Креативные индустрии: условия развития и перспективы

Мызрова К.А., Рожкова Е.В., Чугунова О.А.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 8 (Август 2024)

Цитировать:
Мызрова К.А., Рожкова Е.В., Чугунова О.А. Креативные индустрии: условия развития и перспективы // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 8. – doi: 10.18334/epp.14.8.121324.



Введение

Креативные индустрии являются одним из драйверов экономического роста, способствуя созданию новых продуктов и инноваций в разных сферах творческой и креативной деятельности.

Потенциал сектора креативной экономики ещё недостаточно реализован, доля творческих (креативных) индустрий в экономике Российской Федерации составляет 2,23 процента, отмечается в Концепции развития креативных индустрий [3], утверждённой в 2022 г. в России, а доля креативных индустрий в российском ВВП должна составить 6 процентов и 15 процентов занятых.

Полагаем, что отдавая приоритет развитию образования региональных креативных индустрий при помощи цифровых инструментов возможно ускорить достижение показателей Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года [3], а также ускорить развитие регионального малого бизнеса в России в секторе креативных индустрий.

В современный период ключевым ресурсом развития цифровой экономики становятся новые виды деятельности, основанные на интеграции цифровых технологий и индивидуального творчества [12]. Факторы, влияющие на развитие цифровой экономики [10], такие как: повышение цифровой грамотности, развитие цифровых компетенций, применение проектно-ориентированного управления, всё это предопределяет неизбежные изменения в кадровой политике страны. В «Стратегии развития информационного общества в России на 2017-2030 гг.» [2] отражена актуальность образования и подготовки кадров в период развития цифровой экономики.

Одной из основных проблем управления развитием креативной экономики в России является кадровая проблема: рассредоточенность людей, обладающих необходимыми творческими, исследовательскими, инженерными и предпринимательскими потенциалами, что препятствует созданию целостного, устойчивого успешного бизнеса [26].

Становится важным обучение персонала, освоение новых компетенций в области digital-технологий для создания и оптимизации процессов в рамках цифровой трансформации организации. Чтобы быть на шаг впереди конкурентов и максимально использовать потенциал интегрируемых технологий необходимо готовить руководителей проектов цифровой трансформации для решения задач, как бизнеса, так и образования, к новым навыкам - владения инструментами реализации цифрового проекта и формирования команды. Грамотно используя цифровые инструменты, затраты на ведение бизнеса снижаются, решается проблема кадрового голода, повышается прозрачность ведения бизнеса и многое др.

Изученность темы исследования. Современными зарубежными исследователями, такими как Дж. Хокинс [22], Дж. Ньюбайджин [17], П. Фассел [21], рассматривающих креативную экономику как артикулированное соединение творческих инноваций и экономической активности субъектов, как институционализацию понятия индустрии культуры с выявлением её элементов: креативного класса, творческого кластера, творческой организации. В работах П. Бурбье [27] исследуется модель бизнес структур креативных индустрий, Д.Тросби [19, С.159] представлена централизованная модель культурных индустрий.

Дискуссия о «культурных индустриях» была начата более семидесяти лет назад представителями Франкфуртской школы, выдающимися немецкими философами Максом Хоркхаймером и Теодором Адорно в работе «Диалектика Просвещения» [30], выдвинутая ими проблематика стала основанием для дальнейшего осмысления культурных индустрий специалистами разных областей. А.В.Вейнмейстер, Ю.В.Иванова отмечают, что «изменение названия «культурные индустрии» на «креативные индустрии» произошло в Великобритании, что связано с выходом книги «Креативная Британия» Криса Смита» [7].

