Мультипликативные эффекты устойчивого развития энергетических проектов Арктической зоны Российской Федерации
Гончаров А.В.1, Петров И.В.2
1 Министерство энергетики Российской Федерации
2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 5 (Май 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67918276
Аннотация:
Арктическая зона Российской Федерации уже длительное время обозначается как приоритетное направление развития экономики страны. Задачи по устойчивому развитию отечественной Арктики непременно находят отражение в документах стратегического планирования самого высокого уровня. Основным инструментом обеспечения устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации является разработка и реализации инвестиционных проектов энерго-инфраструктурного развития региона. В статье классифицированы факторы риска устойчивого развития территорий Арктической зона Российской Федерации. На основе риск-факторовного анализа разработан алгоритм оценки эффективности инфраструктурно-энергетических проектов в рамках повышения устойчивости промышленно-производственной системы арктических территорий. В статье анализируются мультипликативные эффекты устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации, которые положительно влияют как на экономику региона в целом, так и на стейкхолдеров реализуемых проектов.
Ключевые слова: Арктическая зона, арктический проект, мультипликативный эффект, системообразующее производство, смежная отрасль, стейкхолдер, устойчивое развитие, энергетический проект
Финансирование:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
JEL-классификация: R11, R12, R13, R58, Q43, Q48
ВВЕДЕНИЕ
Арктическая зона Российской Федерации (далее – АЗ РФ) имеет стратегическое значение, обусловленное логистическими и пространственно-географическими особенностями, а также ресурсными и экосистемными характеристиками региона. Компании, осуществляющие свою деятельность в АЗ РФ, формируют 25 % экспорта страны и 15 % ВВП Российской Федерации, при этом население АЗ РФ насчитывает 2,5 млн человек при плотности - 2 человека на 1 км2 [7, С. 610-619]. Регион, представленный компаниями нефтегазовой, горнодобывающей, транспортной, энергетической, рыбной и судоремонтной отраслями, богат минерально-сырьевыми и биологическими ресурсами. Новым трендом развития территорий АЗ РФ является туризм и бизнес по размещению data-центров, в том числе с созданием энергетических мощностей использующих попутный газ месторождений.
Проекты по добыче углеводородов способствуют значительному прогрессу в социально-экономическом развитии арктических регионов, особенно тех, которые еще не затронул маятник мультипликативного эффекта в смежных отраслях [7, С. 610-619].
Следует отметить, что проблемам функционирования и развития территорий Арктической зона Российской Федерации посвящено достаточно много интересных исследований [1–3, 6, 7, 8, 13–18, 22, 24].
Тем не менее вопросы устойчивого развития энергетических проектов в Арктике рассматриваются эпизодически [4, 5, 9–12, 23].
В связи с этим интерес представляет исследование факторов риска устойчивого развития территорий Арктической зона Российской Федерации, для того чтобы на основе риск-факторовного анализа оценить мультипликативные эффекты устойчивого развития энергетических проектов Арктической зоны Российской Федерации и разработать алгоритм оценки эффективности инфраструктурно-энергетических проектов в рамках повышения устойчивости промышленно-производственной системы арктических территорий. Именно это и послужило целью данного исследования.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Для принятия обоснованных решений по обеспечению устойчивого развития арктических регионов необходимо изучение факторов, влияющих на социальные, природно-климатические, технологические и экономические риски при реализации проектов, связанных с развитием и освоением ресурсов. Факторы, влияющие на риск обеспечения устойчивого развития АЗ РФ, отражены в таблице 1.
Таблица 1
Риск-факторный анализ обеспечения устойчивого развитие АЗ РФ
Риск
|
Фактор
|
1. Природно-климатический
|
1.1.
Суровые температурные режимы круглый год.
1.2. Географическая широта местности. |
2. Экологический
|
2.1.
Хрупкая экосистема региона.
2.2. Высокая значимость биологических ресурсов. |
3. Технологические
|
3.1.
Несоответствие добычных технологий условиям залегания сырья.
3.2. Отсутствие технологий, соответствующих условиям АЗ РФ. 3.3. Санкционные ограничения доступа к технологиям. |
4. Логистические
|
4.1.
Состояние транспортной инфраструктуры и средств.
4.2. Отсутствие круглогодичного сообщения во многих районах. 4.3. Риск потери инфраструктуры из-за нарушения вечной мерзлоты. |
5. Социально-демографические
|
5.1.
