Модель инфраструктуры подготовки кадров для креативных индустрий

Труфанов Д.О.1,2, Ворошилов В.А.3, Борисюк Л.А.4, Малаховская А.М.2, Черепанова А.А.1, Сильвияйнен Д.С.1
1 Краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр развития профессионального образования»
2 Сибирский федеральный университет, Россия, Красноярск
3 Красноярский колледж креативных индустрий
4 Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 7 (Июль 2023)

Цитировать:
Труфанов Д.О., Ворошилов В.А., Борисюк Л.А., Малаховская А.М., Черепанова А.А., Сильвияйнен Д.С. Модель инфраструктуры подготовки кадров для креативных индустрий // Экономика труда. – 2023. – Том 10. – № 7. – С. 1061-1078. – doi: 10.18334/et.10.7.118661.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54299887
Цитирований: 2 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В статье приводятся результаты исследования состояния и развития креативных индустрий в России, а также основных вопросов их кадрового обеспечения. Методом экспертного опроса изучены мнения лидеров креативных индустрий, представляющих креативный бизнес, профессиональные сообщества, органы власти, институты развития креативной индустрии, образовательные организации. На основании полученных результатов описана модель инфраструктуры подготовки кадров для креативных индустрий. Важным элементом инфраструктуры подготовки кадров вступает кружковая работа на уровне средних общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования для школьников. Он выполняет профориентационную, мотивирующую функции и функцию определения талантов и склонностей к креативной деятельности. Основным элементом являются образовательные программы среднего профессионального и высшего образования, нацеленные на подготовку кадров для креативных индустрий. Связь обучения с практической деятельностью обеспечивают учреждения и практики дополнительного образования, работающие на стыке образования и прикладной деятельности в области креативных индустрий. Следующий элемент – площадки, пространства, места встреч заказчиков продукции креативных индустрий и субъектов креативной деятельности (производителей креативных продуктов). Он создает условия для монетизации творческих (креативных) продуктов. Необходимым элементом инфраструктуры подготовки кадров должна стать цифровая платформа креативных индустрий. Авторы приводят характеристики данных элементов, выделяют их проблемные стороны и перспективы развития.

Ключевые слова: креативные индустрии, экспертный опрос, кадровое обеспечение, инфраструктура подготовки кадров, профессиональное образование

JEL-классификация: H75, P36

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Актуальность. Последние 30-40 лет трансформация экономических процессов, развитие технологий, изменение маркетинговых механизмов вывели в центр экономической активности производства и услуги, в которых доля интеллектуальной составляющей принципиально превосходит стоимость материальной составляющей продукта. Лавинообразный рост таких производств привел к появлению креативной экономики - совокупности деятельности предприятий, основанных на производстве товаров и услуг, являющихся результатом интеллектуально-творческой деятельности.

Увеличение значения креативной экономики в наиболее развитых странах наталкивает на идею о том, что творчество, интеллект и культура становятся важными экономическими ресурсами современности.

В силу многих обстоятельств Россия позже вступила в процесс развития креативной экономики, это приводит к отставанию на новых, растущих рынках, что снижает конкурентоспособность страны, ставит вопрос об удержании талантливых, креативных специалистов [1, 8, 9].

Мировой опыт показывает значимую роль городов и локальных регионов как центров концентрации и приращения креативного и человеческого капиталов. Это ставит их в условия растущей конкуренции за важнейший ресурс – людей.

С учетом возрастающей глобальной конкуренции в сфере инновационной экономики, во многих странах на государственном уровне разработаны и приняты программы поддержки креативных индустрий, в России системная поддержка сектора только начинает формироваться. Вместе с тем, многие российские регионы и города уже сегодня активно занимаются подготовкой программ поддержки креативных индустрий и содействия их развитию. На данный момент подготовлена «Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года». В ряде регионов (ХМАО, Республика Саха (Якутия), Красноярский край и других) формируется собственная нормативная база.

