Африканская континентальная зона свободной торговли как новый этап экономической интеграции на африканском континенте
Дробот Е.В.1,2
1 АНО «Развитие инноваций», Россия, Москва
2 Центр дополнительного профессионального образования, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 19 | Цитирований: 18
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 3 (Июль-сентябрь 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46553372
Цитирований: 18 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
На основе анализа основных тенденций и стратегий, запланированных к реализации в рамках Африканской континентальной зоны свободной торговли, проведена оценка возможного влияния интеграционных процессов на перспективы экономического развития африканского континента. В результате проведенного исследования определены основные и необходимые направления экономической трансформации африканского континента, реализация которых возможна в рамках Африканской континентальной зоны свободной торговли. Эти направления включают в себя либерализацию внешней торговли, использование проектов государственно-частного партнерства для реализации перспективных технологических стратегий в Африке, стимулирование участия африканских стран в глобальных цепочка создания добавленной стоимости, реализация инфраструктурных проектов, в том числе в энергетике, привлечение и удержание инвестиций, повышение привлекательности стран Африки для инвесторов. Сделан вывод о том, что усиление интеграционных процессов в рамках Африканской континентальной зоны свободной торговли способно оказать положительное влияние на развитие инфраструктуры в Африке, рост доходов населения, а также повысить инвестиционную привлекательность африканских стран для бизнеса.
Ключевые слова: Африканская континентальная зона свободной торговли, внешняя торговля, интеграция, либерализация, пандемия, экономическое развитие
JEL-классификация: F15, F43, F62, O55
ВВЕДЕНИЕ
XXI век многие исследователи называют «веком Африки». И роль, и значение этого континента в мировой экономике сложно переоценить. 1 января 2021 г. начала функционировать в полном объеме Африканская континентальная зона свободной торговли (African Continental Free Trade Area, AfCFTA [1]), образовав единое коммерческое пространство для более чем 1,27 млрд человек [3]. По численности стран-членов это крупнейшее интеграционное объединение в мире. В состав AfCFTA вошли 54 государства из 55 стран – членов Африканского союза (АС) [2].
По оценкам Экономической комиссии ООН для Африки, AfCFTA увеличит внутриафриканскую торговлю на 52% к 2022 г. [18] (Loes Witschge, 2018). В рамках AfCFTA африканский бизнес может получить доступ к потребительскому рынку, оцениваемому в 1,2 млрд долл., а также около 4 трлн долл. частных сделок и B2B-продаж [16].
Цель AfCFTA – создание единого рынка в Африке. Эта цель не нова. Она уже была озвучена в июне 1991 г. в Абуджийском договоре, который положил начало Африканскому экономическому сообществу.
Следует отметить, что несмотря на традиционно высокий интерес исследователей к процессам экономической интеграции в мировом сообществе, интеграционные процессы в Африке изучены недостаточно.
Например, на портале ELIBRARY по поисковому запросу «Африканская континентальная зона свободной торговли» на 8 мая 2021 г. можно обнаружить всего 1964 публикации. Причем большая их часть посвящена не AfCFTA, а различным аспектам интеграции на африканском континенте. Учитывая, что AfCFTA – это достаточно новое интеграционной объединение, много публикаций пока быть не может. Если на портале ELIBRARY ввести поисковой запрос «Африканский союз», то число публикаций – 27 903. Но если сравнить эту цифру с числом публикаций, посвященных, например, Евразийскому экономическому союзу (86 342), СНГ (324 662) или Европейскому союзу (372 672), то потенциал для дальнейших исследований становится очевиден.
В настоящее время выходит достаточное число публикаций, посвященных различным аспектам экономического развития стран Африки, в том числе в условиях пандемии COVID-19 [1, 2, 4–10, 20, 24] (Drobot, Makarov, Sapuntsov, 2021; Konstantinova, 2020; Pavlov, Sapuntsov, 2020; Pospelov, 2018; Sapuntsov, 2020; Sunguryan, 2020; Tsibikov, 2021; Morsy Hanan, Salami, Mukasa Adamon, 2020; Zhang Qiaowen, Batinge Benjamin, 2021). Однако интерес представляет анализ проблем и перспектив Африканской континентальной зоны свободной торговли.