Отсутствие квалифицированных кадров.
5.2. Отток молодежи 5.3. Низкий уровень социальной инфраструктуры. |
6. Финансово-экономические
|
6.1.
Высокая стоимость инфраструктурных и нефтегазовых проектов.
6.2. Санкционные ограничения зарубежных инвестиций. 6.3. Налоговая нестабильность. |
7. Геополитические
|
7.1. Не
предсказуемость
|
8.
Рыночные
|
8.1.
Высокая волатильность цен на первичные энергоресурсы.
8.2. Обострение конкурентной борьбы |
9. Организационные
|
9.1.
Срыв поставок из-за низкой договорной дисциплины
9.2. Ошибки в государственной системе регулирования. |
Эколого-инновационный процесс социально-экономического развития России направлен на достижение нормативного состояния окружающей среды, при котором функционирование народного хозяйства, региона, отрасли, конкретного производства осуществляется при рациональном использовании всех компонентов сырья и энергии и не нарушается экологическое равновесие [19, С. 43-56]. Важно сделать акцент на том, что природно-климатические факторы оказывают влияние и на другие факторы рассматриваемого региона, что становится очевидным при их анализе. При реализации инфраструктурных и энергетических проектов в АЗ РФ важно особое внимание уделять оценке рисков, а также мероприятиям по их нивелированию с учетом соблюдения глобальных целей устойчивого развития.
Для управления рисками используются различные подходы. Рассмотрим одну из стандартных классификаций рисков, которой придерживаются многие специалисты в сфере риск-менеджмента разделяя риски на несколько категорий, а именно [25, С. 33–42]:
– инвестиционные – причиной их возникновения являются специфические проблемы, определяющие высокий уровень невозвратных издержек и, в частности, высокие входные барьеры и высокий уровень специализации основных фондов, которые необходимы для ведения в арктических условиях хозяйственной деятельности;
– экологические – причина их возникновения - повышенная хрупкость арктических систем и отсутствия экологически безвредных технологий;
– логистические – отсутствие развитой инфраструктуры и сложность транспортировки в арктических условиях продуктов газо- и нефтедобычи;
– техногенные – высокий уровень опасности горной и нефтегазовой промышленности, связанный с человеческим фактором и несовершенством используемых в данной отрасли технологий;
– геологические – не полная изученность геологического строения территорий потенциальной добычи полезных ископаемых.
Отечественные авторы применительно к арктическим проектам дифференцируют риски по категориям, приведенным выше, систематизируя их по следующим классам [26, С. 45-51]:
– Первый класс – по стадиям – связан с подготовкой проекта к реализации, ведением и завершением проекта;
– Второй класс – по источникам возникновения – связан с внутренними и внешними угрозами;
– Третий класс – по основным разделам проекта – связан с дифференциацией рисков на экологические, рыночные, технические, экономические;
– Четвертый класс – по специфике отрасли – связан с достоверностью данных о сырьевой базе, устойчивостью технологий.
Многие риски в связи с особенностями АЗ РФ могут входить в несколько классов. Рискам, представленным в таблице 2, даны условные обозначения и оценка последствий с вероятностью возникновения. Данные оценки по 5-балльной шкале сформированы путем экспертного опроса жителей г. Мурманска.
Таблица 2
Экспертная оценка значимости группы рисков
Название риска
|
Обозначение
|
Последствия возникновения
|
Вероятность возникновения
|
Природно-климатический
|
R-1
|
3
|
5
|
Экологический
|
R-2
|
5
|
3
|
Технологические
|
R-3
|
3
|
3
|
Логистические
|
R-4
|
2
|
4
|
Социально-демографические
|
R-5
|
2
|
5
|
Финансовые
|
R-6
|
5
|
5
|
Политические
|
R-7
|
4
|
5
|
Рыночные
|
R-8
|
2
|
3
|
Организационные
|
R-9
|
4
|
2
|
На основе данных таблицы 2, при помощи программы Microsoft Excel построена матрица риск-факторов инфраструктурно-энергетических проектов в АЗ РФ, представленная на рисунке 1. Данные наглядно демонстрируют то, что экономические, политические, природно-климатические и экологические риски характеризуются серьезными последствиями при их возникновении.
Рисунок 1. Матрица риск-факторов инфраструктурно-энергетических проектов в АЗ РФ
Источник: составлено авторами по результатам анализа публикаций по теме исследования [3, С. 236–239; 5, С. 4491-4502; 7, С. 610-619; 19, С. 43-56; 20, С. 66-70; 21; 25, С. 33–42; 26, С. 45-51].
