Состояние промышленного развития Арктической зоны как составляющей национальной социально-экономической системы
Донцова О.И.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 17
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 9 (Сентябрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49551709
Аннотация:
В статье рассматривается важность социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации. Сформулированы стратегические основы для развития Арктической зоны РФ. В статье аргументировано сформулировано, что в Арктической зоне РФ реализуются масштабные инфраструктурные и добывающие проекты, привлечено большое количество инвестиций, в связи с чем актуальна государственная промышленная политика данной территории и ее совершенствование. В статье проведен анализ состояния промышленного развития Арктической зоны как составляющей национальной социально-экономической системы, а также динамики и уровня сбалансированности промышленного развития в Арктической зоне; разработан ряд предложений по совершенствованию системы мер и инструментов государственной политики в сфере обеспечения сбалансированного промышленного развития в Арктической зоне. Материалы научного исследования могут быть использованы в практической деятельности Правительства Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли, Министерства экономического развития, Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, а также могут быть полезны специалистам в экономической сфере, ученым, аспирантам, а также представителям малого и среднего бизнеса.
Ключевые слова: Арктика, Арктическая зона, промышленность, социально-экономическая система, стратегия развития, региональное развитие, региональная политика
JEL-классификация: R11, R12, R13
Введение
В последнее десятилетие в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ) реализуются масштабные инфраструктурные и добывающие проекты, привлечено большое количество инвестиций. В связи с этим актуальна государственная промышленная политика данной территории и ее совершенствование. Сегодня сформулированы стратегические основы для развития Арктической зоны РФ, сформирован координирующий правительственный орган – Государственная комиссия по вопросам развития Арктики [1, с.11-20].
Актуальность темы статьи определяется социально-экономической значимостью Арктической зоны, как транспортной артерии, соединяющей Европу и Азию, необходимостью создания условий комплексного социально-экономического развития территории Арктической зоны и повышения уровня жизни населения, сложившимися геополитическими условиями и ролью Арктической зоны в создании политического и экономического баланса ресурсной базы РФ и ее стратегических возможностей. Согласно указу Президента РФ от 05.03.2020 № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года», в число основных национальных интересов России в Арктике входит развитие АЗРФ в качестве стратегической ресурсной базы и ее рациональное использование в целях ускорения экономического роста страны.
Целью исследования явилось обоснование приоритетных направлений государственной политики по обеспечению сбалансированного промышленного развития в Арктической зоне. К методам, которые были применены в процессе исследования, отнесены: статистические, сравнительного анализа и экспертных оценок, синтеза, обобщения и системного подхода.
Основная часть
Стратегией развития Арктической зоны России до 2035 года предусматривается реализация следующих мероприятий социально-экономического характера:
- Развитие портов Сабетта и Мурманск
- Внедрение технологии строительства мобильных жилых модулей в условиях вечной мерзлоты
- Развитие системы газопроводов в регионы России
- Повышение стипендий студентам вузов Арктической зоны России
- Строительство новых школ и реконструкция старых [2].
Общий объем инвестиций в Арктическую зону России в 2021 году составил 1,9 трлн рублей. При этом собственные и заемные средства распределились в соотношении 1,17 в сторону собственного капитала по отношению к заемному (см. табл. 1.)
Таблица 1. - Инвестиции в основной капитал Арктической зоны России (млн. рублей)
Инвестиции в основной капитал
|
в том числе:
| |||||||||||||
Собственные средства
|
Привлеченные средства
|
в том числе:
| ||||||||||||
кредиты банков
|
из них кредиты иностранных банков
|
заемные средства других организаций
|
инвестиции из-за рубежа
|
бюджетные средства
|
из них:
|
средства государ-ственных внебюджетных фондов
|
средства организаций и населения,привлеченные для долевого
строительства
|
из них средства населения
|
прочие
| |||||
из федерального бюджета
|
из бюджетов субъектов Российской Федерации
|
из местных бюджетов
| ||||||||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
1
876 551
|
1
015 223
|
861
328
|
154481
|
3
967
|
335
173
|
27337
|
111
238
|
68
704
|
32
069
|
10
464
|
520
|
486
|
…
|
23290
|
Как видно из табл. 1, в структуре инвестиций в основной капитал Арктической зоны России по источникам финансирования превалируют собственные средства предприятий и организаций (порядка 54% от общего количества инвестиций). В структуре привлеченных средств большую часть занимают заемные средства других организаций, примерно равные доли имеют банковские кредиты и бюджетное финансирование [5].