Цель нашего исследования – проанализировать основные тенденции и стратегии, запланированные к реализации в рамках Африканской континентальной зоны свободной торговли, оценить возможное влияние интеграционных процессов на перспективы экономического развития африканского континента.
Научная новизна исследования состоит в том что, в результате проведенного исследования определены основные и необходимые направления экономической трансформации африканского континента, реализация которых возможна в рамках Африканской континентальной зоны свободной торговли. Эти направления включают в себя либерализацию внешней торговли, использование проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) для реализации перспективных технологических стратегий в Африке, стимулирование участия африканских стран в глобальных цепочках создания добавленной стоимости, реализацию инфраструктурных проектов, в том числе в энергетике, привлечение и удержание инвестиций, повышение привлекательности стран Африки для инвесторов.
Авторская гипотеза может быть сформулирована следующим образом. Усиление интеграционных процессов в рамках Африканской континентальной зоны свободной торговли способно оказать положительное влияние на развитие инфраструктуры в Африке, повысить доходы населения, а также повысить инвестиционную привлекательность африканских стран для бизнеса.
Видение AfCFTA
В настоящее время на африканском континенте распространение получили две тенденции: 1) повсеместное внедрение цифровых технологий; 2) распространение социальных сетей, в том числе для создания знаний и обмена информацией. Использование этих тенденций в ближайшей перспективе способно положительно сказаться на решении проблем в области инфраструктуры в Африке.
В конце 2020 г. была начата реализация программы AfCFTA Vision («Заявление о видении AfCFTA») [23, c. 63–66] (Wamkel Mene, 2021, р. 63–66).
AfCFTA Vision – это комбинация социальных кампаний, конкурсов инноваций и технологических стратегий продвижения AfCFTA.
Ожидается, что как только AfCFTA начнет функционировать в полном объеме, она должна значительно расширить внутриафриканскую торговлю, помогая континенту продвигаться вверх по цепочке создания стоимости в различных отраслях промышленности. В соответствии с Повесткой дня до 2063 г. (Agenda 2063) функционирование AfCFTA должно обеспечить единство и процветание на континенте, а также способствовать тому, чтобы африканские страны заняли достойное место на глобальной арене.
Элементами AfCFTA Vision являются:
1) платформа для создания знаний и обмена информацией онлайн, в т.ч. в форумах (www.afcfta.blog);
2) инструмент для расширения возможностей предпринимателей-новаторов продавать свои идеи для решения важнейших проблем Африки (www.afcfta.blog/challenge);
3) технологическая стратегия AfCFTA, которая способствует быстрому, экономичному и эффективному налаживанию связей между всеми ключевыми субъектами предпринимательской деятельности, независимо от их размера, поскольку малые и средние предприятия часто не могут воспользоваться преимуществами торговых соглашений. Технологическая стратегия AfCFTA предполагает создание центрального бизнес-реестра с бесплатным доступом для всех субъектов, желающих заниматься торговлей в рамках AfCFTA за пределами своей страны. Этот реестр будет способствовать созданию торгового каталога, с помощью которого можно будет получить информацию о потенциальных клиентах и партнерах (процедура «Знай своего клиента», Know-Your-Customer). И реализация технологической стратегии поможет укрепить доверие между представителями бизнес-сообщества по всей Африке.
Влияние AfCFTA на рост доходов населения
Учитывая, что в AfCFTA входит 54 государства, можно предположить, что последствия участия в AfCFTA будут существенно различаться по странам континента.
По оценкам Всемирного банка, наибольшего прироста доходов благодаря функционированию AfCFTA можно ожидать в Кот-д’Ивуаре, Зимбабве, Кении и Намибии, где к 2035 г. рост доходов может составить более 10% [23, c. 63–66] (Wamkel Mene, 2021, р. 63–66).
