Институциональные условия развития сельскохозяйственных территорий, обеспечивающие формирование локальных зон производства сельскохозяйственной продукции

Зинич Л.В.1, Кузнецова Н.А.1
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, Россия, Омск

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)

Цитировать:
Зинич Л.В., Кузнецова Н.А. Институциональные условия развития сельскохозяйственных территорий, обеспечивающие формирование локальных зон производства сельскохозяйственной продукции // Продовольственная политика и безопасность. – 2022. – Том 9. – № 4. – С. 433-444. – doi: 10.18334/ppib.9.4.116360.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49861009
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Развитие регионов неразрывно связано с развитием сельских территорий: в определенные исторические периоды менялись особенности жизненных укладов, построения экономических отношений между территориями и внутритерриториальные производственные отношения, изменения границ территориальных образований. Этому способствовали климатические условия плодородие почв, многолетний опыт возделывания сельскохозяйственных культур, сформированная инфраструктура, позволяющие в долгосрочной перспективе сохранять устойчивость развития сельских территорий. Немаловажным условием развития сельскохозяйственных территорий являются институциональные факторы, которые отражают изменения качественных и количественных параметров развития региона, применения и распределение ресурсов и производственных возможностей региона, устанавливают принципы, правила, границы отношений между экономическими субъектами региона. В статье рассматриваются институциональные условия, включающие нормативно-правовые институты, институты управления, социально-экономические институты и институты производственной инфраструктуры, способствующие развитию сельскохозяйственных территорий. Рассмотренные институциональные факторы необходимо учитывать для эффективного использования имеющегося потенциала региона, повышения конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей, активизации предпринимательской деятельности, модернизации и диверсификации его экономики, развития кооперации внутри региона и выстраивания сетевых связей за его пределами.В работе актуализируется значение учета воздействия институциональных факторов на развитие сельскохозяйственных территорий, а также необходимость поиска направлений усиления их положительного воздействия. Статья будет интересна представителям государственного и муниципального управления при разработке целевых программ и проектов, а так же в принятии управленческих решений.

Ключевые слова: институциональные условия, факторы, сельскохозяйственные территории, локальные зоны

Финансирование:
Исследование выполнено в рамках задания Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (контракт №8-2022 от 12.05.2022).

JEL-классификация: Q13, Q15, Q18

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Условия развития различных сельскохозяйственных территорий определяются не только географическими либо экономическими факторами, но и той институциональной средой, которая складывается на конкретной территории [4, 12–14]. Институциональная среда – это основные политические, социальные и правовые нормы, являющиеся базой для производства, обмена и потребления, которые определяют основное направление развития социально-экономической системы и быстроту институциональных изменений. Институциональная среда региона определяет векторы развития экономической системы и зависит от институциональных факторов, по своей природе связанных с управлением, координацией и контролем отдельных сфер и областей социально-экономических отношений [1] (Stukach, Starovoitova, Dolmatova, Evdokhina, 2020). Результаты работы институциональных факторов являются частью управленческих решений органов власти и бизнеса на пути мобилизации и использования таких факторов.

Вопросам развития сельскохозяйственных территорий посвящены труды таких авторов, как В.В. Карпов [11] (Aleshchenko, Aleshchenko, Breusova et al., 2017), О.В. Шумакова, О.В. Косенчук [17] (Shumakova, Kosenchuk, 2019), В.В. Алещенко [2] (Aleshchenko, Aleshchenko, Breusova et al., 2017), А. Харитонов [15] (Kharitonov, Bondarev, Bondareva, 2021). Однако влияние институциональных факторов на развитие сельскохозяйственных территорий, обеспечивающих формирование локальных зон производства сельскохозяйственной продукции, ранее не рассматривалось, что и обусловливает новизну данного исследования.

Целью исследования является выявление институциональных условий развития сельскохозяйственных территорий, обеспечивающих формирование локальных зон производства сельскохозяйственной продукции, что в последующем может создать основу формирования методологии пространственного размещения и специализации субъектов аграрного сектора экономики региона.

Институциональные факторы отражают изменения качественных и количественных параметров развития региона; определяют формы аккумулирования, применения и распределение ресурсов и производственных возможностей региона; устанавливают принципы, правила, границы отношений между экономическими субъектами региона.