В России заговорили о креативных индустриях относительно недавно и в современных исследованиях практически не представлена роль креативной индустрии в развитии городской среды и экономической привлекательности региона, развитие арт-кластеров и арт-зон, рейтинги экономической привлекательности городов и стран, брендинг территории. Таким образом, исследования сектора креативных индустрий представлены в работах российских исследователей достаточно фрагментарно, например, в работах С.К.Волкова [8] исследуется туризм как сектор креативной экономики; Симоновым А.Б. [9] оцениваются условия для ведения креативной деятельности в сельских территориях; влияние сектора креативной индустрии на инновационное развитие региона рассматривается в работе Г.И.Лазарева, В.А.Андреева, А.Р.Шкробот [14]; значение креативной экономики для экономики города показано в исследовании А.А. Стуглева, С.Т.Ходько, А.М.Любенова [18] и др.

В Указе Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [1] есть упоминание о креативной экономике, креативных индустриях и перечне видов деятельности, причисляемых к креативным индустриям.

Общепринятого определения креативных индустрий не выработано на данный момент, и в научной литературе ведутся дискуссии. Эксперты НИУ «Высшая школа экономики», отмечают, что креативные индустрии представляют собой секторы экономики, значимая часть добавленной стоимости в которых формируется за счёт творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность [24].

Эксперты Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ) подсчитали 16 составляющих креативных индустрий: арт-индустрия; народные промыслы; музыка, исполнительское искусство, культурно-досуговые учреждения; кино и анимация; фотография; издательская деятельность; телерадиовещание; ИТ и видеоигры; реклама; архитектура; дизайн; мода; ювелирное дело; библиотеки, архивы, музеи; культурное наследие; образование в креативных индустриях [25]. В России приоритетной сферой закреплено производство кино, теле- и радиовещание, а также индустрия анимации [6].

Агентством стратегических инициатив (далее - АСИ) реализуется проект «Атлас креативных индустрий в Российской Федерации» [4], а также проект Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ «Развитие креативных индустрий в России: ключевые индикаторы» [5].

Основополагающая проблема становления сектора креативных индустрий - отсутствие институционального закрепления данного сектора как органа исполнительной власти [11, 13]. В секторе креативных индустрий действуют как некоммерческие организации, так и представители креативного бизнеса, что не учитывается в рамках национальной культурной политики.

Таким образом, актуальность темы исследования связана с недостаточной изученностью сектора креативных индустрий, отсутствием его институционального закрепления, а также малой изученностью современных условий для его развития - периода цифровой трансформации, особенностями подготовки кадров.

Цель исследования - выявить и описать условия для развития сектора креативных индустрий, а также перспективы его развития.

Методология и методы исследования. Методологической основой исследования послужили фундаментальные и прикладные исследования российских и зарубежных учёных, изучены статьи в периодических изданиях по исследуемым проблемам, материалы научных конференций по актуальным вопросам развития сектора креативных индустрий, цифровой трансформации образования. Для решения поставленной цели использованы общенаучные и частные методы познания: системный анализ, метод описания.

Теоретическая и практическая значимость исследования: выводы работы могут стать основой дальнейших исследований сектора креативных индустрий в условиях перехода к цифровой экономике.

Гипотеза исследования. Современные условия развития сектора креативных индустрий актуализируют необходимость выработки координационных механизмов, мер государственной поддержки бизнеса, а также популяризации малого бизнеса.

По оценке специалистов Института образования Высшей школы экономики [20], прежде чем российское образование перешло к цифровой трансформации, оно прошло через развитие компьютерной грамотности, начиная с середины 1980-х гг., затем второй этап - с середины 2000-х гг. до 2018 г., характеризуется постепенным внедрением в учебный процесс цифровых инструментов не только для занятий по информатике, но и для других дисциплин.

Цифровизация образования проникает во все аспекты образования, начиная от способов предоставления образовательных материалов и заканчивая процессами администрирования и оценки знаний.

В ходе цифровой трансформации образования обновляются:

- планируемые образовательные результаты и содержание образования;

- педагогические методы и технологии обучения;

- организация учебной работы, цифровые инструменты.

Новые задачи экономики ставят новые вызовы, и креативной индустрии ещё предстоит найти своё место в национальной системе образования в современных условиях цифровой трансформации образования. Успех подготовки специалистов сектора креативной индустрии во многом будет зависеть от тех педагогов профессионального обучения, которые могут от целеполагания до дидактического обеспечения спроектировать процесс подготовки таких специалистов.