При переходе от сырьевой к инновационной экономике большое значение приобретает подготовка кадров для функционирования и развития креативных индустрий. Эксперты отмечают, что, с одной стороны, образовательная среда современных колледжей и университетов становится источников креативности, где студенты не только обучаются, но и разрабатывают творческие стартапы и инновационные продукты. С другой стороны, традиционность системы профессионального образования и подготовки кадров, настроенная под потребности индустриальной экономики, выступает ограничивающим фактором развития креативных индустрий в России. Для эффективного развития креативных индустрий необходима современная система кадрового обеспечения, создающая условия для подготовки специалистов, способных соединять творческие и экономические компетенции. Такая система нуждается в соответствующей инфраструктуре подготовки кадров. В настоящее время основой инфраструктуры подготовки кадров для креативных индустрий в России выступают учреждения профессионального образования. Это необходимый, но во многих случаях недостаточный элемент, который не всегда обладает необходимыми качествами для эффективной подготовки специалистов для креативных индустрий. Многие учреждения профессионального образования работают в догоняющем режиме, реагируя на возникающие обстоятельства, часто заимствуя действующие образцы, а не предлагая собственные идеи. Каждая подсистема (высшее, среднее профессиональное образование, общеобразовательная школа в части подготовки старшеклассников к профессиональному образованию, организации дополнительного образования) действует во многом нескоординированно с другими подсистемами. В результате несогласованности действий, ресурсного обеспечения и образовательных результатов потребитель образовательных услуг зачастую не получает качественного образования, к работодателю приходит работник, не обладающий нужными для креативной индустрии компетенциями.

Литературный обзор. Словосочетание «модель инфраструктуры кадрового обеспечения креативных индустрий» в публикациях российских исследователей встречается редко. Предлагаемые в научных публикациях модели, как правило, нацелены на подготовку кадров в рамках средних специальных и высших учебных заведений, реализующих программы подготовки специалистов для креативных индустрий [3, 4, 13]. Остается актуальным вопрос о формулировании модели, которая позволяет в систематическом виде представить инфраструктуру кадрового обеспечения креативных индустрий в совокупности всех необходимых элементов, где программы среднего специального и высшего образования – важный, но не единственный элемент. Построение такой модели внесет вклад в научное и практическое осмысление задач развития сектора креативных индустрий в России.

Существуют различные классификации моделей развития креативных индустрий, основанные, в том числе, на анализе зарубежного опыта. Но в них как правило отсутствует описание особенностей инфраструктуры подготовки кадров. В некоторых публикациях содержатся рекомендации относительно навыков, которые необходимо формировать у студентов, планирующих работать в сфере креативных индустрий, но какой-либо формализованной модели, которая имела бы нетрадиционные для образовательной системы варианты входа в отрасль, в литературе не обсуждается.

В настоящее время подготовка кадров для креативных индустрий осуществляется так же, как и для других отраслей хозяйственной деятельности – за счёт внедрения соответствующих образовательных программ в систему профессионального образования на ступенях среднего профессионального образования и высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки кадров высшей квалификации). Именно там происходит «целенаправленное профессиональное воспроизводство» [7, с. 15]. В связи с этим для каждой страны особенности «модели инфраструктуры кадрового обеспечения креативных индустрий» определяются структурой системы образования и особенностями развития сектора креативных индустрий.

Термин «креативные индустрии» появился в 1980-е годы. В качестве задачи правительственной политики, идея развития креативных индустрий, впервые была сформулирована в конце 1990-х. В 1997 г. Департаментом культуры, медиа и спорта (DCMS) Великобритании было сформировано его определение и выделены 13 отраслей, относящихся к сектору креативных индустрий. Позже сформированная модель политики креативных индустрий «вышла за пределы англоязычного мира», и уже другими государствами на её основе были сформированы «собственные версии» [15, с. 179].

Современные исследователи выделяют (помимо британской, как образцовой и исторически первой): американскую, скандинавскую и восточноазиатскую модели развития креативных индустрий.

Особенность американской модели в том, что на федеральном уровне национальная политика, сфокусированная на развитии креативных индустрий, в США не сформирована [5, с. 11]. В то же время, достаточно сильный интерес к ней прослеживается на уровне отдельных штатов и муниципалитетов. Именно на субнациональном уровне создаётся множество инновационных разработок. И, в целом, «несмотря на такой секторальный и дискурсивный разрыв» в США достаточно много разнообразных инициатив, экспериментов, опыт которых заимствуется другими исследователями и практиками.

К числу важных особенностей американской модели также относят предпринимательскую культурную политику (поощряющую частные инвестиции в культурную инфраструктуру), а также стратегии формирования «креативного класса», как рабочей силы нового типа.

Скандинавская модель, сформировавшаяся в Дании, Исландии, Норвегии, Швеции и Финляндии имеет следующие особенности: 1) культурная политика носит централизованный характер (осуществлялась под влиянием местных моделей социализма и капитализма всеобщего благосостояния), 2) инициированная правительствами политика «креативных индустрий» была поддержана, но без большого энтузиазма (поскольку она провоцировала напряжение между коммерческими предприятиями и субсидируемым государством искусством), 3) в последние годы политика креативных индустрий находит определённый отклик за счёт интенсивного развития сектора экономики знания.

