Состояние промышленного развития Арктической зоны как составляющей национальной социально-экономической системы

Донцова О.И.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 9 (Сентябрь 2022)

Цитировать:
Донцова О.И. Состояние промышленного развития Арктической зоны как составляющей национальной социально-экономической системы // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 9. – С. 2515-2528. – doi: 10.18334/epp.12.9.116153.

Аннотация:
В статье рассматривается важность социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации. Сформулированы стратегические основы для развития Арктической зоны РФ. В статье аргументировано сформулировано, что в Арктической зоне РФ реализуются масштабные инфраструктурные и добывающие проекты, привлечено большое количество инвестиций, в связи с чем актуальна государственная промышленная политика данной территории и ее совершенствование. В статье проведен анализ состояния промышленного развития Арктической зоны как составляющей национальной социально-экономической системы, а также динамики и уровня сбалансированности промышленного развития в Арктической зоне; разработан ряд предложений по совершенствованию системы мер и инструментов государственной политики в сфере обеспечения сбалансированного промышленного развития в Арктической зоне. Материалы научного исследования могут быть использованы в практической деятельности Правительства Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли, Министерства экономического развития, Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, а также могут быть полезны специалистам в экономической сфере, ученым, аспирантам, а также представителям малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: Арктика, Арктическая зона, промышленность, социально-экономическая система, стратегия развития, региональное развитие, региональная политика

JEL-классификация: R11, R12, R13



Введение

В последнее десятилетие в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ) реализуются масштабные инфраструктурные и добывающие проекты, привлечено большое количество инвестиций. В связи с этим актуальна государственная промышленная политика данной территории и ее совершенствование. Сегодня сформулированы стратегические основы для развития Арктической зоны РФ, сформирован координирующий правительственный орган – Государственная комиссия по вопросам развития Арктики [1, с.11-20].

Актуальность темы статьи определяется социально-экономической значимостью Арктической зоны, как транспортной артерии, соединяющей Европу и Азию, необходимостью создания условий комплексного социально-экономического развития территории Арктической зоны и повышения уровня жизни населения, сложившимися геополитическими условиями и ролью Арктической зоны в создании политического и экономического баланса ресурсной базы РФ и ее стратегических возможностей. Согласно указу Президента РФ от 05.03.2020 № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года», в число основных национальных интересов России в Арктике входит развитие АЗРФ в качестве стратегической ресурсной базы и ее рациональное использование в целях ускорения экономического роста страны.

Целью исследования явилось обоснование приоритетных направлений государственной политики по обеспечению сбалансированного промышленного развития в Арктической зоне. К методам, которые были применены в процессе исследования, отнесены: статистические, сравнительного анализа и экспертных оценок, синтеза, обобщения и системного подхода.

Основная часть

Стратегией развития Арктической зоны России до 2035 года предусматривается реализация следующих мероприятий социально-экономического характера:

- Развитие портов Сабетта и Мурманск

- Внедрение технологии строительства мобильных жилых модулей в условиях вечной мерзлоты

- Развитие системы газопроводов в регионы России

- Повышение стипендий студентам вузов Арктической зоны России

- Строительство новых школ и реконструкция старых [2].

Общий объем инвестиций в Арктическую зону России в 2021 году составил 1,9 трлн рублей. При этом собственные и заемные средства распределились в соотношении 1,17 в сторону собственного капитала по отношению к заемному (см. табл. 1.)

Таблица 1. - Инвестиции в основной капитал Арктической зоны России (млн. рублей)

Инвестиции в основной капитал
в том числе:
Собственные средства
Привлеченные средства
в том числе:
кредиты банков
из них кредиты иностранных банков
заемные средства других организаций
инвестиции из-за рубежа
бюджетные средства
из них:
средства государ-ственных внебюджетных фондов
средства организаций и населения,привлеченные для долевого строительства
из них средства населения
прочие
из федерального бюджета
из бюджетов субъектов Российской Федерации
из местных бюджетов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
1 876 551
1 015 223
861 328
154481
3 967
335 173
27337
111 238
68 704
32 069
10 464
520
486

23290
Источник: составлено автором по данным Росстата [3]

Как видно из табл. 1, в структуре инвестиций в основной капитал Арктической зоны России по источникам финансирования превалируют собственные средства предприятий и организаций (порядка 54% от общего количества инвестиций). В структуре привлеченных средств большую часть занимают заемные средства других организаций, примерно равные доли имеют банковские кредиты и бюджетное финансирование [5].