В структуре инвестиций в основной капитал Арктической зоны России преобладают инвестиции в здания, машины и оборудование (см. табл. 2)
Таблица 2 - Структура инвестиций в основной капитал Арктической зоны России
Инвестиции в основной
капитал
|
из общего объема инвестиций
в основной капитал:
| ||||||||
жилые здания и помещения
|
здания (кроме жилых) и
сооружения
|
расходы на улучшение
земель
|
машины, оборудование,
включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты
|
в том числе:
|
объекты интеллектуаль-ной
собственности
|
прочие инвестиции
| |||
транспортные средства
|
информационное,
компьютерное и телекоммуника-ционное (ИКТ) оборудование
|
прочие машины и
оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты
| |||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Миллиардов рублей
| |||||||||
1 876
|
17
|
1 036
|
0,5
|
435
|
99
|
20
|
315
|
89
|
297
|
В процентах к итогу
| |||||||||
100
|
0,9
|
55,3
|
0,03
|
23,2
|
5,3
|
1,1
|
16,8
|
4,8
|
15,8
|
По табл. 2 можно сделать вывод, что основная часть инвестиций в основной капитал Арктической зоны Российской Федерации приходится на промышленные здания и сооружения (55%), машины и оборудование занимают 23% в структуре инвестиционных активов, на объекты интеллектуальной собственности приходится порядка 5% от общей суммы инвестиций. Такое распределение инвестиций указывает на преимущественно промышленную направленность инвестиционного развития Арктической зоны Российской Федерации [6, с.158-164].
Таблица 3 - Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах, млрд. руб.)
|
2005
|
2010
|
2015
|
2018
|
2019
|
2020
|
Российская Федерация
|
3611,1
|
9152,1
|
13897,2
|
17782,0
|
19329,0
|
20118,4
|
Республика Карелия
|
15,3
|
22,8
|
32,7
|
48,1
|
48,3
|
57,0
|
Республика Коми
|
50,4
|
112,3
|
169,9
|
136,5
|
121,6
|
140,4
|
Архангельская область
|
47,7
|
99,7
|
172,2
|
198,4
|
193,2
|
198,8
|
Ненецкий автономный округ
|
22,5
|
42,6
|
114,5
|
91,0
|
97,0
|
90,2
|
Архангельская область без автономного округа
|
0,0
|
0,0
|
57,7
|
107,3
|
96,1
|
108,6
|
Мурманская область
|
20,0
|
38,6
|
100,4
|
155,7
|
170,9
|
191,1
|
Ямало-Ненецкий автономный округ
|
141,2
|
387,7
|
779,4
|
1021,5
|
943,8
|
1075,3
|
Красноярский край
|
71,4
|
266,9
|
396,9
|
421,8
|
436,4
|
478,6
|
Республика Саха (Якутия)
|
49,0
|
130,5
|
198,0
|
403,6
|
420,9
|
221,7
|
Чукотский автономный округ
|
7,4
|
5,4
|
14,6
|
17,4
|
27,2
|
31,6
|
Наиболее капиталоемким регионом Арктической зоны является Ямало-Ненецкий автономный округ, на него приходится порядка 5% от всех инвестиций в основной капитал Российской Федерации, при этом динамика роста инвестиций в данный регион с 2005 года составляет 760%. Наиболее капиталоемкими инвестиционными проектами в Ямало-Ненецком АО являются проекты по добыче и переработке природного газа компаний «Новатэк» и «Газпром» (табл.3).
Выручка предприятий Арктической зоны занимает незначительную часть в структуре выручки российский предприятий, при этом наблюдается малая, но положительная динамика в увеличении доли выручки предприятий Арктической зоны в валовой выручке предприятий России (см. табл. 4 и рис.1).