Азиатскими правительствами политика развития креативных индустрий формировалась под влиянием интенсивных социальных и культурно-политических изменений. Развитие креативных индустрий здесь представляется как важнейший ресурс повышения экспортного потенциала экономик, а рост экономического потенциала Китая (как объекта для экспорта и конкурента) дополнительно способствует развитию данной отрасли.

Политика креативных индустрий в восточноазиатской модели зарождалась на муниципальном уровне, в основном как городская политика, и формировалась в крупнейших мегаполисах (Гонконге и Сингапуре). Некоторые из этих моделей были построены на основе британской, а некоторые – американской программы развития. Что касается роли государства в развитии креативных индустрий, то, например, в Южной Корее креативные индустрии успешно развиваются в отсутствии какой-либо сформированной политики в этом вопросе со стороны правительства, в то время как в Китае, на XVI съезде КПК развитие «культурных индустрий» было включено в задачи развития следующего пятилетнего плана.

Таким образом, модель развития креативных индустрий, первоначально сформированная в Великобритании, позже была заимствована другими странами и адаптирована под сложившиеся институциональные особенности и культурные традиции. При этом, если в Великобритании и скандинавских странах подобная политика изначально выстраивалась на государственном уровне, то в Американской модели, инициатива была проявлена на субнациональном уровне. Что касается восточноазиатской модели, то здесь используются различные подходы, в части которых государство принимает на себя роль драйвера сферы креативных индустрий, а в другой части развитие креативных индустрий инициируется на субнациональном уровне.

Ограниченный объем статьи не позволяет нам привести подробный анализ современных моделей развития креативных индустрий и их компонентов в разных странах. Данные модели представлены в публикациях исследователей [14].

Методология. Исследование проведено авторами статьи в ноябре-декабре 2022 года. Цель исследования - определение элементов инфраструктуры кадрового обеспечения креативных индустрий и форматов их взаимодействия. Метод сбора данных – экспертное интервью с представителями пяти целевых групп информантов: креативный бизнес, профессиональные сообщества, органы власти, институты развития креативной индустрии, образовательные организации. Среди экспертов – участники «Российской креативной недели», мероприятия которой состоялись в Красноярске 24-25 ноября 2022 г. Выборка составляет 10 экспертных интервью, полученные данные обработаны методом качественного контент-анализа. Исследовательская группа работала в г. Красноярске.

Вопросы интервью построены на основании следующих эмпирических индикаторов, раскрывающих основные характеристики креативных индустрий и их кадрового обеспечения: 1) основные характеристики развития креативных индустрий в России в настоящее время, 2) основные проблемы подготовки кадров для креативных индустрий в России, 3) ключевые элементы инфраструктуры подготовки кадров для креативных индустрий, 4) характеристики программ подготовки кадров для креативных индустрий, 5) способы решения задачи включения в инфраструктуру подготовки кадров для креативных индустрий людей из отдаленных районов региона, 6) способы развития предпринимательских компетенций у творческих людей для реализации творческих и интеллектуальных продуктов на рынке креативных индустрий, 7) влияние цифровизации на сектор креативных индустрий.

В ходе исследования подробному рассмотрению подверглись ресурсы кадрового обеспечения креативных индустрий в Красноярском крае. Это сделано в связи с тем, что ситуация в Красноярском крае репрезентирует реалии развития креативных индустрий во многих российских регионах.

Обсуждение результатов. В рамках «Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года», подготовка кадров для креативных индустрий рассматривается как элемент экосистемы творческих (креативных) индустрий [12]. Экосистема творческих (креативных) индустрий определена как совокупность институциональных условий и механизмов взаимодействия субъектов, участвующих в формировании и развитии творческих (креативных) индустрий, включая производство, дистрибуцию и популяризацию творческих (креативных) товаров и услуг, а также подготовку кадров. Эксперты позитивно оценивают перспективы развития креативных индустрий в России. Перспективными направлениями креативных индустрий выступают кино, гастрономия, мода, дизайн, IT-индустрия, производство и продвижение аудиовизуального контента, кросс медийные технологии архитектура, искусство, туризм, реклама.

