№1.-с. 41-45
7. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Авцинова А.А., Журавлева О.В. Совершенствование методики экспертной оценки бизнес-плана проекта для резидентов особых экономических зон // Экономические отношения.-2019. -Том 9.-№ 2. – с. 1137-1150.-doi: 10.18334/eo. 9.2.40792.
8. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Авцинова А.А., Филоненко Н.Ю. пространственное развитие России: проблемы межрегиональной дифференциации // Экономические отношения.-2019. -Том 9.-№ 4. – с. 2953-2964.-doi: 10.18334/eo. 9.4.41347.
9. Россия. ОЭЗ. URL: http://www.russez.ru/oez/industrial/
10. Рыбаков С.А. Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и преимущества / С.А. Рыбаков - М.: Грант, 2006. - 256 с.

Страница обновлена: 15.09.2020 в 16:59:35