Кроме того, ожидается, что AfCFTA окажет положительное, но неоднородное влияние на заработную плату в разных регионах, на уровень квалификации и на рынки труда в целом. Например, в Южной Африке, по прогнозам Всемирного банка, рост заработной платы будет выше для мужчин, чем для женщин. Напротив, в Центральной, Восточной, Северной и Западной Африке рост заработной платы, как ожидается, будет выше для работающих женщин (рис. 1) [23, c. 63–66] (Wamkel Mene, 2021, р. 63–66).
Рисунок 1. Влияние AfCFTA на рост заработной платы и доходов населения
Источник: [12].
Положительный эффект от функционирования AfCFTA будет связан не только с либерализацией таможенных тарифов, выгоды от которой, как правило, невелики, но и с мерами по упрощению торговых процедур и снижению нетарифных барьеров.
Либерализация внешней торговли как основная цель создания AfCFTA
Цель создания AfCFTA – облегчить осуществление торговых операций для африканского бизнеса. Это возможно путем либерализации и отмены таможенно-тарифных ограничений и нетарифных барьеров во внешней торговле стран континента. Перспективными направлениями таможенной интеграции и либерализации внешней торговли в рамках AfCFTA являются:
1) передача документов через «виртуальную» торговую границу в цифровом формате;
2) внедрение стандартизированных паспортов сделки и электронных сертификатов для подтверждения страны происхождения товаров и электронных таможенных деклараций;
3) использование новых финансовых инструментов, таких как Панафриканская платформа платежей и расчетов (Pan-African Payments & Settlements Platform), запущенная Афрексимбанком (Африканский экспортно-импортный банк, Afreximbank).
В результате интеграции в рамках AfCFTA страны африканского континента могут ожидать синергетического эффекта.
Однако для достижения запланированных AfCFTA целей необходимы партнерские отношения, т.е. развитие ГЧП.
Развитие государственно-частного партнерства в AfCFTA
Например, партнером AfCFTA по запуску программы AfCFTA Vision является Институт Санкори (the Sankore’ Institute of AfroChampions, SIIASI). Институт Санкори – это международный институт исламско-африканских исследований. Институт является некоммерческим неполитическим учебным заведением, основанным с целью изучения образовательного, политического, культурного и религиозного наследия исламской Африки. Основной интерес Института Санкори вызывают страны, расположенные к югу от Сахары и к северу от тропических джунглей, между Атлантическим океаном и Красным морем. Деятельность Института Санкори поддерживается инициативой «Афрочемпионы» (AfroChampions). AfroChampions – это государственно-частное партнерство, призванное мобилизовать ресурсы и институты стран Африки для стимулирования экономической интеграции в рамках Африканской континентальной зоны свободной торговли. Для продвижения инициативы AfroChampions была создана некоммерческая организация the AfroChampions Organization, которая расположена в Аккре (Гана). Эта организация работает с различными партнерами – компаниями, финансовыми учреждениями, правительствами – в Африке и за ее пределами. Инициатива AfroChampions ориентирована на поддержку бизнеса в Африке в таких секторах, как банковское дело, телекоммуникации, агробизнес, энергетика и транспорт.
Стратегия создания прочных партнерских отношений государства с частным сектором обеспечивает увеличение потенциала Секретариата AfCFTA.
Такие партнерские отношения имеют решающее значение, особенно с учетом того, что инструменты, необходимые для успешного функционирования AfCFTA , являются технологическими, охватывающими процессы межгосударственного взаимодействия, сбора и обмена информацией, а также упрощения процедур торговли.
Участие африканских стран в производственных цепочках создания добавленной стоимости
Африканские страны как участники производственных цепочек создания добавленной стоимости по-прежнему ориентированы на поставки ресурсов, сырья, энергии и промежуточных товаров низкой степени. Такая модель торговых взаимоотношений особенно характерна для некоторых глобальных торговых партнеров Африки, включая Европейский союз и Китай, на долю которых приходится 76,7% и 88,9% африканского экспорта промежуточных товаров соответственно [23, c. 66] (Wamkel Mene, 2021, р. 66). Однако структура цепочек создания добавленной стоимости несколько меняется в рамках внутриафриканской взаимной торговли: экспорт из африканских стран в другие африканские страны составляет 62% промежуточных ресурсов и 38% товаров конечного спроса [23, c. 66] (Wamkel Mene, 2021, р. 66). Эта тенденция свидетельствует о том, что продолжающийся рост внутриафриканской взаимной торговли может предоставить африканским странам больше возможностей для экспорта сложной продукции, включая товары конечного спроса и промежуточные ресурсы, не связанные с природными ресурсами (рис. 2).