Творческие креативные индустрии, по оценкам экспертов, - отрасль, которая в настоящее время находится в стадии становления в нашей стране. Государство с недавнего времени целенаправленно занимается ее развитием, в связи с чем для креативных индустрий характерны своего рода «болезни роста». К ним относятся следующие проблемные ситуации, сдерживающие процесс развития отрасли:

1) размытость понятия «творческие (креативные) индустрии» в «Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года». Определение этого понятия в данном документе не позволяет четко отделить креативные индустрии от других экономических практик, что затрудняет решение вопросов о выделении финансирования или применения иных форм государственной поддержки проектов и организаций, реализующих интеллектуально-творческие продукты на рынке креативных индустрий. Эксперты отмечают, что не всегда удается точно определить попадает ли конкретный проект или деятельность под определение «творческие (креативные) индустрии». Содержание данного понятия нуждается в уточнении.

2) Несформированность спроса на продукцию креативных индустрий в нашей стране в настоящее время. Для функционирования рынка продуктов креативных индустрий необходим нацеленный на их покупку потребитель. Такой потребитель предпочитает скорее не продукты массового производства (широкого потребления), а выбирает эксклюзивные творческие продукты, которые производят субъекты креативных индустрий в самых разных направлениях деятельности. Для того, чтобы такой компетентный потребитель появился, ему необходима «насмотренность» (слово из экспертных интервью) - знакомство с современными образцами продукции креативных индустрий, что приводит к выработке «вкуса» (способности отличать качественный творческих продукт от товаров широкого потребления). По оценкам экспертов, сегодня в нашей стране данный тип потребителя еще не представлен широко и находится в стадии формирования, особенно за пределами столичных городов. Это сдерживает развитие креативных индустрий.

В последний год появилось новое затруднение, которое способно снизить темп формирования спроса на продукцию креативных индустрий. Затруднение связано с размыванием культурных контактов России и западных стран, вследствие чего сужаются возможности для восприятия российскими потребителями образцов продукции западных креативных индустрий. Это способно затормозить развитие «насмотренности» у российского потребителя и привести к снижению спроса на продукты креативных индустрий в России. С другой стороны, размывание культурных контактов России и западных стран открывает окно возможностей для стимулирования развития отечественных творческих индустрий в связи со снижением уровня конкуренции с западными производителями творческого продукта.

3) Эксперты отмечают крайнюю динамичность сферы креативных индустрий, быструю сменяемость трендов, сложность прогнозирования тенденций развития креативных индустрий в горизонте трех-четырех лет. Это существенно затрудняет решение вопроса о содержании образовательных программ подготовки специалистов для креативных индустрий на уровне среднего специального и, особенно, высшего образования. Образовательные программы планируются и разрабатываются с учетом потребностей в кадрах в соответствующей сфере деятельности в перспективе 4 лет и более. При слабой прогнозируемости трендов развития креативных индустрий такое планирование становится затруднительным.

Для организации инфраструктуры подготовки кадров для креативных индустрий в настоящее время необходимо учитывать следующие ключевые условия:

1) в качестве основы подготовки кадров целесообразно использовать существующую инфраструктуру учреждений среднего профессионального, высшего и дополнительного образования как главного ресурса для реализации программ подготовки специалистов в сфере креативных индустрий. Для создания какой-либо альтернативной инфраструктуры кадрового обеспечения креативных индустрий в настоящее время нет организационных, экономических и юридический предпосылок.

2) Необходимо интегрировать образовательный процесс и прикладную деятельность в сфере креативных индустрий. В образовательном процессе должны быть задействованы практикующие специалисты, добившиеся успеха и обладающие опытом создания, продвижения и монетизации интеллектуально-творческих продуктов. Без этого условия выпускники образовательных программ будут испытывать серьезные затруднения в профессиональной самореализации в сфере креативных индустрий.

3) На всех уровнях инфраструктуры подготовки кадров для креативных индустрий (на уровне кружковой работы в школах, на уровне среднего профессионального и высшего образования, на уровне учреждений дополнительного образования) целесообразно внедрить институт наставничества, что будет способствовать встрече обучающихся с реальными образцами профессиональной деятельности, живым опытом создания интеллектуально-творческих продуктов, организации профессиональных проб под руководством успешных специалистов в области креативных индустрий. Наставник является также источником идеологии, ценностей и «вкуса» креативных индустрий для обучающегося.

Анализ полученных нами данных позволяет следующим образом представить инфраструктуру подготовки кадров для креативных индустрий в общей архитектуре экосистемы креативных индустрий (рисунок 1).