Получение образования в области креативных технологий привлекательно для молодёжи, прежде всего, в связи со снижением порога входа в профессию для начинающих креаторов. Поколение Z легко нарабатывает цифровые навыки работы со смартфонами, с камерами высокого качества, профессиональные приложения позволяют создать видеоконтент или даже художественный фильм.

По данным Центра изучения поколений [28], 91% представителей поколения Z планирует открыть собственный бизнес в секторе креативной индустрии.

Бизнесу для привлечения клиентов необходимы не только цифровые продукты и нейросети, обрабатывающие информацию о пользователях, но и креативные механики, привлекающие целевую аудиторию. Малый бизнес может стать основой экономического роста российской экономики в силу своей гибкости и мобильности.

В государственных программах не затронута поддержка социального предпринимательства сектора креативных индустрий, хотя ему крайне необходима целевая государственная поддержка на региональном уровне. Зачастую бизнес сектора креативных индустрий является убыточным.

Грантовая поддержка креативных индустрий не является системной, хотя достаточно развита Грантовая поддержка креативных индустрий Президентского фонда культурных инициатив Фонда содействия инновациям, Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества, Министерства культуры Российской Федерации и других региональных государственных и некоммерческих структур.

Период пандемиии COVID19, санкционная политика враждебных стран создали сложности, выявив недостаточную подготовленность учителей и преподавателей к использованию дистанционных технологий, электронного обучения, но одновременно с этим и создали новые возможности, бизнес показал свою жизнестойкость, за последний год показав прирост числа молодых предпринимателей [16].

Считаем, что для развития сектора креативных индустрий ещё многое предстоит сделать:

во-первых, необходимо объединить разобщённые ведомства креативных индустрий, выработав механизм координации между ведомствами, креативными индустриями, вузами и бизнесом;

во-вторых, внедрить меры государственной поддержки сектора креативных индустрий и развития бизнеса в данной сфере;

в-третьих, популяризировать создание малого бизнеса в области креативных индустрий.

Профессиональное творческое образование всегда было связано с ранней предпрофессиональной подготовкой (например, окончание художественной или музыкальной школы).

По словам экспертов НИУ ВШЭ Т.Абанкиной и М.Гершмана «эффективной и привлекательной становится модель образования в течение всей жизни» (lifelong learning), и в этой модели вуз является траекторией продолжения образования [29].

Численность занятых в творческих профессиях в России («креативный класс») увеличилась с 2,5 до 3,4 млн чел. В 2017 г. - 2021 годах (с 3,5% до 4,8% от общей численности занятых в стране) [4].

Важным становится формирование цифровых компетенций на всех уровнях обучения. Благодаря выявленным проблемам в обучении произошло ускорение процессов цифровизации на всех его ступенях.

В связи с санкционной политикой враждебных государств образовательные организации отказываются от зарубежных разработок и переходят на российское программное обеспечение. В работе стали использоваться пакет «Мой офис», «Яндекс 360» вместо Microsoft, приостановившей доступ к облачным продуктам с конца марта 2024 г. Стали использоваться российские приложения для проведения лекций и конференций в место Zoom, Microsoft Teams, Skype: Sber.Jazz, Vinteo, «Сферум», «TrueConf», «Яндекс.Телемост», а также Astra Linux, Rosa Linux.

На настоящий момент все региональные министерства образования используют новый цифровой сервис - цифровая карта синхронизации. С её помощью можно увидеть данные и проанализировать состояние региональных образовательных организаций среднего профессионального образования, выявив лучшие практики. Такая карта поможет уточнить запросы бизнеса и наметить дальнейший вектор развития.