Таблица 4 - Динамика выручки предприятий Арктической зоны (млрд. руб.)
|
2016
г.
|
2017
г.
|
2018
г.
|
2019
г.
|
2020
г.
|
2021
г.
|
Арктическая зона
|
4 764
|
5 570
|
6 919
|
5 775
|
7 602
|
11 116
|
Российская
Федерация
|
112 002
|
122 213
|
144 029
|
149 854
|
154 269
|
206 726
|
Доля выручки
предприятий Арктической зоны от общей выручки предприятий РФ,%
|
4,25
|
4,56
|
4,80
|
3,85
|
4,93
|
5,38
|
Наибольший рост выручки приходится на 2020 и 2021 годы, это обстоятельство во многом связано с запуском проектов Ямаг СПГ компании «Новотэк».
Отгрузка товаров, которые выполнены собственными силами предприятий Арктической зоны немногим превышает долю выручки предприятий Арктической зоны в выручке предприятий России (см. табл. 5).
Таблица 5 - Объем реализации продукции, выполненной силами региона (млрд. руб.)
|
2016 г.
|
2017
г.
|
2018
г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
Арктическая
зона
|
4 053
|
4 814
|
6 017
|
4 914
|
6 589
|
9 742
|
Российская
Федерация
|
71882
|
77 937
|
91 651
|
94 472
|
91 830
|
122 864
|
Доля объема реализации продукции, выполненной силами
Арктической зоны от общего объема реализации продукции, выполненной в РФ, %
|
5,64
|
6,18
|
6,57
|
5,20
|
7,18
|
7,93
|
При этом по финансовому результату, предприятия Арктической зоны показывают большую эффективность относительно предприятий России в целом (см. табл. 6).
Таблица 6 - Финансовый результат предприятий Арктической зоны (млн. руб.).
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Всего
|
993438
|
750570
|
972680
|
1945903
|
803362
|
2542792
|
Российская Федерация
|
11587706
|
10320528
|
13797163
|
15758426
|
12421071
|
29649744
|
Доля финансового результата предприятий Арктической зоны от общего
финансового результата предприятий РФ,%
|
8,57
|
7,27
|
7,05
|
12,35
|
6,47
|
8,58
|
Динамика финансового результата предприятий Арктической зоны России плотно коррелирует с динамикой выручки приведенной в таблице 4. Это свидетельствует о приемлемой эффективности предприятий региона.
Краткосрочное финансирование предприятий Арктической зоны осуществляется преимущественно за счет собственных средств и долгосрочных займов. Доля кредиторской задолженности предприятий Арктической зоны в сравнении с общенациональными показателями сопоставима с остальными финансовыми показателями (см. табл. 7).
Таблица 7 - Динамика кредиторской задолженности предприятий Арктической зоны (млн. руб.)
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Всего
|
1484383
|
1894342
|
1746100
|
2174064
|
2291597
|
2924598
|
Российская Федерация
|
42280108
|
44481326
|
49228641
|
52614704
|
64073355
|
76121438
|
Доля кредиторской задолженности
предприятий Арктической зоны от общей кредиторской задолженности предприятий РФ,% |
3,51
|
4,26
|
3,55
|
4,13
|
3,58
|
3,84
|
По количеству задействованного экономически активного населения Арктическая зона России в силу своего сурового и мало приспособленного для жизни климата, занимает в структуре российской экономики незначительную часть. Основную часть экономически активного населения данных областей составляют коренные народы Крайнего Севера, которые задействованы преимущественно в животноводческом хозяйстве, и работники вахтового метода (см. табл. 8).
Таблица 8 – Численность рабочей силы (тыс. человек)
|
2021
год
|
Арктическая
зона Российской Федерации
|
3959,9
|
Справочно:
Российская Федерация
|
75060,2
|
Доля численности рабочей силы Арктической зоны от общей
численности рабочей силы РФ, %
|
5,27
|
Уровень безработицы на предприятиях Арктической зоны сопоставим с уровнем безработицы по России в целом (см. табл. 9).
Таблица 9 - Уровень безработицы в Арктической зоне России
|
2021 год
|
Арктическая
зона Российской Федерации, %
|
4,7
|
Справочно:
Российская Федерация, %
|
4,8
|
С точки зрения развития информационных технологий темпы Арктической зоны несколько превышают общенациональные темпы. Так, по доле домохозяйств с домашним компьютером Арктическая зона опережает средние показатели по России (см. табл. 10).