Органы власти, уполномоченные поддерживать и регулировать развитие креативных индустрий,Заказчики продукции креативных индустрий,Цифровая платформа креативных индустрий,Цифровая платформа реализации креативных проектов,Агентство развития малого и среднего предпринимательства ,Государственные и муниципальные грантодатели (Росмолодежь, Президентский фонд культурных инициатив и др.),Агентство молодежной политики и программ общественного развития ,Предприниматели и бизнес-структуры,Общественные организации,Цифровая платформа подготовки кадров для креативных индустрий,Центр «Мой бизнес» ,Площадки, пространства, места встреч заказчиков продукции креативных индустрий и субъектов креативной деятельности (производителей креативных продуктов). Коворкинги, креативные кластеры, веб-ресурсы с рекламой креативных продуктов, арт-пространства и т.п. (Сибирский институт развития креативных индустрий, Арт-пространство «Квадрат» и др.)

Рисунок 1. Инфраструктура подготовки кадров для креативных индустрий в общей архитектуре экосистемы креативных индустрий (в зеленом поле находятся основные элементы инфраструктуры подготовки кадров). Источник: составлено авторами.

Далее дадим характеристику основным элементам инфраструктуры подготовки кадров для креативных индустрий, представленным на рисунке 1.

Элемент 1 – кружковая работа на уровне средних общеобразовательных школ, а также учреждений дополнительного образования для школьников. Это первый уровень в предлагаемой модели инфраструктуры кадровой подготовки для креативных индустрий. Цель кружковой работы в данном случае состоит в профориентации в области креативных индустрий, а также в выявлении талантов и склонностей учащихся к различным видам интеллектуально-творческой деятельности. Эксперты отмечают, что таланты и склонности производителей творческих продуктов к соответствующим видам деятельности выступают необходимым условием их успешной самореализации в сфере креативных индустрий. Человека можно научить технике выполнения творческой работы, но он вряд ли сможет произвести творческий продукт высокого качества без особого чувствования данного вида творчества, без задатков и способностей к его осуществлению. Для реализации данного рода профориентации и поиска талантов целесообразна организация профессиональных проб в различных направлениях интеллектуально-творческой деятельности в рамках кружковой работы под руководством профессионалов.

Элемент 2 - образовательные программы среднего профессионального и высшего образования, нацеленные на подготовку кадров для креативных индустрий. Желательной является такая последовательность событий, когда на данные программы поступают абитуриенты, прошедшие уровень кружковой работы в школах и получившие рекомендацию для дальнейшего продвижения в соответствующих направлениях интеллектуально-творческой деятельности. Многие эксперты называют образовательные программы среднего профессионального и высшего образования ключевым элементом инфраструктуры кадровой подготовки. Это уже сформированная система учебных учреждений, которая должна взять на себя основную нагрузку по подготовке специалистов для креативных индустрий.

Вместе с тем, в экспертном сообществе есть дискуссия относительно приоритета программ среднего профессионального или высшего образования как основного инструмента подготовки кадров в области креативных индустрий. По сравнению с программами высшего образования, программы среднего профессионального образования, в силу их относительной краткосрочности, имеют больше возможностей уследить за динамично меняющимися трендами развития креативных индустрий, они как правило имеют прикладную направленность, более приближены к практической работе.

Программы высшего образования критикуются экспертами за преобладание теоретического обучения, недостаточный объем часов для практической подготовки обучающихся, нехватку практикующих профессионалов среди профессорско-преподавательского состава и длительность обучения (что приводит к отставанию выпускников от трендов развития рынка).

При этом образовательные программы и среднего профессионального, и высшего образования, по мнению экспертов, обладают общими недостатками:

- использование традиционных форматов обучения в рамках классно-урочной системы, в то время как для подготовки специалистов для креативных индустрий больше подходят свободные форматы подготовки, лишенные стандартизации, развивающие творческие способности обучающихся и создающие возможности для развития индивидуальных талантов,

- отстающие от реальной практики программы обучения, построенные на основании достаточно консервативных и медленно развивающихся государственных образовательных стандартов, в то время как для подготовки специалиста для креативных индустрий требуются открытые для быстрых изменений программы, в которых учитываются динамично меняющиеся тренды развития сферы креативных индустрий,

- нехватка среди преподавательского состава лидеров креативных индустрий, способных продемонстрировать реальные истории успеха и мотивировать обучающихся к высоким уровням профессиональных достижений,

- недостаточный уровень финансирования образовательных программ подготовки кадров для креативных индустрий, что становится препятствием для приобретения дорогостоящего профессионального оборудования, необходимого в учебном процессе, а также для привлечения высокопрофессиональных представителей отрасли к участию в подготовке обучающихся,

- низкий уровень интеграции образовательных программ с организациями и предприятиями, успешно работающими в сфере креативных индустрий, в плане организации практической подготовки обучающихся и выполнения заказных работ.

