Подготовка кадров для инновационной деятельности в России

Литвинов А.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 (35), Ноябрь 2009

Цитировать:
Литвинов А.С. Подготовка кадров для инновационной деятельности в России // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 11. – С. 29-34.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13061563
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Развал системы подготовки профессионально-технических кадров, существовавшей в советский период, старение персонала и отсутствие притока молодежи на производство негативно влияют на реализацию инновационных проектов. В результате запуск производства новой продукции сопровождается необходимостью привлечения персонала. Необходима модернизация системы образования, направленная на формирование устойчивых связей между учебными заведениями и предприятиями.

Ключевые слова: подготовка кадров, инновационный проект, персонал, кадровые ресурсы, модернизация системы образования



Развал системы подготовки профессионально-технических кадров, существовавшей в советский период, старение персонала и отсутствие притока молодежи на производство негативно влияют на реализацию инновационных проектов. В результате даже при наличии финансовых ресурсов запуск производства новой продукции сопровождается необходимостью привлечения персонала. Однако если в случае «продуктовой» инновации эта проблема носит локальный характер, то технологическое обновление производства предъявляет к качеству кадров более серьезные запросы. [1]

Средний возраст сотрудников российских научных организаций – 47,4 года, исследователей до 30 лет в России всего 17 %. Ученых самого активного «научного» возраста – от 30 до 40 лет – еще меньше, 13 %. Средний возраст исследователей с кандидатской степенью – 52 года, а с докторской – 60 лет. [4] При этом в нашей стране довольно много людей получают степень кандидата наук – почти четверть всей молодежи с высшим образованием. А вот заявки на государственные научные гранты подают всего 3 % молодых ученых, в то время как в США – эта цифра составляет 84 %.

Ключевыми проблемами молодежного инновационного сектора являются:

- отсутствие новых подходов и методов подготовки кадров и их вовлечения в инновационную деятельность;

- утрата преемственности в науке;

- серьезный разрыв между образовательной и научной школами;

- отсутствие единой централизованной информационной системы, предназначенной для получения информации и обмена опытом в сфере инновационного предпринимательства.

Присутствие России на международном рынке наукоемкой продукции весьма незначительно: ее доля составляет, по разным оценкам, от 0,35 до 1 %. Это ниже показателей не только развитых стран мира, но и развивающихся стран Азии. В структуре товарооборота на долю соглашений, предметами которых являлись патенты, патентные лицензии и товарные знаки, приходится не более 1 % экспорта и 10 % импорта технологий.

Кризис научно-технической сферы России связан с кардинальными изменениями институциональных условий: сокращением бюджетного финансирования, неспособностью предпринимательского сектора приступить к серьезным инновационным проектам, инерционностью организационной структуры. [2]

Уровни, тенденции и структура финансирования науки и новых технологий не соответствуют ни текущим потребностям России, ни стратегической задаче преодоления отставания от лидеров мировой экономики.

Что касается обеспечения кадровыми ресурсами, то, по данным органов государственной статистики, потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест на 31 октября 2008 г. составляла 899 тыс. или 2,8 % от общего числа рабочих мест. Наибольшее количество вакантных рабочих мест сложилось в здравоохранении и социальном обеспечении (19,4 % от общей потребности), обрабатывающих производствах (16,2 %), операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг (15,6 %), на транспорте и в связи (12,3 %), образовании (9,2 %). Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по видам экономической деятельности более наглядно изображена на рис. 1.

Рис. 1. Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по видам экономической деятельности на 31 октября 2008г., тыс. человек

Анализ потребности организаций в работниках по профессиональным группам показал, что наибольшее количество вакантных рабочих мест отмечается по профессиям квалифицированных рабочих промышленных предприятий, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр (21,3 % от общей потребности в работниках), специалистов высшего уровня квалификации (19 %), неквалифицированных рабочих (16,2 %), специалистах среднего уровня квалификации (13,9 %). Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по профессиональным группам представлена в таблице 1.