В структуре инвестиций в основной капитал Арктической зоны России преобладают инвестиции в здания, машины и оборудование (см. табл. 2)

Таблица 2 - Структура инвестиций в основной капитал Арктической зоны России

Инвестиции в основной капитал
из общего объема инвестиций в основной капитал:
жилые здания и помещения
здания (кроме жилых) и сооружения
расходы на улучшение земель
машины, оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты
в том числе:
объекты интеллектуаль-ной собственности
прочие инвестиции
транспортные средства
информационное, компьютерное и телекоммуника-ционное (ИКТ) оборудование
прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Миллиардов рублей
1 876
17
1 036
0,5
435
99
20
315
89
297
В процентах к итогу
100
0,9
55,3
0,03
23,2
5,3
1,1
16,8
4,8
15,8
Источник: : составлено автором по данным Росстата [3]

По табл. 2 можно сделать вывод, что основная часть инвестиций в основной капитал Арктической зоны Российской Федерации приходится на промышленные здания и сооружения (55%), машины и оборудование занимают 23% в структуре инвестиционных активов, на объекты интеллектуальной собственности приходится порядка 5% от общей суммы инвестиций. Такое распределение инвестиций указывает на преимущественно промышленную направленность инвестиционного развития Арктической зоны Российской Федерации [6, с.158-164].

Таблица 3 - Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах, млрд. руб.)


2005
2010
2015
2018
2019
2020
Российская Федерация
3611,1
9152,1
13897,2
17782,0
19329,0
20118,4
Республика Карелия
15,3
22,8
32,7
48,1
48,3
57,0
Республика Коми
50,4
112,3
169,9
136,5
121,6
140,4
Архангельская область
47,7
99,7
172,2
198,4
193,2
198,8
Ненецкий автономный округ
22,5
42,6
114,5
91,0
97,0
90,2
Архангельская область без автономного округа
0,0
0,0
57,7
107,3
96,1
108,6
Мурманская область
20,0
38,6
100,4
155,7
170,9
191,1
Ямало-Ненецкий автономный округ
141,2
387,7
779,4
1021,5
943,8
1075,3
Красноярский край
71,4
266,9
396,9
421,8
436,4
478,6
Республика Саха (Якутия)
49,0
130,5
198,0
403,6
420,9
221,7
Чукотский автономный округ
7,4
5,4
14,6
17,4
27,2
31,6
Источник: : составлено автором по данным Росстата [3,4].

Наиболее капиталоемким регионом Арктической зоны является Ямало-Ненецкий автономный округ, на него приходится порядка 5% от всех инвестиций в основной капитал Российской Федерации, при этом динамика роста инвестиций в данный регион с 2005 года составляет 760%. Наиболее капиталоемкими инвестиционными проектами в Ямало-Ненецком АО являются проекты по добыче и переработке природного газа компаний «Новатэк» и «Газпром» (табл.3).

Выручка предприятий Арктической зоны занимает незначительную часть в структуре выручки российский предприятий, при этом наблюдается малая, но положительная динамика в увеличении доли выручки предприятий Арктической зоны в валовой выручке предприятий России (см. табл. 4 и рис.1).

Таблица 4 - Динамика выручки предприятий Арктической зоны (млрд. руб.)


2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Арктическая зона
4 764
5 570
6 919
5 775
7 602
11 116
Российская Федерация
112 002
122 213
144 029
149 854
154 269
206 726
Доля выручки предприятий Арктической зоны от общей выручки предприятий РФ,%
4,25
4,56
4,80
3,85
4,93
5,38
Источник: составлено автором по данным Росстата [3].