Перечисленные недостатки, переформулированные в виде задач развития, становятся актуальными направлениями оптимизации образовательных программ и очерчивают контуры зоны ближайшего развития данного элемента инфраструктуры кадровой подготовки для креативных индустрий.

Элемент 3 – учреждения и практики дополнительного образования, работающие на стыке образования и практической деятельности в области креативных индустрий. Это организации различных форм собственности, которые реализуют курсы, семинары, мастер-классы, онлайн-школы и иные форматы обучения актуальным навыкам и компетенциям в области креативных индустрий (в Красноярске - Сибирский институт развития креативных индустрий, ЦДПО «Сибирская школа дизайна» и др.). В таких организациях обучающиеся получают возможность под руководством профессиональных представителей отрасли приобрести дополнительные компетенции, повысить квалификацию по необходимым им направлениям интеллектуально-творческой деятельности.

Такие пространства выступают постоянным источником профессиональной поддержки и развития субъектов креативных индустрий и фактически реализуют формат «lifelong learning» (непрерывного образования), где участники креативных индустрий по мере появление потребности могут с их помощью повышать профессиональную квалификацию и получить новые навыки с учетом изменившихся трендов развития креативных индустрий.

4) Площадки, пространства, места встреч заказчиков продукции креативных индустрий и субъектов креативной деятельности (производителей креативных продуктов). Этот элемент инфраструктуры непосредственно выводит субъектов креативных индустрий в поле профессиональной практики и создает условия для практической реализации их творческих продуктов для конкретных заказчиков. Зачастую он успешно интегрирован с предыдущим элементом инфраструктуры креативных индустрий (практиками дополнительного образования), что приводит к органичному сочетанию образовательной деятельности и продвижения субъектов креативных индустрий на рынке. Примеры такого сочетания в Красноярске – Сибирский институт развития креативных индустрий, креативный кластер «Квадрат».

Еще одна важная функция таких площадок – конвергенция различных творческих инициатив, путем объединения разных субъектов креативной деятельности в рамках общих проектов.

Элемент 5. Элементом, объединяющим упомянутые компоненты инфраструктуры в общее коммуникативное пространство, выступает цифровая платформа креативных индустрий. По оценкам экспертов, проблема коммуникаций стоит достаточно в сфере креативных индустрий: субъекты креативных индустрий во многих случаях слабо осведомлены или совсем не осведомлены о сервисах поддержки и продвижения творческих продуктов, возможностях развития творческих компетенций и повышения квалификации, возможных заказчиках интеллектуально-творческих продуктов. Формирование коммуникативной среды для развития креативных индустрий – важнейшая задача для данной отрасли. Учитывая углубляющийся тренд цифровизации социальных взаимодействий, ее решение может быть связано с построением цифровой платформы креативных индустрий. Она представляет собой онлайн-ресурс, в котором целесообразно выделить два взаимосвязанных раздела: цифровую платформу подготовки кадров для креативных индустрий и цифровую платформу реализации проектов в сфере креативных индустрий. Идея цифровой платформы развития креативных индустрий не нова, она активно обсуждается в профессиональном сообществе [6, 7].

Цифровая платформа подготовки кадров для креативных индустрий, на наш взгляд, должна выполнять следующие ключевые функции и включать соответствующие разделы:

1) предоставление систематизированной информации о возможностях для школьников в части организации профессиональных проб в различных направлениях креативных индустрий в формате кружковой работы на уровне школ и учреждений дополнительного образования для школьников,

2) предоставление систематизированной информации об образовательных программах, позволяющих получить базовое образование для работы в сфере креативных индустрий в учреждениях среднего профессионального и высшего образования,

3) предоставление систематизированной информации о возможностях повышения квалификации и приобретения дополнительных компетенций специалистами в сфере креативных индустрий в учреждениях дополнительного образования,

4) предоставление систематизированной информации о креативных кластерах, площадках реализации креативных идей и проектов, в которых открываются возможности для взаимодействия с заказчиками интеллектуально-творческих продуктов, а также воплощены идеология, ценности и практическая деятельность в области креативных индустрий.

Каждый раздел должен быть снабжен эффективной системой навигации, позволяющей пользователям платформы найти необходимые им образовательные возможности. Каждый раздел должен представлять собой интерактивное пространство, открывающее возможности для установления многоуровневых связей между субъектами креативных индустрий.