Институциональные факторы обладают следующими функциональными характеристиками:

– создание благоприятных условий для развития бизнеса и обеспечения экономической стабильности;

– регламентация деятельности экономических субъектов;

– сокращение транзакционных издержек;

– выступают мотивационным инструментом при формировании локальных зон производства сельскохозяйственной продукции;

– опосредуют модернизацию механизма интеграции хозяйствующих субъектов региона;

– способствуют совершенствованию каналов коммуникации;

– используют потенциал для организации особых экономических зон и совершенствования процесса управления ими.

Регулирующее воздействие институциональных факторов проявляется через нормативно-правовые институты, институты управления, социально-экономические институты и институты производственной инфраструктуры.

Концептуальную модель институциональных условий развития сельскохозяйственных территорий можно представить в виде схемы (рис. 1).

Рисунок 1. Концептуальная модель институциональных условий развития сельскохозяйственных территорий

Источник: составлено авторами.

Институты нормативно-правовой системы определяют суть основных направлений политики региона. Они устанавливают главные правила, по которым в дальнейшем взаимодействуют все остальные институты.

Система законодательных и правовых норм формирует общее экономическое пространство, в рамках которого строятся отношения между субъектами экономики. Данный фактор обеспечивает предприятия и фирмы необходимым инструментарием для ведения хозяйственной деятельности, заключения контрактов с минимальными затратами для его участников. Правовая система формирует и меняет условия внутренней и международной торговли, устанавливает систему распределения и нивелирует или, наоборот, усугубляет степень неравенства в обществе, влияет на доступность образования, на инвестиционную активность.

Нормативно-правовые условия – упорядочивающее воздействие правовыми средствами уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое, научное и кадровое обеспечение агропромышленного производства посредством применения совокупности административно-правовых форм и методов с целью развития сельскохозяйственных территорий, обеспечения продовольственной безопасности и повышения уровня рентабельности агропромышленного производства.

К нормативно-правовым методам регулирования агропромышленного комплекса относятся налоговое регулирование, государственное планирование, квотирование, легализующие методы (лицензирование, регистрация племенного скота, пестицидов, удобрений и т.д.), нормирование (техническое регулирование, установление норм, нормативов, правил, регламентов), таможенно-тарифное регулирование, закупочные и товарные интервенции, ценовое регулирование, антимонопольное регулирование, аграрный протекционизм, прекращение права на земельный участок сельскохозяйственного назначения по инициативе государства.

Налоговое законодательство обеспечивает формирование эффективного уровня налоговых ставок и повышение отдачи от ресурсов, перераспределяемых государством через налоговый механизм.

Антимонопольное законодательство оказывает влияние на структуру отраслевых рынков в целях повышения уровня конкуренции. Высокий уровень монополизации отдельного отраслевого рынка в конечном счете ведет к уменьшению его вклада в экономический рост.

Роль финансово-кредитного законодательства заключается, с одной стороны, в поощрении кредитования бизнеса, стремящегося развивать производство, с другой, в формировании законодательных и организационных предпосылок для образования локальных зон производства агропромышленной продукции. В современных условиях тесная интеграция финансового и промышленного капитала дает дополнительный импульс процессу финансирования роста производства. В то же время в компетенции государства сдерживать такую интеграцию в том случае, если она ведет к неоправданному повышению концентрации производства в отдельных отраслях и усилению монопольного давления на рынке.

Институт управления представляет собой совокупность объединенных организационным единством производственных формирований (объектов управления), которые, будучи составными элемен­тами системы, находятся в определенных отношениях соподчиненности, взаимосвязи и взаимодействия. Институты управления тесно связаны с про­цессом управления, в ходе которого ему придаются динамизм, способность к подвижности и изменчивости в условиях рынка.

Система управления сельским хозяйством и другими отраслями АПК охватывает несколько территориальных уровней: федеральный (эти органы управления должны проводить единую государственную политику развития АПК), региональный (областной), районный и уровень предприятия [9] (Koshelev, Petukhovskiy, 2012).

На федеральном уровне выделяют:

– органы общей компетенции (Правительство РФ);

– функциональные органы (Министерство экономики РФ, Министерство финансов РФ и др.);

– органы отраслевой компетенции (Министерство сельского хозяйства РФ, другие министерства и ведомства).

Центральным органом управления АПК на территории России является Министерство сельского хозяйства РФ. В Омском регионе это Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области.