Наибольший рост выручки приходится на 2020 и 2021 годы, это обстоятельство во многом связано с запуском проектов Ямаг СПГ компании «Новотэк».

Отгрузка товаров, которые выполнены собственными силами предприятий Арктической зоны немногим превышает долю выручки предприятий Арктической зоны в выручке предприятий России (см. табл. 5).

Таблица 5 - Объем реализации продукции, выполненной силами региона (млрд. руб.)


2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Арктическая зона
4 053
4 814
6 017
4 914
6 589
9 742
Российская Федерация
71882
77 937
91 651
94 472
91 830
122 864
Доля объема реализации продукции, выполненной силами Арктической зоны от общего объема реализации продукции, выполненной в РФ, %
5,64
6,18
6,57
5,20
7,18
7,93
Источник: составлено автором по данным Росстата [3]

При этом по финансовому результату, предприятия Арктической зоны показывают большую эффективность относительно предприятий России в целом (см. табл. 6).

Таблица 6 - Финансовый результат предприятий Арктической зоны (млн. руб.).


2016
2017
2018
2019
2020
2021
Всего
993438
750570
972680
1945903
803362
2542792
Российская Федерация
11587706
10320528
13797163
15758426
12421071
29649744
Доля финансового результата предприятий Арктической зоны от общего финансового результата предприятий РФ,%
8,57
7,27
7,05
12,35
6,47
8,58
Источник: составлено автором по данным Росстата [3]

Динамика финансового результата предприятий Арктической зоны России плотно коррелирует с динамикой выручки приведенной в таблице 4. Это свидетельствует о приемлемой эффективности предприятий региона.

Краткосрочное финансирование предприятий Арктической зоны осуществляется преимущественно за счет собственных средств и долгосрочных займов. Доля кредиторской задолженности предприятий Арктической зоны в сравнении с общенациональными показателями сопоставима с остальными финансовыми показателями (см. табл. 7).

Таблица 7 - Динамика кредиторской задолженности предприятий Арктической зоны (млн. руб.)


2016
2017
2018
2019
2020
2021
Всего
1484383
1894342
1746100
2174064
2291597
2924598
Российская Федерация
42280108
44481326
49228641
52614704
64073355
76121438
Доля кредиторской задолженности
предприятий Арктической зоны
от общей кредиторской задолженности предприятий РФ,%
3,51
4,26
3,55
4,13
3,58
3,84
Источник: составлено автором по данным Росстата [3].

По количеству задействованного экономически активного населения Арктическая зона России в силу своего сурового и мало приспособленного для жизни климата, занимает в структуре российской экономики незначительную часть. Основную часть экономически активного населения данных областей составляют коренные народы Крайнего Севера, которые задействованы преимущественно в животноводческом хозяйстве, и работники вахтового метода (см. табл. 8).

Таблица 8 – Численность рабочей силы (тыс. человек)


2021 год
Арктическая зона Российской Федерации
3959,9
Справочно: Российская Федерация
75060,2
Доля численности рабочей силы Арктической зоны от общей численности рабочей силы РФ, %
5,27
Источник: составлено автором по данным Росстата [3].

Уровень безработицы на предприятиях Арктической зоны сопоставим с уровнем безработицы по России в целом (см. табл. 9).

Таблица 9 - Уровень безработицы в Арктической зоне России


2021 год
Арктическая зона Российской Федерации, %
4,7
Справочно: Российская Федерация, %
4,8
Источник: составлено автором по данным Росстата [3].

С точки зрения развития информационных технологий темпы Арктической зоны несколько превышают общенациональные темпы. Так, по доле домохозяйств с домашним компьютером Арктическая зона опережает средние показатели по России (см. табл. 10).

Таблица 10 - Доля домашних хозяйств, имевших компьютер, в общем числе домашних хозяйств


2016
2017
2018
2019
2020
2021
Арктическая зона Российской Федерации
84,8
74,8
83,8
80,3
80,1
77,4
Российская Федерация
74,3
74,4
72,4
69,4
72,1
72,6
Источник: составлено автором по данным Росстата [3].