Рисунок 2. Участие Африки в производственно-сбытовых цепочках
Источник: [22] (Van Biesebroeck, Mensah, 2019).
Роль AfCFTA в экономической трансформации африканского континента
Африка находилась на пороге революционных экономических преобразований еще до того, как началась пандемия COVID-19, и последовавший за этим кризис лишь подчеркнул неотложность этого процесса. В настоящее время страны Африки преодолевают последствия долгих лет колониального гнета. И именно договор об Африканском континентальном соглашении о свободной торговле может ускорить процесс преобразований и поможет превратить Африку из раздробленной, зависящей от сырьевых товаров группы стран в динамичный, интегрированный рынок с населением более 1,27 млрд человек [15, с. 69–70] (Benedict Okey, 2021, р. 69–70).
В целях содействия реализации договора об Африканском континентальном соглашении о свободной торговле Афрексимбанк тесно сотрудничает с Африканским союзом (АС) и Секретариатом AfCFTA. Афрексимбанк уже выделил около 20 млрд долл. на цели развития внутриафриканской торговли в 2017–2020 гг. и планирует удвоить эту сумму в ближайшие годы, поскольку стремится покрыть ежегодный дефицит торгового финансирования в Африке, оцениваемый Международной торговой палатой в 110–120 млрд долл. [15, с. 69–70] (Benedict Okey, 2021, р. 69–70).
По оценкам экспертов, фискальные потери, связанные с отменой таможенных тарифов, в краткосрочной перспективе составят более 4,1 млрд долл. [15, с. 69–70; 21] (Benedict Okey, 2021, р. 69–70; Saygili, Peters, Knebel, 2018).
Поэтому Афрексимбанк работает с Африканским союзом над созданием специального компенсационного фонда – «Механизма корректировки финансирования AfCFTA» (Adjustment Facility AfCFTA) на сумму 5 млрд долл. для того, чтобы помочь странам – членам AfCFTA лучше адаптироваться к фискальным и другим последствиям торгового соглашения [15, с. 69–70] (Benedict Okey, 2021, р. 69–70). Фонд будет покрывать краткосрочные финансовые потери и поддерживать среднесрочную и долгосрочную корректировку производственной деятельности в африканских странах с тем, чтобы они смогли воспользоваться преимуществами участия в AfCFTA.
Кроме того, Панафриканская платежно-расчетная система Афрексимбанка позволит осуществлять платежи за внутриафриканскую торговлю в местных валютах, что сэкономит странам континента несколько миллиардов долларов и будет способствовать дальнейшему развитию внутриконтинентальной торговли.
Уже сейчас Афрексимбанк инвестировал более 1,7 млрд долл. в поддержку развития региональных производственно-сбытовых цепочек для ускорения процесса индустриализации и снятия ограничений со стороны предложения, которые подрывают рост африканской торговли [15, с. 69–70] (Benedict Okey, 2021, р. 69–70).
В результате кризиса, обусловленного пандемией COVID-19, стала еще более очевидной чрезмерная зависимость стран Африки от неафриканских партнеров. И Афрексимбанк в настоящее время ставит целью снизить связанные с этим риски, а возможно это именно путем развития внутриафриканской взаимной торговли.
Улучшение инфраструктуры в Африке – основа обеспечения условий для долгосрочного устойчивого развития за счет инвестиций
Пандемия COVID-19 оказала негативное влияние на все страны Африки. В результате экономические достижения последних лет оказались под угрозой. Экономика Африки вступила в фазу рецессии в 2020 г. [13].