Наиболее актуальны вопросы формирования институтов управления на районном уровне, поскольку в административных районах сосредото­чены предприятия различных форм собственности и видов деятельности – производства, переработки, реализации, агросервиса и т.д. Именно здесь управленческие структуры находятся в непосредственном контак­те с объектами управления и могут эффективно, экономическими мето­дами воздействовать на механизмы хозяйствования в низовых звеньях производства. Сельские товаропроизводители районного уровня в пер­вую очередь нуждаются в развитии экономической и социальной инфраструктуры, способной функционировать в их интересах, содействовать расширению производства продовольственных товаров для удовлетво­рения потребительского спроса на агропродовольственных рынках. В системе институтов управления на районном уровне особое место занимают институты местного самоуправления, которые формируются исключительно по территориальным признакам. Значение местного самоуправления заключается в том, что оно наиболее приближено к населению, им формируется и ему подконтрольно.

В рыночных условиях система управления агропродовольственным комплексом на всех уровнях должна развиваться и совершенствоваться в части государственного управления и местного самоуправления с четко распределенными по вертикали и горизонтали функциями [5] (Zadvorneva, Zinich, Evdokhina, 2018). Применительно к регионам это предполагает переход органов управления регионов от функций непосредственного государственного управления агропромышленным комплексом к функциям государственного регулирования, координации межотраслевых и межрегиональных связей.

Государственное регулирование и контроль осуществляется через систему прямых и косвенных методов с использованием таких инструментов, как налоговые льготы и финансовые санкции, государственные инвестиции и субсидии, инструменты центрального банка регулирования денежной массы, госзаказы, государственные товарные резервы, целевые программы, прямое управление государственными предприятиями и государственными корпорациями, квоты, пошлины, эмбарго и др.

Административно-управленческая среда обеспечивает благоприятные условия для функционирования в динамичной экономической среде, стимулирует развитие эффективных организаций, ограничивает деятельность организаций, нарушающих российское экономическое законодательство.

К социальным институтам, влияющим на развитие сельскохозяйственных территорий, относятся: численность населения (в том числе численность экономически активного населения), динамика естественного прироста и показатели миграции, динамика доходов граждан (это может быть выражено в росте заработной платы), динамика продолжительности жизни (вследствие улучшения здоровья), рост культурного и образовательного уровня.

Существенное влияние на формирование локальных зон производства сельскохозяйственной продукции оказывает обеспеченность трудовыми ресурсами. При недостатке рабочей силы приходится организовывать менее трудоемкие отрасли или сокращать объемы производства.

Социально-экономическое состояние нужно оценивать по следующим аспектам: растет ли производство и растут ли доходы населения, какие перемены происходят в социальной сфере, что меняется в общественном сознании?

Важное условие для формирования локальных зон производства сельскохозяйственной продукции – состояние транспортных средств и путей сообщения. Зональное разделение труда и фор­мирование локальных поясов производства определенного вида про­дукта предполагает наличие широкого обмена между хозяйствующи­ми субъектами и потребляющими районами как внутри региона, так и за его пределами. Поэтому средства сообщения и транспорт – «кро­веносные сосуды» сельского хозяйства. Уровень их развития сужает или расширяет рамки специализации и концентрации производства. Большое значение имеет протяженность дорог с твердым покрытием и специализированный транспорт (рефрижераторы, контейнерные перевозки) [10] (Koshelev, Stukach, Khramtsov, 2011).

Перерабатывающая промышленность воздействует для формирования локальных зон двояким образом. С одной стороны, она определяет этот процесс, так как производство тяготеет к местам переработки сырья и источникам получения кормов, а с другой, переработка не может быть оторвана от сырьевой базы [6, 8] (Zinich, Kuznetsova, 2021; Koshelev, Evdokhina, 2006). На­пример, для снабжения населения животноводческими продуктами необходимо, в частности, крупный рогатый скот размещать на всей территории области, а не только в отдельных благоприятных районах. В данном случае размещение отраслей диктует свои условия для предприятий перерабатывающей промышленности, которые появля­ются повсеместно. Решения требуют в основном вопросы оптимизации специализации и концентрации производства, а также размеры и количество таких предприятий (схема размещения) с тем, чтобы уменьшить потери и сохранить качество продуктов [7] (Koshelev, 2002).

Воздействие институциональных факторов на развитие сельскохозяйственных территорий выражается в общих и избирательных эффектах (рис. 2).

Рисунок 2. Эффекты воздействия институциональных факторов на развитие сельскохозяйственных территорий

Источник: составлено авторами.

Оценка влияния институциональных условий на социально-экономическое развитие региона является комплексной задачей регионального управления. Результативная реализация установленных целей позволяет комплексно использовать потенциал региона, обеспечивает повышение конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей, активизацию предпринимательской деятельности, модернизацию и диверсификацию его экономики, развитие кооперации внутри региона и выстраивание сетевых связей за его пределами [3, 16] (Volkova, Stukach, 2011; Khramtsov, Koshelev, 2015).