По доле домохозяйств, оборудованных широкополосным интернетом, Арктическая зона также опережает совокупные российские показатели (см. табл. 11).

Таблица 11 - Доля домашних хозяйств, имевших широкополосный доступ к сети Интернет


2016
2017
2018
2019
2020
2021
Арктическая зона Российской Федерации
73,9
72,8
80,1
81,3
81,6
85,2
Справочно: Российская Федерация
70,7
72,6
73,2
73,6
77,0
82,6
Источник: составлено автором по данным Росстата [3].

По количеству активных пользователей сети Интернет Арктическая зона также опережает общенациональные показатели (см. табл. 12).

Таблица 12 - Доля населения, являющегося активными пользователями сети Интернет


2016
2017
2018
2019
2020
2021
Арктическая зона Российской Федерации
82,9
82,9
88,4
88,5
88,6
90,3
Справочно: Российская Федерация
71,5
74,1
79,3
81,4
84,1
87,3
Источник: составлено автором по данным Росстата [3].

При этом научно-исследовательский и инженерно-конструкторский потенциал Арктической зоны в силу своих климатических условий довольно низкий (см. табл. 13, 14).

Таблица 13 - Число разработанных передовых производственных технологий


2017
2018
2019
2020
2021
Арктическая зона Российской Федерации
16
18
20
23
19
Справочно: Российская Федерация
1402
1565
1620
1989
2186
Доля разработанных передовых
технологий в Арктической зоне
от общего числа разработанных
передовых производственных технологий в РФ, %
1,14
1,15
1,23
1,16
0,87
Источник: составлено автором по данным Росстата [3].

Таблица 14 - Число используемых передовых производственных технологий


2017
2018
2019
2020
2021
Арктическая зона Российской Федерации
7570
7719
8470
8248
8678
Справочно: Российская Федерация
240054
254927
262645
242931
256582
Доля используемых передовых производственных технологий в Арктической зоне от общего числа используемых передовых производственных технологий в РФ, %
3,15
3,03
3,22
3,40
3,38
Источник: составлено автором по данным Росстата [3].

В целом заработная плата в Арктической зоне на 47% привышает среднюю заработную плату по России.

Таблица 15 - Средняя заработная плата в Арктической зоне (руб.)


2021 год
Арктическая зона Российской Федерации
95810
Российская Федерация
64270
Доля средней заработной платы в Арктической зоне от средней заработной платы в РФ, %
149,07
Источник: составлено автором по данным Росстата [3]

Финансовые вложения на территории регионов Арктической зоны России занимают крайне малаую часть от финансовых вложений на территории России в целом. Это сигнализирует на высокие риски вложений в малоразработанную территорию нашей страны (см. табл. 16).

Таблица 16 - Финансовые вложения в Арктическую зону (млн. руб.)


2021
Арктическая зона
6677,00
Российская Федерация
390942,00
Доля финансовых вложений в Арктическую зону от общего объема финансовых вложений в РФ, %
1,71
Источник: составлено автором по данным Росстата [3].

Заключение

Выявленные проблемы. Государственная политика промышленного развития Арктической зоны основана на следующих аспектах:

· Низкая пригодность климатических условий региона к жизни человека и вытекающая из этого крайне низкая плотность населения [7, с.5-24]

· Низкая развитость логистической инфраструктуры и коммуникаций региона

· Открывающие новые транспортные возможности изменения климата Арктической зоны, несущие одновременно с этим существенные риски для экологии

· Высокая ресурсоемкость производственных процессов в регионе

· Базовая направленность политики промышленного развития в первую очередь на освоение огромных запасов природных ресурсов Арктического региона с их дальнейшей транспортировкой на экспорт и вглубь России

Авторские рекомендации. В качестве основных направлений совершенствования системы мер и инструментов государственной политики в сфере промышленного развития Арктической зоны России предлагается:

· Стимулирование внутреннего спроса на продукцию Арктической зоны. Под стимулированием спроса предлагается понимать реализацию проектов увеличения объемов производства различных видов промышленной продукции и товаров народного потребления на территории Российской Федерации за счет преимущества собственных дешевых источников энергии и ресурсов. Данное предложение гармонично вписывается в политику импортозамещения в российской экономике.