Улучшение инфраструктуры должно стать основным компонентом любого плана стимулирования экономического развития как в рамках программ реагирования на пандемию, так и в целях достижения устойчивого развития экономики в долгосрочной перспективе. И важное значение здесь имеет не только сама инфраструктура в целом, но и проекты, стимулирующие экономическую активность, направленные на создание рабочих мест, укрепление цепочки поставок, расширение доступа населения континента к здравоохранению, медицине и образованию.
Для помощи в решении инфраструктурных проблем в Африке Африканским банком развития (African Development Bank, AfDB) и африканскими государствами в 2013 г. была создана специальная платформа для инвестиций в инфраструктуру – Africa50.
В работе Africa50 принимают участие 25 стран Африки, а объем капитала превышает 800 млн долл. [14, c. 71–73] (Alain Ebobisse, 2021, р. 71–73). Africa50 использует инвестиции в акционерный капитал для стимулирования капиталовложений государственного и частного секторов в интересные и перспективные проекты в таких сферах, как энергетика и транспорт, водоснабжение, санитария и информационные технологии.
Для обеспечения эффективного и успешного функционирования AfCFTA чрезвычайно важной проблемой африканского континента является создание современной региональной инфраструктуры. И здесь огромную роль играет привлечение инвестиций. По оценкам Инфраструктурного консорциума для Африки (Infrastructure Consortium for Africa), в 2018 г. только 2% от общего объема инвестиций в африканскую инфраструктуру (а это около 100 млрд долл.) были направлены на развитие региональных проектов [14, c. 71–73] (Alain Ebobisse, 2021, р. 71–73).
Во время кризисов финансирование становится все более ограниченным и менее доступным. К каким стратегиям могли бы прибегнуть африканские страны в сложившихся условиях? Одна из стратегий обеспечения финансирования состоит в том, чтобы побудить кредиторов прощать или реструктурировать государственные долги, чтобы предоставить правительствам некоторое пространство для бюджетного маневра. Еще один вариант привлечения дополнительных финансов – поиск резервов высвобождения капитала. Речь идет о прибыльных инфраструктурных активах государств, таких как платные дороги, электростанции, аэропорты и оптико-волоконные сети, которые можно было бы предложить частным инвесторам в рамках концессионной модели. Высвободившийся капитал затем может быть перераспределен и использован для финансирования создания новой инфраструктуры на этапе восстановления экономики, в том числе в секторе здравоохранения, роль которого в последнее время возрастает на африканском континенте не только в связи с пандемией, но и по причине роста среднего класса.
Обострение проблемы утечки капитала, вызванное пандемией, также требует неотложного решения. А возможно это только путем повышения инвестиционной привлекательности и снижения рисков инвестиций в африканские инфраструктурные проекты на ранних стадиях. Финансовые институты в данной ситуации могут поддержать инвесторов, предоставляя инструменты хеджирования рисков и повышения кредитоспособности, а также поддерживая финансирование в местной валюте для укрепления региональных рынков капитала [17] (Juvonen et al., 2019).
Перспективы развития энергетики в Африке
Одной из важнейших целей устойчивого развития, провозглашенных ООН, является седьмая цель – обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех. Африканский континент остается наименее электрифицированным регионом мира [6, c. 266–270] (Pospelov, 2018, р. 266–270).
Большая часть Африки сталкивается с проблемой дефицита в области поставок и распределения энергии, несмотря на наличие большого количества возобновляемых и невозобновляемых источников энергии, включая природный газ, солнечную энергию и гидроэлектростанции [14, c. 71–73] (Alain Ebobisse, 2021, р. 71–73). Хотя в целом Африке необходимо увеличить производство энергии, развитие трансграничной торговли энергией также может оказаться полезным в решении проблем дефицита, поскольку страны с избыточным энергетическим потенциалом могут продавать энергию нуждающимся странам. Пять региональных энергетических пулов Африки (объединенных энергосистем), охватывающие почти все страны континента, являются основой для организации торговли энергией на континенте (рис. 3).
Рисунок 3. Африканские энергетические пулы
Источник: [19] (Medinilla et al., 2019).