Таблица 1

Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по профессиональным группам


Профессиональная группа
Списочная численность работников – всего,
тыс. человек
Потребность в работниках для замещения вакантных рабочих мест,
тыс. человек
Процентное соотношение потребности в работниках для замещения вакантных рабочих мест в общем числе рабочих мест по соответствующей профессиональной группе, %
Руководители учреждений, организаций и предприятий и их структурных подразделений (служб)
3048,8
36,0
1,2
Специалисты высшего уровня квалификации
5976,0
170,5
2,9
Специалисты среднего уровня квалификации
4290,2
124,8
2,9
Работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием
1130,3
25,1
2,2
Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности
2352,9
91,7
3,8
Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства
619,6
13,9
2,2
Квалифицированные рабочие промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр
5751,5
191,3
3,3
Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин
3938,0
99,6
2,5
Неквалифицированные рабочие
4239,6
145,9
3,4
Всего
31346,9
898,9
2,9
Таким образом, модернизация системы образования должна быть подчинена формированию нового качества всей системы российского образования и обеспечению его адекватности актуальным и перспективным потребностям и запросам общества. Ориентация системы образования на удовлетворение реальных потребностей конкретных потребителей должна стать основой для привлечения дополнительных материально-технических и финансовых ресурсов. [3]

Одним из важных свидетельств позитивного влияния изменений в производстве на занятость служит увеличение масштабов переподготовки работников. В советский период значительная часть предприятий содержала свою систему подготовки кадров, начиная от первичного обучения на рабочем месте вновь принятых работников и заканчивая финансированием обучения работников в учебных заведениях. С началом рыночных преобразований средства, направляемые на обучение и переподготовку работников, были сокращены в некоторых случаях почти до нуля. По мере осуществления технологических нововведений и нахождения своей рыночной ниши предприятия столкнулись с необходимостью повышения или изменения квалификации работников, поиска специалистов на стороне, обучения новых кадров. В результате доля средств, направляемых на эти цели, стала увеличиваться.

Только на недавней конференции «Взаимодействие работодателей и отраслевых университетов в сфере АПК по реализации региональных антикризисных программ», состоявшейся в Москве, было подписано сразу несколько соглашений о сотрудничестве между Российским аграрным движением и Московским государственным университетом технологий и управления. Документы предусматривают повышение качества обучения и переподготовки студентов и работников АПК, пищевой промышленности, общественного питания, а также предоставление им гарантированной работы.

Подводя итоги сказанному, можно выделить следующие действия, способствующие развитию инновационной деятельности в России. По нашему мнению, необходимо:

- дать возможность вузам создавать малые инновационные предприятия – в противном случае эффективность вузовских инноваций по-прежнему будет достаточно низкой;

- ликвидировать недостаток квалифицированных кадров, которые могли бы сопровождать сложные инновационные проекты;

- создать образовательную базу, соответствующую уровню развития техники;

- организовать центры коллективного пользования, оснащенные современным оборудованием, куда могли бы иметь доступ несколько организаций.

Инновации должны внедряться самими предприятиями. Эта цель осуществима при модернизации оборудования с одновременной реструктуризацией управленческой структуры, повышением качества продукции и учетом требований конечных потребителей. Задача макроэкономического регулирования заключается в определении приоритетов для развития всей экономики, поддержке инноваций, имеющих межотраслевой характер и способствующих развитию производственного потенциала страны.


Источники:

1. Кадровые стратегии промышленных предприятий / Московская А. // Проблемы теории и практики управления. – 2003. – № 3.
2. Управление инновационными процессами / Семенова А. // Экономист. – 2005. – № 5. – С. 46-53.
3. Назревшие проблемы модернизации системы общего образования / Катанова Е. // Экономист. – 2008. – № 12. – С. 84-88.
4. Российская Бизнес-газета. – 2009. – 24 марта.

Страница обновлена: 14.08.2024 в 12:44:16