Одной из лучших практик стало проведение недели креативной экономики «Другое дело» в Псковской области. Проект «Другое дело» [23], стартовал с сентября 2020 г., за 3 года проведено более шестидесяти мероприятий в сфере креативной экономики, собравший более 300 участников из различных креативных индустрий Псковской области. В 2023 г. в результате проведения межрегионального форума сформировано профессиональное творческое бизнес-сообщество, нацеленное на дальнейший запуск шоукейсов, зарегистрировано 25 самозанятых, ведущих деятельность в креативной сфере.

Конечно, есть сложности процесса цифровизации образования, на некоторых территориях всё ещё остаётся низкой скорость доступа в интернет и его нестабильная работа. Цифровизация образования креативных индустрий направлена на повышение гибкости и доступности образовательного процесса, защиту данных, способствует внедрению инновационных технологий в учебный процесс, использование отечественных цифровых платформ помогает персонализированному обучению, позволяет автоматизировать процесс оценивания, повышать цифровую грамотность населения, обучать необходимо, прежде всего, преподавателей и педагогов работе с новыми информационными ресурсами и цифровыми технологиями.

На любом из этапов развития цифровой экономики просматривается необходимость преобразования образовательной системы, как важнейшего компонента процесса цифровизации. Для формирования цифровой образовательной среды, выстраивания координационных механизмов сектора креативных индустрий, а в дальнейшем построения образовательных сетей сектора креативных индустрий, необходима соответствующая подготовка как специалистов, так и педагогов.

Образовательная сеть - система долгосрочных неформализованных или «мягко формализованных» устойчивых взаимосвязей и взаимодействий коммерческих организаций, учреждений высшего образования и органов местной и федеральной власти, объединённых общей целью развития, основанная на интеграции знаний, системе ценностей, направленной на повышение эффективности деятельности предприятия [15].

В силу специфически ограниченных ресурсов участников образовательной сети сектора креативных индустрий возможно получение синергетического эффекта на базе добровольного и коллективного самоограничения и вклада в достижение будущих результатов, отвечающих интересам всех партнёров, при этом проявляющих и сохраняющих свои различия.

Считаем, что в результате цифровой трансформации образования сектора креативных индустрий появляется возможность решать новые актуальные задачи: формирования цифровых компетенций обучающихся и педагогов; внедрение современных цифровых технологий в образовательную среду; цифровое наполнение образовательных баз; актуализация креативного мышления в новых условиях развития цифровой экономики.

Сектор креативных индустрий нацелен на экономические показатели прибыльности, ориентируются на коммерческое и частное финансирование, не ограничен списком только культурных сфер деятельности и привязаны в большей степени к местному или региональным уровням.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пандемийный период COVID19, санкционная политика существенно повлияли на развитие цифровых технологий, вскрыв назревшие проблемы доступности интернета, цифровой грамотности, развития цифровых компетенций и др.

Сегодня цифровая трансформация экономики предопределяет изменения в подготовке кадров сектора креативных индустрий, и основной акцент должен быть сделан на формирование цифровых компетенций, цифровых технологий, а также обучении проектно-ориентированному управлению, что особенно важно как для тех «кого обучают» и «кто обучает», а в дальнейшем и для тех кто будет строить свой собственный бизнес в данной сфере.

Отсутствие институционального закрепления сектора креативных индустрий как органа исполнительной власти препятствует формированию мер его поддержки, что особенно необходимо для развития и поддержки бизнеса.

Таким образом, новые вызовы времени требуют обстоятельного подхода к развитию сектора креативных индустрий и выстраивания долгосрочных отношений между всеми стейкхолдерами, заинтересованными в его развитии: высшими учебными заведениями, органами исполнительной власти, бизнесом.

Авторы полагают, что необходимо продолжить исследование для развития инструментов менеджмента с помощью выстраивания координационных механизмов - формирования образовательной сети сектора креативных индустрий в период становления цифровой экономики. Дальнейшие направления исследования связаны с проблематикой изучения цифровой образовательной среды, новых цифровых технологий, анализом состояния и перспектив развития образовательных сетей сектора креативных индустрий в регионах и др.


Страница обновлена: 01.07.2024 в 14:50:16