Однако следует отметить, что даже если в стране имеется объединенная энергосистема, состоящая из ряда электростанций и электрических сетей, реальная электрификация промышленности и быта занимает достаточно продолжительный период времени [6, c. 266–270] (Pospelov, 2018, р. 266–270). И перспективы развития энергетики в Африки будут во многом зависеть от темпов роста доходов населения, поскольку без спроса не может быть и предложения.
Заключение: Приоритетные направления развития внешней торговли в рамках концепции «Восстановить лучше, чем было» (Build Back Better)
Обобщим основные проблемы стран Африки, в решении которых AfCFTA может быть весьма полезной.
Во-первых, проблемы развития инфраструктуры, а отсюда – высокие затраты бизнеса и высокая себестоимость производства.
Во-вторых, отсутствие единства между странами континента в области таможенного и валютного регулирования, наличие большого числа национальных валют.
Перспективы экономической интеграции в рамках AfCFTA открывают большие возможности для экономического роста на всем континенте. Пандемия COVID-19 привела к остановке производств, разрыву цепочек поставок и существенному снижению спроса на экономические услуги (особенно в таких секторах экономики, как транспорт, туризм и розничная торговля) и сырьевые товары и таким образом приостановила поступательное экономическое развитие многих африканских стран. И реализация проекта AfCFTA была задержана.
Однако AfCFTA все-таки начала функционировать. И уже сейчас государственные банки развития, инвесторы и предприниматели объединяются, чтобы привлечь больше инвестиций в регион, в том числе посредством совместного финансирования и распределения рисков в рамках проектов ГЧП.
Катализатором развития региональной торговли в рамках AfCFTA может стать и рост сельского хозяйства. Однако растущая уязвимость африканского сельского хозяйства к нарушениям, связанным с COVID-19 (а также к климатическим потрясениям), угрожает прогрессу во внутрирегиональной торговле агропродовольственными товарами. Кроме того, поскольку сельскохозяйственное производство является весьма трудоемким, нехватка рабочих рук из-за ограничений, введенных в связи с пандемией COVID-19, негативно сказалась на результатах сельскохозяйственной деятельности. Учитывая эти проблемы, директивные органы должны уменьшить уязвимость к связанным с COVID-19 нарушениям на региональных рынках, в т.ч. в связи с закрытием границ, чтобы обеспечить сохранение цепочек поставок агропродовольственных товаров и торговых каналов. И здесь важно обеспечить диверсификацию продукции и услуг, которые входят в цепочки поставок и имеют трансграничный спрос.
Весьма перспективным видится использование передовых технологий, таких как блокчейн, в рамках организации торгового финансирования. Во внешнеэкономических расчетах обычно используются аккредитивы и традиционный бумажный оборот. Формирование пакета документов при этом может занять до 15 дней [11, c. 74–75] (Admassu Tadesse, 2021, р. 74–75).
Решение для торгового финансирования на основе блокчейн-технологий предусматривает подготовку основных документов по аккредитиву (например, таких как размещение заказа, коносамент, счет-фактура и т.д.) в цифровом формате в смарт-контракте, что сокращает время оборота. Технология блокчейн может сэкономить до семи рабочих дней, значительно повысив при этом безопасность. Это сокращает не только издержки, но и углеродный след и бумажные отходы операций торгового финансирования.
Таким образом, одним из основных факторов и инструментов ускорения экономического роста в Африке можно рассматривать упрощение процедур торговли. Сюда относятся различные меры по упрощению, стандартизации и гармонизации процедур перемещения товаров между экспортерами и импортерами, а также совершенствование механизмов внешнеторговых расчетов.
Таким образом, реализация новых технологических решений в рамках AfCFTA может повысить привлекательность стран Африки для потенциальных инвесторов и деловых партнеров и облегчить ведение бизнеса.
[1] Соглашение о создании Африканской континентальной зоны свободной торговли было подписано 21 марта 2018 г.
[2] Африканский союз (African Union) был учрежден в 2002 году в качестве преемника Организации африканского единства (Organisation of African Unity, ОАU, 1963−1999 гг.).
Источники:
2. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Сапунцов А.Л. Трансформация отраслевой структуры инновационного бизнеса в Африке и вызовы пандемии коронавируса // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 1. – c. 351-378. – doi: 10.18334/vinec.11.1.111858.