Таблица 10 - Доля домашних хозяйств, имевших компьютер, в общем числе домашних хозяйств
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Арктическая
зона Российской Федерации
|
84,8
|
74,8
|
83,8
|
80,3
|
80,1
|
77,4
|
Российская
Федерация
|
74,3
|
74,4
|
72,4
|
69,4
|
72,1
|
72,6
|
По доле домохозяйств, оборудованных широкополосным интернетом, Арктическая зона также опережает совокупные российские показатели (см. табл. 11).
Таблица 11 - Доля домашних хозяйств, имевших широкополосный доступ к сети Интернет
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Арктическая
зона Российской Федерации
|
73,9
|
72,8
|
80,1
|
81,3
|
81,6
|
85,2
|
Справочно: Российская Федерация
|
70,7
|
72,6
|
73,2
|
73,6
|
77,0
|
82,6
|
По количеству активных пользователей сети Интернет Арктическая зона также опережает общенациональные показатели (см. табл. 12).
Таблица 12 - Доля населения, являющегося активными пользователями сети Интернет
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Арктическая
зона Российской Федерации
|
82,9
|
82,9
|
88,4
|
88,5
|
88,6
|
90,3
|
Справочно: Российская
Федерация
|
71,5
|
74,1
|
79,3
|
81,4
|
84,1
|
87,3
|
При этом научно-исследовательский и инженерно-конструкторский потенциал Арктической зоны в силу своих климатических условий довольно низкий (см. табл. 13, 14).
Таблица 13 - Число разработанных передовых производственных технологий
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Арктическая
зона Российской Федерации
|
16
|
18
|
20
|
23
|
19
|
Справочно:
Российская Федерация
|
1402
|
1565
|
1620
|
1989
|
2186
|
Доля разработанных передовых
технологий в Арктической зоне от общего числа разработанных передовых производственных технологий в РФ, % |
1,14
|
1,15
|
1,23
|
1,16
|
0,87
|
Таблица 14 - Число используемых передовых производственных технологий
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Арктическая зона Российской Федерации
|
7570
|
7719
|
8470
|
8248
|
8678
|
Справочно: Российская Федерация
|
240054
|
254927
|
262645
|
242931
|
256582
|
Доля используемых передовых производственных
технологий в Арктической зоне от общего числа используемых передовых
производственных технологий в РФ, %
|
3,15
|
3,03
|
3,22
|
3,40
|
3,38
|
В целом заработная плата в Арктической зоне на 47% привышает среднюю заработную плату по России.
Таблица 15 - Средняя заработная плата в Арктической зоне (руб.)
|
2021
год
|
Арктическая
зона Российской Федерации
|
95810
|
Российская
Федерация
|
64270
|
Доля средней заработной платы в Арктической зоне от средней
заработной платы в РФ, %
|
149,07
|
Финансовые вложения на территории регионов Арктической зоны России занимают крайне малаую часть от финансовых вложений на территории России в целом. Это сигнализирует на высокие риски вложений в малоразработанную территорию нашей страны (см. табл. 16).
Таблица 16 - Финансовые вложения в Арктическую зону (млн. руб.)
|
2021
|
Арктическая
зона
|
6677,00
|
Российская
Федерация
|
390942,00
|
Доля финансовых вложений в Арктическую зону от общего объема
финансовых вложений в РФ, %
|
1,71
|
Заключение
Выявленные проблемы. Государственная политика промышленного развития Арктической зоны основана на следующих аспектах:
· Низкая пригодность климатических условий региона к жизни человека и вытекающая из этого крайне низкая плотность населения [7, с.5-24]
· Низкая развитость логистической инфраструктуры и коммуникаций региона
· Открывающие новые транспортные возможности изменения климата Арктической зоны, несущие одновременно с этим существенные риски для экологии
· Высокая ресурсоемкость производственных процессов в регионе
· Базовая направленность политики промышленного развития в первую очередь на освоение огромных запасов природных ресурсов Арктического региона с их дальнейшей транспортировкой на экспорт и вглубь России
Авторские рекомендации. В качестве основных направлений совершенствования системы мер и инструментов государственной политики в сфере промышленного развития Арктической зоны России предлагается:
· Стимулирование внутреннего спроса на продукцию Арктической зоны. Под стимулированием спроса предлагается понимать реализацию проектов увеличения объемов производства различных видов промышленной продукции и товаров народного потребления на территории Российской Федерации за счет преимущества собственных дешевых источников энергии и ресурсов. Данное предложение гармонично вписывается в политику импортозамещения в российской экономике.