При реализации в АЗ РФ проектов инвестиции осуществляются не только в основные фонды, но и в обеспечивающие экономическую выгоду и безопасность для окружающей среды наукоёмкие технологии. Глобальные энергетические тренды определяют развитие ТЭК, при этом без развития отечественного инжиниринга невозможно развивать АЗ РФ комплексно [19, С. 43-56].
Для того чтобы территории АЗ РФ развивались максимально сбалансировано необходим учет интересов всех стейкхолдеров арктических проектов. Это позволит обеспечить формирование мультипликативного эффекта в смежных, в том числе не добычных отраслях, при реализации инфраструктурно-энергетических проектов. Такие проекты для каждой локации можно рассматривать как опорный инфраструктурно-энергетический проект, под которым понимается соответствующий строгим экологическим требованиям проект по добыче и экспорту углеводородного сырья, формирующий социально-промышленный кластер, приуроченный к разрабатываемому месторождению, при этом денежные потоки через механизмы бюджетного и рыночного перераспределения формируют мультипликативные территориальные и федеральные долгосрочные социально-экономические эффекты.
Для анализа формирования мультипликативного эффекта рассмотрим ряд показателей оценки влияния формирования и функционирования как единичных энергетических и инфраструктурных проектов, так и портфеля данных проектов в целом в рамках кластера, либо системы кластеров на эффективность проектов. Данные показатели могут быть сгруппированы следующим образом:
1. Показатели, традиционно используемые для оценки влияния крупных проектов на окружающее экономическое пространство:
1.1. ВРП на душу населения и, соответственно, изменения ВРП на душу населения, произошедшее в результате осуществления проекта.
1.2. Изменение структуры валового регионального и валового внутреннего продукта, произошедшее в результате реализации проекта.
1.3. Динамика выпуска промышленной продукции на душу населения [5, С. 4491-4502].
2. Показатели, предлагаемые для более точной и всеобъемлющей оценки влияния крупных энергетических и инфраструктурных проектов, реализуемых в рамках формирования кластеров и кластерных систем на окружающее экономическое пространство. Расчет предполагается осуществлять на мезоуровне по причине наибольшего влияния именно на уровне регионов и отраслей. На макроуровне влияние проектов может оказаться статистически незначимым за исключением действительно крупных проектов, денежные потоки от которых оказывают существенное значение (от нескольких процентов ВВП и более) на агрегированные показатели национальной экономики:
2.1. Изменение плотности экономической активности – количество продукции, выпущенной предприятиями региона приходящейся на единицу площади региона. Фактически данный показатель представляет собой аналог коэффициента Энгеля, только применяемый к производственной сфере региона осуществления кластерного проекта. Однако, значительно более важным является не исчисление фиксированных значений данного показателя, сколько определение его динамики, свидетельствующей о влиянии проектов (энергетических, инфраструктурных и иных) на социально-экономическое окружение данного проекта. Расчёт показателя может осуществляться в следующей вариации:
(1)
где P – величина прибыли полученной хозяйствующими субъектами анализируемой территории, тыс. руб./год;
S – площадь освоенной территории, тыс. км2;
H – общая численность населения, тыс. человек.
2.2. показатель изменения плотности экономической активности для учета изменения производительности труда, связанного с научно-техническим прогрессом, а также изменением населения территории (зоны) реализации кластерных проектов на единицу площади с учетом (динамики) населения – аналог коэффициента Василевского:
(2)
где
Рi – величина годовой прибыли для i – того хозяйствующего субъекта зоны осуществления кластерного проекта, тыс. руб./ год;
Q – суммарная масса грузов, предъявляемая к перевозке, тыс. т/год.
2.3. Уровень концентрации хозяйственной активности – данный показатель предлагается считать в динамике по мере реализации кластерных проектов. Рассчитывается по аналогии с индексом Херфиндаля-Хиршмана, принимая за базу расчета вместо рыночной доли фирмы вклад фирмы в формирование валового регионального продукта, формируемого хозяйствующими субъектами кластера. Суть показателя заключается в оценке зависимости функционирования кластера от «якорного» проекта, а также в оценке динамики развития малого и среднего бизнеса в зоне влияния кластера. Определяется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в кластере:
УКХ = д12 + д22 + … + дm2, (3)
где д1, д2, , дm – выраженные (в процентах) доли (англ. share) продаж фирм в кластере, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж кластера.