Заключение

Институциональные факторы определяют рамки деятельности хозяйствующих субъектов с учетом интересов общества и создают дополнительные возможности для их эффективного бизнеса в условиях растущей экономики. Именно через институциональные факторы реализуется политика устойчивого, сбалансированного экономического роста, позволяющая своевременно противодействовать негативным эффектам среднесрочной цикличности хозяйственной деятельности.

Преимущественное влияние институциональных факторов, влияющих на развитие сельскохозяйственных территорий, должно проявляться через нормативно-правовые институты, институты управления, социально-экономические институты и институты производственной инфраструктуры.

Выявление влияния институциональных факторов на развитие сельскохозяйственных территорий может создать основу формирования методологии пространственного размещения и специализации субъектов аграрного сектора экономики региона и выработать комплекс рекомендаций по трансформации специализации аграрных районов.


Источники:

1. Stukach V.F., Starovoitova N.P., Dolmatova O.N., Evdokhina O.S. Food aid to households: poverty alleviation, social nutrition, infrastructure, organic agriculture, government support // Munich Personal RePEc Archive. – 2020. – p. 9.
2. Алещенко В.В., Алещенко О.А., Бреусова А.Г. и др. Сельские территории Омской области: инструменты перехода к устойчивому развитию. / Монография. - Новосибирск: Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 2017. – 315 c.
3. Волкова И.А., Стукач В.Ф. Управление технологическим развитием сельского хозяйства: региональный аспект. / Монография. - Омск: ООО «Сфера», 2011. – 220 c.
4. Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» (с изменениями на 31 марта 2021 года), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696. Base.garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/402978982 (дата обращения: 18.09.2022).
5. Задворнева Е.П., Зинич А.В., Евдохина О.С. Формирование институциональной инфраструктуры агропродовольственного рынка пригородной зоны мегаполиса: особенности, направления развития // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. – 2018. – № 6(64). – c. 956-967.
6. Зинич Л. В., Кузнецова Н.А. Экономический анализ материально-технического обеспечения отрасли молочного животноводства // Бизнес. Образование. Право. – 2021. – № 1(54). – c. 130-134. – doi: 10.25683/VOLBI.2021.54.120.
7. Кошелев Б.С. Совершенствование размещения и специализации сельского хозяйства в Западной Сибири. / Монография. - Омск: Изд-во ОмГАУ, 2002. – 252 c.
8. Кошелев Б.С., Евдохина О.С. Экономическое обоснование размещения и специализации зернового производства с учетом межрегиональных зерновых связей. / Монография. - Омск: Сфера, 2006. – 163 c.
9. Кошелев Б.С., Петуховский С.Л. Развитие систем ведения сельского хозяйства в Западной Сибири. / Монография. - Омск: Изд-во ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, 2012. – 424 c.
10. Кошелев Б.С., Стукач В.Ф., Храмцов И.Ф. Многоукладное сельское хозяйство региона: состояние, перспективы развития. / Монография. - Омск: Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, 2011. – 383 c.
11. Алещенко В.В., Алещенко О.А., Бреусова А.Г. и др. Сельские территории Омской области: инструменты перехода к устойчивому развитию. / Монография. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2017. – 316 c.
12. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р (с изменениями на 23 марта 2021 года). Base.garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72174066 (дата обращения: 18.09.2022).
13. Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. №993-р. Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/564654448 (дата обращения: 18.09.2022).
14. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 151-р. Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420251273 (дата обращения: 18.09.2022).
15. Харитонов А., Бондарев Н., Бондарева Г. Теоретико-методологический анализ устойчивого развития сельских территорий. / Монография. - Воронеж: Общество с ограниченной ответственностью «ДИАМАТ», 2021. – 258 c.
16. Храмцов И.Ф., Кошелев Б.С. Повышение конкурентоспособности зернового производства на основе ресурсосбережения в Западной Сибири // Зерновое хозяйство России. – 2015. – № 2. – c. 67-70.
17. Шумакова О.В., Косенчук О.В. Совершенствование механизма управления развитием аграрных территорий на основе многофункциональности сельского хозяйства // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2019. – № 3(37). – c. 227-234. – doi: 10.17238/issn1998-5320.2019.37.227.

Страница обновлена: 15.01.2024 в 09:21:39