Инновационные подходы в подготовке экономистов в условиях компетентностной парадигмы образования

Дегтярева Н.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (76), Апрель 2013

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=19029214
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Охарактеризована авторская педагогическая система профессиональной подготовки экономистов на базе функционирования модельного предприятия, которая позволяет формировать профессиональные компетенции в условиях современных требований экономической сферы, науки и образования.

Ключевые слова: креативность, кадровый потенциал, профессиональные компетенции, модельное предприятие, дидактические принципы, инновационно ориентированный менеджмент



Интерес к профессиональной подготовке креативных экономистов развивается по мере трансформации экономических норм и правил, новых организационных форм, формирования более сложных взаимоотношений участников экономической сферы, науки и образования. Зарождаются новые подходы и технологии подготовки кадров для сферы экономики и управления. Одним из таких подходов в рамках компетентностной парадигмы образования являются учебные модельные предприятия, использующие специфические формы и методы моделирования будущей профессиональной деятельности обучающихся в высших учебных заведениях.

Ситуативная обкатка

Динамическая модель учебного предприятия учитывает специфику конкретных действий, работу с абстрактными символами, а симбиотическая связь актуальной теории и практики позволяет формировать профессиональные компетенции, что вкупе является условием устранения односторонне ориентированного теоретического обучения, увеличивает возможности приобретения практического и социального опыта молодежи в решении профессиональных задач.

Модельное предприятие представляет собой специально организованное место с учетом педагогических и дидактических принципов обучения, где обучаемые учатся на модели и в модели с целью формирования профессиональных экономических и управленческих компетенций [1].

Преимущества обучения на модельном предприятии, по сравнению с прохождением практики на реально действующем, очевидны. Во-первых, ошибочные действия обучающихся не несут ощутимых потерь для организации; во-вторых, моделирование различных ситуаций (в том числе банкротства) делает учебный процесс более «подвижным»; в-третьих, модельное предприятие можно рассматривать как образец для реально существующих, поскольку возможностей для внедрения инновационных управленческих подходов, информационных технологий, технических достижений гораздо больше.

Разработанную нами педагогическую систему профессиональной подготовки экономистов на базе функционирования модельного предприятия (рис. 1) образуют следующие элементы: цель подготовки бакалавра экономики; студенты; особенности содержания обучения и воспитания; особенности дидактических процессов, являющихся способами осуществления педагогических задач; преподаватели или технические средства обучения; особенности организационных форм педагогической деятельности.

В педагогической системе цели подготовки определяются Концепцией профессиональной подготовки экономистов. Студенты рассматриваются как личности со своими индивидуальными особенностями, соответственно методическую основу составляют элементы технологии личностно-ориентированного обучения.

Содержание обучения отобрано в соответствии с потребностью в формировании профессиональных компетенций. В качестве методов обучения используются интерактивные: кейс-метод, метод проектов, ситуаций, фасилитации.

Преподавателю отведена роль ученого, педагога и тренера, способного на высоком научно-теоретическом уровне изложить учебный материал, использовать инновационные подходы в обучении и проводить интерактивные диалоги.

Организационными формами педагогической деятельности являются индивидуальная и групповая работа в специализированном учебном классе, групповое обсуждение работы в учебной аудитории и вне ее, выполнение индивидуальных и коллективных проектов, анализ и разбор ситуаций. Значимым компонентом педагогической системы выступает спецкурс «Модельное предприятие».

Сначала имитация, потом реальность

Организационный порядок модельного предприятия представлен в виде его организационной структуры и норм демократического поведения. Внешние воздействия, оказывающие влияние на деятельность модельного предприятия, были предварительно спланированы и «встроены» в общий сценарий развития игровых ситуаций. Одним из таких воздействий стал документооборот внешней коммуникационной сети предприятия. В соответствии с учебными целями в разработанном модельном предприятии использован третий уровень применения новых информационных технологий (НИТ), когда предприятие функционирует в условиях корпоративной компьютерной сети.

2014-09-12 17-47-53 Скриншот экрана

В учебной зоне, где располагаются функциональные подразделения предприятия, размещены посадочные места с персональными компьютерами, а в зоне имитации внешней среды сконцентрирована деятельность внешних субъектов.

Работа на модельном предприятии в области профессиональных задач приводит к необходимости обращаться к теоретическим знаниям по экономике, управлению, праву и пр. Свободный доступ к базовым знаниям обеспечен каждому студенту с помощью современных компьютерных технологий через создание интерактивных мультимедийных учебно-справочных средств, которые более эффективны за счет динамической графики, звука, видео и гиперсвязи.