· Повышение уровня локализации производства критических компонентов и агрегатов, необходимых для эффективной реализации проектов развития Арктической зоны [8, с.100-116; 9, с.86-90].
· Стимулирование конкурентоспособного импортозамещения в критически необходимых для реализации проектов развития Арктической зоны цифровых технологиях, а также технологиях добычи природных ресурсов и сервисного обслуживания действующих объектов добычи и транспортировки природных ресурсов.
· Интеграция промышленного развития Арктической зоны в концепцию развития Северного морского пути, как одного из альтернативных трансграничных логистических маршрутов
Источники:
2. Указ Президента РФ от 05.03.2020 № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.
3. Росстат. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 05.07.2022).
4. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. Rosstat.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13205 (дата обращения: 20.04.2022).
5. Селин В.С., Васильев В.В., Широкова Л.Н. Российская Арктика: география, экономика, районирование. - Апатиты: КНЦ РАН, 2011. – 203 c.
6. Богоявленский В.И., Богоявленский И.В. Анализ состояния, перспектив и проблем освоения ресурсов углеводородов и угля в Арктике в связи с экономическими, геополитическими и технологическими реалиями // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2021. – № 2. – c. 154-180. – doi: 10.38197/2072-2060-2021-228-2-154-180.
7. Зайков К.С., Кондратов Н.А., Кудряшова Е.В., Липина С.А., Чистобаев А.И. Сценарии развития арктического региона (2020–2035 гг.) // Арктика и Север. – 2019. – № 35. – c. 5-24. – doi: 10.17238/issn2221-2698.2019.35.5.
8. Михайлова С.Ю. Устойчивое экономическое развитие Арктики: проблемы и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2014. – № 3. – c. 100-116.
9. Сапрыкина К.М. Современное экологическое состояние Арктической зоны РФ и возможная динамика развития // Территория НЕФТЕГАЗ. – 2015. – № 5. – c. 86-90.
10. Матвиенко И.И. Анализ инновационного развития регионов Арктической зоны Российской Федерации // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 307-324. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100663.
11. Торцев А.М., Смиренникова Е.В., Студёнов И.И., Новосёлов А.П. Теоретико-методические аспекты оценки инновационного развития регионов Арктической зоны Российской Федерации // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 3. – c. 417-434. – doi: 10.18334/vinec.8.3.39386.
12. Прудский В.Г., Федосеева С.С., Баландин Д.А. Управление развитием природоохранной инфраструктуры арктического территориального пространства России // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 5. – c. 1493-1510. – doi: 10.18334/epp.12.5.114600.
13. Волков А.Д. Мировой опыт применения экономико-правовых режимов и его использование в пространственной организации экономики Арктического региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 6. – c. 1389-1404. – doi: 10.18334/epp.11.6.112298.
14. Коновалова Л.В., Зыкова Н.В., Ушакова Т.Н. Рейтинговая оценка социально-экономических факторов общественного здоровья арктических территорий Архангельской области // Экономические отношения. – 2020. – № 3. – c. 899-919. – doi: 10.18334/eo.10.3.110740.
15. Баландин Д.А., Баландин Е.Д., Пыткин А.Н. Приоритеты пространственного развития арктических территорий // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1735-1746. – doi: 10.18334/eo.9.3.40926.
16. Матвиенко И.И. Нормативно-правовая база инновационного развития и инновационная инфраструктура арктических территорий // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 3. – c. 435-452. – doi: 10.18334/vinec.8.3.39432.
17. Деттер Г.Ф. Формирование функционально полной инновационной инфраструктуры в экосистеме арктических регионов // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 1. – c. 91-104. – doi: 10.18334/vinec.8.1.38754.
Страница обновлена: 12.11.2024 в 14:06:08