3. Показатели, предлагаемые для оценки синергетического эффекта, возникающего в результате совместного использования инфраструктурных сетей и объектов, характеризующие внутрикластерное взаимодействие проектов:
3.1. Коэффициент совмещенности использования инфраструктуры – показывает какую долю от пропускной способности инфраструктуры занимает якорный или системообразующий проект кластера, а какая остается другим проектам в случае использования инфраструктурных сетей/объектов, обладающих квантифицированной пропускной способностью или мощностью. Например, железнодорожная магистраль, способная пропускать определенное количество пар поездов в сутки, и ее пропускная способность нарастает дискретно - при неполном заполнении проектом ее пропускной способности может и должна использоваться иными проектами.
Последовательность оценки эффективности проекта добычи сырья в рамках повышения устойчивости промышленно-производственной системы территории представлена на рисунке 2.
Примечание: ЧДДпр – чистый дисконтированный доход проекта.
Рисунок 2. Последовательность (алгоритм) оценки эффективности проекта добычи нефтегазовых ресурсов в рамках повышения устойчивости промышленно-производственной системы территории
Источник: составлено авторами.
Заключение
Развитие проекта по добыче энергоресурсов порождает новые проекты по созданию транспортной инфраструктуры (для транспортировки и сбыта добываемого энергоресурса), для дальнейшего развития необходимо также построение социальной инфраструктуры (учреждения культуры, школы, детсады, жилые дома для рабочих предприятий, поддержка коренных малочисленных народов), развитие проекта для переработки энергоресурса и создания продукта высокой добавочной стоимости.
Таким образом, следует отметить, что сложность и высокий уровень рискованности реализации единичных проектов в трудных условиях арктической зоны можно существенно снизить при реализации не единичных проектов, а портфелей проектов, реализуемых с применением инструментария государственно-частного партнерства, что позволит существенно снизить рискованность отдельно взятого проекта и снизить затраты на реализацию каждого из проектов, входящих в портфель проектов [3, С. 236–239]. Использование инструментов ответственного инвестирования в совокупности с стратегией ESG позволит гармонизировать интересы всех стейкхолдеров и решить проблемы эффективного и устойчивого развития территорий Арктической зона Российской Федерации.
Источники:
2. Гераськина И.Н., Варламов А.В. Условия сбалансированного инновационного развития арктической территории // Креативная экономика. – 2022. – № 5. – c. 1741-1758. – doi: 10.18334/ce.16.5.114694.
3. Гончаров А.В. Систематизация организационно-управленческих и финансово-экономических мер минимизации инвестиционных рисков реализации проектов на арктических территориях России // Самоуправление. – 2020. – № 4. – c. 236–239.
4. Гончаров А.В. Совершенствование организационно-экономических механизмов обеспечения инвестиционной привлекательности энергетических и инфраструктурных проектов Арктики // Креативная экономика. – 2021. – № 10. – c. 3893-3906. – doi: 10.18334/ce.15.10.113696.
5. Гончаров А.В. Развитие механизма оценки инвестиционной привлекательности инфраструктурно-энергетических проектов в Арктике // Креативная экономика. – 2022. – № 11. – c. 4491-4502. – doi: 10.18334/ce.16.11.116625.
6. Деттер Г.Ф. Формирование функционально полной инновационной инфраструктуры в экосистеме арктических регионов // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 1. – c. 91-104. – doi: 10.18334/vinec.8.1.38754.
7. Иватанова Н.П., Стоянова И.А. ESG-инвестирование - новый подход к устойчивому развитию арктических регионов России // Известия Тульского государственного университета. Науки о Земле. – 2021. – № 4. – c. 610-619. – doi: 10.46689/2218-5194-2021-4-1-610-620.
8. Кошелева Т. Н., Бирюкова А.В. Управление параметрами внутренней устойчивости системы сервисного обслуживания в рамках туристско-рекреационных кластеров в Арктической зоне // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 2. – c. 413-428. – doi: 10.18334/epp.14.2.120352.
9. Красноперова А.Б. Принципы энергетической справедливости // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 4. – c. 2461-2480. – doi: 10.18334/vinec.13.4.119733.
10. Красноперова А.Б. Политика Российской Федерации по освоению арктических ресурсов в контексте энергетической справедливости // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 2. – c. 429-448. – doi: 10.18334/epp.14.2.120538.
11. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Назаренко В.С., Рязанцева Е.А., Cелищев О.В. Экономико-математическая модель обеспечения оптимального финансирования устойчивого развития энергетических проектов Арктики при организации промышленно-производственно-добывающего кластера // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 4. – c. 2119-2142. – doi: 10.18334/vinec.13.4.118825.
12. Максимцев И.А., Костин К.Б., Городилов К.А., Онуфриева О.А. Развитие энергетического сектора Российской Федерации на основе инновационных принципов зеленой экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 2. – c. 1165-1184. – doi: 10.18334/vinec.12.2.114809.
13. Матвиенко И.И. Нормативно-правовая база инновационного развития и инновационная инфраструктура арктических территорий // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 3. – c. 435-452. – doi: 10.18334/vinec.8.3.39432.
14. Матвиенко И.И. Анализ инновационного развития регионов Арктической зоны Российской Федерации // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 307-324. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100663.
15. Наливайченко Е.В., Тишков С.В., Волков А.Д. Влияние инновационного развития на энергоемкость экономики Арктической зоны Российской Федерации // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 1. – c. 547-564. – doi: 10.18334/vinec.13.1.116859.
16. Никулкина И.В., Романова Е.В., Герарди Ж. Факторы резильентности арктических поселений на примере Арктической зоны Республики (Саха) Якутия // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 12. – c. 3073-3086. – doi: 10.18334/epp.11.12.114056.
17. Никулкина И.В., Филимонова Л.М., Золотов Е.Ю. Драйверы резильентности арктических поселений: на примере Арктической зоны Республики Саха (Якутия) // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 1. – c. 61-74. – doi: 10.18334/epp.13.1.117099.
18. Никулкина И.В., Гордячкова О.В. Оценка состояния основных элементов социально-экономической системы арктического поселения в рамках концепции резильентности // Креативная экономика. – 2023. – № 1. – c. 295-312. – doi: 10.18334/ce.17.1.117122.
19. Петров И.В., Савон Д.Ю. Эколого-экономический подход в сфере обращения с отходами производства в регионе. / В сборнике: Экология. Природопользование. Экономика. К 75-летию со дня рождения В.А. Харченко: Материалы международной конференции. МГГУ, Минэнерго РФ, МПР РФ, АГН. - М.: ООО «Роликс», 2013. – 43-56 c.
20. Петров И.В., Швандар К.В., Швандар Д.В., Бурова Т.Ф. Трансформация мирового рынка угля: современные тенденции и векторы развития // Уголь. – 2020. – № 7. – c. 66-70. – doi: 10.18796/0041-5790-2020-7-66-70.
21. Петров И.В., Меркулина И.А., Бессонов В.И. и др. Роль энергетических и горнопромышленных арктических проектов в повышении инвестиционной привлекательности Северного Морского Пути. - Москва: КноРус, 2021. – 354 c.
22. Торцев А.М., Смиренникова Е.В., Студёнов И.И., Новоселов А.П. Теоретико-методические аспекты оценки инновационного развития регионов Арктической зоны Российской Федерации // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 3. – c. 417-434. – doi: 10.18334/vinec.8.3.39386.
23. Устинова Л.Н., Сиразетдинов Р.М., Сиразетдинова Э.Р., Устинов Д.А. Энергетический сектор России: экономический аспект // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 2. – c. 401-412. – doi: 10.18334/epp.13.2.117105.
24. Филимонова Л.М., Золотов Е.Ю., Милославский В.Г. Проектный подход как инструмент повышения резильентности арктических поселений: практический опыт поселка Тикси в Республике Саха (Якутия) // Креативная экономика. – 2021. – № 12. – c. 5109-5124. – doi: 10.18334/ce.15.12.114109.
25. Цветкова А.Ю., Фадеев А.М., Череповицын А.Е. Перспективы освоения углеводородного потенциала арктического шельфа Российской Федерации в современных макроэкономических условиях // Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2018. – № 3. – c. 33–42. – doi: 10.25702/KSC.2220-802X.3.2018.58.33-42.
26. Цыгляну П.П., Ромашева Н.В., Фадеева М.Л., Петров И.В. Инжиниринговые проекты в топливно-энергетическом комплексе России: актуальные проблемы, факторы и рекомендации по развитию // Уголь. – 2023. – № 3. – c. 45-51. – doi: 10.18796/0041-5790-2023-3-45-51.
Страница обновлена: 03.12.2024 в 11:46:24