Цифровая платформа реализации проектов в сфере креативных индустрий призвана выполнять следующие основные функции:

1) информирование заказчиков продуктов креативных индустрий о действующих организациях (том числе учреждениях среднего профессионального и высшего образования), проектах, креативных объединениях, которые предлагают свои услуги и творческие продукты,

2) предоставление систематизированной информации о возможностях и формах государственной поддержки инициатив в сфере креативных индустрий, позволяющих превратить творческую идею в бизнес-проект и монетизировать ее (например, центр «Мой бизнес» в Красноярском крае),

3) интерактивный сервис поиска и установления контактов между заказчиками и субъектами креативных индустрий,

4) интерактивный календарь событий в сфере креативных индустрий с анонсами мероприятий, форумов, презентаций и иных форм продвижения интеллектуально-творческих продуктов.

В совокупности перечисленных функций цифровая платформа креативных индустрий интегрирует и транслирует полную информацию о креативных индустриях на уровне региона, их направлениях, событиях и возможностях профессиональной самореализации в данной сфере.

Функционирование цифровой платформы креативных индустрий, а также в целом сферы креативных индустрий в регионе должно быть оформлено через непрерывную событийность – совокупность мероприятий, активностей, событий в сфере креативных индустрий, которые стимулируют живой процесс коммуникации и развития отрасли. Такая событийность «сшивает» сферу креативных индустрий, позволяет субъектам индустрий узнавать друг о друге и вступать во взаимодействие, транслирует ключевые ценности, смыслы и идеологию креативных индустрий, способствует формированию «насмотренности» и «вкуса» у потребителей интеллектуально-творческих продуктов. Зеркалом подобной событийности и основным источником информации о событиях способна выступить цифровая платформа креативных индустрий, а также иные информационные источники, интегрированные с платформой. Такая платформа как привлекательный инструмент продвижения продуктов и профессиональной самореализации в сфере креативных индустрий будет привлекать 1) заказчиков, 2) производителей интеллектуально-творческих продуктов, 3) предпринимателей, нацеленных на построение бизнеса путем монетизации креативных продуктов, 4) всех интересующихся творческими продуктами (что будет способствовать формированию общей культуры восприятия креативной сферы).

Взаимодействие с цифровой платформой креативных индустрий, на наш взгляд, будет интересно органам власти, т.к. открывает возможности для мониторинга сферы креативных индустрий, ее регулирования и поддержки.

Здесь встает вопрос о субъекте, которые должен осуществлять общее руководство функционированием цифровой платформой креативных индустрий и поддержанием ее работы. Это проблемное место в предложенной модели. Эксперты отмечают, что в настоящее время нет профильного ведомства, которое уполномочено осуществлять общее управление сферой креативных индустрий, направлять и регулировать ее развитие. Данное обстоятельство затрудняет поиск ответа на вопрос о субъекте, управляющем цифровой платформой креативных индустрий. Представляется, что решение данной проблемы может лежать в русле грантовой поддержки инициатив разработки и администрирования подобной платформы со стороны учреждений, имеющих отношение к развитию сферы креативных индустрий в регионе. К примеру, администрирование образовательного сегмента платформы – цифровой платформы подготовки кадров для креативных индустрий – может быть осуществлено такими учреждениями как Центр развития профессионального образования (г. Красноярск), у которого открываются возможности получения грантовой поддержки этой деятельности.

Важным эффектом функционирования цифровой платформы креативных индустрий выступает эффект делокализации, когда пользователями платформы и субъектами креативных индустрий могут стать творческие люди, производители креативных продуктов, а также заказчики, проживающие в отдаленных от краевого центра районах Красноярского края. Такая цифровизация сферы креативных индустрий «сшивает» не только различные элементы инфраструктуры подготовки кадров и реализации креативных продуктов, но и формирует единое региональное пространство развития креативных индустрий, вовлекая в него представителей отдаленных районов региона.