· Повышение уровня локализации производства критических компонентов и агрегатов, необходимых для эффективной реализации проектов развития Арктической зоны [8, с.100-116; 9, с.86-90].

· Стимулирование конкурентоспособного импортозамещения в критически необходимых для реализации проектов развития Арктической зоны цифровых технологиях, а также технологиях добычи природных ресурсов и сервисного обслуживания действующих объектов добычи и транспортировки природных ресурсов.

· Интеграция промышленного развития Арктической зоны в концепцию развития Северного морского пути, как одного из альтернативных трансграничных логистических маршрутов


Источники:

1. Цукерман В.А. Инновационное промышленное развитие арктической зоны Российской Федерации // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2016. – № 11.
2. Указ Президента РФ от 05.03.2020 № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.
3. Росстат. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 05.07.2022).
4. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. Rosstat.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13205 (дата обращения: 20.04.2022).
5. Селин В.С., Васильев В.В., Широкова Л.Н. Российская Арктика: география, экономика, районирование. - Апатиты: КНЦ РАН, 2011. – 203 c.
6. Богоявленский В.И., Богоявленский И.В. Анализ состояния, перспектив и проблем освоения ресурсов углеводородов и угля в Арктике в связи с экономическими, геополитическими и технологическими реалиями // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2021. – № 2. – c. 154-180. – doi: 10.38197/2072-2060-2021-228-2-154-180.
7. Зайков К.С., Кондратов Н.А., Кудряшова Е.В., Липина С.А., Чистобаев А.И. Сценарии развития арктического региона (2020–2035 гг.) // Арктика и Север. – 2019. – № 35. – c. 5-24. – doi: 10.17238/issn2221-2698.2019.35.5.
8. Михайлова С.Ю. Устойчивое экономическое развитие Арктики: проблемы и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2014. – № 3. – c. 100-116.
9. Сапрыкина К.М. Современное экологическое состояние Арктической зоны РФ и возможная динамика развития // Территория НЕФТЕГАЗ. – 2015. – № 5. – c. 86-90.
10. Матвиенко И.И. Анализ инновационного развития регионов Арктической зоны Российской Федерации // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 307-324. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100663.
11. Торцев А.М., Смиренникова Е.В., Студёнов И.И., Новосёлов А.П. Теоретико-методические аспекты оценки инновационного развития регионов Арктической зоны Российской Федерации // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 3. – c. 417-434. – doi: 10.18334/vinec.8.3.39386.
12. Прудский В.Г., Федосеева С.С., Баландин Д.А. Управление развитием природоохранной инфраструктуры арктического территориального пространства России // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 5. – c. 1493-1510. – doi: 10.18334/epp.12.5.114600.
13. Волков А.Д. Мировой опыт применения экономико-правовых режимов и его использование в пространственной организации экономики Арктического региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 6. – c. 1389-1404. – doi: 10.18334/epp.11.6.112298.
14. Коновалова Л.В., Зыкова Н.В., Ушакова Т.Н. Рейтинговая оценка социально-экономических факторов общественного здоровья арктических территорий Архангельской области // Экономические отношения. – 2020. – № 3. – c. 899-919. – doi: 10.18334/eo.10.3.110740.
15. Баландин Д.А., Баландин Е.Д., Пыткин А.Н. Приоритеты пространственного развития арктических территорий // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1735-1746. – doi: 10.18334/eo.9.3.40926.
16. Матвиенко И.И. Нормативно-правовая база инновационного развития и инновационная инфраструктура арктических территорий // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 3. – c. 435-452. – doi: 10.18334/vinec.8.3.39432.
17. Деттер Г.Ф. Формирование функционально полной инновационной инфраструктуры в экосистеме арктических регионов // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 1. – c. 91-104. – doi: 10.18334/vinec.8.1.38754.

Страница обновлена: 27.09.2022 в 11:54:30