Структура модельного предприятия в нашем случае представлена учебным центром, библиотекой, фондом типовых документов и бланков, программами для автоматизации различных направлений деятельности предприятияLocalOff и FinAnalysBoss.

Конструирование игровой деятельности модельного предприятия осуществлялось с учетом педагогических принципов игрового контекста [2]. Реализация принципа имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства потребовала знаний особенностей экономической и управленческой деятельности на производственном предприятии, следовательно, повлекла анализ типичных работ специалистов по отделам, исследование психологических и социальных условий их деятельности.

Принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности в нашем случае реализован путем создания «катастроф», поведенческих противоречий, сжатия игрового времени по отношению к реальному времени протекания процесса в объекте имитации, смены ролей в процессе игры, конструирования игровых прав и обязанностей игроков, игровых правил, разработки игровой «упаковки» документации, создания опознавательных знаков, символов, эмблем, оформления материалов работы, презентации результатов.

Принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой модели предприятия заложен в системе учебных заданий в форме описания конкретных производственных ситуаций, которые содержат противоречивые, избыточные, неверные данные, взаимоисключающие альтернативы, что задает предмет для дискуссии, спора, альтернативных вариантов поиска и доказательств решения.

Реализация принципа диалогического общения обеспечена не только проблемным содержанием игры, но и ролевыми позициями участников, анализирующих возникающие проблемные ситуации с разных точек зрения.

В качестве методической основы образовательного процесса в спецкурсе «Модельное предприятие» используется функциональная система образовательной деятельности, разработанная А.В. Хуторским [3]. Данная система основана на идеях личностно ориентированного и культуросообразного образовательного процесса, для которой уместна интеграция психологического (А.Н. Леонтьев) и методологического (Г.П. Щедровицкий) подходов к пониманию деятельности: от деятельности студента по освоению реальности к внутренним личностным приращениям и от них к освоению культурно-исторических достижений.

Имеющийся опыт внедрения в учебный процесс образовательной технологии «Модельное предприятие» для студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело» показал высокие образовательные результаты [4]. В ходе педагогического эксперимента автором было выявлено, что изучение спецкурса «Таможенный брокер» способствовало повышению уровня профессиональных знаний, умений и навыков в среднем на 12,5 %, что является достаточным для подтверждения эффективности внедряемой в учебный процесс образовательной технологии.

Выводы

Выбор образовательной технологии «Модельное предприятие» в подготовке кадров для сферы экономики и управления обусловлен рядом причин:

- работа происходит на интерактивном уровне, с использованием соответствующих методов обучения, а активизация образовательной деятельности студентов способствует развитию их личностных качеств и эффективному формированию профессиональных компетенций;

-формирование компетенций осуществляется в учебной среде, имитирующей реальные условия будущей профессии;

- предоставляется возможность развития традиционных ситуационных задач до противоречивых, нестандартных случаев, заимствованных из практики, а в процессе диалога и противоборства мнений формировать новое знание;

- возможность создания психологических и социальных условий практической деятельности, в которых осуществляется работа на предприятии; конкретная проблема рассматривается системно, с учетом особенностей предприятия в условиях разделения труда с использованием всех полученных ранее знаний [5].

По мере того, как проходит обучение, появляются новые идеи, как в области методов, так и в области используемых конкретных ситуаций, требуется постоянная работа над учебными материалами. Подобная деятельность отличается от традиционного подхода высокими требованиями к системности и комплексности. Достижению этого способствует коллективная работа группы преподавателей с привлечением специалистов из различных областей. Наличие такой группы на постоянной основе – залог успешного развития современной образовательной технологии «Модельное предприятие», которая тем не менее имеет давнюю традицию и успешно применяется в развитых странах.


Источники:

1. Исаева Н.А. Учеба и работа на модельном предприятии: проект «Создание предприятия» [Текст]. – Новосибирск: НГУ, 1998.
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст]. – М.: Высшая школа, 1991.
3. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебное пособие [Текст]. – М.: Высшая школа, 2007.
4. Лагуткина Н.В. Подготовка студентов к товароведческой деятельности на основе применения образовательной технологии «Модельное предприятие»: Диссертация кандидата пед. наук: 13.00.08 [Текст]. – Караганда: 2004.
5. Соколов К.О. Направления профессиональной подготовки специалистов по управлению инновационной деятельностью // Вопросы инновационной экономики, 2011, № 3.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:45:04