Отдельным вопросом, связанным с функционированием модели инфраструктуры подготовки кадров для креативных индустрий, выступает вопрос о целесообразности формирования экономических знаний и развития бизнес-компетенций у производителей творческих продуктов. Мнения экспертов по этому поводу разнятся. С одной стороны, бизнес-компетенции необходимы творческим людям как важное условие монетизации креативного продукта в условиях рынка. С другой стороны, не все творческие люди обладают способностями к экономической деятельности и выстраиванию эффективных бизнес-практик. С третьей стороны, существуют предприниматели, которые не производят креативных продуктов, но способны превращать такие продукты в товар и эффективно продвигать на рынке. В связи с этим, кадровая инфраструктура должна открывать возможности для различных стратегий монетизации креативных продуктов:

1) развитие общих экономических компетенций у обучающихся на программах среднего профессионального и высшего образования. Минимум экономических знаний необходим всем производителям творческих продуктов для понимания основных субъектов рынка креативных индустрий, устройства бизнес-коммуникаций, форм и способов монетизации креативных продуктов и др. Если творческий человек решит привлечь предпринимателя для реализации своего креативного продукта, он в целом будет понимать, как это сделать и какого результата ожидать.

2) Предоставление возможностей для специализации или углубленного изучения экономики и бизнеса для производителей творческих продуктов в рамках образовательных программ. Глубокое овладение экономическими компетенциями позволит производителям творческих продуктов самостоятельно выстраивать бизнес стратегии и заниматься монетизацией своих произведений.

3) Привлечение сторонних предпринимателей для реализации креативных продуктов в качестве товара на рынке креативных индустрий. В рамках креативных кластеров, коворкингов и иных подобных форматов творческие люди могут делегировать право реализации своих продуктов заинтересованным предпринимателям и выстроить эффективное партнерство с ними.

Таковы основные элементы модели инфраструктуры подготовки кадров для креативных индустрий, извлеченные из экспертных интервью с лидерами креативных индустрий. Обращает на себя внимание, что эксперты не предлагают каких-либо инновационных подходов к организации подготовки кадров. Это может свидетельствовать, что сознание лидеров креативных индустрий на сегодняшний день относительно консервативно, эксперты размышляют о креативных индустриях с позиции существующих реалий и подходов.


Источники:

1. Абанкина Т.В. Креативная экономика в России: новые тренды // Журнал новой экономической ассоциации. – 2022. – № 2(54). – c. 221-228. – doi: 10.31737/2221-2264-2022-54-2-13.
2. Аликперов И.М. Возможности и проблемы подготовки креативных работников для постиндустриальной экономики // Образование и наука. – 2011. – № 6(85). – c. 12-21.
3. Бернадская К.В. Модель подготовки кадров для креативного сектора в вузах культуры // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2023. – № 227. – c. 37-41.
4. Бернадская К.В. Модель подготовки кадров для креативных индустрий // Креативные индустрии региона: опыт, перспективы, подготовка кадров: Тезисы докладов всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2022. – c. 46-47.
5. Васильева Е.В., Коршунов А.В., Останина Е.В. Проблемы проектирования модели развития креативных индустрий в России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2022. – № 3(67). – c. 9-14. – doi: 10.52452/18115942_2022_3_9.
6. Имаева Г.Р., Сушко Е.Ю. и др. Вклад цифровых платформ в развитие креативных индустрий и поддержку креативного предпринимательства. - Москва: Издательство НАФИ, 2021. – 84 c.
7. Грицких Н.В., Кононова О.Н., Рыбак Н.С. Развитие креативных индустрий в условиях цифровизации // Социология. – 2022. – № 6. – c. 39-47.
8. Дербина Ю.С., Кужутова А.Ю., Боркова Е.А. Креативная экономика: развитие в России // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 5-1. – c. 224-226. – doi: 10.24412/2411-0450-2022-5-1-224-226.
9. Каверина Н.А., Гретченко А.И., Гретченко А.А. Современное развитие креативных индустрий в России (опыт столицы и регионов) // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2019. – № 1(75). – c. 58-64.
10. Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2021 г. № 2613-р
11. Проект КРЕАТИВНАЯПЛАТФОРМА.РФ – цифровая платформа креативных индустрий. Президентский фонд культурных инициатив. [Электронный ресурс]. URL: https://фондкультурныхинициатив.рф/public/application/item?id=2c1a1db3-c0aa-47c4-81ae-878fea030cdc&ysclid=lcq4xlfn3931132173.
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2021 г.. № 2613-р. Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/136723/.
13. Симонова И.Ф. Интегративный подход в подготовке специалистов для креативного сектора: стратегии развития // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2023. – № 227. – c. 13-20.
14. Зеленцова Е.В. и др. Творческие (креативные) индустрии. - М., 2022. – 221 c.
15. Хестанов Р. Креативные индустрии – модели развития // Социологическое обозрение. – 2018. – № 3. – c. 173-196. – doi: 10.17323/1728-192X-2018-3-173-196.

Страница обновлена: 06.04.2024 в 01:43:39