3. Зона свободной торговли начала полноценно функционировать в Африке. Рамблер, 1 января 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://news.rambler.ru/world/45543606/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 12.04.2021).
4. Константинова О.В. Сможет ли Африка воспользоваться демографическим дивидендом? // Экономические отношения. – 2020. – № 2. – c. 319-330. – doi: 10.18334/eo.10.2.100906.
5. Павлов В.В., Сапунцов А.Л. Расширение участия стран Африки в международной промышленной кооперации // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 12. – c. 3109–3120. – doi: 10.18334/epp.10.12.111506.
6. Поспелов В.К. Перспективы электрификации стран Африки // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 11-2. – c. 266–270.
7. Сапунцов А.Л. Двусторонние инвестиционные договоры как инструмент регулирования деятельности иностранных инвесторов в странах Африки // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 12. – c. 3237-3248. – doi: 10.18334/epp.10.12.111505.
8. Сапунцов А.Л. Институциональные подходы к регулированию деятельности иностранных инвесторов в Уганде и ее инвестиционный кодекс // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1131-1142. – doi: 10.18334/eo.10.4.111430.
9. Сунгурян А.С. Взаимоотношения Африканского банка развития с нерегиональными участниками // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1143-1156. – doi: 10.18334/eo.10.4.110902.
10. Цибиков В.А. О миграционном потенциале и тенденциях миграции граждан Южно-Африканской Республики в Россию // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 1. – c. 69-80. – doi: 10.18334/epp.11.1.111221.
11. Admassu Tadesse Priorities for supporting trade under a build-back-better agenda. / In FORESIGHT AFRICA 2021. - BROOKINGS, 2021. – 74–75 p.
12. The African Continental Free Trade Area: Economic and Distributional Effects. - Washington, DC: World Bank, 2020.
13. African Economic Outlook 2020 Supplement: Amid COVID-19. - Abidjan, Cote d'Ivoire: African Development Bank, 2020.
14. Alain Ebobisse Improving infrastructure in Africa: Creating long-term resilience through investment. / In FORESIGHT AFRICA 2021. - BROOKINGS, 2021. – 71–73 p.
15. Benedict Okey Facilitating the transformational AfCFTA: Tools for eliminating bottlenecks. / In FORESIGHT AFRICA 2021. - BROOKINGS, 2021. – 69–70 p.
16. A Business Guide to the African Continental Free Trade Area Agreement. - Geneva: International Trade Center, 2018.
17. Juvonen K., et al. Unleashing the Potential of Institutional Investors in Africa. - African Development Bank Working Paper 325, 2019.
18. Loes Witschge (2018) African Continental Free Trade Area: What you need to know. AL JAZEERA, 20 March 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.aljazeera.com/economy/2018/3/20/african-continental-free-trade-area-what-you-need-to-know (дата обращения: 08.05.2021).
19. Medinilla A., et al. African power pools: Regional energy, national power. - European Center for Development Policy Management Discussion Paper Series 244, 2019.
20. Morsy Hanan, Salami O., Mukasa Adamon Opportunities amid COVID-19: Advancing intra-African food integration // World Development. – 2020. – № 139. – doi: 10.1016/j.worlddev.2020.105308.
21. Saygili M., Peters R., Knebel C. Africa Continental Free Trade Area: Challenges and Opportunities of Tariff Reduction. / UNCTAD Research Paper No. 15. - UNCTAD/SER.RP/2017/15/Rev.1, 2018.
22. Van Biesebroeck J., Mensah E.B. The Extent of GVC Engagement in Sub-Saharan Africa. - World Bank Policy Research Working Paper. No. 8937, 2019.
23. Wamkel Mene Making the AfCFTA Vision our reality. / In FORESIGHT AFRICA 2021. - BROOKINGS, 2021. – 63–66 p.
24. Zhang Qiaowen, Batinge Benjamin A social network analysis of the structure and evolution of intra‐African trade // African Development Review. – 2021. – № 33. – doi: 10.1111/1467-8268.12506.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:38:36